Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивости бизнес-процессов на основе интегрированного управления'

Обеспечение устойчивости бизнес-процессов на основе интегрированного управления Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
430
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНФИГУРАЦИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССА / УСТОЙЧИВОСТЬ БИЗНЕСА / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / RECONFIGURATION OF BUSINESS PROCESSES / STABILITY BUSINESS / THE UNCERTAINTY OF BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бурый А. С.

В статье рассматриваются вопросы применения экспертных систем на этапе разработки стратегии моделирования бизнес процессов, устойчивых к реальным условиям рыночного риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINING BUSINESS PROCESSES THROUGH INTEGRATED

The article examines the use of expert systems during the development strategy of modeling business processes that are resistant to the actual conditions of market risk.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивости бизнес-процессов на основе интегрированного управления»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Бурый А.С., д.т.н., профессор

В статье рассматриваются вопросы применения экспертных систем на этапе разработки стратегии моделирования бизнес процессов, устойчивых к реальным условиям рыночного риска.

Ключевые слова: реконфигурация бизнес процесса, устойчивость бизнеса, неопределенность бизнес-процессов

SUSTAINING BUSINESS PROCESSES THROUGH INTEGRATED

Bury A., doctor of technical sciences, professor

The article examines the use of expert systems during the development strategy of modeling business processes that are resistant to the actual conditions of market risk.

Keywords: reconfiguration of business processes, stability business, the uncertainty of business processes

Будем полагать, что управление бизнес-процессами направлено на оптимизацию различных видов деятельности компаний и их адаптацию к изменяющимся внешним условиям. Неотъемлемой частью этого управления является организация взаимодействия внутри компании, документооборота в компании, взаимодействие с внешними организациями. Поскольку процессы могут включать в себя не только задачи, реализуемые человеком, но и автоматизированные функции информационных систем, важно обеспечить интеграцию процессов и программных компонентов и их устойчивость к случайным изменениям.

Под реконфигурацией будем понимать изменение структуры и параметров бизнес-процесса (БП) в соответствии с требованиями и программой бизнес - проектирования. Необходимость в реконфигурации может быть обусловлена результатами проводимого реинжиниринга БП.

Реконфигурация позволяет повысить устойчивость интегрированной системы управления организацией. Управление конфигурацией БП предполагает рассмотрение отдельных подразделений предприятия в качестве объектов управления.

В этой связи возникает задача создания специальной подсистемы управления конфигурацией, позволяющей в условиях ограниченного времени оценивать, например, рыночную ситуацию и осуществлять соответствующую перестройку БП оптимальным образом. Решение этой задачи возможно лишь в условиях придания системе свойств экспертного анализа ситуации, т.е. наделением системы базой данных и знаний о возможных ситуациях и умением строить логические выводы о сложившейся ситуации.

Эффективность принятого решения по анализируемой ситуации (при переходе на новую технологию, продукт) может быть оценена величиной потенциальных потерь компании (предприятия). Экспертная оценка объемов производства, комплектующих элементов, ценовой динамики определяет возможные сценарии развития бизнес-процесса и направления построения возможных сценариев управления БП.

Выделим три модели взаимодействия между лицом, принимающим решение (ЛПР) и экспертной системой (ЭС) [1]: 1. ЛПР - ЭС -советчик; 2. ЛПР - ЭС - коллеги; 3. ЭС - автономный помощник. В моделях первого класса в процесс реконфигурации БП вмешивается ЛПР, но на основе рекомендаций ЭС, роль которой сводится к обеспечению процедур поддержки принимаемых ЛПР решений. В моделях второго класса ЛПР и ЭС в равной мере ответственны за управление реконфигурацией БП. Конфликтные ситуации, которые могут иметь место, требуют от ЭС развитой системы логического обоснования принимаемого решения, т.е. возможности использования инвариантных сценариев и т.п.

Использование ЭС в качестве автономного помощника предусматривает, что ЭС осуществляет реконфигурацию БП, например, в нештатной ситуации в условиях ограничения времени на принятие решения. Использование той или иной модели взаимодействия зависит от этапа или ситуации управления.

ЭС, поддерживающая реконфигурацию БП, должна решать следующие задачи: тестирование и контроль БП (анализ внешних и внутренних параметров БП, сопоставление, например, с плановыми показателями); принятие решений на вынужденное изменение сценария; выбор конфигурации БП на основе анализа ситуаций; реконфигурация ресурсов (управление складскими запасами, программой взаимодействия с поставщиками и т.д.).

Исходя из перечисленных задач, система должна включать в себя следующие составляющие (рис. 1): блоки оценивания состояния внешней (БОВшС) и внутренней среды (БОВнС); интерпретатор ситуаций; планировщик ситуации; блок обучения; база сценариев.

Интерпретатор подготавливает информацию к виду, удобному для представления ЛПР, а также для передачи ее планировщику.

