Г. А. Бордовский,
ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники высокого собрания!
Прежде всего разрешите поблагодарить вас за выбор нашего университета местом проведения первой Педагогической ассамблеи, на которой дается старт Году учителя. Убежден, что у нас нет более важной профессии. Ведь до того, как стать акаде-
миком или банкиром, генералом или врачом, инженером или журналистом, каждый человек проходит через руки учителя, который должен увидеть в нем неповторимую личность, заметить божью искру, которая есть в каждом ребенке, и направить его на правильный жизненный путь. Счастлив тот человек, у которого были хорошие учителя!
6
Перемены, произошедшие в стране в последние 20 лет, были столь глубоки и стремительны, что достаточно инерционная система образования объективно не могла за ними успевать, что вызывает справедливую критику. Однако надо при этом сказать, что и Президент, и Правительство, и наше Министерство активно инициировали изменения в системе образования. Только за последние годы было принято более десятка важнейших документов.
Особенно необходимо отметить неоценимое значение приоритетного национального проекта «Образование», успешная реализация которого активизировала инновационную деятельность педагогов, многие из которых находятся в этом зале, и вывела наши школы и вузы на современный технологический уровень. Однако жизнь постоянно ставит новые задачи, и в связи с этим необходимо обратиться к Посланию Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию 2009 г., в котором впервые за многие годы сформулирован ясный социальный заказ нашей школе. Он звучит так: «Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном обществе... Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать высоких целей, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Эти слова являются ключевыми и для национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Далее в Послании сказано, что поставленные задачи потребуют «серьезной модернизации системы педагогического образования», что в свою очередь требует от нас ответа на многие важные вопросы и прежде всего на такие: «Какой учитель нужен современной школе? Где и как нужно готовить учителя? Какими должны быть система и крупный базовый центр подготовки учителей?»
Попытаюсь ответить на них, опираясь на опыт инновационной деятельности одного из старейших вузов страны — Российского
государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Отвечая на первый вопрос, надо прежде всего обратиться к портрету современного школьника, который вырисовывается из документов уже названной инициативы «Наша новая школа». Он содержит широчайший спектр требований — от любознательности до способности быть лидером.
Для того чтобы сформировать эти качества у школьника, учителю требуется очень многое. Это значит, что если нарисовать желаемый портрет учителя, то он должен быть гораздо богаче по набору качеств, чем портрет самого лучшего ученика. По крайней мере, к этим качествам надо добавить не меньшее число профессиональных. Кроме того, в дополнение к старейшей профессии учителя сегодня появляются новые педагогические профессии, расширяющие понятие «педагог»: от домашнего воспитателя до менеджера образования и специалиста в области образовательного права, — что добавляет новые краски в портрет учителя.
Можно сказать, что нам нужны педагоги, способные видеть растущего человека как уникальную ценность и развивать его путем познания науки, техники, искусства, общественной жизни и труда. Нам нужны именно такие учителя, чтобы в нашей новой школе были реализованы условия для превращения ее, как сказано в Послании Президента, в «центр творчества и информации, интеллектуальной и спортивной жизни».
Уважаемые коллеги! Даже мой пространный ответ на вопрос «Какой учитель нужен современной школе?» является далеко не полным. Уверен, что в дополнение к сказанному в различных регионах страны, в разных школах и вузах появляются и свои ответы.
Понятно, что ответ на второй вопрос «Где и как нужно готовить учителя?» найти не менее сложно.
Сейчас мы наблюдаем беспрецедентное расширение видов образовательных учреждений, в которых готовятся школьные учи-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ
теля. Из 208 лицензированных вузов только 67 педагогических. Остальные — это вузы самой разной направленности. Может быть, в расширении спектра вузов, где дается педагогическое образование, и лежит ответ на поставленный вопрос? Однако убежден, что это не так. В данном вопросе главное не где, а как готовить современного учителя. Его необходимо готовить так, чтобы из школы выходили не молодые «старички», усвоившие знания и опыт предыдущих поколений и готовые воспроизводить его в своей самостоятельной жизни, а люди, понимающие многовариантность нашего мира, способные искать и находить собственные решения существующих и возникающих вновь жизненных и профессиональных проблем, ведь школа — это колыбель модернизации. Но для того чтобы подготовить такого ученика, учитель сам должен обучаться в условиях, формирующих эти профессиональные качества.
Накопленный нашим университетом опыт показал, что такие условия дает ныне принятая в стране уровневая система «бакалавр—магистр», если учебный процесс строится на современных технологиях активного обучения: нелинейном построении учебного процесса, модульных образовательных программах, выборе студентом собственной образовательной траектории, овладения им гуманитарными и информационными технологиями образовательной деятельности и т. д. Очень важно не видеть в бакалавре недоучившегося специалиста, а понимать, что бакалавры и магистры — это профессионалы, владеющие иными, востребованными сегодня компетентностя-ми, которые положены в основу проекта новых образовательных стандартов педоб-разования.
Новые образовательные технологии позволяют усилить адресность подготовки специалистов по запросам конкретных регионов или даже конкретных работодателей, выстроить эффективную систему повышения квалификации и многое другое.
Сегодня экспериментально проверено, что студенты, обучающиеся по такой сис-
теме, в большей степени готовы к новым задачам школы и новым подходам к их решению в своей профессиональной деятельности.
Мы полностью разделяем положения Послания Президента, где говорится, что педагогические вузы должны быть крупными базовыми центрами подготовки учителей, и здесь нам чрезвычайно важно понимать те основания, по которым следует оценивать возможности того или иного вуза обеспечивать качественное педагогическое образование. Ответ на этот вопрос можно найти в работе ведущих педагогических вузов страны.
Таких условий несколько. Во-первых, — это наличие известных и активно работающих научных школ как в области фундаментальных наук, так и наук о человеке, прежде всего о ребенке. Во-вторых, — это особая антропоцентричная образовательная среда вуза. Физика одна и та же в университетах разного профиля, но студента классического университета учат видеть в ней предмет своей будущей научной деятельности, технического — основу для построения новых аппаратов и машин, а педагогического — средство развития школьника. В-третьих, — это наличие специалистов по современным образовательным технологиям во всех областях научных знаний и уровнях образования, поскольку педагог, не владеющий всем арсеналом современных методик, не может работать эффективно.
Наконец, надо отметить еще одну, возможно, самую специфическую характеристику вуза, необходимую для успешной подготовки педагогических кадров. Речь идет о глубоком знании вузовским коллективом самой системы образования, даже в какой-то степени интеграции с ней. Без знания структуры, проблем, процессов и потребностей этой системы, без научного прогнозирования путей ее развития невозможно своевременно и эффективно вносить изменения в подготовку молодых специалистов. Более того, опыт показывает, что в тех регионах, где между педвузами и региональными системами образования отла-
жено тесное взаимодействие, сама система образования развивается наиболее успешно.
Из сказанного следует, что подготовка современных педагогов предъявляет к вузам серьезные специфические требования, поэтому надо говорить о необходимости сохранения и развития педагогического образования как самостоятельного вида профессионального образования, являющегося фундаментом для всей системы реформируемого отечественного образования.
Уважаемые коллеги! Мы являемся свидетелями того, как современное руководство страны предпринимает важные усилия по модернизации всех сфер нашей жизни. В частности, на это направлена программа развития национальных исследовательских университетов в разных отраслях науки и техники, которые берут на себя ответственность за разработку новых прорывных технологий. Мне представляется, что образование является той жизненно важной сферой, которая требует и заслуживает того, чтобы в ней тоже были определены национальные исследовательские университеты.
Их следует выбирать из числа вузов, известных своей инновационной деятельностью, обладающих высококвалифицированными творческими кадрами, занимающих ведущие позиции в российском и мировом образовательном пространстве и готовых принять на себя ответственность за развитие современных образовательных технологий и программ, за научное и научно-методическое обеспечение поступательного развития всей сложной системы российского образования. Сейчас не представляется возможным даже перечислить все проблемы, стоящие перед нашим образованием: от того, как сделать профессию учителя привлекательной для молодого человека, как гармонизировать взаимоотношения школы, учеников, родителей и общест-
ва, до задачи найти и использовать резерв развития, имеющийся у современных детей, и т. д. и т. п.
Мне кажется, что их выявление и поиск ответов — это тоже задачи для исследовательских университетов. Уверен, что относительно небольшие, в масштабах государства вложения в развитие таких университетов в области образования окупятся деятельностью более успешного молодого поколения.
При этом в сфере педагогического образования могли бы быть успешно реализованы современные сетевые технологии. В частности, нам видится, что национальный исследовательский университет в сфере образования мог бы стать базой вуза нового типа — Федерального сетевого педагогического университета, в рамках которого решались бы задачи специализации региональных педвузов и педагогических факультетов других вузов, входящих в такой университет, обеспечивался для всех участников прямой доступ к новым технологиям, образовательным ресурсам и программам, создавалась интегрированная система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и учителей, внутрироссийской мобильности будущих педагогов и так далее. В случае одобрения этой идеи мы готовы внести конкретные предложения.
Наступивший 2010 год — Год учителя. Ежегодно проводимые конкурсы «Учитель года», приоритетный национальный проект «Образование», успехи наших школьников на международных олимпиадах свидетельствуют, что российское образование чрезвычайно богато талантами, и нет сомнений, что намеченные планы модернизации будут успешно осуществлены. И пусть нашим девизом станут слова «От Года учителя к Веку образования».
Спасибо за внимание.