Научная статья на тему 'Облачные технологии как инструмент реализации требований ФГОС к созданию информационной среды вуза'

Облачные технологии как инструмент реализации требований ФГОС к созданию информационной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гахова Н. Н., Черкесова К. И.

В статье проводится анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов к созданию информационной среды вуза. Рассматривается одно из новых направлений автоматизации деятельности образовательных учреждений облачные сервисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOUD TECHNOLOGY AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF THE GEF UNIVERSITY INFOMEDIA

The article analyzes the requirements of the federal state educational standards to the creation of the information environment of the university. We consider one of the new areas of automation of educational institutions cloud services.

Текст научной работы на тему «Облачные технологии как инструмент реализации требований ФГОС к созданию информационной среды вуза»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

257

ДК 044.4.22

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СРЕДЫ ВУЗА

Н.Н. Г ахова1), К.И. Черкесова2)

^Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: gahova@bsu.edu.ru.

2)Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kcherkesova@mail.ru

В статье проводится анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов к созданию информационной среды вуза. Рассматривается одно из новых направлений автоматизации деятельности образовательных учреждений - облачные сервисы.

Ключевые слова: информационная система, технология, облачные вычисления,

образовательная среда, информационные технологии, модели развертывания.

Повышение качества подготовки специалистов является основной целью работы управленческих структур высших учебных заведений. В настоящее время накоплен значительный опыт в разработке информационных систем для автоматизации деятельности вузов. В эксплуатации находится большое количество информационных систем, отвечающих нуждам различных структурных

подразделений, а так же решающих задачи различной сложности и состава.

Требования современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нацелены на развитие способностей у студентов приобретения знаний, используя современные образовательные и информационные технологии. Умение использовать в социальной, познавательной и профессиональных сферах деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами, а так же понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, возможно только с практическим применением средств новейших информационных технологий.

В условиях стремительного развития информационных технологий происходит подготовка кадров нового уровня. Специалисты должны эффективно действовать в условиях информационно насыщенной среды, обладать способностью

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, а так же быть готовыми к самообучению.

Для того чтобы сформировать инновационную образовательную среду необходимо привести в соответствие систему образования в вузах требованиям информационного общества, а так же обеспечить саморазвитие, высокий социальный статус, компетентность будущих специалистов.

Федеральные государственные образовательные стандарты, требуют

достижения интегрированного конечного результата образования. ФГОС содержат конкретные требования к ресурсам образовательной среды вузов: обеспечение

258

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

образовательных учреждений лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, доступом к электронным библиотекам и передовым изданиям и т.д.

Для выполнения требований ФГОС необходимо систематизировать работу по созданию инновационной образовательной среды, которая будет основана на использовании компьютерной техники и телекоммуникаций и нацелена на подготовку студентов к использованию достижений современной компьютерной техники.

Образовательная среда должна включать в себя современные программные системы, базы данных и знаний, а так же технологии работы, поддерживающие процесс управления организационной деятельностью института. Используемые средства должны позволять осуществлять в полной мере образовательные и научные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач образования, и развития науки в современных условиях.

Кроме того, инновационная образовательная среда вуза должна быть открытой и не ограничиваться только его рамками. Это требование является важным ввиду бурного роста знаний и объемов информации, требующих эффективного взаимодействия научного сообщества для совместного создания и использования контента, а также для обучения.

Использование высококачественных программных продуктов является главным структурообразующим элементом функционирования организации. Внедрение в учреждении корпоративной информационной системы позволяет организовать и четко отладить взаимодействие между разными отделами. Основным преимуществом является единое информационное пространство. Процесс обмена информацией, передачи отчетов, оформления различных документов становится более быстрым и удобным. Доступ к файлам, базам данных, подключение к печатающим устройствам осуществляется дистанционно.

За последние несколько лет в отрасли информационных технологий получила развитие новая парадигма - облачные вычисления. Облачные вычисления - это особый способ предоставления вычислительных ресурсов, они вызвали революцию в методах предоставления информации и услуг. Облачные вычисления фундаментально изменяют архитектуру компьютеров, разработку программного обеспечения и инструментальных средств и, способы хранения, распределения и потребления информации.

Современная отрасль информационных технологий становится все более мобильной, всепроникающей и, само собой, облачной. Для того чтобы правильно понимать облачные вычисления, нужно помнить, что они наследуют в большинстве своем предшествующие системы.

Облачные вычисления - это основанное на интернет - технологиях решение, в котором ресурсы общего пользования предоставляются аналогично распределению электроэнергии по проводам. Компьютеры в облаке настроены на совместную работу, а различные приложения используют совокупную вычислительную мощность так, как будто выполняются на одиночной системе.

Гибкость облачных вычислений зависит от возможности распределения ресурсов по требованию. Подобное распределение позволяет использовать совокупные ресурсы системы без выделения конкретных аппаратных ресурсов определенной задаче.

Для перехода к использованию облачных вычислений есть предпосылки, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения информационных технологий. Такими предпосылками являются:

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

259

- Снижение расходов. Облачные вычисления могут снизить как капитальные затраты, так и текущие расходы, поскольку ресурсы приобретаются только по необходимости и оплачиваются только по использованию.

