Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОПОРНЫЕ ЗОНЫ РАЗВИТИЯ / REFERENCE ZONE OF DEVELOPMENT / ПРИБРЕЖНЫЕ РАЙОНЫ / COASTAL AREAS / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / VITAL ACTIVITY OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куценко Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения прибрежных районов АЗ РФ. Подчеркивается важность закрепления населения в муниципальных образованиях, перспективных с точки зрения решения общегосударственных экономических задач, развития и последующего эффективного использовании объектов транспортно-логистической инфраструктуры, формирования опорных точек новых векторов территориального развития. Изложены предложения по закреплению населения прибрежных районов АЗРФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF VITAL ACTIVITY AS A CONDITION OF THE POPULATION CONSOLIDATION IN THE COASTAL AREAS OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article discusses the questions of provision of vital activity of the population in the coastal areas of the Arctic zone of the Russian Federation. It is emphasizes the role of the population consolidation in municipalities, prospective from the point of view of solving of nationwide economic features, development and subsequent effective usage of objects of transport-logistics infrastructure, formation of reference points of new vectors of territorial development. It is contains the offers of populations consolidation of coastal areas of the Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ»

3. Коломак Е. Неравномерное пространственное развитие в России: объяснения новой экономической географии // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С. 132-150.

4. Валентей С.Д., Бахтизин А.Р., Бухвальд Е. М., Кольчугина Н.В. Тренды развития российских регионов // Экономика региона. - 2014. - № 3. - С. 9-22.

5. Спиридонов С.П. Индекс развития человеческого потенциала как ключевой индикатор качества жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 11. - С. 161172.

КОЛЕСНИКОВ РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором экономической географии Научного центра изучения Арктики. KOLESNIKOV, ROMAN A. - Ph.D. in Geographical Sciences, Senior Research Fellow, Head of the Department of Economic Geography Scientific Research Center of the Arctic (roman387@mail.ru)

УДК 332.122(98):338.23

КУЦЕНКО С.Ю.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК УСЛОВИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ3

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, опорные зоны развития, прибрежные районы, жизнедеятельность населения.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения прибрежных районов АЗ РФ. Подчеркивается важность закрепления населения в муниципальных образованиях, перспективных с точки зрения решения общегосударственных экономических задач, развития и последующего эффективного использовании объектов транспортно-логистической инфраструктуры, формирования опорных точек новых векторов территориального развития. Изложены предложения по закреплению населения прибрежных районов АЗРФ.

KUTSENKO, S.Y.

PROVISION OF VITAL ACTIVITY AS A CONDITION OF THE POPULATION CONSOLIDATION IN THE COASTAL AREAS OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, reference zone of development, coastal areas, vital activity of the population.

In the article discusses the questions of provision of vital activity of the population in the coastal areas of the Arctic zone of the Russian Federation. It is emphasizes the role of the population consolidation in municipalities, prospective from the point of view of solving of nationwide economic features, development and subsequent effective usage of objects of transport-logistics infrastructure, formation of reference points of new vectors of territorial development. It is contains the offers of populations consolidation of coastal areas of the Arctic zone of the Russian Federation.

Прибрежные территории занимают особое место в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). Они связаны задачей сбалансированного развития и эффективного использования объектов транспортно-логистической и коммуникационной инфраструктуры, имеющей общенациональное значение, прежде всего, для обеспечения функционирования Северного морского пути (СМП).

В государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» сформулированы задачи развития муниципальных образований, отдельных поселений в местах добычи полезных

3 Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ (РФФИ) научного проекта 16-02-00741 «Жизнедеятельность постоянного населения в прибрежных зонах Арктики в современных условиях промышленного освоения макрорегиона».

ископаемых, определяемые целесообразностью закрепления населения на территориях, перспективных с точки зрения решения общегосударственных экономических задач, обеспечения национальной безопасности, формирования опорных точек новых векторов территориального развития.

Добыча топливно-энергетических и иных ресурсов, рыболовство, судостроение и другие виды экономической деятельности могут внести существенный вклад в закрепление присутствия населения на прибрежных территориях, в обеспечение его занятости и повышение уровня жизни, наполняемости местных бюджетов.

В контексте настоящего исследования под жизнедеятельностью населения понимается его функционирование в окружающей природной и техногенной среде. Данная трактовка предусматривает учет трех ключевых факторов:

1) условия и ресурсы жизнедеятельности;

2) особенности народонаселения (количество, плотность и этнический состав);

3) механизмы обеспечения жизнедеятельности.

Существенными особенностями обеспечения жизнедеятельности в АЗРФ являются количественные и качественные характеристики народонаселения, в том числе его социальное самочувствие.

Среда обитания человека обусловлена физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими, информационными, социальными, экономическими факторами, оказывающими воздействие на его деятельность и формирующими «условия жизнедеятельности». Оценка этих условий связана с такими общеизвестными категориями как «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни». При этом выделяются и такие понятия, как «уклад жизни» - порядок, регламент общественной и личной жизни; «стиль жизни» — индивидуальные особенности поведения [1]. Качество жизни населения выступает многоаспектной, многогранной экономической категорией. Она всецело описывает не только экономический рост общества, но и степень усовершенствования физических, духовных и социальных потребностей, удовлетворенность населения своей жизнью.

Уровень жизни населения зависит как от состава и величины разнообразных материальных благ, так и от возможности удовлетворять эти блага, что связано с их предложением на рынке товаров и услуг и реальным доходом населения. По мнению ряда, отечественных и зарубежных ученых, практически невозможно создание универсальной методики оценки условий жизнедеятельности населения пригодной для любой территории ввиду различий условий проживания.

В рамках данного исследования необходимо выделить основные характеристики условий жизнедеятельности, играющие основную роль в закреплении населения в прибрежных муниципальных образованиях АЗРФ.

Для этого выберем групповые показатели, характеризующие основные аспекты жизнедеятельности населения муниципального образования:

1. демографическая ситуация;

2. рынок труда;

3. доходы населения;

4. состояние сферы образования;

5. состояние сферы здравоохранения;

6. состояние сферы культуры и отдыха;

7. жилищно-коммунальное хозяйство;

8. экономическое развитие.

Для анализа выделим муниципальные образования прибрежных территорий АЗРФ, имеющие существенный накопленный индустриальный потенциал (кроме п. Тикси), играющие важное значение в развитии СМП и обеспечения национальной безопасности:

1. Центр Архангельской опорной зоны - г. Архангельск.

2. Центр Кольской опорной зоны - г. Мурманск.

3. Центр Ненецкой опорной зоны - г. Нарьян-Мар.

4. Центр Норильской опорной зоны - г. Норильск.

5. Центр Северо-Якутской опорной зоны - п. Тикси.

6. Центр Чукотской опорной зоны - г. Анадырь.

Данные города были выбраны исходя из их ключевой роли в формировании опорных зон развития в Арктике.

Полная оценка условий жизнедеятельности населения муниципального образования охватывает два направления: анализ объективных показателей на основе статистических данных, а также субъективная оценка жителей, полученная путем исследования рыночной инфраструктуры методом социологических опросов.

В рамках данного исследования был произведен сбор статистической информации (данные Росстата за 2015 г.). Для обработки были выбраны показатели, которые отражают, на наш взгляд, основные аспекты жизнедеятельности населения 6 муниципальных образований АЗРФ. (Таблица 1). Показатели были условно распределены по 3 блокам: «Демография», «Социальная инфраструктура и ЖКХ», «Экономика».

Таблица 1.

Основные социально-экономические показатели муниципальных образований.

Показатели Архангельск Мурманск Нарьян-Мар Норильск Тикси Анадырь

Оценка численности населения на 1 января текущего года 358 054 305 236 23 939 176 971 4 557 14 326

моложе трудоспособного возраста, чел. 59156 н/д 5590 37788 н/д н/д

% 16,52 н/д 23,35 21,35 н/д н/д

трудоспособного возраста, чел. 214981 н/д 14591 124356 н/д н/д

% 60,04 н/д 60,95 70,27 н/д н/д

старше трудоспособного возраста, чел. 83917 н/д 3758 14827 н/д н/д

% 23,44 н/д 15,70 8,38 н/д н/д

Естественный прирост (убыль), чел. 80 152 256 1675 25 9

Коэффициент естественного прироста (убыли) 0,22 0,50 10,69 9,46 5,49 0,63

Миграционный прирост, чел. 181 -3816 340 -540 -26 564

Коэффициент миграционного прироста 0,51 -12,50 14,20 -3,05 -5,71 39,37

Среднесписочная численность работников организаций, чел. 97 758 96 475 12 769 85 567 2 273* 9 375

