Научная статья на тему 'Влияние траектории движения машинно-тракторного агрегата на эрозию почвы'

Влияние траектории движения машинно-тракторного агрегата на эрозию почвы Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
535
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ / ЭРОЗИЯ ПОЧВЫ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Яцкевич В. В., Зелёный П. В.

Статья посвящена разработке мероприятий по предотвращению водной эрозии почвы как следствия неправильного механического воздействия машинно-тракторных агрегатов (МТА) на пахотных полях, расположенных наклонно в условиях пересеченного рельефа местности. Рассмотрены статистические данные по углам наклона поверхности полей, срокам выполнения технологических сельскохозяйственных операций и сезонным изменениям влажности почвы на примере региона Поозерья. Обоснованы целесообразность вождения МТА по горизонталям местности и допустимые от них величины отклонений в зависимости от угла наклона поверхности полей. Предложены инновационные технические решения в конструкции универсальных тракторов, обеспечивающие устойчивое движение МТА вдоль горизонталей местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Яцкевич В. В., Зелёный П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of Machine-Tractor Aggregate Motion Path on Soil Erosion

The paper presents development of measures for prevention of soil erosion with water as a result of wrong mechanical impact of machine-tractor aggregates (MTA) on the arable fields located with inclination and in conditions of rugged area. Statistic data according to inclination angle of field surface, implementation terms of agricultural operations and seasonal changes of soil humidity have been considered in the Poozere region as an example. The paper substantiates an expediency of MTA movement on horizontal directions of the terrain and the allowable inclination values according to inclination angle of field surface. Innovative technical solutions in universal tractor design providing sustainable MTA movement along terrain horizontals have been proposed in the paper.

Текст научной работы на тему «Влияние траектории движения машинно-тракторного агрегата на эрозию почвы»

Э К О Л О Г И Я

УДК 631.372:629.114

ВЛИЯНИЕ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА НА ЭРОЗИЮ ПОЧВЫ

Докт. техн. наук, проф. ЯЦКЕВИЧВ. В., канд. техн. наук, доц. ЗЕЛЁНЫЙ П. В.

Белорусский национальный технический университет

Пахотные земли с искусственной осушительной сетью в регионе Поозерья в северной части Республики Беларусь занимают более 600 тыс. га, из них около 70 % расположены на склонах (рис. 1).

Рис. 1. Эрозия почвы вследствие образования колеи вдоль склона местности при подкормке растений

Здесь преобладают дерново-подзолистые и дерновые глеевые, глееватые и слабоглееватые связные почвы, подстилаемые моренными суглинками. Для них характерны неоднородность почвенного покрова и степени увлажнения, сложность рельефа местности [1]. Так, для типичного случая на вершине пахотная почва может быть слабосмытой, дерново-подзолистой супесчаной на рыхлой песчанистой супеси, подстилаемой рыхлым мелкозернистым песком; на середине склона - осушенной, слабо-смытой дерново-подзолистой глееватой супесчаной на слое моренного пылевато-песча-ного суглинка с прослойками песка; в нижней части склона - дерново-глеевой, намытой связно-песчаной, с глубины 0,5 м - слой связной супеси и, наконец, у подножия склона - дерно-во-глееватой, намытой супесчаной на связной супеси, подстилаемой с глубины 0,3 м мелко-

Наука итехника, № 6, 2013

зернистым песком. Одной из причин водной эрозии почвы на пахотных землях является негативное воздействие машинно-тракторных агрегатов. При определенных условиях оно проявляется в виде глубоких колей от колес тракторов и сельскохозяйственных машин, свальных и развальных борозд плугов, агротехнических борозд при междурядной обработке культиваторами пропашных культур - картофеля, кукурузы, сахарной свеклы. Помимо осушенных земель Поозерья, и в других регионах Беларуси имеются значительные пахотные площади на склонах 3-10 град. В среднем по республике они составляют 15 %, а в отдельных ее регионах - Витебской, Гродненской и Минской областях, расположенных на географических возвышенностях, - до 19-22 % всей пахотной площади (табл. 1, рис. 2) [1].

Таблица 1

Распределение участков пашни по углу наклона рельефа

Величина интервала, град. Частотность, %, по областям

Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская Республика Беларусь

Угол наклона рельефа а, град.

