производственному риску, связанному с обслуживанием оборудования, его ремонтом, заказом запасных частей за рубежом. Новое оборудование приобретается в основном импортное. Страны-поставщики: Китай, Европейский Союз, в меньшей степени Америка вследствие санкций. Требуется создание и дальнейшая продажа отечественного оборудования - высокотехнологичный, инновационный бизнес, с высоким уровнем рентабельности. Можно порекомендовать направить усилия на разработку отечественных комбайнов, бурильных установок, самолетов, паромов и т.д.
Инвестирование в ценные бумаги подвержено финансовым рискам. По степени риска ценные бумаги можно расположить в порядке возрастания риска: государственные долгосрочные и краткосрочные облигации; облигации промышленных предприятий; привилегированные акции промышленных предприятий; обыкновенные акции предприятий. В России слабый уровень доверия населения к рынку ценных бумаг, физические лица не приобретают ценные бумаги, возможно, вследствие низкой финансовой грамотности.
Государство в первую очередь заинтересовано в инвестициях в реальное производство. Устойчивое, высокотехнологичное, диверсифицированное производство - это залог успешного и уверенного государства, с которым будут считаться на международной арене. Это новые рабочие места, устойчивая национальная валюта и приток капиталов.
Л и т е р а т у р а
1. Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции: Учебник. - М.: Проспект, 2010. - С.584.
2. Воронцовский А.В. Методы обоснования инвестиционных проектов в условиях определенности. -СПб.:ОЦЭиМ, 2008. - С.216.
3. Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. - М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Ширенбек Х. Экономика предприятия. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - С.735.
5. Кузнецов Б.Т. Инвестиции. - М.ЮНИТИ, 2006.
УДК 338.124.4 Доктор экон. наук Е.В. СЕМЕНОВА
(Великолукская ГСХА, [email protected]) Канд. экон. наук О.Г. ПЕТРОВА
(Великолукский филиал СГУ, [email protected])
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА ФОНЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
Экономическая, продовольственная безопасность, санкции, защита сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержка, доктрина
В связи с обострением геополитических проблем, введением США и Евросоюзом антироссийских санкций, а также ответными защитными мерами с российской стороны с новой остротой, подняты вопросы высокой зависимости сельскохозяйственного сектора российской экономики от импорта продовольственных товаров. В этой связи ещё более актуальной становится проблема обеспечения национальной безопасности государства, в том числе экономической -внутренней, внешней, политической, торговой, продовольственной, энергетической, военно-промышленной и др. сферах безопасности. Наибольшую значимость из перечисленных имеют вопросы обеспечения продовольственной безопасности (ПБ) как важнейшей составляющей жизнеобеспечения населения.
В контексте изложенных вопросов продовольственной безопасности необходимо упомянуть усиление угрозы криминализации продовольственного рынка с целью преодоления российского продовольственного эмбарго.
Применительно к современному этапу экономического развития необходимо совершенствование и модернизация механизмов обеспечения экономической, технологической и т.д. безопасности в продовольственной сфере.
Как уже отмечалось выше, национальная безопасность может рассматриваться применительно к разным сферам. Этот вопрос неоднократно рассматривался ранее в научных работах [1,2,3]. Официально определение было дано в послании Президента РФ Федеральному собранию «О
национальной безопасности» [2], где указывалось: «... национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».
Относительно применения понятия «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» следует упомянуть, что первое используется, когда речь идет о стране, обществе. В целом же безопасность разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внешние и внутренние опасности существуют и проявляют себя в разных сферах жизнедеятельности общества: экономической, продовольственной, социальной, политической, духовно-нравственной, информационной, оборонной. Именно в этих сферах сосредоточиваются опасности и угрозы для общества и государства. Содержание понятия «экономическая безопасность РФ» может быть проанализировано в как комплекс важных для национальной экономики элементов [1].К таковым можно отнести человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный и многие другие элементы (рис.1).
Экономическая безопасность
у 1
Рис. 1. Элементы экономической безопасности
Термин, «продовольственная безопасность» исходит от английского словосочетания food security и переводится двояко: как продовольственная безопасность и как продовольственная обеспеченность [4].
Если отталкиваться от второй части содержания термина «продовольственная безопасность», то можно оценить её как экономическая и физическая доступность продовольствия для граждан. Частные или более конкретные величины ПБ определяются насыщением продовольственного рынка собственными продуктами, критериальными и комплексными показателями. И в этой связи возможна оценка как состояния ПБ, так и факторов, влияющих на нее и в целом на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Усиление внешнеполитических рисков, а также пакет взаимных санкций Российской Федерации приведет к изменению основных параметров социально-экономического развития в ближайшем трехлетнем плановом цикле развития. Несмотря на предполагаемую постепенную отмену санкции в отношении российских компаний с 2015 года, геополитические риски будут сохраняться.
Указанные обстоятельства проявятся в следующем:
- снижении возможности, а также повышении стоимости заимствования на внешних рынках;
- замедлении темпов экономического роста;
- снижении инвестиционного спроса со стороны компаний инфраструктурного сектора;
- падении реальных доходов и потребления граждан.
В дополнение к геополитическому противостоянию с Западными странами в мировой экономике начинается цикл низких цен на углеводороды. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот вариант обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса, наполняемости доходной части российского бюджета и общего уровня уверенности экономических агентов.
В описанной выше ситуации неизбежным фактором социально-экономического развития в ближайшие год-два будет нарастание инфляции. Помимо усиления роста цен на продукты, также повысятся тарифы на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства вследствие привязки их индексации к фактической инфляции за предшествующий год. Снижение инфляции вероятно только в случае отмены контр-санкций или повышения объема сельскохозяйственного производства в Российской Федерации. Снижение роста цен возможно при росте предложения продовольствия.
По данным Минэкономразвития РФ, в результате введения запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, а также с учетом снижения импорта продовольственных товаров в 2014 году из Украины, общее снижение возможно на 2,3 млрд. долларов США. Предполагается, что во втором полугодии 2014 г. не более 30% от прогнозируемого импорта, попавшего под санкции, будет заменено импортом из других стран, при этом ожидается дополнительный рост цен на импортируемую продовольственную продукцию [4]. В физическом выражении импорт сократится, по оценке Минэкономразвития России, на 8,2% (по сравнению с сокращением на 4,0% в сценарных условиях).
Т а б л и ц а 1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации1 на базе первого варианта Минэкономразвития РФ и с учетом снижения стоимости барреля нефти по состоянию
на 1.10.2014 г
Вариант 1 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Средняя цена за нефть марки "Urals", долларов США за баррель прогноз 108 102,8 89,9 88,9 88,9
Индекс потребительских цен, в среднем за год, % прогноз 6,8 7,3 6,6 4,3 4,2
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % прогноз 6,5 6,9-7,4 (7,4) 4,9-5,9 (5,4) 4,0-4,9 (4,4) 3,5-4,4 (4,0)
Курс доллара среднегодовой, рублей за доллар США прогноз 31,8 40,8-41,3 (40,7) 42,4-43,5 (42,9) 43,5-44,7 (44,1) 37,9-45,6 (45,0)
ВВП, прирост, % прогноз 1,3 0,5 2,0 2,5 3,3
сценарные условия 0,5 1,2 2,3 3,0
Инвестиции в основной капитал, прирост, % сценарные условия -0,2 -2,4 2,4 1,6 4,7
прогноз -0,2 -2,4 2,0 1,6 2,9
Реальные располагаемые денежные доходы населения, прирост, % сценарные условия 3,3 0,5 1,3 2,9 3,4
прогноз 3,2 0,3 0,4 2,6 3,3
Реальная заработная плата, прирост, % сценарные условия 5,3 1,4 1,9 2,9 3,9
прогноз 4,8 1,5 0,5 2,8 4,6
Оборот розничной торговли, прирост, % сценарные условия 3,9 1,9 2,1 3,0 3,6
прогноз 3,9 1,9 0,6 2,9 3,4
Экспорт товаров, млрд. долларов США сценарные условия 523 518 501 507 516
прогноз 523 512 495 499 508
Импорт товаров, млрд. долларов США сценарные условия 343 332 338 345 359
прогноз 341 317 325 331 342
Счеттекущих операций, млрд. долларов США сценарные условия 33 40 8 6 -4
прогноз 34 61 38 28 18
1 Показатели прогноза рассчитаны авторами
В целях снижения нагрузки на бюджетную систему будет заморожен или даже понижен рост заработной платы работников бюджетного сектора. В условиях высокого инфляционного фона реальная заработная плата в бюджетном секторе в 2015 г. сократится на 1,9%. Таким образом, изменятся показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (табл. 1).
Таким образом, негативное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации оказывают использование односторонних силовых приемов в международных отношениях, противостояние между основными участниками мировой политики, угроза попадания оружия массового уничтожения в руки террористов, противоправная деятельность в кибернетической, биологической областях и в сфере высоких технологий. Развиваются националистические настроения, насильственный экстремизм, религиозный радикализм и т.д. Усугубляется демографическая ситуация в России и в мире, возрастают опасности, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, иными формами транснациональной организованной преступности. Нарастает опасность распространения эпидемии.
Снижение индикаторов уровня жизни населения отражает угрозы и источники экономической безопасности. И наоборот, устойчивый рост этих параметров обеспечивает продовольственную безопасность государства.
Четырехмесячное действие санкций (2014 г.) показало снижение уровня жизни населения Российской Федерации (табл. 2).
Т а б л и ц а 2. Динамика основных показателей уровня жизни населения РФ1
Показатели Сентябрь 2014г. В % к Январь-сентябрь 2014г. в % к январю-сентябрю 2013г. Справочно
сентябрю 2013г. августу 2014г. сентябрь 2013г. в % к январь-сентябрь 2013г. в % к январю-сентябрю 2012г.
сентябрю 2012г. августу 2013г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения)^, руб. 26926 108,6 94,2 107,9 106,1 96,3 111,2
Реальные располагаемые денежные доходы1) 100,6 93,3 100,7 99,9 96,0 103,7
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника2):
номинальная, рублей 31071 106,9 101,0 109,5 112,8 100,4 113,0
реальная 99,0 100,3 102,1 106,3 100,2 105,7
^Предварительные данные 2)За периоды 2014г. - оценка
Как следует из приведенных данных, реальная заработная плата в сентябре 2014 г. снизилась (последний раз она падала пять лет назад, в ноябре 2009 г.). В настоящее время важнейшим фактором падения реальной зарплаты, помимо инфляции, является остановка роста или даже сокращение номинальных зарплат в некоторых рыночных секторах.
Эта же тенденция сохранится и в 2015 году. Так, проект бюджета на 2015 г. подразумевает приостановку майских указов Владимира Путина2 по зарплатам в бюджетном секторе. Уровень их индексации составит 5,5%, то есть ниже прежнего плана в 2 раза. В реальном выражении рост зарплат окажется нулевым.
Соответственно, падение уровня реальных зарплат вместе с замедлением розничного товарооборота «убьют рост потребления», который, вероятно, начнет падать уже в следующем месяце. Из-за падения уровня потребления, спад экономики может быть 0,5%.
1 Данные федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1259586231109
2 Указы Президента Российской Федерации №№ 596-606, подписанные 7 мая 2012 г.
Приведенные в табл. 2 показатели не являются единственными для мониторинга ПБ. К таковым можно отнести: фактическое конечное потребление домашних хозяйств в целом, в том числе на душу населения; среднедушевые денежные доходы населения; реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих; реальная начисленная заработная плата; средний размер назначенных пенсий; реальный размер назначенных пенсий; величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и др.
Эти показатели характеризуют качество жизни, определяют покупательную способность человека и оказывают прямое воздействие на формирование потребительского спроса.
В систему показателей продовольственной безопасности входят показатели бедности и неравномерности распределения доходов: индекс Джини (индекс концентрации доходов); индекс дифференциации доходов; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения. Удельный вес численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (коэффициент дифференциации) является одной из характеристик дефицита дохода населения. В странах Европы этот коэффициент равен 6-10 и ниже, в Российской Федерации в 16,71. По международным стандартам предельно-критическим значением этого показателя принято считать 10 раз, превышение этого порога несет угрозу национальной безопасности.
Для обеспечения ПБ в санкционных и контрсанкционных условиях необходимо провести ревизию ресурсно-производственной возможности экономики, научного обоснования аграрной политики и принять оптимальные управленческие решения, направленных на обеспечение продовольственной независимости страны.
Российское продовольственное эмбарго в виде запрета ввоза в Россию «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году2 изменило экономическую ситуацию. Российские поставщики, а также производители из других стран повысили цены на продукты. Изменился ассортимент продуктов. По оценкам экспертов его восстановление может занять 3-4 года, хотя эмбарго введено на 1 год. В связи с ростом издержек, цен, инфляции изменятся и макроэкономические показатели. Это связано с переориентацией на импорт продовольствия из стран Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Эквадор, Чили), Белоруссии, Сербии, Македонии, Азербайджана, Узбекистана и ряда других стран.
В свою очередь продовольственное эмбарго может положительно сказаться на агропромышленном комплексе России. Благодаря вытеснению зарубежных конкурентов и расширению рынка сбыта Россия может избавиться от критической зависимости от импортного продовольствия (почти 40 %) [6].
Несмотря на то, что вопросы ПБ дискуссионные [7]3, пересмотр системы обеспечения ПБ целесообразно провести исходя из следующих её составляющих: целевой, управленческой, программной, временной. В этой связи разумно будет использовать последовательность и представленные на рис. 2 блоки.
1 Расчет проведен по данным Федеральной службы государственной статистики с использованием ручного макетирования
2 Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Официальный сайт Президента России (6 августа 2014).
3 Например, расчет ПБ по методике Криворотова В. В. (с учетом пересчета продуктов из штук и единиц в килокалории) показывает, что в 1990 году обеспеченность РСФСР основными продуктами составляла 183 %, к 2000 году она снизилась до критических 108 %, а к 2011 году восстановилась до вполне безопасного уровня в 150 %.
