Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ЗАЩИТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ЗАЩИТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
256
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН РФ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / СИСТЕМА НАЗЕМНОЙ РАДИОСВЯЗИ / ДИАПАЗОНЫ СРЕДНИХ / КОРОТКИХ И УЛЬТРАКОРОТКИХ ВОЛН / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ОБСТАНОВКА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧАСТОТ / ВЗАИМНЫЕ ПОМЕХИ / РАДИОМОНИТОРИНГ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА / КОМПЛЕКСЫ РАДИОЛ И РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАДИОЧАСТОТНЫМ СПЕКТРОМ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Хлопков Сергей Юрьевич, Анкудинов Михаил Николаевич, Чиркин Павел Михайлович

Исследованы состояние и перспективы развития инфраструктуры Арктического региона РФ, в том числе с точки зрения российского военного присутствия в нем. Рассмотрены проблемы использования радиочастот и обеспечения условий электромагнитной совместимости (ЭМС) множества радиоэлектронных средств (РЭС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF ELECTRONIC SECURITY FOR THE INTERDEPARTMENTAL TROOP GROUPING IN THE ARCTIC ZONE

The paper explores the condition and development prospects of the infrastructure in the RF Arctic region, including in terms of Russia’s military presence there. It looks at the problems of using radio frequencies and providing conditions of electromagnetic compatibility for a multitude of electronic means.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ЗАЩИТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ»

Обеспечение радиоэлектронной защиты межведомственной группировки войск в Арктической зоне

Полковник С.Ю. ХЛОПКОВ Подполковник М.Н. АНКУДИНОВ Подполковник запаса П.М. ЧИРКИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Исследованы состояние и перспективы развития инфраструктуры Арктического региона РФ, в том числе с точки зрения российского военного присутствия в нем. Рассмотрены проблемы использования радиочастот и обеспечения условий электромагнитной совместимости (ЭМС) множества радиоэлектронных средств (РЭС).

The paper explores the condition and development prospects of the infrastructure in the RF Arctic region, including in terms of Russia's military presence there. It looks at the problems of using radio frequencies and providing conditions of electromagnetic compatibility for a multitude of electronic means.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Арктический регион РФ, Северный морской путь, система наземной радиосвязи, диапазоны средних, коротких и ультракоротких волн, электромагнитная совместимость, электромагнитная обстановка, распределение и назначение частот, взаимные помехи, радиомониторинг радиочастотного спектра, комплексы радиол и радиотехнического контроля, система управления радиочастотным спектром.

RF Arctic region, Northern Sea Route, system of surface radio communication, medium, short and microwave bands, electromagnetic compatibility, electromagnetic situation, frequency distribution and purpose, mutual jamming, radio monitoring of the frequency spectrum, complexes of radiograms and radio-engineering control, system of control over frequency range.

РУКОВОДСТВО страны уделяет пристальное внимание арктическим территориям. Свидетельством этого является утверждение целого ряда концептуальных документов и программ развития этого важнейшего региона, выделение значительных финансовых средств на его социально-экономическое развитие, оборону, научные исследования и международно-правовую защиту. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что в арктическом регионе сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный. Среди таких важнейших задач, отмеченных Советом Безопасности, как повышение качества государственного управления, ресурсного наполнения программ развития Арктики, международно-правовой защиты границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане, развития Северного морского пути, мониторинга состояния окружающей среды арктической экосистемы, комплексного обеспечения безопасности Арктической зоны России, рассматривалась и необходимость создания современной инфраструктуры связи1.

Исходя из этого особое внимание своим подразделениям в Арктике, их оснащению и развитию уделяет Министерство обороны Российской Федерации. Под работу в условиях Крайнего Севера разрабатываются особые версии вооружений и техники, на шести северных островах идет активное строительство военной инфраструктуры. Минобороны России сегодня ведет работы по реконструкции и строительству десяти аэродромов в арктической зоне, среди которых Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Рогачево (Архангельская область), Тикси (Республика Саха (Якутия)), Темп (остров Котельный), Северо-морск-3 (Мурманская область), Нарьян-Мар (Архангельская область), Воркута (Республика Коми), Алы-кель (Красноярский край), Анадырь (Чукотский АО). Реконструируется уникальный аэродром на острове Греэм-Белл, самый северный аэродром в мире2 (рис. 1).

