Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства'

Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
839
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ДЕФИЦИТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / LEGAL REGULATION OF FOOD SECURITY / FOOD-DEFICIT / WORLD FOOD PROGRAMME / NATIONAL SECURITY / SOCIAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарейко Николай Владимирович

Настоящая статья посвящена исследованию продовольственной безопасности. Автор анализирует проблемы регулирования продовольственной безопасности на основе российского, международного и зарубежного законодательства. Особое внимание уделено текущему состоянию и перспективам развития анализируемого явления в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring of food security as a priority for the Russian state

This article is devoted to the study of food security. The author analyses the problem of regulation of food security on the basis of Russian, international and foreign countries’ legal rules. Close attention is given to a current status and development prospects of analyzed phenomenon in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства»

Макарейко Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства

Макарейко Николай Владимирович Makareiko Nikolai Vladimirovich

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и процесса Нижегородская академия МВД России (603144, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)

candidate of sciences (law), associate professor, head of the chair of administrative law and process Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603144)

E-mail: makareiko_nik@mail.ru

Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства

Ensuring of food security as a priority for the Russian state

Настоящая статья посвящена исследованию продовольственной безопасности. Автор анализирует проблемы регулирования продовольственной безопасности на основе российского, международного и зарубежного законодательства. Особое внимание уделено текущему состоянию и перспективам развития анализируемого явления в Российской Федерации.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, правовое регулирование продовольственной безопасности, продовольственный дефицит, Международная продовольственная программа, национальная безопасность, социальная безопасность, экономическая безопасность.

This article is devoted to the study of food security. The author analyses the problem of regulation of food security on the basis of Russian, international and foreign countries’ legal rules. Close attention is given to a current status and development prospects of analyzed phenomenon in the Russian Federation.

Keywords: food security, legal regulation of food security, food-deficit, World food programme, national security, social security, economic security.

Среди проблем, которые стоят перед Российской Федерацией, важную роль играет обеспечение продовольственной безопасности. Это обусловлено значимостью продовольственных отношений, их ролью в реализации прав и свобод граждан. Ситуация с обеспечением продовольственной безопасности усложняется в свете существующих глобальных геополитических процессов, направленных на передел сырьевых рынков, рынков производства и сбыта товаров, работ, услуг и особенно продовольствия. При этом следует учитывать такие важные факторы, как рост численности населения, неспособность многих, прежде всего, развивающихся государств самостоятельно обеспечить потребности населения в продуктах питания. В этой связи проблема обеспечения продовольственной безопасности занимает значимое место в научных исследованиях [1—7; 8, с. 13—19; 9, с. 163—170; 10, с. 32—36].

В литературе обращается внимание на те тревожные тенденции, которые сложились в сфере обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации. В этой связи академик РАСХН И.Г. Ушачев акцентирует внимание на значительном росте цен на продовольствие, которые только в период с 2005 по 2008 год увеличились в два раза [10, с. 32]. К сожалению, в последние годы подобная тенденция сохранилась.

Учитывая значимость проблемы обеспечения продовольственной безопасности на постсоветском пространстве на 14 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участниц СНГ был принят Модельный закон «О продовольственной безопасности» [11, с. 155—161], где продовольственная безопасность определена как «состояние экономики государства, при котором обеспечивается независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни».

Существенным шагом в обеспечении продовольственной безопасности явилось принятие Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, где в абзаце 2 пункта 5 закреплено следующее определение продовольственной безопасности: «Продовольственная

безопасность Российской Федерации — состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых про-

дуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» [12]. Это позволяет заключить, что в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина) нашли сочетание как количественные, так и качественные подходы при решении вопроса обеспечения продовольственной безопасности.

