Научная статья на тему 'Обмен и информация в моделях экономического роста'

Обмен и информация в моделях экономического роста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
214
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / INFORMATION PRODUCT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулигин Василий Дмитриевич

В современных моделях экономического роста информация и знания играют ключевую роль. Способность производить и потреблять информационные продукты становится главным фактором создания добавленной стоимости. В статье рассматривается природа информационных продуктов. Они обладают свойствами, как товара, так и общественного блага. Эта специфика модифицирует определение ценности информационных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCHANGE AND INFORMATION IN economic growth MODELS

In modern models of economic growth an information and knowledge play key the role. The capacity to produce and consume of information products becomes primary factor of creation value added. In the paper consider the nature of information products. They possess properties both a good and public good. This specific character modifies the assessment value of information products.

Текст научной работы на тему «Обмен и информация в моделях экономического роста»

УДК 330.138:004

в.Д. Кулигин ОБМЕН И ИНФОРМАЦИЯ В МОДЕЛЯХ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Аннотация. В современных моделях экономического роста информация и знания играют ключевую роль. Способность производить и потреблять информационные продукты становится главным фактором создания добавленной стоимости. В статье рассматривается природа информационных продуктов. Они обладают свойствами, как товара, так и общественного блага. Эта специфика модифицирует определение ценности информационных продуктов.

Ключевые слова: информация, знание, информационный продукт.

VassUy KuHgm EXCHANGE AND INFORMATION IN ECONOMIC

GROWTH MODELS

Annotation. In modern models of economic growth an information and knowledge play key the role. The capacity to produce and consume of information products becomes primary factor of creation value added. In the paper consider the nature of information products. They possess properties both a good and public good. This specific character modifies the assessment value of information products.

Keywords: information, knowledge, information product.

Приращение полезных знаний, которые воплощаются в новых технологиях, оказывает непосредственное влияние на поведение и отношения агентов рынка. В силу природы информации и знания это влияние трудно воспринимается и фиксируется. В большинстве случаев происходящие перемены либо малозаметны, либо невидимы. Это связано со спецификой информации и знания, которые не имеют вещественной субстанции и обладают рядом необычных свойств. На место производства вещей приходит производство информации и знания, которые представляют собой информационные, идеальные продукты. В их создании решающую роль играют услуги, которые не закрепляются и не реализуются в каком-либо осязаемом предмете. Экономические аспекты знания оказываются тесно связанными с его философскими вопросами. Актуальность их изучения не вызывает сомнений. В то же время в своих попытках понять специфику совершающихся изменений исследователи сталкиваются с малоизученными, весьма сложными и запутанными проблемами.

Изменения структуры производства. Считается, что в информационной модели экономического роста центральная роль отводится теоретическим знаниям, на основе которых создаются новые интеллектуальные технологии. Главной производительной силой в этой модели становятся информационные работники. На этом этапе развития производство материальных благ постепенно уступает место сфере оказания и потребления услуг. Экономическая активность, сконцентрированная на создании, обработке и перемещении физических товаров, становится все менее значимой [14, с. 110]. При этом происходит не только замена производства материальных благ производством услуг, но и вытеснение материальных компонентов готового продукта информационными составляющими. Разумеется, это не означает снижения роли и значения физических вещей для человека. Материальная база по-прежнему остается фундаментом жизнеобеспечения общества. Происходящие изменения лишь подчеркивают тот факт, что производство товаров для населения все больше превращается в легко преобразуемую, достаточно простую и недорогую форму деятельности.

В то же время такие неосязаемые виды деятельности, как научные исследования, финансирование, планирование и другие, часто становятся более сложными и дорогостоящими. Они нередко дают больше прибыли и бывают более выгодными, чем простая обработка металла или физический

© Кулигин В.Д., 2015

труд. В результате происходят глубокие изменения в структуре производства и в отношениях между различными секторами экономики [14, с. 40-41]. Основанные на «знаниях или умственном труде» производства, все в большей мере выпускают нематериальную продукцию [14, с. 18]. В этом смысле материальное производство становится вторичным по отношению к производству информации и знаний.

