Научная статья на тему 'Российская Арктика глазами экспертов и пользователей сети Интернет'

Российская Арктика глазами экспертов и пользователей сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
232
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АРКТИКА / ЭКСПЕРТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / RUSSIAN ARCTIC / MANAGEMENT / RESEARCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукин Юрий Фёдорович

Обобщаются результаты опроса экспертов и пользователей сети Интернет по проблемам Российской Арктики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ARCTIC BY THE EXPERTS EYES AND USERS OF THE INTERNET

Summarizes the results of a survey of the experts and Internet users about the problems in the Russian Arctic

Текст научной работы на тему «Российская Арктика глазами экспертов и пользователей сети Интернет»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

УДК 323 (985)

РОССИЙСКАЯ АРКТИКА ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТОВ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

СЕТИ ИНТЕРНЕТ

RUSSIAN ARCTIC BY THE EXPERTS EYES AND USERS OF THE INTERNET

© Лукин Юрий Фёдорович, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Автор 15 монографий, в том числе «Российская Арктика в изменяющемся мире» (2012) и др. E-mail: lukin.yury@mail.ru

© Lukin Yury Fedorovich, Doctor of History, Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation. Author of 15 books, including 'The Russian Arctic in a Changing World' (2012), etc. E-mail: lukin.yury@mail.ru

Аннотация. Обобщаются результаты опроса Abstract. Summarizes the results of a survey of

экспертов и пользователей сети Интернет по the experts and Internet users about the prob-

проблемам Российской Арктики lems in the Russian Arctic

Ключевые слова: Российская Арктика, экс- Keywords: Russian Arctic, management, re-

перты, управление search

Будущее России в ХХ! в. несомненно во многом будет определяться таким стратегически важным резервом, каковым является сегодня Российская Арктика с ее богатейшими природными ресурсами, коммуникационными возможностями Северного морского пути, кросполярных и других маршрутов, перспективами роста арктического туризма и всей социально-экономической активности. Однако практическое использование этого ресурсного потенциала затягивается в силу разного рода причин. В опубликованной 20 февраля 2013 г. на сайте правительства РФ1 Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. [5] отмечается, что текущее состояние социально-экономического развития АЗРФ характеризуется наличием следующих рисков и угроз:

а) в социальной сфере:

S отрицательные демографические процессы в большинстве приарктических субъектов РФ, отток трудовых ресурсов (особенно высококвалифицированных) в южные районы России и за границу;

S несоответствие сетей социального обслуживания характеру и динамике расселения, в том числе в образовании, здравоохранении, культуре, физической культуре и спорте;

1 Текст документа размещен на сайте правительства РФ во исполнение соответствующего поручения президента РФ.

■ критическое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства, недостаточная обеспеченность населения чистой питьевой водой;

■ отсутствие эффективной системы подготовки кадров, дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов в территориальном и профессиональном отношении (дефицит кадров рабочих и инженерных профессий и переизбыток невостребованных специалистов, а также людей, не имеющих профессионального образования);

■ низкое качество жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории АЗРФ;

б) в экономической сфере:

■ отсутствие российских современных технических средств и технологий для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводородов в арктических условиях;

■ износ основных фондов, в особенности транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры;

■ неразвитость базовой транспортной инфраструктуры, ее морской и континентальной составляющих, старение ледокольного флота, отсутствие средств малой авиации;

■ высокая энергоемкость и низкая эффективность добычи природных ресурсов, издержки северного производства при отсутствии эффективных компенсационных механизмов, низкая производительность труда;

■ дисбаланс в экономическом развитии между отдельными приарктическими территориями и регионами, значительный разрыв между лидирующими и депрессивными районами по уровню развития;

■ недостаточное развитие навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения мореплавания;

■ отсутствие средств постоянного комплексного космического мониторинга арктических территорий и акваторий, зависимость от иностранных средств и источников информационного обеспечения всех видов деятельности в Арктике (включая взаимодействие с воздушными и морскими судами);

■ отсутствие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание услуг связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории АЗРФ;

■ неразвитость энергетической системы, а также нерациональная структура генерирующих мощностей, высокая себестоимость генерации и транспортировки электроэнергии;

в) в сфере науки и технологий отмечается дефицит технических средств и технологических возможностей по изучению, освоению и использованию арктических пространств и ресурсов, недостаточная готовность к переходу на инновационный путь развития АЗРФ;

г) в сфере природопользования и охраны окружающей среды выделяется возрастание техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду с увеличением вероятности достижения ее предельных значений в некоторых прилегающих к РФ акваториях Северного Ледовитого океана, а также на отдельных территориях АЗРФ, характеризующихся наличием особо неблагоприятных зон, потенциальных источников радиоактивного загрязнения, высоким уровнем накопленного экологического ущерба.

Стратегия АЗРФ фактически нацеливается на минимизацию указанных выше рисков, комплексное социально-экономическое развитие, совершенствование системы государственного управления и реализацию конкретно обозначенных в этом важнейшем документе

I / ww

долгосрочных мер. К сожалению, от принятия стратегических решений до их практической реализации в условиях Арктики существует значительная дистанция. И не факт, что все принятые решения будут выполнены в период до 2020 г., тем более что вектор политики российского государства все больше смещается на восток, в Азию.

Пытаясь оценить реально складывающую в Российской Арктике ситуацию, электронный научный журнал «Арктика и Север» провел экспертный опрос (декабрь 2012 — февраль 2013 г.) под условным названием «Черные дыры Арктики и ее будущее». Ставилась задача изучить общественное мнение, привлечь внимания власти и бизнеса к существующим проблемам Российской Арктики. Редакция журнала благодарит всех, кто принял участие в опросе. Ниже приводятся ответы экспертов на открытые вопросы анкеты, а также анализ ответов пользователей сети Интернет, опубликованных на сайте «Агсйс info», и содержание интервью с губернатором Ненецкого автономного округа И. Фёдоровым, в котором затрагиваются актуальные проблемы современного состояния АЗРФ.

В Архангельской области местные эксперты, в основном работающие в бизнесе, оценили общее состояние дел в Российской Арктике как отрицательное. Основными проблемами были названы: 1) низкий уровень доходов, бедность и нищета основной массы населения; 2) бюрократизация управления всей нашей жизни, получающей распространение и в Арктике; 3) коррупция, проникающая в экономику и политику, управление, ЖКХ, образование, медицину; 4) состояние современной транспортной инфраструктуры и коммуникаций (дорог, всех видов транспорта, портов, вокзалов, используемой техники). Отмечалось, что федеральные структуры власти и управления (правительство, министерства и др.) практически не ведут систематической и эффективной работы в Российской Арктике и на Севере России с учетом их специфики. Конечно, это субъективное мнение, но многие эксперты считают, что основные проблемы жизнедеятельности в АЗРФ должны решать президент и правительство РФ, в регионах — губернаторы, а не муниципалитеты или само население. Муниципальные образования городских и сельских поселений АЗРФ сегодня просто реально не имеют бюджетных и других ресурсов, чтобы выполнять возложенные на них законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. с последующими изменениями в 2004—2012 гг. функции по 38 вопросам местного развития в полном объеме.

В качестве черных дыр эксперты отмечали, прежде всего, конфликт между экономикой и экологией, грабительское отношение к ресурсам. И это не случайно. По оценке российских экспертов, только в АЗРФ насчитывается 100 экологических горячих точек, включая 23 импактных района, оказывающих в результате загрязнения негативное воздействие на природную и культурную среду, все сферы жизнедеятельности социумов, состояние экосистем, угрожая жизни людей [4].

