2010
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Математика. Механика. Информатика Вып. 2(2)
УДК 519.86; 519.87
Обобщение модели эмоционального воспитания
О. Г. Пенский, К. В. Черников
Пермский государственный университет, Россия, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 [email protected]; (342) 279-98-36
Доказана общая теорема о стремлении к постоянной величине значения воспитания забывчивого субъекта при непрерывном воспитательном процессе. Предложены безразмерные функции, определяющие эмоциональную память индивидуума.
Ключевые слова: эмоции; воспитание; математическая модель.
В работах [1, 2] предложена формула эмоционального воспитания забывчивого
субъекта, которая имеет вид
Щ) = г(г) + в,г , + 0Д ,г 2 +
+ <9Д Д 2г, 1 + • • • + #Д Д 2 • • 4'о >
где в,■ - безразмерные коэффициенты памяти, зависящие от времени, 0 < в: < 1, /у - элементарные воспитания, j = 1, / . / - порядко-
V
вый номер такта [1],
-
полное время действия на субъекта эмоции Мj й , t - время, т - текущее время действия последней эмоции.
Известно [1], что элементарные воспитания удовлетворяют неравенству
Г]\<С]. (2)
При стремлении значения / к бесконечности соотношение (1) примет вид
00 7—1
Я=1>7-1 (3)
7=1 ]=1
Теорема. Ряд (3) сходится.
Доказательство. Покажем, что ряд (2) сходится абсолютно.
Так как выполняется неравенство О < в1 < 1, то существует такое в меньшее
единицы, что справедливо соотношение
вj < в < 1, где 7 = 1, 00 .
В силу неравенства (2), формулы (3) и равенства для определения суммы членов геометрической прогрессии [3] можно записать соотношение
1-6»
Таким образом, ряд (3) сходится абсолютно и, следовательно, он сходится [4].
Теорема доказана.
Следствие. Воспитание забывчивого субъекта, соответствующее концу тактов, стремится к постоянной величине воспитания при бесконечном увеличении времени непрерывного воспитательного процесса.
Доказательство. Так как ряд (3) сходится, то при увеличении времени непрерывного воспитательного процесса |1 —> со воспитание субъекта, соответствующее концу тактов, будет стремиться к постоянной величине.
Таким образом, следствие доказано.
Оценим величину погрешности воспитания при условии, когда для оценки суммы ряда (3) применяется к членов ряда.
Очевидно, что погрешность
© О. Г. Пенский, К. В. Черников, 2010
Ьк+1
при конечном суммирова-
0
О. Г. Пенский, К. В. Черников
нии к членов ряда (3) будет удовлетворять неравенству
qвk
Определение 1. Обобщенной функцией
1-6»
Согласно работе [1], формула (3) определяет воспитание при непрерывном воздействии на субъекта эмоциями. Но легко видеть, что в конце полных воспитательных циклов [1], количество которых равно п, общая функция воспитательного процесса К,[п] , опреде-
1п ,1п
ляющая воспитание, полученное в результате этих циклов, удовлетворяет соотношению
( 1Р »М4!
Пвк
к=1 V У
Л
к 1р г}р+] + У г1/} Пв\р]+ П9)РХР~1}
1р+[ ¿ш^ ?=| J 2-_| 1 VI’V
к=1 J V
Р — 2, п,
ґ
гі>іі
\
і, ю[іЛ
Пвк
к=1
У
г [Ц 4+1
4+1 к
е«я6';11
к=1 J
где і - обозначение переменных, соответствующих воспитательному циклу с номером І,
- а[р]
і = \,п, в/; соответствует тактам без эмоциональных воспитаний цикла с номером р, к - номер такта без эмоциональных воспитаний, Iр - количество тактов цикла с номером р без
эмоциональных воздействий, Ір - количество
тактов воспитательного цикла с номером р при непрерывных эмоциональных воспитательных воздействиях.
Очевидно, что для забывчивого субъекта [1] справедливы неравенства
Р =0-
ч
— + 0‘Ч-] . |
\—0 р-1 ’ р-1 \
р = 2. п,
-в
г=1Л , 7 = 1,/, , Р = \п. Введем несколько определений.
памяти
ж
[п]
назовем величину, удовлетво-
ряющую соотношению Ж
[ п]
у[п]
1Й ’‘и
ч
Определение 2. Обобщенным индикатором пресыщения воспитания назовем функ-
Г1 \У/П,] \
цию вида Ж, " = ——-------------.
щ
Исходя из вышеприведенных определений, следует, что обобщенная функция памяти и обобщенный индикатор пресыщения воспитания являются безразмерными функциями.
Очевидно, что обобщенный индикатор пресыщения воспитания удовлетворяет неравенству 0 < Ж/”] < 1. Так же легко видеть,
1п >1п
что для равномерно забывчивого субъекта с равноценными эмоциями обобщенная функция памяти эквивалентна функции памяти, обобщенный индикатор пресыщения воспитания эквивалентен индикатору пресыщения воспитания [1].
В настоящее время авторами публикации разрабатывается компьютерная программа моделирования поведения эмоционального робота, алгоритм которой основан на вышеприведенных обобщенных моделях эмоционального воспитания субъекта. Программа будет моделировать эмоции робота, возникающие в результате звуковых раздражителей.
Список литературы
1. Пенский О.Г., Зонова П.О., Муравьев А.Н. и др. Гипотезы и алгоритмы математической теории исчисления эмоций. Под общ. ред. О.Г.Пенского / Перм. ун-т. Пермь, 2009. 152 с.
2. Пенский О.Г. Математические модели эмоционального воспитания // Вестн. Перм. ун-та. Математика. Механика. Информатика / Перм. ун-т. Пермь, 2009. Вып. 7(33). С.57- 60.
3. Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование. М.: Физматлит, 2005. 320 с.
4. Кудрявцев Л.Д. Краткий курс математического анализа. М.: Физматлиз, 2002.400 с.
п>~п
Ір+1
іп .І
1
Обобщение модели эмоционального воспитания
Generalization of model of emotional education
O. G. Pensky, K. V. Chernikov
The Perm State University, Russia, 614990, Perm, Bukirev st., 15 [email protected]; (342) 279-98-36
The general theorem of aspiration to a constant of value of education of the forgetful subject is proved at continuous educational process. The dimensionless functions determining emotional memory of an individual are offered.
Key words: emotions; education; mathematical model.