Раздел первый
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Часть первая
ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ
Г.М. Локшин
ОБНОВЛЕНИЕ 2 — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ (ИЗ ПРЕДСЪЕЗДОВСКОЙ ДИСКУССИИ В КПВ И ВЬЕТНАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ)
Статья посвящена некоторым проблемам, которые были в центре внимания во Вьетнаме в период подготовки к XII съезду КПВ в январе 2016 г. В этот период среди политической элиты и интеллигенции, в различных интернет-изданиях прошла откровенная дискуссия о судьбах страны, о роли и путях развития самой КПВ в новых условиях, о демократизации в партии и государстве. В ней участвовали партийные и государственные деятели, различные учреждения, университеты и научные центры, многие общественные организации. Особенно активное участие в дискуссии приняли многие ветераны партии, включая ряд бывших ее ответственных работников, дипломатов и военных.
Ключевые слова: рыночная экономика, ориентированная на социализм, социалистическое правовое государство, политика обновления и модернизации, однопартийный политический режим, социализм «с вьетнамским лицом».
The paper is devoted to some problems which were in the focus of the public attention during the preparation of the CPV Xll-th Congress in January 2016. In this period there was a broad and open discussion among the political elite and intellectuals of the country, in all internet editions on the destiny of the country, the role and future development of the CPV itself in new conditions, on the democratization in the party and state. Many statements and political figures, different establishments, scientific centers and universities, public organization took part in this discussion. Many veterans — members of the party, including some former responsible functionaries, were particularly active in this discussion.
Keywords: Market economy oriented to socialism, socialist state of rule of law, policy of renovation and modernization, political regime of one party, socialism with «Vietnamese characteristics».
1. Альтернативы политике обновления нет
30 лет назад с судьбоносного решения VI съезда Коммунистической партии Вьетнама в декабре 1986 г. в СРВ начался исторический эксперимент построения «социалистически ориентированной рыночной экономики». Уже многие годы он привлекает внимание ученых, прежде всего потому, что — вопреки тяжелейшим обстоятельствам и неожиданно для многих — он оказался достаточно успешным. При этом одни считают его попыткой конвергенции некоторых сторон капиталистической и социалистической моделей социально-экономического развития, другие говорят, что речь идет всего лишь о «конфуцианском капитализме с человеческим лицом»1.
Итоги пройденного пути предстояло подвести XII съезду КПВ в январе 2016 г. Он готовился в важный исторический момент и в непростых условиях быстро меняющейся мировой и региональной обстановки. Предстояло также подвести итоги не только прошедшей пятилетки 2011—2015 гг., но и серьезно проанализировать весь уже 30-летний период осуществления «политики обновления» («дой мой»), выработать главные ориентиры развития страны на предстоящую пятилетку 2016—2020 гг. и на более отдаленную перспективу, а главное — избрать новое руководство партии и страны.
Не случайно, одной из важнейших его особенностей стал беспрецедентно широкий размах и открытый характер всесторонней
подготовки, которая шла почти 2 года. В этот период среди политической элиты и интеллигенции в различных интернет-изданиях состоялась откровенная дискуссия о судьбах страны, о роли и путях развития самой КПВ в новых условиях, о демократизации в партии и государстве. В ней участвовали партийные и государственные деятели, различные учреждения, университеты и научные центры, многие общественные организации. Особенно активное участие в дискуссии приняли многие ветераны партии, включая ряд бывших ее ответственных работников, дипломатов и военных. Поэтому можно с большим основанием говорить, что в принятых на съезде решениях в большой мере аккумулированы воля и творческая мысль всей партии и широких слоев народа.
Об этом, в частности, писал ещё в ноябре 2015 г. даже такой внимательный американский исследователь политической жизни Вьетнама, как профессор университета в Гонконге Джонатан Лондон. Всегда активно недовольный уровнем демократии во Вьетнаме, на этот раз он отмечал, что за последние годы политическая культура в стране стала другой, более открытой и разнообразной. Значительно расширилось пространство для открытых политических дискуссий в обществе, несмотря на ещё сохраняющиеся некоторые ограничения2.
Он ещё в 2013 г. отмечал, что два десятилетия назад во Вьетнаме на 10 тысяч жителей приходилось меньше 1 телефона, и это был чуть ли не самый низкий уровень во всем мире. Сегодня же при 93-миллионном населении на каждые 100 человек приходится 135 телефонов. 10 лет назад Интернетом пользовался 1 из 33 жителей страны, а сегодня каждый третий3. Это коренным образом изменило всю общественно-политическую жизнь страны. Появилось множество блогеров, взявших на себя роль независимых СМИ. Многое говорит о том, что во Вьетнаме появились явные признаки формирования гражданского общества, повысилась роль общественного мнения, не считаться с которым уже не могут ни партийные, ни государственные органы.