Приложение труда к предмету. Производство вещей А. Смит связывал с производительным трудом. Говоря о производительном и непроизводительном труде, он отмечал: «Один вид труда увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается, другой вид труда не производит такого действия. ...Так, труд рабочего мануфактуры обычно увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает, а именно увеличивает ее на стоимость своего содержания и прибыли его хозяина. Труд домашнего слуги, напротив, ничего не добавляет к стоимости» [13, с. 338-339]. Приложение труда к предмету, таким образом, увеличивает стоимость этого предмета. Что же касается домашнего слуги, то его труд ничего не добавляет к стоимости перерабатываемого материала. Ведь слуга не принимает непосредственного участия в его обработке. Поскольку труд слуги не реализуется в физических вещах, не принимает предметно - фиксированную, осязаемую форму вещи, он, по мнению А. Смита, является непроизводительным. Службу не следует путать с фабрикой [11, с. 99].

В процессе углубления разделения труда умственный и физический труд разъединяются [8, с. 516]. Отдельно взятый работник начинает участвовать в обработке предмета совсем не соприкасаясь с ним. Чтобы быть производительным работником, «вовсе не обязательно непосредственное приложение рук к предмету; достаточно быть органом совокупного работника или выполнять какую-либо из его функций» [9, с. 32]. В современных условиях задача таких работников заключается в поиске инновационных приемов производства, базирующихся на новом знании. Характер производительной деятельности в этом случае становится иным. На первое место выходит умственный труд. «Фундамент нашей экономики - отмечает П. Друкер, - переместился от физического труда к умственному, а центр тяжести потребительских расходов - от товаров к знаниям» [3, с. 245].

Такой труд по самой своей природе не может овеществляться, то есть принимать форму вещи, придавать ей полезные свойства. Он нацелен, прежде всего, на познание вещи, ее свойств, элементов, их связей и отношений. Работники умственного труда не производят никаких материальных, физических единиц. Их труд не реализуется в физически осязаемой субстанции. Он не создает и не увеличивает стоимость, «ничего не добавляет к стоимости» предмета, «не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи». В этом своем качестве труд, по всей видимости, может быть отнесен к услуге. Его услуги «обычно исчезают в самый момент оказания их и редко оставляют после себя какой-либо след или какую-нибудь стоимость» [13, с. 339]. Но такой труд имеет свою стоимость и должен оплачиваться. Результатом умственного труда является неосязаемый продукт - идеальное, идеальный продукт (информация, знание).

Сфера получения информации - это особая область инновационных видов деятельности. Ее приоритетной задачей является поиск, сбор, обработка, хранение и распространение информации. Результатом деятельности по преобразованию информации является информационный продукт. Непосредственно эта сфера не связана с физической обработкой материалов. Но изготовленные в ее недрах информационные продукты, обладая определенными полезными свойствами, оказывают услуги процессам переработки материалов, производству вещей. Считается, что в настоящее время «не существует ни одного способа производительного приложения труда, который не был бы приложением информации» [5, с. 28]. К числу этих многочисленных услуг относятся образование, наука, проектирование, инжиниринг, маркетинг, телекоммуникации, информационные технологии и так далее. Материальное производство становится вторичным по отношению к производству и потреблению информации и знаний, а информационные работники, обладающие высоким уровнем компетенций,

главной производительной силой [5, с. 17]. Получение необходимой для производства информации предваряет, таким образом, процесс создания вещей.

Решающую роль начинает играть способность не только производить идеальный продукт, но и умение потреблять его. Возникает проблема восприятия переданного знания, осознания его важности, уяснения и использования. Вот почему особое значение приобретает человеческий капитал и взаимодействие между людьми. Ведь за копированием информации, знания следует их материализация, опредмечивание, а это не простой процесс, требующий высокого уровня образования и квалификации работника. В данном случае мы имеем дело с ограничением не в доступности знания, а в его потреблении. В конечном счете, область производства вещей и обмена ими сужается, в то время как сфера услуг, нацеленная, прежде всего, на рост знания, расширяется. Знание начинает производиться ради получения еще большего знания.

