Научная статья на тему 'Обмен научно-техническим опытом между социалистическими предприятиями в период реконструкции народного хозяйства'

Обмен научно-техническим опытом между социалистическими предприятиями в период реконструкции народного хозяйства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — В Ф. Шершнев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обмен научно-техническим опытом между социалистическими предприятиями в период реконструкции народного хозяйства»

Том 273

1973

ОБМЕН НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОПЫТОМ МЕЖДУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ПЕРИОД РЕКОНСТРУКЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

В. Ф. ШЕРШНЕВ

В первые годы Советской власти, когда наша страна находилась в тяжелом экономическом положении и отставала по многим показателям от развитых капиталистических стран, В. И. Ленин со всей остротой выдвинул задачу создания материально-технической базы социалистического общества, которая нашла свое отражение в Ленинском плане построения социализма в СССР. В докладе на IV конгрессе Коминтерна (ноябрь, 1922 год) В. И .Ленин говорил: «Без 'спасения тяжелой промышленности, без ее восстановления мы не сможем построить никакой промышленности, а без нее мы вообще погибнем, как самостоятельная страна... Спасением для России является не только хороший урожай в крестьянском хозяйстве — этого еще мало, — и не только хорошее состояние легкой промышленности, поставляющей крестьянству предметы потребления, — этого тоже еще мало, — нам необходима также тяжелая индустрия»1. Только развитие тяжелой индустрии могло привести к высокой степени концентрации производства в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в других отраслях народного хозяйства и тем самым обеспечить полную победу социализма. «Только тогда,— писал В. И. Ленин, — когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно»2. Вот почему овладение техникой, массовая техническая пропаганда и явились центральной проблемой периода социалистической реконструкции народного хозяйства. Поэтому техника сделалась тем решающим звеном, овладение которым могло обеспечить полную победу социализма, а подъем технического уровня народных масс рассматривался как составная часть всего процесса технической реконструкции народного хозяйства. В резолюции XVI съезда КПСС по это'му поводу отмечалось, что необходимо принять энергичные меры к расширению технической пропаганды, вовлечению через посредство специальных общественных организаций широких рабочих масс в дело внедрения новейшей техники, к использованию творческой инициативы масс в целях технической реконструкции промышленности»3. Встала неотложная задача в ближайшее время овладеть техникой и научиться уп-

1 в. II. Л е и и Н. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 388—389.

В И^ Ленин. Поли собр. соч., т. 42, стр. 159.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, часть II1. издание VII, 1954. стр. 159.

равлять производством. Но низкая техническая квалификация значительно ограничивала эту возможность, так как разрыв между уровнем техники производства и уровнем технической квалификации масс в тот период времени был существенным. Поэтому массовая техническая пропаганда, овладение техникой, обмен техническим опытом стали центральными задачами строительства социализма. С этой целью промышленные лаборатории превратились в своего рода научные институты, где изучались технологические процессы, научная организация труда и управления, здесь же создавались различные агрегаты, станки, поточные линии, которые испытывались и передавались производству. Так, при ЦИТ (Центральный институт труда) действовало несколько проблемных лабораторий, которые впоследствии стали готовить поточные линии для отдельных предприятий тяжелой промышленности. Наука постепенно становилась составным элементом производительных сил социалистического общества. Для быстрейшего освоения поступающего из-за рубежа и отечественного оборудования на предприятиях страны создавались специальные школы-техминимумы, в которых изучались вопросы политико-экономического характера, задачи, возложенные на предприятия, свойство металлов, вопросы организации труда и рабочего места, знание станков и инструментов, борьба с браком. В помощь рабочим выходил ежемесячный журнал «Изучай технику», где сообщалось не только о новинках современной техники и давались рекомендации по ускоренному ее изучению, но и пропагандировались лучшие ударники техучебы. На службу техпропаганде были поставлены пресса, кино, радио. После прохождения определенного курса учебы ВЦСПС устраивал соцтехэкзаме-ны, введенные специальным постановлением СТО СССР (Совет труда и обороны СССР). Сдавшие соцтехминимум переводились на лучшие ставки, получали работу по новой квалификации с соответствующей оплатой и помещали специальные кружки повышенного типа для дальнейшего изучения и освоения не только отечественной, но и зарубежной техники.

