Перспективы Науки и Образования. 2017. 2 (26)
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-02/ Дата публикации: 1.05.2017 № 2 (26). С. 29-31. УДК 300:339
Д. М. И ГНАТОВ
Обнаружение и предотвращение деформации позвоночника у учеников младших классов
Диагностика искривления позвоночника, его профилактика и лечение - основная задача руководства школы, учителя по физическому воспитанию и медицинского персонала в школе. Необходимо в начале каждого учебного года проводить основательный осмотр каждого ребенка. Детей, имеющих искривление, необходимо лечить, а со здоровыми детьми проводить постоянную работу, включая их в групппу кинезетерапии ^К/. Борьба с искривлением позвоночника - трудное дело. Важной предпосылкой к успеху является профилактика с первого класса, до появления искривления. В условиях работы в школе этого можно достичь с помощью исправительной гимнастики, определенных постоянных и корректирующих упражнений, подвижных игр исправляющего характера.
Ключевые слова: деформация позвоночника, предотвращение, соматоскопия, гибитуальные, кифоз, сколиоз
Perspectives of Science & Education. 2017. 2 (26)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-02/ Accepted: 1 March 2017 Published: 1 May 2017 No. 2 (26). pp. 29-31.
D . M. I GNATOV
Detection and prevention of spinal deformities in students from school age
The diagnosis of spinal deformities, their prevention and treatment is one of the main tasks of school management, teacher of physical education and medical officer at the school. It is the beginning of each school year to review each child. Distorted children should be treated and all other children should be carried out preventive work, be included in groups of physiotherapy / LFK /. Fighting spinal deformities is difficult. Prerequisite for success is that it starts from the first grade, before there is a fixed distortion. In the school context, this can be achieved by means of rectifying gymnastics, certain preventive and corrective exercises and through mobile games correctional nature.
Keywords: spinal deformities, prevention somatoskopiya, hibitualni, kyphosis, scoliosis
роблемы, связанные с физическим развитием и физической деятельностью детей начального школьного возраста, являются объектом исследования психологов, медиков, педагогов и других ученых. Последнее время к этим проблемам возрастает интерес, так как они дают характеристику состояния здоровья, жизненной деятельности и трудоспособности детей. Для раскрытия динамика физического развития учеников младших классов используются различные методы, но чаще всего - метод сомато-скопии.
Соматоскопия - метод, с помощью которого определяется степень физического развития и состояние здоровья каждого ребенка. Осмотр осуществляется при дневном свете, вниматель-
но наблюдается в неподвижном положении и в движении: развитие мускулатуры, пропорции тела, симметричность конечностей, высота плеч, расположение лопаток и форма грудной клетки. Хорошее физическое развитие учащихся включает правильную стойку. Если условия жизни принудительно заставляют изменить движение тела, и если они повторяются систематически, могут произойти устойчивые изменения, выражающиеся искривлением позвоночника.
Во многих школах искривление позвоночника у детей достигает 30-40%, а сутулость у более 50%. Искривление позвоночника может быть: врожденным, полученным и в результате приобретенного навыка.
Врожденное искривление встречается редко.
Перспективы Науки и Образования. 2017. 2 (26)
Чаще всего, это аномальные явления в позвоночнике, тазобедренном суставе, плече, которые меняют стойку тела и приводят к искривлению позвоночника.
