которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и предназначена для организации и осуществления мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения при их возникновении безопасности населения, защиты окружающей природной среды и уменьшения ущерба экономике государства в мирное и военное время.
Основными задачами ГСЧС являются: осуществление государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; координация взаимодействия и организация работ сил и средств служб функциональных подсистем ГСЧС, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций; прогнозирование возможных на территории республики чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация целевых и комплексных научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей, снижение рисков опасных технологий и производств, повышение устойчивости функционирования отраслей экономики.
В этой связи и исходя из специфики наших условий, особое внимание уделяется взаимодействию между органами Государственной службы пожарной безопасности МВД и Министерства по чрезвычайным ситуациям. На регулярной основе проводятся комплексные совместные специально-тактические учения, отрабатываются различные методы взаимодействия пожарных и спасателей во время ЧС.
В заключении хотелось бы отметить, что проводимые реформы дают свои плоды. В результате высокого уровня организации деятельности службы пожарной безопасности Республики ликвидация большинства пожаров успешно осуществляется уже на начальной стадии.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РФ, РАБОТАЮЩИХ В АРКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЯМИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИЛ И СРЕДСТВ К РАБОТЕ
В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
С.Б. Немченко, начальник кафедры, к.ю.н., доцент,
А.В. Панькова, курсант, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г. Санкт-Петербург
Говоря о проблемах и перспективах развития пожарной безопасности в Российской Федерации, хотелось бы подробнее остановиться на вопросе обеспечения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС РФ (далее - ГПС МЧС), работающих в особых климатических условиях, социальными гарантиями, создающими базу для эффективной деятельности
сотрудников ГПС МЧС России по своевременному реагированию, предупреждению и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций.
Одним из географических регионов, с природно-климатическими особенностями, негативно влияющими на угрозы возникновения ландшафтных пожаров, пожаров технологического оборудования, жилых и административных зданий, является Арктика. Именно поэтому развитие и поддержка данного региона в настоящее время входит в число первоочередных задач российской государственной политики.
До недавнего времени перечня отнесённых к Арктической зоне территорий, законодательно определено не было. Сегодня в число сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации [1], входят: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, территория муниципального образования городского округа «Воркута» в республике Коми, некоторые улусы республики Саха, территория городского округа города Норильска, Таймырский, Долгано-Ненецкий муниципальные районы, Туруханский район Красноярского края, г. Архангельск и некоторые муниципальные районы Архангельской области, Новая Земля, города Новодвинск и Северодвинск, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.
В среднем на вышеперечисленных территориях происходит до 100 чрезвычайных ситуаций природного характера в год, среди которых ведущее место занимают природные пожары. При этом отмечается устойчивый рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера: транспортные аварии, взрывы и пожары технологического оборудования [2].
Сотрудники государственной противопожарной службы, привлекаемые к устранению последствий чрезвычайных ситуаций, работают в негативных, экстремальных условиях, прямо угрожающих их жизни и здоровью.
Избыточная влажность воздуха, низкие температуры, сильные ветра, частые туманы, существование полярного дня и полярной ночи требуют высокой адаптивности к условиям внешней среды. Следовательно, сотрудник, попадающий в подобные условия труда, подвергаются не только психическому напряжению, связанному с родом профессии, но и дополнительному физическому - обусловленному внешней средой.
В целях повышения эффективность труда, а также для привлечения дополнительных сил и средств подразделений противопожарной службы для работы в Арктике, государству необходимо создать условия, отвечающие потребностям сотрудников и соответствующие рискам, угрожающим их жизни и здоровью.
К одному из самых эффективных способов реализации данной цели относится реальное обеспечение сотрудников пакетом социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
Существующий на сегодняшний день перечень социальных гарантий, для сотрудников, работающих в Арктической зоне закреплён в Федеральном законе Российской Федерации «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых
федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] и регламентирован в Приказе МЧС России от 21 марта 2013 г. № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы» [4]. Он содержит достаточно широкий круг социальных гарантий, среди которых: коэффициенты и процентные надбавки к денежному довольствию; оплата стоимости проезда к месту проведения отпуска; возмещения расходов на проезд сотрудников к месту жительства и перевозку личного имущества; предоставление отпуска по новому месту службы за текущий год, в том числе соединенный за два года с выплатой денежного довольствия, получаемого по месту новой службы, в случае убытия сотрудников из районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей вследствие перемещения по службе; выплата денежного довольствия слушателям, курсантам, докторантам и адъюнктам образовательных организаций высшего образования МЧС России в период обучения с учетом коэффициентов и процентных надбавок за службу в размерах, выплачиваемых сотрудникам по месту расположения этих учреждений МЧС России и другие.