Перемены в методах управления экономикой не могли не привести к изменениям в обществе. Появились новые социальные группы, объединенные общими интересами, в том числе так называемые
«госкапиталисты», частные предприниматели, иностранные инвесторы и зависящие от их деятельности рабочие. Иностранные деньги быстро принесли с собой зарубежную идеологию и культуру. В результате появился молодой городской средний класс, объединенный Интернетом и социальными сетями. В то же время экономические реформы повысили значимость тех слоев населения, которые собственно и внедряли эти реформы — чиновников центральных и региональных органов исполнительной власти. Все эти группы имеют собственные, не всегда совпадающие интересы, и партии приходится осторожно балансировать между ними, чтобы сохранить свою легитимность и социальную стабильность.
Состоявшийся в январе 2015 г., т. е. за год до съезда, 12-й пленум ЦК КПВ обсудил и принял проекты его главных документов: Отчетный доклад ЦК КПВ, Директивы к пятилетнему плану на 2016—2020 гг. и доклад «Итоги 30 лет политики обновления 1986— 2016». Все они были отправлены для обсуждения на провинциальных и городских конференциях КПВ, а в сентябре были опубликованы в Интернете. В течение 45 дней коллективы предприятий и отдельные граждане могли представить свои мнения и предложения в ЦК КПВ и другие партийные органы, где специальная рабочая группа рассматривала их на предмет включения в заключительный проект, который был доложен съезду. Всё свидетельствовало об открытом и вполне демократическом процессе подготовки форума высшего органа правящей партии в стране.
В центре общественной дискуссии оказались многие вопросы, представляющие большой интерес для всех тех лиц, кто уже многие годы наблюдает за успешным развитием этой традиционно дружественной нам страны. Деловые круги, значительная часть научного сообщества перед XII съездом КПВ настойчиво ставили вопросы о необходимости совершенствования стиля и методов работы партийно-государственного аппарата. Они выступали за реформу политических институтов, которые начали заметно отставать от преобразований в экономике и от требований интеграции в региональную и мировую экономику. Особенно большую тревогу в обществе и в партии вызывали распространение коррупции, растраты и хищения, бюрократизм и кумовство.
Политически активная часть общества ждала, что съезд найдет ответ на накопившиеся проблемы и даст новый импульс замедлившемуся росту ВВП страны и несколько притормозившей в последнее время политике «обновления и открытости». Ответ действительно был дан однозначный: политика обновления и модернизации страны безальтернативна, и она будет продолжена с учетом новых условий развития.
От съезда к съезду в руководстве КПВ увеличивалось число высококвалифицированных специалистов из различных отраслей народного хозяйства и органов государственного управления. Они смогли преодолеть инерцию и сопротивление назревшим реформам со стороны некоторых консерваторов и партийных функционеров. Но никаких политических «катаклизмов» при этом не произошло, потому что участники всех споров в КПВ, по традиции, превыше всего ставят сохранение единства и сплоченности партии как важнейшего условия сохранения её у власти.
Во многом именно поэтому Вьетнам обходят стороной экономические и политические кризисы и государственные перевороты, которые потрясли или свергли вообще некоторые режимы в странах ЮВА в последние годы. Сегодня политический режим в Ханое — самый стабильный в регионе. Стабильность Вьетнама — предмет зависти правителей многих соседних стран. Кроме того, она делает Вьетнам особенно привлекательным для иностранных инвесторов. И эту стабильность КПВ постоянно призывает беречь, как зеницу ока.
2. Что такое рыночная экономика, ориентированная на социализм
Как известно, дискуссия о том, что такое рыночная экономика, ориентированная на социализм, ведется в КПВ чуть ли не с самого начала политики обновления, провозглашенной на VI съезде. Предшествовавший XI съезд КПВ после горячих споров на эту тему в принятой большинством голосов резолюции записал: «Рыночная экономика с ориентацией на социализм в нашей стране — это товарная
многоукладная экономика, функционирующая через рыночные институты, управляемые государством и при руководящей роли Коммунисти-
4
ческой партии страны» .
Это довольно общее определение многим в научном сообществе Вьетнама представляется малоубедительным. Это определение скорее говорило о том, что КПВ все ещё находится в поисках действительно научного объяснения этого явления как главного направления курса социально-экономического развития страны. Формирование институтов и регламентирование рыночной экономики, роль государственного сектора все последние годы находятся в центре часто весьма горячих споров и дискуссий в обществе и в различных органах Национального собрания СРВ, в научных центрах и журналах. Накопленный за годы реформ опыт подталкивал к тому, чтобы несколько подправить определение, данное XI съездом КПВ рыночной экономике, ориентированной на социализм. Пришло время всё говорить конкретно, не ограничиваясь общими словами. Ожидалось, что XII съезд КПВ даст ему новое, более четкое и конкретное определение.
