Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЧС РОССИИ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Владимир Николаевич

В статье представлены результаты исследования вопросов обеспечения национальной безопасности в сфере деятельности МЧС России. Рассмотрены различные классификации систем угроз национальной безопасности России и уточнены направления деятельности органов управления, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF ACTIVITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA

The article presents the study results of ensuring national security issues in the field of the EMERCOM of Russia. Various systems classifications of the threats to the national security of Russia are considered and the activity directions of the management bodies authorized to solve tasks in the field of GOChS are clarified.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ»

УДК 351/354

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в сфере деятельности МЧС России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

В.Н. Григорьев

Аннотация

В статье представлены результаты исследования вопросов обеспечения национальной безопасности в сфере деятельности МЧС России. Рассмотрены различные классификации систем угроз национальной безопасности России и уточнены направления деятельности органов управления, уполномоченных на решение задач в области ГО и чс.

Ключевые слова: национальная безопасность; угрозы национальной безопасности; сфера деятельности и основные задачи МЧС России; система национальной безопасности.

Ensuring the National Security

of the Russian Federation in the Sphere

of Activities of the EMERCOM of Russia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

V. Grigoriev

Abstact

The article presents the study results of ensuring national security issues in the field of the EMERCOM of Russia. Various systems classifications of the threats to the national security of Russia are considered and the activity directions of the management bodies authorized to solve tasks in the field of GOChS are clarified.

Key words: national security; threats to national security; scope of activity and main tasks of the Emercom of Russia; national security system.

29.10.2021

В июле 2021 года в соответствии с требованиями отечественного законодательства [22] была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [20] (далее — Стратегия). Развитие понятийного аппарата феномена «национальной безопасности» имеет в современной России свою историю. Так, с момента принятия закона о безопасности за тридцатилетний период был утвержден ряд документов, в которых отражена эволюция государственных взглядов на проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [10, 11, 13, 15, 21].

Анализ отечественной нормативной правовой базы свидетельствует о наличии еще довольно объемного ряда документов, имеющих непосредственное отношение к безопасности России. Среди них: Военная доктрина; Концепция общественной безопасности; Доктрина информационной безопасности; Стратегии экономической и экологической безопасности, научно-технического развития, воспитания и ряд других [3, 6, 8, 16-19]. Перечень основных документов по видам угроз национальной безопасности представлен в табл. 1. В связи с этим возникает объективная необходимость систематизации угроз национальной безопасности Российской Федерации. Так, в Стратегии национальной безопасности определено, что обеспечение и защита национальных интересов Российской

Федерации осуществляются в ходе реализации девяти стратегических национальных приоритетов. Каждый из них представляет определенную сферу деятельности в системе обеспечения национальной безопасности соответствующих федеральных органов исполнительной власти [20, ст. 26]. Также в документе установлено, что достижение целей государственной политики в соответствующей сфере обеспечивается путем решения определенных задач.

Основной идеей новой Стратегии является необходимость решения ряда задач для достижения целей той или иной сферы деятельности, в результате чего предполагается обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Ключевым элементом данной конструкции является термин «национальная безопасность». Впервые он был применен в Послании Президента США Т. Рузвельта Конгрессу в 1904 г. Понятие «национальной безопасности» было дано в американском законе о национальной безопасности 1947 г. [24]. Закон трактует «национальную безопасность» как совокупность задач внутренней, внешней и военной политики в интересах взвешенного подхода к проблемам использования Соединенными Штатами различных средств в своей внешней политике [7].

В российском законодательстве термин «безопасность» впервые появляется в законе «О безопасности»

Таблица 1

Перечень нормативной правовой базы в области обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации по видам угроз

№ п/п Наименование № документа Дата принятия

1 Военные угрозы

1.1 Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации) Пр-2976 25.12.2014

2 Угрозы государственной и общественной безопасности

2.1 Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 400 02.07.2021

2.2 Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»* 683 31.12.2015

2.3 «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом Российской Федерации) Пр-2685 14.11.2013

3 Угрозы информационной безопасности

3.1 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» 646 5.12.2016

4 Угрозы экономической безопасности

4.1 Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» 208 13.05.2017

5 Угрозы в сфере научно-технического развития

5.1 Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» 642 01.12.2016

6 Угрозы экологической безопасности

6.1 Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» 176 19.04.2017

7 Угрозы в духовно-нравственной сфере

7.1 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» 808 24.12.2014

7.2 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации) 996-р 29.05.2015

* Примечание: ранее действующая Стратегия национальной безопасности представлена в таблице в связи с тем, что практически все нормативные документы были приняты в свете ее положений.

в 1992 г. «Безопасность» характеризовалась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [5]. А понятие «национальная безопасность» было определено в 1997 г. в Концепции национальной безопасности как «.. .безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [10].

В дальнейшем сущность и содержание «национальной безопасности» в российском законодательстве претерпели значительные изменения. В Стратегии 2021 г. «национальная безопасность» трактуется уже как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются: реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни; гражданский мир и согласие в стране; охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; социально-экономическое развитие страны.

В связи с неоднозначностью восприятия научным сообществом понятия «национальная безопасность» в настоящее время, наряду с официальным определением, существует ряд альтернативных мнений, которые объединяет единый подход, формулирующий национальную безопасность как «состояние защищенности от внешних и внутренних угроз» [1].

Проведенными ранее исследованиями было установлено, что с позиций системного подхода национальную безопасность целесообразно рассматривать как: составную часть системы международной и планетарной безопасности; сложную многоуровневую систему, включающую ряд подсистем (военную, техническую, интеллектуальную, информационную и т. д. безопасности); внутреннее или внешнее состояние государства, направленное на обеспечение его безопасного существования (обеспечение охраны, а в случае необходимости — защиты интересов страны) [4].

Исходя из этого, авторы формируют систему национальной безопасности как многоуровневую структуру, состоящую из пяти уровней. В основе подобного подхода лежат территориальный (национальная безопасность Российской Федерации, региональная национальная безопасность и национальная безопасность субъектов федерации) и видовой (виды национальной безопасности и составляющие этих видов) принципы [4]. Подобная структура вызывает ряд вопросов. Например, рационально ли представление видов безопасности и их составляющих в качестве самостоятельных уровней. Всесторонний анализ территориальной организации системы национальной безопасности свидетельствует о наличии на каждом из уровней соответствующих видов безопасности. Тем не менее, предложенная авторами структура обладала определенной научной новизной и позволяла оптимизировать управление системой национальной безопасности России, которая базировалась на шестнадцати видах безопасности, представленных в предыдущей Стратегии национальной безопасности [15].

Критический анализ различных систем национальной безопасности выявил ряд противоречий. Основным из

них, по нашим взглядам, является противоречие, связанное с неспособностью системы национальной безопасности своевременно реагировать на возникающие новые и постоянно изменяющиеся ранее существовавшие угрозы. Как следствие,—система национальной безопасности Российской Федерации в большинстве случаев способна локализовать возникшую угрозу. Подобная тенденция характерна и для сферы деятельности МЧС России (далее — Министерство). Следует отметить, что подобная ситуация наблюдается практически во всех странах мира. Свидетельством этому служит неспособность силовых структур в полной мере противостоять международному терроризму, а системам спасения прогнозировать и предупреждать техногенные и природные катаклизмы.

Поэтому в основу новой Стратегии национальной безопасности был заложен принцип приоритетности. Как уже отмечалось ранее, представленные в Стратегии девять стратегических национальных приоритетов, по сути — сфер национальной безопасности, являют основу современной системы национальной безопасности России. Сравнительный анализ содержания новой и ранее принятой Стратегии национальной безопасности представлен в табл. 2.

Наряду с этим анализ отечественной и зарубежной нормативной базы в исследуемой области свидетельствует о наличии прямой зависимости состояния национальной безопасности от количества и характера угроз. Исходя из этого, в новой Стратегии задача своевременного выявления военных угроз, как наиболее опасных для государства, стоит на первом месте в сфере обороны страны. На основании этого целесообразно предположить, что задача выявления угроз для каждой сферы национальной безопасности России будет являться одной из ведущих в общей структуре определенных Стратегией задач для достижения целей, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов [20].

Однако Стратегия национальной безопасности является программно-декларативным документом для последовательно проводимой политики России на укрепление ее обороноспособности, модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала. Поэтому для определения всего спектра угроз национальной безопасности изданы другие нормативные и правовые документы, раскрывающие суть той или иной сферы (стратегического национального приоритета).

Исследованиями, проведенными специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее — институт), было установлено существование десяти основных документов, в которых раскрыт смысл угроз по каждой из представленных в Стратегии сфер обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (табл. 1). В ходе работы были классифицированы угрозы и выявлено их влияние на деятельность не только МЧС России, как субъекта обеспечения национальной безопасности, но и органов государственной власти в субъектах Российской Федерации (далее — органы).

Также было определено влияние феномена «военная опасность» на выполнение задач Министерства. В связи с тем, что основу деятельности органов и подразделений МЧС России составляет общепринятая

Таблица 2

Сравнительный анализ содержания Стратегий национальной безопасности Российской Федерации

№ Наименование Номер и дата принятия

п/п 400 02.07.2021 683 31.12.2015

1 Количество глав V VI

2 Количество статей 106 116

3 Национальная безопасность Российской Федерации состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются: реализация конституционных прав и свобод граждан; достойные качество и уровень их жизни; гражданский мир и согласие в стране; охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; социально-экономическое развитие страны состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации; достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность; устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего: государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности

4 Национальные интересы Российской Федерации 1) сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан; 2) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны; 3) поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; 4) развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; 5) устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе; 6) охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата; 7) укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России; 8) поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира

5 Стратегические национальные приоритеты 1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала; 2) оборона страны; 3) государственная и общественная безопасность; 4) информационная безопасность; 5) экономическая безопасность; 6) научно-технологическое развитие; 7) экологическая безопасность и рациональное природопользование; 8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти; 9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство

последовательность действий: «прогнозирование-планирование-предупреждение-ликвидация последствий», военные опасности, как потенциальные угрозы [3], необходимо учитывать на всех этапах работы при решении основных задач.

Анализ военных опасностей, представленных в Военной доктрине Российской Федерации, свидетельствует о том, что непосредственное влияние на

деятельность МЧС России и органов государственной власти субъектов федерации оказывают следующие внешние военные опасности: применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств; наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств; распространение международного терроризма, а также

возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности; деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников [3].

Среди военных угроз, отраженных в военной доктрине, прямое воздействие на деятельность Министерства и органов оказывают: резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы; нарушение функционирования объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени [3].

Следующей в Стратегии рассматривается сфера обеспечения государственной и общественной безопасности. Наряду с угрозами, связанными с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основными угрозами государственной и общественной безопасности, влияющими на деятельность МЧС России и органов, являются: деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма; стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

В дополнение к этому следует акцентировать внимание на довольно большом по объему перечне угроз общественной безопасности, нашедшем отражение в Концепции общественной безопасности (далее — Концепция) [6]. В данном документе говорится о значительном количестве преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Этот факт свидетельствует о необходимости принятия мер по повышению эффективности функционирования системы обеспечения безопасности на всех видах транспорта. Несмотря на то, что данная угроза оказывает опосредованное влияние на работу органов и подразделений МЧС России и органов государственной власти в субъектах федерации, ее учет при прогнозах и планировании работы продолжает оставаться актуальным.

К непосредственным угрозам, представленным в Концепции, следует отнести: ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений; вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах, опасных производственных объектах.