При этом планируется возвести всю необходимую инфраструктуру, а именно системы предупреждения о ракетном нападении, аэронавигации, сеть радиолокационных станций (РЛС), устойчивую структуру связи.

К реализации планов Минобороны России широко привлекаются ресурсодобывающие компании. Очевидно, что российское военное присутствие в арктической зоне необходимо для дальнейшего экономического развития и обеспечения безопасности России. При этом нужно особо отметить, что Минобороны располагает на своих базах исключительно оборонительные вооружения. Развитие Северного морского пути обусловливает повышенное внимание к обеспечению безопасности мореплавания, научно-исследовательской и туристической деятельности в высоких арктических широтах. Северным границам России в Минобороны уделяют особое внимание. Это касается и самолетов-разведчиков США и Норвегии, которые в по-

Рис. 1. Трассовый радиолокационный комплекс «Сопка-2» на острове Греэм-Белл

следнее время все чаще стали появляться у северных рубежей России, и российской арктической группировки войск, которая размещена на базах в Заполярье. Контролировать и отслеживать воздушное и водное пространство на сотни километров вокруг крайне необходимо и стратегически важно. Министерство обороны устанавливает на наиболее важных арктических направлениях

несколько загоризонтных РЛС. Станции, построенные по новейшим технологиям, создают высотное радиолокационное поле коротковолновых сигналов, которые распространяются за линию горизонта. Таким образом, эти РЛС способны обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме до 300 морских и 100 воздушных объектов на дальности нескольких тысяч километров (рис. 2)3.

Рис. 2. РЛС «Резонанс-Н», способная обнаруживать гиперзвуковые аппараты, на боевом дежурстве на Новой Земле

Уровень безопасности существенно повышается при организации должного взаимодействия радиолокаторов с армейской группировкой и средствами противовоздушной обороны (ПВО). В этом случае задача РЛС не только определять точные координаты, но и выдавать по ним целеуказания комплексам и системам вооружения кораблей и средств ПВО.

В Арктике сформированы два отдельных зенитных ракетных полка, оснащенных зенитно-ракетной системой С-400 «Триумф». Для прикрытия этих систем от воздушных атак развернуты батареи ЗРПК «Пан-цирь-С». Кроме того, на Новой Земле развернут береговой ракетный дивизион, оснащенный комплексами «Бастион». Эти части и подразделения несут круглосуточное боевое дежурство. В Арктике у России сформирована самодостаточная и эффективная мобильная группировка войск4.

Кроме того, береговые ракетные, зенитные ракетные и ракетно-ар-тиллерийские части и подразделения находятся на боевом дежурстве на других арктических островах и в некоторых материковых районах Российской Арктики. Во всех местах дислокации вдоль Северного морского пути от Кольского полуострова и Новой Земли на западе до Анадыря и мыса Шмидта на востоке также оборудованы и обустроены пункты управления авиацией, позиции подразделений радиотехнической, радиолокационной и космической разведки, части ПВО, все они выполняют боевые задачи.

Для управления созданной группировкой войск на базе Северного флота развернуто Арктическое объединенное стратегическое командование, куда вошел ряд частей и подразделений Западного, Центрального и Восточного военных округов5.

Для обеспечения функционирования Северного морского пути действует система наземной радио-

связи Морской подвижной службы в диапазонах средних, коротких и ультракоротких волн, система передачи навигационных и метеорологических извещений, предупреждений и другой срочной информации в режиме узкополосной буквопечатающей связи (NAVTEX), спутниковая система поиска и спасания КОСПАС-SARSAT.

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации6 подчеркивается, что развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволяющее осуществлять оказание современных услуг связи потребителям на всей территории Арктики, является важным фактором развития северных территорий. Поэтому одним из приоритетных направлений развития Арктической зоны является построение ее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, формирование единого информационного пространства.