Социалистическая Республика Вьетнам, как видно из самого названия страны, однозначно позиционирует себя как социалистическое государство. Начиная реформы в 1986 г., КПВ провозгласила своей целью не отказ от социализма, а совершенствование господствовавшей в те годы в стране командно-административной системы, которая создавалась по модели бывшего СССР, путем формирования смешанной многоукладной экономики и развития рынка при сохранении всей полноты политической власти в руках КПВ. Обновление в экономике и сопутствующие ему изменения в политической сфере никак не означали и не означают сегодня изменения политического строя или отказа от качественных характеристик партии и государства. Об этом многие руководители КПВ постоянно напоминали как в предсъездовской дискуссии, так и затем в ходе работы XII съезда.
Рыночная экономика — это не изобретение капитализма, она может и должна использоваться и при построении социализма. Так считают идеологи КПВ, в том числе и один из её ведущих теоретиков, выпускник Академии общественных наук в Москве — переиз-
бранный съездом на второй срок генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг. Он рассматривает концепцию социалистически ориентированной рыночной экономики как «основополагающий теоретический прорыв и творческое достижение партии», как ее важный вклад в теорию марксизма-ленинизма. Вьетнамские коммунисты, утверждает он, пришли к выводу о необходимости «применять экономические формы и рыночные методы управления экономикой для того, чтобы использовать их положительные качества для строительства социализма, минуя капиталистическую стадию развития». При этом рыночная экономика, признает генеральный секретарь ЦК КПВ, имеет тенденции, которые прямо противоречат социализму. Поэтому, вступая на путь ее развития, необходимо решительно их ограничивать и преодолевать. Главной особенностью рыночной экономики с ориентацией на социализм, по мысли Нгуен Фу Чонга, является единство экономической и социальной политики, при котором экономический рост совмещается с социальным прогрессом и социальной справедливостью. «Не может быть быстрого эффективного и устойчивого роста экономики, — писал он, — если в обществе нет определенной социальной справедливости, если большинство народа живет в бедности, невежестве и лишениях, а значительное число трудящихся страдает от безработицы и голодает, оставаясь вытесненными за рамки общества»5.
Рынок — это хорошо, убеждены вьетнамские руководители, но его «невидимую руку» надо обязательно соединить с «видимой рукой» государства, которое не должно отказываться от своих социально-экономических функций.
На практике, однако, реализация этой концепции оказалась делом исключительно сложным. По мнению ряда вьетнамских ученых, это часто приводило к неправильному пониманию роли государства, предопределяло чрезмерное его вмешательство в экономику, что приводит к искажению законов рынка, который становится неспособным полностью и правильно выполнять свою роль в экономике. Они считают, что ориентированная на социализм рыночная экономика должна быть полностью рыночной, современной и такой же, как во всех странах — членах Организации сотрудничества и развития (OECD).
Это было весьма заметно на проходившем 21—22 апреля 2015 г. в г. Вине — центре пров. Нгеан большом Экономическом форуме, который каждый год организуется Экономическим комитетом Национального собрания. С основным докладом на нем выступил директор Центрального института экономического управления д-р Нгуен Динь Кунг, широко известный своей «прорыночной» позицией». Он поставил вопрос о необходимости обновления принятого во Вьетнаме понятия «рыночной экономики с ориентацией на социализм». 30 лет политики обновления, по его словам, позволили значительно сократить роль государства в экономике, но ещё не привели к радикальной перестройке государственного аппарата, к правильному пониманию рыночной экономики и роли в ней государства. Это становится серьезным препятствием для дальнейшей реализации политики обновления и вообще для дальнейшего поступательного развития страны. Доктор Кунг дал своё определение этому понятию: «Рыночная экономика с ориентацией на социализм является полностью рыночной, современной, в которой государство и рынок — это два необходимых фактора, согласованных друг с другом, существующих совместно и дополняющих друг друга на пути к всё более совершенному рынку»6.
Уже довольно давно наблюдатели заметили, что трактовки понятия «рыночная экономика, ориентированная на социализм» в руководстве КПВ и в правительстве несколько отличаются друг от друга. В КПВ партийные идеологи признают, что четкого научного определения этого явления пока просто не существует, потому что это совсем новая экономика, которой ещё никогда не было в истории.