Приобретенное искривление позвоночника встречается намного чаще. Оно является результатом заболеваний, как туберкулез позвоночника, рахит, парализ мускул позвоночника, полученные ранения, зрительные аномалии и т.д.. Чаще всего, искривление позвоночника -это, так называемое, искривление, полученное в результате навыка /габитуальное/. Оно появляется из-за вредных навыков и не развивается сразу. Сначала наблюдаются временные изменения навыка положения тела, выраженное в искривлении влево или вправо. Постепенно это искривление начинает более ярко выражаться и углубляться, пока не произойдут необратимые изменения в центральной нервной системе и мускулатуре позвоночника. Причины нужно искать, прежде всего, в плохих условиях обучения - каждый день неправильное положение тела ученика в учебном классе во время письменной работы. Недостатъчное и неэффективное проведение физического воспитания и модульных форм, - все это есть предпосылка к появлению позвоночных аномалий. Не на последнем месте, как причину, можем указать на неудовлетворительную двигательную активность детей вне школьного режима. Долгое сидение перед компьютером дополнительно увеличивает риск появления искривления позвоночника. Здесь особенно важную роль играет контроль родителей. Хотя никто не оспаривает важности мнения родителей, оно тоже может стать предпосылкой к появлению позвоночной аномалии.Очень часто некоторые родители из-за своей некомпетентности и плохой информированности, стараясь идти в ногу со временем, записывают детей в группы йоги, каланетики и т.п.. В этом они допускают большую ошибку, так как статистика искривления позвоночника основывается на базе данных, которая включает занятия йогой и каланетикой.
Формы искривления позвоночника
- Передне-заднее искривление - оно получается в результате увеличения физиологические кривых позвоночника, полученных в результате слабости мускулатуры и изменения положения таза. Чаще всего, эти искривления следующее: круглая спина и кифоз, которые отличаются количеством затронутых позвонков. При круглой спине затронуты все позвонки, от шеи до поясницы, а при кифозе - только грудные, где грудная клетка сильно увеличена. Другие передне-задние искривления - это плоская, вогнутая и кругло- вогнутая спина.
- Другие искривления /сколиоз/ - они более тяжелые и, чаще всего, встречающиеся искривления позвоночника, особенно в последнее время. Сколиоз развивается как другие искривления, но имеет разнообразную природу происхождения:
рахитичный, параллитический, статический. В ученическом возрасте очень распространен сколиоз, полученный навыком. В зависимости от того, в какую сторону направлена дуга искривленного позвоночника, сколиоз может быть левосторонним или правосторонним. Если сколиоз охватил позвоночник сверху до низу, то он будет полным, а если несколько позвонков, то будет частичным. Искривление позвоночника оказывает негативное воздействие не только на общее состояние здоровья, но и на двигательно-коор-динационные способности детей /моторику/. Такие дети более слабые, быстро устают, проявляют неувереность и страх из-за слабой двигательной координации.
- Обнаружение искривления позвоночника - определение положения тела, измерение отклонения от правильной стойки производится при соблюдении определенных требований: исследуемый ученик должен быть в нижнем белье, без обуви, стоять на ровной поверхности, спина должна быть равномерно освещена. Ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Ребенок остается в этом положении несколько минут, чтобы он устал и затем занял привычную позу. Для установения наличия искривления позвоночника используется симметричность пунктов и контроль грудной клетки: линия плеч, высота нижних углов лопаток, одинаковость высоты седалищной сладки и выпуклость ягодиц. Асимметричность этих точек и линий указывает на наличие искривления позвоночника. При передне-стороннем искривлении осмотр проводится и в профиль./З/
Предупреждение искривления позвоночника
- Установление диагноза искривления позвоночника, профилактика и лечение - одна из главных задач руководства школы, учителя физкультуры и медицинского работника в школе. Необходимо еще в начале каждого учебного года проводить профилактический осмотр каждого ребенка. Полученные искривления необходимо лечить, а с остальными учениками проводить профилактику с обязательным включением кинезетерапии /ЛФК/. Борьба с искривление позвоночника очень трудная работа. Необходимым и обязательным условием успеха является работа еще с первого класса, до появления искривления. В начальной школе этого можно достичь путем исправительной гимнастики - комплекса профилактических упражнений и подвижных игр исправительного характера.
