Научная статья на тему 'Обобщение массового опыта организации исследовательской деятельности студентов педагогических вузов'

Обобщение массового опыта организации исследовательской деятельности студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалова С. И.

На основе обобщения опыта восьми вузов России охарактеризованы цели, задачи, содержание, модели, структуры, формы организации студенческих научных исследований по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The generality of mass experience of the investigative activity organization of pedagogical universities` students

In the article the aims, problems, content, models, structures and forms of the organization of the students` scientific investigations were characterized on the basement of eight Russian pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Обобщение массового опыта организации исследовательской деятельности студентов педагогических вузов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА

УДК 378

С.И. Брызгалова

ОБОБЩЕНИЕ МАССОВОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

На основе обобщения опыта восьми вузов России охарактери- 57

зованы цели, задачи, содержание, модели, структуры, формы ор- ----

ганизации студенческих научных исследований по педагогике.

In the article the aims, problems, content, models, structures and forms of the organization of the students' scientific investigations were characterized on the basement of eight Russian pedagogical universities.

Организация студенческих научных исследований по педагогике имеет давнюю историю. Не считая возможным в рамках данной статьи обращаться к ней, укажем, однако, на особо важную роль приказа № 124 министра высшего и среднего специального образования СССР от 7 февраля 1974 года, утвердившего Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений, а также на Постановление Совета Министров СССР от 6 апреля 1978 года «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» [1]. В этих документах на основе сложившегося в вузах опыта организации исследовательской работы студентов, а также с учетом перспективных целей высшего образования сформулированы основные позиции, на несколько последующих десятилетий определившие цели, задачи, содержание, формы, организационно-процессуальные условия студенческой исследовательской деятельности в вузах.

Для нас важны в данном случае, во-первых, термин «научно-исследовательская работа» студентов высших учебных заведений и, во-вторых, разделение этой работы на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс, и научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеучебное время.

Что касается термина, то в настоящее время для обозначения одного и того же понятия — научно-исследовательская работа студентов в педагогике — употребляются несколько различных (синонимичных) терминов: исследовательская работа студентов по педагогике; педагогическое исследование; учебно-исследовательская деятельность студентов (педагогов); научно-педагогическая исследовательская деятельность студентов.

Вместе с тем мы предпочитаем термин «педагогическое исследование», подразумевая здесь, во-первых, исследование как процесс творче-

ВестникРГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 57—64.

58

ской научной деятельности; во-вторых, указывая на субъект исследования (студента-педагога), подчеркивая специфику исследовательской деятельности студента-педагога как деятельности учебно-научной. Эти соображения не мешают нам, однако, пользоваться и другими названными выше терминологическими конструкциями с учетом высказанных уточнений.

Что касается разделения научно-исследовательской работы студентов на научно-учебную работу, включенную в учебный процесс (УИРС), и научно-исследовательскую работу, выполняемую во вне-учебное время (НИРС), то в литературе представлена практика обоих вариантов научно-исследовательской работы студентов. Весьма значительный опыт организации такой деятельности накоплен в педагогических колледжах, педагогических институтах, педагогических и классических университетах: Белгородском педагогическом колледже [2], УГПУ им. И.Н. Ульянова [3], Херсонском государственном педагогическом институте [4], Днепропетровском государственном педагогическом институте [5], Челябинском государственном педагогическом институте [6], Российском государственном университете им. А.И. Герцена [7] и др., а также в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ, бывший МГПИ им. В.И. Ленина) [8] и в Московском государственном университете [9].

Обобщение накопленного в вузах опыта подготовки студентов к научно-исследовательской работе позволяет представить его следующим образом.

Эффективность научно-исследовательской работы (педагогических исследований), выполняемой студентами, достигается только при комплексном осуществлении соответствующей подготовки, реализуемой по нескольким направлениям.

Первое направление — научно-исследовательская работа, непосредственно включенная в учебный процесс и органически связанная с ним. Это направление включает два класса студенческих исследований: типовые программные исследования (ТПИ) и учебные исследовательские работы (УИРС).

Типовые программные исследования используются непосредственно на учебных занятиях (лекционных, семинарских, практических), с помощью которых изучается та или иная педагогическая или психологопедагогическая дисциплина. Содержание и методы типовых программных исследований отражаются в рабочих программах психологопедагогических дисциплин. Элементарные примеры таких исследований — хронометраж скорости чтения (2—3 раза в год) для ее констатации и последующей коррекции; работа над педагогической картотекой (понятийной, источниковой); наблюдения за проявлениями учебной деятельности студентов в ходе занятий; составление таблиц по изученному материалу и т. п.

