ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ АВТОРОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Цимбал В.А., Кривоногов А.Н.*
Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, государственный заказ, авторское право, исключительное право, работник, работодатель, предприятие промышленности, научно-исследовательская работа, опытно-конструкторская работа.
Аннотация.
Цель работы: формирование продуктивной теоретической базы создания и разработки эффективной национальной системы правового регулирования оборота результатов интеллектуальной деятельности.
Методы: системный и правовой анализ процессов выявления и соблюдения прав авторов результатов интеллектуальной деятельности на предприятиях промышленности.
Результаты: обоснована актуальность проблемы правовой регламентации процесса определения авторов результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных государственными контрактами в современных экономических и правовых реалиях; определены фундаментальные основы права авторства, предусмотренного действующим гражданским законодательством; выявлена специфика определения субъекта права авторства на результаты интеллектуальной деятельности на основе анализа норм действующего законодательства; сформулирован вывод о наличии трудностей, связанных с идентификацией авторов результатов интеллектуальной деятельности в рамках творческих коллективов работников — исполнителей работ, предусмотренных государственным контрактом; даны рекомендации по совершенствованию процесса выявления авторов результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении НИОКР по государственным контрактам.
Р01: 10.21681/1994-1404-2019-3-41-49 Введение
В настоящее время в мире повышается значимость институтов охраны интеллектуальной собственности. Этот процесс вызван объективными тенденциями глобального экономического развития, одной из которых является повышение значимости неценовых факторов конкуренции. В России создается экономически эффективная система управления оборотом результатов интеллектуальной деятельности (РИД) предприятий промышленности, позволяющая рационально планировать применение эффективных экономико-правовых механизмов поддержки принятия управленческих организационно-правовых решений по регулированию и контролю оборота РИД [11, 12]. Вместе с тем наблюдается спад изобретательской
активности, который на данный момент не компенсируется увеличением в 2018 году количества поданных заявок на выдачу патента на изобретение на 9,4% (см. рисунок).
В рамках действующей в России экономической системы государство и его структуры определяют основные направления социально-экономического развития, в соответствии с которыми формируют государственные заказы на осуществление «прорывных» научных разработок в наиболее значимых отраслях экономики. В этой связи Правительством РФ на протяжении последних десяти лет утвержден ряд целевых программ, ориентированных на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса1. Данные обстоя-
1 Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического
* Цимбал Владимир Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры автоматизированных систем управления Филиала военной академии имени Петра Великого, г. Серпухов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Кривоногов Антон Николаевич, аспирант Российской государственной академии интеллектуальной собственности, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
График патентной активности российских заявителей (количество поданных заявок на изобретения по годам)
тельства приводят к тому, что более 65% всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в России выполняется за счет средств федерального бюджета [16], при этом на долю этих работ приходится более 70% наукоемкой продукции, производимой в России2.
Контрольно-надзорная деятельность Роспатента [6] показывает, что при выполнении НИОКР по государственным контрактам за счет бюджетных средств создается значительное количество охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. Так, в 2017 году при выполнении 518 государственных контрактов создано 2 211 охраноспособных РИД. Показатели результативности НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств, приведены в таблице. Данные показатели демонстрируют хорошую динамику в сравнении с результатами проверок государственных контрактов за 2016 год, которые показали, что по итогам проведения 286 НИОКР по государственным контрактам создано 865 РИД, из которых 474 РИД охраняются в качестве секретов производства [9].
1. Авторские права на научно-техническую продукцию
Результатом выполнения НИОКР является научно-техническая продукция, состав которой различен для разных видов исследований и разработок и может включать, например, научно-техническую документацию, образцы техники, а также охраняемые РИД [13,
комплекса России на 2014—2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № 426 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 22. Ст. 2810; Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18. Ст. 2150.
2 См.: Буренок В. М., Косенко А. А., Лавринов Г. А. Техническое ос-
нащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методические аспекты. М. : «Граница», 2008; Лавринов Г. А., Косенко А. А., Бабкин Г. В. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе. М. : «Граница», 2012.