Проявлялся явный пессимизм в отношении перспектив развития Российской Арктики. В качестве пожеланий и проектов предлагались: организация новых рабочих мест; оказание поддержки малому и среднему бизнесу на северах; развитие экологически чистых производств, транспорта, морских портов; не относиться федеральному правительству «наплевательски к Северу», а губернатору Архангельской области более профессионально управлять регионом. Единодушным было мнение о расположении администрации СМП в Архангельске и его позиционирование как столицы Российской Арктики.

Что касается Ненецкого автономного округа, то здесь в качестве адекватной аналитической экспертной оценки ситуации используется текст интервью РИА Новости с губернатором НАО И. Фёдоровым, в котором было заострено внимание именно на существующих проблемах. Анализируя итоги 2012 г., губернатор остановился на главных инфраструктурных проектах НАО [2]. 98 % организаций в экономике НАО сосредоточены на добыче углеводородного сырья. По расчетам ведущих экспертов, ресурсный потенциал НАО должен обеспечить к 2027 г. постоянный рост годовой добычи нефти до 37 млн т в год, в настоящее время добывается 15 млн т нефти в год. Среди масштабных проектов названы освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, формирование шельфовой инфраструктуры на базе освоения Приразлом-ного месторождения, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, узла «Варан-дейский терминал» мощностью до 12 млн т нефти в год. Кроме того, в Нарьян-Маре заработает международный аэропорт.

Реализация этих проектов в целом дает стране углеводородную независимость, немалые финансы в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А что это дает Ненецкому округу? Ведь от роста добычи нефти и газа бюджет НАО ничего не выигрывает.

Отвечая на этот вопрос РИА Новости, губернатор НАО подчеркнул, что в казну округа поступают прибыльные отчисления от Харьягинского СРП. «Только за десять месяцев 2012 г. от ХСРП в бюджет округа было перечислено 5,6 млрд рублей, а это половина доходной части нашего бюджета. Бюджет НАО формируется, в основном, за счет налога на имущество, и мы

прилагаем усилия для того, чтобы компании-недропользователи, работающие на территории округа, регистрировались здесь. Выше я упомянул платформу «Приразломная», которая уже приписана к нашему морскому порту. Точной цифры пока назвать не могу, но, по предварительным данным, налог на имущество от нее составит несколько сотен миллионов рублей в окружную казну ежегодно» [2].

В НАО успешно развивается социальное партнерство с недропользователями, заключаются социально-экономические соглашения, в соответствие с ними нефтяники строят в Нарьян-Маре и населенных пунктах различные объекты — школы, детские сады. «Самый близкий пример: сгорел жилой дом в поселке Тельвиска. Мы договорились с ОАО «Печора-нефть» и ООО «Колвинское», входящими в нефтяную компанию «Альянс», что они профинансируют строительство 24-квартирного жилого дома в поселке, в который в 2013 г. должен быть построен» [2].

Проблема здесь заключается в том, насколько охотно недропользователи идут на такое сотрудничество. В конце концов, их дело — добывать углеводороды, и никто не может заставить нефтяников строить социальные объекты (РИА Новости)

И. Фёдоров подчеркнул, что «с кем-то переговоры идут проще, с кем-то сложнее... Но, в конце концов, все компании соглашаются, что существует некая социальная ответственность перед людьми, на исконной территории которых они трудятся и добывают нефть. Именно из такого сотрудничества вырос проект, который поднимет жизнь населения округа на качественно новый уровень. Речь идет о проекте газификации НАО, который обрел вполне конкретные очертания в 2012 г. На территории округа сосредоточено более 520 млрд куб. м газа, но при этом ненецкие поселки до сих пор не газифицированы. В регионе отсутствует газовая транспортная инфраструктура, газ используется только для города Нарьян-Мара и близлежащих поселков Искателей, Красного и Тельвиски. Губернатор НАО в ноябре 2012 года подписал генеральную схему газификации населенных пунктов Ненецкого автономного округа, подготовленную специалистами ОАО «Газпром» [2].

