Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЖЕНЩИН ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
ШАБАНОВА Анастасия Сергеевна,
аспирант кафедры гражданского права юридического факультета Южного федерального университета. E-mail: AS.Shabanova@yandex.ru
Краткая аннотация: Развитие медицины сделало возможным для лиц, желающих иметь детей, реализовать свое репродуктивное право путем применения методов вспомогательных репродуктивных технологий. Однако применение некоторых методов, в частности суррогатного материнства, влечет ущемление прав женщины, вынашивающей ребенка с целью передачи иным лицам. В работе исследуется соотношение норм международного права, касающихся прав человека и возможность реализации метода суррогатного материнства на практике; анализируется законодательство различных государств применительно к защите прав суррогатной матери и ребенка, рожденного в результате применения суррогатного материнства. Делается вывод о необходимости разработать наиболее приемлемую модель правового регулирования суррогатного материнства, позволяющую минимизировать нарушение прав женщин, вынашивающих ребенка для других лиц.
Abstract: Development of medicine has made it possible for people who want to have children to realize their reproductive right through the use of assisted reproductive technologies. However, the application of some methods, in particular, surrogacy involves the infringement of the rights of women, the bearing of a child for the purpose of transmission to other persons. The paper investigates the relationship of international law relating to human rights and the possibility of implementing the method of surrogacy in practice; the article analyzes the legislation of different States in relation to the protection of the rights of a surrogate mother and a child born as a result of the use of surrogacy. It is concluded that it is necessary to develop the most appropriate model of legal regulation of surrogacy to minimize the violation of the rights of women bearing a child for others.
Ключевые слова: права человека; человеческое достоинство; вспомогательные репродуктивные технологии; репродуктивное донорство; суррогатное материнство; суррогатная мать; потенциальные родители; ребенок; договор суррогатного материнства.
Keywords: human rights; human dignity; assisted reproductive technologies; reproductive donation; surrogacy; surrogate mother; potential parents; child; surrogacy agreement.
В контексте общей ситуации с воспроизводством населения специального внимания требуют социально-экономические и морально-психологические аспекты, связанные с уважением достоинства человека, неприкосновенности личности в связи с реализацией методов искусственной репродукции. Методы искусственного оплодотворения на международном уровне регулируются директивами, вытекающими из трех рекомендаций Парламентской Ассамблеи Совета Европы, резолюциями, принятыми 16 марта 1969 г. Европейским парламентом, решениями Комиссии по правам человека. Первым юридическим документом здравоохранения, направленным на защиту человека от возможных злоупотреблений, связанных с использованием новых биологических и медицинских методов и процедур является Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины 19 ноября 1996 года [1]. Важно заметить, что Россия не подписала и не ратифицировала Конвенцию о правах человека и биомедицине. Регулирование методов вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ) должно осуществляться с учетом Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. [2], статьям 5 и 7 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. [3], статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. [4]. Репродуктивные права в Конвенции о защите прав человека и основных свобод защищаются не сами по себе, а в контексте права на уважения частной и семейной жизни. При этом Европейский суд по правам человека (далее -ЕСПЧ) признает широту государственного усмотрения в сфере регулирования репродукции.
Согласно определению Парламентской Ассамблеи
Совета Европы (ПАСЕ): суррогатное материнство - это контракт, по которому женщина принимает обязательства выносить ребенка за другое лицо, а затем оставляет его при рождении и передает его договаривающейся стороне (спонсору) [5]. В число стран с наиболее полным правовым охватом суррогатного материнства входят Армения, Беларусь, Греция, Израиль, Казахстан, Украина и некоторые Штаты США. Россию можно отнести к категории стран, разрешающих применение различных методов вспомогательных репродуктивных технологий, в частности суррогатное материнство. Интересно мнение К.Н. Свит-нева о том, что Россия была и остается одной из стран с наиболее прогрессивным законодательством в области правового регулирования ВРТ и на деле гарантирует каждой женщине реализацию ее права на материнство [6].
