Научная статья на тему 'Обеспечению устойчивого развития Донецкого региона — контроллинговое управление предпринимательством'

Обеспечению устойчивого развития Донецкого региона — контроллинговое управление предпринимательством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечению устойчивого развития Донецкого региона — контроллинговое управление предпринимательством»

А.И. Благодарный,

кандидат экономических наук, г. Донецк В.В. Авдеева, Г.В. Скобцова,

г. Донецк

ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА — КОНТРОЛЛИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ

Обеспечение стабильного экономического роста и устойчивого экономического состояния в государстве и ее регионах осуществляется путем выбора модели экономического развития, наиболее подходящей для условий Украины. Самой идеальной будет такая, которая учитывает мировые достижения функционирования рыночной экономики, адаптированные к условиям нашего государства. В процессе реализации рыночных функций исчезают хозяйственные структуры, не выдержавшие конкуренции. А те, которые модернизируют свое устаревшее производство, вписываются в ниши рыночной экономики. Очень часто на смену этим производствам появляются новые, более продуктивные и конкурентоспособные, которые не только компенсируют потери товарного продукта и дохода, но и обеспечивают прирост дополнительного эффекта. При этом реализуются главные критерии результативности рыночных реформ: преодоление кризиса дефицитности с одновременным наращиванием производства товаров, ВВП и национального дохода.

На современном этапе формирования рыночных отношений практически для всех регионов значительная роль отводится предпринимательству, обеспечивающему создание новых рабочих мест и повышающему благосостояние населения региона. Предпринимательские структуры, осуществляющие производственную или непроизводственную деятельность разных видов деятельности и разных форм собственности, составляют базу экономического развития региона или отдельной территории. Расширение этой базы является основным источником экономического развития региона или отдельной территории.

Но ни одно экономически развитое государство не обходится без регулирования рыночной экономики как на общегосударственном, так и на региональном уровне, что и является закономерным результатом развития рыночной экономики.

Основным условием эффективного использования возможностей регионального развития является усовершенствование функций регулирования как на общегосударственном, так и региональном уровнях.

Постоянная смена экономических условий требует изменения регулирующих функций органов государственного управления и местного самоуправления с целью обращения экономических процессов в русло стабилизации и дальнейшего экономического роста. Одной из основных задач регулирования и обеспечения экономического роста региона является поиск путей расширения сферы экономической деятельности, как для органов местного самоуправления, так и для частных структур и негосударственных общественных организаций.

Значительное внимание исследованию роли, значения предпринимательства, тенденций его развития и необходимости государственной регуляторной политики в этой сфере уделяли П. Буряк, З. Варналий, Е. Крайник, В. Кредисов, А. Кужель, А. Садеков, В. Узунов, Н. Юрина [1—8]. В то же время большинство направлений анализа, проводимого этими специалистами, характеризуются недостаточностью комплексной и системной разработки, а значит, требуют дальнейшего теоретического обоснования результатов анализа показателей деятельности и методического обеспечения для практической реализации предложений по регулированию и управлению деятельностью предпринимательских структур.

Установлено, что в Украине и в области число субъектов предпринимательской деятельности выросло в 2005 году (темп прироста соответственно 4 и 0,4%), но об устойчивом росте этих показателей судить нельзя [9, с. 13]. Аналогично, в процессе анализа среднегодовой численности занятых в предпринимательских структурах следует отметить, что этот показатель уменьшился на 1,6% в Украине и на 0,1% — по области. Это свидетельствует о том, что практикуемые в нашем государстве на текущий момент механизмы поддержки и регулирования деятельности предпринимательских структур оказались недейственными.

Поэтому необходимо организовать такие инструменты поддержки, которые бы оказывали существенное влияние на процессы развития предпринимательских структур.

Целью данной статьи является проведение ана-

лиза показателей деятельности предпринимательских структур Донецкого региона, а также разработка на основании результатов анализа рекомендаций по совершенствованию поддержки и регулирования процессов их функционирования.

В сравнении с 2004 годом количество предприятий области — субъектов предпринимательской деятельности выросло всего на 124 единицы и составило 29986, из них 26004 (86,7%) — это субъекты малого предпринимательства.

Аналогично прошлому году не все предприятия, которые отчитались, имели в анализируемом году объемы реализации продукции (работ, услуг), их количество сократилось до 21983 (22432 в 2004 г.). При этом их удельный вес в общем количестве предприятий уменьшился на 1,8% и составил 73,3%. Это объясняется за счет малых предприятий, на сокращение количества которых повлиял ряд отрицательных факторов, а самый главный — неразбериха в государственном законодательстве в анализируемом году.

Почти три четверти предприятий расположены в больших промышленных центрах области: в Донецке — 45%, Мариуполе — 13,7%, Макеевке — 5,9%, Краматорске — 4,5%, Горловке — 3,8%.

Преобладающая часть предприятий, которые функционировали в 2005 году (95,2% от общего их количества), является предприятиями частной формы собственности. Из оставшейся доли 1,5% относятся к государственной и государственной корпоративной собственности, а 3,3% — к коммунальной и коммунальной корпоративной. При этом следует отметить, что среди реформированных больших и средних предприятиях значительная доля принадлежит акционерным обществам, а в малом бизнесе преобладают общества с ограниченной ответственностью и частные предприятия [10, с. 6].

Особо следует обратить внимание на то, что среднегодовая численность занятых на предприятиях области, включая штатных, внештатных работников и собственников предприятий и членов их семей, снизилась в 2005 году на 1086 человек и составила 1103942 человека. Количество наемных работников (включая штатных и внештатных) составило 1101969 человек. Снижение этих показателей объясняется тем, что в связи с неразберихой в налоговом законодательстве многие работники регистрируются как частные предприниматели для оптимизации налогообложения. А это приводит к увеличению количества физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.

Определенное влияние на этот показатель оказывает ухудшение демографической ситуации в области, так как за 2005 год наличное население умень-

шилось на 49 тысяч человек, из которых 13,8 тысяч человек трудоспособного возраста [10, с. 7].

На функционирующих предприятиях занято 39,2% всего населения области трудоспособного возраста, из них 5,3% — на предприятиях малого бизнеса.

Среднее число занятых на одном предприятии составило 37 человек. Предприятия с числом работающих до 10 человек составили 76,6% общего количества предприятий области, от 11 до 50 человек — 17,4%, от 51 до 500 человек — 5,2%, а свыше 500 — 0,8%. Из общего количества работающих на предприятиях области 13,6% были заняты в малом бизнесе.

Среднемесячная заработная плата наемных работников анализируемых предприятий составила 970,13 грн., увеличившись на 32,8% в сравнении с 2004 годом. Являясь очень дифференцированной, заработная плата значительно отличается как по видам деятельности, так и территориально и по формам собственности. Следует отметить, что на государственных и государственных корпоративных предприятиях уровень заработной платы достиг 1058,08 грн., в то время как на частных — 967,79 грн., а на коммунальных и коммунальных корпоративных — только 635,88 грн. Значительный размах вариации размера заработной платы и территориально: г. Красноармейск — 1699,76 грн., г. Кировское — 1367,58 грн., в Александровском районе — 403,70 грн. и в Красном Лимане — 434,16 грн. (для сравнения: г. Донецк — 953,45 грн.) [11, с. 29].

За 2005 год предприятиями области реализовано продукции, работ и услуг на сумму 218,8 млрд грн., а это меньше 2004 года на 9,2% за счет значительного снижения объемов предприятиями видов деятельности торговля и финансовая деятельность на 20,6 и 49,8% соответственно. В других видах деятельности наблюдался рост от 16,6% в сфере операций с недвижимостью до 39% в добывающей промышленности. В среднем одним действующим предприятием реализованы объемы в сумме 9816,2 тыс. грн., а это на 783,5 тыс. грн. меньше, чем в 2004 году.

В городах Донецке и Мариуполе, в которых сосредоточена основная масса предприятий (59,6% общего количества предприятий области), выполнено более трех четвертей общего объема реализации по области.

Преобладающая доля объемов выполнена предприятиями частной формы собственности (93,5%).

Хотя показатели деятельности предприятий являются положительными, но финансовое положение их остается очень напряженным и даже не отличается стабильностью. Несмотря на то, что произошло снижение темпов роста промышленного производства, снизились объемы грузоперевозок и строительно-мон-

тажных работ, запас финансовой устойчивости предприятий области явился достаточным для получения положительного финансового результата в сумме 11380,4 млн грн. Но он на 1,3% меньше 2004 года, хотя и сформирован, как и в предыдущем году, за счет предприятий металлургического комплекса (38,4%), торговых предприятий (17,5%), предприятий сферы недвижимости (11%) и транспортных предприятий (8,2%).

Общий финансовый результат по области в значительной мере зависит от предприятий частной формы собственности, результат которых составил 11594,7 млн грн. А предприятия государственного и коммунального секторов экономики получили отрицательный финансовый результат в сумме 75,8 и 138,5 млн грн. Необходимо отметить, что в целом по области 58,4% предприятий повысили объемы прибыли в сравнении с 2004 годом.

Снижение объема прибыли в 2005 году в целом по области обусловлено ухудшением конъюнктуры внешних рынков сбыта металла, ревальвации национальной валюты в апреле 2005 года, а также роста железнодорожных тарифов.

Предприятия, получившие прибыль в 2005 году, формируют 86,5% общеобластного объема реализации и 72,5% — стоимости активов. Основные объемы прибыли области, как и в предыдущие годы, продолжает формировать ограниченный круг предприятий — промышленные и торговые: 34 предприятия получили 79% от прибыли области, у каждого из них больше 50 млн грн. У 42,3% предприятий объем прибыли не превышает 50 тыс. грн., а у 8,3% он оказался нулевым. Кроме того, 33,4% предприятий получили отрицательный результат, который составил 3636,1 млн грн. [10, с. 16].

Хотя эта сумма на 15,2% меньше суммы убытков 2004 года, но необходимо отметить, что в угольной промышленности убытки увеличились на 27,6%, а в строительстве — в 2,3 раза.

Основные объемы прибыли и убытков предприятий области получены за счет их операционной деятельности, общий уровень рентабельности которой составил 5,9%, в том числе в промышленности — 5,3%, тогда как в 2004 году 7,1% и 6,5% соответственно [10, с. 17]. Но рентабельными являлись в 2005 году только две третьих предприятий области.

Стоимость имущества предприятий области возросла на 12,1% в сравнении с 2004 годом (19,6 млрд грн.), основное влияние оказал рост за счет оборотных средств на 60,5% и необоротных активов — 39,5%. Очень существенным следует считать увеличение доли денежных средств в общей сумме оборотных активов за счет снижения доли дебиторской

задолженности. На конец года доля денежных средств в оборотных активах составила 8,7%, увеличившись на 2,2%.

Но собственных средств финансирования недостаточно для обеспечения нормального уровня финансовой устойчивости, хотя следует отметить прирост источников финансирования на 12,1% (собственных средств на 14,8%, а заемных — на 9,5%).

Следует отметить устойчивую тенденцию роста вложения инвестиций в основной капитал. В сравнении с 2004 годом увеличилось на 643 единицы количество предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также на 3158,1 млн грн. возрос объем инвестиций (12695,9 млн грн.). Но это не является достаточным, так как только 26,6% от общего количества действующих предприятий осуществляют инвестиционную деятельность.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что значительное количество предприятий области отрицательно влияют на результативность состояния эко -номики Донецкого региона. Накопившиеся ранее проблемы оказывают все большее влияние на развитие экономики в рыночных условиях, их влияние изменяется и усложняется в процессе предпринимательской деятельности.

Исследования специалистов в области управления экономическими системами показывают; что в развитых государствах мира во множестве случаев действуют усовершенствованные системы управления, содержащие в своей структуре службу контроллинга, представляющую роль мозгового центра предприятия.

Рассматривая контроллинг, следует отметить, что это система, ориентированная на развитие объекта управления в будущем. Осуществляя наблюдение за внутренним, экономическим механизмом конкретного предприятия и разрабатывая пути достижения его цели, она контролирует протекание всех процессов и направляет деятельность различных служб и подразделений на достижение оперативных и стратегических целей [12].