Это означает, что существует особый, самостоятельный процесс создания знания. Его направление задается рациональными экономическими решениями. Именно поэтому большинство современных экономик располагают информационным сектором, в котором сконцентрировано производство знаний. Информация рождается и создается в фирмах в сотрудничестве с университетами. Можно предположить, что именно поэтому на роль основного социального института претендуют университеты, которые становятся «аналогом монополистических корпораций в сфере науки и образования» [5, с. 20]. Производство и потребление информации значительно расширяют область информационных услуг. Последняя получает и предоставляет в распоряжение пользователя информационные продукты [5, с. 154].

Оказываемые бизнесу услуги вносят решающий вклад в формирование ценности производимого продукта, улучшая положение компании на рынке. Теперь уже не физический, а умственный труд прилагается к предмету. Предмет обрабатывается с помощью технологий, которые заключают в себе самые передовые доступные знания. Будучи добавленными к предмету, они увеличивают стоимость последнего. Использование информационных продуктов и услуг в сфере инновационного и высокотехнологичного бизнеса становится ключевым фактором создания добавленной стоимости. Приложенное к обработке материала знание увеличивает его стоимость. «Работа со знаниями рассматривается как новый способ создания товаров и добавочной стоимости» [5, с. 83]. При этом потенциал знаний может быть реализован только в том случае, если квалификация и компетенции работников дополняют друг друга. Это обстоятельство приводит в действие принцип возрастающей отдачи. Квалифицированные работники, как правило, концентрируются в тех местах, где их квалификация соответствует множеству других работников [7, с. 170; 14, с. 109]. Знание, таким образом, упорядочивает интеллектуальную деятельность и оказывает информационное структурирующее влияние на пространство. Так в экономике образуются центры высокого роста добавленной стоимости и прибыли, где сосредоточена большая часть патентов, лицензий и роялти.

Факты свидетельствуют о том, что знание легло в основу практической деятельности и стало фундаментальным экономическим ресурсом современного общества [3, с. 312]. Фирма может улучшить свое положение путем замещения какого-либо ресурса производства другим, знанием. Действительно, современные технологии представляют собой наборы исполнимых инструкций и рецептов того, как манипулировать природой, замещая труд знаниями путем роботизации и информатизации. Выполнение этих инструкций на практике, в ходе которого они превращаются из знаний в действия, и есть процесс обработки природного субстрата. Конечной целью такого способа производства является получение материальной выгоды [10, с. 14]. В данном контексте использование новой информации высвобождает, экономит ограниченные ресурсы. В этом качестве информация тождественна фактору производства, хотя по своей физической форме таковым не является. Ее влияние, вероятно,

аналогично, по своим последствиям, снижению издержек при разделении труда. Ценность информации определяется именно возможностью высвобождения ресурсов, величиной их экономии.

Информация как идеальный продукт. Что же представляет собой поиск инновационных приемов производства? В данном случае мы сталкиваемся с процессом познания, в ходе которого добывается новая информация. «Нынешнюю революцию в науке - определяющей глубинной основе нашего времени, - пишут Э. Тоффлер и Х. Тоффлер, - воспринять гораздо труднее. Эти перемены в силу самой своей природы неосязаемы, невидимы, абстрактны, они носят эпистемологический характер и, по видимости, не связаны с нашей повседневной жизнью» [14, с. 213]. Чем же вызван неосязаемый, невидимый, абстрактный и эпистемологический характер происходящих перемен? Ответ на этот вопрос так же абстрактен.

В процессе взаимодействия объективного и субъективного между ними происходит обмен не только энергией, затратами человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и так далее, но и информацией. Информация может быть представлена как отраженное разнообразие [2, с. 14]. Под отражением понимается воспроизведение субъектом в той или иной форме особенностей (черт, сторон, структуры) объекта. Это воспроизведение имеет место, если оно, во-первых, выражено в общезначимых формах языка (понимаемого в широком смысле слова, включая язык чертежей, схем, моделей и прочее), и, во-вторых, если оно преобразовано в активную форму деятельности человека с реальным предметом. Иными словами, объект оказывается отраженным, идеализированным лишь тогда, когда создана возможность активно воссоздать его, опираясь на язык слов и чертежей, когда создана возможность превращать слово в дело, а через дело в вещь [4, с. 217]. Идеальное, как форма деятельности, не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи. Вместе с тем оно присутствует в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели [4, с. 218]. Разумеется, знание об объекте, которое мы получаем в том или ином акте познания, всегда относительно. Оно содержит лишь некоторую часть той информации, которая в действительности заключена в объекте.

В свою очередь, словесно выраженное представление об объекте превращается в дело, а через дело - в форму внешней, чувственно созерцаемой вещи, в вещь [4, с. 218]. Опредмечивание идеального образа вещи, то есть становление идеального предметом, вещью, или материализация информационной модели, приводит к созданию новой информации, нового знания [2, с. 75]. В этом возобновляющемся циклическом движении взаимодействие субъекта и объекта является источником неопределенности в научном познании. Вследствие этого, получение информации, определенности, разнообразия, связано с однообразием, неопределенностью [2, с. 67].

При этом сама информация о свойствах вещи, не несет в себе ничего предметного, телесного, связывающего ее с физической природой осязаемого тела. Информация отделена от него. Она существует вне вещи, идеально. «Знания, - отмечает Д. Мокир, - содержатся либо в мозге людей, либо в запоминающих устройствах (внешняя память), из которых их можно извлечь» [10, с.16]. Умственный труд изменяет не природный субстрат, а сознание, дает новое знание. Благодаря этому человек видоизменяет свои представления о предмете, вещи. Когда теоретик пишет книгу, - подчеркивает Э.В. Ильенков, - он производит идеальный продукт. Он совершает духовный, а не материальный труд. Когда живописец пишет картину, он создает образ, а не оригинал. Когда инженер чертит свой чертеж, он тоже не создает никакого материального продукта. Он тоже совершает лишь духовный труд. Он производит лишь идеальную - а не реальную - машину. При этом одна категория людей совершает духовный труд, создающий лишь идеальный продукт и изменяющий лишь общественное сознание людей, а другая категория людей создает продукт материальный, поскольку производит изменения в сфере их материального бытия [4, с. 242-243].

Сознательная, основанная на использовании информации деятельность определенным

образом комбинирует силы природы, придавая им форму вещи. В то же время идеальное определяет содержание сознательной деятельности и направляет ее. Оно упорядочивает и структурирует деятельность. Будучи преобразовано в активную форму деятельности, информация (идеальное) опредмечивается, то есть предстает в виде предмета с заранее известными свойствами. Идеальный продукт, таким образом, воплощается в веществе природы, становится вещью. Форма вещи скрывает за собой идеальное и его содержание. Точно также как и духовный, умственный труд, информация по своей сущности нематериальна, невещественна и не имеет физической природы [5, с. 88]. Ее свойства не осязаемы. В ней отсутствует природная субстанция. В то же время информация не может существовать вне материального носителя.

Общественная форма информации. Информационный продукт предстает в виде идеального продукта. С его помощью формируется либо новый способ создания продукции, либо он позволяет производить принципиально новую продукцию, которой ранее не было. В основе деятельности лежит, таким образом, использование информации, знания. Такие знания Д. Мокир называет полезными знаниями. Они являются ключевым источником экономического роста. Эти знания создаются в процессе производства, то есть существует процесс производства таких знаний. В отличие от них, существуют знания для общества. К ним Д. Мокир относит экономические знания, в числе которых он называет знания о ценах и издержках [10, с. 39].

В самом деле, деятельность, благодаря которой комбинируется вещество природы, структурирована. Она имеет цель и общественную форму, которая придается ей разделением труда и обменом. Эта форма неосязаема и невещественна. Она имеют нефизическую природу. В ней нет ни атома вещества природы. Природная субстанция в ней отсутствует. Форма, как и ее свойства, физически неосязаема, но в то же время она вполне реальна. Информация изменяет содержание и форму общественной деятельности. Желание улучшить свое положение [13, с. 349], обменять его на новое, более подходящее, по-прежнему остается движущим мотивом поведения индивида. В то же время производство и потребление информационного продукта, изменяя отношения между людьми, придает продукту ту общественную форму, которую он прежде не имел.

И здесь проявляются его свойства как товара. Для неоклассиков информация, подобно товарам, есть нечто объективное. Она продается и покупается на рынке в результате принятия максимизирующего решения. Ее можно хранить на различных носителях [15, с. 38]. Предполагается, что производство современных товаров с высокими потребительскими свойствами требует значительных затрат умственного и физического труда. В структуре этих издержек наибольшая доля расходов приходится на оплату услуг, связанных с проведением различного рода научно-прикладных исследований. Эти услуги, как правило, оказываются на различных стадиях производства продукта. Они не связаны непосредственно с обработкой природного субстрата, после которой он будет пригоден для продажи. Благодаря им создается растущая добавленная стоимость. Но разработка новых идей и знаний требует больших частных издержек. Несмотря на это сохраняется повышенный спрос на информацию, предъявляемый со стороны рыночных акторов. На основании этих соображений некоторые исследователи делают вывод о «товарной природе» информации, и о том, что «с экономической точки зрения информация - это товар» [12, с. 20, 37].

В то же время Д. Мокир считает, что в конкурентной системе свободного рынка знания обладают лишь некоторыми свойствами товара. Люди, создающие новую технику и полезные знания эгоистичны, как и все прочие. Они заинтересованы в их продаже и получении прибыли [10, с. 38]. В данном контексте к информации, как идеальному продукту, применяется тот же самый подход, что и к обмену вещей. Предполагается, что сама по себе продажа информации с целью получения прибыли придает ей специфическую, чисто рыночную характеристику товара. Однако плата за приобретение информационного продукта еще не делает его товаром. И хотя кодифицированные знания пре-

вращаются в объект коммерческих сделок, в том числе с использованием механизма биржевых торгов [6, с. 62], это, по-видимому, скорее плата за услуги, которые не оставляют после себя какого-либо следа. Следует также иметь в виду, что в настоящее время большинство сделок со знаниями не проходят через рыночные механизмы и не поддаются их воздействию, а потому не могут быть отнесены к экономическим трансакциями [6, с. 62]. Это связано с тем, что «знания как товар, - по утверждению Д. Мокира, - обладают рядом необычных свойств» [10, с. 38].

Помимо обмена продуктами, в которых воплощено знание, последнее может быть доступно каждому без всякого обмена. Взятая из внешнего предмета и будучи отделена от него, информация как полезный продукт не ограничена рамками предметного тела, а потому может свободно перемещаться. Копирование информации не требуется больших затрат. Поэтому число копий может быть неограниченным, что увеличивает объем ресурсов для разработки и создания новых продуктов. Информацией может пользоваться каждый, не прибегая к обмену. Никто не обязан предоставлять что-либо взамен полученной информации. Знание можно все время продавать, но оно остается собственностью его владельца. От продажи оно не истощается. Это, вероятно, делает информацию всеобщим, общественным благом. «Знания являются общественным благом в том смысле, - пишет Д. Мокир, -что их потребление не снижает их доступности для других членов общества ... знания становятся культурным объектом в силу того, что они передаются другим индивидам, приобретаются от них и находятся в совместном обладании» [10, с. 19-20]. В то же время, каждый отдельный человек располагает общественным благом индивидуально. Его потребление также носит индивидуальный характер.

Редкость. Своеобразие нового способа создания продукта заключается в том, что научные и технологические открытия достаточно быстро превращаются в рыночный товар. Последний, как правило, обладает высокими полезными свойствами. «Для образования ценности, - отмечает Бем-Баверк, - необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость - редкость не абсолютная, а лишь относительная, т.е. по сравнению с размерами существующей потребности в вещах данного рода» [1, с. 67]. Полезность инновационных товаров на первых порах дополняется их относительной редкостью, что и делает их ценность высокой. Вместе с тем, вопрос о том, способно ли данное благо быть только полезным для человека или же оно представляет для него ценность, решается исключительно количественными отношениями [1, с. 69]. Это означает, что увеличение количества производимых благ снижает их редкость и приводит к падению их ценности. Что касается знания, то однажды добыв его и заплатив за него определенную цену, его можно бесконечно копировать практически бесплатно. В процессе потребления знание физически не уменьшается, не исчерпывается, оставаясь доступным одновременно любому количеству людей. Свойство редкости для него отсутствует. Поэтому, как только знание становится известным, ценность его падает.

«.Ценность, - по утверждению Бем-Баверка, - отнюдь не является объективным, внутренним свойством материальных благ присущим им по природе; точно так же нельзя рассматривать ее как феномен чисто субъективный, коренящийся исключительно в свойствах человеческого организма; напротив, ценность представляет собой результат своеобразного отношения между объектом и субъектом» [1, с. 66-67]. Представляется, что двойственность характеристики ценности, в конечном счете, проявляется в соотношении спроса и предложения и определяется их равенством. Но в отношении общественного блага метод анализа спроса и предложения видоизменяется.

Библиографический список

1. Бем-Баверк, Ойген фон. Избранные труды о ценности, проценте и капитале / Ойген фон Бем-Баверк ; пер. с англ. - М. : Эксмо, 2009. - 912 с.

2. Гуревич, И. М. Информация - всеобщее свойство материи : Характеристики, оценки, ограничения, следствия / И. М. Гуревич, А. Д. Урсул. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2013. - 312 с.

3. Друкер, П. Ф. Эпоха разрыва : ориентиры для нашего меняющегося общества / П. Ф. Друкер ; пер. с англ. -М. : Вильямс, 2007. - 336 с.

4. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. - М. : Политиздат, 1991. - 464 с. - (Мыслители ХХ века).

5. Спиридонов, Э. С. Информационная экономика / Э. С. Спиридонов [и др.]. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. -288 с.

6. Супян, В. Б. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. В. Б. Супяна. - М. : Магистр, 2009. - 399 с.

7. Истерли, В. В поисках роста: Приключения и злоключения экономистов в тропиках / В. В. Истерли ; пер. с англ. - М. : Институт комплексных стратегических исследований, 2006. - 352 с.

8. Маркс, К. Капитал. Т.1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. - 2-изд. - Т. 23.

9. Маркс, К. Капитал : Отредактированные Марксом фрагменты для французского издания, отсутствующие в общепринятой версии / К. Маркс. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. - 80 с.

10. Мокир, Дж. Дары Афины. Исторические истоки экономики знаний / Дж. Мокир ; пер. с англ. под ред. М. Ивановой. - М. : Изд. Института Гайдара, 2012. - 408 с.

11. О'Рурк, П. Дж. Адам Смит о «Богатстве народов» / П. Дж. О'Рурк ; пер. с англ. - М. : АСТ МОСКВА; Владимир : ВКТ, 2010. - 255 с. - (10 книг, изменивших мир).

12. Роговский, Е. А. США : информационное общество (экономика и политика) / Е. А. Роговский. - М. : Международные отношения, 2008. - 408 с.

13. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит ; пер. с англ. - М. : Эксмо,

2007. - 960 с. - (Антология экономической мысли).

14. Тоффлер, Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. - М. : АСТ МОСКВА: ПРОФИЗДАТ,

2008. - 569 с.

15. Уэрта де Сото Х. Социально-экономическая теория динамической эффективности / Хесус Уэрта де Сото ; пер с англ. - Челябинск : Социум, 2011. - 409 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.