Газпром на собственные средства и своими силами разработал проект и намерен реализовать его в течение ближайших нескольких лет. Деревни и села вверх по Печоре получат газ, уйдет в прошлое ежегодный северный завоз, отнимающий много сил и средств, улучшится экологическая ситуация, не говоря уже об экономических аспектах выработки энергии на газе. С его приходом села будут не только более комфортно жить, но и активно развиваться. На встрече с руководством ОАО «Газпром» рассмотрен вопрос и о строительстве на территории НАО завода по переработке газоконденсата с целью выработки бензиновых

фракций. Это позволит завозить в труднодоступные населенные пункты региона топливо собственного производства, себестоимость которого, разумеется, будет ниже нынешней. Как известно, сегодня в НАО нет ни одного перерабатывающего предприятия, и в рамках северного завоза в населенные пункты региона доставляется бензин и дизельное топливо. К этому масштабному проекту подключилась компания ООО «Печора СПГ», чей проект строительства завода в районе Индиги по производству сжиженного природного газа в 2012 г. прошел стадию прединвестиционных исследований. Специалисты сделали вывод, что добыча, сжижение и дальнейшая транспортировка природного газа с территории НАО экономически выгодны. Ресурсной базой для будущего завода СПГ будут Кумжинское и Коровинское газоко-нденсатные месторождения. И компания готова рассмотреть возможность газификации сел по пути следования газопровода от месторождений до погрузочного терминала на Баренцевом море [2]. Таким образом, не только решается проблема газификации поселений НАО, но и сокращается северный завоз, складывается совершенно другая социально-экономическая ситуация.

В НАО начинает решаться еще одна стратегически важная для этого региона проблема: возрождение заброшенной в 90-х гг. ХХ в. транспортной инфраструктуры, примером чего стал поселок Амдерма. «О судьбе Амдермы следует сказать особо, — заявил И. Фёдоров. Это — знаковый поселок в истории округа. Итоги работы Морской коллегии, заседания Совета безопасности, многочисленные письма и обращения в федеральные министерства и ведомства, мои личные встречи с руководителями различных уровней дали результат: на Амдерму и амдерминский аэропорт обратили внимание федеральные власти. В январе 2012 г. здесь создано федеральное казенное предприятие, что позволило на средства государства ремонтировать взлетную полосу, закупать оборудование, выплачивать зарплату персоналу. Есть идея построить в Амдерме аварийно-спасательный центр МЧС по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций при разработке месторождений на Арктическом шельфе, а также для обслуживания Северного морского пути. Сегодня ближайший спасательный центр от трассы СМП находится в Мурманске. Отсутствие надежной базы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на море в Арктической зоне в период активизации работ на шельфе заставляет всерьез задуматься, как мы будем спасать людей, если возникнет такая необходимость. Кроме того, во время одной из встреч с премьер-министром Дмитрием Медведевым я обратил его внимание на находящуюся в 20 км от Амдермы в створе Карских ворот глубоководную бухту Морозова, где может быть создан стратегический заполярный порт на трассе Северного морского пути. Он сможет принимать крупнотоннажные суда, обеспечивать укрытие

транзитных судов, идущих в сложных гидрометеорологических условиях, служить местом для отстоя и ремонта судов. Вспомните, что в стратегии Министерства транспорта РФ до 2030 г. и ОАО «Российские железные дороги» запланировано строительство железнодорожной магистрали Воркута — Усть-Кара — Амдерма. То есть у Амдермы большое будущее. Наши населенные пункты на побережье — это своего рода пограничные заставы, ведь вся береговая линия Ненецкого автономного округа — государственная граница. Люди, живущие там, фактически являются защитниками рубежей нашей Родины. И для них должны быть созданы соответствующие условия» [2].

Сложные инфраструктурные проекты в конечном итоге направлены на повышение качества жизни людей, живущих на территории округа. Появляются ресурсы, политическая воля для решения назревших, а можно сказать и давно уже перезревших проблем коренных малочисленных народов. «Если говорить о поддержке традиционных видов хозяйствования, то руководством НАО уделяется большое внимание социальной поддержке тружеников тундры, а также вопросам сохранения и развития национальной культуры и родного языка ненцев. Для придания ненецкому языку официального статуса на законодательном уровне разработан законопроект, определяющий права ненецкого языка и возможность его официального использования в документах и географических названиях на территории национальной автономии. В регионе приняты и эффективно работают долгосрочные целевые программы, направленные на развитие агропромышленного комплекса в целом и оленеводческой отрасли в частности. По количеству домашних оленей округ занимает четвертое место среди 18 субъектов РФ, практикующих северное оленеводство. Сегодня я с гордостью говорю о наших успехах в развитии этой отрасли», — заявил губернатор НАО И. Фёдоров.

В сфере управления территорией, по мнению губернатора НАО, нет ничего лучше и эффективнее, чем деятельное содружество исполнительной и законодательной ветвей власти. Их тесное сотрудничество дает основу для реального движения вперед. «А вообще говоря, если нам удастся завершить все начинания 2012 г., в довольно скором времени Ненецкий автономный округ будет не узнать» [2]. Для такого оптимистичного вывода И. Фёдорова имеются достаточно веские основания, продуманная политика и эффективное управление, направленные на улучшение качества жизни населения этой арктической территории.

Представляют интерес мнения московских экспертов, их ответы на открытые вопросы анкеты журнала «Арктика и Север». В. Блашенкова, директор по развитию Консалтинговой компании «Конкретика», кандидат политических наук, эксперт по проблемам брендинга территорий, автор книги «Бренд территории: создание и продвижение. Как это делается в

России» (2011), например, в своем ответе заметила, что Мурманск более раскручен, чем Архангельск, и объяснила, почему она так считает: «К сожалению, на подавляющее большинство вопросов анкеты у меня нет ответов, поскольку я не владею ситуацией в Арктике и в Архангельской области. Обычно мы отвечаем на вопросы, если есть цифры, факты и пусть небольшие, но собственные исследования, а судить с позиции «не знаю, но скажу», не хотелось бы. Что касается «арктической темы», то мне она кажется интересной и продуктивной. Но лично для меня Арктика больше связана с Мурманском. Возможно потому, что там несколько раз бывала, город находится за Полярным кругом, слышала о крупных проектах и пр. Полагаю, Мурманск более раскручен, о нем больше информации в федеральных СМИ, в том числе потому что в регионе работают предприятия, входящие в федеральные ФПГ и об этих предприятиях бесплатно пишут по экономической тематике. Есть готовый информационный поток, в контексте которого упоминается Мурманск. Архангельск все же упоминается реже. Архангельск в моем сознании — это Русский Север, Ломоносов, первооткрыватели, судоверфи, лес, рыба и вода. Такие стереотипы.

Теперь о бренде. Как связаны задачи, направленные на продвижение Архангельска с Арктикой, мне не ясно (по крайней мере, сейчас). Все-таки бренд должен решать задачи города. Но я допускаю, что не владею информацией. Речь идет о переносе или открытии учреждений, привлечении туристов или реализации конкретных арктических проектов? То есть какие цели ставит перед собой город в контексте арктической темы, лично я не знаю. Желательно эти цели обозначить в количественном выражении. Это увеличение количества арктических экспедиций через Архангельск, разведка, торговля и пр. Что именно? На какие целевые группы должен идти расчет — нефтяные/газовые компании, ученые, собственно северяне? Мне это не ясно, требуется существенно больше информации — экспертные интервью. Это не означает, что мне не нравится заявка Архангельск — столица Российской Арктики. Это означает, что я не готова оценивать, так как не хватает информации, в том числе о целях и задачах. К примеру, я не знаю, где и как проходят границы Российской Арктики и нужно ли вообще выделять именно Российскую Арктику. Может быть, лучше взять шире?».

Аргументированные ответы и предложения по конкретным арктическим проектам мы получили от известного эксперта А. Храмчихина, заместителя директора Института военного анализа. Он сказал: «Оценка в целом общего состояния дел сегодня в Российской Арктике — отрицательная. Коррупция, бюрократизация, отсутствие у государственного руководства стратегии развития страны в целом и по отдельным отраслям не являются исключительными проблемами Арктики, это общероссийские проблемы. Главные проблемы

конкретно Арктики — климат и неразвитость транспортной инфраструктуры. Однако жаловаться на климат, по-видимому, бессмысленно, поскольку, во-первых, человек лишь в незначительной степени может на него повлиять, во-вторых, изменение климата тоже становится проблемой, иногда гораздо большей, чем его сохранение, это особенно хорошо видно именно на примере Арктики. Соответственно, главной проблемой является транспортная. Ее также нельзя считать «монополией» арктических регионов, но, все же, здесь она проявляется гораздо острее, чем на юге Сибири и Дальнего Востока и, тем более, чем в европейской России. Ее решению мешает как раз климат, а также огромные расстояния. Тем не менее, без развития всех основных видов транспорта говорить о перспективах развития Арктики совершенно бессмысленно.

Есть сильные подозрения, что коренных изменений в будущем не произойдет. Как и сегодня, опережающими темпами будут развиваться НАО и ЯНАО, остальные, в лучшем случае, будут поддерживать нынешний уровень.

Объективно, столицей Российской Арктики должен быть именно Архангельск. Тем не менее, сегодня Мурманск уже «увел» себе это звание. Теперь Архангельску нужно предпринять достаточно значительные усилия для изменения ситуации. В первую очередь, необходимо апеллировать к истории, причем в этом плане можно задействовать «ресурс» Солов-ков (поскольку они относятся к Архангельской области). Кроме того, необходимы экономические проекты, которые давали бы Архангельску преимущество над Мурманском. Их можно разработать только в самом регионе.

На сегодняшний день из всех перечисленных портов Архангельск имеет наименьшие шансы для размещения администрации Северного морского пути. Даже перспективы Тикси лучше, поскольку он находится почти посередине СМП. Архангельск может выиграть, только если предложит хорошо обоснованный проект размещения администрации, а затем сможет его умело пролоббировать в Москве. Очевидно, всю инфраструктуру под эту администрацию придется строить с нуля. Возможно, именно в этом может оказаться преимущество Архангельска, тем более что в транспортном отношении он хорошо доступен из столиц».

Проекты А. А. Храмчихина по арктической политике российского государства следующие:

1) Размещение вдоль всего арктического побережья 5—7 арктических бригад ВС (Кольский полуостров, район Архангельска — Северодвинска, Салехард, Ямал, Норильск-Дудинка, Тикси, Чукотка). Формально, этот проект уже озвучен МО, однако пока оно само не понимает, что имело в виду.

2) Перенос базы РПК СН СФ из Западной Лицы — Ягельной — Гаджиево в район Архангельска — Северодвинска. Нынешнее размещение столь важного стратегического объекта рядом с границей выглядит чрезвычайно странно. Необходимо отодвинуть его от границы, разместив рядом с местом постройки РПК СН и с безопасным в плане развертывания и патрулирования Белым морем. Соответственно, в этом районе необходимо усиление группировки ПВО, береговой обороны и развертывание хотя бы одной из вышеупомянутых арктических бригад.

3) Развитие СМП. Он должен быть максимально удобен для коммерческого судоходства (отечественного и иностранного) как в навигационном, так и в экономическом отношении. Видимо, необходим специальный закон или даже серия законов об СМП. Необходимо учесть печальный опыт Транссиба, весь транзитный потенциал которого уничтожен сложностью таможенных процедур.