14, 18], которые могут относиться к объектам авторского права: промежуточные и итоговые отчеты о выполнении НИР; пояснительные записки технических проектов; программы для ЭВМ; а также к объектам промышленной собственности: изобретения; полезные модели; промышленные образцы; ноу-хау (секреты производства).
В соответствии с нормами п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса3 (ГК РФ) в качестве РИД в Российской Федерации охраняются произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ и базы данных; изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау). Им предоставляется правовая охрана, сущность которой заключается в комплексе правовых норм, устанавливающих отношения по поводу возникновения, прекращения и перехода прав на разнообразные объекты интеллектуальной собственности. Таким образом, на данные РИД нормами действующего законодательства устанавливаются интеллектуальные права, включающие исключительное право, по содержанию являющееся имущественным, а также личные неимущественные (право авторства) и иные права.
Исключительное право на РИД состоит в том, что его обладатель может использовать такой результат любым не противоречащим закону способом, например, путем тиражирования и введения в гражданский оборот произведений и программ для ЭВМ, использования изобретения в продукте или способе. Кроме того, обладатель исключительного права может разрешать или запрещать другим лицам использовать охраняемый РИД.
В соответствии с нормами ст. 1265 ГК РФ право авторства заключается в праве гражданина признаваться автором произведения, а право на имя — в возможности использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или без указания имени. При этом право авторства неот-
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Российская газета. 2006. 22 дек.
Таблица
Показатели результативности НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств
Наименование показателя Значение показателя
Анализируемые государственные контракты, ед. 984
Объём бюджетного финансирования, млрд руб. 1 280,2
Государственные контракты, в рамках которых созданы охраноспособные РИД, ед. 518
Количество созданных охраноспособных РИД, ед. 2211
Доля затрат на НИОКР, в рамках которых созданы РИД, поставленные на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива, % 0,6
Количество РИД, права на которые вовлечены в гражданско-правовой оборот, ед. 53
Доля количества РИД, права на которые вовлечены в гражданско-правовой оборот, от количества созданных охраноспособных РИД, % 2,4
Количество РИД, права на которые вовлечены в гражданско-правовой оборот и исключительное право на которые принадлежит Российской Федерации или совместно Российской Федерации и исполнителю, ед. 51
Количество РИД, права на которые вовлечены в гражданско-правовой оборот и исключительное право на которые принадлежит исполнителю, ед. 2
чуждаемо и при переходе исключительного права другому правообладателю сохраняется за автором произведения.
К иным правам автора относится право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений, которые, в соответствии с п. 2 ст. 1266 Гражданского кодекса РФ, направлены на недопущение искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора. Данные права предоставляют автору или после его смерти заинтересованным лицам возможность обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации автора.
Автором РИД считается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий РИД. Для НИОКР наиболее характерно техническое творчество, которое связано с удовлетворением объективных материальных потребностей посредством создания автором нового технического решения [4]. К сожалению, встречаются случаи, когда граждане, указанные в качестве авторов РИД, в действительности ими не являются, т. е. наблюдается мнимое авторство [17], тогда как нормативно закреплено, что не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого труда в процесс создания РИД, в том числе способствовавшие автору в оформлении прав на РИД или оказавшие организационную, техническую или консультационную помощь. Вместе с тем нередки случаи, когда настоящие авторы не указываются в качестве таковых в списке авторов.
Таким образом, ежегодно повышается ценность НИОКР в качестве источника инновационной активности граждан, при этом важным вопросом остается соблюдение законных интересов наиболее «незащищенных»
участников НИОКР, выполняемых по государственным контрактам — авторов РИД, без которых невозможно создание инновационного продукта [5].
2. Нормативно-правовые основы распределения прав на РИД
Стороны в государственных контрактах на выполнение НИОКР именуются «Исполнителем» и «Государственным заказчиком». От имени Государственного заказчика выступает Российская Федерация в лице федерального органа исполнительной власти (например, Минобороны России). Исполнителями НИОКР по государственным контрактам являются научные и производственные организации любой формы собственности, в том числе государственные научные бюджетные учреждения науки и образования [1].