Также представляют угрозу ситуации, сложившиеся в различных сферах обеспечения биологической и химической безопасности на фоне значительного ухудшения обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической безопасности, а также упадка биотехнологической и химической промышленности; появились новые биологические и химические угрозы общественной безопасности.

Продолжает оставаться актуальной угроза пожарной безопасности. Негативное воздействие на население и экономику страны в целом оказывают серьезные риски наводнений и иные негативные воздействия вод. В связи с тем, что на сейсмоопасных территориях России находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, сейсмическая опасность представляет для национальной безопасности страны значительную угрозу [6].

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях свидетельствует об актуальности представленных в Концепции угроз общественной безопасности. Исходя из этого, следует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествиями на водных объектах, а также техногенные аварии и террористические акты, являясь основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций и представляющие существенную угрозу для безопасности граждан и экономики страны, будут оказывать в ближайшей и среднесрочной перспективе существенное влияние на деятельность МЧС России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информатизация современного мира, наряду с повышением уровня управляемости и сокращением времени на принятие управленческих решений в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества, способствует росту информационных угроз. В связи с этим в России в 2016 году была утверждена Доктрина информационной безопасности [17].

МЧС России, являясь субъектом обеспечения национальной безопасности в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах [12], имеет не только свою информационную платформу, но и включено в информационную структуру государства. Поэтому угрозы информационной безопасности оказывают непосредственное влияние на деятельность Министерства в указанной сфере. Это положение в равной степени относится и к органам государственного управления субъектов федерации в исследуемой области.

Угрозы в сфере информационной безопасности для МЧС России и органов государственного управления субъектов федерации могут возникать при информационно-техническом воздействии зарубежных стран на информационную структуру. Наряду с этим определенную угрозу представляет деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий

оборонно-промышленного комплекса. Также существует угроза для объектов критической информационной структуры [23] Министерства и органов от деятельности различных террористических и экстремистских организаций. Опосредованную информационную угрозу представляет постоянное повышение сложности, увеличение масштаба и рост скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры МЧС России и органов государственного управления субъектов федерации [17].

По нашему мнению, угрозы национальной безопасности в сфере экономической безопасности оказывают в своей основе опосредованное влияние на деятельность Министерства. Однако состояние экономики страны напрямую влияет на способность любой структуры государства к выполнению задач по своему функциональному назначению. В то же время отдельные виды угроз при определенных условиях способны оказывать непосредственное влияние на деятельность МЧС России и органов государственной власти субъектов федерации. В их числе: повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ; высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере и др. Перечень угроз национальной безопасности в экономической сфере представлен в Стратегии экономической безопасности [19].

МЧС России и органы государственной власти субъектов федерации для выполнения задач, связанных с их деятельностью, применяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства или людские ресурсы и технические средства. Ввиду обширности территории России и разнородности направлений деятельности система национальной безопасности в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах являет собой большую территориально распределенную социотехническую систему [2].

В связи с этим научно-техническое развитие оказывает существенное влияние на эффективность выполнения задач по указанным направлениям деятельности как Министерством, так и органами государственной власти в субъектах федерации. Поэтому некоторые угрозы национальной безопасности в сфере научно-технического развития будут оказывать опосредованное воздействие на их деятельность. К ним относятся: исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов; новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан); возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан; и др. [16]

В ряде проведенных специалистами института исследований отмечается наличие внешних и внутренних факторов, которые могут неблагоприятно воздействовать на обеспечение научно-технической безопасности.

К первым принято относить: техническую зависимость от какой-либо страны в отрасли экономики, имеющей стратегическую важность для развития страны и отсталость в научно-техническом развитии. Ко вторым: отсутствие единообразной правительственной политики по научному и техническому развитию; неспособность внедрить мировые передовые технологии из-за отсутствия благоприятных экономических и юридических условий и гарантий; неспособность в полной мере использовать национальный интеллектуальный потенциал и подготовленные кадры страны [27].

Среди внутренних угроз научно-технической безопасности на деятельность МЧС России опосредованное влияние могут оказывать: разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований; снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития оборонного потенциала России; возрастание научно-технического отставания России [27].

Немаловажную роль в деятельности МЧС России и органов играет и экологический фактор, который учитывается при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Структура экологических угроз представлена в Стратегии экологической безопасности [18].

Так, к внутренним угрозам экологической безопасности указанная Стратегия относит: загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансграничного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ с территорий других государств; высокую степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных объектов, деградацию экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в районах размещения крупных промышленных предприятий; увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации; наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. Указанные угрозы носят непосредственный характер и должны в полном объеме учитываться в ходе деятельности МЧС России и органов государственного управления в субъектах федерации.

К опосредованным внутренним угрозам целесообразно отнести: высокую степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики; низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий; существенную криминализацию и наличие теневого рынка в сфере природопользования. Из внешних угроз, указанных в Стратегии экологической безопасности, на деятельность Министерства и органов оказывает влияние трансграничное загрязнение атмосферного воздуха, лесные пожары, перераспределение стока трансграничных водотоков [18].

В ходе проведенных институтом исследований также было изучено влияние на деятельность

Министерства и органов таких стратегических национальных приоритетов, как: сбережение народа России и развитие человеческого потенциала; защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти [8, 14]; стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество. Однако, несмотря на всю важность и необходимость данных направлений для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, угрозы их существования не входят в сферу деятельности МЧС России и органов государственного управления в субъектах федерации в предметной области исследования. Поэтому в основу проведенной работы был положен всесторонний анализ угроз национальной безопасности в области: обороны страны,

государственной и общественной, информационной и экономической безопасности, а также в сфере научно-технологического развития, экологической безопасности и рационального природопользования.

Таков далеко не полный перечень угроз национальной безопасности, оказывающих влияние на деятельность МЧС России и органов государственного управления в субъектах Российской Федерации при решении ими возложенных на них задач. Представленная классификация угроз национальной безопасности России в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах будет способствовать повышению эффективности деятельности МЧС России.

Литература

1. Бартош А. А. Эволюция стратегии национальной безопасности России [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary/ru. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26331085 (дата обращения: 11.08.2021).

2. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, 1989. Т. 1. 301 с.

3. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976).

4. Дубровин И. Р., Дубровин Е. Р. Современная система национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Военное обозрение. URL: https://topwar. ru/159640-sovremennaja-sistema-nacionalnoj-bezopasnosti-rossijskoj-federacii-i-ee.html (дата обращения: 02.07.2019).

5. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности».

6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Овчинников А. И. Формирование понятия «национальная безопасность» в истории государственно-правовой мысли [Электронный ресурс]// Информационный ресурс Cyberleninka. URL: http://сyberleninka. ru/article/n/formirovanie-ponyatiya-natsionalnaya-bezopasnost-v-istorii-gosudarstvenno-pravovoy-mysli (дата обращения: 12.08.2021).

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р).

9. Угрозы научно-технической безопасности [Электронный ресурс] // Информационный ресурс Cyberpedia. URL: https:// cyberpedia.su/8x8fb5.html (дата обращения: 12.08.2021).

10. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

11. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

12. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

13. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

14. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

15. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

16. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

17. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

18. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

19. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

20. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

21. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

22. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

23. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

24. National Security Act of 1947 (USA).

Сведения об авторе

Григорьев Владимир Николаевич: д. в. н., доц., ФГВУ

ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в.н.с. науч.-исслед. центра.

Москва, Россия.

е-таИ: prorab69@rambler.ru

SPIN-код: 9366-8089.

Information about author

Grigoriev Vladimir N.: ScD (Military Sc.), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research Center. Moscow, Russia. e-mail: prorab69@rambler.ru SPIN-scientific: 9366-8089.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.