4) Строительство железной дороги вдоль арктического побережья, которая могла бы стать «дублером» СМП. В обозримой перспективе (до 2030 г.) за счет использования уже существующих участков необходимо ориентироваться на постройку дороги Мурманск — Норильск (Дудинка). Довести дорогу до Анадыря вряд ли удастся даже к 2050 г. Тем более что к этой дороге необходимы, как минимум, четыре отвода на юг (до сих пор недостроенный Белкомур и даже не начатые трассы от Норильска на Красноярск и от Тикси и Анадыря до Якутска). Тем не менее, строительство этих дорог необходимо. Разумеется, это экстремально сложный и сверхзатратный проект, однако без него все разговоры об освоении Арктики и Дальнего Востока остаются не более чем демагогией. Более того, значительно усилятся и ужесточатся притязания на эти территории со стороны США и Китая, поскольку Россия все более явно будет выступать в роли «собаки на сене» в условиях обостряющейся нехватки ресурсов.

В свою очередь мое авторское предложение относится к ст. 2 проекта ФЗ «Об Арктической зоне РФ» от 23 января 2013 г. [3]. Согласно этой статьи, в состав АЗРФ полностью или частично с позиций талассократии включаются территории девяти субъектов РФ, имеющих выход к побережью арктических морей: Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края, Республики Карелии (три МО), Республики Коми (Воркута), Республики Саха (Якутия). А также: а) открытые и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ до Северного полюса; б) внутренние воды и территориальное море РФ; в) исключительная экономическая зона и континенталь-

ный шельф РФ в пределах суверенных прав и юрисдикции РФ; г) воздушное пространство над перечисленными территориями и акваториями.

В этом перечне суши, вод, континентального шельфа, воздушного пространства Российской Арктики, по моему мнению, не хватает акватории Северного морского пути как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации РФ в редакции ФЗ № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» [6]. Понятие акватории не используется в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Поэтому очень важно закрепить этот правовой концепт в национальном законодательстве, учитывая то обстоятельство, что для прохода судов по Севморпути помимо обычных маршрутов вдоль российского побережья и проливов используются также высокоширотные трассы, выходящие за пределы внутренних вод и исключительной экономической зоны (ИЭЗ). В связи с этим считаю необходимым добавление следующего пункта в проект ФЗ о включении в состав АЗРФ: «Статья 2. д) акваторию Северного морского пути как исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию РФ».

В процессе опроса нас интересовало мнение всех, кто живет в Архангельске, Северодвинске, Онеге, Кеми, Беломорске, Мурманске, Апатитах, Нарьян-Маре, Воркуте, ^^тывка-ре, Салехарде, Дудинке, Норильске, Тикси, Якутске, Анадыре и других городах, муниципальных поселениях Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края, Республик Коми и Саха (Якутия), в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах РФ. К сожалению, эта задача не была реализована, так как в опросе в основном приняли участие респонденты из Архангельской области и Москвы.

Видимо, такой опрос нет смысла проводить, используя только возможности Интернета, так как его пользователи фактически уже привыкли отвечать на очень короткие вопросы по отношению к тем или иным событиям, тут же получая общую картину результатов ответов. В качестве примера можно привести результаты нескольских опросов, успешно проведенных на сайте «Агс^с info» по актуальным вопросам развития АЗРФ [1].

Где, на Ваш взгляд, должна располагаться Администрация Северного морского пути? Опрос завершен 12.02.2013, всего проголосовало 267 чел. Ответы распределились следующим образом:

Офис Администрации должен быть в каждом порту СМП (Тикси, Певек, Са-бетта) 37,82 %

2 В одном из крупных морских портов Севморпути, например в Архангельске 35,58 %

3 В Санкт-Петербурге, морской столице России 13,85 %

4 В Москве, где находятся органы федеральной власти 12,73 %

Как Вы считаете, оправдана ли «генеральная уборка» Арктики? Опрос завершен

15.11.2012, всего проголосовало 403 чел.