В этих целях указанной стратегией предусматривается7:

• внедрение передовых информационно-телекоммуникационных технологий и систем связи;

• создание надежной системы оказания услуг связи;

• формирование современной ин-формационно-телекоммуникацион-ной инфраструктуры и интеграции с сетями связи других государств.

Таким образом, для выполнения всего комплекса задач военного и социально-экономического назначения в Арктическом регионе совершенствуются имеющиеся и развертываются новые высокоустойчивые к воздействиям природного и искусственного происхождения системы государственного и военного управления. Технической основой этих систем являются информационно-телекоммуникационные комплексы, в значительной степени базирующиеся на современных системах радиос-

вязи и высокотехнологичных радиоэлектронных средствах. Эффективное применение их немыслимо без четкой организации использования радиочастотного ресурса.

В настоящее время в условиях реализации современных концепций высокотехнологичных войн, бурного развития радиосистем, оснащения ими многочисленных формирований военного и гражданского назначения, внедрения широкополосных цифровых радиотехнологий, конверсии радиочастотного спектра сложнейшей проблемой является обеспечение электромагнитной совместимости группировок радиоэлектронных средств различного назначения (РН), обеспечения эффективного использования ограниченного радиочастотного ресурса (РЧР), особенно метрового и дециметрового диапазонов.

Радиочастотный ресурс — это особый природный ресурс, не расходуемый, доступный, но ограниченный, управление его использованием — обязанность государства8.

В ходе освоения Арктической зоны и развития инфраструктуры, формировании единого информационного пространства выявляются проблемы использования радиочастот и обеспечения условий ЭМС множества РЭС при обеспечении важнейших функций государственного и военного управления: поддержание на должном уровне обороноспособности, безопасности государства, состояния объектов промышленно-хозяйственного комплекса страны, возможности управления как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях.

Основными среди них являются:

• факторы естественного происхождения, которые негативно влияют на работу РЭС в условиях полярных широт, очевидные: низкие температуры, сильный ветер, они влияют в первую очередь на механические устройства, например, привод вра-

щающейся антенны, а также на изоляционные и защитные устройства;

• специфические факторы, среди них сложности в распространении радиоволн в условиях гидрометеоров (дождь, туман, снег или все это одновременно), аномально повышенное поглощение радиоволн в полярной ионосфере, одна из главных причин нарушения связи на высоких широтах, ослабление радиосигналов, которое может достигать значений в 100 дБ, а продолжительность до 10 суток.

Аномально повышенное поглощение радиоволн в полярной ионосфере возникает в результате увеличения концентрации заряженных частиц. Прохождение КВ-радиосигналов в высокоширотной зоне характеризуется большой нестабильностью. Во многих случаях такая связь практически невозможна. Нестабильность обусловлена воздействием «солнечного ветра» на авроальную зону (место, где магнитно-силовые линии геомагнитного поля имеют практически вертикальное положение).

Существенные проблемы для организации радиосвязи создает электромагнитный шум, создаваемый в процессе перемещения ветром электризованных частиц снега и льда в виде снежных облаков и ледяных туманов, создающих переменные локальные электрические поля, что в условиях высокой скорости ветра является источником электромагнитного шума9'10.

Наряду с этим существуют проблемы, связанные с реализацией административных и технических процедур по регулированию использования радиочастотного спектра, а также особенности конструктивного исполнения РЭС.

Значимость этого аспекта ЭМС РЭС определяется массовым использованием РЭС различного назначения, их разнообразием, сложностью самих систем и, как следствие, воз-

никновением мешающего влияния их друг на друга за счет создания непреднамеренных взаимных помех, которые затрудняют или исключают возможность их нормальной совместной работы.

Обеспечение совместной работы различных РЭС, т. е. их электромагнитной совместимости, приобретает все большее значение. В соответствии с принятой терминологией электромагнитная совместимость — это способность радиоэлектронных средств одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них непреднамеренных радиопомех и не создавать недопустимых радиопомех другим радиоэлектронным средствам11.

