CRIMINAL PERSONALITY, COMMITTING CRIMES, CONNECTED WITH HUMAN
TRAFFIC T.A. Guseynov
Annotation: This article is dedicated to criminalistic characterization of the perpetrators of the crime of people trafficking. The author considers necessary such studies to reveal the identity of the perpetrator easily during the investigation of this type of crime.
Key words: human traffic, criminalistics, plagium.
Guseynov T.A., a graduate student of Department. SE and TD, TSU. Tel. (4872)35-39-97, email: turi [email protected] (Russia, Tula, TSU).
УДК 343.3
ОБНАРУЖЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
В.О. Давыдов
В статье представлен авторский взгляд на проблемы, связанные с обнаружением признаков преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием средств социальной компьютерной коммуникации, а также принятием решений в стадии возбуждения уголовного дела.
Ключевые слова: информация экстремистской направленности, средства социальной компьютерной коммуникации, криминалистически значимая информация, уголовное дело, стадия возбуждения, субъект расследования, специалист
Современный период развития российского общества, связанный с построением демократического правового государства, предполагает повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, необходимость поиска новых, нетрадиционных форм борьбы с криминальными угрозами, в числе которых особое место занимают преступления экстремистского характера. Последние, в своих самых различных формах и проявлениях, становятся для многонациональной и полирелигиозной России одним из опаснейших факторов, угрожающих целостности страны и единству нации.
Явление экстремизма весьма динамично развивается и с каждым днём приобретает всё новые черты и характеристики. Экстремистские организации все активнее используют достижения компьютерных технологий, внедряя в свою деятельность, прежде всего, те из них, которые достаточно эффективно воздействуют на массовое общественное сознание. Статистические данные
свидетельствуют о неуклонном росте преступных деяний данной категории. За последние 10 лет количество только официально зарегистрированных преступлений экстремистской направленности увеличилось более чем в 5 раз (со 157 фактов в 2003г. до 896 в 2013г.)[8]. При этом в силу ряда как объективных, так и субъективных причин факты экстремизма зачастую входят в латентную группу преступлений или регистрируются как преступные деяния, совершенные по другим основаниям.
Повсеместное распространение web-технологий создает предпосылки для существенного изменения способов совершения преступлений экстремистской направленности. Потенциал и коммуникативные возможности глобальной сети Интернет, социальных, локальных и файлообменных компьютерных сетей используются идеологами экстремизма в качестве своеобразной информационной площадки для популяризации своих идей, вербовки новых сторонников, их интерактивного обучения вопросам идеологии и тактики действий, организации финансовой поддержки деструктивных сил.
В то же время, как показывает практика, уголовное преследование по делам о преступлениях экстремистского характера и, прежде всего, совершенных с использованием компьютерных сетей, вызывает у субъекта расследования определенные трудности. Вышеназванным обстоятельствам в значительной мере способствуют сложности, связанные с получением, оценкой и использованием криминалистически значимой информации, характеризующей преступления рассматриваемой категории. Проблемы подобного рода особенно отчетливо проявляются, прежде всего, на этапе принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Остановимся на последнем более подробно.
Отметим, что институт возбуждения уголовного дела занимает значимое место среди иных институтов российского уголовно -процессуального права, поскольку именно возбуждение уголовного дела позволяет субъекту расследования непосредственно приступить к процессу расследования совершенного противоправного деяния.
На современном этапе развития уголовно -процессуального
законодательства при обсуждении проблем возбуждения уголовного дела порой высказываются суждения о том, что эту стадию уголовного судопроизводства вообще нужно аннулировать, а правоохранительные органы (и прежде всего органы внутренних дел), приняв сообщение о преступлении либо проведя какое-либо процессуальное действие тем самым начинают официальную процессуальную деятельность [3, 6, 7].
По нашему мнению, подобная позиция представляется недостаточно обоснованной. Полагаем, что поскольку предварительное расследование связано с возникновением определенного рода правоотношений, порождающих процессуальные права и обязанности сторон как обвинения, так и защиты, необходим специальный процессуальный акт, точно фиксирующий время возникновения подобных правоотношений, то есть фактически - сам момент начала судопроизводства. В противном случае возникает непозволительная
неопределенность в этих правоотношениях, что в свою очередь может повлечь нарушение конституционных прав гражданина и неисполнение обязанностей сторонами судопроизводства.
