СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412- ПП «О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях развития подземной урбанизации города Москвы».
2. Варшавский В.В. Метро и тоннели. Особенности строительства транспортных тоннелей, 2001, С. 28-30.
3. Власов С.Н., Маковский Л.В., Меркин В.Е. и др. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов. - М.: ТИМР, 1997.
4. Абрамчук В.П., Власов С.Н., Мостков В.М. Подземные сооружения. - М.: ТА Инжиниринг, 2005.
УДК 656.71
Т.В. Загоруйко, Л.П. Салогуб, Ю.В. Федорова, С.Н. Букша
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМОВ
Представлен обзор мероприятий по пожарной безопасности объектов защиты аэродромов государственной авиации, направленных на своевременное выявление и устранение причин, влияющих на возникновение пожаров.
Ключевые слова: аэродром, пожарная безопасность, генеральный план, противопожарные преграды, огнезащита строительных конструкций.
T. V. Zagoruiko, L.P. Salogub, Yu.V. Fedorova, S.N. Buksha
FIRE SAFETY OF AERODROMES
The review of measures on fire safety of objects of protection of airfields of the state aviation directed on timely identification and elimination of the reasons influencing emergence of fires is presented.
Keywords: airfield, fire safety, General plan, fire barriers, fire protection of building structures.
Аэродромы государственной авиации, особенно такие их элементы, как места стоянок самолетов и складские помещения, являются пожароопасными объектами защиты, поэтому на них должны проводиться мероприятия по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений, авиационной и другой техники, боеприпасов и материальных средств с целью предотвращения выхода их строя или разрушений в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
Противопожарная защита на аэродромах по характеру задач и способам их выполнения подразделяется на два самостоятельных направления: 1) обеспечение пожарной безопасности полетов; 2) пожарная защита авиационной техники и объектов защиты аэродрома. Эти положения находят закрепление в ряде нормативных документов.
Обеспечение пожарной безопасности полетов - это комплекс мероприятий, направленных на тушение пожаров воздушных судов, возникших при авиационных или ЧС на аэродромной территории, с целью создания условий для спасения людей, находящихся на борту.
Система противопожарной защиты авиационной техники и объектов защиты аэродрома включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение
пожаров, а в случае их возникновения на своевременное обнаружение очага возгорания и успешное его тушение, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснащение зданий, сооружений, складов и мест стоянок воздушных судов средствами пожарной защиты.
Рассмотрим более подробно, как реализуются второе направление.
Пожарная защита авиационной техники и объектов защиты аэродрома достигается в первую очередь путем постоянного проведения пожарно-профилактической работы, направленной на своевременное выявление и устранение причин, влияющих на возникновение пожаров и возгорания. Следовательно, на стадии разработки и проектирования генерального плана строительства аэродрома необходимо учитывать [2]:
1. Противопожарные разрывы (нормированные противопожарные расстояния) между зданиями, строениями для предотвращения распространения пожара. Противопожарные разрывы между зданиями выбираются по таблицам [3] в зависимости от: степени огнестойкости конструкции и категории помещений по пожарной опасности. Противопожарные разрывы лежат в пределах от 10 до 20 м.
2. Розу ветров (места стоянок самолетов, складские помещения необходимо располагать так, чтобы ветер не переносил огонь на другие объекты).
3. Оборудование зданий и сооружений, мест стоянки самолетов и наземной техники первичными средствами пожаротушения; противопожарным инвентарем, пожарной сигнализацией, а отдельных зданий - установками пожаротушения.
4. Создание нормативных запасов воды в зонах рассредоточения самолетов, на складах и вблизи отдельных сооружений путем строительства пожарных водоемов или противопожарного водопровода.
5. Ширину проезжих дорог на аэродроме (ширина замощенной части должна быть не менее 6 м) [4, 5].
6. Расстояние от края проезжей части до стены здания не должно превышать 25 м (регламентируется длиной пожарных рукавов).
7. Внутри зданий и сооружений предусматриваются противопожарные преграды. Согласно Федеральному закону № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [6] противопожарной преградой является строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, а также объемный элемент здания, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую. К таким преградам относят: перекрытия, стены, перегородки, в том числе светопрозрачные перегородки с остеклением площадью свыше 25%. Требования к различным типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения. Пределы огнестойкости противопожарных преград лежат в пределах от 15 до 150 минут [6].
Аэродромы государственной авиации включают здания и сооружения строительные конструкции, которых могут подвергаться высокотемпературным огневым воздействиям: стартофинишные участки аэродромных покрытий; арочные защитные укрытия для самолетов; здания и сооружения с повышенной взрывопожарной опасностью. Высокотемпературное огневое или ударно-волновое воздействие приводит к снижению прочности и потере несущей способности конструкций. Для повышения надежности, безопасности и устойчивости зданий и сооружений актуальным является применение термостойких огнезащитных материалов и конструкций с повышенной огнестойкостью [1]. Нанесение огнезащитного покрытия может осуществляться как на стадии изготовления строительной конструкции, так и на существующие конструкции при реконструкции зданий и сооружений аэродромов.
Например, повышать огнестойкость строительных конструкций тех или иных
объектов защиты аэродрома можно облицовкой или оштукатуриванием термостойкими огнезащитными материалами, которые должны обладать минимальной массой и коэффициентом теплопроводности (облицовка стальной колонны гипсовыми плитами толщиной 6 см повышает предел огнестойкости с 15 мин до 3,3 часа) [1].
Возможно применение специальных красок (типа ВПМ), которые в обычных условиях эксплуатации предохраняют металлические конструкции от коррозии, а при пожаре вспучиваются, повышая их термо- и огнестойкость.
Способами повышения надежности и безопасности строительных конструкций из древесины являются: покрытие их штукатуркой, а также пропитка антипиренами, которые должны отвечать требованиям, обеспечивающим высокие огнезащитные свойства конструкций. При этом противопожарные стены должны быть рассчитаны на устойчивость.
Рассмотренные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности аэродромов, позволяющие предотвратить возникновение ЧС, должны проводиться с учетом требований руководящих документов МО РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загоруйко Т.В. Разработка композиционных термостойких материалов для повышения огнестойкости конструкций / Т.В. Загоруйко, В.Т. Перцев, В.В. Власов // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура, 2012.- №2(26). - С. 62-68.
2. Пастушенко И.К., Попов Ю.А., Журавлев А.В., Барышев И.Л. Учебное пособие. Изыскания и проектирование аэродромов. Руководство к курсовому проектированию. Воронеж ВВВАИУ 2008 г. - 92 с.
3. СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям [Электронный ресурс]. URL: http://www.lidermsk.ru/documents/238/.
4. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиН 2.05.02 -85*, 2012 - 107 с.
5. СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиН 32-03-96, 2012 - 105 с.
6. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [принят 22 июля 2008 г. (с изм. от 10 июля 2012 г. №117-ФЗ, 2 июля 20013 г. №185 - ФЗ)]. - Проспект, 2013.- 112 с.
УДК 004.94
Ю.С. Загребин, Д.В. Лиховая ВУНЦ ВВС «ВВА»
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПУТИ ПРИБЫТИЯ ПО ТРЕВОГЕ
Быстрые и слаженные действия в чрезвычайных ситуациях играют ключевую роль в спасении людей. В наше время стоят уделять большое внимание расчету и выбору оптимального пути до места происшествия, а также алгоритму эвакуации людей из зоны ЧС. Ключевые слова: техногенные факторы, оптимизация пути, расчет, модель.
Y.S. Zagrebin, D.V. Likhovaya
SIMULATION OF THE OPTIMAL ARRIVAL PATH FOR AN ALARM