Причины, вызывающие обострение проблемы ЭМС:

• острый дефицит доступного для использования РЧР для большого числа одновременно работающих РЭС РН, необходимость его постоянной координации и оптимизации;

• сложная электромагнитная обстановка (ЭМО) северных районов, необходимость обеспечения условий ЭМС группировок РЭС различного назначения, выполнения норм их частотно-территориального разноса (ЧТР);

• низкая устойчивость функционирования информационно-телекоммуникационных систем (ИТС) в чрезвычайных природно-климатических условиях Арктики, сложных условиях распространения радиоволн отдельных диапазонов в северных широтах;

• увеличение мощности передатчиков и повышение чувствительности радиоприемных устройств до уровней 10-12 Вт и ниже;

• несовершенство антенных устройств, передатчиков и приемников;

• широкое внедрение электронных средств автоматического управления, контроля и диагностики на основе аналоговой и цифровой техники

(микропроцессоров), объединенных в сети посредством радиодоступа, которые сами становятся источниками непреднамеренных помех и одновременно подвергаются их воздействию.

Радиоэлектронные средства, создающие в процессе работы непреднамеренные помехи, называют источниками электромагнитных помех (ИП). Устройства, подвергающиеся воздействию непреднамеренных помех, называют рецепторами электромагнитных помех (РП). РЭС может быть как источником, так и рецептором электромагнитных помех.

В случае свободно распространяющихся радиоволн уровень помех зависит от мощности источников помех, расстояния между источником помех и рецептором помех, длины волны помехи, параметров среды распространения.

Влияние источников помех на рецепторы помех может быть вызвано наличием общих элементов в электрических цепях. В этом случае говорят о гальванической связи цепей ИП и РП (например, за счет наличия общих участков в цепях питания, заземления и т. п.). При действии на РП мощной помехи возможны необратимые отказы аппаратуры, в первую очередь из-за изменения структуры полупроводниковых материалов.

В зависимости от места расположения источника помех и рецептора помех различают разные задачи обеспечения ЭМС РЭС при размещении на одном объекте (летательный аппарат, пункт управления, узел связи) на заданной местности (внутрисистемная ЭМС), а также в локальной группировке РЭС или объектов (межсистемная ЭМС РЭС).

Излучение передающих устройств делятся на основное и неосновное (нежелательное).

Основное излучение определяется функциональным назначением данного средства и занимает

необходимую для передачи полосу частот, предназначенную для передачи сигнала.

Неосновное (нежелательное) радиоизлучение — излучение радиопередающего устройства за пределами необходимой полосы радиочастот, подразделяется на:

• внеполосное — занимает области частот основного излучения и является результатом модуляции сигнала;

• шумовое — обусловлено собственными шумами элементов передающего устройства и паразитной модуляцией основного колебания шумовым напряжением. Источниками шумов являются электровакуумные и полупроводниковые приборы в различных каскадах передатчиков;

• побочное — обусловлено различными нелинейными процессами в передающем устройстве, кроме процесса модуляции сигнала. Побочное радиоизлучение — нежелательное радиоизлучение, возникающее в результате любых нелинейных процессов в радиопередающем устройстве, кроме процесса модуляции.

Побочное излучение включает излучение на гармониках, на субгармониках, комбинационное, интермодуляционное и паразитное.

Излучение на гармониках — это излучение на частотах, в целое число раз больше несущей частоты основного излучения. Причиной излучения на гармониках является нелинейность амплитудных и фазовых характеристик активных элементов.

Излучение на субгармониках — это излучение на частотах, в целое число раз меньших основного излучения. Субгармоники возникают в передатчиках, в которых для получения основной частоты используют умножители частоты.

Комбинационное излучение возникает в передатчиках формирования основного сигнала, в которых осуществляется путем нелинейного пре-

образования колебаний двух и более вспомогательных генераторов.

Интермодуляционное (взаимно-модуляционное) излучение возникает в передатчике при воздействии на него излучения других передатчиков. Проявляется в случаях, когда между одновременно работающими передатчиками имеется функциональная или конструктивная связь, например, при совместной работе нескольких передатчиков на общую антенну и когда передающие антенны различных РЭС расположены близко друг от друга (и не приняты меры по их развязке). Причиной возникновения интермодуляционного излучения является нелинейность выходных каскадов передатчика.