Предыдущий премьер-министр правительства СРВ Нгуен Тан Зунг и его сторонники явно придерживались несколько отличной от других позиции. Высказываемая ими концепция была близка к идеям социал-демократии, особенно к североевропейской модели социализма, достаточно успешно реализованной в Швеции и других странах Скандинавии. Они выступали за рыночную экономику, однозначно ориентированную на государство социального благосостояния. Это предполагало, по их мнению, ускоренную приватизацию государственных предприятий путем их акционирования и полную интеграцию вьетнамской экономики в региональную и ми-
ровую экономику. Так, выступая на ежемесячном заседании правительства в феврале 2015 г., Нгуен Тан Зунг говорил: «Ориентация на социализм состоит не в том, чтобы считать, сколько больниц являются государственными, а сколько — частными, не в том, какова доля государственного сектора в экономике, а в том, чтобы сделать так, чтобы каждый гражданин мог пользоваться основными социальными услугами» .
Чуть позднее, 26 марта 2015 г., в докладе на заседании правительства он же говорил: «Необходимо рассматривать частное предпринимательство как движущую силу нашего развития. Это — наш народ, и его нам никто не заменит. Государство должно создавать ему все условия, строить фундаментальную основу и эффективное законодательство» .
Там же он сообщил, что за 2014 г. было акционировано 143 государственных предприятия, а до конца прошлого года должны были акционироваться ещё 289 предприятий. Вместе с тем надо отметить, что в правительстве неоднократно предупреждали, что не следует искусственно ускорять этот процесс, так как это может привести к распродаже госпредприятий по заниженной цене (поминался печальный опыт России). К тому же допуск иностранцев (нерезидентов) к покупке акций госпредприятий и приобретению недвижимости оказался на руку, прежде всего, китайским и тайским предпринимателям, монополизировавшим некоторые отрасли вьетнамской экономики почти целиком, что стало особенно заметно в гостиничном и туристическом бизнесе на побережье Центрального Вьетнама.
На необходимость более глубокой научной проработки этого курса КПВ указывается и в Отчетном докладе ЦК КПВ XII съезду, который тоже увидел серьезную проблему в неясности самого понятия «ориентации на социализм», особенно в том, что касается роли государственного сектора, коллективной (кооперативной) собственности, собственности на землю, структуры цен на некоторые товары и услуги. Свобода предпринимательства, декларированная в Конституции, говорится в докладе ЦК КПВ, не осуществляется в полной мере, нет достаточной координации между отраслями экономики, провинциями и ведомствами. Институты контроля в разных
сферах ещё слабы. Уровень анализа, прогнозирования и регулирования политики, институтов ещё низок. ЦК предлагает поставить задачу выработать в партии единое понимание рыночной экономики,
9
ориентированной на социализм .
С учетом этого ЦК КПВ сформулировал следующее определение: «Рыночная экономика, ориентированная на социализм — это экономика, полностью действующая по рыночным законам, но одновременно обеспечивающая продвижение к социализму в соответствии с каждым этапом развития страны. Это современная рыночная экономка, интегрированная в мировую экономику, находящаяся под управлением социалистического правового государства, руководимого Коммунистической партией, и имеющая своей целью богатый народ, сильное государство, демократическое, справедливое, цивилизованное общество»10.
Это развернутое толкование было одобрено делегатами съезда. В нем виден синтез многих оценок и мнений, высказанных в предсъездовской дискуссии, вместе с известным определением КПВ, что такое социализм, к которому она ведет страну. И это совсем не тот «социализм», который мы видим, например, в КНДР или на Кубе. В нем гораздо больше здравого смысла и простого желания построить страну, в которой будет удобно и комфортно жить всем ее гражданам.
3. Курс на «социализм с вьетнамским лицом»
Вопрос о социализме и путях продвижения к нему остаётся в центре теоретической работы КПВ, которая по-прежнему пытается следовать неким общим принципам и одновременно учитывать конкретные особенности своей страны. Принятая XI съездом новая редакция Программы партии под названием «Программа строительства государства в переходный период к социализму» представляет социализм как довольно далекий идеал. Ни о каких сроках его построения вообще нигде и никем не упоминается. Говорится только, что страна находится сейчас в самой начальной стадии строительства социализма и будет пребывать в ней ещё неопределённо долго. К середине XXI века предполагается в основном создать лишь его материально-техническую основу.