При этом служба контроллинга обязана обеспечивать:

— взаимосвязь контроллинга практически со всеми основными функциями управления;

— организацию и функционирование на предприятии центров затрат, выручки, инвестиций и прибыли;

— постоянное проведение анализа затрат на производство;

— контроль затрат предприятия как основного объекта управления в системе контроллинга;

— внедрение управленческого учета на предприятии;

— на основании результатов контроллинга разработку предложений и подготовку управленских решений, нацеленных на улучшение предпринимательской деятельности.

Для успешного функционирования системы контроллинга на предприятиях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, необходимо организовать интегрированную информационную систему.

Фиксируя информацию о деятельности предприятия, система сможет анализировать отклонения фактических показателей деятельности от целевых значений, выделять отдельные данные, сигнализирующие руководству предпринимательских структур о возможных рисках и шансах, угрожающих из внешней или внутренней среды. Это позволит постоянно держать под контролем деятельность предпринимательских структур, обеспечивая управление на всех этапах организации и функционирования предпринимательской деятельности.

Внедрение таких систем на предприятиях позволит на этапах убыточной деятельности принимать определенные решения по упреждению таких ситуаций на уровне органов государственного управления, так как убыточная деятельность предприятий разоряет и государство в целом, а функционирование убыточных предприятий в условиях рыночной экономики невозможно.

Проведенный анализ состояния развития предпринимательства в области позволил представить рекомендации по построению контроллинговой систе-ми управления на предприятиях для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами в сложных условиях нестабильности внешней среды предприятия.

Для эффективного решения этой проблемы необходимо проведение дальнейших исследований по обоснованию структуры служб контроллинга и организационно-методических особенностей их создания в предпринимательских структурах разных организа-

ционно-правовых форм и форм собственности, особенно корпоративных структурах.

Литература 1. Буряк П.Ю. 1нтегроваш тдприемницьк структури: перспективи розвтку в Укра1т: Моногра-фш. — Л.: Логос, 2003. — 564 с. 2. Варналш З.С. Основи тдприемництва: Навч. поабник. — К.: Знан-ня-Прес, 2002. — 239 с. 3. Крайник О.П. EroTOMi4-ний розвиток репону: Монографiя / За ред. акад. НАН Украши М.1. Долiшнього. — Л.: Лта-прес, 2002. — 294 с. 4. Кредисов В.1. Шдприемництво — виршаль-ний фактор розвитку кра1н з переходною економiкою.

— К.: Знання Укра1ни, 2003. — 327 с. 5. Кужель О.В. Формування паритетной штереив. — К.: ЗАТ «НИЛАВА», 2002. — 200 с. 6. Садеков А.А. Предпринимательство и устойчивое развитие: Монография.

— Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2002. — 450 с. 7. Узунов В.М. Розвиток тдприемництва на сучасному етат. — Омферополь: Таврiя, 2001. — 305 с. 8. Юрина Н.А. Необходимость управления развитием предпринимательских структур в условиях трансформации экономики страны // Мате-рiали наук.-практ. конф. «Економша Укра1ни: страте-гiя, вiдродження i трансформацiйнi перетворення», Полтава, 26—27 квгтня 2005 р. — Полтава: П1Б МНТУ, 2005. — С. 7—10. 9. Дiяльнiсть тдприемств — суб'екпв тдприемницько! дiяльностi: Статистичний збiрник — 2005. Ч.1 / Державний комгтет статистики Укра1ни. — К., 2006. — 164 с. 10. Шдприемництво Донецько! обласп у 2005 рощ: Економiчна доповiдь / Головне управлiння статистики у Донецькш обласп.

— Донецьк, 2006. — 27 с. 11. Розвиток тдприемництва Донецько! обласп за 2005 рш: статистичний збiрник / Головне управлiння статистики у Донецькш обласп. — Донецьк, 2006. — 59 с. 12. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. — М.: Изд-во «Зерцало», 1998. — С. 233—254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.