Паразитное излучение — излучение, не связанное с формированием основного излучения.

Технические средства и способы обеспечения ЭМС РЭС реализуются в принципах построения РЭС, способах приема и обработки информации и применяются прежде всего при конструировании и частично в процессе эксплуатации РЭС.

Они принципиально не отличаются от способов защиты от преднамеренных помех и основываются на использовании частотных, пространственных, временных, информационных и других различий между полезным сигналом и помехами.

К техническим методам обеспечения ЭМС относятся:

• снижение мощности побочных и внеполосных излучений и чувствительности неосновных каналов приема путем выбора формы излучений сигналов, вида и параметров модуляции, схем усилителей и генераторов, а также применяемых в этих схемах электровакуумных и полупроводниковых приборов, правильного выбора промежуточной частоты приемника, увеличения селективности трактов, фильтрации излучений радиопередающих устройств;

• применение антенн с направленным излучением;

• снижение уровней боковых лепестков диаграмм направленности (ДН) антенн взаимовлияющих РЭС;

• применение различных схем селективной фильтрации, разнесенного приема и компенсации;

• использование временной синхронизации работы взаимовлияю-щих РЭС;

• задание технических требований в части ЭМС РЭС на этапе их разработки;

• нормирование и стандартизация ряда технических характеристик РЭС (ширины полосы основного излучения передатчиков, уровней внеполосных и побочных излучений передатчиков, стабильности частоты передатчиков, чувствительности неосновных каналов приема, уровней боковых лепестков ДН)12'13.

При создании новой техники и строительстве объектов, оснащенных РЭС, создают модели ожидаемой электромагнитной обстановки (ЭМО), которые позволяют оценить ожидаемые уровни непреднамеренных помех и определить оптимальные места размещения РЭС и их антенных систем.

Проверку выполнения требований и норм, направленных на обеспечение ЭМС, а также измерение параметров РЭС производят с помощью специальных программно-аппаратных средств и комплексов.

Важнейшим аспектом обеспечения ЭМС РЭС являются организационные мероприятия.

В настоящее время решение задачи распределения и назначения частот является основой для эффективного использования РЭС различного назначения. Задачи рационального использования радиочастотных диапазонов и нормирования радиоизлучений введены в государственные стандарты.

Основные организационные мероприятия, реализуемые при эксплуатации РЭС:

• рациональное распределение частот, что является основой обеспечения ЭМС РЭС, работающих на одном объекте или в одном районе. Эффективность распределения и назначения частот характеризуется параметрами разноса рабочих частот РЭС в соответствии с требованиями норм и правил, что очень важно при размещении их на одной позиции, разнос РЭС по частоте не требует значительных затрат времени, может быть осуществлен на этапе планирования применения;

• пространственный разнос РЭС, при этом размещение РЭС на позиции должно осуществляться с учетом норм частотно-территориального разноса (ЧТР), которые заключаются в установлении требуемых значений частотных расстроек между потенциально несовместимыми РЭС при заданных расстояниях между РЭС, либо в установлении согласованной работы РЭС по времени (установлении очередности их работы), введения запретов на работу отдельных РЭС в определенные интервалы времени (исходя из приоритета одних средств над другими в различных ситуациях), введения ограничений на режимы работы (например по излучаемой мощности);

• выбор и оборудование места или района размещения РЭС, т. е. наиболее целесообразное использование экранирующих свойств местности и местных предметов, а в ряде случаев и в установлении искусственных экранов, приводящих к ослаблению мощности взаимных помех. Непреднамеренные помехи заметно ослабляются, если радиоэлектронные средства располагаются так, чтобы между ними находились складки местности, лесные массивы и населенные пункты. Так, например, лиственный лес глубиной 100 м, в различных диапазонах может ослабить излучаемую

энергию от 10 до 30 Дб. Деревянные строения могут ослабить энергию в 10—20 Дб, кирпичные здания — 20 Дб на каждый погонный метр прохождения радиоволн.