Широкое распространение в этот период получил обмен опытом передовиков и новаторов производства. Это позволило вскрыть дополнительные резервы, способствовало непрерывному росту производительности труда, поднимало '.культурно-технический уровень, повышало квалификацию рабочих и обеспечивало максимальное использование техники. «Перед нами стоит задача не только социалистической реконструкции техники,— отмечалось на страницах журнала «Проблемы экономики»,— но и использования до конца того, что нам дает капиталистический строй, задача открыть в этой технике возможности, которые скрыты капиталистическим применением машин и технических процессов»4. Только при организации широкого обмена производственно-техническим опытом можно было до конца разрешить эту задачу. Не случайно вопросам пропаганды и внедрения всего нового, передового В. И. Ленин придавал огромное значение. Его указания актуальны и в настоящее время. Еще в первые годы Советской власти он отмечал, что для успешного подъема народного хозяйства необходимо постоянное и своевременное внедрение в производство новейших достижений в области науки и техники не только у нас, но и за рубежом, всемерное развитие творческой инициативы масс, обобщение и использование в практике строительства социализма передового производственного опыта. «Нам надо именно теперь позаботиться о том, — отмечал В. И. Ленин, — чтобы масса необыкновенно ценного материала, который имеется налицо в виде опыта новой организации производства в отдельных городах, в

4 Ю. Мил о нов, Вопросы техники в период, социалистической реконструкций, «Проблемы экономики», 1931, ]Уе 7—8, стр. 54,

отдельных предприятиях, в отдельных деревенских общинах, - чтобы этот опыт стал достоянием масс»5.

В первые годы Советской власти исключительно важное значение приобрели вопросы международного научно-технического обмена, заимствования передового производственного опыта. С целью его изучения и внедрения специальным постановлением Совнаркома РСФСР в 1921 году было предложено создать Бюро иностранной науки и техники в наиболее развитых капиталистических странах.

Первоначально оно было создано в Германии, а также намечалась их организация в США, Англии, Швеции, Франции и т. д. В задачу Бюро входили сбор, .изучение и распространение, уже непосредственно в Советской России, наиболее ценной зарубежной научно-технической информации. В. И. Ленин указывал на то, чтобы информационные органы «внимательно следили за всей соответствующей литературой на всех языках, переводя или, по крайней мере, реферируя все сколько-нибудь ценное в этой области»6. В это же время специальным постановлением Совнаркома была создана Центральная междуведомственная комиссия, в функции которой входили сбор и распространение поступающей информации. «Главная задача, которую должен себе поставить Коминолит (Центральная междуведомственная комиссия. — В. Ш.), — писал В. И. Ленин, — это добиться того, чтобы в Москве, Петрограде и крупных городах Республики было сосредоточено в специальных библиотеках по 1 экземпляру всех заграничных новейших технических и научных (химия, физика, электротехника, медицина, статистика, экономика и пр.) журналов и книг 1914—1921 гг. и было бы налажено регулярное получение всех периодических изданий»7. Естественно, что использование накопленных человечеством знаний и постоянно поступающих результатов исследовательских работ как у нас, так и за рубежом невозможно без хорошо поставленной научно-технической информации. Отсутствие четкой системы информационного обслуживания зачастую приводило к неоправданным расходам на разработку различного типа машин, технологических процессов, к дублированию в научных исследованиях. Необходимо было построить разветвленную сеть информационной службы при создании единого координирующего и направляющего центра. С этой целью каждое предприятие обязано было представлять информацию о производственных достижениях, сообщать о внедренных изобретениях и рационализаторских предложениях в отдел при ВСНХ. Поступавшие материалы обрабатывались, размножались и направлялись заинтересованным отраслям и предприятиям. В это же время ВСНХ приступил к подготовке первого информационного издания серии «Социалистический обмен производственным опытом» («СО»), которое послужило начальным этапом широкого обмена передовым производственно-техническим опытом. В течение первых лет по материалам «СО» было внедрено около 50 новшеств с экономическим эффектом в 500 тыс. рублей, а за четыре года его существования в социалистической промышленности было сэкономлено 9,5 млн. рублей8. Массовое распространение и свободный обмен передовым производственно-техническим опытом становится закономерностью развития социалистического производства и обусловливается общественной собственностью на средства производства. К. Маркс писал, что «производительные силы — это результат практической энергии людей, но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся»9. Поэтому все технические

" В. И. Л е к и н. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 149.

