УДК 621.878
doi 10.24411/2221-0458-2021-86-06-13
ОБНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ И ОРГАНИЗАЦИННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОГРУЗОЧНО-ДОСТАВОЧНЫХ МАШИН НА МЕСТОРОЖДЕНИИ МЕЖЕГЕЙ
Саая С-С.Ш.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
REGULATIONS AND ORGANIZATIONAL UPDATES FOR MAINTAINING OF LOADING AND HANDLING EQUIPMENT AT THE MEZHEGEY COAL DEPOSIT
S.-S.Sh. Saaya Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются вопросы по обновлению нормативов и организационных действий по поддержанию работоспособности погрузочно-доставочной машины на месторождении Межегей. Разработана методика расчета по обновлению и поддержанию работоспособности для следующих моделей погрузочно-доставочных машин, которая позволит увеличить срок эксплуатации на 2,1%. Выполнен и обоснован расчет по обновлению нормативов и организационных действий по поддержанию работоспособности погрузочно-доставочной машины (ПДМ) на Межегейском месторождении. Обновление комплекса технологических мероприятий по поддержанию работоспособности ПДМ, технико-экономический анализ современных методов является актуальной задачей. Под восстановлением деталей понимается такая последовательность операций, в результате которых возобновляется годность деталей до исходного уровня. И последующий метод обновления нормативов по техническому обслуживанию и ремонту влияет на повышение производительности погрузочно-доставочных машин, на срок эксплуатации машин. Предложенный метод позволит повысить эффективность и производительность, а также позволит продлить жизненный цикл погрузочно-доставочной машины на подземных рудниках при условиях низких температур.
Ключевые слова: погрузочно-доставочная машина; норматив; обновление; работоспособность; Межегей
This article discusses the issues of updating the standards and organizational actions to maintain the operation of loading and handling equipment at the Mezhegei field. A calculation
method, developed for updating and maintaining the loading and delivery models, is considered to increase the service life by 2.1%. The calculation for updating the standards and organizational actions to maintain the loading and handling machines at the Mezhegei field has been completed and substantiated. Thus, updating the complex of technological measures to maintain the loading and handling machines and technical and economic analysis of modern methods is an urgent task. It is important to restore the machine's parts to the original level. And the subsequent method of updating the standards for maintenance of loading and handling machines will increase their productivity. The proposed method will improve efficiency, productivity and extend the life cycle of loading and handling machines in underground mines at low temperatures.
Keywords: loading and handling equipment; standard; renewal; working capacity; Mezhegei deposit
На территории Республика Тыва насчитывается немало угольных месторождений, а именно подземным способом добыча реализуется на месторождении Межегей. Межегейское месторождение находится в 40 км от г.Кызыла. Иначе его называют Улуг-Хемским угольным бассейном, запас угля в котором составляет около 14млрд. тонн. Из них 213 млн. т. составляют балансовые запасы угля Марки Ж. В 2010 году была приобретена лицензия и в январе 2017 года запущена в эксплуатацию ООО «УК «Межегейуголь» («Шахта «Межегейская»). Расположена шахта недалеко от железнодорожных станций г. Абакана и г. Минусинска в 420 км от г. Кызыл. Отгрузка угля ведется с трех площадок.
Производственная мощность данного месторождения составляет около 2 млн.тонн в год. Кровля представлена крепким песчаником £=10-11, почва
представлена алевролитом, зачастую некрепким, что затрудняет использование колесной техники. Работы ведутся в западной части шахтного поля, на площади 1 очереди отработки. Максимальная глубина горных работ в настоящее время достигает 185 м. Водоприток в 500 м -осложняющий фактор при проведении нисходящих выработок. Тремя
имеющимися проходческими комплектами возможно обеспечить объем добычи в пределах 1,3 млн.т. методом камерно-столбовой обработки (далее КСО). Участки КСО1 - КСО7 расположены в зоне газового выветривания СН4 отсутствует. Уголь пласта 2 склонен к самовозгоранию, в выработанное пространство подается азот.
Проходка осуществляется следующими единицами техники: комбайном Континиус Майнер 25М3, самоходным электрическим вагоном «Шатл КАР», анкероустановщиком «РуфБоллтер», бун-
кер перегружателем. Выемка
осуществляется мобильной секцией крепи FietcherMRS-7. Транспортом служат дизельная маневровая тележка RKD-25-40, погрузочно-доставочные машины ^-210 и LS190S.
Погрузочно-доставочные машины (ПДМ) в подземных рудниках, шахтах
играют важную роль на угольном предприятии. Зачастую предприятия несвоевременно выполняют мероприятия технологических процессов и организационных действий по поддержанию работоспособности при эксплуатации ПДМ [1].
