Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ГОРОДСКИХ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ГОРОДСКИХ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городские зеленые насаждения / жизненный цикл / профессия / должность / квалификация / классификатор / urban green spaces / life cycle / workers and employees occupations / skill / wage grade / classification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Н. Дьячкова

Зеленые насаждения, являясь частью городского хозяйства, требуют существенно другого подхода в отличие от растений, развивающихся на сельскохозяйственных территориях или в лесных массивах, так как их роль различна. Произрастающим в условиях города, испытывающим возрастающие с каждым годом природные, техногенные и антропогенные нагрузки зеленым насаждениям на всех этапах их жизненного цикла необходимо участие человека. От квалификации работников, чья профессиональная деятельность связана с озеленением городских пространств, зависит качество растений и комфортность городской среды, которую они формируют и обеспечивают. Для создания, содержания и контроля жизнеспособности древесно-кустарниковой и травянистой растительности нужны специалисты разных областей знаний, в том числе биология, архитектура, строительство, управление, экология, медицина и др. Важным является комплексное исследование проблем, совершенствование практики подготовки кадров и использования кадрового потенциала. Для достижения различных ц елей и решения задач на этапах жизненного цикла городских зеленых насаждений необходим консенсус в сферах труда и занятости, в системе образования в части профессиональной составляющей, а также при независимой оценке квалификации специалистов. В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения этапов жизненного цикла городских зеленых насаждений работниками со средним профессиональным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Н. Дьячкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIRED SPECIALISTS TO ENSURE THE LIFE CYCLE OF URBAN GREEN SPACES

The comfort of the urban environment depends on many things, including the quantity and quality of urban plants or landscaping of territories. Plants are a part of urban economy. The role of urban plants is not the same as that of agricultural or forest. They are different, so they need different actions. Urban plants need care throughout their lives. They may be stressed — stress can be from natural phenomena both from technology and from people. It takes knowledge to grow a tree in a city. For example, this can be biology, architecture, construction, management, ecology etc. The quality of urban green spaces depends on the staff. The qualification of the staff is very important. Need knowledge to comprehensively study the problems and improve the practice of personnel training and the use of human resources. The article discusses some aspects of staff qualifications that are in demand at the stages of the life cycle of urban land on which plants grow.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ГОРОДСКИХ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ»

УДК 712: 37 [377; 378] DOI: 10.24412/1816-1863-2022-2-27-33

о

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА §

ГОРОДСКИХ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ е

ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ к

о

О. Н. Дьячкова, к. т. н, доцент, доцент кафедры технологии строительного б

производства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный 0

университет (СПбГАСУ), dyachkova_on@mail.ru, Санкт-Петербург, Россия п

с

Зеленые насаждения, являясь частью городского хозяйства, требуют существенно другого подхода в отличие от растений, развивающихся на сельскохозяйственных территориях или в лесных ? массивах, так как их роль различна. Произрастающим в условиях города, испытывающим воз- т растающие с каждым годом природные, техногенные и антропогенные нагрузки зеленым насаж- р дениям на всех этапах их жизненного цикла необходимо участие ч еловека. От квалификации работников, чья профессиональная деятельность связана с озеленением городских пространств, зависит качество растений и комфортность городской среды, которую они формируют и обеспечивают. Для создания, содержания и контроля жизнеспособности древесно-кустарниковой и травянистой растительности нужны специалисты разных областей знаний, в том числе биология, архитектура, строительство, управление, экология, медицина и др. Важным является комплексное исследование проблем, совершенствование практики подготовки кадров и использования ^ кадрового потенциала. Для достижения различных ц елей и решения задач на этапах жизненного р цикла городских зеленых насаждений необходим консенсус в сферах труда и занятости, в сис- о теме образования в части профессиональной составляющей, а также при независимой оценке с квалификации специалистов. В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения этапов о жизненного цикла городских зеленых насаждений работниками со средним профессиональным о

образованием. ^

о

The comfort of the urban environment depends on many things, including the quantity and quality of w urban plants or landscaping of territories. Plants are a part of urban economy. The role of urban plants с is not the same as that of agricultural or forest. They are different, so they need different actions. Urban в plants need care throughout their lives. They may be stressed — stress can be from natural phenomena Q both from technology and from people. It takes knowledge to grow a tree in a city. For example, this can be biology, architecture, construction, management, ecology etc. The quality of urban green spaces depends on the staff. The qualification of the staff is very important. Need knowledge to comprehensively study the problems and improve the practice of personnel training and the use of human resources. The article discusses some aspects of staff qualifications that are in demand at the stages of the life cycle of urban land on which plants grow.