Среднемесячная заработная плата работников организаций, руб. 40 324 53 304 69 777 76 466 30 565* 96 375

Число спортивных сооружений, ед. 495 330 35 178 8 14

на 1000 чел., ед. 1,38 1,08 1,46 1,01 1,76 0,98

Число организаций культурно-досугового типа, ед. 9 6 2 5 6 1

на 1000 чел., ед. 0,03 0,02 0,08 0,03 1,32 0,07

Число лечебно-профилактических организаций, ед. 159 59 10 14 2 1

на 1000 чел., ед. 0,444 0,193 0,418 0,079 0,439 0,070

Число общеобразовательных организаций на начало учебного 50 54 8 43 3 1

года, ед.

на 1000 чел., ед. 0,14 0,18 0,33 0,24 0,66 0,07

Дошкольные образовательные организации, ед. 58 80 11 43 1* 5

на 1000 чел., ед. 0,16 0,26 0,46 0,24 0,22 0,35

Общая площадь жилых помещений, тыс.м2 8 122,75 7 153,40 577,20 4 337,54 86,30 215,80

м2 общей площади на 1 человека 22,69 23,44 24,11 24,51 18,94 15,06

Число проживающих в ветхих жилых домах, чел. 16 857 5 091 243 7 656 30* 185

% 4,71 1,67 1,02 4,33 0,66 1,29

Введено в действие жилых домов на территории муниципального образования, м2 общей площади 77 722,00 10 755,00 21 873,00 1 434,00 н/д 2502,8

м2 общей площади на 1 человека 0,22 0,04 0,91 0,01 н/д 0,17

Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец года, ед. 14 884 7 790 1 583 377 144 352

Из них, семьи, проживающие в ветхом и аварийном жилфонде, ед. 5 942 1 346 112 10 10 н/д

% 40 17 7,08 2,65 6,94 н/д

Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году, ед. 200 273 162 109 2 19

Отношение числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия к числу семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, % 1,34 3,50 10,23 28,91 1,39 5,40

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), тыс. руб. 80 621 917,00 147 409 545,50 57 190 546,60 491 904 405,90 н/д 61 225 161,70

на 1 человека, тыс.руб. 225,17 482,94 2 389,01 2 779,58 н/д 4 273,71

* - данные за 2010 г. (п. Тикси)

«Демография»

По состоянию на 2015 г. во всех рассматриваемых муниципальных образованиях зафиксирован естественный прирост, что характеризует благоприятные социально-экономические условия. Наиболее высокие показатели в г. Нарьян-Мар (10,5 - общий коэффициент естественного прироста) и г. Норильск (9 - соответственно), наименьший прирост в г. Архангельск 0,2 промилле. Для сравнения коэффициент естественного прироста населения по Арктической зоне Российской Федерации составил 3,9 и по Российской Федерации 0,3.

Показатели миграции существенно различаются. Положительная миграция отмечена только в трех муниципальных образованиях в г. Архангельск, г. Нарьян-Мар и г. Анадырь (+39,37 промилле), в то время как в г. Мурманск миграционный отток составил (-12,5 промилле).

«Социальная инфраструктура и ЖКХ»

С точки зрения обеспечения объектами социальной инфраструктуры особо выделяются г. Нарьян-Мар и п. Тикси. (см. Таблицу 1). При этом сложно дать оценку, какие из муниципальных образований в большей степени ощущают дефицит объектов социальной инфраструктуры в образовании и здравоохранении, поскольку федеральные стандарты содержат требования к числу штатных работников от числа жителей, а не к количеству самих объектов. При расчете на 1000 человек лечебно-профилактическими учреждениями наиболее обеспечены - г. Архангельск, п. Тикси, г. Нарьян-Мар, общеобразовательными организациями - п. Тикси, г. Нарьян-Мар, г. Норильск, дошкольными образовательными организациями - г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Мурманск, спортивными сооружениями - п. Тикси, г. Нарьян-Мар и г. Архангельск, организациями культурно-досугового типа п. Тикси, г. Нарьян-Мар и г. Анадырь.