Рис. Погрузочно-доставочная машина 0Ь-210
Рис. Погрузочно-доставочная машина LS190S
Погрузочно-доставочная машина С1-210
Г рудоподъемное ть 10т
объем ковша З.БмЗ
дизельный привод мощность 172иВт
вес 19,0т
Рис. Технические характеристики ПДМ ^-210
Погрузочно-доставочмая машина LS190S
Грузоподъемность 12т
оОъем ковша З.вмЗ
дизгльмый привод мощность 171,5кВт
вес 20,65т
Рис. Технические характеристики ПДМ LS190S
На эффективность производства значительное влияние оказывает бесперебойная работа горной техники, а значит своевременное выполнение технического обслуживания и ремонта горной техники. В суровых климатических условиях на территории республики Тыва в зимнее время температура воздуха опускается до -35...-50°С. В зимнее время при условиях низких температур отказ рабочего оборудования погрузочно-доставочной машины сопровождается расходами для предприятия [1].
Й
(1)
По представленной формуле (1) выполнен расчет по обновлению нормативов и организационных действий по поддержанию работоспособности ПДМ на Межегейском месторождении.
Учитывая вышесказанное, обновление комплекса технологических мероприятий по поддержанию работоспособности ПДМ, технико-экономический анализ современных методов являются актуальными задачами.
Под восстановлением деталей понимается такая последовательность операций, в результате которых возобновляется годность деталей до их исходного уровня [1].
Тр, час
2200
2000
1300
1S00
- т 1400
1200
р м 1000
О
300
-
600
400
200
2114
177Ö
1492. ^^
1233 ^
1063 __J
1 2 3 4 5
количество капитал ьны к ремонтов
Рис 1. График простоев ПДМ
Nk
И последующий метод обновления нормативов по техническому обслуживанию и ремонту влияет на повышение производительности погрузочно-
доставочных машин, на срок эксплуатации машин. Предложенный метод позволит
повысить эффективность и производительность, а также продлить жизненный цикл погрузочно-доставочной машины на подземных рудниках в условиях низких температур.
№ ir il Оборудование ] квартал ]] квартал Ш квартал IV квартал Количество н продолжительность ремонтов
Е. с. Ï. - а* g I я i 5 S ! о, Е. ts к ts Р. н
IO 11 Т2 К
1 2 3 4 s S 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19
1 CL-210 то я SD TI 1И то Я Ï + 55 1 ist - -
ТО :: ТО :: » Tí
3! M 33 3! 31 3! 35 3! 33 9 4
lkuís il Т] I] TI Э! isâ - -
sa ä г$ $а
Рис 2. Обновленный график комплекса мероприятий по поддержанию работоспособности ПДМ
№ Обору- Масса Вмести-ть Ремонт Трудоемкость
п/ дование маши- ковша, м3 чел/часов
п ны, (min/max) Ви Периоди Продол- Чис- Одно- Средне-
кг д ч-ность, час жи-тельност, час ло в цикле го ремонта годовая
Погрузочно-доставочные машины (ПДМ)
Компании «ATLAS COPCO» Швеция
ТО 376 5 10 10 77
1 ST2G 13000 1,9 Т1 1128 13 2 58 115
Т2 2256 32 2 192 255
К 6768 128 1 720 480
ТО 376 5 10 10 77
2 ST2D 12320 1,9 Т1 1128 13 2 58 115
Т2 2256 32 2 192 255
К 6768 128 1 720 480
ТО 423 5 11 11 86
3 ST3,5 17100 3, 1 Т1 1269 14 3 65 130
Т2 2538 36 2 216 287
К 7614 144 1 810 540
ТО 423 5 11 11 86
4 ST7 19300 3, 1 Т1 1269 14 3 65 130
Т2 2538 36 2 216 287
К 7614 144 1 810 540
Таблица 1
5 ST10 30 26300 5,0 ТО 470 6 12 12 96
Т1 1410 16 3 72 144
Т2 2820 40 2 240 319
К 8460 160 1 900 600
6 ST14 38000 6,4 ТО 611 8 16 16 125
Т1 1833 21 4 94 187
Т2 3666 52 3 312 415
К 10998 208 1 1170 780
7 ST1520 41300 7,5 ТО 658 8 17 17 134
Т1 1974 22 4 101 202
Т2 3948 56 3 336 447
К 11844 224 1 1260 840
Электрические и низкопрофильные погрузочно-доставочные машины
8 EST2D электрическ ая 13000 1,9 ТО 376 5 10 10 77
Т1 1128 13 2 58 115
Т2 2256 32 2 192 255
К 6768 128 1 720 480
9 EST3,5 электрическ ая 17900 3, 1 ТО 423 5 11 11 86
Т1 1269 14 3 65 130
Т2 2538 36 2 216 287
К 7614 144 1 810 540
Продолжение приложения 1
10 ST7LP низкопрофильная 19100 3,4 ТО 423 5 11 11 86
Т1 1269 14 3 65 130
T2 2538 36 2 216 287
К 7614 144 1 810 540
11 ST1030LP низкопрофильная 26300 5,0 ТО 470 6 12 12 96
