Научная статья на тему 'Область использования геосинтетических материалов для усиления оснований насыпей'

Область использования геосинтетических материалов для усиления оснований насыпей Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
494
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ГЕОРЕШЕТКА / ГЕОСЕТКА / ГЕОЯЧЕЙКА / ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ / УСИЛЕНИЕ ОСНОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Иванов В. О.

Выполнен обзор и классификация применяемых в дорожном строительстве геосинтетических материалов, области использования георешеток для усиления оснований насыпей, правила применения и основные требования к геосинтетическим материалам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Иванов В. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Область использования геосинтетических материалов для усиления оснований насыпей»

70

Проблематика транспортных систем

УДК 625 В. О. Иванов

ОБЛАСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ОСНОВАНИЙ НАСЫПЕЙ

Выполнен обзор и классификация применяемых в дорожном строительстве геосинтетических материалов, области использования георешеток для усиления оснований насыпей, правила применения и основные требования к геосинтетическим материалам.

геосинтетические материалы, георешетка, геосетка, геоячейка, область применения, усиление оснований.

Введение

Технический прогресс в автодорожном строительстве обусловил внедрение новых конструктивных и технологических решений конструкций дорожных одежд с использованием различных видов и типов геоячеек, георешеток и других нетканых синтетических материалов. В настоящее время многие фирмы и компании, реализуя различные типы георешеток, практически не указывают сферы их эффективного использования по грунтовым условиям, а в отдельных случаях дают только качественные характеристики без конкретных численных величин для условий строительства в Санкт-Петербурге.

В сложившихся условиях довольно часто георешетки укладывают в основание автодороги, если это не требуется по грунтовым условиям или когда эффект усиления основания не превышает 5-10 %. Учитывая довольно высокую стоимость георешеток, с очевидностью можно сделать вывод о нецелесообразности их применения в определенных грунтовых условиях.

Для ликвидации отмеченного недостатка необходимо проводить в различных грунтовых условиях исследования по определению эффективности применения георешеток для усиления основания автодорог.

1 Классификация геосинтетических материалов, георешеток

Геосинтетические материалы (ГМ) - класс строительных материалов, как правило, синтетических, а также из другого сырья (минерального, стекло- или базальтовых волокон и др.), поставляемых в сложенном компактном виде (рулоны, блоки, плиты и др.), применяемых для создания дополнительных слоев (прослоек) различного назначения (армирующих, дренирующих, защитных, фильтрующих, гидроизолирующих, теплоизоли-

2006/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

71

рующих) в строительстве (транспортном, гражданском, гидротехническом) и включающий следующие группы материалов: геотекстильные материалы, георешетки, геокомпозиты, геооболочки, геомембраны, геоплиты и геоэлементы.

Георешетка - плоский рулонный материал с ячейками линейных размеров от 1 см (геосетка), выполняющий преимущественно армирующие функции, или объемный материал с ячейками высотой от 3 см, поставляемый в виде блоков слоев со сложенными ячейками (пространственная георешетка), выполняющий преимущественно защитные функции по отношению к заполнителю ячеек (грунту, крупнопористым минеральным материалам - щебню, гравию, шлаку, материалам, обработанным вяжущим, и др.).

По функциональному назначению георешетки могут быть разделены на две большие подгруппы.

1. Плоские георешетки - геосетки (GG, GN) - рулонный материал, выпускаемый в виде сплошного перфорированного листа из полиолефинов или полиэфиров либо образованный путем переплетения под прямым углом нитей или волокон из высокопрочных синтетических материалов с покрытием защитным слоем.

В свою очередь геосетки могут быть:

полимерные одноосные и двуосные;

стекло- или базальтовые волокна с полимерной обработкой (пропиткой) одноосные и двухосные.

Пространственные георешетки, или геоячейки (GL), - модульная сотовидная конструкция, которая состоит из пористых синтетических лент, соединенных между собой линейными швами, расположенными в шахматном порядке.