Под учебными исследовательскими работами (УИРС) подразумеваются комплексные индивидуальные задания, имеющие целью обучение не только определенной дисциплине, но и общим методам более глубокого исследования. УИР указывается в учебном плане, является обяза-

тельной, проводится в рамках учебного процесса и позволяет привлечь к научно-исследовательской работе всех студентов. УИРС начинается уже на младших курсах и его цель — формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и потребности в ней. Для достижений этих целей используются различные способы: постоянное обновление содержания получаемого образования в соответствии с современным состоянием педагогической науки; введение в учебный план специальных дисциплин, способствующих методологической и методической подготовке к исследованию; привлечение к их разработке и чтению наиболее квалифицированных преподавателей. Результатом этой работы становится знание современных методов научно-педагогических исследований, методологии научной работы, умение выполнить элементарное педагогическое исследование, а также интерес и потребность в ней.

УИРС продолжается и на старших курсах на основе принципа преемственности обучения. К этому времени накапливаются знания и достаточный научно-исследовательский опыт, поэтому характер УИР меняется, и у старшекурсников на смену элементарным педагогическим исследованиям приходит включение в полноценную научную и научно-исследовательскую работу. Высокий уровень теоретических знаний, накопленные исследовательские умения и навыки позволяют усложнить и разнообразить тематику студенческих исследований. Основным условием их успеха становится личная заинтересованность студентов.

Формы организации студенческой творческой научной деятельности усложняются и обогащаются. К таким формам относятся следующие.

1. Научные семинары.

2. Разработка, написание и защита рефератов по результатам анализа литературы и изучения педагогической практики. Написанные на основе нескольких десятков источников, такие рефераты по праву можно назвать научными трудами.

3. Студенческие научные экспедиции, проблемные группы и студенческие проблемные лаборатории, в которых под руководством наиболее квалифицированных преподавателей исследуются и обсуждаются наиболее актуальные педагогические проблемы, выполняются обзоры литературы и т. п.

4. Курсовые работы (три-четыре за годы обучения) с постепенным усложнением тематики и требований к полученным результатам.

5. Дипломные работы, представляющие собой самостоятельные исследования, включенные в план работы кафедр, обобщающие и наращивающие теоретические знания, исследовательские умения и навыки, накопленные при выполнении курсовых работ и выполняемые под научным руководством преподавателей.

Второе направление — научно-исследовательская работа, выполняемая вне рамок учебного процесса (НИРС). Этот вид работы предназначен для студентов, профессионально интересующихся педагогической наукой и научными исследованиями, и готовит их к работе над диссертациями, а также к педагогическим исследованиям, реализуемым в инновационных школах и школах-экспериментальных площадках.

60

НИРС — это самостоятельные работы, выполняемые только на добровольной основе и дающие простор для свободного самовыражения личности, становления индивидуальных склонностей и интересов, развития творческих способностей.

Формы внеучебной научной деятельности изучены И.М. Грушко, Г.М. Добровым, Л.Г. Квиткиной, А.И. Кочетовым, В.М. Сиденко. Резюмируем имеющуюся информацию.

1. Самая массовая форма НИРС — кружковая работа. «Работа кружков, — пишут В.М. Сиденко и И.М. Грушко, — строится по типу проблемных групп, в задачу которых входит проведение как теоретических, так и экспериментальных практических исследований по одной из реальных тем, над которыми работают кафедры, проблемные лаборатории или другие научные группы и научные учреждения вузов» [10, с. 18].

Опираясь на классификацию Г.М. Доброва [11, с. 58], обозначим разновидности кружков.

Предметные кружки. Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общетеоретические кафедры. Научный кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками становятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции. Кружок может объединять членов учебной группы, курса, факультета, а иногда — и всего вуза.

Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с учеными, публикация тезисов лучших работ в научных сборниках вузов, а также использование накопленных материалов в последующих курсовых и дипломных работах.

Проблемные кружки. Все сказанное о научных кружках можно отнести и к проблемным, но следует учесть некоторые отличия. Проблемный кружок может объединять студентов одного или разных факультетов и курсов, а также, если при вузе имеются таковые, колледжей и лицеев. В основу может быть поставлена проблема, которой занимается научный руководитель кружка. Большим достоинством данной формы НИРС является возможность рассмотреть выбранную тему наиболее глубоко и в разных ракурсах, что придает заседаниям кружка большую разносторонность и привлекает в него новых членов. Кроме того, что немаловажно, это способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей, поддерживает чувство единого коллектива.

Следующая форма научно-исследовательской работы студентов — проблемные студенческие лаборатории (ПСТ) [16, с. 118], в рамках которых осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а также практическая помощь учреждениям образования. Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, конструирование нового. Студенты объединены общим научным направлением кафедры, решением конкретной

научной проблемы в доступной для них форме. Постоянный состав проблемной группы делает научную работу более целенаправленной, позволяет связывать внеучебную студенческую работу с учебной научной работой. При коллективной работе студентов в ПСТ, где темы исследований более крупные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно. Руководитель лаборатории должен помочь студентам разделить тему на отдельные вопросы, решение которых приведет к решению главной проблемы. Важно внимание к интересам каждого студента, к его склонностям и возможностям.

