Научная статья на тему 'Обеспечение условий безопасной жизнедеятельности населения промышленного мегаполиса'

Обеспечение условий безопасной жизнедеятельности населения промышленного мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Лидия Ильинична, Яковлева Елена Викторовна

В статье раскрывается изучение проблемы безопасной жизнедеятельности населения промышленного города (на примере одного из его районов) при реализации экологического проекта «Наш общий дом». Ведущей идеей проекта является координация образовательных, общественных учреждений, жилищно-коммунальных структур, администрации предприятий по улучшению экологического состояния и повышения безопасности жизнедеятельности населения района на основе специфической проектной деятельности для каждого учреждения, организации, предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение условий безопасной жизнедеятельности населения промышленного мегаполиса»

то есть правильными знаниями о жизни. Его духовное стремление - жизнь ради истины, добра, красоты и любви. Если мы духовно развиты, то находимся в гармонии с самим собой, и нас не мучают неразрешимые проблемы взаимоотношения с окружающими, то мы будем более свободными в выборе решений, которые будут зависеть от нашей системы духовно-нравственных ценностей.

Отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность - это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и дает ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Она открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Под духовностью человека понимается его способность различать приоритеты жизненные и ценности, подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни. Духовный человек никогда не будет несправедливым; зная, что имеет больше возможностей, чем остальные, он будет стараться помочь им, поддержать их, показывая пример. Духовность -высшее достояние человеческой души, сердце личности. Проявлением духовности человека является его признак духовного здоровья. Духовная личность не может быть жадной, злой, завистливой, лицемерной, неудовлетворенной, так как то, что у нее внутри себя, дает ей полное удовлетворение жизнью и окружающим миром. Духовность дает радость, несравнимую с внешним обладанием материальным или наделением властью.

Когда нет внутренней гармонии, то ум человека оправдывает плохие поступки, всегда находя им удобное для себя объяснение. Присутствует постоянная озабоченность поддержанием статуса собственного «Я» и эго, где непрерывная «словомешалка» истощает организм, нуждающийся в гармонии. А ведь реальность человека - его внутренняя и внешняя гармония. Духовные знания не только ведут к определенному виду деятельности, они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Духовный человек — это человек, способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ.

Литература

1. Александрова, Р.И. Философия образования российского зарубежья: духовно-нравственные искания / Р.И. Александрова, А.И. Белкин. - Новосибирск, 2001.

2. Бородина, Н.К. Духовность: феномен и понимание /

Н.К. Бородина. - Волгоград, 1999.

3. Клизовский, А.И. Основы миропонимания Новой эпохи / А.И. Клизовский. - М., 2000.

4. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы: Кн. для учителя. - М., 1993.

5. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. - М., 2001.

6. Шафиков, М. Духовный потенциал науки / М. Ша-фиков // Ватандаш. - 2003. - № 2. - С. 160 - 166.

7. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М., 1997.

УДК 37.032

Л.И. Бурова, Е.В. Яковлева

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО МЕГАПОЛИСА

В статье раскрывается изучение проблемы безопасной жизнедеятельности населения промышленного города (на примере одного из его районов) при реализации экологического проекта «Наш общий дом». Ведущей идеей проекта является координация образовательных, общественных учреждений, жилищно-коммунальных структур, администрации предприятий по улучшению экологического состояния и повышения безопасности жизнедеятельности населения района на основе специфической проектной деятельности для каждого учреждения, организации, предприятия.

Безопасная жизнедеятельность, экологическая безопасность, экологическая культура, экологический проект.

The article considers the problem of safe vital activity of the population of an industrial megalopolis (on the example of one of the areas) while implementing the environmental project “Our Common Home”. The project aims at coordinating educational, public institutions, housing and communal services, and administration of the enterprises on improving environment and safe vital activity of the population based on the specific project activity for every institution, organization and enterprise.

Safe vital activity, environmental safety, environmental culture, environmental project.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1997 г.) отмечается, что «переход нельзя осуществить, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности» [6, с. 635].

Экологизация развития общества, города требует разработки соответствующих научных подходов и методов формирования среды жизни населения. Экологический подход к городу рассматривается рядом авторов как общенаучный подход, суть которого заключается в рассмотрении города как сложного органа, состоящего из взаимодействующих элементов, связанных с внешним социальным и природным окружением. Данный подход является междисциплинарным, предполагающим изучение не только социальных, экономических, культурных, но и энергетических, информационных и иных связей [6].

Город - это среда жизни возрастающего числа людей и место концентрации различных, делающихся все более разнообразными видов деятельности. В городах сосредоточилось огромное историкокультурное наследие. Особенность города заключается и в том, что он представляет собой модель общества, которая отражает особенности, противоречия, проблемы района, в котором он находится, отрасли, представленной в его производственной структуре.

Как среда, как социальный организм, город существенно влияет на людей. Влияние это зачастую противоречиво. С одной стороны, в городе создаются благоприятные условия как для духовного и физического расцвета человеческой личности, с другой -для возникновения самых разнообразных явлений социальной и медицинской патологии. На сегодняшний момент, к сожалению, стала очевидной общая тенденция развития и роста городов - прогрессирующее ухудшение в них условий жизни.

Одна из наиболее острых проблем в городах - загрязнение окружающей среды. На основе регулярно публикуемых в последние годы данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязненных сточных вод в водоемы составлены карта и список наиболее опасных в экологическом отношении 140 городов (13,2 % от общего их числа в России) [7].

В Вологодской области г. Череповец является самым крупным промышленным городом. Несмотря на усилия, предпринимаемые администрацией города, предприятиями город остается экологически неблагополучным. В общем объеме выбросов веществ, загрязняющих в атмосферу от стационарных источников по Вологодской области, на г. Череповец приходится 301,8 тыс. т. Из загрязняющих веществ наибольшая доля приходится на оксид углерода (213,7 тыс. т), диоксид азота (14,9 тыс. т), неорганическую пыль, пыль аппатита, удобрений, огарка. Основную массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в г. Череповце дают предприятия ОАО «Север-

сталь» (287,3 тыс. т), ОАО «Аммофос» (6,55 тыс. т), ОАО «Череповецкий Азот» (3,54 тыс. т). За последние годы значительное влияние на состояние атмосферного воздуха оказывает ежегодный рост автомобильного транспорта. За пятилетний период валовые выбросы от передвижных источников увеличились на 4,81 тыс. т. Индекс загрязнения атмосферы в 2009 г. составил 10,39 единицы и характеризует уровень загрязнения атмосферного воздуха как «высокий». К химически опасным объектам города относятся: ОАО «Череповецкий Азот», и МП «Водоканал». К экологически опасным объектам относятся: ОАО «Северсталь», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий Азот», Череповецкий сталепрокатный завод (ртутьсодержащие лампы, отходы химического и металлургического производства) [6].

Объем загрязняющих веществ в атмосферу, водные, почвенные ресурсы от стационарных источников распространяется на всю территорию г. Череповца, ухудшая экологическую безопасность. Т аким образом, проблема улучшения экологической обстановки в городе Череповце, как и в подавляющем большинстве городов России, является в настоящее время особенно актуальной, обеспечивающей безопасность жизни населения. Неблагополучная экологическая обстановка в городе побуждает ставить проблему воспитания экологической культуры населения как наиболее значимую. Особенно важной является задача воспитания экологической безопасной жизнедеятельности.

Содержание экологической культуры представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов:

- экологических знаний (естественнонаучных, гуманитарных, ценностных, нормативных, практических);

- экологических чувств (сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, чувства опасности и др.);

- экологически оправданного поведения (реализация экологических знаний, чувств в деятельности личности);

- экологического мышления (установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей);

- экологического сознания (осознание морального выбора способа целесообразной и безопасной жизнедеятельности, которая согласуется с экологическим императивом);

- познание себя и отношение к себе и окружающему миру как компонентам единой системы.

Экологическая безопасность входит в содержание каждого компонента экологической культуры.

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, которая носит скрытый характер и имеет следующие признаки: угроза жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Анализ литературы показал, что большинство ученых (Л.П. Анастасова, Ю.Г. Афанасьев, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский, В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско, В.В. Са-

пронов, В.А. Синякова, Л.И. Трутнева, М.П. Фролов и др.) выделяет ряд опасностей: опасности дома, опасности на улице, опасности в природе, опасности в учреждениях, на производстве, опасности во взаимодействии с людьми и др.

