Научная статья на тему 'Обеспечение промышленной безопасности реконструкции газотранспортных объектов путем реструктуризации строительных предприятий'

Обеспечение промышленной безопасности реконструкции газотранспортных объектов путем реструктуризации строительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СУПЕР-МУЛЬТИМЕХАНИЗМОВ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ГАЗОТРАНСПОРТНЫЕ ОБЪЕКТЫ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шувакин Александр Евгеньевич, Слаутин Павел Сергеевич

Рассмотрен процесс синтеза технических систем синтеза строительных организаций и организации управления строительством. Описаны исследования, связанные с попытками полного описания всех процедур, необходимых для решения этой задачи. Большой объем вытекающих при этом описаний связан с тем, что часто объектом описания становятся вторичные процедуры и конкретные алгоритмы работы существующих систем. Другой подход следует из теории функциональных систем. Он связан с тем, что синтез осуществляется исходя из определения конечного результата. При этом идет развертывание планов синтеза путем выделения акцептора действия и процесса афферентного синтеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шувакин Александр Евгеньевич, Слаутин Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение промышленной безопасности реконструкции газотранспортных объектов путем реструктуризации строительных предприятий»

оказываются тесно связанными с алгоритмами мышления человека. При практическом использовании методов синтеза обычно оказывается необходимым прохождение нескольких этапов построения промежуточных отделов частных теорий. Оказывается нерациональным каждый раз осуществлять синтез, исходя из использования структур самого общего типа, эффективнее создание на основании разработки вариантов структур, адекватных решаемым задачам, например, задачам строительства. Таким образом, осуществляется «специализация» используемых структур и вводятся специальные новые языки описания. Так создается теория синтеза организаций в области строительства.

Литература

1. Астаев С. С., Бондарик В. А., Громов И. Н. и др. Технология, механизация и автоматизация строительства. - М.: Высшая школа, 1990. - 592 с.

2. Гинзбург А. В. Автоматизация проектирования организационно-технологической надежности строительства. - М.: Российская инженерная академия, 1999. - 156 с.

3. Гинзбург В. М. Проектирование информационных систем в строительстве. - М.: Ассоциация строительных вузов, 2002. - 320 с.

4. Мирошник И. В. Теория автоматического управления. Линейные системы. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

5. Мирошник И. В. Теория автоматического управления. Нелинейные и оптимальные системы. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.

6. Костевич Л. C. Математическое программирование. Информационные технологии оптимальных решений. - М.: Новое знание, 2003. - 424 с.

7. Сергиенко И. В. Математические модели и методы решения задач дискретной оптимизации. - Киев: Наукова Думка, 1988. - 472 с.

Обеспечение промышленной безопасности реконструкции газотранспортных объектов путем реструктуризации строительных предприятий Шувакин А. Е. ,Слаутин П. С.

1Шувакин Александр Евгеньевич / Shuvakin Alexander Evgenyevich - начальник отдельного

подразделения;

2Слаутин Павел Сергеевич /Slautin Pavel Sergeevich - начальник лаборатории неразрушающего

контроля,

Общество с ограниченной ответственностью «Малое инновационное предприятие губкинского университета», Научно-образовательный центр «Энергосберегающие технологии и техническая диагностика» (ООО «НОЦ ЭТ ТД»), г. Москва

Аннотация: рассмотрен процесс синтеза технических систем - синтеза

строительных организаций и организации управления строительством. Описаны исследования, связанные с попытками полного описания всех процедур, необходимых для решения этой задачи. Большой объем вытекающих при этом описаний связан с тем, что часто объектом описания становятся вторичные процедуры и конкретные алгоритмы работы существующих систем. Другой подход следует из теории функциональных систем. Он связан с тем, что синтез осуществляется исходя из определения конечного результата. При этом идет развертывание планов синтеза путем выделения акцептора действия и процесса афферентного синтеза.

30

Ключевые слова: система супер-мультимеханизмов. интерактивная система. промышленная безопасность. реконструкция. газотранспортные объекты. реструктуризация строительных предприятий.

Рассмотрение систем супер-мультимеханизмов приводит к определению различных типов интерактивных систем, причем эти системы возникают как неизбежное следствие развития теории. Последняя определяет как структуры интерактивных систем, их особенности, так и выполняемые ими функции. Таким образом исключается элемент случайности и произвола в процессе введения интеракции при создании автоматизированных систем, и возникают предпосылки для построения метода целенаправленного синтеза практически важных систем диалога между человеком и кибернетическими системами.