Т1 1410 16 3 72 144
Т2 2820 40 2 240 319
К 8460 160 1 900 600
12 ST1520LP низкопрофильная 41300 7,5 ТО 658 8 17 17 134
Т1 1974 22 4 101 202
Т2 3948 56 3 336 447
К 11844 224 1 1260 840
Погрузочно-доставочные машины (ПДМ)
<омпании «SANDVIK» Финляндия
13 LH307-TORO 6 19600 3,4 ТО 447 6 11 11 91
Т1 1340 15 3 68 137
Т2 2679 38 2 228 303
К 8037 152 1 855 570
14 LH410-TORO 7 26200 5,0 ТО 470 6 12 12 96
Т1 1410 16 3 72 144
Т2 2820 40 2 240 319
К 8460 160 1 900 600
16 LH517-TORO 0010 44000 7,8 ТО 682 9 17 17 139
Т1 2045 23 4 104 209
Т2 4089 58 3 348 463
К 12267 232 2 1305 870
17 LH621- 56800 8,2 ТО 799 10 20 20 163
Т1 2397 27 5 122 245
TORO 11 Т2 4794 82 3 408 542
К 14382 272 2 1530 1020
Электрические погрузочно-доставочные машины (ПДМ)
<омпании «SANDVIK» Финляндия
ТО 423 5 11 11 86
18 LH306E- 17237 3, 1 Т1 1269 14 3 65 130
EJC 145E T2 2538 36 2 216 287
К 7614 144 1 810 540
ТО 470 6 12 12 96
19 LH409E- 24500 4,8 Т1 1410 16 3 72 144
TORO 400E Т2 2820 40 2 240 319
К 8460 160 1 900 600
ТО 611 8 16 16 125
20 LH514E- 38500 5,5 Т1 1833 21 4 94 187
TORO 1400E Т2 3666 52 3 312 415
К 10998 208 1 1170 780
ТО 1011 13 26 26 206
21 LH625E- 77500 10,0 Т1 3032 34 7 155 310
TORO 2500E Т2 6063 86 4 516 686
К 18189 344 2 1935 1290
Погрузочно-доставочные машины (ПДМ)
Компании «CATERPILLAR» Германия
ТО 447 6 11 11 91
22 R1300G 20875 2,4/3,4 Т1 1340 15 3 68 137
Т2 2679 38 2 228 303
К 8037 152 1 855 570
Продолжение приложения 1
ТО 541 7 14 14 110
23 R1600G 29800 4,2/5,9 Т1 1622 18 3 83 166
Т2 3243 46 2 276 367
К 9729 184 1 1035 690
ТО 611 8 16 16 125
24 R1700G 38500 4,6/8,8 Т1 1833 21 4 94 187
Т2 3666 52 3 312 415
К 10998 208 1 1170 780
ТО 705 9 18 18 144
25 R2900G 50209 7,2/8,9 Т1 2115 24 5 108 216
Т2 4230 60 3 360 479
К 12690 240 2 1350 900
ТО 799 10 20 20 163
26 R2900G 55575 8,9/11,6 Т1 2397 27 5 122 245
XTRA Т2 4794 68 3 408 542
К 14382 272 2 1530 1020
Погрузочно-доставочные машины (ПДМ)
Компании «SCHOPF» Германия
ТО 423 5 11 11 86
27 SFL 18500 3,5 Т1 1269 14 3 65 130
65 Т2 2538 36 2 216 287
К 7614 144 1 810 540
ТО 517 7 13 13 106
28 SFL 100 27000 4,7 Т1 1551 18 3 79 158
Т2 3102 44 2 264 351
К 9306 176 1 990 660
ТО 635 9 16 16 130
29 SFL 150 41000 8,0 Т1 1904 22 4 97 194
Т2 3807 54 3 324 431
К 11421 216 1 1215 810
ТО 705 9 18 18 144
30 SFL 180 48000 9,0 Т1 2115 24 5 108 216
Т2 4230 60 3 360 479
К 12690 240 2 1350 900
Вывод
Таким образом, предложенные расчеты по обновлению нормативов и организационные действия по поддержанию работоспособности позволят повысить эффективность производительности и продлить жизненный цикл погрузочно-
Библиографический список 1. Саая, С.-С. Ш. Исследование надежности нормативов и обновления нормативов погрузочно-доставочных машин / С.-С. Ш. Саая. - Текст : непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. Технические и физико-математические науки. - Кызыл : Издательство ТувГУ, 2020. - № 4 (70). - С. 41-45.
доставочной машины на подземных рудниках в условиях низких температур. Материалы предложенной методики будут использованы в регламенте по поддержанию технического обслуживания и ремонта на предприятии ООО «УК «Межегейуголь».
References
1. Saaya S-S.Sh. Investigation of the reliability of standards and updating the standards of loading and handling equipment. Vestnik of Tuvan State University. Technical Sciences. Physical and Mathematical Sciences. Kyzyl, TuvSU Publ., 2020, no. 4 (70), p.41-45. (In Russian)
Саая Сай-Суу Шолбановна - старший преподаватель кафедры «Транспортно-технологические средства», Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, эл. адрес: sai-suu2014@yandex.ru
Sai-Suu Sh. Saaya - Senior Lecturer at the Department of Transport and Technological Means, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: sai-suu2014@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.10.2021