В словаре С. И. Ожегова термин безопасность трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [4, с. 46], т.е. понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности. В то же время раскрывается понятие опасности. «Опасный - способный вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье» [4, с. 413]. Следует отметить, что термин «безопасность» часто используют для оценки качества источника опасности, говоря о неспособности источника генерировать опасности. В науке пока нет такого термина, который бы описывал различные свойства источников опасности: «неопасность», «совместимость», «экологичность» и т. д.

Анализ научной литературы показал, что под безопасностью человека понимается не только и не столько способность человека защитить себя и свое здоровье от внешнего негативного влияния, но и избежать попадания в «опасную среду» (ДТП, несчастный случай, провокация и насилие, дурной пример, влияние улицы, нападение животного, загрязнение воздуха, воды, почвы и т. д.).

Кроме того, по определению В. Н. Мошкина, понятие «безопасность жизнедеятельности» можно использовать для фиксации внешних предпосылок безопасности человека; понятие «безопасная жизнедеятельность» - для обеспечения жизнедеятельности по законам безопасности (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий факторов риска), основанная на сочетании социально обусловленных (культура безопасности) и природных свойствах субъекта жизнедеятельности, при которых риск причинения ущерба не превышает допустимого» [4, с. 15].

В нашем исследовании создание условий безопасной жизнедеятельности населения одного из районов города решается (по возможности) через проектную деятельность всех жителей района.

В мировой практике проектная деятельность осуществляется при выполнении различных экологических проектов. Проектный метод признан достаточно эффективным для реализации междисциплинарного подхода в различных областях образования и воспитания. Под проектом в области экологического образования понимается способ поэтапной организации и описания деятельности, направленной на изучение или осуществление изменений в окружающей среде, за ограниченное время и с использованием ограниченного ресурса.

Освоение проектного метода, как способа организации своей профессиональной деятельности, может решить ряд актуальных задач экологического образования в условиях современных образовательных учреждений (детских садов, школ, лицеев, техникумов и т.д.). Проектная деятельность позволяет проводить и значимую природоохранную деятельность, обучающихся, педагогов, родителей, общественности.

Структура работы над проектом включает ряд этапов:

1. На первом этапе идет вызревание идеи, кристаллизация мотивов, выбор темы.

2. Предпроектное исследование, в ходе которого происходит ориентация в теме и подготовка к работе.

3. Целевая установка и конкретизация задач. Цель должна быть в виде конкретной и позитивной формулировки, связанной с контекстом и реальным сроком. Правильно сформулированные цели называют в том случае, если в их формулировке содержится вся информация, которая указывает, в чем заключается цель и по каким признакам можно определить, что она достигнута. Задачи разбивают цель на отдельные части и намечают путь реализации цели.

4. Планирование деятельности: что? как? когда? кто? В это время необходимо знать ресурсы, предполагать возможные препятствия, учитывать время на подготовку. На стадии планирования реализации проекта необходимо различать понятия «открытый» и «закрытый» проект. Закрытый подход в проекте требует жесткой регламентации всех видов деятельности, направленной на достижение запланированного результата. Открытый подход в проектной деятельности более гибкий, в нем предусматривается самостоятельное планирование работы участниками, что делает необходимыми определенные знания; поощряется самостоятельная корректировка деятельности и определение микрозадач. Особый акцент делается на произвольном формировании групп. Все это подчеркивает самоценность опыта, знаний участников, а весь процесс направлен на развитие динамических качеств личности. Если даже проект выполняется в режиме «закрытого», то в нем должна быть заложена идея развития. Каждый этап создает основу и предпосылки для расширения решаемой задачи. Это может быть вовлечение в анализ новых объектов; расширение методов исследования; расширение круга решаемых задач.

5. Реализация плана. Стадия реализации проекта должна сопровождаться мониторингом и рефлексией. Рефлексия в проектном образовании может помочь выявить проблемы содержательного, структурного и группо-динамического характера и способствовать их разрешению. С помощью рефлексии, возможно, будут найдены ответы на вопросы, возникающие при реализации «новых» методов, процессов. Методы рефлексии могут охватывать два направления: с одной стороны, они позволяют обобщать результаты совместной работы в группе, с другой стороны - сопоставлять достигнутые результаты с целями, которые были поставлены. Мониторинг (фиксирование происходящего) и рефлексия (осмысление происходящего) неразрывно связаны друг с другом и осуществляется в произвольной форме (дневники, статьи в СМИ, фотоотчеты, видеоматериалы в Интернет и т.п.)

6. Отображение результатов и представление проекта. Все проекты обязательно должны завершаться презентацией проекта, что способствует самооценке участников проекта и маркетингу результатов.

7. Оценка проекта часто оказывается наиболее сложной. Успешным признается проект, результат которого имеет самостоятельную ценность или, что важ-

нее, предполагает дальнейшее саморазвитие после срока окончания реализации проекта.

В процессе исследования, на первом этапе реализации экологического проекта, были изучены документы регионального и муниципального уровня в различных учреждениях, предприятиях. Анализ документов позволил сделать вывод, что в городе и области ведется систематическая работа по улучшению экологической обстановки. Для обеспечения экологической безопасности, сохранения и укрепления здоровья горожан, поддержания приоритетности данных целей для устойчивого развития общества и повышения качества жизни населения постановлением мэрии города в 2009 г. утвержден Комплексный план действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 г. Комплексным планом действий обеспечивается преемственность организации природоохранной деятельности в городе, заложенной в ранее действовавшей городской целевой программе «Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий» на 2004 - 2015 гг.

Основные положения комплексного плана действий реализуются через систему городских долгосрочных программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, капитального

строительства, культуры, физической культуры и спорта, программ деятельности сфер, программ муниципальных и промышленных мероприятий по снижению нагрузки на окружающую среду, улучшению условий труда работающих, их оздоровлению.

В городе утверждены долгосрочные целевые программы «Экология города» на 2009 - 2015 гг., «Здоровый город» на 2009 - 2012 гг., «Спортивный город» на 2009 - 2011 гг. и др. Семнадцатью предприятиями города разработаны мероприятия по снижению объемов валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объемов сбросов недостаточно очищенных сточных вод, объемов размещаемых производственных отходов.

В 2009 г. были сформированы два целевых блока мероприятий «Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду» и «Профилактика и оздоровление населения». Мероприятия сформированы на основе прогнозов основных направлений деятельности органов мэрии и предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города.

На втором этапе исследования, с учетом содержания данных программ и мероприятий с 2006 г., был разработан и реализуется экологический проект «Наш общий дом» (Северный район г. Череповца) [1].

Ведущей идеей проекта является координация образовательных, общественных учреждений, жилищно-коммунальных структур, администрации предприятий по улучшению экологического состояния Северного района и повышения безопасности жизнедеятельности его населения на основе специфической (адекватной каждому учреждению) проектной деятельности.

Северный район является компактным, территори-

ально ограниченным, где сосредоточено много учреждений, промышленных предприятий, проживает населения более 18 тыс. человек. Самое крупное предприятие - фанерно-мебельный комбинат, один из крупнейших и перспективных на Северо-Западе. Лидер в своей отрасли - спичечная фабрика. Крупнейшие предприятия Вологодчины: молочный комбинат, мясокомбинат и несколько коммунальных предприятий. Район имеет необходимый набор учреждений по оказанию услуг горожанам: образовательные, спортивные объекты, учреждения здравоохранения. Учреждения образования района: 3 школы, 8 детских садов, одно профтехучилище. Из учреждений культуры - две библиотеки, ДК «Северный», здравоохранение представлено одной взрослой и одной детской поликлиниками.

Условиями реализации экологического проекта «Наш общий дом» (Северный район г. Череповца) с целью обеспечения безопасной жизнедеятельности являются:

• проведение специалистами экологического мониторинга как непрерывного слежения за состоянием окружающей среды с целью выявления очагов неблагоприятных ситуаций, отслеживание динамики изменений, замеры интенсивности процессов и амплитуд экологических сдвигов и др.;

• программно-методическое обеспечение экологического проекта «Наш общий дом»;

• подготовка руководителей учреждений и предприятий, педагогов, к реализации проекта;

• организация мониторинга: опасностей, существующих в районе города, и знаний об их минимизации; реакций на опасности; понимание причин, усложняющих ситуацию; выбор способа целесообразной деятельности в опасной ситуации; умение грамотно действовать в опасной среде в быту, в природе, на производстве и др.;

• систематическое применение метода проектов как способа осуществления поэтапной практической деятельности детей и взрослых, которая ориентирована на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, способствующая безопасной жизнедеятельности;

• скоординированность работы всех участников реализации проекта «Наш общий дом» на основе стремления улучшить экологическое состояние и безопасную жизнедеятельность своего ближайшего окружения (дома, улицы, образовательных учреждений, предприятий) и района в целом;

• содержание проектной деятельности заключается в создании и реализации детьми и взрослыми различных видов экологических проектов - практических, познавательных, образовательных, исследовательских, игровых, творческих и др., направленных на безопасное взаимодействие с объектами природы и социума;

• создание экономических условий и материально-технического обеспечения реализации экологического проекта.