- Оптимальное использование персонала. Использование облачных

вычислений освобождает квалифицированных сотрудников, позволяя им

сконцентрироваться на производительности труда, а не на поддержке аппаратного и программного обеспечения.

- Надежная масштабируемость. Облачные вычисления обеспечивают мгновенное масштабирование вверх или вниз в любое время без долгосрочных обязательств.

Для того чтобы подробнее разобраться в облачных вычислениях необходимо изучить их структуру. Архитектура облачных вычислений состоит

из внешней и внутренней частей. Эти элементы соединены по сети посредством Интернет. С помощью внешней части пользователь взаимодействует с системой; внутренняя часть - это собственно само облако. Внешняя часть состоит из клиентского компьютера или сети компьютеров организации и приложений, используемых для доступа к облаку. Внутренняя часть предоставляет приложения, компьютеры, серверы и хранилища данных, создающие облако сервисов1.

Облачные технологии можно рассматривать как коммунальный ресурс. Концепция облака основана на уровнях, каждый из которых предоставляет определенную функциональность. Уровень инфраструктуры - это основа облака. Он состоит из серверов, сетевых устройств и дисков. Промежуточным уровнем является платформа. Она предоставляет инфраструктуру приложений. Платформа как сервис предоставляет доступ к операционным системам и соответствующим сервисам. Она дает способ развертывания приложений в облаке при помощи языков программирования и инструментальных средств, поддерживаемых поставщиком1 2.

Верхний уровень - это уровень приложений, который обычно и изображают в виде облака. Приложения, выполняющиеся в нем, предоставляются пользователям по требованию.

Облачные структуры, по характеру владения, делятся на три типа: закрытые (private), открытые (public) и гибридные (hybrid).

Открытые облачные структуры доступны широкой общественности или большой промышленной группе; они принадлежат и поддерживаются организацией, продающей облачные сервисы.

Закрытые облака расположены за сетевым экраном организации и управляются этой организацией. Это облачные сервисы, создаваемые и управляемые внутри компании. Закрытые облака предлагают в основном те же преимущества, что и открытые; основное их отличие состоит в том, что ответственность за настройку и поддержку закрытого облака несет организация.

Гибридные облачные вычисления - это комбинация открытого и закрытого облака, в которой используются сервисы, расположенные как в открытом, так и в закрытом пространстве. Ответственность за управление такими сервисами распределяется между поставщиком открытого облака и организацией. Используя

1 Риз Д. Облачные вычисления. М: БХВ-Петербург, 2013. 151с.

2 Прокимнов, Н.В., Лаврентьев, К.Г., Сергеев, К.А. Ресурсосберегающее тестирование знаний на основе облачных технологий. М: Синергия; 2013. 445с

260

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

гибридное облако, компании могут определить цели и требования к создаваемым сервисам и получить их, основываясь на выборе наиболее подходящего варианта3.

При использовании облачных систем всегда существует проблема безопасности данных и их доступности, а так же злонамеренными действиями, затрудняющими вычислительные процессы. Однако при тщательном обдумывании плана, способов выбора поставщика сервиса и при взвешенном подходе к общему управлению рисками организации могут безопасно использовать преимущества данной технологии.

Сегодня облачные вычисления могут предоставить организациям средства и методы, необходимые для обеспечения высокой производительности и высокого уровня обслуживания4.

В настоящее время на рынке облачных технологий представлено большое количество сервисов автоматизации и оптимизации деятельности образовательного учреждения. Наиболее крупные из них - это Microsoft (Windows) Azure, Amazon Web Services, Folio Cloud, Google Apps.

В условиях современного информационного общества облачные сервисы могут стать эффективным инструментом реализации требований федеральных образовательных стандартов в области создания информационной среды вуза.

Список литературы

1. Прокимнов, Н.В., Лаврентьев, К.Г., Сергеев, К.А. Ресурсосберегающее тестирование знаний на основе облачных технологий. - М: Синергия; 2013. - 445с;

2. Риз Д. Облачные вычисления. - М: БХВ-Петербург, 2013. -151с;

3. Сафонов В.Н. Платформа облачных вычислений Microsoft Windows Azure.-М: Интернетуниверситет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний., 2013. - 240с;

4. Фингар П. Dot.Cloud: облачные вычисления - бизнес-платформа XXI века. - М: Аквамариновая Книга., 2011. - 256с.

cloud technology as a tool for the implementation of the requirements of the gef university infomedia

N.N. Gahova1), K.I. Cherkesova2)

1)Belgorod national research university e-mail: gahova@bsu.edu.ru.

2)Belgorod state institute of arts and culture e-mail: kcherkesova@mail.ru

The article analyzes the requirements of the federal state educational standards to the creation of the information environment of the university. We consider one of the new areas of automation of educational institutions - cloud services.

Keywords: Information systems, technologies, cloud computing, learning environment, information technology, deployment models.________________________________________________

3 Фингар П. Dot.Cloud: облачные вычисления - бизнес-платформа XXI века. М: Аквамариновая Книга., 2011. 256с

4 Сафонов В.Н. Платформа облачных вычислений Microsoft Windows AzureM: Интернетуниверситет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний., 2013. 240с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.