0-1 61,63 40,04 62,34 32,04 35,38 37,53 44,84

1-3 29,00 37,90 29,25 42,56 45,81 45,82 40,35

3-5 7,36 15,34 7,06 16,52 14,02 13,47 11,19

5-7 1,39 5,16 0,85 4,91 3,63 2,84 2,74

7-10 0,62 1,56 0,50 0,97 1,16 0,34 0,88

1 2 3 4 5 6 а, град.

Рис. 2. Осредненное распределение пахотных участков по углу наклона рельефа в Республике Беларусь

Кроме того, участки пахотных полей со сложной конфигурацией и короткой длиной гона до 300 м в республике составляют около 13 % всей площади, а в Витебской области, наиболее типичной по рельефу для региона Поозерья, - даже до 33 %.

Одним из видов эрозии почвы на пахотных землях является смыв плодородного слоя почвы на склонах в период весенних и осенних полевых работ, когда естественная влажность почвы достигает максимальных значений, а также в летние месяцы дождливых лет. Влажность обрабатываемого слоя почвы при этом может составлять 30-35 % у подножия склона и 10-15 % - у его вершины (рис. 3).

1

2

о

И

Р

, Is"

й :v0

ч Ш

•1Ф 1 | 2 | 3 | 2 | 3 1 | 2 | 3 1 | 2 | 3 1 | 2 | 3

Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь

Рис. 3. Изменение сезонной влажности на различных элементах склонов [2]

Кроме того, как было указано выше, меняется и физико-механический состав почвы. Ее максимальная влажность наблюдается в весенний период - в апреле и начале мая, а также в осенний - в конце августа и сентябре. В это время при возделывании сельскохозяйственных культур выполняются различные виды операций применительно к конкретным культурам (табл. 2). Эти данные затем можно спроециро-

вать на график изменения влажности почвы в различное время года (рис. 3). Видно, что начало весенних и осенние полевые работы вынужденно проводятся в наиболее неблагоприятные по опасности водной эрозии периоды высокой влажности, особенно у подножия склонов.

Таблица 2

Примерные сроки возделывания сельскохозяйственных культур

Вид операции Срок работ

Яровые

Лущение стерни (8-10 см) 11.08-20.08

Зяблевая вспашка (20-22 см) 21.08-30.08

Ранневесенняя культивация с боронованием (10-12 см) 11.04-13.04

Внесение удобрений 16.04-20.04

Предпосевная культивация (8-10 см) с выравниванием и прикатыванием 16.04-20.04

Посев с внесением минеральных удобрений 16.04-20.04

Боронование всходов 11.05-15.05

Опрыскивание посевов (химпрополка) 11.05-15.05

Уборка комбайном 01.08-10.08

Подбор валков соломы с прессованием 01.08-10.08

Подбор тюков соломы 01.08-10.08

Картофель

Лущение стерни 11.08-20.08

Внесение минеральных удобрений 11.09-15.09

Зяблевая вспашка 11.09-15.09

Культивация зяби 11.09-15.09

Ранневесенняя культивация 11.04-13.04

Внесение минеральных удобрений 16.04-20.04 и 26.04-30.04

Внесение органических удобрений 26.04-05.05

Запашка органических удобрений с боронованием 26.04-05.05

Предпосевная нарезка гребней 26.04-5.05

Посадка картофеля 26.04-5.05

Довсходовое рыхление 06.05-15.05

Довсходовое рыхление на 8-10 см 21.05-30.05

Окучивание с боронованием 01.06-10.06

Окучивание 21.06-30.06

Опрыскивание посевов 16.07-20.07 и 26.07-30.07

Удаление ботвы 11.09-30.09

Выкапывание клубней 16.09-5.10

Уборка комбайном 16.09-5.10

Наука итехника, № 6, 2013

В таких разнообразных условиях воздействие ходовой системы колесных тракторов и сельскохозяйственных машин проявляется в двух аспектах - образовании глубокой колеи или недопустимом уплотнении почвы (рис. 4). Для условий развития водной эрозии почвы представляет интерес первый аспект. В этом случае возникновение на склоне глубокой колеи или борозд от рабочих орудий активизирует интенсивный сток воды, особенно если движение машинно-тракторного агрегата направлено не вдоль горизонталей склона, а поперек их. Такая траектория движения особенно характерна при подкормке злаковых культур широкозахватными сельскохозяйственными машинами или же междурядной обработке пропашных культур окучниками. Толщина наносов плодородного слоя у подножия склона может достигать 10-20 см на площади в десятки квадратных метров (рис. 5), что приводит их к выводу из севооборота на целый сезон и снижению общего объема продукции (рис. 6). Одновременно снижается урожайность сельскохозяйственных культур на вершине склона из-за истощения гумуса и влажности ниже оптимальной.