Согласно нормам п. 1 ст. 1373 ГК РФ на изобретение, полезную модель или промышленный образец, полученные при выполнении государственного контракта, возникает право на получение патента и исключительное право, которые могут принадлежать организации, выполняющей государственный контракт, Российской Федерации или совместно исполнителю и Российской Федерации. Кроме того, в отношении произведений науки, литературы и искусства, полученных при выполнении государственных контрактов, согласно ст. 1298 Гражданского кодекса РФ, исключительное право может принадлежать автору соответствующего произведения.
Распределение исключительных прав между указанными субъектами рассматриваемых правоотношений носит диспозитивный характер, однако Постанов-
ление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности»4 определяет условия принадлежности права на получение патента и исключительных прав следующим образом:
- за Российской Федерацией, если данные результаты в силу закона изъяты из оборота или финансирование по доведению этих результатов до стадии промышленного применения берет на себя Российская Федерация;
- за Российской Федерацией или по решению Государственного заказчика за Российской Федерацией и Исполнителем совместно, если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также защитой здоровья населения;
- за Исполнителем работ в иных случаях на условиях, определяемых в государственных контрактах.
Данные условия в государственных контрактах на выполнение НИОКР должны предусматривать федеральные органы государственной власти и организации, выступающие Государственными заказчиками от имени Российской Федерации.
На данный момент Государственными заказчиками, отвечающими за реализацию программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, используются противоположные подходы при распределении прав на создаваемые при выполнении НИОКР результаты [7], например:
- при выполнении работ по Государственному оборонному заказу исключительные права закрепляются за Российской Федерацией или совместно за Российской Федерацией и Исполнителем работ, при этом в государственных контрактах отсутствуют количественные показатели создания РИД;
- при выполнении работ по Федеральным целевым программам или Фонда перспективных исследований исключительные права жестко закрепляются за государством, при этом государственные контракты определяют необходимое количество создаваемых при выполнении государственных контрактов охраноспособных РИД.
Статья 1373 ГК РФ устанавливает специальную норму, направленную на обеспечение правовой охраны РИД, полученных при выполнении государственных контрактов: обязанность письменного уведомления Исполнителем государственного контракта Заказчика о получении РИД, способного к правовой охране, на основании которого Заказчик вправе подать заявку на получение патента.
4 Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» (ред. от 08.12.2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 18 (часть II). Ст. 2242.
Данная норма получила развитие в Правилах осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения5, согласно п. 3 которых в сфере правовой охраны РИД Государственные заказчики должны осуществлять мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на РИД, используемые и созданные при выполнении государственных контрактов.
В свою очередь, мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на РИД, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов, включают [10]:
а) направление Исполнителем в письменной форме в адрес Государственного заказчика:
уведомления о РИД, имеющих правовую охрану, принадлежащих Исполнителю и созданных им вне рамок данного государственного контракта, которые планируется использовать при выполнении этого государственного контракта;
уведомления о необходимости использования исключительных прав третьих лиц на РИД;
отчеты о патентных исследованиях в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и поставки продукции на производство. Патентные исследования. Содержания и порядок проведения»6;
уведомления о получении РИД, способного к правовой охране, с обоснованием предполагаемого порядка его использования и предложений по его правовой охране;
б) направление Государственным заказчиком в адрес Исполнителя решения о правовой охране полученного РИД;
в) подачу заявки на выдачу патента Российской Федерации, патентов иных стран, заявки на государственную регистрацию РИД;
г) в случае принятия Государственным заказчиком решения о сохранении сведений о РИД в режиме коммерческой тайны [19] — направление им в адрес исполнителя уведомления об оформлении секрета производства и его передачу Государственному заказчику.
Анализ правоотношений по обеспечению правовой охраны РИД, полученных при выполнении государственных контрактов, показывает, что они, по существу, построены законодателем по аналогии с нормами о правовой охране служебных РИД.
5 Постановление Правительства РФ от 22 марта 2012 г. № 233 (ред. от 13.05.2013) «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 14. Ст. 1637.
6 ГОСТ Р 15.011-96. Система разработки и поставки продукции
на производство. Патентные исследования. Содержания и порядок проведения; Постановление Госстандарта России от 30 января 1996 г. № 40. М. : Изд-во стандартов, 1996.