1 Да, это наш долг, сами там наследили 67,24 %

2 Да, чистой эта земля нам еще пригодится 18,85 %

3 Не вижу необходимости, природа справится сама 8,93 %

4 Нет, это слишком дорого 4,96 %

Поддерживаете ли Вы инициативу переименовать Северный Ледовитый океан в

Русский? Опрос завершен 06.09.2012, всего проголосовало 153 чел.

1 Это невозможно, новое название не станет общепринятым 50,98 %

2 Да, потому что он исторически наш 31,37 %

3 Нет, это вызовет негативную реакцию других стран 17,64 %

Для чего России нужны погранзаставы в Арктике? Опрос завершен 20.06.2012, всего

проголосовало 133 чел.

1 Защита границ 60,15 %

2 Борьба с браконьерством 28,57 %

3 Помощь путешественникам 11,27 %

Надо ли осваивать Арктику? Опрос завершен 01.06.2012, всего проголосовало

243 чел.

Да, потому что в Арктике находятся природные ресурсы, необходимые человечеству 81,48 %

2 Нет, все уже давно освоено 12,34 %

3 Не знаю, а есть что осваивать? 6,17 %

Как повлияет принятие закона «Об Арктической зоне РФ» на ее развитие? Всего

проголосовало 110 чел.

1 Зависит от эффективности его реализации 35,45 %

2 Темпы развития ускорятся 28,19 %

3 Никак не повлияет 22,73 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Развитие арктических территорий затормозится 13,64 %

Наибольший интерес аудитории интернет-пользователей, читающих новости на сайте «Arctic info», вызвал вопрос о генеральной уборке Арктики (403 ответа); на втором месте — вопрос о столице СМП (267 ответов) и на третьем — необходимость осваивать Арктику (243 ответа). Наименьший интерес вызвал вопрос о влиянии закона об АЗРФ на развитие Арктики (110 ответов), что можно объяснить недостаточно высоким уровнем информированности респондентов об этом проекте закона и его значимости для Российской Арктики.

Общий вывод можно сделать такой. При проведении аналитических опросов общественного мнения лучше всего, видимо, использовать целевую компетентную аудиторию,

профессионально проявляющую интерес к проблемам Российской Арктики, хорошо подготовленной к подобным опросам, знающей, о чем идет речь и готовой отвечать. Это могут быть участники конференций, симпозиумов, форумов и других мероприятий; преподаватели и студенты вузов; научные сотрудники; менеджеры, управленцы, служащие на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; журналисты, владеющие информацией и пишущие на арктические темы.

Возможности Интернета более всего подходят для проведения опросов зондажного типа по одному - трем максимально конкретным вопросам развития Российской Арктики.

Литература

1. Arctic info: результаты опросов. URL: http://www.arctic-info.ru/polls (дата обращения: 11.03.2013).

2. Губернатор НАО Игорь Фёдоров: Арктика — территория развития. 08.12.2012. URL: http://www.b-port.com/analytics/item/93924.html (дата обращения: 12.01.2013).

3. Проект ФЗ «Об Арктической зоне РФ» опубликован 23 января 2013 г. на сайте Минре-гиона России. URL: http://www.minregion.ru/ documents/draft_ documents/2701.html (дата обращения: 29.01.2013).

4. ПРОЕКТ ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация — Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды». Горячие точки Севера России (Мурманская обл., Республика Карелия, Архангельская обл., Ненецкий АО, Республика Коми, Ямало-Ненецкий АО, север Красноярского края, Республика Саха, Чукотский АО ). Прибрежные морские импактные районы Российской Арктики. М., 2008. URL: http://archive.iwlearn.net/npa-arctic.ru/Documents/PINS/hot_spots_ 2008. pdf (дата обращения: 02.03.2013).

5. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. 20 февраля 2013 г. URL: http://www.government.ru/docs/ 22846/ (дата обращения: 13.03.2013).

6. ФЗ-№132 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» от 28.07.2012 // Российская газета. 2012. 30 июля.

Рецензент — Вертешин Алексей Иванович, доктор политических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.