Обеспеченность благоустроенным жилищным фондом муниципальных образований с развитой инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой, комплексом объектов социальной сферы создают необходимый комфорт для жизнедеятельности человека. По данным на 2015 год во всех муниципальных образованиях, кроме г. Анадырь, общая площадь жилых помещений в среднем в расчете на одного жителя превышала федеральный стандарт социальной нормы (18 кв. м). В то же время, качество жилья достаточно низкое.

Новые строительные проекты практически не реализуются: в г. Нарьян-Мар ввод жилых домов составил 0,91 м2 на одного человека, а наименьшие результаты в г. Норильск (0,01 м2) и г. Мурманск (0,04 м2).

Ветхое и аварийное жилье - еще более серьезная проблема. В ветхих жилых домах проживает 4,71 % населения г. Архангельск и 4,33 % населения г. Норильск, это самые высокие показатели среди анализируемых городов. При этом сложно оценить процент проживающих в аварийных жилых домах, т.к. статистическая информация по ним представлена уже в виде семей, а не человек. Из числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, 40% проживает в ветхом и аварийном жилфонде в г. Архангельск, 17% - в г. Мурманск, в г. Норильск таких семей 2,65%. Характерно, что за отчетный год наибольшее количество семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия зафиксировано в г. Норильск, а наименьшее в г. Архангельск.

Очевидно, решение жилищной проблемы будет одной из приоритетных задач при реализации комплексных планов развития опорных зон, в особенности, по созданию новых рабочих мест и улучшению демографических показателей. В 2014 г. в Архангельской области был создан инновационный лесопромышленный территориальный кластер - некоммерческое партнерство «ПоморИнноваЛес». Территорией локализации кластера стал, в том числе, г. Архангельск. Важно оценивать создание кластера как новую возможность социально-экономического развития территорий, где находятся организации, вошедшие в кластер, создания новых производств для расширения номенклатуры выпускаемых товаров с более высокой добавленной стоимостью и новых рабочих мест. Следует сконцентрировать усилия кластера на создании новых недорогих, технологичных и энергоэффективных в эксплуатации деревянных домов с целью решения проблемы ветхого и аварийного жилья, тем более, что научный и ресурсный потенциал имеется.

«Экономика»

Наибольшая среднемесячная заработная плата работников организаций была в г. Анадырь и составила 96375 рублей, это существенно выше, чем в г. Нарьян-Мар и г. Норильске. Наименьшая среднемесячная заработная плата работников организаций была в г. Архангельск и составила 40324 рубля. По Российской Федерации среднемесячная заработная плата работников организаций 38405 руб. Анадырь также занимает первое

место в рейтинге по отгрузке товаров собственного производства, выполнению работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) при расчете на 1 человека (4273,71 тыс. руб.), что в 1,5 раза выше г. Нарьян-Мар, в 1,8 раз г. Норильск, и почти в 19 раз выше чем в г. Архангельск.

Сводный рейтинг составлен на основе 16 показателей, направленных на оценку демографической ситуации, обеспеченностью социальной инфраструктурой, экономики (см. таблицу 2).

После сбора массива первичных и расчетных данных ранжирование производилось по уровню показателей. Данные оценивались по шкале от 1 до 6, где 1 -наихудшее возможное измерение, 6 - наилучшее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом первое место в рейтинге занял г. Нарьян-Мар, второе - г. Норильск и третье - г. Анадырь.

Анализ показал, что условия жизнедеятельности существенным образом влияют на социальное самочувствие людей и их желание проживать в муниципальном образовании. Но особое значение играет развитие экономики, которая обладает мультипликативным эффектом и значительным влиянием на инфраструктуру, социальную сферу.

Закрепление населения в прибрежных муниципальных образованиях Арктики возможно осуществить путем:

- создания преимущественных условий для труда и жизни населения муниципального образования по сравнению с обжитыми районами;

- опережающего роста денежных доходов населения по сравнению со среднероссийским уровнем (пример г. Анадырь);

- расширения масштабов строительства жилищного, культурно-досугового до уровня приоритетного потребления этих благ в муниципальном образовании (пример г. Нарьян-Мар).

Таблица 2.

Сводный рейтинг муниципальных образований АЗРФ, баллы

Показатели Архангельс к Мурманс к Нарьян-Мар Норильс к Тикс и Анадыр ь

Оценка численности

населения на 1 января 6 5 3 4 1 2

текущего года, чел.

Естественный прирост (убыль), чел. 1 2 6 5 4 3

Миграционный прирост, чел. 4 1 5 3 2 6

Среднесписочная численность работников 6 5 3 4 1 2

организации, чел.

Среднемесячная заработная плата работников 2 3 4 5 1 6

организаций, руб.

Число спортивных сооружений, ед. на 1000 чел. 4 3 5 2 6 1

Число организаций

культурно-досугового типа на 1000 чел., ед. 2 1 5 3 6 4

Число лечебно-

профилактических 6 3 4 2 5 1

организаций на 1000 чел., ед.

Число общеобразовательных

организаций на начало учебного года на 1000 чел., 2 3 5 4 6 1

ед.

Дошкольные образовательные организации на 1000 чел., ед. 1 4 6 3 2 5

Общая площадь жилых помещений, тыс. м2 общей площади на 1 человека 3 4 5 6 2 1

Число проживающих в ветхих жилых домах, доля в о/ /о 1 3 5 2 6 4

Введено в действие жилых домов на территории муниципального образования м2 общей площади на 1 человека 5 3 6 2 1 4

Семьи, проживающие в ветхом и аварийном жилфонде из числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец года, ед., доля в % 1 2 3 5 4 0

Отношение числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия к числу семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, % 1 3 5 6 2 4

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) на 1 человека, тыс. руб. 2 3 4 5 0 6

Суммарное количество баллов 47 48 74 61 49 50

Позиция в рейтинге 6 5 1 2 4 3

Для дальнейшего развития экономики АЗРФ целесообразно реализовать мероприятия трех различных уровней:

1) развитие приоритетных секторов экономики АЗРФ;

2) развитие опорной энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры;

3) развитие локальной арктической инфраструктуры жизнеобеспечения.

Первый уровень - это масштабные инвестиционные проекты частных компаний,

ориентированные непосредственно на выпуск конечной продукции, а также создание необходимой вспомогательной инфраструктуры основных производств (трубопроводы, высоковольтные линии электропередач и т.п.), а также мероприятия по развитию научного сопровождения освоения Арктики. Вовлечение в эксплуатацию месторождений различных полезных ископаемых, ввод в эксплуатацию производств с использованием новейших мировых технологий и высокой степенью передела (Анадырская, Норильская опорные зоны, а также «Нефтяные месторождения Ненецкого АО»);

Второй уровень - проекты развития опорного транспортного и инфраструктурного каркаса АЗРФ, в особенности новых территорий ее освоения, на принципах

государственно-частного партнерства, а также государственные проекты восстановления и сохранения природной среды АЗРФ. Межрегиональные и трансконтинентальные инфраструктурные проекты, создающие для экономики российских макрорегионов принципиально новые преимущества и возможности («Мурманский транспортный узел», глубоководный порт в г. Архангельске, "Белкомур");

Третий уровень - обеспечение функционирования и развития локальной инженерной и социальной инфраструктуры в местах старого и нового освоения [2].

Обеспечение сбалансированного развития АЗРФ основывается на укреплении, развитии и последующем широком использовании инфраструктурных объектов транспортно-логистической и коммуникационной инфраструктуры муниципальных образований прибрежных районов, вошедших в состав макрорегиона и имеющих общенациональное значение - Северный морской путь, меридиональные речные коридоры и аэродромную сеть, телекоммуникации и связь.

Развитие инфраструктуры СМП тесно взаимосвязано с масштабами и направлениями экономического и социального развития административно-территориальных единиц составляющих Арктическую зону, которые не только определяют объемы и направления грузо-и пассажироперевозок, но и формируют соответствующие требования к структуре и количеству транспортных средств, портовых сооружений.

Развитие ледокольного и транспортного флота, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания должно быть направлено на осуществление круглогодичного вывоза углеводородного сырья из месторождений на побережье и шельфе Баренцева, Печерского и Карского морей, регулярных перевозок грузов Норильского ГМК, угля Таймырских месторождений, осуществление транзита по СМП, «северного завоза». Это, в свою очередь, является важнейшими факторами эффективного освоения природных ресурсов, повышения конкурентоспособности, производимой в пределах Арктической зоны Российской Федерации, продукции, улучшения условий и повышения уровня жизни населения. Транспортная обеспеченность и доступность, в свою очередь обеспечивают новый, мощный импульс социально-экономического развития муниципальных образований, создания дополнительных рабочих мест за счет формирования обслуживающих отраслей и предприятий, закрепления населения.

Анализ показывает, что государство может продолжать откладывать и дальше решение ряда социальных вопросов в АЗРФ. Однако если в настоящее время будут приняты меры, прежде всего, по поддержке и сохранению социальной сферы макрорегиона, то в условиях ожидающегося в среднесрочной перспективе ее интенсивного освоения вполне очевидно возникнут проблемы обеспечения не «догоняющего», а опережающего развития сети объектов социальной инфраструктуры и сферы ЖКХ. И вновь становится актуальным развитие, но на более детализированном уровне, системы мониторинга социально-экономического положения АЗРФ. Это позволит принимать более аргументированные решения о целесообразности реконструкции или новом строительстве социальных и инфраструктурных объектов, сопряженных с реализацией крупных инвестиционных проектов (с государственной поддержкой - или без нее, с новой логистикой - или без) [2].

Литература и источники

1. Лисицын Ю.П. Триединая медицина // Социология медицины. - 2012. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/ntriedinaya-meditsina (дата обращения: 08.12.2016).

2. Меламед И.И., Павленко В.И., Авдеев М.А., Куценко С.Ю. Арктическая зона России в социально-экономическом развитии страны// Власть. - 2015. - №1. - С. 8, 10.

КУЦЕНКО СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник ФИЦКИА РАН (kutsenko.arhsc@mail.ru)

KUTSENKO, S.Yu - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Researcher, Federal Research Center for a comprehensive study of the Arctic, Russian Academy of Sciences.

УДК 338.2:330.15(98)

ДЕТТЕР Г.Ф.

СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРИРОДОПОДОБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ4

Ключевые слова: Арктические регионы, ноосфера, природоподобные технологии, человеческий капитал, инновационная модель, пространственное развитие.

В статье рассматривается потенциал и предпосылки перехода к инновационной модели модернизации экономики и пространственного развития арктических регионов России через повышение уровня и качества человеческого капитала на базе природоподобных технологий как субстанционального условия устойчивого развития макрорегиона.

DETTER, G.F.

SUBSTANTIALITY OF NATURE-LIKE TECHNOLOGIES IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF ARCTIC REGIONS OF RUSSIA

Keywords: Arctic regions, noosphere, nature-like technologies, human capital, innovative model, spatial development.

In the article discusses the potential and premisses of transition to an innovative model of modernization of economic and spatial development of the Arctic regions of Russia through improving the level and quality of human capital on the basis of nature-like technologies as a substantial condition of sustainable development of the macro-region.

Проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, нарушением энергоэкологического баланса в природе достигли катастрофических, планетарных масштабов. Это признают политики, ученные и общество. Экологический дисбаланс в природе расширяет свою географию, все больше смещается к полюсам, к Арктической зоне. Негативная динамика подтверждается в ходе мониторинговых исследований состояния окружающей среды, поведении биоты, выражается в патологиях людей [1]. Индустриализация арктических территорий является дополнительным фактором изменений в природном балансе Арктики, причиной фрагментации и деградации ареалов животных и растений, нарушения основ традиционного уклада жизни коренного населения [2].

Арктика, обладающая высокой чувствительностью природной среды к любым проявлениям антропогенного и техногенного воздействия, нуждается в особой и эффективной защите своих природных и биологических ресурсов. Поэтому отношения между человеком и природой в Арктике должны быть переосмыслены в направлении не истощительного природопользования. Для этого потребуется максимально задействовать отечественный интеллектуальный и научный потенциал, при необходимости привлечь с мировых рынков знаний и технологий. «Человечеству отводится некоторое время для перехода к новому мышлению, включающему единство действий всех народов и государств в решении ликвидации проблемы экологической катастрофы и выживания человечества»[3].

4 Статья подготовлена по результатам исследований проводимых в рамках проекта РГНФ №16-02-00741 «Жизнедеятельность постоянного населения в прибрежных зонах Арктики в современных условиях промышленного освоения макрорегиона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.