Термин «продовольственная безопасность» является определенной новеллой для отечественной юридической практики. Вместе с тем, он используется в нормативных актах международных организаций, сформированных для решения продовольственных проблем. Вопросы международно- правового регулирования продовольственной безопасности нашли отражение во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания, одобренной Резолюцией 3348 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1974 года, Римской декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности, прошедшего 16—18 ноября 2009 года, и других источниках международного права. Здесь следует обратить внимание на ту роль, которую играло в их подготовке Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Согласно Декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности продовольственная безопасность существует, когда все люди всегда имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному количеству безопасного и питательного продовольствия для удовлетворения своих диетических потребностей и пищевых предпочтений для ведения активной и здоровой жизни. В ней выделяются четыре основы продовольственной безопасности: наличие, доступ, использование и стабильность. Неотъемлемой частью концепции продовольственной безопасности является аспект, касающийся питательности [13].

Ведущие мировые государства, обладающие необходимыми экономическими ресурсами, не выполняют возложенные на них обязательства по искоренению голода и недоедания на планете. Число голодающих превышает все мыслимые границы и на момент принятия Римской декларации 1996 года о всемирной продовольственной безопасности их число составляло около 825 млн человек. К 2009 году количество голодающих увеличилось почти на 24% (до 1020 млн человек). Парадоксальность ситуации заключается в том, что при внешнем усилении внимания международного сообщества к решению проблемы глобальной продовольственной безопасности, число голодающих увеличивается [14, с. 15].

Голод и даже его ожидание является в ряде случаев тем катализатором, который запускает сложный механизм социальных потрясений, революций. Такие примеры имеют место как в отечественной, так и мировой истории, как в отдаленном, так и в недавнем прошлом. Недостаток продуктов первой необходимости провоцировал «хлебные», «соля-

ные» и иные бунты. Февральская революция 1917 года во многом была обусловлена неудовольствием рабочих снабжением хлебом в Петрограде. «Арабская весна» 2011 года, когда в государствах Северной Африки и Ближнего Востока были демонтированы существующие государственно-правовые надстройки, явилась результатом действия ряда факторов политического, экономического, демографического, национального, теологического и иного характера. Вместе с тем, в ряде случаев революции в этих государствах были спровоцированы состоянием продовольственной безопасности, отсутствием необходимого объема продуктов питания, отсутствием у большинства граждан возможности удовлетворить потребности в продовольствии. В этой связи необходимо рассматривать вопросы продовольственной безопасности комплексно, во взаимосвязи с другими видами национальной безопасности: экономической, общественной, экологической и др.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. В этой связи необходимо безотлагательно реформировать государственноправовые формы государственного регулирования агропромышленного комплекса, продовольственного рынка, что предопределено реализацией права граждан Российской Федерации на полноценное питание. Это право закреплено пунктом 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года: «Каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояний его самого и семьи...». Данное право нашло развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, где определено, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами. Эта правовая позиция нашла подтверждение Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция от 4 декабря 1986 г), провозгласившей «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

С учетом стратегической цели продовольственной безопасности в Доктрине определены основные направления ее обеспечения:

1) повышение экономической доступности пищевых продуктов;

2) обеспечение физической доступности пищевых продуктов;

3) обеспечение безопасности пищевых продуктов;

Макарейко Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства

Макарейко Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства

4) увеличение производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

5) обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

6) формирование внешнеэкономической политики и осуществление внешнеторговой деятельности с соблюдением критериев продовольственной безопасности.

В Российской Федерации состояние продовольственной безопасности вызывает серьезные опасения и, прежде всего, в силу наличия значительного объема импорта. Так, с 2000 года стоимость импортированного продовольствия ежегодно увеличивается на 30% в год, и в 2011 году объем ввезенных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства составил 42,5 млрд долл. против 35,2 млрд долл. в 2008 году и 36,4 млрд долл. в 2010 году [15, с. 104]

По данным А.Г. Плугова, импорт сельскохозяйственной продукции в Российскую Федерацию по стоимости сопоставим с экспортом российского газа в Западную Европу [14, с. 10]. Вместе с тем, значительная зависимость от импорта продовольствия подрывает национальную безопасность, не позволяет в должной мере защитить интересы населения и государства, особенно в кризисные периоды.

Иностранные биотехнологические компании проводят агрессивную политику по установлению монополии на российском рынке семян и продовольствия, используют свой экономический потенциал, превосходство в научных разработках и политический протекционизм. В этой связи следует кардинально пересмотреть политику либерального саморегулирования в сфере агропромышленного комплекса, законодательно закрепить импортоза-мещение в качестве одного из важнейших векторов обеспечения продовольственной безопасности России.

Учитывая переходный характер экономики России, несформированность политики в области сельского хозяйства в целях решения проблемы правового обеспечения продовольственной безопасности необходимо задействовать мировой опыт. При этом следует использовать дифференцированный подход с учетом уровня развития агропромышленного комплекса: ориентированного на экспорт (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), протекционизм (Япония, Норвегия) и промежуточную политику (большинство стран ЕС).

Очевидно, для России следует соединитьвсеэти подходы с учетом уровня производства и потребления соответствующих видов сельскохозяйственной продукции, отечественных традиций, гастрономических особенностей населения. В настоящее время необходимо ориентировать государственную политику в аграрной области на комплексное использование всех мер государственной поддержки, в том числе государственный протекционизм, прямые инвестиции непосредственно сельскохозяйственным производителям, поддержание вы-

сокого уровня доходности сельскохозяйственного производства, стимулирование конкурентоспособности в аграрном секторе и др. Необходимо учесть почвенно-климатические особенности России, так как около 90% земель сельскохозяйственного назначения находятся в зоне рискованного земледелия, а это требует введения государственного гарантирования для сельскохозяйственных производителей. Необходимо принять во внимание температурный режим в России, а следовательно, снизить цену на электроэнергию, горюче-смазочные материалы, которые используются в сельскохозяйственном производстве. В связи с вступлением в ВТО на Российскую Федерацию возложены существенные ограничения по оказанию государственной поддержки сельхозпроизводителей. Вместе с тем, такой вектор государственной аграрной политики будет направлен не только на обеспечение производственной безопасности, но и решение ряда глобальных социальных проблем, в том числе и демографической, так как в сельской местности проживает около трети населения России, а развитие сельскохозяйственного производства позволит предупредить проблему дальнейшей урбанизации населения, снизит остроту проблемы трудовой занятости населения.

Наши коллеги по Таможенному союзу (Республика Беларусь, Республика Казахстан) для решения указанных проблем используют программы импортозамещения. Например, Государственная программа импортозамещения Республики Беларусь 2001—2005 годов и 2006—2010 годов, Государственная программа импортозамещения, утвержденная постановлением правительства Республики Казахстан от 20 августа 2001 года № 1088. Приоритетами этих программ является импорто-замещение как необходимое условие повышения продовольственной и генетической безопасности Белоруссии и Казахстана, сокращение объемов импортируемых продуктов питания.

Осознавая уязвимость продовольственной безопасности от экспансии импортного продовольствия и продовольственного сырья, в пункте 8 Декларации закреплено, что для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна — не менее 95%; сахара — не менее 80%; растительного масла — не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90%; рыбной продукции — не менее 80%; картофеля — не менее 95%; соли пищевой — не менее 85%. Очевидно, что достижение этих результатов является для России отдаленной перспективой и требует консолидации политических, экономических, идеологических и иных усилий.

В целях повышения качества нормативного правового обеспечения продовольственной безопасности был подготовлен Проект федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» (проект № 990 13560-2). Региональный законодатель, опережая федерального, принимает соответствующие законы в области обеспечения продовольственной безопасности. Позитивный пример правотворчества в данной области показывают ряд субъектов Российской Федерации (г. Москва, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ставропольский край, Приморский край, Рязанская область и т. д.). В этих нормативных правовых актах раскрывается содержание основных терминов: «продовольственная независимость Российской Федерации», «физическая доступность пищевых продуктов», «экономическая доступность пищевых продуктов», «соответствие пищевых продуктов требованиям законодательства о техническом регулировании», «рациональные нормы потребления пищевых продуктов», «государственный контроль за соблюдением законодательства о производстве и реализации качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции» и др.

Так, в Законе Ставропольского края от 14 мая

1999 года № 17-кз «О продовольственной безопасности Ставропольского края» закреплено следующее определение продовольственной безопасности: «продовольственная безопасность — гарантированное обеспечение потребностей населения основными продуктами питания в соответствии с физическими нормами, закладываемыми при расчете потребительской корзины» [16].

