Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной независимости Российской Федерации по сахару'

Обеспечение продовольственной независимости Российской Федерации по сахару Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / СВЕКЛОСАХАРНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС АПК / УРОВЕНЬ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАНЫ САХАРОМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Святова О.В.

Одним из значимых направлений экономической безопасности страны служит устойчивое снабжение отечественной качественной и безопасной сельскохозяйственной продукцией населения в достаточных количествах. На примере российского свеклосахарного подкомплекса АПК проанализировано пороговое значение оценки продовольственной независимости по важному социально-значимому продукту питания сахару и выделены внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, оказывающие прямое или косвенное влияние на его развитие. Проведен анализ производственно-экономических показателей выращивания сахарной свеклы фабричной в Курской области как основного источника сырья для свеклосахарного производства. Выявлены основные тенденции и причины, сдерживающие устойчивое развитие свеклосахарного производства региона при наличии возможности раскрытия экспортного потенциала увеличения объемов реализации продукции свеклосахарного подкомплекса (свекловичного сахара, жома, патоки). Определены ключевые цели реализации направления повышения самообеспеченности населения продовольствием, как стратегически важного аспекта укрепления продовольственной независимости страны в условиях введения санкций: повышение эффективности, конкурентоспособности и стабильного развития российского агропромышленного комплекса с учетом создания резервных фондов и применения эффективных механизмов государственной поддержки; нейтрализация угроз и предупреждение возможных потерь в результате их влияния на экономическую безопасность страны; снижение зависимости АПК страны (в том числе свеклосахарного подкомплекса) от импорта семян, машин, оборудования и других ресурсов; ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка и формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств-членов Евразийского экономического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Святова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной независимости Российской Федерации по сахару»

9. Производство продукции растениеводства в Челябинской области в 2011-2017 годах: стат. сборник / Челябинскстат. - Челябинск, 2018. - 75 с.

10. Производство продукции животноводства в Челябинской области в 2011-2017 годах: стат. сборник / Челябинскстат. - Челябинск, 2018. - 103 с.

11. Никитина Т.И. Индексный метод в оценке уровня социально-экономического развития сельских территорий Челябинской области // Вестник Мичуринского ГАУ. - 2018. - № 2. - С. 194-197.

List of sources used

1. The concept of the transition of the Russian Federation to sustainable development. (1996) approved by decree of the President of the Russian Federation No. 440 [Electronic resource] // Codex.ru. URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665.

2. The Level of employment and Unemployment in Agriculture / M.A. Parkhomchuk, V.M. Soloshenko, I.Y. Pigorev, D.I. Doroshenko // Bulletin of Kursk State Agricultural Academy. - 2009. - №. 3. - P. 13-17.

3. The number of resident population of the Chelyabinsk region: Stat. collection. (2017). Chelyabinsk, 83.

4. Labor and employment in the Chelyabinsk region: Stat. collection. (2018). Chelyabinsk, 194.

5. The rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation: results of 2017(2018). Moskow, 49.

6. The information about the socio-economic situation of the Chelyabinsk region for 2017 : Report. (2018). Chelyabinsk, 21.

7. All-Russian agricultural census of 2017 in the territory of the Chelyabinsk region: Collection of materials. (2018). Chelyabinsk, 35.

8. Agricultural products in the Chelyabinsk region in 2011-2017: Stat. collection. (2018). Chelyabinsk, 96.

9. Production of crop production in the Chelyabinsk region in 2011-2017: Stat. collection. (2018). Chelyabinsk,

75.

10. Production of livestock products in the Chelyabinsk region in 2011-2017: Stat. collection. (2018). Chelyabinsk, 103.

11. Nikitina T.I. (2018). Method of index numbers for evaluating the level of social and economic development of rural areas in Chelyabinsk region. Bulletin of MSAU, 2, 194-197.

УДК 338.439:664.12 (470)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАРУ

СВЯТОВА О.В.,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», институт экономики и управления, olga_svyatova@mail.ru.