Ключевые слова: городские зеленые насаждения, жизненный цикл, профессия, должность, квалификация, классификатор.

Keywords: urban green spaces, life cycle, workers and employees occupations, skill, wage grade, classification.

Введение

Для большинства населения России городская среда является основной, поэтому проблемам ее экологического состояния в целом и озелененным территориям, в частности, необходимо уделять все больше внимания [1, 2]. Предусмотрено системное сокращение количества российских городов с неблагоприятной средой1 [3]. В контексте изменения климата, растущей урбанизации и ухудшения состояния окружающей среды, принимая

1 http://government.ru/info/35560/

во внимание актуальность жизнеспособности природно-технических экосистем [4], существует острая необходимость в понимании многочисленных аспектов роли городских зеленых насаждений [5, 6]. Значение приобретает мониторинг их состояния в условиях увеличивающихся техногенных и антропогенных нагрузок [7, 8].

Основой устойчивого развития городских территорий является симбиоз градостроительной деятельности и городского хозяйства [9: С. 841, рис. 1]. Появление качественно новых требований к формированию благоприятной городской среды,

27

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а

О ^

О

о

и

Ш

IX

О ^

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т

О

высоким уровень строительства здании, сооружений и линейных объектов, повышение требовании к уровню благоустройства территорий населенных мест определяет востребованность и перспективность профессий, трудовая деятельность которых так или иначе связана с озеленением городских пространств.

Модели и методы

Системный анализ трудовых ресурсов, профессиональные функции которых связанны с озеленением городских территорий и реализуются на том или ином этапе их жизненного цикла, основан на изучении справочника профессий2,3 и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих: выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства»; выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»; выпуск 69, раздел «Зеленое хозяйство», а также включает: обзор реестра профессиональных стандартов4,5,6,7 и анализ трудовых функций с привязкой к этапам жизненного цикла зеленых насаждений; анализ уровня образования по федеральным

государственным образовательным стан-

дартам

8,9.

анализ классификаторов: Об-

28

2 Приказ Минтруда России от 2 ноября

2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».

3 Приказ Минтруда России от 10 февраля

2016 года № 46 «О внесении изменений в приложение к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 года № 832 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования"».

4 Приказ Минтруда России от 02 сентября 2020 г. № 559н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области декоративного садоводства"».

5 Приказ Минтруда России от 09 сентября 2020 г. № 599н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов"».

6 Приказ Минтруда России от 31 июля 2019 г. № 537н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по эксплуатации гражданских зданий"».

7 Приказ Минтруда России от 21 декабря 2015 г. № 1075н «Об утверждении профессионального стандарта "Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме"».

щероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тариф -ных разрядов ОК 016—9410, Общероссийский классификатор занятий ОК 010—9311 и ОК 010—2014 (МСКЗ-08)12. В статье использованы материалы сайтов: Ы^:// spravochnik.rosmintrud.ru/, https://profstan-dart.rosmintrud.ru/, https://cntd.ru/.

Результаты и обсуждение

Зеленые насаждения — деревья, кустарники и травяная растительность, являясь элементами благоустройства, входят в

состав деятельности по развитию террито-

13

рий — градостроительную деятельность .

В жизненном цикле городских зеленых насаждений условно можно выделить три основных этапа — создание, содержание, ликвидация (рис. 1). На этапах — создание и содержание следует учитывать этапы — мониторинг и инвентаризация озелененных территорий и зеленых насаждений.

Каждому этапу жизненного цикла характерна модель структуры технологии озеленения городских территорий, которая включает в себя объект (территория, предназначенная для благоустройства древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, или на которой уже произрастают зеленые насаждения), техноло-

8 Приказ Минобрнауки России от 02 августа 2013 г. № 755 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства».

9 Приказ Минобрнауки России от 07 мая 2014 г. № 461 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство».

10 ОК 016—94 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. — М., 2006.

11 ОК 010—93 Общероссийский классификатор занятий. — М.: Изд-во стандартов, 1995.

12 ОК 010-2014 (МСКЗ-08) Общероссийский классификатор занятий. — М.: Стандарт -информ, 2015.

13 Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Жизненный цикл городских зеленых насаждений

Создание

Инвентаризация 1Паспортизаци^"

Предпроектные предложения

Проект

Строительство

Мониторинг

Содержание

Инвентаризация

Паспортизация

Уход

Периодический

Ремонт

Реконструкция

Текущий Капитальный

Сезонный

Защита

Восстановление

Ликвидация

Демонтаж

Вывоз останков

Утилизация останков

Рис. 1. Основные этапы жизненного цикла городских зеленых насаждений

гический процесс (заготовка деревьев и кустарников, растительной земли, перегноя и дерна; подготовка участка для озеленения; подготовка посадочных мест и посадка деревьев и кустарников; внесение удобрений и устройство изоляции; устройство газонов и цветников; уход за зелеными насаждениями), технические средства (потребный комплект машин, механизмов, оборудования, инвентаря), трудовые ресурсы (специалисты, обладающие необходимыми знаниями и навыками для реализации трудовых действий), материальные элементы (почва, растительная земля, саженцы, семена, дерево, кустарник, лиана, газон, удобрение).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку объектом исследования является обеспечение этапов жизненного цикла городских зеленых насаждений трудовыми ресурсами, а предмет исследования — трудовые функции потребных специалистов, изначально обратимся к справочнику профессий (Ы^:/ДргауоеЬ-nik.rosmintrud.ru/), чтобы определить примерный перечень профессий, востребованных в области озеленения городов. Справочник является государственным информационным ресурсом, созданным для содействия в получении информации о востребованных на рынке труда и перспективных профессиях. Он охватывает около 1700 профессий в 37 областях профессиональной деятельности, в том числе содержит профессии по изучаемой теме и родственные, которые требуют профессионального образования различного уров-

ня: рабочий зеленого хозяйства, мастер по благоустройству и озеленению домовладений, специалист по декоративному садоводству, ландшафтный дизайнер, ландшафтный архитектор, архитектор, архитектор-градостроитель, специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия; рабочий по комплекс -ной уборке в жилищной сфере; лесовод, вальщик леса, аналитик в области охраны лесов, инженер-лесопатолог; садовод, овощевод, полевод, агроном.

В общем случае системный анализ предметной области требует взгляда с разных точек зрения, а именно необходимо представлять ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ, КТО, ГДЕ и КОГДА — знания. ЧТО — знания являются первоочередными, так как сначала дается определение понятия, затем изучаются его свойства и лишь потом рассматриваются взаимодействия с другими объектами или понятиями. КАК — знания отвечают на вопросы «Как д остичь цели?» или «Как решить проблему?». ЗАЧЕМ — знания о предметной области получаются в результате стратегического анализа. Причины, которые привели к текущей ситуации, относятся к ПОЧЕМУ — знаниям. ГДЕ — знания помогают привязать изучаемый объект территориально. КТО — знания относят к знаниям о том, кто за что отвечает. КОГДА — знания — это информация о времени проведения мероприятий [10]. На д анном этапе исследования при построении карты знаний специалиста на основе анализа профес-

о>

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I

оз

а

29

D m i-

U

w

CO

О X

О ^

и a О CP

О

a

ca

U

CD iX О CP

I-

u

и о

X

и a с

О

со ф

VO ч;

О ^

U Ф т X

О (Г)

Образование

КТО — знания

N

ВО СПО ПО СОО ООО

ФГОС ОКСО

Должность

Kl

ЕТКС ЕКС ОКПДТР ОКЗ

ПС

Структура знании специалиста

ЧТО — знания

Характеристика работ ^Jf Компетенции

Деятельность —^ ОКВЭД

ВПД

ЗАЧЕМ — знания

ГДЕ — знания

Цель

Локация

Рис. 2. Принципиальная схема карты знаний специалиста (Принятые сокращения); ВО — высшее образование; СПО — среднее профессиональное образование; ПО — профессиональное обучение; СОО — среднее общее образование; ООО — основное общее образование; ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию; ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; ОКПДТР — Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; ОКЗ — Общероссийский классификатор занятий; ПС — профессиональный стандарт; ВПД — вид профессиональной деятельности; ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности)

30

сиональных стандартов выделим аспекты (рис. 2):

• ЧТО — знания (что это?),

• КТО — знания (кто что делает?),

• ЗАЧЕМ — знания (зачем это нужно?) и

• ГДЕ — знания (где расположен объект?).

Профессиональные стандарты являются важнейшей составной частью национальной системы квалификаций (Ы^:// profstandart.rosmintrud.ru/). Профессиональный стандарт содержит характеристику определенного вида профессиональной деятельности, конкретизированную в обобщенных трудовых функциях, трудовых функциях, трудовых действиях, требованиях к образованию и обучению, опыту работы, необходимых знаниях и умениях. Профессиональные стандарты могут быть предназначены как для конкретной области профессиональной деятельности, так и для нескольких областей [11].

Рассмотрим несколько профстандар-тов, в которых описаны трудовые функции специалистов изучаемой сферы знаний и уровня образования (Наименование

стандарта/Регистрационный номер/Код/ Область профессиональной деятельности/Вид профессиональной деятельности) (табл. 1):

• Специалист в области декоративного садоводства/193/13.015/13 Сельское хо-зяйство/Производственно-технологи-ческая деятельность в области декоративного садоводства;

• Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов/818/ 10.005/10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн/ Формирование комфортной и безопасной среды жизнедеятельности на территориях и объектах городских, сельских поселений и межселенных территориях;

• Специалист по эксплуатации гражданских зданий/75/16.011/16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство/Организация технической эксплуатации гражданских зданий;

• Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме/777/ 16.077/16 Строительство и жилищно-

коммунальное хозяйство/Содержание общего имущества, в том числе земельных участков, относящих к общему имуществу многоквартирных домов. К действующим федеральным государ -ственным образовательным стандартам (ФГОС), на основе которых осуществляется подготовка специалистов в области озеленения городов, относятся стандарты среднего профессионального образования по профессии и по специальности: • ФГОС СПО по профессии 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства (Приказ Минобр-науки России от 02 августа 2013 г. № 755).

Наименование квалификации: рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод; возможные сочетания профессий: цветовод — рабочий зеленого хозяйства, садовник — рабочий зеленого хозяйства, садовник-цветовод (по ОК 016—94).

Уровень образования, необходимый для приема на обучение: среднее общее образование — 10 мес.; основное общее обра-

зование — 2 года 5 мес. Сроки получения СПО увеличиваются для обучающихся по очно-заочной форме; для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующим видам деятельности: выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте (семенное и вегетативное размножение культур, пикировка всходов, посадка растений и уход), выращивание древесно-кустарни-ковых культур (размножение, посадка и уход, формирование кроны деревьев и кустарников), озеленение и благоустройство различных территорий (создание и оформление цветников, вертикальное озеленение, создание и содержание живых изгородей, устройство и ремонт садовых дорожек).

• ФГОС СПО по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (Приказ Минобрнауки России от 07 мая 2014 г. № 461).

О) ^

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

Таблица 1

Соотнесение профессиональной деятельности работников с этапами жизненного цикла

зеленых насаждений

№ п/п Этап жизненного цикла зеленых насаждений Наименование профстандарта

Специалист в области декоративного садоводства Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов Специалист по эксплуатации гражданских зданий Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме

1 Создание

1.1.1 Предпроектные предложения + — + —

1.1.2 Проект + — — —

1.1.3 Строительство + + +/- —

1.2 Мониторинг + — +/- —

1.3 Инвентаризация + + + —

2 Содержание

2.1.1 Уход + + +/- +

2.1.2 Ремонт + + +/- —

2.1.3 Реконструкция + + — —

2.2 Мониторинг + — +/- —

2.3 Инвентаризация + + + —

3 Ликвидация

3.1 Демонтаж — + +/- —

3.2 Вывоз останков — — — —

3.3 Утилизация останков — — — —

х о

ы

Г) -I оз

а

Принятые обозначения:

+ — трудовые действия, необходимые умения и навыки выполнения работ; +/- — трудовые действия, необходимые умения и навыки инициирования, организации, координации и пр. для выполнения работ;

--трудовые действия, необходимые умения и навыки выполнения работ не требуются.

31

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

Наименование квалификации базовой подготовки: техник, выполнение работ по одной или нескольким профессиям: рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод (код по ОК 016—94, соответственно, 17531, 18103, 19524).

Уровень образования, необходимый для приема на обучение: среднее общее образование — 2 года 10 мес.; основное общее образование — 3 года 10 мес. Сроки получения СПО увеличиваются для обучающихся по очно-заочной и заочной формам; для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Техник готовится к видам деятельности в области садово-паркового и ландшафтного строительства, включая проектирование объектов (проведение ландшафтного анализа и предпроектной оценки объекта озеленения, выполнение проектных чертежей, разработка проектно-смет-ной документации), ведение работ (анализ спроса и продвижение услуг, организация садово-парковых и ландшафтных работ), внедрение современных технологий (создание базы данных и проведение апробации технологий, консультирование заказчиков).

Согласно списку топ-5014 профессия «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» относится к наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, которые требуют среднего профессионального образования.

14 Приказ Минтруда России от 26 октября 2020 г. № 744 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

Заключение

Тарифно-квалификационные характеристики профессии рабочий зеленого строительства 1—6 разрядов, установленные в ЕТКС, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», соответствуют этапам жизненного цикла городских зеленых насаждений. Однако наименование профессии сохранено лишь в классификаторе ОКПДТР ОК 016—94 — код 17530, а также имеется ссылка в профессиональном стандарте «Специалист по благоустройству и озеленению территорий и объектов».

В случае ухода за зелеными насаждениями, произрастающими на придомовых территорий многоквартирных домов, в том числе обрезка деревьев и декоративных кустарников, стрижка газона, полив зеленых насаждений, к работам допускается неквалифицированный персонал — дворник.

Для регулирования профессиональной деятельности работников в области мониторинга и инвентаризации городских озелененных территорий и зеленых насаждений, в целях управления персоналом, формирования кадровой политики, определения квалификационных требований к работникам, формирования траекторий их карьерного и профессионального роста, при разработке и актуализации в части профессиональной составляющей федеральных государственных образовательных стандартов и программ, при независимой оценке квалификации и пр. возможно необходим дополнительный профстандарт специалиста по инвентаризации и мониторингу городских озелененных территорий и зеленых насаждений.

Библиографический список

32

1. Кириллова А. Н., Якубов Х. Г. Воспроизводственное обновление объектов недвижимости: минимизация воздействия на окружающую городскую среду // Недвижимость: экономика, управление. — 2018. - № 1. - С. 52-55.

2. Авдеева Е. В., Извеков А. А. Исследование степени поврежденности ели сибирской и колючей в зависимости от градорастительных условий произрастания // Хвойные бореальной зоны. — 2020. — Т. 38. — № 5—6. — С. 215—224.

3. Дьячкова О. Н. Принципы стратегического планирования развития «зеленой» инфраструктуры городской среды // Вестник МГСУ. — 2021. — Т. 16. — Вып. 8. — С. 1045—1064.

4. Дьячкова О. Н. Экосистема жилого квартала: проблемы, перспективы развития // Строительство: наука и образование. — 2021. — Т. 11. — Вып. 3. — С. 1—22.

5. Якубов Х. Г. Озеленение Москвы: теория и практика // Технологии и оборудование садово-паркового и ландшафтного строительства: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Красноярск, 2020. — С. 32—36.

6. Аксянова Т. Ю., Ступакова О. М., Усова Е. А., Филина М. В., Горошко А. А. Использование хвойных растений в типовых ландшафтных проектах // Хвойные бореальной зоны. — 2021. — Т. 39. — № 4. — С. 245—252.

7. Сомов Е. В., Шевелев С. Л. Информационно-аналитическая система на геоинформационной платформе для планирования исследований и мониторинга объектов городского озеленения с использованием свободного программного обеспечения // Хвойные бореальной зоны. — 2021. — Т. 39. — № 1. — С. 14—21.

8. Сомов Е. В., Шевелев С. Л. Программно-аппаратный комплекс и методика сбора первичных данных о городских насаждениях на основе картографических веб-сервисов, мобильных устройств и приложений // Хвойные бореальной зоны. — 2021. — Т. 39. — № 1. — С. 22—29.

9. Дьячкова О. Н. Система раздельного сбора твердых коммунальных отходов жителями многоквартирных домов // Вестник МГСУ. — 2021. — Т. 16. — Вып. 7. — С. 838—858.

10. Гаврилова Т. А., Кудрявцев Д. В., Лещева И. А., Павлов Я. Ю. Об одном методе классификации визуальных моделей // Бизнес-информатика. — 2013. — № 4 (26). — С. 21—34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Волошина И. А., Зайцева О. М., Новиков П. Н., Перова И. Т., Прянишникова О. Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: Словарно-справочное пособие. — М.: Изд-во «Перо», 2021. — 52 с.