Рис. 4. Колея на склоне - причина последующей водной эрозии почвы

Таким образом, отклонение траектории движения машинно-тракторного агрегата от горизонталей местности является одной из основных причин развития водной эрозии почвы [3]. Ее вызывает высокая скорость стекания воды по склонам и складкам местности между ними, превышающая возможность ее поглощения почвой, особенно во время обильных дождей и снеготаяния в весенний период. Обычно со склонов стекает до 30 % осадков, которые, со-

Наука итехника, № 6, 2013

бираясь в струйки и ручейки, перемещают вниз по склону мелкие глинистые частицы почвы, образуя ее поверхностный смыв, достигающий за год объема до 220 т с одного гектара. Это приводит к ухудшению плодородия используемых земельных угодий, особенно с маломощным почвенным горизонтом, равным на некоторых склонах всего 0,10-0,15 м, а также выводит из хозяйственного оборота значительные площади вследствие обнажения бесплодных слоев грунта.

Рис. 6. Деградированный водной эрозией участок поля у подножия склона (оценка размеров сетки трещин -по формату записной книжки 8x12 см)

Сток воды со склонов является и одной из причин постепенного уменьшения растворимых в почве питательных веществ. Это явление по своему негативному воздействию можно сравнить со срезанием пахотного слоя при мелиоративных работах. Например, срезание легкосуглинистой почвы на глубину 12 см приводит к ее уплотнению с 1,09 до 1,21 г/см3, снижению содержания гумуса на 58 %, азота, фосфора и калия - соответственно на 62,5; 36,7 и 44,0 %. Урожайность ячменя при этом может

снизиться от 10 до 50 % в зависимости от толщины срезаемого слоя [4]. По другим данным, красноземы, расположенные на склоне 0,245 рад., теряют за год в результате смыва гумуса в количестве, эквивалентном запасу питания на 21 год, что требует его систематического восстановления путем внесения органических и минеральных удобрений.

Одним из основных мероприятий по ослаблению водной эрозии почвы пахотных земель при их обработке на склонах является создание машинно-тракторных агрегатов с высокой курсовой устойчивостью вдоль горизонталей местности, исключающей образование борозд, уклон которых превышает допустимый. Величина допустимого угла отклонения траектории движения агрегата от горизонталей местности определяется соотношением [3]

. г sinu

sin^ =-i-,

sin а

где с, - угол отклонения траектории агрегата от горизонтали; |J - уклон траектории; а - угол склона (рис. 7).

рад. 0,140 |

0,105

0,070

0,035

0

Л ц = 0,008 )

\ V

V \ V ц = с ',0050

\ ц = 0,0015

0,087 0,175 0,262 а, рад.

Рис. 7. Допустимые отклонения траектории агрегата от горизонтали местности в функции крутизны склона для различных допустимых уклонов траектории

Поверхностный смыв почвы с выносом частиц диаметром 0,0025 мм наблюдается уже при уклоне 1§|а = 0,0050. Следовательно, отклонение траектории агрегата от горизонтали на 0,0175 рад на склоне 0,2600 рад. приводит к образованию борозд, уклон которых допускает появление эрозийных процессов почвы. Действительное же отклонение траектории движе-

ния агрегата на таком склоне значительно превышает указанную величину даже при стабилизации остова и ходовой части специального пропашного горно-равнинного трактора в вертикальной плоскости [3]. По другим данным, поверхностный размыв почвы начинается уже при уклоне 0,0015 и прекращается только при уклоне 0,0003. Для сравнения, в мелиоративных сетях в условиях высотных морено-озерных ландшафтов Поозерья уклон составляет 0,020-0,050, а низменных озерно-ледниковых -0,002-0,010 [4]. Эти цифры дают ориентиры для жестких требований к траекторной точности курсового движения машинно-тракторного агрегата на склоне.

Движение трактора с перекосом его продольной оси к направлению движения и соответственно сельскохозяйственной машины на поперечном склоне, характеризуемое курсовыми углами, чревато также рядом других нежелательных последствий. При этом ухудшается агротехническая проходимость в междурядьях пропашных культур, нарушается технология выполняемого сельскохозяйственного процесса из-за изменения расстояний между образуемыми на поверхности поля рядками и кромками рабочих органов. В результате снижаются технико-экономические показатели машинно-тракторного агрегата вследствие возрастания сопротивления его движению и уменьшения ширины захвата.