Организация обеспечения ЭМС РЭС в соответствии с изложенными выше мерами и способами не исключает полностью возможности возникновения взаимных радиопомех. В связи с этим с целью предупреждения внезапно возникающих взаимных помех необходимо осуществлять выявление источников таких помех и устранение их мешающего воздействия.

В основе предотвращения возникновения взаимных помех лежит кон-

троль за соблюдением владельцами РЭС установленных режимов работы. Для контроля за выполнением мер по обеспечению ЭМС РЭС, поиска, идентификации радиопомех и оценки электромагнитной обстановки в диапазоне от 0,1 —18000 МГц используются мобильные автоматизированные комплексы радио-, радиотехнического контроля и оценки радиоэлектронной обстановки МКТК-1А и МКТК РЗИ ПП, которые позволяют оперативно определять параметры излучений, координаты источника, а также при необходимости осуществлять предупреждение нарушителя или подавление его РЭС (рис. 3).

Рис. 3. Мобильные автоматизированные комплексы радио-, радиотехнического контроля и оценки радиоэлектронной обстановки МКТК РЗИ ПП и МКТК-1А

Задачи по обеспечению ЭМС РЭС весьма многообразны и охватывают, пожалуй, все направления развития радиотехнических систем, связанные как с техническими, так и с организационными мероприятиями.

В настоящее время широко используется автоматизированное прогнозирование состояния электромагнитной обстановки, позволяющее

учесть возрастающий объем задач по реализации ЭМС РЭС на основе программно-аппаратных средств, включающее геоинформационные системы, позволяющие оптимизировать использование РЭС.

Для создания математического, программного и информационного обеспечения автоматизированного прогнозирования ЭМС РЭС и ее по-

следующей реализации на практике необходимо вести дальнейшие исследования и разработки в следующих направлениях:

• разработки электродинамических и математических моделей, описывающих процесс распространения электромагнитных волн в излучающих и распределительных устройствах (встречающихся на практике или перспективных) и экспериментальной проверки прогноза на основе этих моделей;

• развитие теории и практики анализа и синтеза антенн и адаптивных антенных решеток;

• разработки статистических методов оценки параметров ЭМС излучающих и распределительных устройств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработки теории и практики измерения и прогноза ЭМС с использованием геоинформационных систем и цифровых карт;

• разработки алгоритмов оптимизации процедуры назначения радиочастот для РЭС различного назначения14.

Среди организационных направлений решения проблем использования радиочастотного ресурса и обеспечения условий ЭМС РЭС в Арктике предлагаются следующие:

• разработка концептуальных документов, государственных и ведомственных программ распределения радиочастот между пользователями разных ведомств и обеспечения условий ЭМС групп разнородных РЭС;

Задачи по обеспечению ЭМС РЭС весьма многообразны и охватывают, пожалуй, все направления развития радиотехнических систем, связанные как с техническими, так и с организационными мероприятиями.

• совершенствование состава, структуры и алгоритмов функционирования взаимодействующих органов управления и структур;

• обеспечение оперативного взаимодействия радиочастотных служб и федеральных органов исполнительной власти;

• устранение организационных препятствий при планировании совместной деятельности;

• формирование усовершенствованной структуры региональной государственной радиочастотной службы с комплексами средств автоматизации (КСА) для специалистов радиочастотных служб, установленными в каждом органе управления;

• организация комплексной системы контроля за использованием РЧР РЭС в формате гибкой многоуровневой системы;

• минимизация участия «человеческого фактора» в процессе управления использованием РЧР.

В части технических направлений решения проблемных вопросов эффективного использования радиочастотного спектра и выполнения требований обеспечения ЭМС РЭС на объектах Арктической зоны предлагаются следующие:

• разработка и широкое применение унифицированных средств автоматизации процессов по управлению РЧР и стандартных интерфейсов взаимодействия;

• подготовка и ведение баз данных параметров излучений, норм частотно-территориального разноса, тактико-технических характеристик РЭС, физико-географических условий;

• формирование и прогнозирование состояния ЭМО районов на цифровых картах местности;

• повсеместное внедрение технологий самоорганизующейся помехоустойчивой связи в системах передачи данных между различными структурами;

• широкое внедрение современных технологий удаленного доступа к базам данных и расчетно-аналити-ческим системам, так называемым «облачным технологиям», а также к результатам радиоконтроля;

• обеспечение возможности хранения и выдачи информации о состоянии РЭО, зафиксированных нарушениях всем участникам процесса управления использованием спектра.

