Научная статья на тему 'Облигации как источник финансовых ресурсов предприятия'

Облигации как источник финансовых ресурсов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
BANK CREDITING / CREDIT AGREEMENT / CREDITOR / ISSUE / BONDS / BOND PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тропина Ж.Н.

В статье анализируются и сравниваются основные источники финансовых ресурсов предприятия: банковские кредиты и облигации, рассматриваются как положительные, так и отрицательные стороны привлечения бизнесом финансирования с помощью облигаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Облигации как источник финансовых ресурсов предприятия»

УДК 336.7(075.8)

Ж. Н. Тропина, к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская Федерация, г. Москва tropina_zanna@inbox. ru

ОБЛИГАЦИИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье анализируются и сравниваются основные источники финансовых ресурсов предприятия: банковские кредиты и облигации, рассматриваются как положительные, так и отрицательные стороны привлечения бизнесом финансирования с помощью облигаций.

Ключевые слова: банковское кредитование, кредитный договор, кредитор, эмиссия, облигации, программа облигаций.

Zh. N.Tropina BONDS AS A SOURCE OF FINANCIAL RESOURCES OF THE ENTERPRISE

Abstract: The article analyzes and compares the main sources of financial resources of an enterprise: bank loans and bonds, considers both positive and negative aspects of attracting business financing through bonds.

Keywords: bank crediting, credit agreement, creditor, issue, bonds, bond program

Функционируя в условиях жесткой рыночной конкуренции предприятия,

как правило, не могут активно развиваться, опираясь лишь на свои собственные

источники денежных средств. Для расширения бизнеса, обеспечения реализации

1

инвестиционных проектов предприятия вынуждены прибегать к банковскому кредитованию, выпуску векселей. Альтернативным вариантом привлечения финансовых ресурсов, имеющим определенные преимущества по сравнению с другими вариантами, можно считать выпуск облигаций.

Банковское кредитование на данный момент является одним из основных источников финансирования российских предприятий. При этом банковское кредитование имеет такие привлекательные характеристика как удобство и относительная простота получения кредитов. Однако использование этого источника сопряжено с достаточно большим количеством проблем для предприятий. Кредиты банков, предоставляемые предприятиям, могут быть ограничены капиталом банков. Предприятия, использующие исключительно банковское кредитование попадают в значительную зависимость от источника финансирования, поскольку ситуация с получением кредитов одним предприятием одновременно от нескольких банков возникает не часто. В целях снижения рисков и обеспечения дополнительных гарантий по возврату денежных средств, банки вводят дополнительные условия в кредитные договора, которые способны значительно ограничить свободу принятия бизнес-решений. Как правило, выдавая кредит, банки сопровождают это действие требованием не наращивать до погашения данного кредита долговую нагрузку предприятия.

В этих условиях облигации могут стать значимым альтернативным источников финансирования [1,389]. Практика функционирования облигаций позволяет говорить о том, что облигации могут использоваться бизнесом параллельно с банковским кредитованием. С помощью облигаций могут быть решены отдельные задачи в рамках финансирования инвестиционных проектов [2,334] . Параллельное привлечение денежных средств и с помощью банковских кредитов, и с помощью размещения облигаций позволяет значительно повысить эффективность финансирования предприятий реального сектора экономики, сделать финансирование более гибким.

В последние годы Центральный Банк достаточно активно проводит мероприятия по "бондизации" российской экономики, среди них достаточно много акций, позволяющих получить предварительную информацию о готовности бизнеса к использованию тех или иных финансовых инструментов. Так анкетирование, проводившееся в 2016 г. Банком России среди предприятий Центрального федерального округа (500 предприятий), позволило получить следующие результаты: лишь 5% хозяйствующих субъектов заявили о том, что не нуждаются в заёмном капитале, при этом из числа предприятий заявивших о наличии потребности в дополнительных источниках финансовых ресурсов 80% заявили о том, что отдают предпочтение банковскому кредитованию, поскольку не имеют достаточно информации о положительных и отрицательных сторонах облигационных выпусков, уверены в сложности процедуры эмиссии и высоких затратах, связанных с организацией выпуска и размещения облигаций.

Особенно актуальной эта проблема является для регионов. Подавляющее большинство выпусков корпоративных облигаций России сосредоточено в Москве и Санкт-Петербург. При этом 2/3 эмитентов находится в Центральном федеральном округе.