6 В. И. Ленин Поли. собр. соч., т. 45, стр. 25.

'В И Лгннн Полз собр. соч ,'г 58. стр. 228.

° См.. «Технологические библиотеки 'СССР», 1962 М 5

я К, М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 27, стр. 402.

новшества, усовершенствования, степень массовости участников технического творчества зависят и определяются той социально-экономической системой, которая существует в данном обществе.

В условиях капиталистической собственности основной целью внедрения технических достижений и изобретений является стремление к повышению степени эксплуатации и получению максимальной доли прибыли. В силу этих причин сфера применения технических новшеств сужается и замедляются темпы технического прогресса. В настоящее время имеются специальные юридические правила, согласно которым никто не имеет права не только опубликовать в печати сведения о созданном им изобретении, но и не может подать заявку в Патентное бюро без согласия фирмы. Только «с переходом средств производства в руки рабоче-крестьянского правительства, — писал Ф. Э. Дзержинский в циркуляре о рабочем изобретательстве, — перед рабочим у станка открылись совершенно новые возможности использования изобретательских способностей, которые таятся в нем... рабочий знает в настоящее время, что он работает не для усиления господства своего классового врага капиталиста, но, наоборот, дает своему же государству, своему же классу возможность повысить производительность труда, улучшить сумму производственных богатств, облегчить тяжелый труд, улучшить положение трудящихся. Это сознание создает сильный стимул к творческой работе рабочих и техников, работающих на производстве»10. Именно эта общность интересов и породила взаимную заинтересованность работников социалистических предприятий в совершенствовании промышленного производства, снижении себестоимости продукции, росте производительности труда за счет повышения уровня современной техники.

Те средства производства, которые поступали в страну из-за границы, не выдерживали взятых темпов социалистического строительства. Необходимо было перестроить машины с учетом новых условий их применения, а также создать новые на уровне лучших мировых образцов. Этому способствовало техническое творчество рабочих и инженерно-технических работников, проявившееся в массовом изобретательстве и рационализации, которое охватило большую часть страны и требовало необходимости создания единого направляющего центра. Вскоре при Всесоюзном обществе «За овладение техникой» (ВСОЗОТ) был создан комитет, в функции которого входила организация помощи популяризации научно-технических достиженй, обмена передовым прозводственным опытом между государственными предприятиями. Связь комитета с рационализаторами и изобретателями осуществлялась через систему ЗОТовской общественности, созданную во всех отраслях народного хозяйства. С целью распространения рационализаторских и изобретательских предложений с 1930 года стал издаваться журнал «Рабочая смекалка», где на его страницах давалась подробная информация о научно-технических достижениях не только в нашей стране, но и за рубежом. Он явился проводником тех знаний, которые были накоплены к тому периоду времени в области науки и техники. Некоторые предпоиятия имели еще и специальные бюро «обмена опытом», которые вели систематическую работу по использованию производственных достижений в других отраслях, устраивали технические выставки-смотры, «походы за опытом» и другие формы взаимосвязи. Обмен передовым производственно-техническим опытом между социалистическими предприятиями явился существенным фактором, позволившим в более короткое время провести техническую реконструкцию народного хозяйства. Если за первую пятилетку в промышленности было установлено и пущено н ход свыше 150

■ 10 Ф. Дзержинский. Избранное, 1. 2, М, 1957, сто. 70. 80

тыс, машин и "агрегатов, т. е. каждый день почти около 100 новых машин, то за 1933—1934 гг.—70000 или 120 машин в день11. Естественно, что значительную роль в этом сыграли рационализаторы и изобретатели. «Социалистическая рационализация, — отмечалось в резолюции XVI съезда КПСС, — являющаяся лучшим способом мобилизации скрытых мощных резервов и снижения себестоимости, должна стать неотъемлемой частью практической работы всего административно-технического персонала промышленности и быть в центре технико-производственной работы предприятия..., одновременно должен быть широко поставлен обмен опытом рационализаторских достижений между государственными предприятиями. Для этого во всей системе промышленности сверху донизу должны быть укреплены органы по рационализации»12. Только при таком подходе можно было наиболее полно выявить производственные возможности, вскрыть резервы роста производства, повысить качество и снизить себестоимость выпускаемой продукции. Комплексное изучение всего производственного процесса позволило заводу «Красный Путило-вец» за один только 1930 год получить 5132 рационализаторских предложения, т. е. примерно в 5,5 раза больше, чем в 1928—1929 гг., причем только 1500 предложений, проведенных в жизнь, дали 1754000 рублей экономии13.

Успешное развитие технического творчества во многом определялось комплексным подходом к изучаемой проблеме, при котором первоначально широко оповещались рабочие и инженерно-технические работники о необходимости обследования определенного участка производства. Следующий этап состоял в обсуждении результатов обследования и анализа полученной научно-технической информации, касающейся данного участка. И заключительным этапом являлось исследование его все*' ми имеющимися на данном предприятии средствами. Результаты проведенного комплексного изучения систематизировались и передавались родственным предприятиям. Следует отметить, что подобный анализ прЪизводственной деятельности широко стал применяться лишь несколько позже, а в начальный период реконструкции народного хозяйства ПцОДОтбную функцию выполняли специальные лаборатории, созданные при

Значительный вклад в развитие социалистической промышленности и создание материально-технической базы коммунизма внесли сибирские рабочие. Задача быстрой индустриализации страны требовала необходимости развития в Сибирском крае массовой технической пропаганды, движения за овладение техникой и ее совершенствования. В ноябре 1928 года было создано Сибирское центральное бюро изобретений. (Сиб. ЦБРИЗ), которое осуществляло руководство движением рационализаторов и изобретателей в Сибири и изыскивало необходимые формы обмена производственно-техническим опытом между предприятиями. Через бюро проходили наиболее ценные изобретения, имевшие важное народнохозяйственное значение, и направлялись во Всесоюзное общество «За овладение техникой» для их дальнейшего распространения и внедрения в различные отрасли промышленности. Каждое предприятие имело свою первичную комиссию при управлении, которая рассматривала поступавшие предложения, определяла их степень важности, проводила широкую пропаганду среди рабочих о значении рационализации на том или ином участке данного предприятия, определяла эффективность технического творчества и устанавливала премию.

11 ^.^За техническую культуру», «Изучай технику», 1934, № 11, стр. 1.

п- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, часть Ш, издание VII, 1954, стр. 47.

13 См.: «Рабочая смекалка», 1931, стр. 31,

Насколько широко была поставлена работа по рационализации и изобретательству в Сибири видно из следующего примера. За один только 1931 год органами содействия изобретательства в Сибкрае было зарегистрировано 1683 изобретений, из них 1235 поступили в местные органы и 448 — в Сибирское бюро реализации изобретений. Эффективность от рационализаторских предложений в сибирской промышленности составила 3 млн. рублей чистой прибыли, которая была вложена в фонд создания технической базы социализма. Следует отметить, что часть предложений не имела определенной ценности для промышленности и была отклонена, другая — направлялась в производство для внедрения. Так, например, изобретенная машина для сухого протравливания семян имела для сельского хозяйства настолько чрезвычайно важное значение, что в первый же год было изготовлено 3000 машин и на 15000 была подана заявка из «центра». Другое изобретение по получению лиственного клея, который постепенно вытеснил импортный, нашло широкое применение на спичечной фабрике «Сибирь». Этот способ распространился не только в Сибири, но и на Урале, где было изготовлено 150 аппаратов14.

Какими темпами развивалось и совершенствовалось техническое творчество, видно из следующего примера. Если за 1928— 1929 гг. Сибирское бюро реализации изобретений зарегистрировало 918 заявок, то в 1929—1930 гг. число рабочих предложений по сравнению с прошлым годом составило 243%, т. е. 2960 заявок. Экономический эффект превысил результат прошлого года в 4 раза и выразился в сумме 800 тыс. рублей. Постепенно претерпевала изменения и социальная структура участников технического творчества. Так, в 1928 году среди изобретателей рабочих было 34%, а служащих — 40%, а уже к концу 1929 года картина существенно меняется. Из числа подавших заявку на патентование рабочие составили 41%, служащие — 36%, крестьяне — 9%, кустари — 6%, прочие — 8%15.

Таким образом, техническое творчество рабочих и, в частности, обмен передовым производственным опытом между социалистическими предприятиями в значительной степени ускорил процесс создания технической базы социализма.

и См.: «За индустриализацию Сибири», 1930, № 6, стр. 57.

15 См.: «За индустриализацию Сибири», 1930, № 11—12, стр. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.