Процесс сохранения продовольственное безопасности
В области организации л управления обеспечением lib:
• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования АПК;
• моннторнрованне, прогнозирование и контроль состояния ПБ;
• оценка устойчивости экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;
» оценка устойчивости продовольственного снабжения городов и регионов, зависимых от внешних поставок пищевых продуктов;
• формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения ПБ.
В сфере производства п оборота с/к продукции:
» оптимизация межотраслевых экономических отношений с целью стимулирования расширения воспроизводства, привлечения инвестиций и внедрение инновации;
• стабилизация ценовой ситуации на основе индикативных цен на основные виды продукции;
• расширение доступности краткосрочных и инвестиционных кредитов для товаропроизводителей;
• создание и поддержка зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах РФ;
• развитие интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации с/я продукции, сырья и продовольствия;
» ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка;
» разработка и реализация программ технологической модернизации;
• формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза;
• регулирование рынков с/х продукции, сырья н продовольствия;, включая закутжв для государственных нужд,, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.
Государственное обеспечение ПБ
субсидии, дотации, компенсации, страховые выплаты, налоговые преференции, оптимизация таможенных тарифов, целевое финансирование, запреты и ограничения
бюджеты различных уровней, средства сельхозтоваропроизводителей, страховых фондов, заемные ресурсы, привлеченные инвестиции
адресная помощь группам населения; формирование здорового типа питания;
защитные санкции для отечественного сельхозтоваропроизводителя.
Рис. 2. Направления и инструменты обеспечения продовольственной безопасности государства
Направления и инструменты обеспечения ПБ уже сформулированы в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120. Однако реализация прописанных направлений обеспечения ПБ находилась в
отложенном состоянии вплоть до современной санкционной и контрсанкционной ситуации в экономике Российской Федерации. Более того, указанный документ нуждается в уточнении некоторых положений. А именно необходимо определение адекватных временных параметров продовольственного протекционизма отечественных товаропроизводителей; степени государственного участия в создании перерабатывающей, логистической и инфраструктуры хранения; государственной поддержки прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских исследований, направленных на устойчивое расширение производства и обеспечение конкурентных преимуществ.
Л и т е р а т у р а
1. Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества // Электрон. изд. Режим доступа к изд.: http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/02.shtml
2. О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию//Независимая газета. — 1996. — 14 июня.
3. Андросов И.В. Обеспечение экономической безопасности национального хозяйства на мезоуровне: дифференцированный подход: Автореф. дис.... канд. экон. наук. - Тамбов, 2012.
4. Словарь иностранных слов. - М.: Проспект. 1996. - С. 34.
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов (разработан Минэкономразвития России). // Электрон. изд. Режим доступа к изд.: http://www.economy.gov.ru
6. Виктор Ивантер: Ошибка 2013 года - в том, что мы допустили спад инвестиций - Виктор Ивантер -Российская газета.
7. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие / В. В. Криворотов, А. В. Калина. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010.-365 с.
УДК 657.622 Канд. экон. наук И.С. ЗУБАРЕВ
(Пермская ГСХА, [email protected]) Канд. экон. наук Н.С. ЩЕРБИНА
(СПбГАУ, [email protected])
ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ EBITDA КАК ОСНОВНОГО ДЛЯ АНАЛИЗА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
EBITDA, EBIT, международные стандарты финансовой отчётности, анализ организации, платёжеспособность, финансовая устойчивость
В последние годы в российскую практику финансового менеджмента активно внедряют методы оценки стоимости организации, которые используются при разработке плана развития, определении стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций, совершении сделок купли-продажи с её активами, реструктуризации, для осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия в современных условиях экономики играет огромную роль. Применение анализа на сегодняшний день весьма актуально, так как он важен при исследовании экономических процессов и для принятия управленческих решений. Как и большинство аспектов экономической жизни нашей страны, финансовый анализ деятельности предприятия ориентирован на Запад, поэтому ни одна тенденция не обходит нас стороной [1].
В условиях кризиса принятие обоснованных управленческих решений на основе определения стоимости бизнеса имеет свою специфику, связанную с существующей неопределённостью и присутствием значительных рисков. Стоимость организации во многом зависит от темпов роста бизнеса, благоприятных перспектив его развития, ожидаемых денежных потоков, конкурентоспособности, риска инвестиций, цены привлеченных ресурсов.
Финансовый показатель EBITDA (Earnings Before Interest, Dividend, Tax and Amortization) используется для определения способности организации отвечать по своим обязательствам, расчёт данного показателя проводят, по данным МСФО, следующим образом: