Научная статья на тему 'ОБИДА: ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ АСПЕКТЫ'

ОБИДА: ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
830
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБИДА / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СТРАСТЬ / ГОРДОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савченко Наталья Алексеевна

В статье делается попытка осмыслить внутренний и внешний аспекты обиды. Рассмотрены существующие трактовки обиды в психологической и лигвистической традиции. Представлена динамика толкований обиды в первые два десятилетия XXI века. Рассмотрены уровни понимания обиды: технико-психологический, личностный, рефлексивный, духовный. Обида определяется как индикатор духовного состояния человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБИДА: ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ АСПЕКТЫ»

Н.А. САВЧЕНКО

Кандидат психологических наук Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ОБИДА: ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ АСПЕКТЫ

В статье делается попытка осмыслить внутренний и внешний аспекты обиды. Рассмотрены существующие трактовки обиды в психологической и лигвистической традиции. Представлена динамика толкований обиды в первые два

Обида, переживание, страсть, гордость.

Тематический рубрикатор e-Library: 15.21.51

Существует немало проявлений душевной жизни человека, осмысление которых бывает затруднительно без обращения к уровню духовности человека, в частности, феномен обиды. Относительно недавно эта тема снова привлекла внимание исследователей, особенно в контексте терапевтической практики. В рамках данного исследования целью является попытка определить уровни рассмотрения феномена обиды и обозначить ее внутренние и внешние аспекты.

Многое о предмете может сказать его значение. Существует ряд работ, которые анализируют значение слова «обида» в русском и иностранных языках [6; 7]. Как отмечает С.А. Малахова, в современном русском языке сохранилось два значения лексемы обида: «чувство, эмоция» и «поступок, вызвавший эмоцию». Этимологически слово «обида» связывают:

1) со славянским ob-videti, близким по значению глаголу «видеть»; 2) предположительно с лат. invidia -зависть, недоброжелательство, invidere - завидовать, желать зла, ненавидеть; 3) «вокруг, огибая, минуя», т.е. с идеей обделить взглядом, не посмотреть, обойти вниманием; 4) с русским диалектным «обизор» -позор, стыд, поношение, срам (обизорный - обидный, оскорбительный, позорный, постыдный) [7].

Интересно толкование слова «обида» в английском языке. С.А. Малахова проводит анализ эквивалента русского слова «обида» - лексемы «offence», у которой можно выделить следующие значения: 1) нарушение социальных или моральных правил и норм, грех; нарушение закона, судебно наказуемый поступок; причина, вызвавшая подобные нарушения;

2) прямое или опосредованное действие, которое оскорбляет, сердит или раздражает; 3) чувство обиды, досады; 4) нападение, посягательство [6]. Были и такие значения слова «offence» - ущерб, рана, боль, грех, но сейчас они считаются устаревшими. Offence не является полным эквивалентом русскому слову «обида», а скорее сближается с русским «оскорбление» (с поступком).

В пределах синонимического ряда «чувство обиды» синонимичные лексемы делятся на две группы [6]: 1) обида как чувство, вызывающее досаду, негодование, возмущение (resentment, indignation, displeasure). Эту группу объединят семантический признак «anger, annoyance» (гнев, раздражение); 2) обида как реакция на публичное оскорбление чести и достоинства (umbrage, pique, affront, insult). Эту

десятилетия XXI века. Рассмотрены уровни понимания обиды: технико-психологический, личностный, рефлексивный, духовный. Обида определяется как индикатор духовного состояния человека.

группу объединят семантический признак «hurt smb's pride or self-respect» (ранить гордость).

Таким образом, в самом значении слова «обида» можно заметить несколько уровней функционирования обиды:

1) чувство, эмоция (аффективный элемент);

2) некоторая система восприятия, внимания, оценка, а именно - видеть, обойти вниманием или не обратить внимания (когнитивный элемент);

3) поступок (поведенческий элемент);

4) поношение, срам (нравственный элемент). Анализ слова «обида» характеризует его внешний

план (поведенческий уровень - оскорбления разного уровня) и внутренний план (психологический уровень). Психологический уровень представлен сложно: комплексом чувств, эмоций, оценок, а также нравственным элементом (переживание поношения, срама).

В психологической литературе в настоящее время существуют следующие распространенные взгляды на обиду.

