Научная статья на тему 'Обеспечение социальной инфраструктурой как фактор устойчивого регионального развития (на примере сельских районов Республики Бурятия)'

Обеспечение социальной инфраструктурой как фактор устойчивого регионального развития (на примере сельских районов Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальная инфраструктура / сельские районы / устойчивое развитие / здравоохранение / регион. / social infrastructure / rural areas / sustainable development / healthcare / region.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дондокова Е. Б., Дарбашкеева О. М. -ж, Ошорова С. Д.

Целью исследования является изучение проблем обеспечения социальной инфраструктурой как фактора устойчивого регионального развития на примере сельских районов Республики Бурятия. В статье анализируется современное состояние социальной инфраструктуры в области здравоохранения. Для оценки доступности медицинского обслуживания в 21 сельском районе республики применены показатели число больничных коек на 10 тыс. человек сельского населения и мощность амбулаторно-поликлинических учреждений. Проведен анализ распределения финансирования по сельским районам в системе обязательного медицинского страхования. Научная новизна состоит в выработке путей перестройки модели социальной инфраструктуры с целью повышения доступности медицинского обслуживания. В результате станет возможным повышение качества и уровня жизни сельского населения, что и является реализацией цели устойчивого регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of social infrastructure as a factor of sustainable regional development (using the example of rural areas)

The purpose of the study is to study the problems of providing social infrastructure as a factor of sustainable regional development on the example of rural areas of the Republic of Buryatia. The article analyzes the current state of social infrastructure in the field of healthcare. To assess the availability of medical care in 21 rural districts of the republic, the indicators of the number of hospital beds per 10 thousand people of the rural population and the capacity of outpatient clinics were applied. The analysis of the distribution of financing by rural areas in the compulsory health insurance system is carried out. The scientific novelty consists in developing ways to restructure the model of social infrastructure in order to increase the availability of medical care. As a result, it will be possible to improve the quality and standard of living of the rural population, which is the realization of the goal of sustainable regional development.

Текст научной работы на тему «Обеспечение социальной инфраструктурой как фактор устойчивого регионального развития (на примере сельских районов Республики Бурятия)»

Provision of social infrastructure as a factor of sustainable regional development (using the example of rural areas)

Dondokova Elena Buyantuevna, DSc of Economics, Professor

Darbashkeeva Oiuna Munko-Zhargalovna, Postgraduate student

East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Republic of Buryatia

Oshorova Svetlana Dashеevna, PhD of Medical sciences, Department of Medical Care for the adult population Ministry of Health of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude, the Republic of Buryatia

The purpose of the study is to study the problems of providing social infrastructure as a factor of sustainable regional development on the example of rural areas of the Republic of Buryatia. The article analyzes the current state of social infrastructure in the field of healthcare. To assess the availability of medical care in 21 rural districts of the republic, the indicators of the number of hospital beds per 10 thousand people of the rural population and the capacity of outpatient clinics were applied. The analysis of the distribution of financing by rural areas in the compulsory health insurance system is carried out. The scientific novelty consists in developing ways to restructure the model of social infrastructure in order to increase the availability of medical care. As a result, it will be possible to improve the quality and standard of living of the rural population, which is the realization of the goal of sustainable regional development.

Keywords: social infrastructure; rural areas; sustainable development; healthcare; region.

Цитировать: Дондокова Е.Б., Дарбашкеева О.М.-Ж., Ошорова С.Д. Обеспечение социальной инфраструктурой как фактор устойчивого регионального развития (на примере сельских районов Республики Бурятия) // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 12-16. EDN: AENZUZ. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.2

Дондокова Елена Буянтуевна, доктор экономических наук, профессор

Дарбашкеева Оюна Мунко-Жаргаловна, аспирант

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ошорова Светлана Дашеевна, кандидат медицинских наук, начальник отдела медицинской помощи взрослому населению, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Улан-Удэ, Республика Бурятия

Целью исследования является изучение проблем обеспечения социальной инфраструктурой как фактора устойчивого регионального развития на примере сельских районов Республики Бурятия. В статье анализируется современное состояние социальной инфраструктуры в области здравоохранения. Для оценки доступности медицинского обслуживания в 21 сельском районе республики применены показатели - число больничных коек на 10 тыс. человек сельского населения и мощность амбулаторно-поликлинических учреждений. Проведен анализ распределения финансирования по сельским районам в системе обязательного медицинского страхования. Научная новизна состоит в выработке путей перестройки модели социальной инфраструктуры с целью повышения доступности медицинского обслуживания. В результате станет возможным повышение качества и уровня жизни сельского населения, что и является реализацией цели устойчивого регионального развития.

Ключевые слова: социальная инфраструктура; сельские районы; устойчивое развитие; здравоохранение; регион.

УДК 338.43, 332.1

5.2.3

Дондокова Е.Б., Дарбашкеева О.М.-Ж., Ошорова С.Д.

Обеспечение социальной инфраструктурой как фактор устойчивого регионального развития (на примере сельских районов Республики Бурятия)

Введение. В Концепции устойчивого развития многих стран приоритетное место занимают повышение качества жизни и преодоление социального неравенства. Уровень социального развития непосредственно отражают 8 из 17 целей устойчивого развития.

В Стратегии национальной безопасности РФ от 2021 г. [12] на первый план выдвинуты сохранение народов России и повышение благосостояния граждан и качества их жизни. В Стратегию включены принципы повышения качества и доступности медицинской помощи, обеспечение устойчивости системы здравоохранения.

Решение приоритетных задач устойчивого развития экономики России прежде всего связано с уровнем развития социальной инфраструктуры.

Исследованию сущности и структуры социальной инфраструктуры посвящено много работ российских исследователей. Развитие понятия шло от введения в научный оборот самого понятия «инфраструктура», элементов социальной инфраструктуры до научной дискуссии по «сельской социальной инфраструктуре».

По мнению Е.А. Домарацкой, И.М. Гоголева [1], особую актуальность имеет работа по развитию социальной инфраструктуры как условия обеспечения воспроизводства потенциала сельских территорий.

Н.М. Логачева [7] пишет об объективном возрастании значимости социальной инфраструктуры для формирования и значимости человеческого потенциала, роста качества и уровня жизни населения в регионах.

М.Е. Кадомцева [4] предполагает, что важнейшей составляющей социальной функции агропродовольственного комплекса является создание социальной инфраструктуры, развитие которой влияет на его состояние и темпы развития.

М.В. Левина и С.А. Ефремова [6] подчеркивают важнейшую роль социальной инфраструктуры в устойчивом развитии сельских территорий.

Современные подходы к определению социальной инфраструктуры учитывают новые тенденции в экономической науке. По терминологии Е.А. Кузнецовой [5], они отражают ориентацию социальной инфраструктуры либо указывают на преодоление гендерных различий при доступе к соответствующим объектам инфраструктуры, либо на обеспечение условий для людей соответствующего возраста или с ограниченными возможностями, либо характеризуют объект инфраструктуры и т.д.

Все это обусловливает необходимость и актуальность исследования социальной инфраструктуры в сельских районах регионов РФ.

Исследование выполнено с использованием методов статистического анализа, табличного и графического методов. Базой исследования выступили научные труды российских ученых в открытом доступе, статистические данные в разрезе сельских районов Республики Бурятия.

Результаты и их обсуждение.

Цель 3 Стратегии устойчивого развития [13] предполагает принятие мер по обеспечению здорового образа жизни и содействие благополучию всего населения. Поэтому социальную инфраструктуру мы рассматриваем как совокупность элементов, обеспечивающих устойчивое региональное развитие, благополучие всего населения. Опираясь на это, приходим к пониманию того, что ключевым элементом социальной инфраструктуры является инфраструктура в области здравоохранения.

Бурятия относится к регионам с низкой смертностью. В 2022 году среди 85 регионов РФ Бурятия занимает 20 место, а среди 11 регионов Дальневосточного федерального округа – 3 место, как регион с низкой смертностью. Анализ смертности от всех причин на 100 тыс. населения за данный период показал, что самая высокая смертность среди сельских районов зарегистрирована в Кабанском районе, а самая низкая – в Иволгинском районе (в 2,1 раза меньше) [3].

При этом в 21 сельском районе Республики Бурятия, по данным Росстата, в 2022 году проживало 40,1% всех пожилых людей. Старение населения сильнее всего выражено в Кабанском районе, где доля лиц в возрасте 65 лет и старше достигла 17,4%, а также в Прибайкальском (15,3%) и Северо-Байкальском (14,3%) районах. Самыми «молодыми» муниципальными образованиями республики оказались Окинский (6,3 %) и Иволгинский (8,2%) районы [11].