Реферат. Одним из значимых направлений экономической безопасности страны служит устойчивое снабжение отечественной качественной и безопасной сельскохозяйственной продукцией населения в достаточных количествах. На примере российского свеклосахарного подкомплекса АПК проанализировано пороговое значение оценки продовольственной независимости по важному социально-значимому продукту питания сахару и выделены внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, оказывающие прямое или косвенное влияние на его развитие. Проведен анализ производственно-экономических показателей выращивания сахарной свеклы фабричной в Курской области как основного источника сырья для свеклосахарного производства. Выявлены основные тенденции и причины, сдерживающие устойчивое развитие свеклосахарного производства региона при наличии возможности раскрытия экспортного потенциала увеличения объемов реализации продукции свеклосахарного подкомплекса (свекловичного сахара, жома, патоки). Определены ключевые цели реализации направления повышения самообеспеченности населения продовольствием, как стратегически важного аспекта укрепления продовольственной независимости страны в условиях введения санкций: повышение эффективности, конкурентоспособности и стабильного развития российского агропромышленного комплекса с учетом создания резервных фондов и применения эффективных механизмов государственной поддержки; нейтрализация угроз и предупреждение возможных потерь в результате их влияния на экономическую безопасность страны; снижение зависимости АПК страны (в том числе свеклосахарного подкомплекса) от импорта семян, машин, оборудования и других ресурсов; ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка и формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств-членов Евразийского экономического сообщества.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, свеклосахарный подкомплекс АПК, уровень самообеспеченности страны сахаром, стратегическое развитие, угрозы экономической безопасности.

ENSURING FOOD SELF-SUFFICIENCY FOR SUGAR IN THE RUSSIAN FEDERATION

SVYATOVA O.V.,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, Credit and Accounting FSBEI of HE "Kursk State University, Institute of Economics and Management",

Essay. One of the important directions of economic security of the country is a stable supply of domestic high-quality and safe agricultural products of the population in sufficient quantities. There have been estimated the threshold value of food independence for sugar and revealed internal and external threats to economic security that have a direct or indirect impact on its development in the research on the example of the Russian beet sugar subcomplex of agriculture. The analysis of production and economic indicators of sugar beet factory cultivation in Kursk region as the main source of raw materials for sugar beet production is carried out in the article. The main trends and reasons preventing sustainable development of sugar beet production region in the presence of the possibility of expanding the export potential of sales of products of the sugar-beet industry (sugar beet, sugar beet pulp, molasses, molasses), are presented in the article.

The key objectives of the implementation of the direction of increasing self-sufficiency of the population with food as a strategically important aspect of strengthening food independence of the country in the context of the introduction of sanctions are revealed in the article: improving the efficiency, competitiveness and sustainable development of the Russian agro-industrial complex, taking into account the creation of reserve funds (as a "safety cushion") and the use of effective mechanisms of state support; neutralization of threats and prevention of possible losses as a result of their impact on the economic security of the country; reducing the dependence of the agro-industrial complex of the country (including sugar beet subcomplex of agriculture) on the import of seeds, machinery, equipment and other resources; accelerated development of the domestic market infrastructure and the formation of a common food market within the customs Union of the member States of the Eurasian economic community.

Keywords: economic security, food security, food independence, sugar beet subcomplex of agriculture, the level of self-sufficiency of the country with sugar, strategic development, threats to economic security.

Введение. Государственная экономическая политика Российской Федерации на современном этапе направлена на укрепление экономической безопасности страны и защиту национальных экономических интересов на основе обеспечения противодействия вызовам и угрозам, консолидации органов власти всех уровней в направлении реализации стратегических национальных приоритетов России. Базовым документом стратегического планирования в направлении обеспечения экономической безопасности страны служит «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208) [1].

Одним из главных направлений обеспечения экономической безопасности страны является устойчивое снабжение внутри страны качественной и безопасной отечественной сельхозпродукцией и продовольствием, что определено такими важными документами стратегического планирования как «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 30.012010 г. № 120) и «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 г. № 559-р) [2, 3].

Основными критериями оценки продовольственной независимости нашей страны, как достаточного уровня самообеспечения населения основными видами отечественного продовольствия, служат пороговые значения обеспечения продовольственной безопасности.