Е.П. Ильин в фундаментальном труде «Эмоции и чувства» относит обиду к классу «фрустрационных эмоций» и определяет ее как «эмоциональную реакцию на несправедливое отношение к себе ... когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают» [5, с. 165].

Ю.М. Орлов называет обиду «болезненной эмоцией» [10], выделяя в обстоятельстве обиды три элемента:

а) ожидания относительно поведения человека (как он должен себя вести, если он является моим другом). Представления об этом складываются в опыте общения;

б) поведение другого человека, отклоняющееся от наших ожиданий в неблагоприятную сторону;

в) эмоциональная реакция, вызванная несоответствием наших ожиданий и поведением другого человека.

Причину возникновения обиды Ю.М. Орлов связывает с тем, что мы думаем, будто другой человек запрограммирован нашими ожиданиями, тем самым отрицая его право на самостоятельное действие. Обида возникает из стремления «запрограммировать» другого, вынудить его действовать в наших интересах. Здесь выделяется какой-то манипулятивный аспект обиды.

М.А. Набатова трактует обиду как «характерное эмоциональное переживание», как «переживание, связанное с несправедливостью во взаимоотношениях между партнерами по общению» [9, с. 10]. Причина обиды заключается в несовпадении между тем, что мы ожидаем от человека, и его реальным поведением.

А.Н. Шапкина выделяет условия возникновения обиды [13]:

1) наличие жизненно важных отношений субъекта (нечто «живое» в человеке, что может быть затронуто);

2) акт затрагивания этого жизненно важного отношения (субъект, который затрагивает) и обнажения, активизации, высвечивания посредством боли этой части жизненного мира;

3) реакция на это человека: обидеться или нет, что заключается в свободной воле человека.

А.Н. Шапкина указывает на то, что «состояние обиды (его качество, интенсивность, само его возникновение) не определяется прямо ни затронутыми интересами субъекта, ни воздействием «агента»; в конечном счете оно определяется лишь тем, как реагирует субъект» [13, с. 163]. Иными словами, обида - это не просто эмоциональная реакция, а реагирование человека как личности со своими ценностями, отношениями, смыслами.

З.А. Агеева и М.С. Гриценко рассматривают обиду как «негативное эмоциональное переживание», «специфическое эмоциональное состояние» и как «реакцию на несоответствие ожидаемого и реального поведения партнера по общению» [1].

По мнению Н.Ю. Гусакова, обида - не просто эмоциональная реакция на несправедливость, но и действие, процесс, а в любом процессе, субъектом которого является человек, есть цель, порядок действий и результат [4]. В центре всего механизма обиды Н.Ю. Гусаков располагает чувство и ценность собственного достоинства: обида есть униженное достоинство человека или нереализованная потребность в его признании. Причем в акте обиды важно не столько реальное поведение партнера по общению, которое якобы вызывает негативные эмоции по причине расхождения с моими ожиданиями, сколько конфликт между моим же образом Я-ожидаемого и Я-отраженного, между тем, что я есть для себя до обиды и что я есть для себя после нее.

Действия обиженного в последовательности элементов включают [4, с. 28]:

• наличие цели (действия обиженного человека вполне последовательны и логичны);

• наличие у обиженного ценности себя для себя (идеи собственного достоинства);

• наличие в картине мира обиженного идеи справедливости / несправедливости;

• наличие несправедливого (оскорбительного, обидного) действия;

• осознание факта несправедливого (обидного) действия.

Ю.В. Печин немного позднее (2016) дополняет последовательность [11]:

• реакция на обиду (агрессия / уход в себя; реакция словом / делом; вербально / невербально);

• поведение после обиды (активное мщение; обострение, углубление конфликта; подогревание обиды в себе; равнодушие, «забывание» обидчика, поиск путей примирения);

• завершение (разрыв отношений; «заморозка» конфликта; примирение; прощение).

О.А. Апуневич функционально определяет обиду как «негативное переживание, сигнализирующее о нарушении социального контакта», одновременно являясь «позитивным регулятором», который стимулирует человека на восстановление этого нарушенного контакта [2, с. 44], как «отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость» [2, с. 46].

Ю.В. Печин высказывает мысль о том, что обиду можно рассмотреть как страсть [11]. При этом автор ссылается на определение страсти, данное С.Л. Рубинштейном, где под страстью понимается сильное, стойкое, длительное чувство, которое оказывается способным пускать корни в человеке, захватывать его и владеть им. В страсти ярко выражен волевой момент стремления, страсть есть единство эмоциональных и волевых моментов, стремление в нем преобладает над чувствованием (С.Л. Рубинштейн, 1999). В этом смысле обида может представляться как сильное, стойкое, длительное чувство, характеризующее волевое стремление человека.

На уровне обыденного сознания представления молодых людей об обиде рассмотрены в исследовании С.А. Месникович и И.В. Журавлевой. С обидой ассоциируется общее, закрепленное за ним значение: «несправедливость», «отрицательный эмоциональный фон», «недовольство», «негативная реакция», «огорчение», «результат непонимания со стороны других» [8]. В исследовании были обозначены ситуации, вызывающие обиду: обманули, отвергли, исключили, нагрубили, не заметили, не оценили, забыли. Все упомянутые ситуации указывают на безнравственное действие и возникающий некоторый душевный вред, который сопровождает обиду.

Е.И. Триандофилова указывает, что обида - это плод уязвленной гордости человека, «созревающий» не столько от злобы других, сколько от большой любви к себе. «Корень обиды - самолюбие» [12, с.16]. Обида - результат несоответствия между тем, что мы ожидаем от других, и тем, что получаем от них. Чем сильнее это рассогласование, тем более несправедливым нам кажется это «получаемое». Хотелось бы подчеркнуть слово «кажется», т.е. крайнюю субъективность нашего взгляда на вопрос о справедливости. Проблема не в окружающих, а в наших завышенных ожиданиях по отношению к ним, в самолюбии (считаем себя достойными лучшего отношения).

Если провести краткий обзор исследований темы в 2001-2020 гг., то можно выделить следующую динамику взглядов на обиду.

Технико-психологический уровень - фрустра-ционная (Е.П. Ильин), болезненная эмоция (Ю.М. Орлов), эмоциальная реакция на несправедливое отношение к себе (2001-2009).

Личностный уровень - переживание, связанное с несправедливостью во взаимоотношениях между партнерами по общению (М.А. Набатова), «специфическое эмоциональное состояние» и «реакция на несоответствие ожидаемого и реального поведения партнера по общению» (З.А. Агеева, М.С. Гриценко); негативное переживание, сигнализирующее о нарушении социального контакта, отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию (О.А. Апуневич) (2005-2011).

Параллельно с этим открывается и другой уровень размышлений.

Рефлексивный уровень - действие, процесс, механизмом которого служат чувство и ценность собственного достоинства, тесная связь с самовосприятием между самообразом Я-ожидаемого и Я-отра-женного (Н.Ю. Гусаков); показатель уровня саморегуляции (реагирования) человека (А.Н. Шапкина) (2005-2010).

Духовный уровень - попытка связать обиду как страсть (Ю.В. Печин), как плод уязвленной гордости человека (Е.И. Триандофилова) (2016-2019).

Технико-психологический уровень связан с эмоциональной реакцией, личностный уровень - с переживанием справедливости или несправедливости отношений с другими людьми. Рефлексивный уровень связан с образом-Я (представление о собственном достоинстве) и уровнем саморегуляции, из него исходящим. Духовный уровень связан со страстью гордости.

При этом в классической науке (которая обходит темы, потенциально выводящие ее в плоскость религии) остаются признанными и пригодными для исследования два уровня - технико-психологический и личностный. В крыле психологии, которая открыта соприкосновению с религией, открываются уровни рефлексивный и духовный. Таким образом, в теме обиды выделяются два аспекта: внешний и внутренний.

К внешнему аспекту можно отнести технико-эмоциональный и личностный уровни, т.к. они наиболее открыты и явны самому себе и другим людям посредством эмоций. К внутреннему аспекту - рефлексивный и духовный - самые сокрытые для других людей и для самого себя пласты человеческой души. Чтобы осознать этот уровень, человеку нужно провести глубокий самоанализ. Причем самый глубокий пласт - духовный - связан с существованием страсти. Согласно библейской традиции, гордость -это «грех, наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову святого Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей» [3]. В библейской традиции от страстей и грехов человека избавляет только Бог.

Обиду, таким образом, составляет внутренний и внешний план: внешний план - это эмоция и поступок, вызывающий эмоцию, а внутренний план - это

система самовосприятия, тяготящаяся страстью гордости. Собственно, в этом смысле, в ситуации, когда человек обижается или обижает другого человека, проявляется внутренний, духовный, скрытый, невидимый глазу уровень самопознания - наличие у человека страсти гордости. Интуитивно это понимание заложено в самом слове «обида».

Понимание обиды в смысле позора, т.е. некоторого обнажения для самого человека его болевых, душевных точек: в момент обиды перед самим человеком выставляются на позор (т.е. обнажаются) какие-то его скрытые проблемы и слабости (немощи), появляется чувство беспомощности и, как следствие, естественная реакция - раздражение, гнев из-за этой своей слабости. Характерными признаками определения обиды являются болезненность реакции, понимание несправедливости по отношению к себе, фиксация рассогласования ожидаемого и реального поведения другого человека. Гордыня - это ложное представление о своих способностях, возможностях. Обида - ответ на раскрытие своих немощей (аспект самовосприятия), проявление злобы на то, что себе самому открывается эта немощь. В осмыслении обиды и способов избавления от нее необходимо учитывать это крыло самопознания, то, что в обиде обнажаются собственные проблемы, немощи, неспособности, которые внутренним оком «обойдены вниманием». Как видно, в этом смысле значение слова «обида» как позор, умышленное лишение внимания открывается во внутреннем, духовном смысле. И в этом смысле обида несет функцию индикатора духовного состояния человека.

Необходимо подчеркнуть, что при разговоре об обиде как об индикаторе духовного состояния человека невозможно обойтись без четкого определения того, Кто есть Бог и чем опасно отвержение Его, что такое страсть, грех, добро, зло, вера и т.д. Это невозможно сделать без интеграции с религиозной практикой.

Таким образом, понимание, изучение обиды и направления терапевтической работы с ней могут существовать во внешнем и внутреннем аспектах. Как внешний аспект обида рассматривается как оскорбление и открывается в виде негативных эмоций и переживаний, и это решается традиционным арсеналом психологических техник и методик. Как внутренний аспект обида существует как тайное, сердечно-человеческое проявление страсти гордости, преодоление которой невозможно без осуществления Церковных Таинств и интеграции с религиозной практикой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеева З.А., Гриценко М.С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости / З.А. Агеева, М.С. Гриценко. - Текст : непосредственный // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Естественные, общественные науки». - 2009. - Вып. 1. Педагогика. Психология. Социальная работа. - С. 19-23.

2. Апуневич О.А. Коррекция обиды и обидчивости в подростковом возрасте / О.А. Апуневич // Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности. - Череповец:

Изд-во ЧГУ, 2011. - С. 44-95. - Текст : непосредственный.

3. Гордость // Православная энциклопедия «Азбука веры». - Текст : электронный. - URL: https://azbyk a.ru/m-gordost (дата обращения: 25.04.2020).

4. Гусаков Н.Ю. Обида: психогенез деструктивного поведения / Н.Ю. Гусаков. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. - 123 с. - Текст : непосредственный.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. -Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 752 с. - Текст : непосредственный.

6. Малахова С.А. Концепт «обида» в английском языке (лексикографический аспект) / С.А. Малахова. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (70). - С. 80-83.

7. Малахова С.А. Семантика обиды в русской лингвокультуре / С.А. Малахова. - Текст : непосредственный // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 6. - С. 174-176.

8. Месникович С.А., Журавлёва И.В. Теоретические и практические аспекты обиды в современной психологии / С.А. Месникович, И.В. Журавлёва. -

Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2018. - Т. 12. - № 7. - С. 118-119.

9. Набатова М.А. Социально-педагогическая помощь младшим школьникам в преодолении обид / М.А. Набатова : автореф. дис. ... канд. пед. наук.

- Кострома, 2005. - 19 с. - Текст : непосредственный.

10. Орлов Ю.М. Обида. Вина / Ю.М. Орлов. - Москва: Слайдинг, 2004. - 96 с. - Текст : непосредственный.

11. Печин Ю.В. Исследования обиды в российской психологии: современное состояние и перспективы / Ю.В. Печин. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 3.

- С. 93-97.

12. Триандофилова Е.И. Радость прощения / Е.И. Триандофилова. - 2-е изд. - Москва : ДАРЪ, 2019.

- 16 с. - Текст : непосредственный.

13. Шапкина А.Н. Работа с обидой / А.Н. Шапкина. -Текст : непосредственный // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 3 (46). - С. 160-183.

© Наталья Алексеевна Савченко, 2020 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.