В соответствии с требованиями механизированной междурядной обработки пропашных культур колеса трактора и рабочие органы машины не должны внедряться в защитные зоны культурных растений. Величину защитных зон определяют среднеквадратичные отклонения растений и траекторий рабочих органов машины, возрастающие с увеличением крутизны склона, а также конструкция рабочих органов, глубина обработки и вид выполняемой технологической операции. При культивации междурядий в равнинных условиях ширина защитных зон растений составляет 0,06-0,25 м в зависимости от конструкции и назначения почвообрабатывающих лап. Их положение в междурядьях является основой системы координат для отсчета углов отклонения продольной оси трактора и колес (рис. 8). Исходя из геометрических соотношений, допустимые значения курсового угла движения трактора

Наука итехника, № 6, 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tgP =

0,5С -S3-0,5bn± /'„tgQj L + rn+a p

где С - ширина междурядий; Ь - длина продольной базы трактора; ар - расстояние лап от оси задних колес; £з - защитная зона растений; Ъ„ - ширина профиля шины; г„ - радиус передних колес; 01 - корректирующий угол поворота переднего колеса для обеспечения заданного траекторного движения.

Рис. 8. Схема к определению допустимого курсового угла машинно-тракторного агрегата в междурядьях

Величина угла ©1 не должна превышать 0,027-0,017 и 0,046-0,036 рад. соответственно для междурядий 0,7 и 0,9 м. Приведенные допустимые углы «перекоса» трактора в агрегате с навесным культиватором в междурядье вычислены при условии абсолютно жесткой связи между ними. Однако в действительности навесная система трактора допускает некоторое поперечное смещение машины относительно остова вследствие выбирания зазоров и упруго-стей под действием боковой составляющей от их веса. Это дополнительно ограничивает величину допустимого курсового угла движения трактора в функции крутизны склона исходя из требований защиты пахотного горизонта почвы от водной эрозии. Так, при максимальном склоне в 10 град. уклон траектории движения МТА не должен превышать 0,1, а отклонение

Наука итехника, № 6, 2013

от горизонталей местности - 0,5 град. Устойчивое движение машинно-тракторного агрегата исходя из требований агротехники и противоэрозийной защиты на склонах до 0,262 рад. характеризует совокупность показателей в радианах не более: угол отклонения вектора скорости от горизонталей местности - 0,005-0,017; курсовой угол трактора - 0,017-0,027, машины -0,015-0,028.

Показатели курсовой устойчивости являются функциями многих переменных: крутизны склона, физико-механических свойств грунта, давления воздуха в шинах нагрузки на колеса, распределения веса трактора между мостами и бортами колес, типа межосевых и межколесных связей, координат приложения крюкового усилия и его величины. Из этого множества факторов одними из основных являются остов и ходовая часть трактора в поперечной плоскости. По мере приближения трактора от нормального к вертикальному положению курсовой угол и угол отклонения траектории существенно улучшаются. Так, на склоне 0,26 рад. однолетней залежи их абсолютное значение уменьшается в 2,4 раза. Дополнительный эффект дает блокировка дифференциала за счет снижения буксования и связанного с этим бокового сдвига почвы, особенно на почве, подготовленной под посев сельскохозяйственных культур. Практика показывает, что зерновые, технические и масленичные культуры возделывают на склонах до 0,262 рад. при некоторой дифференциации по видам культур, например для сахарной свеклы - 0,123 рад., картофеля и кукурузы - 0,198 рад., кормовых - 0,245 рад. Предельный угол склона для сеяных трав составляет 0,85 рад. Этим цифрам соответствуют тысячи гектаров пахотной земли, подвергаемых водной эрозии.

Исходя из этого, необходимо создание специальных модификаций универсально-пропашных тракторов со стабилизацией остова в вертикальном положении для работы на склонах. В условиях Беларуси их реальный расчетный угол находится в пределах 10 град. (табл. 1, рис. 1). В этой области в республике накоплен значительный опыт научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Их результатом явилось создание в 1980-е гг. крутосклонной модификации универсально-пропашного трактора МТЗ-82К. Стабилизация его

остова в вертикальном положении при работе на склонах обеспечивается за счет дополнительных поворотных редукторов и системой их управления с гидравлическим приводом (рис. 9). Модернизированный вариант такого трактора, созданный в содружестве МТЗ и БНТУ, отличается от предшественника улучшенными характеристиками - унифицированной кабиной, сохранением продольной базы и колеи серийной модели трактора МТЗ-82. Они достигнуты путем новой схемы механизма стабилизации остова, в основу которой положен принцип перемещения нижнего по склону колеса при неподвижном колесе противоположного борта (рис. 10) [5]. Одновременно модернизирована навесная система трактора, обеспечивающая коррекцию навесной машины относительно поверхности склона (рис. 11). По сравнению с трактором МТЗ-82К улучшены такие параметры, как продольные база и габарит, а соответственно и минимальный радиус поворота, увеличены предел регулирования колеи задних колес и поперечный габарит жизненного пространства в кабине для водителя. По габаритам сдвоенные бортовые редукторы системы стаби-

Рис. 9. Сдвоенный, раскладывающийся при стабилизации, редуктор горно-равнинной модификации трактора: 1 - первая часть редуктора, установленная на рукаве заднего моста с возможностью поворота силовым цилиндром; 2 - рукав заднего моста; 3 - фланец крепления рукава к корпусу заднего моста; 4 - ведущий вал редуктора; 5 - сдвоенная паразитная шестерня;

6 - вторая часть редуктора, поворотно сочлененная с первой и кинематически связанная с остовом; 7 - цилиндрический шарнир сочленения частей редуктора; 8 - опорный вал со ступицей колеса; 9 - шестерни редуктора; 10 и 11 - тяга и рычаг кинематической связи второй части редуктора с остовом; 12 - силовой цилиндр;

13 - кронштейн присоединения тяги к остову

лизации расположены (спрятаны) в ободьях задних колес, что не нарушает общий дизайн и сохраняет стандартную минимальную колею. Такой трактор может работать на равнине и склонах до 20 град., что для условий Беларуси даже является избыточным. Это повышает степень его универсальности по сравнению с серийной базовой моделью и позволяет применить к его названию термин «горно-равнинный» (табл. 3).

Следует отметить, что некоторое увеличение эксплуатационной массы обеих модификаций тракторов для работы на склонах по сравнению с серийной за счет дополнительных бортовых редукторов с приводом их поворота и механизма коррекции навесной системы обеспечивает повышенные тягово-сцепные показатели, необходимые для работы в условиях сложного рельефа местности. Курсовой угол трактора при стабилизации его остова и колес в вертикальном положении составляет на склоне 0,175-0,262 рад величину в 0,05-0,07 рад, что существенно меньше, чем у серийной модели без системы стабилизации (1 рад примерно равен 57,3 град.). Однако такая сложная задача вождения по горизонталям местности для современных конструкций машинно-тракторных агрегатов и систем управления ими оператором в ручном режиме практически трудноразрешима. Поэтому сохраняется опасность ухудшения качества плодородного слоя почвы и даже вероятность его потери для сельскохозяйственного использования вследствие смыва гумуса и эрозии. Выполнение таких требований в перспективе возможно путем автоматического регулирования ширины захвата рабочего орудия в функции крутизны склона при максимальном его значении только на горизонтальной поверхности.

Наука итехника, № 6, 2013

Рис. 10. Горно-равнинная модификация трактора МТЗ-82 с унифицированной кабиной и передним мостом с изменяемой геометрией

Рис. 11. Горно-равнинный трактор с механизмами автоматической стабилизации остова в вертикальном положении и корректировки сельхозмашины параллельно поверхности поля на склоне

Таблица 3

Характеристики инновационных модификаций трактора «Беларусь»

Выбор и организацию способа движения МТА позволяет, например, известная программа AutoCAD. Для этого необходима соответствующая база данных: геометрический очерк и размеры полей на основе картограммы, ширина захвата агрегата и вид его движения, например «загонный», «беззагонный» или «го-новый», с диагональным или круговым направлением, а также способ разворота агрегата для прямого и обратного хода. В сложных условиях на разворот затрачивается до 30-40 % сменного рабочего времени, что приводит к существенному снижению производительности. При моделировании процесса поворота на основании

принятой его схемы - «беспетлевой», «грушевидной» или «грибовидной» и их вариантов, а также наличия естественных препятствий и кинематической ширины агрегата определяется ширина поворотной полосы. Таким образом, на начальном этапе моделируется движение МТА, рассчитываются количество и направленность необходимых гонов.

В перспективе для исключения субъективного фактора при выборе оптимальной, с точки зрения противоэрозионной защиты траектории движения МТА на почвообрабатывающих операциях, необходима разработка системы под условным названием «Агронавигатор» через спутниковую связь по аналогии с автомобильными навигационными системами. Одновременно это будет способствовать улучшению технико-экономических и социальных показателей - снижению энергозатрат на передвижение без подъемов и спусков, сохранению плодородия почвы, улучшению условий труда водителя и безопасности его труда.

В Ы В О Д

Большинство технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур в Республике Беларусь выполняется в сложных природных условиях. Основными из них являют-

Отличительные параметры Модификация трактора МТЗ-82

Горноравнинная Крутосклонная Серийная

Продольный габарит, м 4,06 4,45 4,00

Продольная база, м 2,45 2,90 2,45

Колея задних колес, м 1,40-2,10 1,60-2,10 1,40-2,10

Радиус поворота, м 4,30 4,70 4,10

Внутренний размер кабины, м 1,35 (серийная) 0,93 (специальная) 1,35

Масса эксплуатационная, кг 5140,00 5080,00 4050,00

Наука итехника, № 6, 2013

ся рельеф местности со склонами до 10 град., неравномерная влажность по длине склона от вершины к подножию, достигающая трехкратных значений и меняющаяся в течение вегетационного периода развития растений, а также глубокая колея от ходовой системы машинно-тракторного агрегата и отклонение траектории его движения от горизонталей местности. Комбинированное воздействие всех этих факторов способствует развитию водной эрозии -смыву плодородного слоя почвы к подножию склона. Современные технологии сельскохозяйственного производства и конструкции машинно-тракторных агрегатов в определенных неблагоприятных условиях могут провоцировать развитие таких процессов. Для их минимизации необходимо внедрение инновационных технологий обработки почвы, направленных, прежде всего, на организацию движения машинно-тракторных агрегатов исключительно по горизонталям местности. Допустимое отклонение от них в зависимости от углов наклона местности в условиях полей Беларуси составляет 0,02-0,08 рад. Это предъявляет высокие требования к курсовой устойчивости трактора. Такими качествами обладают тракторы с автоматически изменяемой геометрией

ходовой системы, стабилизирующейся в вертикальном положении. Предпосылки к их созданию обоснованы и апробированы на опытных образцах крутосклонной и горно-равнинной модификаций универсально-пропашных тракторов «Беларусь», которые предназначены для работы на полях со сложным рельефом.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Кринко, М. С. Системный анализ эффективности скоростных тракторов в сложных полевых условиях / М. С. Кринко. - Минск: Наука и техника, 1980. - 208 с.

2. Водный режим почвы и продуктивность сельскохозяйственных культур на склоновых землях Поозерья / П. Ф. Тиво [и др.] // Мелиорация переувлажненных земель. - 2007. - № 2. - С. 92-98.

3. Хачатрян, Х. А. Стабильность работы почвообрабатывающих агрегатов / Х. А. Хачатрян. - М.: Машиностроение, 1974. - 206 с.

4. Макоед, В. М. Влияние рельефа мелиоративных объектов на формирование поверхностного стока в условиях белорусского Поозерья / В. М. Макоед, Г. В. Хмелев-ская, О. Н. Куканова // Мелиорация. - 2012. - № 1 (67). -С. 50-60.

5. Бортовой редуктор крутосклонного транспортного средства: а. с. 918161 СССР / П. В. Зелёный, И. П. Ксе-невич, П. А. Амельченко, В. В. Гуськов, В. В. Яцкевич, В. Ф. Пронько, В. П. Зарецкий // Бюл. изобр. - 1982. -№ 13.

Поступила 02.05.2013

УДК 661.882

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОЦЕССА ОЧИСТКИ ВОДЫ ФОТОКАТАЛИЗАТОРОМ НА ОСНОВЕ ПОРИСТОГО ТИТАНА С НАНОРАЗМЕРНЫМИ ЧАСТИЦАМИ ДИОКСИДА ТИТАНА

Докт. техн. наук, доц. ПИЛИНЕВИЧЛ. П.1, канд. техн. наук, доц. МАРЦУЛЬ В. Н.2),

асп. ЗАЛЕССКАЯ М. В.1

1 Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники,

2Белорусский государственный технологический университет

Очистка воды от загрязнений, содержащих различные органические вещества и их соединения, вирусы и бактерии, - одна из основных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Анализ методов очистки и обезврежива-

ния воды показал, что наиболее эффективным методом является очистка с помощью фотокатализатора на основе диоксида титана. Однако, несмотря на то что в последнее время опубликовано много работ, посвященных исследова-

Наука итехника, № 6, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.