Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАДОНОВЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАДОНОВЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАДОНОВЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ»

Радиационная гигиена

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 614.87: [615.838.9:546.296

И. И. Гусаров, И. П. Коренков, В. И. Абрамов, А. Ю. Беленичев ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАДОНОВЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ

ВНЦ медицинской реабилитации и физической терапии, ЦОЛИУВ, Москва

Радоновые лаборатории готовят водный концентрат радона, используемый для проведения различных видов радонотерапевтических баль-неопроцедур (ванны водные и воздушные, ингаляции, гинекологические орошения, микроклизмы, питье, аппликаторы, тампоны и др.) [4].

В Центральном НИИ курортологии и физиотерапии разработаны и с 1986 г. внедрены в серийное производство на Ташкентском предприятии «Радиопрепарат» при Институте ядерной физики АН Узбекской ССР генераторы радона новой конструкции и автоматизированная установка УРР-1 для приготовления водного концентрата радона [5, 6). Это техническое оборудование предназначено для оснащения действующих и вновь строящихся ординарных (ОРЛ) и кустовых радоновых лабораторий (КРЛ). Из 150 имеющихся в лечебных учреждениях страны радоновых лабораторий 15 % уже оснащены новым технологическим оборудованием. Так, например, в Москве с 1987 г. функционирует городская КРЛ, оснащенная 6 генераторами радона и установкой УРР-1. В ней ежедневно готовят до 1800 порций концентрата радона с содержанием 1,5—3 кБк/л для проведения водных ванн в 70 лечебных учреждениях Главного управления здравоохранения Москвы и ряда других ведомств. В некоторых лечебных учреждениях, помимо ванн, применяются гинекологические орошения и питьевые радоновые процедуры. В санатории «Архангельское» МО СССР функционирует одна из ОРЛ, также оснащенная новым технологическим оборудованием, которая ежедневно готовит 200— 300 порций концентрата радона для проведения ка-к водных, так и воздушных радоновых ванн, отпускаемых в водолечебнице и эманатории.

Использование нового технологического оборудования значительно облегчило условия работы и повысило безопасность обслуживающего персонала радоновых лабораторий, существенно уменьшило возможность возникновения аварийных ситуаций, увеличило производительность, в первую очередь ОРЛ. Безопасному и безаварийному ведению работ во многом способствуют следующие факторы:

— усовершенствование конструкции барботера, исключающего выход из него раствора радия

при повышении внутреннего давления, что имеет место в случаях, если периодическая откачка радона из барботера не производится (режим хранения);

— размещение всей установки в защитной бетонной нише и экранирование установки со стороны рабочей поверхности свинцовыми блоками с подсоединением защитной ниши к вытяжной вентиляции;

— автоматизация процесса приготовления концентрата радона и частично его розлива по порционным склянкам в защитном вытяжном шкафу с использованием полуавтоматического дозатора специальной конструкции [1].

Для транспортировки порций концентрата радона используют герметично укупориваемые склянки объемом 100 мл, располагаемые в деревянных транспортных ящиках специальной конструкции на 30 секций [2, 6, 10]. В Московской КРЛ внедрены в практику склянки объемом 40 мл и транспортные ящики из винипласта на 24 секции, изготовляемые бальнеотехниче-ской экспедицией управления Геоминвод. Дозирование в каждую склянку концентрата радона для приготовления двух ванн в 2 раза сокращает число используемых флаконов и ящиков, что существенно облегчает условия труда сотрудников КРЛ, где ежедневно готовят большое количество продукции (1800 порций). Потери радона из склянок старой конструкции (на 100 мл) за сутки с учетом их открывания перед переведением из них водного концентрата радона в ванну достигают 10—15% [10]. Из склянок новой конструкции (на 40 мл) потери радона в аналогичных условиях составляют 12,4 %. Ящики с продукцией хранят в вытяжных шкафах радонолечебниц, куда их доставляют вручную, если ОРЛ входит в состав радонолечебницы, или автотранспортом из КРЛ, оснащаемых спецмашинами.

Облучение персонала при приготовлении концентрата радона практически несущественно, поскольку производится с использованием выносного автоматизированного пульта управления. При дозировании концентрата по порционным склянкам, размещенным в транспортных ящиках, с использованием полуавтомата с дистанционным держателем облучение персонала также

не превышает допустимого, так как сотрудник при этом находится на расстоянии 40 см от ящика. При наличии в ящике 24 порций по 20 мкКи радона в каждой в равновесии с его коротко-живущими дочерними продуктами мощность дозы гамма-излучения на расстоянии 40 см от него не превышает 1,8 мР/'ч, т. е. в 1,5 раза ниже допустимой в соответствии с НРБ-76/87 [8]. Мощность дозы гамма-излучения на уровне ручек ящиков (15 мР/ч) близка к допустимой по мощности дозы для кистей рук, время переноски 13 ящиков (дневная норма нагрузки на одного лаборанта) не превышает 13 мин рабочего времени. При этом доза облучения на руки не превышает нескольких миллирентген в день.

Мощность дозы гамма-излучения на рабочем месте шофера при максимально допустимой загрузке машины (500 флаконов по 10 мкКи радона в каждом) составляет 0,8 мР/ч, т. е. не превышает допустимого уровня (2 мР/ч) в соответствии с ПБТРВ-73 [9]. Однако полная загрузка машины имеет место только при выезде ее из КРЛ, затем ящики с продукцией постепенно рассредоточиваются по лечебным учреждениям. Время переноски ящиков с продукцией занимает у шоферов не более 30—40 мин рабочего времени. При этом облучение как тела, так и рук шофера значительно ниже допустимых уровней за рабочий день. Месячный уровень облучения тела лаборанта в КРЛ при максимальной рабочей нагрузке, по данным индивидуальной дозиметрии, не превышает 10 % от допустимого, рук — 2 %. Почти в 2 раза меньше уровень облучения инженера. Для шофера он не превышает 3 % от ПДД общего облучения и 2 % от допустимого облучения для кистей рук.

Облучение рук персонала радонолечебниц при переведении концентрата радона из порционных флаконов в воду ванны не превышает допустимого уровня. Как правило, в радонолечебницах в день отпускают от 30 до 60 ванн. На боковой поверхности флаконов на 40 мл с активностью 20 мкКи по радону мощность дозы гамма-излучения составляет 9 мР/ч, на 100 мл — 6,3 мР/ч, на уровне закрытого пробкой горла флаконов — соответственно 4 и 4,7 мР/ч при допустимом для рук уровне 102 мР/день. Если учесть, что работа с одним флаконом (открывание пробки и перевод концентрата в ванну шприцем или софоном) занимает с большим запасом не более 1 мин, то облучение рук персонала в радонолечебнице не будет превышать 10 % от допустимого уровня.

Измерение мощности доз от поверхности флаконов и ящиков с флаконами осуществляли прибором ДРГЗ-02. Одновременно был проведен расчет мощности доз гамма-излучения от этих источников с использованием формул и номограмм для излучения в форме цилиндра, приведенных в работе [7]. Результаты натурных измерений и расчеты дали практически сов-

падающие результаты. Индивидуальные дозы внешнего гамма-излучения на тело и кисти рук персонала лабораторий получены с использованием комплекта ТЕЛДЕ с детектором ЫЕ и оксида аллюминия.

Для определения гамма-облучения кистей рук использовали дозиметры из комплекта ТЕЛДЕ в форме перстня, надеваемого на указательный палец сотрудника. Фон детектора не превышал 5—10 мР в месяц. Таким образом, в лабораториях, оснащенных новым технологическим оборудованием, уровень гамма-облучения персонала не превышает 1/3 от ПДУ, и в соответствии с ОСП 72/87 проведение индивидуального дозиметрического контроля не обязательно. Однако этот уровень (0,3 ПДД) для персонала обеспечивается только непревышением продолжительности отдельных технологических операций (время на укупоривание флаконов, переноску ящиков и т. д.), а также размещением персонала в отдалении от источников излучения (40 см от ящика с порционными склянками). Поскольку эти требования могут быть нарушены из-за неопытности или невнимательности персонала, индивидуальный дозиметрический контроль в радоновых лабораториях целесообразно проводить.

Использование нового механизированного и автоматизированного технологического оборудования позволило снизить дозу внешнего гамма-облучения персонала в ОРЛ в 2,5—5 раз (с 100— 200 до 40 мР/мес) и в КРЛ в 2,5 раза (со 100 до 40 мР/мес) по сравнению с дозами облучения, имевшими место в радоновых лабораториях старой конструкции с ручным технологическим оборудованием [3].

Дальнейшее снижение гамма-облучения персонала в радоновых лабораториях может быть достигнуто за счет полной механизации процессов дозирования концентрата радона в порционные склянки и их укупорки, а также погрузки ящиков с продукцией в автотранспорт. Для этого должно быть разработано специальное технологическое оборудование.

Требования к вентиляции, изложенные в ОСТ 42-21-16—86 и в работе [4], обеспечивают снижение суммарной загрязненности воздуха в лабораториях радоном и его дочерними продуктами до 0,1 от допустимого уровня этих изотопов.

Литература

1. Абрамов В. И., Михалев О. Ю., Андреев С. В. // Вопр. курортол,— 1987,— № 4,— С. 68—70.

2. Андреев С. В., Гусаров И. И., ЛевХ. О., Циммерман Г. А. // Гиг. и сан,— 1970,— № 2,— С. 88—90.

3. Гусаров И. И. // Вопр. курортол.— 1968.— № I — С. 75-79.