Информация Авых характеризует текущую ситуацию, это может быть текстовая информация, на основании которой планировщик рекомендует осуществить реконфигурацию БП - Kпс . При этом планировщик ставит некоторую обобщенную ситуацию X , которой соответствует некоторая конфигурация S^ из базы моделей сценариев м , входному тексту Авых .

Рис. 1. Система управления реконфигурацией бизнес-процессом

Представим рассматриваемый процесс управления реконфигурацией в формализованном виде, для чего будем представлять БП в момент времени Ї^ , как

х (ік) = {X ии },

где: X,и,№ - множества параметров состояния, соответственно БП, системы управления и внешней среды. Таким образом, (1) определяет семантику ситуации управления, а ее синтаксис отразим как

X * = {Т,Г, П,Я, Рп,¥п}, г = {Г},

г = {П, Я }, П * =■У П; я * =У я, ; р * =У рпі

(І)

(2)

Ут :Т —— (Гх Рп ); уп :П —— П ; :К —— К ,

где Т -множество интервалов времени; Г -множество мультиграфов, каждый из которых состоит из множества вершин (понятий) (П) и дуг (отношений) между вершинами К; Рп - вектор предикатов; ут ,¥п ,¥к - отображения, определяющие параметры ситуации

текущий момент времени.

На основании этого образ текущей ситуации интерпретатор представляет ЛПР в виде

Дд,( X •)=Y P

Пі

i=1

£а.-( X)

i =1

Y Pnix

i =1

i =1

YP

Пі

i =1

i =1

(3)

где /Л а ( X ) - функция принадлежности, определяющая понятия из терм-множества соответствующей переменной; Рп - вектор

предикатов размерности (к+ш+н).

Таким образом, соотношения (1)-(3) показывают, что текущая бизнес-ситуация представляется интерпретатором в виде совокупности понятий в терминах профессионально-ориентированного языка ЛПР. По идентифицированной ситуации планировщик формирует план действий ЛПР по реконфигурации БП.

Если представить планировщик в виде иерархической структуры, то образ ситуации (3) однозначно определяет критерий О0 из

допустимой области критериального пространства верхнего уровня планировщика О , т.е. ЛА.(X *) — О е Б0.

рассматривается в виде директивы для нижних уровней планировщика, причем выбор Оо приводит к перераспределению критериев по формированию связей между элементами БП на всех уровнях планировщика в виде:

D. = min{Dk є D. *}, DiK = min{B2 є Dk2 *}... D^., = min{Dpn є DM *},

k l P

(4)

где п - количество уровней иерархии планирования

В

к ,*

- множество допустимых критериев второго уровня иерархии планировщика,

индуцированное выбором к-го критерия на первом уровне.

Таким образом, соотношения (4) определяют декомпозицию глобального критерия формирования связи ЛПР - процедуры БП по

вертикали. Исходя из этого, Оо на каждом шаге оценки текущей ситуации представим в виде:

Do = {Вік,В2,..., DP}

(5)

Декомпозиция Б07 позволяет каждому /-му уровню планировщика формировать связь S ■ в соответствии с о1 , которая агрегируется

по вертикали в направлении, обратном направлению декомпозиции . Связь S ■ по составляющим представим с учетом (5) в виде:

5* = 5 2,..., }.

Полную адаптивность к меняющейся обстановке (конъюнктурной, социальной, информационной и т.д. сред) обеспечивают системы, обладающие свойствами самоорганизации и способные функционировать в условиях неопределенности. Неопределенность нередко рассматривают как синоним случайности, однако это самостоятельное системное понятие, т.к. подчиняет себе неизвестные грани ситуации и может быть декомпозировано.

Для информационных систем в бизнесе различают следующие виды неопределенности: 1) неопределенность, связанную с незнанием конкретных значений случайных величин или функций, для которых известны статистические и вероятностные свойства (законы распределения, корреляционные функции); 2) неопределенность, связанную с незнанием некоторых факторов среды (действия конкурентов на рынке, свойства нового продукта и т.д.), влияющих на БП; 3) неопределенность, связанную с неадекватностью применяемых математических моделей, характеризующих протекающие БП; 4) неопределенность, связанную с риском принятия решений.

Существование всех рассмотренных свойств для различных уровней организационного управления подтверждает способность системы к самоорганизации и восстановлению утраченных в процессе применения свойств.

При рассмотрении систем управления бизнес-процессами [2] с позиций сложных систем, для которых характерны свойства уникальности; слабопредсказуемости (никакое знание поведения на интервале (-Т, 0] не позволяет точно предсказать поведение на интервале

(Од]

; негентропийности или целенаправленности, т.е. система в состоянии управлять своей энтропией при случайном воздействии

среды или случайных внутрисистемных изменениях при последующем достижении к цели функционирования с допустимой потерей качества).

Целенаправленность - «стремление» к достижению цели в условиях поддержания протекающих процессов функционирования, ведущих к цели. Свойство уникальности является внешним по отношению к системе, а свойство негентропийности - внутренним, не всегда доступным пониманию исследователя, для которого на первый план выступает свойство слабой предсказуемости поведения, являющееся практическим признаком сложной системы, когда как остальные свойства могут быть выявлены в процессе исследования.

Таким образом, обеспечивая устойчивость системы к случайному изменению обстановки, за счет спланированного использования возможных сценариев развития бизнеса возможно своевременно и оперативно реагировать на рыночные процессы и другие факторы, характеризующие динамику взаимодействия участников рыночного взаимодействия. Реализация на практике возможности реконфигурации БП в первую очередь должна себя проявить в электронном бизнесе, т.к. создает потенциал для действительной и свободной функциональной совместимости программных средств. Такая совместимость означает, например, что программы могут обращаться друг к другу за информацией. Подобная функциональная совместимость может быть настроена один раз и затем многократно использоваться при анализе сложившейся ситуации.

Литература:

1. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник в 3-х ч./ А.И. Орлов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

2. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011.

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА И ОПТИМИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА КОРПОРАЦИИ

Стреха А.А., к.э.н., ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассмотрены компоненты службы документационного обеспечения управления (ДОУ), а также предложен алгоритм анализа документооборота, адаптированный с учетом специфики деятельности производственной компании, основанный на выявлении узких мест системы документооборота и оптимизации движения документов в целях рациональной организации труда.

Ключевые слова: информационная система, документационное обеспечение управления, алгоритм оптимизации.

DEVELOPMENT OF INFORMATION SYSTEM FOR ANALYSIS AND OPTIMIZATION OF CORPORATE DOCUMENT WORKFLOW

Strekha A., candidate degree of economic sciences, FSUE «STANDARTINFORM»

The article overview components of document provision for management, as well as suggests algorithm for analysis of document workflow adapted with respect to specifics of a production company based on revealing bottlenecks of workflow system and optimization of document transfer in accordance with rational organization of operational activities.

Keywords: information system, document provision for management, optimization algorithm.

В основе информационной системы производственной компании лежит совокупность документов, хранящихся на различных носителях. В совокупности движение документов между основными информационными узлами производственной компании называется документооборотом. Поэтому система документооборота -такая же часть производственной инфраструктуры, абсолютно равноправная и необходимая, как и оборудование, ресурсы и персонал.

Перед тем, как перейти к описанию методики, рассмотрим проблемы, возникающие при организации службы документационного обеспечения управления (ДОУ) в производственной компании, так как от ее эффективного функционирования во многом зависит качество функционирования системы документооборота в производственной компании.

Рациональная организация службы ДОУ, как правило, требует решения следующих проблем [1]. Первой проблемой остается определение статуса службы в структуре производственной компании. По мнению Т.В. Кузнецовой, это обязательно должно быть самостоятельное структурное подразделение, подчиненное непосредственно руководителю. Именно в плохой работе этой службы кроется несвоевременность принятия решений, отправки ответов, посылки запросов, плохая подготовленность командировок руководителя, неграмотный ответ по телефону, неэффективное и неоперативное проведение совещаний и т.д.

Кроме того, место службы ДОУ коренным образом меняется с внедрением компьютерных технологий, созданием баз данных. Чаще всего внедрением компьютерных систем в производственной компании занимается специально созданный отдел (служба информационного обеспечения). Это должна быть единая с ДОУ служба, имеющая соответствующую структуру.

Секретарь, в том числе секретарь руководителя, в этом же справочнике отнесен к категории не специалистов, а технических исполнителей и для секретаря в настоящее время по требованиям к

квалификации достаточно «начальное профессиональное образование без предъявлений требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявлений требований к стажу работы».

Такие квалификационные характеристики не учитывают ни изменившиеся взгляды на информационные ресурсы и организацию информационно-документационного обслуживания, ни потребности рынка, ни развернувшуюся широкую профессиональную подготовку специалистов. Наличие таких официально утвержденных должностных характеристик принижает значение специалистов, подготавливаемых как вузами, так и образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Следующая проблема, решаемая при организации службы ДОУ - это разработка полного пакета нормативно-правовых актов и методических документов, определяющих порядок документирования (создания) документов и организации работы с ними в конкретной производственной компании. К ним относятся следующие документы.

1. Положение о службе ДОУ - основной нормативный документ, в котором закрепляется место службы в структуре производственной компании, ее цели, задачи, функции, права и ответственность. Какие права будут записаны в Положение о службе ДОУ - те она и будет иметь. Разработка Положения - ответственейший момент в организации работы службы ДОУ и закреплении за ней должного статуса в структуре производственной компании, учреждения или фирмы.

2. Должностные инструкции на каждого работника службы ДОУ, закрепляющие распределение обязанностей и права каждого работника.

3. Инструкция по делопроизводству, устанавливающая в производственной компании рациональный, на базе новейших технологий, порядок создания документов и работы с ними.

Это минимальный пакет документов, наличие которых, если

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.