Следующая форма НИРС, выполняемая во внеучебное время, — участие в научных и научно-практических конференциях, которые включают в себя не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Каждый из указанных видов конференции является итогом проделанной работы: научных исследований (в том числе курсовых и дипломных), работы в лаборатории, педагогической практики.

Очень часто конференции проводятся вне стен вуза, на территории управляющего органа, с которым вуз поддерживает отношения. Например, научно-практическая конференция может проводиться по результатам летней практики студентов, когда последние, столкнувшись с определенными проблемами, могут с помощью работников организации и преподавателей попытаться найти пути их решения. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между вузом и организацией, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике.

Традиционные формы студенческой научно-исследовательской работы дополнились новой формой студенческого научного творчества — студенческими конструкторскими бюро — СКБ [12, с. 68 — 70].

Если вначале эта организационная форма применялась лишь в технических вузах, то сейчас, благодаря своей эффективности, различного рода СКБ функционируют и в педагогических вузах, университетах. Деятельность студенческих бюро существенно дополняет учебный процесс, отражая возросшую связь вузовской науки с педагогической практикой, и позволяет студентам вносить реальный вклад в решение профессиональных задач. Все работы в СКБ выполняются студентами на общественных началах на основе разработки заказанных научных тем.

Характерными особенностями деятельности СКБ в настоящее время являются: органическая связь с учебным процессом, возрастающая активность участия студентов младших курсов, постоянное расширение непосредственных связей студенческих исследований с педагогической практикой, рост научного потенциала личности и совершенствование качества студенческих научных работ, руководство преподавателей.

Третье направление подготовки специалистов-исследователей — организационно-массовые мероприятия, к которым относятся предметные педагогические олимпиады студентов вуза, дни научного творчества, смотры-конкурсы на лучшую организацию НИРС в группах, на факультетах и в вузе, смотры-конкурсы дипломных и курсовых работ и результатов производственных практик и др.

61

62

Итак, обобщение опыта организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей показывает, что она развивается как учебная исследовательская и научно-исследовательская. Вместе с тем совершенно очевидно, что между этими двумя способами нет непроходимой границы. Мало того, такие формы учебно-научной деятельности, как курсовые и дипломные работы, являются по существу научнопедагогическими исследованиями, с той разницей, что, в отличие от НИРС, они включены в учебный план.

Попытка преодолеть это противоречие предпринята на кафедре педагогики высшей школы в МПГУ, где деканаты пошли по пути создания руководимых преподавателями учебно-научных групп студентов [13]. Разработана модель научно-исследовательской работы студентов в сочетании с учебно-исследовательской работой. В модели прописаны задачи, структура и функции учебно-научных групп.

К задачам относятся повышение уровня общей теоретической подготовки будущего специалиста; стимулирование творческого роста каждого студента; осуществление органического переноса полученной информации из сферы научной деятельности в учебную и наоборот; развитие профессионально-познавательной и исследовательской активности студентов; реализация преподавателем возможности осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, корректировать процесс формирования творческих способностей каждой личности.

Структура учебно-научной группы характеризуется следующими признаками: количественным составом (до 10 человек); руководящей ролью преподавателя, осуществляющего консультативно-контроли-руюшую функцию; объединением группы вокруг единой проблематики; включением в группу студентов разных курсов и, соответственно, разных уровней подготовки, что становится основополагающим принципом создания научной школы.

Основные функции учебно-научных групп — консолидация студентов вокруг основополагающей идеи; формирование мотивационного потенциала; развитие диалектического мышления в области будущей профессиональной деятельности; формирование способности к само-рефлексии и саморегулированию; расширение круга психолого-педа-гогических проблем, которые постепенно начинают выражать мировоззрение личности; формирование профессиональной направленности, профессиональных способностей, профессиональной активности.

Очевидно, что представленная здесь модель деятельности учебнонаучной группы ориентирована прежде всего на развитие личности студента, которое и является главным результатом (продуктом) учебнонаучной (исследовательской) деятельности. В модели отражены мотивационный и когнитивный компоненты готовности учителя к педагогическому исследованию, но практически не отражены его предметнопрактический и результативный (в плане получения объективно нового продукта) компоненты.

В МПГУ разработана и реализована еще одна форма организации научно-педагогической деятельности студентов — учебно-научнопедагогический комплекс [14], которая сегодня достаточно широко

используется в образовательных округах. Цель такого комплекса — попытка ликвидировать противоречие между уровнем профессиональной деятельности в педагогической науке и реализацией ее достижений в педагогической практике. Суть комплекса — в объединении необходимых базовых учебно-воспитательных учреждений: педагогического вуза, института повышения квалификации учителей, педагогических НИИ и лабораторий, базовых школ.

Важным фактором развития исследовательской деятельности студентов средствами комплекса является взаимодействие УИРС и НИРС в форме учебно-научно-проблемных групп. Каждая группа объединяется вокруг преподавателя-ученого и вместе с ним исследует определенную проблему. Студенты работают с каталогами педагогической литературы, журнальными статьями, реферативными изданиями, каталогами депонированных статей, систематизируют материал по проблеме, готовят обзоры прочитанной литературы.

Один из основных компонентов комплекса — интегративная система УИРС — НИРС — педпрактика, сердцевиной которой становится внедрение НИРС в учебный процесс. Чтобы приблизить учебный процесс к исследовательской деятельности, студенты знакомятся с методологией научно-педагогического исследования с помощью специальной дисциплины «Основы педагогических исследований». В 1988 году вышло первое в отечественной литературе учебное пособие по этой дисциплине [15], которое использовалось как базовое при подготовке учителя-исследователя. Стали традиционными такие формы обучения, как обмен мнениями, организованное коллективное рецензирование ответа (доклада, сообщения), выступления в роли оппонентов на защитах курсовых работ, педагогические дискуссии, деловые игры, анализ нестандартных ситуаций, подготовка инициативной группы студентов к коллективному обсуждению актуальных педагогических проблем, обзор свежих номеров педагогических журналов и т. п. Создан педагогический клуб, где проводятся встречи с учеными, преподавателями, учителями-новаторами, методистами. Действуют научные кружки.

Сотрудники вуза на основе специальных договоров работают с базовыми школами, постоянно совершенствуя качественный уровень сотрудничества: повышают квалификацию учителей и управленцев, работают с методистами, консультируют педагогов, организуют работу длительных семинаров с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями групп продленного дня. Студенты принимают участие в работе школ — экспериментальных площадок, подбирают литературу по темам педсоветов, выступают с докладами перед учителями, проводят в школе групповые студенческие научные конференции, участвуют в заседаниях кафедр при обсуждении проблем педпрактики, изучают педагогический опыт (массовый, авторский, передовой, инновационный), обобщают его в форме специальных отчетов и внедряют в деятельность педагогических коллективов. Имеется опыт работы такой достаточно редкой и сложной структуры, как студенческий научно-исследовательский институт педагогики и психологии (под руководством преподавателей и аспирантов).

63

64

Подведем итоги. Обобщение опыта вузов по подготовке учителя к исследованию по педагогике позволяет сделать вывод о том, что этот опыт богат и разнообразен.

Вместе с тем в его описаниях разделение научно-исследовательской деятельности студентов на учебно-научную и научно-исследовательскую является достаточно формальным. Причина формализма состоит в том, что, организуя исследовательскую деятельность студентов, педагогические вузы ориентируются на Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений (1978 г.), четвертая позиция которого сформулирована следующим образом: «Научноисследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время» [1, с. 128]. Прокрустово ложе этой инструкции и привело к достаточно искусственному делению исследовательской работы студентов на УИРС и НИРС.

Список литературы

1. Высшая школа: Сб. основных положений, приказов, инструкций. М., 1978.

2. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. М., 2000.

3. Денисова Г.М. Подготовка учителя-исследователя как одна из педагогических проблем высшей школы (из опыта работы педагогического факультета УГПУ им. И.Н. Ульянова) // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе. Ульяновск, 1995.

4. Формирование у студентов готовности к учительской деятельности: Метод. рекомендации. Херсон, 1989.

5. Красовский В.Д., Шевченко И.П. Общие основы подготовки будущего учителя к профессиональному творчеству. Днепропетровск, 1991.

6. Лакирев С. Г., Решетников Б.А., Козлов А. В. Основы научных исследований. Челябинск, 1989.

7. Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: Коллективная монография. СПб., 1999.

8. Научно-методическое обеспечение учебного процесса: Сб. науч.-метод. ст. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1989.

9. Квиткина Л. Г. Научное творчество студентов. М., 1982.

10. Сиденко В.М., Грушко И.М. Основы научных исследований. Харьков, 1978.

11. Добров Г.М. Управление эффективностью научно-исследовательской деятельности. Киев, 1978.

12. Развитие творческой активности студентов: Опыт, проблемы, перспективы / Под ред. В.С. Рахманова. Воронеж, 1991.

13. Научно-методическое обеспечение учебного процесса: Сб. науч.-метод. ст. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1989.

14. Учебно-научно-педагогический комплекс: Метод. рекомендаций / В. А. Сластенин, В.Г. Пряникова, М.М. Левина и др. М., 1989.

15. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. М., 1988.

Об авторе

С.И. Брызгалова — д-р пед. наук, проф., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.