4. Гусаров И. И. Радонотерапия.— М., 1974.

5. Гусаров И. И., Андреев С. В.. Абрамов В. И. // Вопр. курортол.— 1979,— № 1.— С. 60—63.

6. Гусаров И. И.. Андреев С. В.. Абрамов В. И. // Там же.— 1987,— № 3,— С. 69—72.

7. Гусев Н. Г., Ковалев Е. Е., Осанов Д. П., Попов В. И.

Защита от излучения протяженных источников.— М., 1961,— С. 42, 192.

8. Нормы радиационной безопасности НРБ—76/87 и основные санитарные правила ОСП—72/87,— М., 1988.

9. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ—73).— М„ 1974,— С. 34.

10. Сборник инструктивно-методических материалов по организации и проведению радонотерапии в лечебио-про-филактических учреждениях системы МЗ СССР / Под ред. И. И. Гусарова.— М„ 1972,— С. 52.

Поступила 04.05.90

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 613.648.4-074

Ю. К. Кудрицкий, В. И. Карпов, А. Б. Георгиевский АКТУАЛЬНОСТЬ СМЕНЫ ПАРАДИГМ В РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ

Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР; Институт озероведения АН СССР, Институт истории

естествознания и техники АН СССР, Ленинград

В настоящее время назрела необходимость смены парадигм в радиационной гигиене. Актуальность этой задачи непосредственно связана с формированием концепций и принципов регламентации допустимых уровней облучения [8].

В течение почти столетней истории радиобиологии сменилось большое число гипотез [16]. Однако в ряде теоретических вопросов доминирующие позиции современной радиобиологии не согласуются с аксиоматическими положениями биологии, принятыми в качестве ее основных законов. Так, не всегда признается, значение теории адаптации в качестве базовой медико-биологической концепции [23]. Вопрос об адаптационном характере лучевых процессов неоднократно обсуждался в литературе. Особенно часто на него обращали внимание отечественные авторы [5, 14, 19]. На необходимость изучения адаптации к радиационному фактору указывали и гигиенисты [18].

Достигнутый уровень радиобиологических знаний позволяет обосновать адаптационную гипотезу биологической эффективности ионизирующих излучений, которая может служить теоретической основой нормирования радиационного фактора. Ее альтернативой является линейно-беспороговая гипотеза (ЛБГ), предложенная в 1977 г. Международной комиссией по радиационной защите (МКРЗ) в качестве допущения из-за недостатка к моменту ее подготовки научной информации о биологической эффективности низких уровней ионизирующих излучений [20]. По мнению некоторых авторов, ЛБГ является господствующей парадигмой современной радиационной гигиены [1].

Представляется логичным начать краткое изложение адаптационной гипотезы с общебиологического понятия «адаптация» как целостной системы реакции живых объектов, диалектически сочетающей в себе способность к поддержанию динамического равновесия со средой и способность организмов к эволюционному развитию [4]. Адаптационная гипотеза биологической эффективности ионизирующих излучений

является конкретизацией общей теории адаптации, если исходить из положения о единстве закономерностей биологии и радиобиологии.

Ионизирующие излучения служат общим неадекватным раздражителем. Аналогично другим факторам среды радиационный фактор в качестве биологического раздражителя, так же как и все вызываемые им лучевые реакции, обладает специфическими и неспецифическими свойствами. Это свидетельствует о единстве радиобиологических и общих биологических законов.

Как и другие абиогенные раздражители (электрический ток, видимый свет), ионизирующие излучения обладают очень широким диапазоном биологического действия и соответствующей ему широтой адаптационных возможностей. Так, крайние уровни лучевых воздействий — от природного фона до облучения, вызывающего у млекопитающих шокоподобную смерть «под лучом»,— различаются по мощности воздействия в миллиард раз. Велика и флюктуация уровня природного радиационного фона. Он изменяется в десятки, а в некоторых регионах и в сотни раз [9].

Природный уровень ионизирующих излучений является облигатным фактором биосферы. В условиях его постоянного влияния возникла и эволюционировала жизнь. Возбуждение атомарных и молекулярных структур, ионизация облучаемой среды, в том числе и самих организмов, мутагенное влияние, развитие репарируюших систем, эндогенных протекторов — по крайней мере эти следствия лучевых воздействий от природных источников ионизирующих излучений имеют непосредственное эволюционное происхождение и значение. Кроме того, они1 обладают определенным антиэнтропийным потенциалом, что повышает устойчивость организмов к условиям существования. Наконец, эволюционное значение радиационного фактора [10, 22] отражает его внутреннее единство с органической жизнью -основой адаптационных процессов. Поэтому к нему, как и ко всем подобным факторам (гравитации, геохимическим и климатическим условиям среды и др.), выработалась в процессе эволю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.