3. Меры обеспечения законных интересов авторов РИД
Определение служебных РИД содержится в нормах пункта 1 ст. 1370 ГК РФ. В соответствии с ними, для приобретения служебного характера указанные РИД должны быть созданы работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или в связи с выполнением конкретного задания работодателя. РИД, созданные в процессе исполнения государственных контрактов, можно относить к категории служебных.
Значение указанной нормы ГК РФ заключается в том, что на ее основе осуществляется дифференциация субъектов права авторства и исключительных прав на конкретный РИД. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1370 ГК РФ право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежит работнику (автору). Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.
Отечественные ученые-цивилисты констатируют7 [2], что российское законодательство не делает различий для вида трудовых отношений в зависимости от постоянного или временного характера работы или от того, работал ли автор по совместительству или на постоянной основе, и был ли с ним заключен срочный или бессрочный трудовой договор. Однако действие Трудового кодекса не распространяется, например, на военнослужащих (ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса). Тем не менее, следует исходить из широкого толкования терминов «работник» и «работодатель» и распространять действие на любые категории рабочих и служащих, включая военнослужащих.
Действующее законодательство определяет последовательность обязательных действий, которые должен совершить работник для того, чтобы получить статус автора РИД. Таким юридически значимым действием является оформление специального уведомления и отправление его в адрес администрации работодателя. В данном документе работник обязан проинформировать о создании РИД и охарактеризовать его параметры. Иными словами, в случае создания нового творения работник должен его выявить и отделить от остальных результатов своего труда, отнести к продукту, способу или художественно-конструкторскому решению, после чего описать существенные признаки
своего творения и приложить описание к заявлению на имя руководителя о создании потенциально охраноспособного РИД.
Гражданский кодекс РФ не устанавливает сроков, в течение которых работник должен уведомить работодателя о создании результата, способного к правовой охране. Обязательство работника по уведомлению работодателя должно быть исполнено в «разумный срок», как предусмотрено п. 2 ст. 314 ГК РФ, а именно, работник должен уведомить работодателя о созданной им служебной новинке как можно скорее, предположим, «в течение одного месяца, если иной срок не установлен в договоре» [3].
ГК РФ не устанавливает обязанность работодателя по уведомлению работника о принятом решении. Возможно, законодатель при введении данной нормы исходил из того, что на последующих этапах «жизненного цикла» служебных РИД автор будет принимать непосредственное участие в процессе оформления материалов заявки на выдачу патента Российской Федерации, а также в подготовке материалов для передачи права на получение патента другому лицу, а при введении режима коммерческой тайны на работника будут распространяться ограничения по неразглашению сведений, характеризующих потенциально охраноспособный РИД.
Получение патента на служебное изобретение, полезную модель или промышленный образец осуществляется по общим правилам согласно статьям 1374— 1397 ГК РФ, а также в соответствии с административными регламентами Роспатента8, при этом работодатель может оформить материалы заявок на служебные РИД самостоятельно или воспользоваться соответствующими услугами патентных поверенных9.
Нередко служебные РИД создаются творческим трудом нескольких работников-соавторов, работающих в трудовом коллективе, при этом творческий вклад каждого соавтора может учитываться при распределении вознаграждения за служебный РИД. По общему правилу, вознаграждение между соавторами распределяется в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Таким образом, при уведомлении
7 См., например: Абрамова Е.Н., Сергеев А.П., Аверченко Н.Н., Грачев В.В., Павлов А.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М. : «Проспект», 2016; Крупко С.И. Институт служебных изобретений. Новеллы и проблемы правового регулирования // Интеллектуальная собственность в России и ЕС: правовые проблемы: Сб. статей / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М. : Волтерс Клувер, 2008. С. 133—184.
8 См.: Приказ Минэкономразвития РФ от 25 мая 2016 г. № 316 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их форм»; зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 2016 г., регистрационный № 42800; Приказ Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2015 г. № 701 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации полезных моделей, и их форм»; зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2015 г., регистрационный № 40244; Приказ Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2015 г. № 695 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации промышленных образцов, и их форм»; зарегистрировано Минюстом РФ 25 декабря 2015 г., регистрационный № 40242.