Проведенный нами анализ материалов следственной практики показывает, что преступления экстремистской направленности, совершаемые с использованием средств социальной компьютерной коммуникации, как правило, обнаруживаются при следующих обстоятельствах [5,С. 16]:
- непосредственно в процессе использования средств компьютерной коммуникации физическими лицами (например, в ходе эксплуатации программного обеспечения браузеров; обмена информацией в социальных сервисах, блогах, микроблогах и т.п.; использования данных, полученных по файлообменным сетям и т.д.);
- в результате проведения целевого мониторинга средств массовой информации, социальных сервисов сети Интернет сотрудниками правоохранительных органов и должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на предмет наличия материалов экстремистской направленности;
- при поступлении заявления в органы правопорядка и надзорные ведомства от физических и юридических лиц, соответствующих обращений представителей общественных организаций и средств массовой информации, депутатских запросов и т.п.;
- при получении соответствующей информации от лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе;
- в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых субъектами оперативно-розыскной деятельности;
- в процессе расследования преступлений экстремистской направленности, механизм совершения которых не связан с использованием средств социальной компьютерной коммуникации;
- при расследовании преступных деяний иных видов общеуголовной и экономической направленности;
- случайно.
Отметим, что с учётом особенностей развития теории уголовнопроцессуального познания приведенный нами перечень конечно же не является исчерпывающим и подлежит дальнейшему дополнению.
Анализ отечественной и зарубежной литературы [4, 2, 1], материалов архивных уголовных дел и других эмпирических источников показывает, что эффективность расследования преступлений рассматриваемой категории во многом обусловливается своевременностью проведения предварительного расследования.
Особую значимость, по нашему мнению, приобретает первоначальная стадия уголовного процесса - возбуждение уголовного дела. Данное обстоятельство предопределено уголовно-правовой природой выделенных преступных посягательств, неординарностью способов их совершения, сложностью оценки исходной криминалистически значимой информации.
Следует учитывать и то обстоятельство, что все действия, осуществляемые в рамках данной стадии, совершаются до возбуждения уголовного дела. Поэтому эффективность работы следователя по раскрытию и расследованию преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием средств социальной компьютерной коммуникации, в первую очередь, зависит от оперативности реагирования на заявления и сообщения об их совершении, своевременного и обоснованного принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Практика свидетельствует о том, что запоздалое начало предварительного расследования может привести к безвозвратной утрате важной информации (например, короткоживущих данных1), увеличению сроков предварительного расследования и другим негативным последствиям.
Полагаем, что существенное значение на стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях рассматриваемой категории имеет оптимальная организация взаимодействия между субъектом расследования, специализированными органами дознания, экспертными службами и
профильными специалистами в области компьютерной техники и
коммуникационных технологий, в целях получения максимально полной криминалистически значимой информации о происшедшем событии.
В зависимости от содержания исходной информации о происшедшем событии следователь имеет возможность до возбуждения уголовного дела провести в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, предварительную проверку фактов, изложенных в сообщении о преступлении. Хотя такая проверка не является стадией предварительного расследования, она типична для преступлений экстремистской направленности, совершаемых с
использованием средств социальной компьютерной коммуникации, и проводится в сроки, регламентированные действующим уголовнопроцессуальным законом (ч.ч. 1, 3 ст. 144 УПК РФ).
Оптимальным вариантом является проведение доследственной проверки с привлечением сотрудников специализированных подразделений - Центра по противодействию экстремизма и отдела «К» БСТМ МВД, ГУ МВД, УМВД РФ по субъектам Российской Федерации.
Полагаем, что целесообразным является и составление следующего плана проведения доследственной проверки:
- первое - истребование необходимых материалов, свидетельствующих о противоправности события и его экстремистской направленности;
- второе - анализ полноты и содержания документов, подтверждающих противоправность и экстремистскую направленность исследуемого деяния;
- третье - проверка подлинности поступивших материалов;
Под категорией «короткоживущие данные» автор понимает недолговечную информацию, существующую лишь до момента выключения компьютерного устройства либо до завершения определенной программы.
- четвертое - формулирование вопросов лицам, на которых ссылается заявитель либо которые являются (могут быть) свидетелями происшедшего события;
- пятое - получение объяснений от заявителя и возможных свидетелей (очевидцев, специалистов и т.п.) преступного события;
- шестое - предварительное исследование поступивших материалов: документов, предметов и орудий преступления (например, машинных носителей информации, программного обеспечения, баз данных, отдельных файлов и т.п.) на наличие признаков деяний экстремистской направленности. Подчеркнем, что с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04 марта 2013 года №23-ФЗ [10], в рамках проведения доследственной проверки возможно осуществлять изъятие предметов и документов, а также назначать и проводить необходимые судебные экспертизы (например, психологолингвистическую). Более того, подобное исследование может быть проведено специализированным органом дознания и в ходе оперативно-розыскного мероприятия - исследование предметов и документов в соответствии со статьей 6 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [9];
- седьмое - ознакомление с технологией использования средств компьютерной социальной коммуникации для совершения преступлений экстремистского характера, проведение необходимых консультаций со специалистами. Отметим, что проведение подобных консультаций имеет исключительно важное значение. Как правило, предпочтение следует отдавать специалистам следующих категорий: по обслуживанию и ремонту средств компьютерной техники; в области коммуникационных сетевых технологий; по средствам соответствующего вида связи; программистам; инспекторам Специального центра Гостехкомиссии России.
С учетом сведений, полученных в результате доследственной проверки поступивших материалов, принимается решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении либо передаче сообщения о преступлении по подследственности, определяемой статьей 15 УПК РФ.
Полагаем, что для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела о преступлении экстремистской направленности, совершенном с использованием средств социальной компьютерной коммуникации, в распоряжении субъекта расследования должны находиться следующие документы:
- письменное заявление (потерпевшего гражданина, представителя юридического лица), постановление прокурора либо протокол принятия устного заявления о преступлении, составленный в соответствии с действующим уголовно процессуальным законодательством;
- рапорт об обнаружении признаков преступления экстремистской направленности и приложенные к нему материалы, полученные в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий и иных проверок;
- письменное объяснение заявителя, в котором должны быть изложены сведения о времени, месте совершения либо обнаружения преступления,
предмете преступного посягательства и его индивидуальных признаках (название компьютерной информации экстремистского характера, место ее нахождения, особые условия доступа к ней и ее машинному носителю, их индивидуальные признаки и др.);
- справка о предварительном исследовании предметов и документов на наличие информации экстремистского характера;
- идентификационные сведения о владельце (собственнике, пользователе) ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, возможно, осуществившем распространение информации экстремистского содержания, например: 1Р-адрес, 1МЕ1 или иной идентификатор ЭВМ в компьютерной сети либо сети электросвязи, а также логин, пароль и номер абонента в сети электросвязи (номер телефона), с помощью которых был осуществлен такой доступ;
- протокол осмотра места происшествия - места обнаружения следов преступления экстремистского характера с обязательным осмотром ЭВМ или иного компьютерного устройства, машинного носителя и компьютерной информации. Отметим, что в ходе производства данного следственного действия должны быть получены данные, подтверждающие факты, изложенные заявителем.
Вышеперечисленные документы и содержащиеся в них сведения необходимо оценить с позиций законности получения, достоверности, относимости и достаточности для принятия того или иного процессуального решения.
Как показывает анализ эмпирических источников, на практике при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по преступлениям экстремистской направленности, совершенным с использованием средств социальной компьютерной коммуникации допускается ряд тактических просчетов и ошибок, негативно влияющих на объективность, полноту и качество предварительного расследования. Среди наиболее распространенных -низкое качество проверки сообщения о преступлении, по материалам которой иногда необоснованно возбуждаются уголовные дела.
Зачастую материалы о преступлениях экстремистской направленности, совершенных «нетрадиционным» и малопонятным для практических работников способом (в рассматриваемом нами случае - с использованием средств социальной компьютерной коммуникации), без достаточных оснований и в нарушение установленных УПК сроков «оседают» в органе дознания, что приводит к волоките и другим отрицательным последствиям. Таким образом, лица, причастные к экстремистской деятельности, получают возможность скрыться от следствия, уничтожить следы преступления и, в конечном итоге, избежать уголовного наказания.
