Научная статья на тему 'Обновление механизма санации банков как способ усиления контроля за ней со стороны банка России'

Обновление механизма санации банков как способ усиления контроля за ней со стороны банка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российский банковский сектор / санация банков / Банк России / Агентство по страхованию вкладов / Фонд обязательного страхования вкладов / the Russian banking sector / bailout of banks / the Central Bank of Russia / the Deposit Insurance Agency / the Mandatory Deposit Insurance Fund

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Хромов

Санация банка «ФК "Открытие"» станет первым случаем функционирования нового механизма финансового оздоровления коммерческих банков, совсем недавно введенного в действие. Новый механизм позволит Банку России более эффективно контролировать расходование средств на санацию банков и может изменить баланс между отзывами лицензий и проведением финансового оздоровления в пользу последнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Update Mechanism of Sanation of Banks as a Way to Strengthen Supervision by the Bank of Russia

Reorganization of the Bank «FC “Opening”» will be the first case of a new mechanism for the financial recovery of commercial banks, recently entered into force. The new mechanism will allow the Bank of Russia more effectively monitor spending to rescue the banks and can change the balance between the review licenses and conduct financial restructuring in favour of the latter.

Текст научной работы на тему «Обновление механизма санации банков как способ усиления контроля за ней со стороны банка России»

ОБНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА САНАЦИИ БАНКОВ КАК СПОСОБ УСИЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НЕЙ СО СТОРОНЫ БАНКА РОССИИ*

Михаил ХРОМОВ

Заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таП; khromov@iep.ru

Санация банка «ФК "Открытие"» станет первым случаем функционирования нового механизма финансового оздоровления коммерческих банков, совсем недавно введенного в действие. Новый механизм позволит Банку России более эффективно контролировать расходование средств на санацию банков и может изменить баланс между отзывами лицензий и проведением финансового оздоровления в пользу последнего.

Ключевые слова: российский банковский сектор, санация банков, Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Фонд обязательного страхования вкладов.

С июня текущего года вступили в действие новые законодательные нормы, закрепляющие альтернативный механизм проведения санации (финансового оздоровления) банков. Для этого Банк России формирует Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) и создает управляющую компанию ФКБС, полностью ему подконтрольную. Основными целями изменения механизма санации провозглашаются сокращение расходов на ее проведение и усиление контроля над использованием выделяемых на эти цели средств.

До настоящего времени санация банков осуществлялась при участии Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - в основном за счет средств Банка России с привлечением банков-инвесторов, заинтересованных в развитии бизнеса санируемого банка. Однако зачастую средства, выделяемые на санацию, использовались банками-инвесторами в целях развития собственного бизнеса. Новый механизм санации исключает такую возможность до момента продажи санируемого банка. Таким образом, из цепочки финансовой поддержки санируемых банков исключаются два звена -АСВ и банк-инвестор, которые заменяются на

подконтрольную Банку России управляющую компанию.

Каковы же промежуточные итоги деятельности АСВ по проведению процедур финансового оздоровления российских банков? По состоянию на 1 августа 2017 г. Агентство по страхованию вкладов участвовало в финансовом оздоровлении 26 банков по прежней схеме. Еще для 20 банков к настоящему моменту процедуры санации завершились, и, как правило, в результате санируемый банк присоединялся к банку-инвестору.

По состоянию на 1 июля 2017 г. вложения АСВ в процедуры финансового оздоровления банков превысили 1,2 трлн. руб. Большая часть этих средств (1,14 трлн. руб.) была получена от Банка России на возвратной основе в виде кредитов. При этом фактические сроки возврата таких кредитов могут оказаться весьма продолжительными. Возврат обязательств АСВ перед Банком России в рамках проводимых процедур санации в настоящее время отстает от получения новых займов: за первое полугодие текущего года задолженность АСВ выросла более чем на 70 млрд. руб., причем в условиях, когда процедуры финансового оздоров-

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 15 (53) (сентябрь 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Обновление механизма санации банков — усиление контроля со стороны Банка России»).

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 24 • № 9 • SEPTEMBER-OCTOBER 2017 51

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

ления в отношении новых банков практически не начинались. За 2016 - первую половину 2017 гг. таких банков оказалось только два, в отношении одного из которых (банка «Пересвет») уже был предварительно введен мораторий на возмещение требований кредиторов, т.е. с точки зрения системы страхования вкладов произошел страховой случай.

Кроме того, необходимо помнить, что финансирование процедур санации - не единственный канал кредитования АСВ Банком России. Основная деятельность Агентства - страхование вкладов граждан в банках и обеспечение бесперебойных выплат вкладчикам закрытых банков - убыточна. Собственные средства Фонда обязательного страхования вкладов закончились еще летом 2015 г., и в настоящее время дефицит системы страхования вкладов покрывается за счет кредита Банка России, кредитный лимит по которому постоянно обновляется. На 1 июля 2017 г. задолженность АСВ перед Банком России, возникшая в рамках поддержки системы страхования вкладов, составила 657 млрд. руб., в том числе 108 млрд. руб. из этой задолженности возникли за январь-июнь текущего года. (Для сравнения: поступления страховых взносов от банков-участников за тот же период составили лишь 63 млрд. руб.)

Соотношение этих двух статей финансирования АСВ со стороны Банка России -санации и выплат вкладчикам - может являться одним из критериев при принятии решения об отзыве лицензии у банка или о попытках восстановления его жизнеспособности.

До тех пор, пока Фонд обязательного страхования вкладов справлялся с финансированием выплат вкладчикам, принятие решения о санации конкретного банка, особенно достаточно крупного, могло быть одним из способов продлить бездефицитное функционирование системы страхования вкладов. Но с лета 2015 г. такой подход практически перестал действовать, поскольку оба процесса - и страхование вкладов, и санация банков - финансировались схожим образом, т.е. за счет

кредита Банка России Агентству по страхованию вкладов. И объемы этого финансирования достаточно значимы - по состоянию на 1 июля 2017 г. совокупная задолженность АСВ перед Банком России превышает 2% ВВП РФ. В рамках нового механизма санации Банк России должен будет обеспечивать лучший контроль за расходованием средств в процессе финансового оздоровления проблемных банков -следовательно, можно предполагать, что в неоднозначных случаях санация станет более предпочтительным инструментом регулирования, чем отзыв лицензии.

29 августа текущего года Банк России принял решение о реализации мер, направленных на повышение финансовой устойчивости «ФК "Открытие"». «Открытие», таким образом, стало первым банком, в отношении которого был применен новый механизм санации, причем буквально через пару недель после вступления в силу новых нормативных актов Банка России. Точный объем необходимой поддержки банка пока не назван, но очевидно, что ее размеры могут значительно превысить величину финансирования Банком России процедур санации в первом полугодии 2017 г. До сих пор наиболее масштабным проектом финансового оздоровления остается Банк Москвы, на который в 2011 г. было выделено почти 300 млрд. руб. - у «Открытия» есть все шансы превзойти эту планку.

С одной стороны, можно сказать, что в результате этой операции де-факто одним частным игроком на банковском рынке станет меньше - до тех пор, пока пакет «Открытия» не будет продан на открытом аукционе. До этого момента санируемый банк будет находиться под управлением регулятора, а стратегия его развития определяться действиями последнего. Это, безусловно, окажет сильное воздействие на рынок - в последние два года «Открытие» являлся крупнейшим частным банком. С другой стороны, попытка спасти банк с такими характеристиками выглядит скорее как шаг в направлении поддержки конкуренции на банковском рынке в долгосрочной перспек-

52 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 24 • № 9 • СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2017

тиве: в случае отзыва у «Открытия» лицензии большая часть средств его вкладчиков несомненно досталась бы крупнейшим госбанкам.

Что, несомненно, является в данном случае негативным сигналом - это фактическое закрепление на российском банковском рынке концепции too big to fail. Вспомним кризис ликвидности 2004 г. Альфа-банк, будучи на тот момент крупнейшим частным банком, столкнулся с ситуацией резкого оттока вкладчиков. Система страхования вкладов в то время еще не действовала. Чтобы предотвратить панику среди клиентов и компенсировать потери ли-

квидности, собственникам и владельцам банка пришлось в срочном порядке поддерживать его за счет собственных средств. У собственников же «Открытия» в 2017 г., видимо, не было средств и стимулов поддерживать банк. Однако его клиенты получили сигнал от регулятора, что их деньги сохранятся независимо от качества управления и желания собственников «Открытия» поддерживать его жизнеспособность. Это, безусловно, позитивный факт для клиентов «Открытия», но весьма негативный с точки зрения управления рисками финансовой системы в будущем. ■

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 24 • № 9 • SEPTEMBER-OCTOBER 2017 5 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.