9 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных» (ред. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 24.
работодателя о создании потенциально охраноспособного РИД соавторам целесообразно подготовить соглашение о распределение вознаграждения за служебный РИД.
Если в течение четырех месяцев работодатель не предпримет указанные выше действия в отношении потенциально охраноспособного РИД, то право на получение патента на него возвращается работнику, который может получить соответствующий патент или передать право на получение патента другому лицу.
В данном случае важным юридическим фактом является сохранение работником письменного уведомления о создании служебного РИД с указанием даты доведения до работодателя, которое в последующем может гарантировать защиту исключительных прав работника на данный РИД.
Передача права на получение патента на служебное изобретение, полезную модель и промышленный образец возможна в том случае, если работодатель, например, выполняет работу по договору подряда или договору на выполнение НИОКР, условия которых определяют, что права на созданные РИД при выполнении работ по договору принадлежат Заказчику. Данное правило является диспозитивным и может быть изменено договором между Исполнителем и Заказчиком. Например, право на получение патента и исключительное право могут принадлежать Исполнителю, или стороны могут прийти к соглашению о совместном обладании указанными правами [8, 15].
Основными вопросами при составлении автором и рассмотрении работодателем уведомления о создании способного к правовой охране РИД являются полнота описания и оценка полезности технического решения. Для соблюдения законных интересов авторов РИД представляется целесообразным сделать обязательным элементом уведомления о создании способного к правовой охране РИД перечень его авторов с раскрытием творческого вклада каждого. При рассмотрении работодателем уведомления необходимо будет проверять корректность представления сведений об авторах технического решения. Данная мера позволит обеспечить соблюдение права авторства работников на служебные РИД, а также обеспечить выплату вознаграждений за создание и использование способных к правовой охране РИД всем изобретателям.
Особенности выполнения НИОКР по государственным контрактам позволяют реализовать альтернативный порядок выявления РИД и их авторов.
Исполнитель государственного контракта для выполнения научно-исследовательской работы назначает научного руководителя, а для выполнения опытно-конструкторской работы главного конструктора, при этом выполнение НИОКР характеризуется привлечением большого количества заинтересованных сторон: Государственного заказчика, Исполнителя, представителя заказчика (военной приемки) и научно-исследовательской организации (НИО) Заказчика.
Сдача этапов и работ в целом производится в 2 этапа — рассмотрение результатов на научно-технической секции Исполнителя с участием представительства Заказчика и приемка комиссией результатов работ с участием Государственного заказчика, НИО Заказчика, а также других заинтересованных организаций, которые рассматривают все результаты работ на установление их соответствия требованиям технического задания.
Таким образом, во время выполнения НИОКР руководители работ по завершении отдельных этапов работ могут готовить перечни способных к правовой охране РИД, полученных или используемых при выполнении этапа работы, с указанием их авторов. Составление перечней РИД можно включить в обязанности руководителей работ. Необходимость и сроки составления такого перечня должны быть обусловлены техническим заданием на выполнение этапов работ, а также входить в календарный план и в состав отчетных документов.
Несомненно, персональная ответственность руководителей работ за полноту предоставляемых сведений о созданных РИД позволит повысить вероятность правильного указания их авторов.
Данные перечни могут рассматриваться комиссиями по приемке этапов работ, которые могут принять обоснованные коллегиальные решения о творческом вкладе авторов, а также о порядке обеспечения правовой охраной выявленных РИД. Это потребует внесения соответствующих изменений в п. 4 Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения в части того, что решения комиссий по приемке этапов относительно порядка обеспечения правовой охраной выявленных РИД являются основаниями для совершения юридически значимых действий по обеспечению их правовой охраной.
Техническое задание на выполнение НИОКР определяет объем выполняемых работ, в том числе подготовку отчетных документов, в которые целесообразно включить перечень полученных РИД с указанием авторов и их творческого вклада.