В отношении важного социально-значимого продукта питания - сахара, принято пороговое значение - наличие не менее 80 % отечественного сахара от общего объема товарных запасов сахара в стране [1]. Несмотря на достижение и опережение данного порогового значения уровня развития продовольственной безопасности в отношении обеспеченности сахаром, произведенного из отечественного свеклосырья существуют значительные угрозы экономической безопасности, в том числе недостаточное обновление производственных фондов и внедрения инноваций (последний сахарный завод 1985 года постройки), а так же высокая импортная зависимость свеклосахарного подкомплекса АПК страны от поставок ресурсов (импортных свеклосе-мян, техники, фунгицидов и др.). При этом в последнее время наблюдается возрастание макроэкономических, технологических и внешнеторговых рисков, которые негативно влияют на экономическую безопасность в направлении обеспечения населения нашей страны продовольствием, в том числе

по продукту питания - сахару, что подтверждает важность проведения нашего исследования.

Материал и методика исследования. При проведении исследования углубленно анализировались основные нормативно-правовые документы стратегического планирования экономической безопасности Российской Федерации и документы регламентирующие официальные взгляды на цели, задачи и направления развития российской государственной агропродовольственной политики в условиях введения санкций. Исследование проведено при использовании методов экономико-статистических исследований выявления тенденций и закономерностей функционирования и развития свеклосахарного производства Курской области в направлении обеспечения продовольственной независимости региона по сахару в современных условиях.

Результаты исследования. Анализ производственно-экономических показателей свекловодства и свеклосахарного производства Курской области, выявил ряд отраслевых региональных особенностей непосредственно влияющих на уровень продовольственного обеспечения сахаром региона.

Основой свекловодства в Курской области являются крупные агрохолдинги, на долю которых приходится практически % всех посевов и 2/3 валового сбора и выручки от реализации продукции. В организационной структуре всех крупных хозяйств региона имеются сахарные заводы, что несомненно обеспечивает гарантированный сбыт произведенной продукции - сахарной свеклы фабричной. При этом крупные свекловоды показывают существенно более низкую урожайность и интенсификацию, при более высоком уровне рентабельности. Получается, что доминирующей моделью возделывания сахарной свеклы фабричной в крупном бизнесе является минимизация интенсификационных процессов, а эффективность обеспечивается интеграцией с сахарным заводом. Другие свекловоды стараются обеспечить максимально высокий уровень урожайности, при этом в хозяйствах менее 1 тыс. га рентабельность существенно ниже, чем в крупных хозяйствах.

Основными причинами того, что крупные сельскохозяйственные организации, составляющие основу свеклосахарного производства области, не заинтересованы в увеличении валовых сборов за счет активизации интенсификационных процессов, являются ограниченность производственных мощностей и переизбыток предложения сахара на локальном рынке. При этом второй аспект является основополагающим. Важно решить проблему расширения рынков сбыта сахара, в том числе за счет активизации спроса на него в пищевой промышленности страны и экспорта сахара и сахаросодержащей продукции в другие страны. Именно в зависимости от этого будут определяться перспективы привлечения стратегических инвестиций в расширение мощностей переработки сахарной свеклы фабричной.

В Курской области функционируют 12 сахарных заводов, общая производственная мощность кото-

рых на 1 января 2017 г. по данным Союза сахаро-производителей России составила 32,95 тыс. тонн переработки свеклы в сутки [4].

Производство свекловичного сахара за период 2011-2016 гг. выросло на 8,4 % что произошло вследствие существенного роста валового сбора свеклы (на 43 %), объема заготовок (на 38,1 %) и количества переработанной свеклы (на 20,5 %) за данный период, таблица 1.

Важно отметить рост доли свекловичного сахара в общем объеме производства сахара в Курской области на 2,2 %, и в 2016 году она составила 100 % вследствие полного отсутствия переработки сахара сырца в регионе, что укрепляет экономическую безопасность свеклосахарного производства.

Тем не менее, при росте количественных показателей свеклосахарного производства в регионе наблюдается отрицательная динамика качественных показателей: на 1,1 % - уменьшение сахаристости свеклы и на 1,59 % - выхода сахара на сахарном заводе на фоне роста потерь сахара в производстве (на 0,41 %) и расхода условного топлива (на 0,02 %). Данные тенденции подтверждают необходимость модернизации сахарных заводов и недостаточную инвестиционную и инновационную активность в свеклосахарном производстве региона, таблица 1.