В соответствии с действующим российским законодательством регулирование использованием радиочастотного спектра (РЧС) и РЭС осуществляет система оперативного управления в составе трех относительно независимых подсистем: Минцифры России, Минобороны России и Федеральной службой охраны России15. Каждая из них наделена независимыми и порой противоречивыми полномочиями, обусловленными существованием полос частот как совместного использования, так и исключительного или преимущественного, что требует применения громоздкого механизма согласования использования РЧС и РЭС, что само по себе не обеспечивает ЭМС РЭС использующие радиочастоты из полос разных категорий. Слабо координированная деятельность, по принципам самоорганизации на основе несимметричных информационных связей, влечет крайне низкую эффективность решения организационных и технических вопросов, направленных на экономное расходование РЧР, не учитывает перспектив развития потребностей использования. Оперативность управления использованием РЧС и обеспечения ЭМС РЭС по действующей схеме находится на достаточно низком уровне.

Необходимо отметить, что бурное развитие традиционных и новых радиослужб, радиотехнологий, использование одних и тех же полос радиочастот для военных и граждан-

ских нужд объективно подтолкнуло к созданию в России Единой межведомственной системы радиомониторинга радиочастотного спектра в отношении РЭС всех назначений и всех категорий полос частот16. Указанная система по своей сути предусматривает наличие единой Государственной радиочастотной службы вне рамок существующих министерств и ведомств. Однако с учетом сложившейся структуры управления РЧС и существующих руководящих и нормативных документов создание единой радиочастотной службы целесообразно осуществить путем поэтапного технического сопряжения и интеграции, на основе единых форматов данных и унифицированных систем обмена информацией.

Информационно-техническое объединение компетентных специалистов в области использования РЧС, плюс гибкая система принятия решений на основе единой программной платформы позволит существенно сократить сроки принятия решений, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций.

При реализации национальной политики в арктической зоне, объединенный радиочастотный орган станет важнейшей частью системы государственного и военного управления.

Предлагаемый формат арктического радиочастотного органа — это межведомственный комитет по управлению радиочастотным спектром и обеспечению ЭМС РЭС, включающий соответствующие структуры федеральных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по управлению и контролю за использованием РЧС и РЭС, объединенные регламентными положениями и процедурами, а также едиными информационно-техническими ресурсами. Обязанности «системного администратора» в этой системе целесообразно возложить на радиочастотную службу Роскомнадзора как

обладателя достаточно развитой информационно-технической инфраструктуры и баз данных (рис. 4).

На данный радиочастотный орган возлагаются традиционные задачи:

• осуществление организационных и технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот и радиоэлектронных средств;

• обеспечение радиочастотным ресурсом владельцев РЭС федеральных органов исполнительной власти по территориальному признаку, а также реализация мер по радиоэлектронной защите важнейших РЭС;

• контроль фактического использования РЧР в заданном районе;

• выявление незарегистрированных РЭС;

• выявление нарушений использования радиочастотного спектра;

• контроль параметров ЭМО;

• ведение баз данных РЭС и радиоизлучений;

• проведение расчетно-аналити-ческой и экспертной деятельности в области ЭМС РЭС;

• поддержание автоматизированной системы сбора, обработки и хранения данных;

• организация исследований и экспериментальных работ, а также проверки РЭС на соответствие установленным требованиям;

• обеспечение региональных центров государственного и военного управления информацией о РЭО.

Выполнение контрольно-надзорных задач требует перераспределения имеющихся ограниченных сил и средств, повышения эффективности их использования, пересмотра принципов планирования и проведения мероприятий контроля, для чего предлагается объединить силы и средства разных ведомств путем согласованного управления и использования геоинформационных систем с отображением электромагнитной обстановки.