Несколько отличное определение содержится в Законе Рязанской области от 11 мая 2000 года № 31-ОЗ «О продовольственной безопасности и защите рынка Рязанской области», где продовольственная безопасность определена как «состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость области и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни человека» [17].

В Законе Нижегородской области от 9 августа 2011 года № 111 «Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области» закреплено, что «продовольственная безопасность в Нижегородской области — состояние экономики Нижегородской области, при котором гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя Нижегородской области пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни» [18].

Важной составляющей продовольственной безопасности выступает качество сельскохозяйственной продукции. Этот вопрос регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 2 января

2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [19] и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, при всех спорных вопросах правового регулирования данных отношений, акцент необходимо перенести в сферу правореализации. Качество продуктов питания, которое поступает на продовольственный рынок, не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Проверка ООО «Зеленый патруль» в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга показала, что 90% продуктов питания, входящих в так называемую потребительскую корзину, не соответствуют сертификатам качества, а 80% — опасны для здоровья. По мнению члена Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, члена Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Н. Кондратенко, для нормализации ситуации на продовольственном рынке необходимо провести ряд первоочередных мер: усилить контроль за качеством ввозимых из-за рубежа продуктов питания, предусмотреть дотацию сельскохозяйственным производителям, снизить процентные ставки банковских кредитов (ввести фиксированные ставки) для сельскохозяйственных производителей, вернуться к политике введения ГОСТов на продовольственные товары, так как технические регламенты не способствуют обеспечению качества сельскохозяйственной продукции [20, с. 1].

В литературе справедливо обращается внимание на необходимость реализации комплексного подхода при решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности, так как эта проблема не может быть эффективно решена без развития гибкой и разнообразной системы защиты потребителя. Такая защита должна включать деятельность общественных объединений потребителей, сотрудничество агробизнеса с консьюмеристскими организациями, сотрудничество государственных органов с организациями потребителей, испытательные центры и лаборатории, группы юристов и консультантов разного рода, издательские организации [21, с. 81].

Эффективное обеспечение продовольственной безопасности является залогом должного состояния национальной безопасности. В этой связи разработчики Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указали, что продовольственная безопасность является компонентом национальной безопасности. «Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность (курсив наш. — Н.М.) и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами. Продовольственная безопасность (курсив наш. — Н.М.) обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамеще-

Макарейко Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства

Макарейко Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства

ния по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги [22].

Рассмотрение вопроса правового обеспечения продовольственной безопасности позволяет сделать вывод, что оно является сложным явлением, предопределяемым рядом факторов, и в этой связи применяемые правовые инструментарии являются необходимыми, но далеко не единственными средствами. Состояние продовольственной безопасности — это не только одна из задач Российского Федерации, но и необходимое условие ее существования, так как от уровня защищенности национальных интересов в продовольственной сфере во многом зависит сохранение ее государственности.

Примечания

1. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность: международные и внутренние аспекты. М., 2002.

2. Виноградов В.Н. Продовольственная безопасность как сфера национальных интересов России. М., 2004.

3. Дикарев О.В. Методологические основы решения продовольственной проблемы и обеспечения продовольственной безопасности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2004.

4. Парамонова С.В., Пашина Л.Л. Продовольственная безопасность: измерение, оценка, планирование: монография. Благовещенск, 2004.

5. Писларь В.И. Продовольственная безопасность: сущность, методы ее обеспечения и направления развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2002.

6. Рябова Т.Ф. Экономическая безопасность: Продовольственная безопасность: Термины и определения: словарь. М., 2001.

7. Филонова Т.Н. Продовольственная безопасность и ее регулирование в условиях открытой экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2007.

8. Назаренко В.И. Продовольственная безопасность государства // Аграрный вестник Урала. 2007. № 2.

9. Кузин В.Н. Продовольственная безопасность как научная категория и практическая проблема // Вестник ПАГС. 2010. № 1.

10. Ушачев И.Г. О концепции продовольственной безопасности России // Достижения науки и техники АПК. 2008. № 7.

11. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ. 2000. № 23.

12. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утв. указом Президента РФ от 30 января 2010 года № 120 // Российская газета. 2010. 3 февраля.

13. 11Р1_: http://www.fao.org

14. Плугов А.Г. Мировой опыт обеспечения продовольственной безопасности и его использование в России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.

15. Национальным доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы! развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы». М., 2012.

16. О продовольственной безопасности Ставропольского края: закон Ставропольского края от 14 мая 1999 года № 17-кз // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 1999. № 5 (59), ст. 740.

17. О продовольственной безопасности и защите рынка Рязанской области: закон Рязанской области от 11 мая 2000 года № 31-О3 // Рязанские ведомости. 2000. № 94—95.

18. Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 9 августа 2011 года № 111 // Правовая среда. 2011. № 89 (1354).

194. О качестве и безопасности пищевьых продуктов: федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2, ст. 150.

20. Когда запах прибыли убивает // Союзное вече. 2010. № 3 (300). 28 января — 3 февраля.

21. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы / А.А. Афиногентова [и др.]; под ред. А.А. Афиногентовой. Саратов, 2004.

22. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 (п. 49—50) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20, ст. 2444.

Notes

1. Balabanov V.S., Borisenko E.N. Food security: international and domestic aspects. Moscow, 2002.

2. Vinogradov V.N. Food security as a sphere of Russia’s national interests. Moscow, 2004.

3. Dikarev O.V. Methodological basis of food problem solving and food security ensuring: author’s abstract... candidate of economy sciences. Voronezh, 2004.

4. Paramonov S.V., Pashina L.L. Food security: measurement, evaluation, planning: monograph. Blagoveshchensk, 2004.

5. Pislar V.I. Food security: the nature, methods of ensuring and development prospects: author’s abstract... candidate of economy sciences. Irkutsk, 2002.

6. Ryabova T.F. Economic security: Food security: Terms and definitions: dictionary. Moscow, 2001.

7. Filonova T.N. Food security and its regulation in an open economy: author’s abstract... candidate of economy sciences. Orel, 2007.

8. Nazarenko V.I. Food security state // Agricultural vest-nik Urals, 2007. № 2.

9. Kuzin V.N. Food security as a scientific category and a practical problem // Bulletin PAGS. 2010. № 1.

10. UshachevI.G. On the concept of food security in Russia // Advances in science and technology APC. 2008. № 7.

11. Information bulletin. Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States. 2000. № 23.

12. Food security doctrine of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation. January 30, 2010 № 120 // Rossiyskaya gazeta. 2010. February 3.

13. URL: http://www.fao.org

14. PlugovA.G. World experience of food security and its use in Russia: dissertation... candidate of economy sciences. Moscow, 2011.

15. National report «On the progress and results of the implementation in 2011 the State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for the years 2008—2012». Moscow, 2012.

16. About food security of the Stavropol territory: law of the Stavropol territory, May 14, 1999 № 17-kz // Collection of laws and other legal acts of the Stavropol territory. 1999 . № 5 (59), art. 740.

17. About food security and market protection in the Ryazan region: law of Ryazan region, 11 May, 2000, № 31-OZ // Ryazan statements. 2000. № 94—95 .

18. On ensuring food security in the Nizhny Novgorod region: law of the Nizhny Novgorod region, August 9, 2011. № 111 // Legal environment. 2011. № 89 (1354).

19. On the quality and safety of food products: federal law of the Russian Federation, January 2, 2000 № 29-FZ // Collection of legislative acts of the RF 2000. № 2, art. 150.

20. When the smell of profit is killing // Federal chamber. 2010. № 3 (300). 28 January — 3 February.

21. Food safety of Russia: problems and prospects / A.A. Afinogentova [and others], ed. A.A. Afinogentova. Saratov, 2004.

22. On the Strategy of the national security of the Russian Federation up to 2020: Presidential decree, May 12, 2009 № 537 (clauses 49 —50) // Collection of legislative acts of the RF. 2009. № 20, art. 2444.

Макарейко Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности как приоритетное направление деятельности Российского государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.