• координация дошкольной, школьной и внешкольной систем образования, начального, среднего и высшего профессионального образования и эколого-

просветительной деятельности неправительственных организаций;

• создание инфраструктуры для воспитания экологической культуры как результата непрерывного экологического образования;

• проведение мониторинга экологической культуры населения Северного района города;

• создание экономических и материальнотехнических условий обеспечения реализации экологического проекта;

• создание системы практической деятельности населения по улучшению окружающей среды в районе и безопасной жизнедеятельности.

В Северном районе города экологический проект «Наш общий дом» реализуют следующие учреждения (МОУ СОШ № 13, 29, 33 и МОУ ДОУ № 60, 91, 102, 128, 22, 6, 16, 51 и др., ПТУ № 37), промышленные предприятия, ЖКХ, учреждения культуры и здравоохранения. В содержание деятельности в рамках проекта, в которой принимают участие дети, их родители, все жители района, входит: просвещение населения об экологической обстановке в городе и районе, благоустройство территории (озеленение, чистота территории), уборка берегов р. Ягорбы, экономия природных ресурсов - электроэнергии, воды, обеспечение безопасной жизнедеятельности обучающихся и взрослого населения.

В реализации мероприятий экологического проекта «Наш общий дом» принимают участие структурные подразделения района, муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта. Большую помощь оказывают учреждения государственных территориальных органов в сфере гидрометеорологии и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, основные природопользователи, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на территории района, общественные организации [2].

Несмотря на постепенное улучшение качества жизни в Северном районе, имеются потенциальные возможности минимизации экологической опасности, т. е. улучшения его экологического состояния. Более активно реализуется экологический проект в образовательных учреждениях. В дошкольных образовательных учреждениях происходит адаптация к местным условиям программ, воспитывающих ценностное отношение к себе, к окружающим, к природе, формирующим знания об окружающем мире, безопасном поведении в нем, стимулирующим коммуникативную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности.

Школьный этап закладывает фундамент для последующей активной деятельности по сохранению природы, постоянному и систематическому улучшению ближайшего окружающего природного и социального пространства, для формирования навыков безопасности, формирования основ здорового образа жизни. Во всех указанных школах ведется экологизация содержания типовых учебных программ по биологии, географии, химии, физике, курсу начальной школы «Окружающий мир» с учетом местных условий; в целях реализации практической направ-

ленности курсов начальной школы внедряется программа экологической практики учащихся 1 - 4 классов, методические рекомендации по ее проведению, используются «Тетради юного эколога», где фиксируются результаты изучения и охраны природы, рассматриваются правила безопасного поведения в природе.

Происходит систематическое усиление практической направленности во внеклассной работе:

• создание системы занятий в природе через формирование экологической тропы в школе (МОУ СОШ № 13) и каждом детском саду Северного района;

• посадки на территориях вокруг образовательных учреждений семян, рассады, кустарников и деревьев; уход за комнатными растениями в комнатах природы;

• работа экологического отряда в школе № 29;

• активизация деятельности школ и детских дошкольных учреждений в реализации Программы Дней защиты от экологической опасности: акции, конкурсы, уборка территории и т. д.;

• функционирование экологических театров в школах № 13, 29, 33 и детском саду № 102.

На базе школы № 13 и 29 организована и работает проблемная группа воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей школ Северного района. В ходе работы изучаются теоретические вопросы проектной деятельности, разрабатываются общие и локальные проекты воспитания экологической культуры населения. Кроме того составлена программа комплексной реализации проекта «Наш общий дом» и годовой план мероприятий, определены основные доминирующие направления реализации проекта по годам.

С целью теоретической подготовки реализации проекта воспитатели, библиотекари, учителя, педагоги дополнительного образования участвовали в городских совещаниях, семинарах по вопросам воспитания экологической культуры. (Например, семинар для педагогов школ «Экологическая тропа как форма организации обучения и воспитания», совещание «Организация, условия, этапы формирования экологической культуры населения Северного района», совещание «Комплексный экологический проект «Наш общий дом»: результаты, планирование работы»; семинар «Экология промышленного города и т.д.).

В качестве конкретных результатов реализации проекта «Наш общий дом» в 2010 г. можно отметить следующие достижения образовательных учреждений: проведен городской фестиваль экологических театров среди коллективов школ, детских садов, библиотек; проведены Дни защиты от экологической опасности, в которых приняли участие более 82 тыс. человек; в школе № 33 силами обучающихся осуществляется проект «Мониторинг экологического состояния кабинетов: освещенности, экологической комфортности», в рамках которого рассматриваются параметры безопасной для человека среды в школьных кабинетах; в ходе общероссийской акции реализованы практические работы по благоустройству

территории города (улиц, территорий образовательных учреждений, промышленных предприятий района) силами студентов и учащихся, городских служб и промышленных предприятий.

Подводя некоторые итоги и ставя перспективы, можно сделать вывод о положительном опыте проектной деятельности как фактора обеспечения безопасности жизни населения города, устойчивого развития общества и воспитания экологической культуры.

Литература

1. Бурова, Л.И. Воспитание экологической культуры населения Северного района в условиях реализации проек-

та «Наш общий дом». Концепция / Л.И. Бурова, Г.А. Сухова, Е.В.Яковлева. - Череповец, 2006.

2. Бурова, Л. И. Школа - центр воспитания экологической культуры в условиях промышленного города / Л.И. Бурова, Е.В. Яковлева. - Череповец, 2007.

3. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников / В.Н. Мошкин. - Барнаул, 2002.

4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1964.

5. Отчет за 2009 год о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности в городе. - Череповец, 2010.

6. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России / В.Ф. Протасов. - М. - 1999.

7. Самкова, В.А. Загрязнение окружающей среды в городе и здоровье человека / В.А. Самкова. - М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378. 144

М.Е. Вяткин

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАЕ С.В. Юртаев

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье представлена работа по формированию речевой компетентности у студентов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Рассмотрена сущность понятия - прием обучения. Показана роль приемов обучения в учебном процессе, их значимость и эффективность. Описана поэтапная структура исследования, в которой подробно отражены приемы, развивающие навыки восприятия информации, умения различать виды речи, использовать аргументы и факты в убеждающей речи, применять речевые жанры в профессионально значимых высказываниях.

Прием обучения, метод обучения, речь, компетентность, речевая компетентность, информация, аргументация, речевой жанр.

This article presents the work on formation of verbal competence of the students - future teachers of life safety. The essence of the concept method of teaching is considered. The role of teaching methods in the educational process, their importance and effectiveness is shown. The article describes the step-by-step structure of the study, showing the techniques, developing the perception skills, the ability to distinguish types of speech, to use the arguments and facts in persuasive speech, to use speech genres in professionally significant discourse.

Method of teaching, teaching technique, speech, competence, verbal competence, information, reasoning, speech genre.

Формирование речевой компетентности представляет собой продолжительный процесс, который начинается с момента поступления студента в учебное заведение и заканчивается его окончанием. Сформированность речевой компетентности является одним из показателей качества подготовки будущих учителей, который характеризуется соблюдением норм литературного языка, социальнопсихологического и педагогического общения. Однако в настоящее время у студентов наблюдается снижение уровня владения речью. Существующие проблемы с речевой компетентностью у студентов, говорят о необходимости обучать их правильности и мастерству использования речи.

Для наиболее эффективного формирования речевой компетентности у студентов необходимо грамотно подобрать соответствующие приемы и методы. Раскроем сущность указанных понятий.

Под приемом обучения Ительсон Е. И. понимает

конкретную операцию взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. Приемы обучения обладают предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения [2].

Прием обучения часто трактуется как часть метода, отдельный акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков приемов обучения.

Реальная деятельность обучения состоит из определенных приемов. На уровне учебных предметов сочетания приемов составляют методики, и даже целостные методические системы. Поскольку приемов обучения по каждому учебному предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты и достаточности является обще-дидактический метод, конкретно воплощаемый данным при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.