Вопреки требованиям Административного регламента МВД России предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной
Приказом МВД России от 01.03.2012 года № 140, заявления о преступлениях рассматриваемой категории регистрируются с большим опозданием, а иногда и вовсе не регистрируются.
Следует помнить, что успех расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием средств социальной компьютерной коммуникации, обеспечивают быстрота и решительность действий субъекта расследования в самые первые часы производства по делу, надлежащим образом организованное взаимодействие с соответствующими специалистами. Например, в отдельных случаях оперативные работники должны выяснить некоторые вопросы, проверить материалы, произвести задержание преступника, выполнить другие мероприятия оперативного характера. Промедление при этом недопустимо, так как может привести к потере информации, утрате материальных и электронных следов, уничтожению документов и идентификационных признаков предметов, которые могут использоваться в качестве вещественных доказательств.
Не менее важным, на наш взгляд, является и вопрос профессиональной подготовки сотрудников следственных подразделений. Как показывает практика, только юридического образования для расследования преступлений экстремистского характера исследуемого вида недостаточно. Желательно, чтобы субъект расследования имел определенные познания в области информатики, компьютерной техники, сетевых технологий и защите информации, так как в противном случае ему трудно будет разобраться в сути расследуемого им события. К сожалению, в настоящее время следователь при расследовании преступлений рассматриваемой категории в основном выполняет функции секретаря, который занимается лишь фиксацией криминалистически значимой информации, а не ее планомерным, целенаправленным поиском. Часто это приводит к тому, что в оценке поступающих сведений ему приходится полагаться либо на сотрудника оперативных служб, либо на иное лицо, попавшее в сферу расследования конкретного преступления. Таким образом, целесообразность специальной технической подготовки следователей, специализирующихся на расследовании преступлений, совершаемых с использованием средств социальной компьютерной коммуникации, очевидна, и не вызывает сомнений.
Список литературы:
1. Вехов В.Б., Попова В.В., Илюшин Д.А. Тактические особенности расследования преступлений в сфере компьютерной информации. М., 2004.
2. Гаврилин Ю.В., Головин А.Ю., Кузнецов А.В., Толстухина Т.В.
Преступления в сфере компьютерной информации: квалификация и
доказывание. М., 2003.
3. Гаврилов Б.Я. Новеллы уголовного процесса на фоне криминальной статистики // Российская юстиция. 2003. №10.
4. Головин А.Ю., Мусаева У.А., Толстухина Т.В. Актуальные проблемы расследования преступлений в сфере компьютерной информации. Тула, 2001.
76
5. Давыдов В.О. Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием компьютерных сетей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.О. Давыдов. Тула, 2013.
6. Деришев Ю.В. Стадия возбуждения уголовного дела - реликт «социальной законности» // Российская юстиция. 2003. №8.
7. Манова, Н.С., Францифоров, Ю.В. Проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела по новому УПК РФ // Российский судья. 2003. №5.
8. Преступность и правонарушения в Российской Федерации (2003-2013): статистический сборник. М.: ГИАЦ МВД России, 2014.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013г. №53-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №33. Ст. 3349.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 04 марта 2013 г. № 23 -ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // «Российская газета». Федеральный выпуск. №6024. 06 марта 2013г.
Давыдов Владимир Олегович, заместитель начальника полиции УМВД России по Тульской области, полковник полиции, соискатель Тульского государственного университета, (4872) 32-32-30, [email protected], (Россия, Тула)
TO THE QUESTION ABOUT THE DISCOVERY OF THE SIGNS OF CRIME EXTREMIST ORIENTATION, PERFORMED WITH THE USE OF FUNDS SOCIAL COMPUTER COMMUNICATIONS, AND DECISION-MAKINGIN A STAGE OF EXCITATION
OF CRIMINAL CASE V. О. Davydov
The article presents the author's view of the problems associated with the detection of signs of crimes of an extremist nature committed through means of social computer communication, and decision-making in a hundred-DII excitation of criminal case.
Keywords: information extremist, funds of social computer communications,
криминалистически significant information, the criminal case, the initiation phase, the subject of the investigation, specialist
Davydov V.O., deputy police chief AMIA Russia's Tula region, a police colonel, competitor Tula State University, (4872) 32-32-30, [email protected], (Russia, Tula)