Исправительная гимнастика включена в программное содержание при обучении физическому воспинанию, которая на начальном этапе обучения может быть разделена на две части: исправительная гимнастика общего характера и специальная гимнастика./1/
- Исправительная гимнастика общего характера - направлена на восстановление равновесия между возбудительными и уравновешивающими процессами коры головного мозга,
Perspectives of Science & Education. 2017. 2 (26)
повышение общего тонуса организма, укрепление мускулатуры и восстановление потери координации. Она осуществляется путем общераз-вивающих упражнений, ходовых упражнений, которые по своему содержанию и возможности дозирования могут быть использованы для активной коррекции. К ним относятся упражнения по координации равновесия, баланса и т.д.. Из различных видов спорта наиболее подходящим является плавание./2/
- Специальная исправительная гимнастика - она направлена на улучшение работы позвоночной мускулатуры и устранения уже установленного искривления позвоночника. Осуществляется путем спец.упражнений и комплексов. К ним относятся упражнения, направленные на воздействие на мускулатуру позвоночника -упражнения в исходной позиции, смешанное положение, равновесие и т.д.. Особенно полезны упражнения, где исходное положение позвоночника горизонтальное. Данный вид упражнений желательно использовать по модификации В.М. Мошкова, которые выполняются, исходя из трех положений:
Первое исходное положение - опора на колени на вытянутых руках с воздействием на поясничную часть позвоночника.
Второе исходное положение - опора на колени на полусогнутых руках, оказывает воздействие на грудную клетку.
Третье исходное положение - опора на колени с максимально согнутыми руками, воздействие на верхнюю часть шейных позвонков и грудь, упражнение противоположно углублению и искривлению.
Учитель по физкультуре должен иметь знания и умения для использования комплексов простых, но разнообразных упражнений, которые могут применяться и с соответствующим напряжением. В этой связи необходимо быть внимательным с упражнениями- кувырками, неблагоприятными для позвоночника и его мускулов, для детей в группе риска.
Подвижные игры исправительного характера Подвижные игры исправительного характера, со своей эмоциональностью, являются важным фактором для улучшения общей физической
подготовки детей, а также и для укрепления мускулатуры , которая имеет большое значение в поддержке позвоночника в нормальном положении. Они создают бодрое настроение у детей и принимаются ими с огромным удовольствием. Вот почему, вопреки тому, что игры исправительного характера имеют свою специфику, они приятны и желанны детям и с удовольствием ими выполняются. Важным условием для достижения разностороннего действия на организм ребенка и коррекцию легкой деформации позвоночника путем игр является их отбор и использование в комбинации. При отборе игр необходимо соблюдать следующие условия:
- Коррекция деформации позвоночника и создание навыка правильного держания тела, проводить длительное время без перерыва через систематическое усвоение и отработку исправляющих элементов в играх.
- Более сложные исправительные элементы вводить после овладевания других элементов.
- Использовать игры комплексного характера.
Подвижные игры исправительного характера
разнообразны по содержанию и основным движениям, но вопреки этому, они могут разделяться на групппы.
- Игры строевого характера.
- Игры с основными движениями - ходьба, бег, прыжки, лазане, броски - предложены в исправительном варианте.
- Игры исправительного характера - лазане, влизание, элементы равновесия.
- Игры для плоскостопия.
ОБОБЩЕНИЕ
Устранить искривление позвоночника труднее, чем предотвратить его появление. Главную роль в этом отношении играет физическое воспитание. Включение исправительных упражнений и упражнений для мускулатуры позвоночника имеет успех в борьбе с деформацией и коррекцией позвоночника у детей младшего школьного возраста. Создание и развитие двигательных навыков - есть условие для закаливания и физического укрепления организма ребенка, а улучшение бытовых условий в школе - гарантия постижения хороших результатов в борьбе с искривлением позвоночника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.Георгиева, И.В.Лилов - „Подвижни игри с изправителен характер" - Народна просвета София 1968г./4/
2. И.Попов,АН.Ангелов, П.Буюклиев - „Теория и методика на физическото възпитание" Народна просвета" 1979 г./3/
3. С. Ганев, П.Милев - „Хигиенни изисквания при физкултурните и спортни занимания" - ВИФ София 1970 г./5/
Информация об авторе: Дечко М. Игнатов
(Бургас, Болгария) Кандидат педагогических наук, главный ассистент, Университет им. проф.А. Златарова E- mail: [email protected]
Information about the author:
Dicko, M. Ignatov
(Burgas, Bulgaria) The candidate of pedagogical Sciences, chief assistant, University. Professor A. Zlatarov E - mail: [email protected]