Определенный тип связей связан с созданием новых организаций [1-3], формирующих механизмы - формирующая интеракция. В этом случае встает ряд дополнительных задач, среди которых следует выделить построение интерактивных систем более низкого уровня, представляющих собой компоненты суперсупермеханизма. В этом случае актуальное значение сохраняют алгоритмы выделения автономных блоков, построения регламентирующих структур. В конкретных условиях деятельности человека этот класс интерактивных систем определяется как синтез организации, например, синтез строительных организаций и организации управления строительством. В настоящее время проводятся интересные исследования, связанные с попытками полного описания всех процедур, необходимых для решения этой задачи. Большой объем вытекающих при этом описаний связан с тем, что часто объектом описания становятся вторичные процедуры и конкретные алгоритмы работы существующих систем. Другой подход следует из теории функциональных систем [4, 5]. Он связан с тем, что синтез осуществляется, исходя из определения конечного результата. При этом идет развертывание планов синтеза путем выделения акцептора действия и процесса афферентного синтеза.

Для развития этой концепции оказывается полезным использование теории супермультимеханизмов. Оказывается возможным отказаться от полного описания всех процедур и алгоритмов, создается основной супер-супермеханизм, который сам порождает нужные алгоритмы, вводит необходимые уровни иерархии, полезный набор инструкций, правил, регламентации. Таким образом первоначальное описание системы оказывается незначительным по объему, а синтез самих систем супермеханизмов, опирающийся на использование ПЭВМ и не требующий большого объема работ квалифицированных специалистов, может быть осуществлен в короткий период времени. Следует отметить, что в данном случае осуществляется параллельная разработка новой структуры управления и автоматизированной системы управления, которая будет осуществлять работу в этой системе. Вместе с тем автоматизированной системе придаются не только функция банка данных и оптимизации, но и решения существенных задач работы интерактивной системы супермеханизма.

Оказывается ненужным повторение существующих в наши дни схем организации управления строительством, проектной организации, планирующих органов и других, так как супер-супермеханизм находит оптимальные формы организации супермеханизма, учитывающие современный уровень научно-технического прогресса и интеллектуальные возможности специалистов, участвующих в управлении. В последнем случае работа супер-супермеханизма основывается на знании работы мозга, что обеспечивает возможность экстраполировать оптимальные условия для работы специалистов и определения предела их потенциальных возможностей в условиях создания новых систем, относительно которых нельзя использовать опыт предыдущей деятельности человека. Поскольку в этом случае создается механизм синтеза систем, то отпадает необходимость разработки всех деталей работы создаваемой системы управления (супермеханизма). Эти детали отыскиваются и

31

уточняются в результате дальнейшей работы супер-супермеханизмов. При этом работает алгоритмопорождающая система.

Принципиальное отличие заключается также в том, что при обычных способах анализа и синтеза систем исходят из рассмотрения существующей «физической» организации. Анализу подвергается документооборот, пути оформления деловых бумаг. При этом, однако, из рассмотрения неизбежно исключается «смысловая» сторона документов, также существо и значимость тех процедур, которые используются при оформлении, дается только внешнее описание. Теория функциональных систем и ее развитие в области кибернетики [6] предполагает вести анализ и синтез, исходя из функции (основного результата). При этом решающее значение приобретает интеракция, как основа принятия решений. При таком подходе оказывается возможным четко определять функции каждой из частей системы, решаемые ими задачи, и таким образом подойти к выявлению действительных работающих алгоритмов и, уже исходя из алгоритмов, подойти к определению «физической» организация системы. В этом случае решающее значение приобретает использование теории супер-мультимеханизмов, так как такая теория позволяет выявить основные глубинные задачи и функции, исходя из них провести дальнейшее последовательное развертывание всей системы как единого целого. Математические методы оптимизации оказываются вписанными в единую целостную систему, и таким образом ликвидируются трудности, связанные в недостаточной увязкой в целостную систему существующих программ оптимизации.

Построение супер-супермеханизма осуществляется, исходя из рассмотрения общей схемы взаимоотношений систем этого типа. Одновременно осуществляется анализ существующих систем и методов синтеза. Существенным является то, что все полученные при анализе факты переводятся на язык супер-мультимеханизмов, и таким образом создается абстрактная теория. Большую роль при этом играют проведенные ранее работы, связанные с полным анализом алгоритмов синтеза. Используемый в этом случае метод «восхождения от абстрактного к конкретному» предусматривает, что, исходя из понятий теории супер-мультимеханизмов, будут последовательно, как частные следствия, выводиться методы и формы организации. При этом осуществляется процесс постоянного сравнения теоретически выведенных новых конструкций с теми результатами, которые были получены на основе использования индуктивных методов изучения реальных систем и последовательного перехода на все более и более высокие уровни абстракции. Разработанный в данном исследовании метод движения от абстрактного к конкретному позволяет представить все данные в виде единой целостной системы в условиях учета функций всех частей и отделов. Индуктивный путь позволяет наметить правильную ориентацию, направление дедуктивных выводов и представляет необходимые критерии для оценки полноты и правильности производимых построений. Таким образом, сочетание индукции и дедукции в данном случае обеспечивают успех в решении задач. Исходя из теории супер-мультимеханизмов, определяются основные задачи, актуальные при создании супермеханизмов и необходимые типы интеракции. Затем определяется комплекс необходимых алгоритмов и алгоритмопорождающих систем. Далее начинается процесс выделения блоков и определения правил, законов и регламентирующих процедур. В этом случае используются следующие принципы.

1. Выделение противоречивых областей работы алгоритмов и выделение новых блоков более высокого уровня абстракции, которые могут преодолевать эти противоречия. При этом используется алгоритм преодоления противоречий.

2. Выделение комплекса алгоритмов, который может быть оптимально представлен в виде реализующей, порождающей и управляющей структуры более высокого уровня абстракции. Построение соответствующих информационных структур и последующее их «физическое оформление» в виде сводки директив, указаний, правил, регламентации, инструкций.

32

3. Выделение аспектных структур.

4. Выделение тождественных процедур, которые могут быть более экономным образом представлены в результате формирования абстрактных понятий и создания алгоритмов более высокого уровня.

5. Выделение автономных блоков и систем. В этом случае используется специальный алгоритм, который выделяет систему таким образом, чтобы она могла осуществлять максимальный объем информационной деятельности в условиях минимизации ее связей с другими отделами.

Литература

1. Латфуллин Г. Р., Громова О. Н., Райченко А. В. и др.Теория организации и организационное поведение. - М.: Юрайт, 2014. - 480 с.

2. Веснин В. Р. Теория организации и организационного поведения. - М.: Проспект, 2014. - 470 с.

3. Смирнов Э. А. Основы теории организации. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 375 с.

4. Гусаков А. А., Чулков В. О., Ильин Н. И. и др. Системотехника. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2002. - 768 с.

5. Губко М. В., Караваев А. П. Согласование интересов в матричных структурах управления. - Автоматика и телемеханика, № 10, 2001, с. 132-146.

6. Гайшун И. В. Введение в теорию линейных нестационарных систем. - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 408 с.

Проблемы оценки знаний учащихся Пашин В. И.

Пашин Вадим Игоревич /Pashm Vadim Igorevich - аспирант, кафедра информатики и кибернетики, факультет информатики, учета и сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск

Аннотация: в статье рассматриваются понятия оценки и отметки знаний, выделяются проблемы оценивания. Дано описание компетентностного подхода в образовании, приводится определение термина «компетенция». В качестве решения проблемы оценки компетенции предлагается использование модели современной теории тестов. В заключение намечен план дальнейшего исследования.

Ключевые слова: оценка знаний, компетенция, компетентностный подход, IRT, современная теория тестов, модель Раша.

В педагогике под оценкой знаний принято понимать установление и сравнение продемонстрированных результатов учебной деятельности учащихся с требованиями некой установленной образовательной программы. Оценка знаний является одним из главнейших этапов образовательного процесса и осуществляется различными способами: устные, письменные, творческие и практические задания или непосредственно наблюдение за деятельностью учащихся [1]. Современные методы контроля — компьютерные тестирования, кейсовые задания, деловые игры.

Оценка носит двойственный характер, неся информацию не только об уровне знаний учащихся и степени их подготовленности, но и служит индикатором эффективности организации образовательного процесса в целом, предоставляя своего рода обратную связь.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.