В октябре 2016 года Банком России был начат проект по популяризации облигаций в качестве источника заёмного финансирования для предприятий реального сектора экономики. Проект, прежде всего, был адресован региональным компаниям, относящимся к среднему бизнесу. На начальном этапе реализации проекта первоочередной задачей мегарегулятора стало выявление организаций, заинтересованных в привлечении финансовых ресурсов с помощью облигаций, потенциальных эмитентов. В результате проведенного Банком России обследования была определена специфика финансирования работы предприятий этой группы, проанализированы условия, которые могут сделать облигации приоритетным источником заемных средств и проблемы, ограничивающие

развитие рынка корпоративных облигаций.

3

Опираясь на полученную информацию, регулятор с партнерами проводит мероприятия по содействию выпуску и размещению корпоративных облигаций. Основными целями этих мероприятий являются:

• повышение уровня финансовой грамотности менеджмента и персонала финансовых служб предприятий - потенциальных эмитентов корпоративных облигаций;

• введение мер, направленных на упрощение процедуры эмиссии и снижение издержек, связанных с выпуском облигаций, расширение доступа к получению услуг консультантов и финансовых посредников, прежде всего в регионах;

• привлечение государственной информационной и финансовой поддержки для региональных эмитентов;

В 2014 г. в российское законодательство впервые было введено понятие коммерческая облигация, в 2015 г. было проведено изменение стандартов эмиссии. На данный момент у российских предприятий существует возможность использования этого нового инструмента формирования финансовых ресурсов[3,65][4,69] .

При этом как банковское кредитование, так и облигации имеют как существенные недостатки, так и преимущества.

Преимущества банковского кредитования:

- привычность инструмента для заемщика, простота организации, относительно низкий уровень затрат;

- возможность изменения условий кредитного договора в зависимости от рыночной ситуации;

- отсутствие требования публичного раскрытия информации.

Отрицательные стороны банковского кредитования:

- доминирующая роль банка при определении условий кредитования;

- предъявление требований к обеспечению, размеру неснижаемого остатка по счетам, поддержанию оборотов, введение ковенант в кредитные договора;

4

- введение комиссий за неиспользованную часть кредитной линии, штрафов за досрочное погашение кредитов;

- активное предложение в качестве дополнительных условий других банковских продуктов.

Преимущества облигаций:

- больший по сравнению с кредитами объем привлечения денежных средств;

- возможность более длительного срока привлечения денежных средств;

- отсутствие требований по залогу;

- более широкий круг кредиторов (банки, пенсионные фонды, страховые компании, управляющие компании, физические лица);

- возможность ускоренного привлечения денежных средств в рамках зарегистрированных ранее программ;

- формирование публичной кредитной истории, позволяющей перейти к более выгодным условиям заимствования в дальнейшем;

- возможность управления долгом в случае изменения рыночных условий;

- выстраивание отношений с инвесторами в целях обеспечения финансирования других проектов компании, в том числе в части акционерного капитала;

- рост узнаваемости бренда.

Отрицательные стороны размещения облигаций:

- довольно сложный этап подготовки выпуска;

- присутствие расходов, связанных с финансовым консультированием, получением кредитных рейтингов, андеррайтингом;

- невозможность изменения ставки купона;

- требование публичного раскрытия информации о

компании.

Отсутствие в условиях жестких санкций возможности для российских

предприятий привлечения относительно дешевых финансовых ресурсов на рынках

5

Запада делает задачу популяризации и развития инструментов, обращающихся на внутреннем фондовом рынке особенно актуальной. Грамотное использование российскими компаниями облигаций способно снизить издержки, связанные с привлечением долгового финансирования, повысить устойчивость бизнеса в высоко конкурентной среде.

Список литературы

1.Алексеева И.А. Макарова Е.В. Российский рынок корпоративных облигаций: тенденции и перспективы развития.// Известия Байкальского государственного университета. 2017.Т.27 №3 С. 389-400

2. Попова О.В. Леонова О.В. Иващенко Т.Н. Корпоративные облигации как перспективный источник финансирования инновационно-инвестиционных проектов в предпринимательстве. // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12 №6 С. 233-245.

3.Тропина Ж.Н. Коммерческие бумаги как инструмент привлечения финансовых ресурсов // Российское предпринимательство. 2004. №11. С. 64 - 67.

4. Тропина Ж.Н. Коммерческие бумаги как инструмент привлечения финансовых ресурсов // Российское предпринимательство. - 2004. - Том 5. - № 11. - С. 64-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.