Для получения первичных статистических данных о доступности и своевременности получения медицинской помощи Бурятстат один раз в два года проводит Выборочное наблюдение в более 700 домохозяйствах, из них около 200 – в сельских районах республики. По результатам 2021 года среди причин неудовлетворенности работой поликлиники, к которой прикреплены члены домохозяйства, были выделены: длительное ожидание в очереди, отсутствие необходимого оборудования и лекарственных препаратов, работа врачей-специалистов, условия для ожидания приема врача, неудобное время работы специалистов и др. [9]. Все эти причины лежат в плоскости проблем обеспечения социальной инфраструктурой района.

Проблема обеспечения социальной инфраструктурой неразрывно связана с одной из самых болевых проблем в здравоохранении - дефицитом медицинских кадров. Согласно отчету Федеральной службы государственной статистики за период 2010-2021 гг. число медицинских работников уменьшилось на 2,6%, среднего медицинского персонала (СМП) – на 4,7% [13]. В Республике Бурятия за последние 5 лет наблюдается тенденция к снижению обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения. В сельских районах наблюдается такая же тенденция, что и в целом по республике (рис.1).

Рисунок 1 - Среднесписочная численность врачей и среднего медицинского персонала в сельских районах Республики Бурятия (в %).

В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» и Программы модернизации первичного звена здравоохранения, в сельских районах Республики Бурятия за период 2018-2022 годы построено 62 фельдшерско-акушерских пункта (ФАП), 16 врачебных амбулаторий, в том числе за 2022 г. - 8 ФАПов и 4 врачебных амбулаторий. В планах на 2023 г. – строительство 4 поликлиник и 6 ФАПов в сельских районах республики [3]. По программе «Комплексное развитие сельских территорий», построена поликлиника в с. Тарбагатай. В 2021 году проведен капитальный ремонт 24 инфраструктурных объектов на общую сумму 300 млн руб. в 8 сельских районах республики и г. Улан-Удэ [2].

Среди мер по повышению обеспеченности медицинскими кадрами отметим, что в республике врачам по остродефицитным специальностям, трудоустроившимся в сельской местности, дополнительно к полагающимся федеральным выплатам в соответствии с национальной программой «Земский врач» выплачивают еще 1 млн руб.

Также отметим о компенсации медицинским работникам выплат по ипотечным кредитам на приобретение или строительство жилья в сельской местности [8]. Сельские районы, приравненные к районам Крайнего Севера, предоставляют свои районные выплаты дополнительно к федеральным и региональным.

Повышение доступности медицинского обслуживания оценим с помощью таких показателей, как число больничных коек на 10 тыс. человек сельского населения (табл. 1) и мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (табл. 2).

Таблица 1 - Число больничных коек на 10 000 человек сельского населения [10]

Муниципальные (сельские) районы

2018 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. / 2018 г., %

Баргузинский 51,9 45,9 46,5 89,6

Баунтовский эвенкийский 69,0 70,8 71,6 103,8

Бичурский 46,6 47,7 43,0 92,3

Джидинский 48,8 46,0 46,8 95,9

Еравнинский 56,5 57,8 57,7 102,1

Заиграевский 40,9 40,6 40,7 99,5

Закаменский 45,5 46,9 48,0 105,5

Иволгинский 13,8 11,3 10,9 79,0

Кабанский 45,1 44,7 43,8 97,1

Кижингинский 52,5 53,9 55,3 105,3

Курумканский 51,8 52,7 53,9 104,1

Кяхтинский 43,7 39,6 39,9 91,3

Муйский 66,4 52,7 53,3 80,3

Мухоршибирский 53,6 54,6 55,3 103,2

Окинский 77,4 76,9 77,2 99,7

Прибайкальский 35,5 28,3 27,3 76,9

Северо-Байкальский 69,4 72,4 74,0 106,6

Селенгинский 47,7 48,4 48,9 102,5

Тарбагатайский 30,4 28,4 27,3 89,8

Тункинский 47,6 47,5 47,8 100,4

Хоринский 55,5 52,5 53,5 96,4

Анализ таблицы 2 показывает, что число больничных коек на 10 тыс. человек сельского населения в 2021 году, по сравнению с 2018 годом, сократилось в 12 из 21 сельского района республики, наиболее сильное отклонение наблюдалось в Прибайкальском и Иволгинском районах. В 9 сельских районах за 2018-2021 гг. произошло увеличение данного показателя в среднем на 3,72%.

Таблица 2 - Мощность амбулаторно-поликлинических организаций,

посещений в смену [10]

Муниципальные (сельские) районы

2018 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. / 2018 г., %

Баргузинский 211,1 215,7 218,3 103,4

Баунтовский эвенкийский 238,4 244,8 247,6 103,9

Бичурский 226,6 232,0 236,3 104,3

Джидинский 145,1 149,8 152,3 105,0

Еравнинский 245,4 251,1 251,1 102,3

Заиграевский 179,9 180,6 181,2 100,7

Закаменский 229,3 236,4 241,8 105,5

Иволгинский 106,5 97,6 93,7 88,0

Кабанский 206,9 201,0 203,6 98,4

Кижингинский 340,9 269,6 276,7 81,2

Курумканский 444,4 451,7 314,9 70,9

Кяхтинский 224,0 225,4 227,1 101,4

Муйский 414,8 421,7 426,4 102,8

Мухоршибирский 188,2 191,7 194,1 103,1

Окинский 303,9 302,0 303,3 99,8

Прибайкальский 252,9 251,0 253,5 100,2

Северо-Байкальский 325,1 339,0 347,1 106,8

Селенгинский 195,1 190,5 192,7 98,8

Тарбагатайский 159,0 148,6 167,6 105,4

Тункинский 178,9 198,3 199,5 111,5

Хоринский 218,3 223,2 227,6 104,3

В результате анализа мощности амбулаторно-поликлинических организаций отметим, что по данному показателю всего в 6 сельских районах произошло уменьшение числа посещений амбулаторно-поликлинических организаций в смену, при этом наиболее сильное отклонение в отрицательную сторону - в Курумканском районе. В большинстве сельских районов республики за 2018-2021 годы произошло увеличение мощности амбулаторно-поликлинических организаций в среднем на 4,04%.

В целом, уровень обеспечения социальной инфраструктурой в аспекте увеличения доступности медицинского обслуживания распределен неравномерно по сельским районам республики. Разрыв между районами-лидерами и отстающими районами достигает 35,9 пунктов.

Таблица 3 - Распределение финансирования в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)

Муниципальные (сельские) районы Приток/отток прикрепленного сельского населения к ЦРБ, 2022 г к 2020 г. Отклонение финансового обеспечения ЦРБ из средств ОМС на 1 прикрепленного человека в год, 2022 г к 2020 г.

Баргузинский 93,1 +25,6

Баунтовский эвенкийский 94,2 +34,2

Бичурский 93,8 +24,7

Селенгинский 95,3 +16,5

Еравнинский 90,2 +23,1

Заиграевский 95,1 +18,2

Закаменский 93,8 +18,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иволгинский 103,8 +14,2

Кабанский 94,3 +25,8

Кижингинский 92,8 +18,8

Курумканский 92,5 +20,4

Кяхтинский 93,2 +17,1

Муйский 89,4 +23,4

Мухоршибирский 94,0 +8,7

Северо-Байкальский 92,8 +29,9

Окинский 93,8 +42,0

Джидинский 92,1 +16,0

Прибайкальский 95,3 +18,2

Тарбагатайский 99,8 +10,2

Тункинский 92,0 +26,1

Хоринский 92,9 +28,5

Известно, что распределение финансирования в системе обязательного медицинского страхования зависит от числа прикрепленного населения. Из таблицы 3 мы видим, что распределение финансовых средств по медицинским организациям сельских районов достаточно неравномерно. Так, в Иволгинском районе сельское население прибыло, но увеличение финансирования за три последних года незначительно по сравнению с другими районами. За 2021-2018 гг. отклонение количества коечного фонда по Иволгинскому району (табл.1) составило минус 21%, что, вероятно, сказывается на финансировании центральной районной больницы (ЦРБ) данного района в целом.

Причин разброса отклонения финансирования по медицинским организациям сельских районов, по нашему мнению, несколько: 1) разная половозрастная структура населения в разных районах; 2) различия в уровне и структуре заболеваемости сельского населения; 3) плотность населения; 4) этапы и приоритетность оказания медицинской помощи; 5) транспортная доступность медицинских организаций; 6) климатические и географические особенности района (из 21 сельского района в республике 7 районов являются приравненными к районам Крайнего Севера).

Заключение

1. Краткий обзор научных взглядов в российской экономической литературе позволил сделать вывод, что проблема обеспечения социальной инфраструктурой является одним из ключевых факторов устойчивого регионального развития. Констатируется возрастание значимости социальной инфраструктуры для обеспечения уровня и качества жизни населения, особенно в сельских территориях регионов РФ.

2. На примере анализа проблем обеспечения социальной инфраструктурой в сельских районах Республики Бурятия показано, что, несмотря на интенсивную реализацию мер по обеспечению социальной инфраструктурой сельских районов республики и достаточно большие вложения в их финансирование, все еще остро стоят проблемы социальной инфраструктуры в области здравоохранения, в том числе проблемы доступности медицинского обслуживания.

3. В результате оценки уровня обеспечения социальной инфраструктурой в аспекте доступности медицинского обслуживания выявлены причины разброса отклонения финансирования по медицинским организациям сельских районов. Сделан вывод, что устойчивое региональное развитие лежит в плоскости перестройки модели социальной инфраструктуры - повышение доступности медицинской помощи, развитие «многозадачности» функционала первичного медицинского звена на селе с применением цифровых технологий и искусственного интеллекта, закрепление медицинских работников на селе, комплексное расширение социальных инфраструктурных объектов.

Источники:

1. Домарацкая Е.А., Гоголев И.М. Особенности социальной инфраструктуры сельских территорий / Е.А. Домарацкая, И.М. Гоголев // Вестник Удмуртского университета. – 2021. – Т. 31, Вып.4. – С. 552-558.

2. Итоги деятельности отрасли здравоохранения в республике Бурятия в 2021 г. и задачах на 2022 г. / Минздрав РБ. – Улан-Удэ, 2023. – 13 с. URL: https://egov-buryatia.ru/minzdrav/topmenu/deyatelnost/otchet%20i%20doklad%20deatelnosti.php (дата обращения: 25.11.2023).

3. Итоги деятельности отрасли здравоохранения Республики Бурятия в 2022 году и задачах на 2023 год / Минздрав РБ. – Улан-Удэ, 2023. – 42 с. URL: https://egov-buryatia.ru/minzdrav/topmenu/deyatelnost/otchet%20i%20doklad%20deatelnosti.php (дата обращения: 2.12.2023).

4. Кадомцева М.Е. Социальные аспекты устойчивого развития агропродовольственного комплекса // Актуальные проблемы социальных и трудовых отношений: сб. материалов X Международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию образования Российской академии наук. – Махачкала, 2023. – С.31-36.

5. Кузнецова Ю.А. Социальная инфраструктура в рамках концепции конкурентоустойчивости территории / Ю.А. Кузнецова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – №8-2. – С. 333-337.

6. Левина М.В. и Ефремова С.А. Роль социальной инфраструктуры в устойчивом развитии сельских территорий // Траектории социально-экономического развития региона в условиях внешнеполитического санкционного давления: сб. материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции / под ред. Н.В. Карамновой. – Мичуринск, 2023. – С. 184-189.

7. Логачева Н.М. Методика оценки доступности инфраструктуры здравоохранения в регионах РФ / Н.М. Логачева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2022. – №2. – С. 191-205.

8. Постановление Правительства республики Бурятия от 19.05.2021 г. №222 «О предоставлении компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников по ипотечным кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилья в сельской местности».

9. Пресс релиз от 11 июля 2023 г./ Бурятстат. – Улан-Удэ, 2023. URL: https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/press_20230711.pdf (дата обращения: 30.11.2023 ).

10. Статистические ежегодники 2019-2022 гг. / Бурятстат. – Улан-Удэ. – 22 с. URL: https://03.rosstat.gov.ru/health_digest (дата обращения: 20.11.2023 г).

11. Старшее поколение Республики Бурятия. / Бурятстат. – Улан-Удэ. URL: https://03.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/press_20230928.pdf (дата обращения: 30.11.2023 ).

12. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71672608/ (дата обращения: 08.04.2022).

13. Цели устойчивого развития в Российской Федерации. 2022: Крат.стат.сб. // Росстат. – М., 2022. – 87 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SGD_2022_RUS.pdf (дата обращения: 2.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.