Проведя исследование данного перечня гарантий, можно сделать следующий вывод: проблема низкой эффективной деятельности противопожарной службы в Арктике и нехватка специалистов в области пожарной безопасности, связаны не столько с отсутствием социального стимулирования, сколько с необходимостью реального контроля со стороны государства за обеспечением предусмотренных для данных категорий сотрудников социальных гарантий.
Обращаясь к примерам судебной практики, можно выявить большое количество несоответствий в деятельности государственных органов по обеспечению прав, свобод и законных интересов сотрудников. При этом значительная часть данных несоответствий выражена в форме нежелания реально обеспечивать работника установленными законом социальными гарантиями.
Примером, аргументирующим данную позицию служит Определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда, в соответствии с которым гражданка Пацюк С.П. обратилась в суд с иском к ФГКУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Мурманской области» о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование иска истец указала, что с 2009 года работала в ФГКУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Мурманской области», в 2011 году уволена с работы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Считает увольнение незаконным так как работодатель уволил ее спустя две недели и не учёл, что заявление об увольнении было отозвано. Кроме того, работодатель по собственной инициативе, без согласования с нею установил двухнедельный срок предупреждения об увольнении, не сообщив об этом. В день увольнения с нею не был произведен
окончательный расчет, не были выданы расчетные листки. Суд в действиях ответчика выявил нарушение норм действующего трудового законодательства, а иск гражданки Пацюк С.П. удовлетворил полностью [5].
Нарушения, связанные с неправомерным увольнением сотрудников со службы при анализе судебной практике встречаются весьма часто. Ещё одним распространённым нарушением является невыплата денежных компенсаций.
Например, гражданин Ошнуров В.Г., уволенный со службы по ограниченному состоянию здоровья и являющийся инвалидом второй группы вследствие военной травмы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы недействующей в части, предписывающей сотрудникам (бывшим сотрудникам) представлять в комиссию для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации документы об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах. В заявлении указано, что подпункт «а» пункта 29 Правил противоречит части 5 статьи 12 Федерального закона РФ от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушает право заявителя на беспрепятственное получение ежемесячной денежной компенсации, неправомерно возлагает на него обязанность по представлению документов, не предусмотренных законом.
Представители МЧС России, а также представитель Минюста России заявление не признали, пояснив, что Правила утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти и в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, привлеченного к участию в деле для дачи заключения, Шаронова В.Н. полагала, что требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению, так ни Федеральным законом, ни актом Правительства Российской Федерации на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы не возложены полномочия по установлению стойкой утраты трудоспособности сотрудников в процентах.
Рассмотрев материалы дела, суд постановил заявленные требования гражданина Ошнурова В.Г. удовлетворить [6].
Таким образом, вопрос о необходимости привлечения дополнительных сил и средств подразделений Государственной противопожарной службы и создании условий для эффективной деятельности её сотрудников в Арктике на сегодня, является актуальным в связи с растущей угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Государство принимает различные меры в целях стабилизации сложившейся негативной обстановки. Однако основная трудность состоит в нежелании Государственных органов следить за обеспечением сотрудников тем пакетом социальных гарантий, который определён законом. Следовательно, для разрешения выявленной проблемы необходимо, в первую очередь, усилить контроль за
деятельностью органов, прямо отвечающих за обеспечение сотрудников государственной противопожарной службы социальными гарантиями. Поэтому, только своевременное предоставление денежных выплат, пособий и других льгот сотрудникам, работающим в сложных климатических условиях, может выразиться в качестве стимула к их дальнейшей деятельности.
Список использованной литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.05.2014. - № 18. - Ч. I. - Ст. 2136.
2. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.mchs.gov.ru/;
3. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с изм. и доп. от 6 апреля 2015 г.) // РГ. - 11.01.2013. - № 3.
4. Приказ МЧС России от 21 марта 2013 г. № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (с изм. и доп. от 26 мая 2015 г.) // РГ. - 07.05.3013. - № 96.
5. Определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-842 // СПС «ГАРАНТ».
6. Решение Верховного Суда РФ от 26 июня 2014 г. № ГКПИ14-381 «О признании недействующим подпункт «а» пункта 29 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. приказом Приказ МЧС России от 23 апреля 2013 г. № 280, в части, возлагающей на сотрудника, обратившегося с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, обязанность представить в комиссию по социальным выплатам документы об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах» // СПС «ГАРАНТ».
СОТРУДНИКИ МЧС В АРКТИКЕ
Е.Ю. Одинокова, преподаватель, Н.И. Глинская, курсант, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г. Санкт-Петербург
Арктика - часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66 ° 33' с.ш.; включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь