Научная статья на тему 'Обеспечение права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел'

Обеспечение права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / RIGHT FOR HEALTH / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS ENSURE / LEGAL CONDITIONS OF SECURITY / SOCIAL CONDITIONS OF MAINTENANCE / ENSURE ECONOMIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вичева Алена Андреевна

В статье сделана оценка комплексного анализа обеспечения права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Установлено, что оно включает в себя единую совокупность правовых, социальных и экономических условий, т.е. нормативно-правовое регулирование, организационные аспекты медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения и финансирование расходов, связанных с деятельностью органов власти и их должностных лиц по обеспечению этого права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вичева Алена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURE THE RIGHT TO HEALTH CARE INTERNAL AFFAIRS OFFICIALS

The article made a comprehensive analysis of evaluation to ensure the right to health of employees of internal affairs agencies of the Russian Federation. It was established that it includes a common set of legal, social and economic conditions, ie, legal regulation, organizational aspects of health care and spa treatment and financing costs associated with the activities of government bodies and their officials to ensure this right.

Текст научной работы на тему «Обеспечение права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел»

УДК 342.7

Вичева Алена Андреевна

Преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин КФ КрУ МВД России,

г. Симферополь

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье сделана оценка комплексного анализа обеспечения права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Установлено, что оно включает в себя единую совокупность правовых, социальных и экономических условий, т.е. нормативно-правовое регулирование, организационные аспекты медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения и финансирование расходов, связанных с деятельностью органов власти и их должностных лиц по обеспечению этого права.

Ключевые слова: право на охрану здоровья, обеспечение прав и свобод, правовые условия обеспечения, социальные условия обеспечения, экономические условия обеспечения.

Alyona Vicheva

Lecturer in Crimean subsidiary of the Krasnodar University of Internal Affairs

of the Russian Federation alyonavicheva@yandex.ru

ENSURE THE RIGHT TO HEALTH CARE INTERNAL AFFAIRS OFFICIALS

The article made a comprehensive analysis of evaluation to ensure the right to health of employees of internal affairs agencies of the Russian Federation. It was established that it includes a common set of legal, social and economic conditions, ie, legal regulation, organizational aspects of health care and spa treatment and financing costs associated with the activities of government bodies and their officials to ensure this right.

Keywords: right for health, human rights and freedoms ensure, legal conditions of security, social conditions of maintenance, ensure economic conditions.

В современной юридической науке вопросам прав сотрудников органов внутренних дел уделяется достаточное внимание. Так, некоторые исследователи, рассматривают их как элемент правового статуса сотрудника (Абызова Е. Р., Виноградова В. С.), а отдельные делают акцент на обеспечении как самих прав, так и социальной и правовой защиты основных прав сотрудников (Тихонов А. А., Якушев В. А). При этом, исследования, посвященные именно обеспечению права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел не имеют комплексного характера.

С целью более полноценного раскрытия темы, считаем целесообразным, первично остановиться на определении права на охрану здоровья. Единого подхода к его дефиниции нет. Так, например, Домникова Л. В. отмечает, что право на охрану здоровья, закрепленное статьей 41 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 21.11.2011 №2323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», можно определить как обеспеченную государством возможность осуществления собственных действий в отношении своего здоровья, требований к органам государственной власти по обеспечению надлежащих законодательных и организационных условий для реализации своих потребностей в сфере здравоохранения, а также возможности использовать принудительные меры для защиты соответствующих интересов [1, с.187]. Черных А. Е. определяет право на охрану здоровья как систему мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья,

социального благополучия каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [6, с.6].

Право на охрану здоровья реализуется путем использования практически всех основных прав и свобод человека и гражданина. Оно представляет собой комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включающий в себя:

- права граждан в сфере охраны здоровья (статьи 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);

- обязанность государства в лице органов государственной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (статьи 45,46, 53, 55 Конституции РФ);

- установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека [6, с.12].

Также, в современной научной юридической литературе имеют место различные подходы к определению понятия «обеспечение прав и свобод человека и гражданина». Некоторые авторы исходят из того, что это стадия реализации прав человека. Другими словами, они отстаивают позицию, что обеспечение выполняет вспомогательную роль по отношению к реализации. Однако, такой подход не получил широкой научной поддержки. И в теории права превалирует точка зрения, что, наоборот, обеспечение прав человека более широкое и объемное понятие. «Под обеспечением конституционных прав и свобод понимается система их обеспечения, то есть система общих условий и специальных (юридических) средств, обеспечивающих их правомерную реализацию, а в необходимых случаях — и охрану», — отмечает М. В. Витрук. По мнению В. С. Бегуна, обеспечить права человека означает создать условия, при которых права человека уважаются и признаются — как государством, так и лицом, и эффективно реализуются, при необходимости защищаются с помощью права. Это, в частности, предусматривает трансформацию основополагающих

прав человека в юридические права и обязанности субъектов права, когда определенные возможности человека, определяются как основополагающие права, будут гарантированы государством через их определение как общеобязательных правил поведения, а государство и другие субъекты будут иметь обязанность их соблюдать, гарантировать [5, с.147-148].

А. Олейник и В. Заяц считают, что обеспечение прав граждан включает в себя: а) создание условий, способствующих реализации прав; б) охрану прав от нарушений со стороны кого бы то ни было; в) процесс реализации и защиту этих прав от уже совершенного реального их нарушения; г) восстановление нарушенных прав на всех стадиях правореализующего процесса. Эту точку зрения поддерживает Е. Б. Червякова, которая отмечает: «Под обеспечением основных прав понимают, с одной стороны, систему их гарантий, а с другой — деятельность органов государства по созданию условий для реализации прав граждан, их охраны, защиты и восстановления нарушенного права». Как справедливо замечают К. Б. Толкачев и А. Г. Хабибулин, обеспечение прав и свобод нельзя ограничивать только системой правовых гарантий, оно должно дополняться системой четких организационных и других условий, дающих возможность пользоваться правами, надежно их защищать. Под условиями авторы имеют ввиду общие гарантии: экономические, политические, социальные и т.д., которые, образуя целостное единство различных видов общественных отношений, способствуют неуклонной реализации прав человека [5, с.148].

Из вышеприведенных позиций исследователей, можно сделать вывод, что обеспечение права на охрану здоровья — это определенная система правовых, социальных, экономических и иных условий, направленных на возможность эффективно реализовать и защитить это право. Таким образом, остановимся более детально на особенностях обеспечения права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел.

Правовое обеспечение права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел возможно рассматривать через совокупность законодательных

способов и средств, которые используются самими сотрудниками и органами власти, по обеспечению, реализации, защите и восстановлению указанного права.

Первичным нормативно-правовым актом, возглавляющим правовое обеспечение права на охрану здоровья данной категории граждан, является Конституция Российской Федерации, которая в статье 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья. Также, в ст. 28 Федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 №Э-ФЗ, содержится следующее правовое условие: сотрудник полиции имеет право на государственную защиту жизни и здоровья. Ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет правовые условия по медицинскому и санаторно-курортному лечению. Указанный нормативно-правовой акт является специальным по отношению к данной категории граждан и содержит нормы отсылочного характера. Так особенности охраны здоровья граждан регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который также возможно назвать правовым условием обеспечения права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел.

Также правовым условием обеспечения права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел является Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 №1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения», который включает в себя [3]:

1. Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел,

в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям.

3. Правила медицинского обслуживания членов семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4. Правила предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел.

Социальными условиями обеспечения права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел являются организационно-правовые средства, призванные реально обеспечить рассматриваемое право. Так, например, к ним возможно отнести: бесплатное медицинское обслуживание сотрудников в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации; в организациях государственного и муниципального здравоохранения; бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Статья 47 Федерального закона «О полиции» 07.02.2011 №3-ФЗ, закрепляет, что финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством

Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета [2]. Так, например, Федеральным законом от 1 декабря 2014г. №2 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» бюджетные ассигнования на содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2015 году предусмотрены в объеме 1185,4 млрд. рублей, где более 80 процентов расходов запланировано на выплаты денежного довольствия, заработной платы, пенсий, пособий и компенсаций [4]. Следовательно, можно сделать вывод, что экономические условия обеспечения права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел обеспечиваются средствами федерального бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение права на охрану здоровья сотрудников органов внутренних осуществляется с помощью правовых, социальных и экономических условий. Где первые включают в себя большую совокупность нормативно-правовых актов, вторые — организационные аспекты медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, а последние — финансирование расходов, связанных с деятельностью органов власти и их должностных лиц по обеспечению рассматриваемого права.

Литература

1. Вичева А.А. Юридический механизм обеспечения права на охрану здоровья лиц, находящихся в местах принудительного содержания // Евразийский юридический журнал. — 2015. — №9 (88). — С.187-189.

2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ // Российская газета, №25, 08.02.2011.

3. О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения: Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 №1232 // Российская газета, №8, 18.01.2012 г.

4. О федеральном бюджете МВД России на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://mvd.ru/news/item/2899214. ( Дата обращения 09.02.2016).

5. Романова A.A. Теоретические проблемы функционирования системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., 27 ноября 2014 г. / редкол.: A.Q Палазян, r.A. Городенцев, Г.П. Курдюк, И.В. Яблонский, H.A. Шеуджен. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. — С.146-151.

6. Черных A.E. Конституционное право граждан на охрану здоровья и проблемы его реализации в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. — М., 2012. — 20 с.

References

1. Vicheva A.A. Juridicheskij mehanizm obespechenija prava na ohranu zdorov'ja lic, nahodjashhihsja v mestah prinuditel'nogo soderzhanija // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. — 2015. — №9 (88). — p.187-189. (In Russian)

2. policii: Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 №3-FZ // Rossijskaja gazeta, №25, 08.02.2011. (In Russian)

3. porjadke okazanija sotrudnikam organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, otdel'nym kategorijam grazhdan Rossijskoj Federacii uvolennyh so sluzhby v organah vnutrennih del, i chlenam ih semej medicinskoj pomoshhi i ih sanatorno-kurortnogo obespechenija: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2011 №1232 // Rossijskaja gazeta, №8, 18.01.2012 g. (In Russian)

4. federal'nom bjudzhete MVD Rossii na 2015 god i planovyj period 2016 i 2017 godov [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: URL: https://mvd.ru/news/item/2899214. ( Data obrashhenija 09.02.2016). (In Russian)

5. Romanova A.A. Teoreticheskie problemy funkcionirovanija sistemy obespechenija prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Pravo i gosudarstvo: problemy metodologii, teorii i istorii: materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf., 27 nojabrja 2014

g. / redkol.: A.S. Palazjan, G.A. Gorodencev, G.P. Kurdjuk, I.V. Jablonskij, N.A. Sheudzhen. — Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2015. — p. 146-151.

(In Russian)

6. Chernyh A.E. Konstitucionnoe pravo grazhdan na ohranu zdorov'ja i problemy ego realizacii v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.02. — M., 2012. — 20 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.