Все перечисленные геоматериалы обладают значительной прочностью на растяжение, высоким модулем деформации (небольшим удлинением при разрыве), повышенной устойчивостью к температурным, химическим и биологическим воздействиям и характеризуются продолжительным сроком службы.

2 Области применения

Эффективность конструктивно-технологических решений с созданием дополнительных слоев (прослоек) на основе ГМ определяется возможностью выполнения ими избирательно или в комплексе следующих функций: армирование - усиление дорожных конструкций насыпей (в том числе откосов), оснований в результате перераспределения благодаря ГМ напряжений, возникающих в грунтовом массиве, дорожной одежде при действии нагрузок от транспортных средств и собственного веса;

защита - предотвращение или замедление процесса эрозии грунтов, предотвращение взаимопроникания материалов контактирующих слоев;

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/3

72

Проблематика транспортных систем

фильтрование - предотвращение (замедление) процесса проникания грунтовых частиц в дренажи (фильтр) или их выноса (обратный фильтр);

дренирование - ускорение отвода воды;

гидроизоляция - уменьшение или исключение притока воды в грунты рабочего слоя земляного полотна.

Весь спектр геосинтетических материалов невозможно описать даже в размерах целого печатного издания. Поэтому выбрана более узкая область — общие проектные требования к георешеткам при усилении (армировании) оснований автодорог.

Назначение конструктивно-технологических решений дорожных конструкций с дополнительными слоями (прослойками) из ГМ выполняют в соответствии с действующими нормативными документами с учетом особенностей таких прослоек. Выбор решения выполняют на основе техникоэкономического сопоставления вариантов. При этом следует учитывать возникающий в сопоставлении с традиционными решениями технический эффект, связанный с повышением надежности дорожных конструкций, качества строительства, долговечности, что не всегда может быть точно оценено количественно.

При строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог, особенно высоких технических категорий, а также в сложных погодноклиматических и грунтово-гидрологических условиях наличие такого эффекта при его надлежащем техническом обосновании может оказаться более существенным с точки зрения работоспособности, транспортноэксплуатационных качеств дорожной конструкции, чем получение единовременной экономии средств по другим из сопоставляемых вариантов.

Характеристика геоматериалов по наиболее распространенному сырью изготовления (полиамид, полиэфир и полипропилен) приведена в таблице.

Предпочтительным видом сырья для изготовления ГМ дорожного назначения является полиэфир. Следует ограничивать применение полиамидных ГМ в кислотных средах (рН < 5,0), полипропиленовых - в условиях длительного действия значительной по величине нагрузки, полиэфирных - на контакте со слоями, содержащими известь, цемент, в других щелочных средах с рН > 19.

Следует также предъявлять более жесткие требования по транспортировке и укладке полипропиленовых и полиамидных ГМ с точки зрения светового воздействия или использовать разновидности ГМ из сырья, стабилизированного по отношению к воздействию ультрафиолетового излучения. ГМ из вторичного сырья, в том числе содержащего несинтетические компоненты, могут быть использованы только в качестве временной прослойки, например для защиты откосов на период формирования биологического типа укрепления.

ТАБЛИЦА. Характеристика геоматериалов

Показатели

Сырье

2006/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

73

Полиэфир Полиамид Полипропилен

Водостойкость Хорошая Снижение прочности до 30% при увлажнении Хорошая

Биостойкость Хорошая Хорошая Хорошая

Стойкость к действию кислотных и щелочных сред возможных в условиях эксплуатации концентраций Снижение прочности в щелочной среде с рН>9 Дополнительное снижение прочности при рН среды менее 5,5 Хорошая

Светостойкость Хорошая Плохая Плохая

Механические свойства волокон Хорошие Хорошие Низкая длительная прочность

Плоские георешетки (геосетки) отличаются высокими механическими характеристиками и применяются для создания армирующих прослоек. Полимерными геосетками армируют основания дорожных одежд из крупнофракционных материалов, откосы насыпей, геосетками из стекло- или базальтового волокна - верхние слои дорожных одежд из разного вида асфальтобетонов. Геосетки обычно имеют ячейки с линейными размерами 540 мм. Наличие и размер ячеек, толщина элементов определяют механические характеристики материалов и степень их связи с материалами контактирующих слоев.

Геосетки из стекло- или базальтового волокна имеют более высокие механические характеристики, однако их свойства менее стабильны в сравнении с полимерными геосетками по отношению к возможным агрессивным воздействиям в процессе эксплуатации. Они должны иметь специальную обработку - пропитку, обеспечивающую необходимый срок службы.

3 Требования к геосинтетическим материалам

3.1 Общие требования

Геосинтетические материалы должны отвечать требованиям по наличию технической документации, форме поставки, показателям свойств и методам их определения и контроля.

Применение ГМ возможно при наличии:

технических условий, согласованных организациями, представляющими отрасль предприятий-потребителей. Технические условия должны содержать технические требования по составу сырья, основным контролируемым производителем физико-механическим показателям свойств, фор-

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/3

74

Проблематика транспортных систем

ме поставки, упаковке, маркировке, требования по безопасности, правилам приемки, методам контроля и испытаний, транспортированию и хранению, гарантии изготовителя.

ГМ не должны иметь разрывов, вырывов и других нарушений сплошности. Максимальные отклонения по ширине полотна, ровности кромок не должны превышать 5 см, по массе рулона - 5 кг, по длине рулона (в сторону уменьшения) - 10 см.

3.2 Требования к физико-механическим показателям

Применяемые при строительстве и ремонте дорог георешетки должны отвечать требованиям по следующим физико-механическим свойствам: поверхностная плотность; толщина;

прочность при растяжении; деформативность; однородность; сопротивляемость местным повреждениям; стойкость к агрессивным воздействиям.

Следует в дополнение к перечисленным регламентировать и другие показатели свойств, в частности:

при выполнении ГМ функций армирования грунта - сопротивление сдвигу на контакте с грунтом;

при выполнении ГМ функций армирования в условиях длительно действующих нагрузок - длительная прочность;

при применении ГМ в слоях покрытий - стойкость к воздействию температуры, относительная деформация сжатия;

при применении пространственных георешеток, геооболочек - прочность швов;

при применении георешеток, геооболочек - размеры ячеек.

При использовании геоматериалов для армирования слабых оснований основными показателями, которые должны быть отражены в документах соответствия, являются:

прочность при одноосном растяжении; прочность при продавливании;

деформативность удлинения при одноосном растяжении; модуль деформации при одноосном растяжении; модуль деформации в условиях сложного напряженного состояния; сопротивляемость местным повреждениям;

водопроницаемость в плоскости полотна и в направлении, нормальном плоскости полотна;

фильтрующая способность;

дополнительные показатели: поверхностная плотность; толщина;

2006/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

75

длительная прочность при растяжении;

однородность по прочности;

однородность по деформативности;

однородность по поверхностной плотности.

Геосинтетические материалы имеют достаточно широкий диапазон физико-механических свойств, зависящих как от вида исходного полимерного сырья, так и от технологии производства. Следовательно, для эффективного применения геосинтетического материала в той или иной области строительства необходимо учитывать не только условия его эксплуатации в строительных конструкциях, но также тип полимера и технологию его получения.

Заключение

Анализ свойств геоматериалов позволяет говорить об эффективности их использования при строительстве и реконструкции железных и автомобильных дорог. Применение геоматериалов в конструкциях усиления земляного полотна целесообразно на участках с повышенной деформативно-стью и недостаточной несущей способностью грунтов основной площадки и основания; при повышенных вибродинамических нагрузках; при увеличении нагрузок; на подходах к искусственным сооружениям, где необходимо устройство пути переменной жесткости.

Следует отметить экологичность, долговечность и относительно невысокую стоимость указанных материалов. В условиях политики ресурсосбережения современные геоматериалы будут находить все более широкое применение как при строительстве новых, так и при реконструкции существующих сооружений инфраструктуры.

Библиографический список

1. ОДМ. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог: Распоряжение Минтранса России от 01.08.2003 N ИС-666-р.

2. СНиП 2.05.02-85. Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.