Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивости многофункциональной машины для создания и восстановления лесных культур на неудобиях'

Обеспечение устойчивости многофункциональной машины для создания и восстановления лесных культур на неудобиях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
69
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / ЛЕСНЫЕ КУЛЬТУРЫ / НЕУДОБИЯ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МАШИНА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Посметьев В. И., Пухов Е. В., Никонов В. О.

Рассмотрены условия функционирования и обоснования обеспечения устойчивости многофункциональной машины для создания и восстановления лесных культур на неудобиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивости многофункциональной машины для создания и восстановления лесных культур на неудобиях»

УДК 630*232.427

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАШИНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕСНЫХ КУЛЬТУР НА НЕУДОБИЯХ В.И. Посметьев, Е.В. Пухов, В.О. Никонов

ГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

Рассмотрены условия функционирования и обоснования обеспечения устойчивости многофункциональной машины для создания и восстановления лесных культур на неудобиях.

Ключевые слова: устойчивость, лесные культуры, неудобия, многофункциональная машина.

Значительные площади земель, потенциально пригодные для лесовосстановления, занимают труднодоступные места -неудобия. Последние характеризуются наличием: резких перепадов высот рельефа, оврагов, склонов, заболоченных и участков под пологом леса, изрезанной береговой линией рек и озёр, плывунов, провалов, просадок и впадин, бугров, ям, уступов, террас, выходов скальных пород, пней, валунов, крупных корней, малоценной древесной и кустарниковой растительности

[1]. Такие тяжелые условия являются серьезными причинами нарушения устойчивости движения и безопасной работы разрабатываемой многофункциональной лесной машины (МЛМ), предназначенной для создания и восстановления лесных культур на неудобиях. В этой связи обеспечение устойчивости МЛМ является актуальной задачей и требует всестороннего исследования.

Концептуально МЛМ представляет собой самоходное транспортное средство с колесным, шаговым или гусеничным движителями, а в плавающем варианте - на понтоне. Она оснащена следующими ос-

новными навигационным и технологическим оборудованием: манипулятором с держателем для сменных рабочих органов, контейнером со сменными рабочими органами, контейнером с саженцами, ёмкостями с водой, датчиками, аппаратурой навигации и управления и др. (рис. 1).

МЛМ при лессовостановительных работах на неудобиях должна обеспечивать в автоматическом и (или) полуавтоматическом режимах, выполнение следующих технологических операций:

- мониторинг участка с помощью системы видеокамер, датчиков, и навигационного оборудования [2];

- определение оптимального места посадки саженца с фиксацией его координат в бортовой ЭВМ;

- очистка площадки от поросли и порубочных остатков;

- подготовки лунки или возвышения с защитной зоной;

- посадки саженцев;

- периодический уход за саженцами;

- при необходимости: полив, подкормка, борьба с вредителями растений и др.

Рис. 1. Схема перспективной многофункциональной лесной машины:

1 - трактор; 2 - стрела манипулятора; 3 - монитор; 4 - бортовая ЭВМ; 5 - антенна;

6 - ёмкость для воды; 7 - универсальный держатель сменных рабочих органов; 8 - видеокамера; 9 - рабочий орган; 10 - датчик сканирования; 11 - датчик определения геопатогенных зон; 12 - ультразвуковой датчик; 13 - датчик определения физико-механических свойств почвы; 14 - контейнер со сменными рабочими органами; 15 - контейнер для саженцев

При функционировании МЛМ в условиях неудобий необходимо учитывать её продольную и поперечную устойчивость. В общем случае под устойчивостью понимается способность машины выдерживать заданное направление в разнообразных дорожных условиях без опрокидывания и скольжения колес. Нарушение устойчивости неизбежно приводит к опрокидыванию МЛМ, вследствие чего возможны ее поломки и травмирование обслуживающего персонала. При движении МЛМ по склону

ат

о.

ТО

о,

где атах - максимальный угол наклона в продольной плоскости;

фактические углы наклона местности в продольном и поперечном направлениях движения МЛМ не должны превышать максимально допустимых значений.

Устойчивость МЛМ зависит, как от конструктивных параметров машины, так и от характеристики и состояния опорной поверхности. Продольная устойчивость МЛМ характеризуется критическим углом наклона, который определяется по формуле [3]:

а

м

ТР

о

\

ТО

о

• к

м

ТР

V 8 •*

о

ТО

о

•к

(1)

м

ТР

аТ, ам, кТ, км - координаты центра тяжести трактора и технологического

оборудования в транспортном положении;

0ТР

сила тяжести трактора;

ом - сила тяжести технологического

оборудования;

V - скорость движения трактора, м/с; 8 - м/с2;

7 - время трогания с места (7=1 с).

Поперечная устойчивость МЛМ характеризуется предельным углом поперечного наклона по формуле:

^вЬтах

В о 2 О,

ТО

ТР V

ҐВ_

2

-1

о

ТО

о

• к

м

ТР

V2 8 • г

о

ТО

о

• км +

ТР

Во

ТО

ТР

V2 8 •г

(2)

где В - ширина колеи трактора;

I - поперечное смещение центра тяжести навесного орудия относительно центра тяжести трактора; г - радиус кривизны движения агрегата.

С целью устранения опасности опрокидывания агрегата при движении поперек

склона фактический угол наклона местности в не должен быть более (0,4.. .0,6).

Во время движения по прямой продольная и поперечная устойчивость будет обеспечена, если линия действия силы тяжести не выходит за пределы периметра точек опоры транспортного средства (рис.

2, а и б).

а

б

Рис. 2. Схемы обеспечения продольной (а) и поперечной (б) устойчивости МЛМ:

ЦТ - центр тяжести; ЯЗК и ЯПК - реакции грунта задних и передних колёс; ОГР и ОтО -силы тяжести трактора и технологического оборудования; а и в - углы наклона опорной поверхности машины в продольной и поперечной плоскостях; \х и 12 - плечи продольной и поперечной устойчивости

Важно отметить, что МЛМ может потерять продольную (опрокидывание от-

носительно задних или передних колес) и поперечную устойчивость (опрокидывание относительно колес левого или правого бортов), если линия действия силы тяжести пересекается с опорной поверхностью за пределами площади, ограниченной точками опоры колес. Следовательно, устойчивость МЛМ обеспечивается при условии: ^>0; 12>0, с учётом динамики движения агрегата, согласно выражениям (1) и

(2).

Устойчивость движущегося МЛМ зависит от следующих основных факторов: массы транспортного средства и высоты его центра тяжести; базы и ширины колеи; размера шин, их конструкции и состояния; вылета стрелы манипулятора; массы стрелы и многофункциональной головки со сменными рабочими органами; радиусов кривизны дороги и состояния ее поверхности; ветровой нагрузки; технического состояния тормозов; скорости и направления движения машины; квалификации опера-

тора МЛМ.

Очевидно, что, чем выше расположен центр тяжести колёсной машины и чем меньше ширина колеи, тем опрокидывание вероятнее, поэтому для повышения устойчивости МЛМ колея должна быть широкой, а центр тяжести располагаться как можно ниже. Очевидно также, что большую роль на продольную и поперечную устойчивость МЛМ оказывает вылет стрелы манипулятора и вес, как самой стрелы, так и сменной многофункциональной головки. В связи с этим, условия сохранения устойчивости МЛМ, т. е. рабочее пространство максимально возможного вылета стрелы манипулятора, в условиях неудобий будет различным (рис. 3) и определяется геометрией соответствующей эпюры, параметры которой, определяются расчетным путем. Опасная зона (поз. 2 на рис. 3) характеризуется потерей устойчивости и опрокидыванием МЛМ.

а б в

1 - рабочее пространство; 2 - опасная зона а - ровная поверхность; б и в - наклонные поверхность в продольной

и поперечной плоскостях Рис. 3. Схемы зон действия стрелы манипулятора МЛМ в зависимости от наклона опорной

поверхности трактора

Устранение этих нежелательных яв- обоснования конструктивных рабочих палений, может быть достигнуто путем раметров МЛМ для заданных условий её

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

движения ещё на стадии принятия решения и проектирования МЛМ.

Для успешного выполнения лесовосстановительных работ на неудобиях МЛМ должна быть снабжена манипулятором с радиусом действия стрелы, наибольшим из возможных по условию устойчивости принимаемого трактора. Для обеспечения устойчивости МЛМ оборудуется системой управления, которая, автоматически, в режиме реального времени, за счет использования датчиков и бортовой ЭВМ создает и обрабатывает эпюры устойчивости, определяет опасные зоны опрокидывания МЛМ и выдает соответствующие команды для обеспечения безаварийной работы машины. При этом за счет максимального снижения массы выносного технологического оборудования и самой стрелы, в сочетании с установкой ведущих колес трактора на максимальный размер ширины колеи, использования автоматического контроля и управления машиной, а также утяжелением колёс путём заполнения их водой, гарантированную устойчивость агрегата можно обеспечить без применения аутригеров. Это особенно важно, так как в условиях неудобий использование аутригеров малоэффективно из-за большого числа препятствий, неровностей рельефа и слабой несущей способности почвы на таких участках. Кроме этого частые установки и подъемы аутригеров существенно снижают производительность МЛМ, к тому же аутригеры увеличивают габаритные

размеры, усложняют и утяжеляют конструкцию машины.

По энерговооруженности, проходимости и маневренности, наиболее приемлемыми и экономически оправданными для МЛМ являются колесные тракторы тяговых классов 9 и 14 кН (Т-40АМ, МТЗ-82, МТЗ-82К и др.). С учетом приведенных обоснований и результатов выполненного предварительного расчета МЛМ на устойчивость по формулам (1) и (2) показал, что в агрегате с трактором Т-40АМ наибольший радиус двухколенной стрелы манипулятора МЛМ может достигать 10-12 м, а с трактором МТЗ-82К - 15-18 м. Это позволяет доставлять сменные рабочие органы МЛМ практически во все труднодоступные места неудобий.

Библиографический список

1. Сухов И.В. Кострикин В. А., Казаков В.И. Технологии лесокультурных работ на вырубках (рекомендации) / М.: ВНИИЛМ, 2004. 152 с.

2. Карлащук В.И. Спутниковая навигация. Методы и средства / Изд. 2-е переработанное и дополненное. М. : СОЛОН-Пресс, 2009. 288 с.

3. Бартенев И.М. Расчет и проектирование лесохозяйственных машин: учеб. пособие / Воронеж : ВГЛТА, 2001. 262 с.

Лесотехнический журнал 2/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.