Тем не менее, что же такое социализм в нынешнем представлении вьетнамских коммунистов и как к нему продвигаться? Полного ответа на эти вопросы у них пока, похоже, нет, и их ещё предстоит выработать. Действующая программа КПВ в редакции XI съезда партии гласит: «Социалистическое общество — это общество народа, живущего в достатке, в сильном государстве, общество демократическое, справедливое и цивилизованное, где хозяином является народ, создана высокоразвитая экономика, опирающаяся на современные производительные силы и соответствующие им передовые производственные отношения, где построено социалистическое правовое государство, которое принадлежит народу, им управляется и действует ради народа под руководством Коммунистической партии»11.
Тем не менее, задача конкретного и более притягательного определения социализма со всеми особенностями Вьетнама не снята, и с годами она становится все более актуальной для КПВ. Во Вьетнаме, как и во многих других странах, особенно после распада СССР и с учетом опыта соседнего Китая, политическая система которого после «культурной революции» надолго утратила свою привлекательность, отмечается падение веры в социализм.
По опубликованным в сентябре 2015 г. данным социологического опроса авторитетного американского исследовательского центра PEW Global, проведённого в 10 странах АТР, 82 % вьетнамцев симпатизируют Японии и только 19 % предпочитают Китай. По этому показателю Вьетнам занял второе место после Малайзии (84 %), где одновременно 78 % выражали симпатии к Китаю. Но Вьетнам оказался первым и с большим отрывом от других по симпатиям к Южной Корее — 84 %12.
Этот же исследовательский центр, по данным другого опроса, проведенного в 45 странах в конце 2014 г., засвидетельствовал, что 95 % опрошенных вьетнамцев предпочитают капитализм социализму, тогда как ни в одной другой стране число сторонников капитализма не было выше 90 %. В среднем оно составило среди всех стран опроса 65 %. Даже в США, где ярлык «социалиста» до недавнего времени считался оскорбительным, только 70 % соглашались с тем,
что свободная рыночная экономика является лучшим типом эконо-
13
мики .
Конечно, можно с большой долей скептицизма относиться к любым социологическим опросам. Но во Вьетнаме немало фактов свидетельствуют о соответствии опросов реальности. Оценивая причины таких настроений, многие специалисты считают, что вьетнамское общество уже испытало на себе сильное воздействие негативных явлений, связанных с рыночной экономикой — коррупции, кумовства, хищений государственной собственности, власти денег, разделения общества на бедных и богатых. По данным известного швейцарского банка UBS, во Вьетнаме в 2014 г. было уже около 200 долларовых миллионеров, владевших капиталом в 20 млрд долл., и среди них уже имеются 2 миллиардера, вошедших в список «Форбс», с капиталом в 3 млрд долл.14 С открытием страны и вхождением в жизнь Интернета у населения в целом и особенно у молодежи появилась возможность реально сравнивать уровень жизни в Японии, Южной Корее, Сингапуре с уровнем жизни в КНДР, на Кубе и в соседнем Китае. В сложившейся ситуации тяга к капитализму становится заметным течением не только среди рядовых граждан, но и среди высших слоев общества. Люди видят, что многие высшие руководители обогащаются явно преступным путем, их семьи строят особняки. Чиновники на местах на уровне уездов и провинций и до самых высших постов направляют своих детей учиться в капиталистические страны. В случае болезни они посылают членов семьи лечиться тоже в эти страны. Но это не мешает им на словах говорить о социализме.
28 июля 2014 г. большая группа вышедших на пенсию партийных и политических деятелей и ученых, получившая название во вьетнамских СМИ как «группа 61», обратилась с открытым письмом в ЦК КПВ и ко всем членам партии. Они заявили, что уже много лет КПВ ведет народ по неверному пути и строит социализм по советскому образцу, заявляя при этом, что опирается на принципы марксизма-ленинизма. Особенно острой критике они подвергли внешнюю политику КПВ, обвиняя руководство в чрезмерных уступках Китаю. Никакого ответа от ЦК на это письмо не было, но в официальной прессе его авторы подверглись жесткой критике за необоснованность этих обвинений, а главное — за попытку вызвать раскол в партии в момент острого кризиса в отношениях с Китаем, возник-
шего в мае 2014 г. из-за ввода китайской буровой платформы в исключительную экономическую зону Вьетнама.
По сравнению со всеми другими государствами ЮВА политическая обстановка во Вьетнаме по-прежнему отличается общей стабильностью, несмотря на серьезные общественные волнения, время от времени вызываемые действиями северного соседа, ущемляющего суверенитет СРВ, или в связи с серьезными стихийными и экологическими бедствиями, как, например, массовый выброс весной 2016 г. мертвой рыбы на морской берег в ряде провинций Центрального Вьетнама. И эту общественно-политическую стабильность КПВ постоянно призывает беречь, как зеницу ока.
ЦК КПВ противопоставляет всем обвинениям в свой адрес активную пропаганду идей и заветов Хо Ши Мина. В мае 2015 г. в стране широко отмечалось 125-летие со дня его рождения. Выступая на представительной научно-практической конференции в Академии Хо Ши Мина в Ханое, посвященной этому юбилею, заведующий Отделом пропаганды ЦК КПВ, ныне член Политбюро Динь Тхе Хюинь говорил: «Хо Ши Мин всю жизнь боролся за построение такого общества, где не будет эксплуатации человека, где люди равны и все будут трудиться, получая по результатам своего труда. А те, кто не трудятся, не получат ничего. В этом обществе старики, больные и инвалиды будут окружены заботой и помощью государства. У всех будут условия для развития своих способностей и талантов»15.
Тем не менее, споры вокруг вопроса о характере строя во Вьетнаме среди научной общественности не утихают. Ещё перед прошлым съездом прошла горячая дискуссия в интернет-изданиях вокруг высказываний бывшего члена Политбюро ЦК КПВ, председателя Национального собрания Нгуен Ван Ана, который доказывал, что вьетнамская революция начиналась как освободительная, национально-демократическая, и в 1975 г. победно завершился только ее первый этап — национально-освободительный и начался второй этап — демократический, который не закончен и продолжается до сих пор, так как в стране построена не демократия, а партократия. Поэтому говорить, что революция уже вступила в этап перехода к социализму, явно преждевременно, а ориентация на некую неиз-
вестную социалистическую модель общества и экономики ведет партию и страну в тупик16.
Эти высказывания активной поддержки в КПВ не встретили. Однако в действующей программе КПВ в формуле социализма, выдвинутой ещё генеральным секретарем ЦК КПВ Ле Зуаном, а именно «богатый народ, сильное государство, справедливое, демократическое, цивилизованное общество» — было проведено незаметное, на первый взгляд, изменение порядка слов: «демократическое» поставлено впереди «справедливого». Казалось бы, какая разница? Но дело было в том, что ещё перед тем съездом на этом настаивали многие ветераны КПВ, делавшие акцент на необходимости дальнейшей демократизации в партии и государстве. Они утверждали, что общество не может быть справедливым, если в нем нет демократии.
И их, как можно видеть, услышали. Действующая программа КПВ на вопрос, что такое социализм, отвечает: «Социалистическое общество — это общество живущего в достатке народа, с сильным государством, демократическое, справедливое и цивилизованное. В этом обществе хозяином является народ, создана высокоразвитая экономика, опирающаяся на современные производительные силы и соответствующие им передовые производственные отношения, построено социалистическое правовое государство, которое принадлежит народу, народом управляется и действует ради народа под руководством Коммунистической партии»17.
Генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг и некоторые другие лидеры в период подготовки XII съезда неоднократно выступали против тех политических и общественных деятелей, которые восприняли проводимые рыночные реформы в экономике как отказ от цели строительства социализма вообще. Так, выступая на закрытии 10-го Пленума ЦК КПВ 5 января 2015 г., Нгуен Фу Чонг особо подчеркивал: «Осуществляемые изменения в политике вовсе не означают изменения политического строя. Качественные изменения, происходящие в партии и государстве, означают обновление институтов, политики, организации аппарата, борьбу с коррупцией, хищениями, бюрократизмом, укрепление обороны, обеспечение
безопасности, защиту независимости и государственного сувере-
18
нитета» .
4. Строительство правового
социалистического государства — центральная задача нового этапа обновления
Вьетнамские руководители также категорически отрицают мнение, будто правовым может быть только буржуазное государство. Правовое государство, по их мнению, — это общее достижение мировой цивилизации, которое означает легитимное, конституционное государство, где все подчинено Конституции и Закону. Главные изменения, внесенные в Конституцию СРВ в 2013 г., базировались именно на этой принятой в КПВ концепции социалистического правового государства. Её ст. 2 гласит: «Социалистическая Республика Вьетнам является правовым социалистическим государством народа, созданным народом и для народа».
Основная особенность концепции правового государства КПВ состоит в том, что она отрицает общеизвестный принцип разделения властей и базируется на представлении о государственной власти как о единой системе, внутри которой должно быть и разделение функций, а согласованность действий между всеми органами осуществляет правящая единолично КПВ.
Руководство КПВ делает ставку на построение правового государства, действующего в строгом соответствии с законами. Не случайно, в ст. 4 Конституции СРВ 2013 г., которая говорит о руководящей роли Коммунистической партии, добавлены слова: «все организации которой действуют строго в соответствии с Законом». При этом КПВ решительно отвергает такие элементы демократии, как многопартийность и политический плюрализм, которые, как считается, противоречат сложившейся системе власти, угрожают подорвать политическую стабильность, национальную культуру и идентичность. Тем не менее, по мере перехода к рыночной экономике и все большего открытия страны внешнему миру сложившаяся политическая система тоже постепенно и осторожно эволюционирует в сторону демократизации и либерализации.
Монополия КПВ в политической сфере и многоукладная рыночная экономика в СРВ пока не стали антагонистами. Какой-либо
организованной оппозиции внутри страны у КПВ нет. Терпимость к однопартийным режимам свойственна политической культуре государств в ареале китайского влияния. Это вполне в конфуцианской традиции, когда социальная гармония достигается правильно построенным консенсусом власти и народа. Его противники воспринимаются как анархисты и отщепенцы, а это — абсолютное зло. И легитимность власти зависит не от ее происхождения, а от ее эффективности в поддержании порядка и гармонии.
В условиях СРВ однопартийный режим гарантирует КПВ возможность реализации своего курса на протяжении длительного времени при стабильной политической ситуации в стране. Единственная партия во Вьетнаме — это также фактор единства и территориальной целостности страны. Во Вьетнаме действует неписаный закон, по которому в руководстве партии и государства должны быть более или менее равномерно представлены Север, Центр и Юг страны, что подтвердил и прошедший XII съезд КПВ.
Тем не менее, как и везде в мире, однопартийный режим не свободен от некоторых врожденных недостатков, главные из которых — упомянутые выше коррупция, бюрократизм и кумовство. На борьбу с этим злом и направлены все усилия руководства КПВ и государства. Не случайно, недостатки в борьбе с этими опаснейшими явлениями были поставлены на XII съезде КПВ в вину бывшему премьер-министру Нгуен Тан Зунгу и его сторонникам в правительстве.
Партия пытается, используя информационные технологии, сделать деятельность правительства более прозрачной и поощрить граждан к высказыванию своих взглядов. Вместе с тем открытая враждебная пропаганда некоторых блогеров при поддержке из-за рубежа строго пресекается.
В строящемся правовом социалистическом государстве все заметнее выдвигается на первый план Национальное собрание. Его роль значительно активизировалась ещё в первом десятилетии этого века, .когда его главой был нынешний лидер КПВ Нгуен Фу Чонг. Национальное собрание СРВ в последние годы не раз становилось местом острых дискуссий. В нем разгорались нешуточные страсти вокруг проектов разработки залежей бокситов и совместного с Китаем строительства алюминиевых заводов на плато Тэйнгуен, угро-
жающего тяжелыми экологическими последствиями для важнейших плантаций чая и кофе в этом районе. Депутаты вынудили правительство отказаться от прокладки совместно с японскими компаниями сверхскоростной железной дороги Ханой—Хошимин из-за слишком высокой стоимости проекта. Резкой критике было подвергнуто правительство также в связи с рядом крупных коррупционных скандалов.
Национальное собрание, где уже более половины депутатов работают на постоянной основе, получило по новой Конституции широкие полномочия, вплоть до права отстранять от должности президента и премьер-министра. В практике Национального собрания прошлого созыва впервые было внедрено голосование о доверии как новое средство оценки деятельности не только первых лиц государства, но и широкого круга других ответственных работников. Такое голосование будет проводиться дважды за срок полномочий Национального собрания. При этом любой руководитель, дважды получивший менее 50 % голосов доверия, должен быть отстранен от работы.
Возможностью огласить проблемы, которые депутаты считают важными для населения, и высказать по ним своё мнение является телевизионная трансляция парламентских сессий в форме вопросов и ответов с участием членов правительства, причем в реальном времени. В последние годы эти прямые включения становятся все более значимым инструментом зарождающейся системы сдержек и противовесов в политической системе. Каждый депутат отныне имеет свой сайт в Интернете, куда могут обращаться его избиратели с любыми вопросами. Ответ на эти вопросы обязателен.
Согласно Закону о выборах, в Национальное собрание и народные советы провинций должно выдвигаться не менее трёх кандидатов на одно место. Избрание допускается не более чем на два срока. В составе депутатов неуклонно растет количество женщин и беспартийных. Более 90 % депутатов Национального собрания — члены КПВ, представлены там и некоторые члены ЦК, однако в принципе членам ЦК и руководителям провинциальных и городских партийных комитетов не рекомендуется выдвигать свои кандидатуры на выборах, чтобы они могли сосредоточиться на выполнении своих прямых обязанностей.
Заключение
Очевидно, что «Обновление — 2», которое ожидали во Вьетнаме от решений XII съезда КПВ, будет более сложным по сравнению с тем, что начиналось 30 лет назад. Но, несмотря на все трудности, оно уже стало императивным требованием времени — таково было преобладающее мнение в партии и обществе, и оно получило отражение в документах съезда. Дело в том, что, начиная «свою перестройку», вьетнамские коммунисты приступили к реформированию того, что представляет базис государственного устройства — экономики. Уже за первые два десятилетия они добились феноменальных результатов, не только уведя страну от края бездны, где она оказалась после десятков лет войны и прекращения помощи бывшего СССР, Китая и других стран, но и превратили Вьетнам в быстро развивающуюся страну со средним уровнем достатка, если исходить из критериев ООН. Но дальнейшее обновление затормозилось, и не только из-за внешних факторов. Как и в соседнем Китае, настало время привести так называемую надстройку в соответствие с изменившимся базисом, и это придется, по всей видимости, делать, независимо от того, хочется этого кому-то или нет.
Поэтому и на новом этапе, как было решено на XII съезде, обновление будет продолжено и расширено. Оно должно стать комплексным, всесторонним и коснется многих политических институтов, еще больше повысит роль Национального собрания и народных советов на местах, затронет здравоохранение, образование и культуру, где пока больших успехов не просматривается. Особое внимание предусматривается уделить подготовке кадров, финансовой системе, банковскому сектору, транспорту и логистике.
Говоря о задачах на предстоящий период, ЦК КПВ вновь, как и 5 лет назад, выдвигает на первый план укрепление самой партии, более эффективную борьбу за чистоту её рядов, против коррупции, превратившейся в национальное бедствие, против угрозы «мирного перерождения», утраты веры в партию и государство у части кадровых работников и народа. Руководство КПВ обращает особое внимание на новые формы и средства враждебной пропаганды, особенно через Интернет, что предъявляет более высокие
требования к идеологической, воспитательной и пропагандистской работе КПВ.
В данной статье затронуты лишь несколько вопросов предсъездовской дискуссии во Вьетнаме. В действительности, обсуждалось ещё много других важнейших проблем общественно-политического и социально-экономического развития страны, и прежде всего большой комплекс вопросов внешней политики, международного положения страны, отношений с Китаем, США и странами АСЕАН, защиты территориальной целостности и суверенных прав Вьетнама в Южно-Китайском море. Все они требуют отдельного, подробного рассмотрения. В целом же вся предсъездовская дискуссия подтверждает, что общественно-политическая жизнь в СРВ, можно сказать, бъёт ключом, но, к сожалению, крайне скупо, а часто совершенно неверно освещается в российских средствах массовой информации.
Примечания
1 Hayton B. Vietnam's New Money // Foreign Affairs. 2010. № 2. P.12.
2 URL: http://RFA Posted on November 24, 2015 by Jonathan London.
3
3 URL: http://BBC(UК).com. Blogger VN thach thuc che do doc dang, by Djonatan London. 21.08.2013.
4 Dang Cong San Viet Nam. Van kien cua Dai hoi lan thu XI. Thang 2—2011 : [Коммунистическая партия Вьетнама. Резолюция XI съезда КПВ].
5 Цит. по: Социалистически ориентированная рыночная экономика — вклад КПВ в теорию марксизма-ленинизма. URL: http://www.Vietnamnet.vn/ (06.05.2010).
6 URL: http:// vnEconomy.vn/ (21.04.2015).
7 Вao Tuoi tre (газета «Молодость») (27.03.2015).
8 Ibid.
9
Dang Cong san Viet Nam. Bao Cao Chinh Tri cua Ban Chap Hanh Trung Uong Dang KhoaXII. Thang 02—2016 : [Коммунистическая партия Вьетнама. Политический доклад ЦК КПВ XII созыва. Февраль 2016]. С. 9.
10 Там же. С. 29.
11 Программа Коммунистической партии Вьетнама 1991 г., дополненная и переработанная XI Съездом КПВ. URL: www.cong. san.vn (17.01.2011).
12 URL: http://www. RFA.com/ (04.09.2015).
13
URL: http://www.nasdaq.com/article/could-communist-vietnam -turn-capital ist-cm455028#ixzz3UaD6CaHd
14 URL: http://www.Wealth -x (Singapore),UBS (Swiss) CN, 02/08/2015-16-06
15 Bao dien tu cua Dang Cong san Viet Nam (Электронная газета КПВ). 19.05.2015.
16 URL: http://www.Vietnamnet.vn/ (06.05.2010).
17
Cuong linh cua Dang Cong San Viet Nam (Программа КПВ). URL: http:// www.cong.san.vn/ (17.01.2011).
18 Nhan dan. 06.01.2015.