В российском праве ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает похожее определение суррогатного материнства [7]. Семейно-правовой аспект последствий применения суррогатного материнства закреплен в ст.51 СК РФ. Всемирная организация здравоохранения в 2001 году дала более корректное определение и отказалась определять женщину, выносившую ребенка для других лиц как «мать». Так, гестаци-онный курьер - это женщина, у которой беременность наступила в результате оплодотворения ооцитов, принадлежащих третьей стороне, сперматозоидами, принадлежащими третьей стороне. Из буквального определения суррогатного материнства, женщина рассматривается как средство, позволяющее развивать плод и родить ребенка. Известный детский психолог доктор Ли Сальк применительно к самому знаменитому делу о суррогатном материнстве «Бэби М.» в Нью-Джерси в 1988 году открыто
признал это, указав суду, что пара не обратилась к суррогатной матери, а обратилась к «суррогатной матке» [8]. Суррогатное материнство, обычно представленное как альтруистическое и щедрое действие, фактически открывает двери для всех видов злоупотреблений, поскольку оно не уважает человеческое достоинство указанных лиц. На основании данного мнения, получаем, что суррогатная мать рассматривается только через ее репродуктивную способность. При таком подходе, женщина предоставляет свое тело или его часть (чрево) по договору. Аренда собственного тела является характеристикой проституции, которую нельзя считать уважением достоинства женщин. Это вряд ли совместимо с человеческим достоинством даже в редких случаях, когда женщина действительно желает выступить суррогатной матерью с целью помощи бесплодной паре. Данное понимание договора суррогатного материнства противоречит моральным нормам, и предполагает запрещение суррогатного материнства, так как человеческое тело не может выступать предметом договора, а эксплуатация женщины является нарушением международных норм. Однако, следует учитывать, что правовой основой указанных отношений выступает договор, задача которого - не предоставление тела женщины во временное пользование, а вынашивание и рождение ребенка в целях установления родительский прав в отношении потенциальных родителей.
В силу того, что до сих пор не существует унифицированных международно-правовых положений о суррогатном материнстве, необходимо обратиться к другим международным договорам, применимым к сопоставимым ситуациям. Обзор суррогатного материнства в соответствии с международным правом показывает, что применение суррогатного материнства в силу несовершенства действующего законодательства может противоречить международным стандартам.
Нарушение человеческого достоинства. Сторонники запрета суррогатного материнства исходят из того, что в договоре суррогатного материнства ни женщина, ни ребенок не рассматриваются как люди, они рассматриваются как объект, как средство. Это явно противоречит признанию неотъемлемого достоинства всех членов человеческой семьи, закрепленных в преамбуле Всеобщей декларации прав человека [9].
Суррогатная мать не единственная женщина, вовлеченная в процесс искусственной репродукции. В настоящее время большинство потенциальных родителей прибегают к донорству яйцеклеток, независимо от того, страдают ли они от медицинского бесплодия или достигли возраста менопаузы. Следует отметить, что в России законодательно предусмотрено ограничение в донорстве яйцеклетки для суррогатной матери, чтобы исключить генетическую связь между суррогатной матерью и вынашиваемым ею ребенком. Применение донорского генетического материала в России не запрещено, причем
разрешено как анонимное, так и неанонимное донорство ооци-тов, на коммерческой и некоммерческой основе. Во Франции репродуктивное донорство разрешено только на некоммерческой основе, в большинстве стран это почти всегда коммерческое донорство. В Индии медицинские организации объявляют цену в три раза выше, если донор яйцеклетки европеец, а не индиец. Это также можно рассматривать как форму дискриминации и эксплуатации женщин. Ранее в России запрещалось быть донором ооцитов женщине, которая не имеет своего здорового ребенка [10], в настоящее время ограничение снято, предусмотрен только возрастной ценз [11]. Однако, данное условие выступало гарантией репродуктивного права женщины в случае, если после проведенных манипуляций женщина - донор не сможет иметь детей, так как последствия для организма могут быть непредсказуемыми.
Какими бы ни были условия суррогатного материнства, беременность и рождение ребенка влечет интенсивные физиологические и психологические изменения. Передача ребенка является причиной психологических страдания как для новорожденного, так и для женщины, вынашивающей ребенка. В США действуют агентства по суррогатному материнству, которые оказывают психологическую поддержку и создают дискуссионные группы для суррогатных матерей, чтобы помочь им подготовиться к этому этапу. Угроза жизни и здоровья суррогатных матерей не ограничивается развивающимися странами. В Великобритании суррогатная мать умерла во время родов. В США в 2011 году суррогатная мать была спасена только при родах, но серьезные осложнения потребовали интенсивной терапии и длительного пребывания в больнице. Поскольку заказчики не приобрели обязательное страхование и вернулись в свою страну с ребенком, не указав адрес проживания, суррогатная мать столкнулась со счетом более 200 000 долларов [12].
Нарушение прав женщин. Согласно ст. 6 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой 18 декабря 1979 года «государства-участники принимают все соответствующие меры, в том числе законодательные, для пресечения всех форм торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин» [13]. Статья 11.1) добавляет, что государства должны обеспечить «право на охрану здоровья и безопасность в условиях труда, включая охрану функции размножения». Данная норма подлежит применению также к отношениям по использованию репродуктивной функции суррогатной матери. После перечисления конкретных прав абз. 3 ст. 11 указывает, что «законодательство, защищающее права женщин, относящееся к вопросам, рассматриваемым в настоящей статье, периодически пересматривается в свете научных и технических знаний». По нашему мнению, суррогатное материнство, особенно в связи с популяризацией методов искусственного оплодотворения, несомненно создает условия для пересмотра
Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
внутреннего законодательства.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Право на уважение частной и семейной жизни»: допускается вмешательство публичных властей в случае, если это необходимо в демократическом обществе для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. ЕСПЧ при рассмотрении дел, дает разъяснения в вопросе о суррогатном материнстве. Так, при рассмотрении дела супругов Маннессон и Лабассе против Франция, ущемляющей идентичность детей во французском обществе и не предоставляющей возможности установления родства между биологическими родителями и детьми, рожденными с помощью суррогатного материнства за рубежом, формально ЕСПЧ не высказал свою позицию о суррогатном материнстве, но осудил государство за реализацию положений, вытекающих из его законодательства, не предусматривающего суррогатного материнства [14].
Одина из проблем - свобода согласия суррогатной матери: если суррогатное материнство является коммерческим, согласие не является действительно свободным. Обязательным условием почти всех законов, регулирующих суррогатное материнство является наличие у суррогатной матери своих детей. Поэтому одним из побуждающих мотивов заключения суррогатного материнства является стремление обеспечить свое потомство, в результате чего женщина может становиться суррогатной матерью неоднократно, что превращает для нее суррогатное материнство в своего рода работу. Таким образом, в большинстве случаев суррогатная мать имеет имущественный интерес. К примеру, в Индии с одной беременности женщина может зарабатывать в десять раз больше годового дохода своего мужа. В этих условиях, очевидно, что согласие вызвано экономической необходимостью. Даже если оно «добровольно», суррогатная мать может на самом деле подвергаться эмоциональному шантажу. При безвозмездном суррогатном материнстве женщины редко согласны выносить ребенка для кого-то другого. Как правило, в такие отношения вступают родственники (мать, сестра заказчика). В результате чего происходит размывание семейных отношений.
Следствием правовой неопределенности законодательства страны либо законодательного запрета суррогатного материнства потенциальные родители (заказчики) имеют возможность выезжать за границу, где суррогатное материнство разрешено на коммерческой основе. Запреты и законодательные ограничения привели к появлению так называемого «репродуктивного туризма». К примеру, ужесточение законодательства в области репродуктивной медицины в Италии привели к оживлению репродуктивного туризма и за три года количество итальянских пар, оплативших услуги суррогатных матерей за границей, выросло почти в четыре раза - с 1066 до 4173 [15].
Существует риск того, что суррогатная мать в таких
случаях не будет защищена. В государствах, где разрешено коммерческое суррогатное материнство, многочисленные агентства и клиники получают прибыль от бездетных пар, желающих иметь ребенка. В зависимости от того, где осуществляется суррогатное материнство, стоимость за оказываемые услугу варьируется от 15 000 до более 100 000 долларов США. Суррогатная мать получает менее четверти этой суммы; остальное - клиники; юристы и другие посредники [16].
Следует особо подчеркнуть, что тщательно отбираются женщины, используемые в качестве суррогатных матерей или доноров яйцеклетки. В Индии они выбираются в соответствии с критериями красоты, послушания и экономической зависимости. В США процесс выбора суррогатной матери начинается с перечня вопросов, потенциальными родителями рассматривается история болезни потенциального донора и ее семьи, уровня обучения и профессии всех членов ее семьи, не забывая о ее внешнем виде. Наконец, женщины выбираются из каталогов с фотографиями, чтобы позволить «предполагаемым родителям» иметь ребенка «своей мечты», который будет похож на них. Многие клиники также предлагают выбор пола ребенка путем предимплантационной генетической диагностики. Таким образом, женщина и ребенок становятся «товаром», который выбирается со всеми их возможностями [17].
Для того чтобы ребенок соответствовал всем установленным стандартам, мать тщательно контролируется во время беременности. В некоторых случаях поведение суррогатной матери в процессе беременности контролируется принудительным образом. В США, например, в договоре подробно рассматривается то, что мать может делать и как должна питаться во время беременности, а также то, от чего должна воздерживаться во время беременности. Во многих странах контроль за суррогатной матерью осуществляют агентства, к которым обращаются потенциальные родители. Психологическая поддержка также может стать методом наблюдения. Сами потенциальные родители могут находиться в постоянном контакте с матерью-носителем, вплоть до посягательства на неприкосновенность частной жизни суррогатной матери.
Показателен пример регулирования суррогатного материнства в Бельгии. В законопроекте о материнстве четко регулируются ограничения, налагаемые на суррогатную мать [18]. Суррогатная мать, ее партнер и супруга-заявитель проходят предварительное психологическое обследование, которое проводит психолог центра по репродукции. В некоторых случаях четко рассматриваются случаи эксплуатации и торговли людьми. Недопустимым считаем указание в контракте на рождение ребенка здоровым. По этой причине некоторые индийские клиники прибегают к кесареву сечению без медицинской причины за три недели до полного срока, чтобы ребенок имел красивую, правильно закругленную голову, а дата рождения соответство-
вала указанной в контракте с потенциальными родителями. После этого матери не получают необходимой медицинской помощи, поэтому уровень материнской смертности высок.
Пример нескольких стран, которые решили разрешить только безвозмездное суррогатное материнство, показывает, что некоммерческий характер иллюзорен. В Англии, например, разрешена только разумная компенсация, но поскольку нет эффективного контроля, она часто настолько высока, что на практике представляет собой платеж. Многие британские граждане выезжают за границу [19]. Поскольку спрос превышает предложение, это неизбежно, если суррогатное материнство не является полностью запрещенным некоторые люди прибегают к нему за границей, таким образом участвуя в эксплуатации женщин и товарообмене детей. Суррогатная мать рассматривается как средство достижения, желаемого сторонами результата, который сам по себе нарушает ее достоинство. Тот факт, что суррогатное материнство может осуществляться на некоммерческой основе, суррогатной матерью - волонтером, не снижает степень эксплуатации женщины, поскольку достоинство является неотъемлемым.
Применение суррогатного материнства представляет собой множество проблем, связанных с отношением общества, религии к возможности применения спорного метода лечения бесплодия. Некоторые авторы утверждают, единственное, что может быть вынесено на международный уровень, это запрет
Библиография:
1. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенция о правах человека и биомедицине)19 ноября 1996 года принята в г. Овьедо (ETS N 164)// URL: http:// www.LawRussia.ru
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950)// Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163
3. Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, № 67, 05.04.1995
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291
5. Документы Парламентской ассамблеи Совета Европы Резолюция о «Правах человека и этических вопросах, связанные с суррогатным материнством» (док. 13562) //https://www.coe.int/t/r/parliamentary_assembly/
6. Свитнев К. Н. ВРТ и право на материнство // Медицинское право. 2010. № 3. С. 5-9
7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
8. In Re Baby M In re Baby M, 109 N.J. 396, 537 A.2d 1227, 1988 N.J. LEXIS 1, 77 A.L.R.4th 1 (N.J. Feb. 3, 1988)// https://www.casebriefs.com/blog/law/family-law/family-law-keyed-to-weisberg/adoption-and-alternatives-to-adoption/in-re-baby-m/
9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, № 67, 05.04.1995
10. Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия»// Российская газета, № 84, 06.05.2003
11. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»// Российская газета, спецвыпуск, № 78/1, 11.04.2013
12. http://www.lifenews.com/2011/11/01/surrogate-mother-nearly-dies-left-with-200k-in-medical-bills/
13. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw
14. http://www.echr.coe.int/Documents/Press_Q_A_Paradiso_and_Campanelli_FRA.pdf
15. Свитнев К.Н. Правовое регулирование ВРТ в России и в мире// Новый Индекс. М., 2012, С. 76-80
16. http://www.artbaby.in/ivf-packages
17. Hazel Baslington The Societal Organization of Surrogacy: Relinquishing a Baby and the Role of Payment in the Psychological Detachment Process, 7 J. Health Psychol. 2002. S. 63
18. Суррогатное материнство в Бельгии//https://суррогатные-матери.рф/surrogatnoye-materinstvo-2019/24-strani/strani/857-surrogatnoe-materinstvo-v-belgii.html
19. http://www.egg411.com/download/EggDonorApplication.pdf.
суррогатного материнства, так же как и продажа детей. Законодательный запрет применения суррогатного материнства может повлечь, как было указано ранее, преобладание репродуктивного туризма, что приведет к еще большим проблемам и злоупотреблениям, которые могут способствовать развитию международного репродуктивного бизнеса. По нашему мнению, нельзя допустить коммерционализации отношений по суррогатному материнству.
Следует согласиться с запретом на любые формы посреднических услуг, в том числе деятельности агентств по подбору суррогатных матерей, а также запрет на рекламу суррогатного материнства, и распространение информации в сети интернет. Необходимо разработать унифицированные нормы, регулирующие порядок заключения договора суррогатного материнства, предусмотреть кто может выступать субъектом данных отношений со стороны суррогатной матери и потенциальных родителей. Необходимо ограничить круг заказчиков услуг по вынашиванию ребенка только лицами, неспособными иметь детей по медицинским показаниям. Такая норма позволит реализовать бездетным супружеским парам свое репродуктивное право. Государства должны иметь возможность наказывать за нарушения прав детей и прав суррогатных матерей. Это самый эффективный способ для государств отговорить своих граждан прибегать к суррогатному материнству за границей и тем самым ограничится эксплуатация женщин из развитых стран.