Анализ динамики функционирования свеклосахарного производства региона показал рост объемов свекловичного сахара на душу населения (на 8,6 % за 2011-2016 гг.). Так как в 2016 г. производство сахара произведенного из собственного свеклосырья на душу населения составило - 397,28 кг (при фактическом потреблении сахара на душу населения в нашем регионе по данным Росстата - 53 кг), то производство сахара в нашей области в 7,5 раза больше его потребления. Что подтверждает не только полную продовольственную независимость по этому важному продукту питания, но и наличие возможности межрегиональных поставок довольно крупных его объемов как внутри страны, так и за рубеж.

Несмотря на существующие причины, сдерживающие устойчивое развитие свеклосахарного производства региона (минимизация интенсификацион-ных процессов в свекловодстве, недостаточная модернизация и инвестиционная активность в свеклосахарном производстве), анализ состояния и развития свеклосахарного подкомплекса подтверждает общероссийскую тенденцию роста уровня производственно-экономических показателей его функционирования и свидетельствует об укреплении экономической безопасности по сахару в регионе и о наличии возможности раскрытия экспортного потенциала увеличения объемов реализации продукции подкомплекса за рубеж (свекловичного сахара, жома, патоки). Вместе с тем при поддержании экономической независимости по важному социально-значимому продукту питания, сахару, необходимо нивелировать угрозы экономической безопасности свеклосахарного подкомплекса страны [6-10].

Таблица 1 - Динамика функционирования свеклосахарного производства в Курской области за период 2011-2016 гг.____

Наименование показателя В среднем за 2011-2015 гг. 2016 г. Отклонение 2016 г. от средних значений 2011-2015 гг., (+,-}

Посевная площадь фабричной сахарной свеклы, тыс. га1) 102,9 115,4 12,5

Урожайность фабричной сахарной свеклы, ц/га1) 386 488 102

Валовой сбор сахарной свеклы, тыс.т1,1 3915 5599 1684

Объем заготовок фабричной сахарной свеклы, тыс. тонн1) 3545 4895 1350

Сахаристость при приемке на заводе, в % к массе принятой свеклы1"1 16,7 15,6 -1,1

Общая загрязненность свеклосырья при приемке, в % к массе принятой свеклы 1) 8,8 8,6 -0,2

Переработано сахарной свеклы (за календарный год), тыс. тонн1" 2970 3578,9 608,9

Выработано сахара-песка из свеклы (за календарный год), тыс. тонн1" 411,6 446,1 34,5

Произведено сахара из сахара-сырца (за календарный год), тыс. тонн1" 9,12

Выход сахара на сахарном заводе, % массы переработанной свеклы1" 14,12 12,53 -1,59

Потери сахара в производстве, в % к массе переработанной свеклы1" 0,60 1,01 +0,41

Расход условного топлива, в % к массе переработанной свеклы1" 5,76 5,78 +0,02

Расход известнякового камня в % к массе переработанной свеклы1" 5,12 4,29 -0,83

Производственный сезон переработки, суток1" 118 140 +22

Производство сахара всего на душу населения, кг " в том числе свекловичного, кг 375,46 367,32 397,28 397,28 21,82 29,96

Доля свекловичного сахара в общем объеме производства сахара, %2" 97,8 100,0 +2,2

Производство свекловичного сахара в расчете на 1 га посевов свеклы, тонн2" 4,00 3,87 -0,13

и По данным Союзроссахара 2) Расчеты автора

По результатам исследования нами выделены следующее основные внутренние угрозы экономической безопасности российского свеклосахарного подкомплекса:

1. Медленная модернизация сахарных заводов (еще «советских» по времени введения в строй) и недостаточный уровень инновационной активности подкомплекса.

2. Большие потери в процессе переработки (что показывает высокий коэффициент потерь при переработке, который рассчитывается как соотношение объемов переработанной и заготовленной сахарной свеклы фабричной).

3. Высокие агроэкологические риски в результате неблагоприятных климатических изменений.

4. Резкое снижение внутренних цен на сахар (июль-ноябрь) по причинам сезонности и перепроизводства свекловичного сахара.

5. Недостаточное развитие логистической инфраструктуры для раскрытия экспортного потен-

циала подкомплекса.

6. Недостаточное ограничение объемов ввоза «льготного» (под пошлину ниже 340долл.) импорта белого сахара из третьих стран [5].

Основными внешними угрозами российского свеклосахарного подкомплекса, по нашему мнению, являются:

1. Высокая импортная зависимость свеклосахарного подкомплекса АПК страны от поставок импортных свеклосемян, техники, фунгицидов и инсектицидов и др.

2. Создание искусственных конкурентных преимуществ тростникового сахара и сахара белого произведенного в зарубежных странах.

3. Наличие «перезавоза» из третьих стран сахара-сырца и сахара белого [5];

4. Усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков [1].

5. Нарастание неустойчивости развития мировой экономики и резкое обострение глобальной

конкуренции [1].

Поэтому реализация стратегически важного направления - повышение самообеспеченности населения продовольствием и как следствие укрепления продовольственной независимости России, в условиях сохраняющейся экономической и политической напряженности в международных отношениях вызванные введением санкций против нашей страны, возможно при достижении следующих целей.

Во-первых, при повышении эффективности, конкурентоспособности, и стабильного развития российского агропромышленного комплекса с учетом создания резервных фондов (в качестве

«подушки безопасности») и применения эффективных механизмов государственной поддержки.

Во-вторых, при реализации направления нейтрализации угроз и предупреждения возможных потерь в результате их влияния на экономическую безопасность страны.

В-третьих, при скорейшем снижении зависимости АПК страны (в том числе свеклосахарного подкомплекса АПК) от импорта семян, машин, оборудования и других ресурсов.

В-четвертых, при ускоренном развитии инфраструктуры внутреннего рынка и формировании общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств-членов Евразийского экономического сообщества.

Список использованных источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001201705150001

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск № 5100 (21), 3 февраля 2010 г. //re.ru/2010/02/03/prod-dok.html

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р «О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г.» //www.garant.ru/products/ipo /prime/doc/70067828/#ixzz5WGTlTUw8

4. Краткие итоги производства свеклы, сахара и показатели работы сахарных заводов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации в 2016 году. - М.: Издано ООО «Сахар», 2017. - 74 с.

5. Иванов Е. Итоги года 2017, сахар и свёкла - жом, меласса, дрожжи, семена свёклы, крахмал, патока, сиропы TOC//http://ikar.ru/lenta/627.html

6. Быканова С.А. Оценка ресурсов сахара и основные направления их использования в Курской области // Региональный вестник. - 2016. - № 1. - С. 4-6.

7. Алтухов А.И. Достижение продовольственной независимости страны на основе новой государственной аграрной политики // Региональный вестник. - 2016. - № 2(3). - С. 2-5.

8. Святова О.В., Дорогавцева И.Г., Солошенко Р.В. Основные приоритеты совершенствования эффективности функционирования и стратегического развития свеклосахарного подкомплекса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 6. - С. 52-56.

9. Святова О.В., Солошенко Р.В., Зюкин Д.А. Разработка предложений по повышению эффективности деятельности свеклосахарного подкомплекса на основе синергетического управления его развитием // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 7. - С. 48-51.

10. Семьжин В.А., Пигорев И.Я., Солошенко В.М. Актуальность и реальное состояние импортозамещения в растениеводстве Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. -№ 7. - С. 47-52.

List of used sources

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 "On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the Period until 2030" // http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001201705150001

2. Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 No. 120 "On the Approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta - Federal Issue No. 5100 (21), February 3, 2010 //rg.ru/2010/02 /03/prod-dok.html

3. Order of the Government of the Russian Federation of April 17, 2012 No. 559-p "On the Strategy for the Development of the Food and Processing Industry of the Russian Federation for the Period up to 2020" //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70067828/# ixzz5WGTlTUw8

4. Brief results of the production of beets, sugar and performance indicators of sugar factories of the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation in 2016. - M .: Published LLC "Sugar", 2017. - 74 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ivanov E. Results of the year 2017, sugar and beets - bagasse, molasses, yeast, beet seeds, starch, syrup, syrups GFS // http: //ikar.ru/lenta/627.html

6. Bykanova S.A. Evaluation of sugar resources and the main directions of their use in the Kursk region // Regional Bulletin. - 2016. - № 1. - P. 4-6.

7. Altukhov A.I. Achieving food independence of the country on the basis of the new state agrarian policy // Regional Bulletin. - 2016. - № 2 (3). - P. 2-5.

8. Svyatova OV, Dorogavtseva I.G., Soloshenko R.V. The main priorities for improving the efficiency of the functioning and strategic development of the sugar beet subcomplex // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. -№ 6. - P. 52-56.

9. Svyatova OV, Soloshenko R.V., Zyukin D.A. Development of proposals to improve the efficiency of the sugar beet subcomplex based on the synergistic management of its development // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - № 7. - P. 48-51.

10. Semykin V.A., Pigorev I.Y., Soloshenko V.M. / The relevance and real state of import substitution in the crop production of the Kursk Region // Bulletin of Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - №. 7. - P. 47-52.

УДК 338.434

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КРЕДИТОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ОГАРКОВА Н.Н.,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, ВНИОПТУСХ - филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, e-mail: onn.2012@yandex.ru; 8 (495) 700 08 14, 8 (495) 700 06 71.

Реферат. В статье описываются меры современной аграрной политики в области государственной поддержки сельскохозяйственного производства Российской Федерации. Подчеркивается необходимость государственной поддержки обусловленной особенностью функционирования сельскохозяйственных предприятий в рыночной экономике, немонополизированным характером их производства, сложившимся диспаритетом цен и доходов по сравнению с другими отраслями, разным уровнем доходов товаропроизводителей в различных природно-экономических условиях, ограниченностью земель с высоким почвенным плодородием, зависимостью отрасли от изменения погодных условий и главное -стратегически важной ролью сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны. Целью исследования был анализ произошедших изменений в государственной поддержке кредитования в сельском хозяйстве с начала реализации национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства 2008-2012 гг. и продолжившихся с принятием Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Проведен анализ соответствующих нормативно-правовых актов. Раскрываются проблемы возникающие в системе льготного кредитования как у сельских товаропроизводителей при получении льготных кредитов, так и у государственных органов при доведении льготных кредитов до их потребителей. Отмечены причины сбоев в системе субсидирования сельского хозяйства. Указывается на необходимость использования выделяемых государством средств с наибольшим для отрасли эффектом за счет более широкого охвата сельских товаропроизводителей дешевыми краткосрочными и инвестиционными кредитами, упрощения механизма их получения, расширения списка уполномоченных банков, введения ограничения на максимальный размер кредита на одного заемщика.

Ключевые слова: аграрная политика, сельскохозяйственное производство, государственная поддержка, государственная программа, субсидия, льготный краткосрочный кредит, инвестиционный кредит, компенсация, сельскохозяйственные товаропроизводители, механизм проектного управления.

IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL LENDING

OGARKOVA N.N.,

PhD in Economics, Leading Researcher,VNIOPTUSKH - a branch of the FSBI FNC VNIIESKH, e-mail: onn.2012@yandex.ru; tel .: 8 (495) 700 08 14, 8 (495) 700 06 71.

Essay. The author of this article describes current agricultural policy measures in the field of state support for agricultural production of the Russian Federation. The necessity of state support is emphasized due to specifics of agricultural enterprises' operating in market economy, non-monopolized nature of their production, established price and revenue disparity against the background of other industries, different revenue level of commodity producers in various natural and economic environment, constraint of high soil fertility lands, high influence of weather change on agricultural industry and mainly the strategic importance of agriculture in ensuring the Russian Federation's food security. The aim of this paper is to analyze previous state support measures of agricultural production lending (the national project "Development of Agriculture" and the State Program of Development of Agriculture (2008-2012)) and current measures due to the implementing of the State Program of Development of Agriculture (2013-2020). Analysis of relevant legal acts is pursued. The author reveals the soft loan system problems of agricultural commodity producers in their attempt to obtain soft loans, on the one hand, and problems of government in its intention to provide loan to consumers, on the other hand. Furthermore,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.