АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА AGRARIAN ECONOMY AND DEVELOPMENT
Обеспечение защиты права собственности российской федерации на земли
лесного фонда
The protection of the rights of ownership of the russian federation on the lands of the
forest fund
Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 630.63 Бородина Ольга Борисовна, доцент, к.э.н.
Borodina Olga Borisovna, Associate Professor, candidate of economic sciences
ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству
FSAEI HE of Russian State University on land subsequently
105064, Москва, ул. Казакова, 15
105064, Moscow, Kazakov st.15
8 903 752-85-24
Ноговицина Татьяна Николаевна, магистр факультета Кадастр недвижимости
Nogovitsina T. N., master of Real Estate Cadastre's Faculty
ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству
FSAEI HE of Russian State University on land subsequently
105064, Москва, ул. Казакова, 15
105064, Moscow, Kazakov st.15
8 977 611-73-23
Аннотация: Сформулированы общие проблемы информационного обеспечения формирования и ведения государственного лесного реестра в системе управления земельными ресурсами Российской Федерации и предложены возможные пути их решения.
Summary: General problems of information provision for the formation and maintenance of state forest register in the land administration system of the Russian Federation and possible ways of their solution.
Ключевые слова: информационное обеспечение формирования и ведения государственного лесного реестра.
Keywords: information support for the formation and maintenance of the state forest registry.
В целях обеспечения защиты прав собственности с 2012 года в составе отчетных документов о выполнении государственных контрактов в Рослесхоз поступают от исполнителя работ альбомы пересечений, которые содержат данные о выявленных несоответствиях в сведениях государственного кадастра недвижимости. Поскольку материалы лесоустройства являются для лесных служб основной базой и источником при формировании участков лесного фонда, а в последующем постановке лесных участков на кадастровый учет в указанных документах выявлено, что на кадастровый учет поставлены земельные участки с категорией, отличной от категории земель лесного фонда, частично или полностью расположенные в границах лесничеств по материалам лесоустройства.
Сведения о качественных и количественных характеристиках лесных участках, землях лесного фонда содержатся в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В силу полномочий Рослесхоза по установлению границ лесничеств и лесопарков агентство заключает договор подряда на выполнение кадастровых работ по государственным контрактам по межеванию земель лесного фонда.
Исполнителем государственных контрактов является подведомственная организация Рослесхоза ФГБУ «Рослесинфорг», которая осуществляет постановку на государственный кадастровый учет лесных (земельных) участков на территории субъектов Российской Федерации.
Основной целью выполнения кадастровых работ является однозначное установление границ земель лесного фонда.
Границы земель лесного фонда отражены на материалах лесоустройства, являющихся основой для ведения государственного лесного реестра и непосредственно включенных в состав формы 1.3 «Изученность лесов» государственного лесного реестра в виде приложения (таксационные описания, карта-схема лесничества (лесопарка), планы лесных насаждений, лесоустроительные планшеты).
Площадь земель лесного фонда в ЦФО, составляет 22840,9 тыс. га, (по данным формы 1.1 ГЛР. Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса по состоянию на 01.01.2017). Характеристика лесного фонда, лесистость Центрального федерального округа составляет 34,9 % (показана на рис. 1)
Рис 1. Лесистость Центрального федерального округа составляет
В свою очередь Рослесхоз при поступлении отчетных документов о выполнении работ по государственным контрактам по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, направляет в Департаменты лесного хозяйства по федеральным округам альбомы картографических материалов по участковым лесничествам с указанием границ земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, с присвоением категории земель, отличной от категории «земли лесного фонда».
При этом Департаменты лесного хозяйства по федеральным округам являются переходным звеном конкретно в своем округе, за который он отвечает. К примеру, Центральный федеральный округ отвечает за ряд своих субъектов таких как Московская область, Ярославская область, Владимирская и т.д. Надо сказать, что основным участником в последующих процедурах возврата земель лесного фонда являются органы исполнительной власти в области лесных отношений Российской Федерации в том или ином субъекте Российской Федерации. Итак, рассмотрим на рис. 2 реализацию полномочий.
Рис. 2 Реализация полномочий при постановке на государственный кадастровый учет земель лесного фонда и формирование альбомов картографических пересечений в целях защиты прав собственности Российской
Федерации на земли лесного фонда.
В связи с этим альбомы картографических пересечений формируются с целью передачи информации о земельных участках, входящих в состав лесничеств и лесопарков, но внесенных в государственный кадастр недвижимости с категорией земель, отличной от категории «земли лесного фонда», в органы исполнительной власти в области лесных отношений Российской Федерации, в целях дальнейшей работы на уровне конкретного субъекта Российской Федерации, обращения в органы прокуратуры для отстаивания законных прав и интересов на земли лесного фонда Российской Федерации.
Основываясь на судебную практику при защите прав собственности Российской Федерации основными категориями земель, имеющих пересечения с землями лесного фонда, являются земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения.
В целом анализ выявленных наложений земель лесного фонда с землями иных категорий позволяет классифицировать следующие причины наложений:
включение в границы населенных пунктов земель лесного фонда при утверждении генеральных планов с нарушением порядка согласования; особенно актуальна эта проблема для пригородных лесничеств в регионах с высокой плотностью населения и (или) хорошими климатическими условиями;
незаконный захват земель лесного фонда, необоснованное распоряжение землями лесного фонда, необоснованная передача земель лесного фонда из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, а также необоснованная регистрация права собственности и иных вещных прав на предоставленные из состава земель лесного фонда земельные участки, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций («сельские леса»).
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права
собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Законодательством установлен запрет на размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на землях лесного фонда с целью ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Тем не менее в ходе выполнения работ по постановке земельных (лесных) участков в рамках исполнения государственных контрактов на территории Центрального федерального округа выявлено около 46,8 тысяч земельных участков общей площадью 123,1 тыс.га, имеющих пересечения (наложения) с землями лесного фонда.
Актуализированные данные о принимаемых субъектами Российской Федерации мерах по устранению выявленных пересечений и итоги проделанной работы по устранению пересечений представлены в таблице 1.
Из них большая по количеству часть пересечений приходится на пересечения
- с земельными участками под линейными объектами
- с землями сельхозназначения
- землями населенных пунктов
Пересечения выявлены во всех субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа, где проводились кадастровые работы.
Наибольшие площади пересечений выявлены в Московской области - 37, 6 тыс. га, что составляет 30,5 % от общей площади выявленных пересечений на территории Центрального федерального округа.
Таблица 1. Статистика поставленных на государственный кадастровый учет земель лесного фонда с учетом выявленных пересечений земель лесного фонда с
землями иных категорий.
Субъект РФ Площадь земель лесного фонда (тыс. га) Площадь земель лесного фонда, на которых были осуществлены кадастровые работы (ГЛР) Пересечения границ земель лесного фонда с землями иных категорий
тыс. га % тыс. га
Белгородская область 229,8 118,6 51,6 1,5
Брянская область 1208,7 891,8 73,8 6,5
Владимирская область 1463,5 1296,9 88,6 32,7
Воронежская область 461,7 416,1 90,1 2,3
Калужская область 1253,8 469,1 37,4 5,7
Костромская область 4632,4 1892,5 40,9 3,9
Курская область 237,1 116 48,9 0,3
Липецкая область 180,4 110 70 1
Московская область 1940,4 1441,4 74,3 37,6
Рязанская область 880,9 664,5 75,4 2,4
Смоленская область 1991,9 623,5 31,3 9,8
Тамбовская область 374,7 374,7 100 1,2
Тверская область 4874,4 1331,3 27,3 9,9
Тульская область со КЗ ■о 214,7 76 1
Ярославская область 1612,3 1197 74,2 7,3
Итого по ЦФО 21624,9 11158,1 51,6 123.1
Однако в разных субъектах по возврату земель лесного фонда и отстаивании прав на собственность Российской Федерации земель лесного фонда есть, как и положительные, так и отрицательные решения суда.
Во избежание длительных судебных разбирательств целесообразно было бы создать информационный доступ Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, поскольку Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации к сведениям государственного лесного реестра, которые находятся только в органах исполнительной власти в сфере лесных отношений.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон № 136-Ф3 : принят Гос. Думой 28 сентября 2001 г. : в ред. от 03.07.2016]. - СПС КонсультантПлюс
2. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон № 200-ФЗ : принят Гос. Думой 8 ноябряря 2006 г. : в ред. от 01.03.2017]. - СПС КонсультантПлюс;
3. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс] : [федер. закон № 218-ФЗ : принят Гос. Думой 03 июля 2015 г. : в ред. от 03.07.2016]. - СПС КонсультантПлюс;
4. Раевская О.Б. Проблемы информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости сведениями о лесных участках в целях государственного управления земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2010. - № 8. - ст.37-46;
5. Варламов А.А, Шаповалов Д.А., Бородина О.Б., Гвоздева О.В. Кадастр природных ресурсов. Учебное пособие для бакалавров направление подготовки: 120700 (21.03.02) Землеустройство и кадастров; Профиль подготовки: Кадастр недвижимости, Управление земельными ресурсами. - М.: ГУЗ, 2016. - 155ст.
6. Приказ Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
7. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 г. №139 «Об утверждении порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда».