В статье рассмотрены причины криминальных посягательств осужденных на сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также вопросы, связанные с обеспечением виктимологической безопасности сотрудников. Внимание автора обращено к вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы в связи с анализом причин криминальной активности осужденных и необходимостью обеспечения должного уровня безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В завершении исследования вопроса автором предлагаются пути решения обозначенных в статье проблем.
Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, криминальное посягательство, осужденный, виктимологическая безопасность, реформирование, Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ.
Repakova O. N.
ENSURING VICTIMOLOGICAL SAFETY OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM FROM THE CRIMINAL ENCROACHMENT _OF CONDEMNED_
In article the reasons of the criminal encroachments of condemned against the employees of the penitentiary system, issues connected with ensuring of victimological safety of employees are considered. The author's attention is paid to questions of reforming the penitentiary system in connection with the analysis of the reasons of criminal activity of condemned and need of ensuring due level of safety of employee of penitentiary system. As a result of research, the author offers solutions of the problems designated in article.
Keywords: the employee of the penitentiary system, criminal encroachment, condemned, victimological safety, reformation, the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation.
УДК 343.988+343.83
Репакова О. Н.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОТ КРИМИНАЛЬНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ ОСУЖДЕННЫХ
Современное правовое государство не может эффективно развиваться без стабильно работающих властных институтов, которые обеспечивают важные составляющие общественной жизни: осно-
вы конституционного строя, государ -ственную и общественную безопасность, порядок управления, а также правопорядок. Особая ответственность за укрепление правопорядка, усиление борьбы с
преступностью, предупреждение любых правонарушений и устранение причин, их порождающих, в процессе исполнения уголовных наказаний возлагается на сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Безусловно, для того, чтобы уголовно-исполнительная система в целом работала и обеспечивала правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказание, безопасность осужденных и охрану их здоровья, необходимо, чтобы сам персонал исправительных учреждений не подвергался опасности, т. е. от их вик-тимологической безопасности напрямую зависит результативность работы всей уголовно-исправительной системы [10, дата обращения 07.11.2014 г.].
Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, определим, что же такое «вик-тимность» и какова ее классификация.
Виктимность — свойство определенной личности, социальной роли или социальной ситуации, которое провоцирует и облегчает преступное поведение. Виктим-ность обозначает образ поведения некоторых лиц, их предрасположенность к тому, чтобы при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления. В зависимости от уровня обобщения различают индивидуальную, групповую, виновную и невиновную виктимность. Индивидуальная виктимность — повышенная способность индивида стать в определенной жизненной ситуации жертвой преступления. Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают личностную и ситуативную виктимность. Личностная виктимность — виктимность, обусловленная социально-психологическими, моральными, ролевыми и другими свойствами и качествами человека. Ситуативная виктимность — виктимность, связанная с ситуацией конкретного преступления. Она является следствием не определенного качества и поведения личности, а вик-тимогенной обстановки [6, дата обращения 09.11.2014 г.].
Согласно статистическим данным, предоставленным Федеральной службой исполнения наказаний, по состоянию на 1 октября 2014 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 671,4 тыс.человек. Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 307,5 тыс. человек, в
том числе аттестованных сотрудников — 218,1 тыс. человек (кроме того, переменный состав — 6,6 тыс. человек). [7, дата обращения 07.11.2014 г.]. Мы видим, что на каждого сотрудника приходится примерно двое осужденных, то есть численность персонала велика, тем не менее, из застрахованных сотрудников, по данным ФСИН, их количество превышает 265 тыс. человек, в 2013 г. погибли 223 застрахованных сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,
1 284 гражданам была установлена инвалидность. Легкие травмы получили
2 388 человек, тяжелые увечья — 469. [13, дата обращения 07.11.2014 г.]. В связи с этими сведениями можно сделать вывод, что, несмотря на высокую численность сотрудников исправительных учреждений, их безопасность остается под угрозой.
Так, к примеру, в 2007 г. в Свердловской области в кировградской колонии для несовершеннолетних группа осужденных напала на вышку и попыталась прорваться сквозь ограждение на волю. Итогом беспорядков стало три погибших и полтора десятка пострадавших. Один из заключенных погиб на месте, у девяти — телесные повреждения, также телесные повреждения получили шесть сотрудников колонии, один из которых позже скончался в больнице [11, дата обращения 08.11.2014 г.].
В сентябре 2006 г. в СИЗО-9 в Капот-не во время вывода на прогулку трое осужденных, вооружившись заранее подготовленными подручными средствами, напали на находящихся в административном здании 14 сотрудников изолятора и 1 осужденного, выполняющего работы по хозяйственному обслуживанию, и захватили их в заложники. Переговоры никаких результатов не дали. Силами сотрудников отделов спецназа была подготовлена и успешно проведена специальная операция по освобождению заложников. Все они были освобождены, при этом никто из захваченных людей не пострадал, потерь среди спецназовцев также не было [12, дата обращения 08.11.2014 г.].
Профессиональная виктимность сотрудников уголовно-исполнительной системы характеризуется количественными (объемом, уровнем, структурой и динамикой) и качественными (личностными характеристиками потенциальной и
реальной жертвы, уровнем ее способности к самозащите от криминальной угрозы, особенностями среды, уровнем ла-тентности и социальными последствиями виктимности) показателями.
Наиболее подвержены насильственным посягательствам со стороны осужденных те представители персонала исправительных учреждений, которые непосредственно по своим служебным обязанностям контактируют с ними (сотрудники службы безопасности исправительных колоний, младший контролерский состав, начальники отрядов, оперативный состав, медицинский персонал, вольнонаемные сотрудники производственной базы). Наиболее яркой из таких причин является предписанное служебными обязанностями сотрудникам активное взаимодействие с осужденными (среди которых немало агрессивно настроенных в отношении них) в целях исполнения уголовного наказания, предотвращения совершения новых преступлений, а также ситуаций, способствующих агрессии осужденных. Обратимся к анализу конфликтной ситуации «правонарушитель (осужденный) — сотрудник исправительной колонии», так как преступник, жертва и криминальная ситуация так тесно связаны между собой, что образуют своеобразную систему, которая может существовать только при наличии всех компонентов [9, дата обращения 07.11.2014 г. ].
Активность позиции сотрудника исправительной колонии при взаимодействии с преступником (осужденным), продиктованная его профессиональными обязанностями, положительная с точки зрения этики и права, в сочетании с профессиональными действиями может провоцировать посягательство. Но активность, подкрепленная профессионализмом, в большинстве случаев не дает перерасти виктимности из потенциальной в реальную. Резонно предположить, что наиболее уязвимыми для посягательств должны быть сотрудники исправительных колоний с небольшим стажем [10, дата обращения 08.11.2014 г.].
Также нужно отметить, что сложив -шийся в обществе низкий социальный статус работников уголовно-исполнительной системы провоцирует некоторых из них на эпизодическое или систематическое участие в нелегальном обороте в
учреждениях уголовно-исполнительной системы запрещенных к использованию предметов, включая спиртные напитки, наркотические средства, средства мобильной связи и пр. Вступление в запрещенные связи с осужденными формирует систему криминальной зависимости соучастников и значительно повышает виктимность вовлеченных в такую деятельность лиц.
Кроме этого, существует еще одна причина преступности, связанной с сотрудниками исправительных учреждений, — это невнимание законодателя к вопросам надлежащего обеспечения правовой защиты сотрудников уголовно-исправительной системы. Проблема уголовно-правовой охраны жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы — часть более общей проблемы охраны отношений управления — актуальна не только в прикладном, но и в теоретическом плане. Повышенная общественная опасность посягательств различных видов на сотрудников уголовно-исполнительной системы не вызывает сомнений. В результате их совершения в значительной мере ослабляется эффективность деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, подрывается система государственного управления. Однако нигде, за исключением ст. 321 Уголовного кодекса РФ, законодатель о защите сотрудников уголовно-исполнительной системы России в уголовном законе больше не упоминает [2].
Но некоторое развитие на законодательном уровне все же происходит. К примеру, в 2010 г. Правительство РФ утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее Концепция), в которой отмечается тот факт, что служба в уголовно-исполнительной системе не пользуется популярностью среди населения, поскольку работа тяжелая и сложная, а заработная плата сравнительно с другими профессиями низкая, поэтому на вакантные места берут тех, кто согласен, несмотря на несоответствие их требованиям к работникам исправительных учреждений [3]. В связи с этим Концепция указывает цели и задачи для совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются:
• повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
• сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
• гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов [3].
Для достижения поставленных целей указаны задачи, некоторые из которых связаны с обеспечением безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы:
• модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
• обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы.
Для безопасности работников исправительных учреждений предлагаются следующие мероприятия:
• повышение качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшение условий несения службы;
• разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
• совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лица-
ми, находящимися за пределами исправительных учреждений;
• применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными [3].
Для результативности этой Концепции необходимо еще сделать многое, будем надеяться, что все поставленные законодателем задачи будут исполнены и реформирование уголовно-исполнительной политики и системы в целом сможет увеличить уровень обеспечения безопасности сотрудников уголовно-исправительной системы от криминальных посягательств осужденных.
Одними из условий эффективной предупредительной деятельности являются своевременное распознавание, взятие на профилактический учет и целевая психопрофилактическая работа с лицами, имеющими виктимологически значимые личностные черты, которые провоцируют или же облегчают возникновение конфликтных ситуаций. Целью индивидуальной виктимологической профилактики является предупреждение преступлений путём недопущения реализации виктимных свойств и качеств личности сотрудника, ее позитивная коррекция, влекущая изменение поведения, а также обеспечение процесса девиктимизации[4. С. 69].
Индивидуальная виктимологическая профилактика в исправительных учреждениях представляет собой: а) процесс по выявлению сотрудников, которые, судя по их поведению или совокупности личностных характеристик, с наибольшей вероятностью могут оказаться жертвами преступников; б) организацию в отношении этих лиц мер воспитания, обучения и обеспечения личной безопасности. Комплекс таких мероприятий, с нашей точки зрения, возможен и необходим в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России [5. С. 54].
Меры индивидуальной профилактики в отношении виктимных сотрудников уголовно-исполнительной системы весьма специфичны для каждого исправительного учреждения и определяются его особенностями. Очевидно, что для разработки конкретных мер профилактическо-
го воздействия необходимо учитывать вид учреждения, особенности условий службы в данном учреждении, состояние социальной, психологической и воспитательной работы и материально-бытового обеспечения, скрытые источники внутри-и межгруппового влияния, дисциплинарную практику, структуру и динамику нарушений законности и т. д. Целесообразно изучение обстоятельств, совершаемых в исправительном учреждении преступлений, виктимологической характеристики преступлений, факторов и ситуаций, обусловливающих индивидуальную виктимность [8, дата обращения 08.11.2014 г.].
Необходим внимательный отбор кандидатов на службу, учитывающий личностные виктимные характеристики, жесткий контроль за четким и правомерным исполнением действующими
сотрудниками служебных обязанностей и инструкций. Поскольку основной причиной криминально уязвимого поведения сотрудников в опасных для жизни и здоровья ситуациях является, в частности, низкий уровень профессиональной подготовленности, необходимо разработать тематические планы и рабочие программы служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений с целью снижения их криминальной виктимности [ 8, дата обращения 08.11.2014 г.].
И, естественно, нужна работа на законодательном уровне. Необходимы нормы, защищающие сотрудников уголовно-исполнительной системы. Потенциальный субъект, совершающий посягательство на работника исправительного учреждения, должен знать, какую ответственность он за это понесет.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198. — Режим доступа: [КонсультантПлюс]. — Загл. с экрана.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. — 1996 — № 25 — Ст. 2954.
3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 43. — Ст. 5544. — Режим доступа: [КонсультантПлюс]. — Загл. с экрана.
4. Ившин, В. Г. Виктимология : учеб. пособие / В. Г. Ившин, С. Ф. Идрисова, Л. Г. Та-тьянина. — М. : Волтерс Клувер, 2011. — 264 с.
5. Бумаженко, Н. И. Виктимология : учебно-методическое пособие / Н. И. Бумаженко. - Витебск, 2010.- 115 с.
6. Лекции по криминологии. Часть 1. — Виктимологический аспект механизма конкретного преступления [Электронный ресурс] // http://www.mylect.ru/ugolovno/480-criminologia. html?start=19/. — Режим доступа: [Интернет]. — загл. с экрана. — дата обращения: 07.11.2014 г.
7. Краткая характеристика уголовно-исправительной системы [Электронный ресурс] // http: // fsin.su / structure / inspector / iao / statistika / Kratkaya%20har-ka%20UIS/. — Режим доступа: [Интернет]. — загл. с экрана. — дата обращения: 07.11.2014 г.
8. Кулакова, А. А. Виктимологический аспект пенитенциарной преступности и ее предупреждения (в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы) : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2008. [Электронный ресурс] / А. А. Кулакова // http://www.dissercat.com/ content/viktimologicheskii-aspekt-penitentsiarnoi-prestupnosti-i-ee-preduprezhdeniya-v-otnoshenii-s-0 — Режим доступа: [Интернет]. — загл. с экрана. — дата обращения: 07.11.2014 г.
9. Ситковский, А. Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. [Электронный ресурс] / А. Л. Ситковский // http://www.lawlibrary.ru/disser2003324.html — Режим доступа: [Интернет]. — загл. с экрана. — дата обращения: 07.11.2014 г.
10. Шитяков И. Н. Статусно-ролевая и индивидуальная виктимность сотрудников уголовно-исполнительной системы. [Электронный ресурс] // http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=15&art=2022. — Режим доступа: [Интернет]. — загл. с экрана. — дата обращения: 07.11.2014 г.
11. Вьюгин М. Криминал атакует. [Электронный ресурс] //http://www.vremya.ru/ print/189449.html. — Режим доступа: [Интернет]. — загл. с экрана. — дата обращения: 08.11.2014 г.
12. Лебедев А. Собеседник : Спецназ сумеречной зоны. [Электронный ресурс] // http:// www.bratishka.ru/amhrv/2008/2/2008_2_1.php. — Режим доступа: [Интернет]. — загл. с экрана. — дата обращения: 08.11.2014 г.
13. ФСИН объявила страховой тендер, премия — 1,5 млрд р. [Электронный ресурс] // http://www.asn-news.ru/news/46557. — Режим доступа: [Интернет]. — загл. с экрана. — дата обращения: 07.11.2014 г.
РЕПАКОВА Ольга Николаевна, студентка 5 курса Волго-Вятского института (филиала). Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», 610002, Россия, Кировская область, г. Киров. E-mail: [email protected]
Научный руководитель: ФЕЩЕНКО Павел Николаевич — кандидат юридических наук, доцент, И. о. зав. кафедрой уголовного права и криминологии. Волго-Вятский институт (филиал) «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», г. Киров.