REQUIRED SPECIALISTS TO ENSURE THE LIFE CYCLE OF URBAN GREEN SPACES

O. N. D'yachkova, Ph. D. (Technical Sciences), Associate professor, Associate Professor of the Department of Construction Technology, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPbGASU), dyachkova_on@mail.ru, Saint Petersburg, Russian Federation

References

1. Kirillova A. N., Yakubov H. G. Vosproizvodstvennoe obnovlenie ob'ektov nedvizhimosti: minimizaciya vozde-jstviya na okruzhayushchuyu gorodskuyu sredu [Reproductive renovation of real estate: minimization of impact on the surrounding urban environment]. Real estate: economics, management. — 2018. — No. 1. — P. 52—55 [in Russian].

2. Avdeeva E. V., Izvekov A. A. Issledovanie stepeni povrezhdennosti eli sibirskoj i kolyuchej v zavisimosti ot gradorastitel'nyh uslovijproizrastaniya [Research of picea obovata and picea pungens degradation, depending on the growing conditions]. Khvoynyye boreal'noy zony. 2020. Vol. 38. No. 5—6. P. 215—224 [in Russian].

3. D'yachkova O. N. Ekosistema zhilogo kvartala:problemy, perspektivy razvitiya [Principles of strategic planning for the development of "green" infrastructure of the urban environment]. Vestnik MGSU. 2021. Vol. 16. No. 8. P. 1045—1064 [in Russian].

4. D'yachkova O. N. The ecosystem of a residential district: problems, development prospects. Stroitel'stvo: nauka i obrazovanie [Construction: Science and Education]. — 2021. — Vol. 11. — Iss. 3:1. — http:// nso-journal.ru DOI: 10.22227/2305-5502.2021.3.1 [in Russian].

5. Yakubov H. G. Ozelenenie Moskvy: teoriya ipraktika [Greening Moscow: theory and practice]. Tekhnologii i oborudovaniye sadovo-parkovogo i landshaftnogo stroitel'stva: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Krasnoyarsk. 2020. P. 32—36 [in Russian].

6. Aksyanova T. Yu., Stupakova O. M., Usova E. A., Filina M. V., Goroshko A. A. Ispol'zovanie hvojnyh rastenij v tipovyh landshaftnyh proektah [Use of coniferous plants in typical landscape projects]. Khvoynyye boreal'noy zony. 2021. Vol. 39. No. 4. P. 245—252 [in Russian].

7. Somov E. V., Shevelyov S. L. Information-analytical system in the GIS platform for research planning and monitoring of urban gardening using a free software. Khvoynyye boreal'noy zony [Conifers of the boreal zone]. — 2021. — Vol. 39. — No. 1. — P. 14—21 [in Russian].

8. Somov E. V., Shevelyov S. L. Informacionno-analiticheskaya sistema na geoinformacionnojplatforme dlya planirovaniya issledovanij i monitoringa ob'ektov gorodskogo ozeleneniya s ispol'zovaniem svobodnogo pro-grammnogo obespecheniya [Software and hardware complex and methodology for collecting primary data on urban plantings based on cartographic web services, mobile devices and applications]. Khvoynyye boreal'noy zony. 2021. Vol. 39. — No. 1. — P. 22—29 [in Russian].

9. D'yachkova O. N. Programmno-apparatnyj kompleks i metodika sbora pervichnyh dannyh o gorodskih na-sazhdeniyah na osnove kartograficheskih veb-servisov, mobil'nyh ustrojstv i prilozhenij [Separate collection of solid household waste by residents of multi-family homes]. Vestnik MGSU. 2021. Vol. 16. No. 7. P. 838—858 [in Russian].

10. Gavrilova T. A., Kudryavtsev D. V., Leshcheva I. A., Pavlov Ya. Yu. Sistema razdel'nogo sbora tverdyh kommunal'nyh othodov zhitelyami mnogokvartirnyh domov [On a method of visual models classification]. Biznes-informatika. — 2013. — No. 4 (26). — P. 21—34 [in Russian].

11. Voloshina I. A., Zaitseva O. M., Novikov P. N., Perova I. T., Pryanishnikova O. D. Terminy iponyatiya professional'no-kvalifikatsionnoy sfery: Slovarnospravochnoye posobiye [Terms and concepts of the professional qualification sphere: A dictionary reference guide]. — M.: Pero, 2021. — 52 p. [in Russian].

o>

О

О -i X x

CD Ci 7\ Q

б

CD

GO

0 ^

Q Ci

1

О n

n

-I

T3

о

-I

CD

O-

Ci -I 03

Q

О T3 О m

n

О

X

о

ы ш

Ci -I 03

Q

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.