В основу работы положить риск-ориентированный подход, т. е. дифференцировать работу контрольных органов в зависимости от степени

Рис. 4. Предлагаемый облик радиочастотного органа Арктического региона

риска причинения ущерба пользователям радиочастотного спектра.

Данная структура позволит создать и применять автоматизированную систему радиоконтроля и мониторинга, что позволит в масштабе реального времени получать общую картину состояния использования спектра, автоматизировать процесс обнаружения и устранения нарушения условий использования спектра и оперативно пресекать незаконное использование РЧС.

Развитие систем контроля необходимо вести по пути гибкого планирования мероприятий, внедрения необслуживаемых станций контроля, применения аутсорсинга, установления взаимовыгодных отношений с владельцами инфраструктурных объектов Арктического региона, а также внедрения системы сбора информации о состоянии РЭО из внесистемных сторонних источников для сокращения затрат собственных сил (рис. 5).

Рис. 5. Необслуживаемая станция радиоконтроля

Приоритетное направление в этой деятельности — совместное использование наземных комплексов радио- и радиотехнического контроля и средств, размещенных на беспилот-

ных летательных аппаратах (БПЛА) (рис. 6). Для этих целей предлагается создание сводных авиаотрядов с пилотируемыми и беспилотными средствами различного радиуса действия.

Рис. 6. БПЛА «Инделла» и «Орлан-10» могут нести полезную нагрузку в виде приемно-анализирующей аппаратуры и осуществлять контроль в радиусе до 150 км

Немаловажное значение приобретает также создание единой системы обучения специалистов радиочастотных органов совместным действиям в повседневной деятельности и в особых условиях.

Предлагаемые концепции совершенствования системы управления радиочастотным спектром в Арктической зоне не предполагают создания каких-либо новых органов управления, а основаны на модернизации существующей.

В заключение следует отметить, что электромагнитный спектр представляет собой необходимый и важный природный ресурс для развития Арктической зоны России, его рациональное использование является фундаментальной основой для поддержания на должном уровне обороноспособности и безопасности государства, а также эффективного функционирования объектов промышленно-хозяйственного комплекса страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Заседание Совета Безопасности по вопросу реализации государственной политики в Арктике. 22 апреля 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president (дата обращения: 25.11.2020).

2 Гаврилов О.Ю. Состояние и перспективы развития системы региональной безопасности в Арктике // Военная Мысль. 2019. № 6. С. 34-49.

3 Гаврилов О.Ю. Состояние и перспективы развития системы региональной безопасности в Арктике...

4 Военное обозрение. 2019. 25 октября. URL: https://topwar.ru/164002-rossijskuju-arktiku-prikryli-tretej-rls-rezonans-n.html (дата обращения: 25.01.2021).

5 Военно-технический сборник «Бастион». 2020. 4 марта. URL: http://www. bastion-karpenko/russia-arctic (дата обращения: 25.11.2020).

6 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: http://government.ru/ info/18360/ (дата обращения: 25.01.2021).

7 Там же.

8 Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ.

9 Данилкин Н.П., Жбанков Г.А., Журавлев С.В. и др. Мониторинг ионосферы

в Арктике на основе спутниковых ионо-зондов // Гелиогеофизические исследования. 2016. № 14. С. 31—45.

10 Регламент радиосвязи: в 2 т. М.: Радио и связь, 1985.

11 Управление радиочастотным спектром и электромагнитная совместимость радиосистем: учеб. пособие / под ред. М.А. Быховского. М.: Эко-Трендз, 2006. 376 с.

12 Пудовкин А.П., Панасюк Ю.Н., Чер-нышова Т.И. Электромагнитная совместимость и помехозащищенность РЭС: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. 92 с.

13 Виноградов Е.М. Анализ электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009. 301 с.

14 Концепция развития системы контроля за излучениями РЭС в Российской Федерации на период до 2025 года. Решение ГКРЧ от 4 июля 2017 г. № 17-42-06.

15 Порядок проведения экспертизы возможности использования заявленных РЭС и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС. Решение ГКРЧ от 7 ноября 2016 г. № 16-39-01.

16 Концепция развития системы контроля за излучениями РЭС в Российской Федерации на период до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.