Государственные стандарты10 требуют доработки в части указания необходимости предоставления комиссиям по приемке итоговых этапов НИОКР указанных выше перечней. Данные стандарты также необходимо доработать в части расширения обязанностей научных
10 Государственный военный стандарт РФ ГОСТ РВ 15.105-2001. Военная техника. Порядок выполнения научно-исследовательских работ и их составных частей; принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 20 июня 2001 г. № 243-ст.; Государственный военный стандарт РФ ГОСТ РВ 15.203-2001. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей; принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 г. № 579-ст.; Государственный военный стандарт РФ ГОСТ РВ 15.301—2003. Военная техника. Постановка на производство изделий; принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18.12.2003 г. № 370-ст.
руководителей научно-исследовательских работ, главных конструкторов и главных технологов опытно-конструкторских работ по составлению перечней созданных при их выполнении РИД с указанием авторов и их творческого вклада.
С целью соблюдения законных интересов Исполнителей работ быть признанными авторами технических решений необходимым является включение в пояснительные записки эскизного и технических проектов опытно-конструкторских работ дополнительных разделов с указанием авторов и их творческого вклада, что потребует внесения изменений в соответствующие межгосударственные стандарты11.
11 Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.119-2013. Единая система конструкторской документации. Эскизный проект; принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. № 44, приложение № 24-доп.). Введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июля 2015 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1794-ст.; Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.120-2013. Единая система конструкторской документации. Технический проект; принят
Заключение
Существующий механизм выявления способных к правовой охране РИД, созданных при выполнении НИОКР, нуждается в корректировке, заключающейся в указании в уведомлении о создании служебного РИД соавторов и их творческого вклада.
Особенности выполнения НИОКР по государственным контрактам предполагают реализацию административного механизма, заключающегося в подготовке руководителями работ перечней способных к правовой охране РИД с указанием их авторов и творческого вклада, с последующим рассмотрением на комиссиях по приемке результатов работ данных перечней.
Перечисленные меры информационного характера в совокупности позволят сформировать правовое поле для более полноценного соблюдения законных интересов авторов РИД, создаваемых при выполнении НИОКР по государственным контрактам.
Межгосударственным советом по стандартизации и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. № 44, приложение № 24-доп.).
Рецензент: Алексеев Владимир Витальевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем и защиты информации Тамбовского государственного технического университета,
г. Тамбов, Россия.
E-mail: [email protected]
Литература
1. Богданова О. В. Принадлежность государственному научному бюджетному учреждению исключительного (имущественного) права на РИД, созданный им в рамках выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту // Право и экономика. 2017. № 4. С. 37-41.
2. Волков Г., Бусыгин Е. Результаты научно-технической деятельности в составе интеллектуальной собственности промышленного предприятия // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 11. C. 35-42.
3. Гаврилов Э. П. Инновации и патентное право // Патенты и лицензии. 2011. № 3. С. 56.
4. Еременко В. И. О личных неимущественных правах авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Законодательство и экономика. 2008. № 6. С. 13-20.
5. Иванов Н. Доля в исключительном праве // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 1. С. 26-34.
6. Ивлиев Г. П. Развитие сферы интеллектуальной собственности в свете «Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2024 г.» // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019. № 3. C. 5-16.
7. Красовский В. Распределение интеллектуальных прав между государственными заказчиками и исполнителями работ // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 1. С. 23-30.
8. Кривоногов А.Н. Совершенствование методов обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении государственных контрактов // Труды ХХ Междунар. науч.-прак. конф. «Развитие системы интеллектуальной собственности в России» / Роспатент. М. : Роспатент, 2016. С. 57-59.
9. Кусь А.А. Создание результатов интеллектуальной деятельности в рамках государственных контрактов как основа для создания современных высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники // Труды XXI Междунар. науч.-прак. конф. «Интеллектуальная собственность в инновационной экономике» (11-12 октября 2017 г.) / Роспатент. М. : Роспатент, 2017. С.72-75.
10. Леонтьев Б. Б. Инвентаризация интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности. М. : ИНИЦ Патент, 2013. 268 с.
11. Ловцов Д. А., Богданова М. В. Экономико-правовое регулирование оборота результатов интеллектуальной деятельности предприятий промышленности России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 1. С. 53-56.
12. Ловцов Д. А., Богданова М. В., Лобан А. В. Информационно-математическое обеспечение правового регулирования оборота результатов интеллектуальной деятельности // Правовая информатика. 2018. № 4. С. 15-23.
13. Ловцов Д. А., Галахова А. Е. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет // Информационное право. 2011. № 4. С. 13-20.
14. Орехов Д. В. Особенности РИД военного, специального и двойного назначения как объектов правового регулирования // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 3. C. 15-21.
15. Саранцев В. А. Актуальные вопросы контрактной работы при выполнении НИОКР по государственному оборонному заказу // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2017. № 3. C. 7-14.
16. Солонович А. В. Анализ деятельности государственных заказчиков и организаций оборонно-промышленного комплекса в сфере управления интеллектуальной собственностью по итогам проверок Роспатента // Право интеллектуальной собственности. 2014. № 5. С. 4-6.
17. Чайков М. Ю. Мнимое соавторство в промышленной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019. № 1. С. 21-24.
18. Lovtsov D. A. Effective methods of protection of the intellectual activity results in infosphere of global telematics networks // Открытое образование. 2016. № 5. С. 85-88.
19. Lovtsov D., Makarenko D., Fedichev A. Architecture of the National Classification of Legal Regimes of Restricted Access Information // CEUR Workshop Proceedings, Vol-2081. Aachen: RWTH Aachen University, 2018. Pp. 70-73.
ENSURING THE LEGITIMATE INTERESTS OF THE AUTHORS OF THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY: THE INFORMATION AND LEGAL ASPECT
Vladimir Tsimbal, Dr.Sc. (Technology), Professor, Meritorious Scientist of the Russian Federation, Professor at the Department of Automated Control Systems of the Branch of Peter the Great Military Academy, Serpukhov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Anton Krivonogov, Ph.D. student at the Russian State Academy of Intellectual Property, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Keywords: results of intellectual activity, government contract, copyright, exclusive right, employee, employer, industrial enterprise, research work, design and development work.
Abstract.
Purpose of the paper: formation of a productive theoretical basis for the creation and development of an efficient national system of legal regulation of the circulation of results of intellectual activity.
Methods used: system and legal analysis of processes of identification and observance of the rights of authors of results of intellectual activity at industrial enterprises.
Results obtained: a justification is given for the topicality of the problem of legal regulation of the procedure of identifying the authors of results of intellectual activity created as a result of research and development provided for by government contracts in today's economic and legal reality. The fundamental basics of the right of authorship provided for in the current civil law are determined. The specifics of definition of the subject of right of authorship on the results of intellectual activity based on the analysis of the current laws are identified. A conclusion is made that there are difficulties related to identifying the authors of the results of intellectual activity within creative teams of employees carrying out works under government contracts. Recommendations are given on improving the procedure of identifying the authors of the results of intellectual activity created as a result of research and development works carried out under government contracts.
References
1. Bogdanova O. V. Prinadlezhnost' gosudarstvennomu nauchnomu biudzhetnomu uchrezhdeniiu iskliuchitel'nogo (imushchestvennogo) prava na RID, sozdannyi im v ramkakh vypolneniia rabot po gosudarstvennomu (munitsipal'nomu) kontraktu, Pravo i ekonomika, 2017, No. 4, pp. 37-41.
2. Volkov G., Busygin E. Rezul'taty nauchno-tekhnicheskoi deiatel'nosti v sostave intellektual'noi sobstvennosti pro-myshlennogo predpriiatiia, Intellektual'naia sobstvennost'. Promyshlennaia sobstvennost, 2017, No. 11, pp. 35-42.
3. Gavrilov E. P. Innovatsii i patentnoe pravo, Patenty i litsenzii, 2011, No. 3, p. 56.
4. Eremenko V. I. O lichnykh neimushchestvennykh pravakh avtorov izobretenii, poleznykh modelei, promyshlennykh obraztsov v sootvetstvii s chast'iu chetvertoi GK RF, Zakonodatel'stvo i ekonomika, 2008, No. 6, pp. 13-20.
5. Ivanov N. Dolia v iskliuchitel'nom prave, IS. Avtorskoe pravo i smezhnye prava, 2017, No. 1, pp. 26-34.
6. Ivliev G. P. Razvitie sfery intellektual'noi sobstvennosti v svete "Osnovnykh napravlenii deiatel'nosti Pravitel'stva RF do 2024 g." Intellektual'naia sobstvennost. Promyshlennaia sobstvennost, 2019, No. 3, pp. 5-16.
7. Krasovskii V. Raspredelenie intellektual'nykh prav mezhdu gosudarstvennymi zakazchikami i ispolniteliami rabot, Intellektual'naia sobstvennost. Promyshlennaia sobstvennost, 2017, No. 1, pp. 23-30.
8. Krivonogov A.N. Sovershenstvovanie metodov obespecheniia pravovoi okhrany rezul'tatov intellektual'noi deiatel'nosti, poluchennykh pri vypolnenii gosudarstvennykh kontraktov, Trudy KhKh Mezhdunar. nauch.-prak. konf. "Razvitie sistemy intellektual'noi sobstvennosti v Rossii" Rospatent, M. : Rospatent, 2016, pp. 57-59.
9. Kus' A.A. Sozdanie rezul'tatov intellektual'noi deiatel'nosti v ramkakh gosudarstvennykh kontraktov kak osnova dlia sozdaniia sovremennykh vysokotekhnologichnykh obraztsov vooruzheniia i voennoi tekhniki, Trudy XXI Mezhdunar. nauch.-prak. konf. "Intellektual'naia sobstvennost' v innovatsionnoi ekonomike" (11-12 oktiabria 2017 g.), Rospatent, M. : Rospatent, 2017, pp. 72-75.
10. Leont'ev B. B. Inventarizatsiia intellektual'nykh prav na rezul'taty intellektual'noi deiatel'nosti, M. : INITs Patent, 2013, 268 pp.
11. Lovtsov D. A., Bogdanova M. V. Ekonomiko-pravovoe regulirovanie oborota rezul'tatov intellektual'noi deiatel'nosti predpriiatii promyshlennosti Rossii, Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO, 2013, No. 1, pp. 53-56.
12. Lovtsov D. A., Bogdanova M. V., Loban A. V. Informatsionno-matematicheskoe obespechenie pravovogo regulirova-niia oborota rezul'tatov intellektual'noi deiatel'nosti, Pravovaia informatika, 2018, No. 4, pp. 15-23.
13. Lovtsov D. A., Galakhova A. E. Zashchita intellektual'noi sobstvennosti v seti Internet, Informatsionnoe pravo, 2011, No. 4, pp. 13-20.
14. Orekhov D. V. Osobennosti RID voennogo, spetsial'nogo i dvoinogo naznacheniia kak ob"ektov pravovogo reguliro-vaniia, Intellektual'naia sobstvennost'. Promyshlennaia sobstvennost, 2017, No. 3, pp. 15-21.
15. Sarantsev V. A. Aktual'nye voprosy kontraktnoi raboty pri vypolnenii NIOKR po gosudarstvennomu oboronnomu zakazu, Intellektual'naia sobstvennost. Promyshlennaia sobstvennost, 2017, No. 3, pp. 7-14.
16. Solonovich A. V. Analiz deiatel'nosti gosudarstvennykh zakazchikov i organizatsii oboronno-promyshlennogo kom-pleksa v sfere upravleniia intellektual'noi sobstvennost'iu po itogam proverok Rospatenta, Pravo intellektual'noi sobstvennosti, 2014, No. 5, pp. 4-6.
17. Chaikov M. Iu. Mnimoe soavtorstvo v promyshlennoi sobstvennosti, Intellektual'naia sobstvennost. Promyshlennaia sobstvennost', 2019, No. 1, pp. 21-24.
18. Lovtsov D. A. Effective methods of protection of the intellectual activity results in infosphere of global telematics networks, Otkrytoe obrazovanie, 2016, No. 5, pp. 85-88.
19. Lovtsov D., Makarenko D., Fedichev A. Architecture of the National Classification of Legal Regimes of Restricted Access Information, CEUR Workshop Proceedings, Vol-2081. Aachen: RWTH Aachen University, 2018. Pp. 70-73.