УДК 338.436.33:005.44 (470+571)
Мельников Александр Борисович
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой экономики и ВЭД
Кубанского государственного аграрного университета
Чернышова Наталья Владимировна
аспирант кафедры экономики и ВЭД
Кубанского государственного аграрного университета
Романенко Родион Геннадьевич
аспирант кафедры экономики и ВЭД
Кубанского государственного аграрного университета
Alexander B. Milnikov
Doctor of Economics, professor,
head of the department of economy and foreign trade activities of the Kuban state agricultural university [email protected] Natalya V. Chernyshova
graduate student of department of economy and foreign trade activities of the Kuban state agricultural university [email protected] Rodion G. Romanenko
graduate student of department of economy and foreign trade activities of the Kuban state agricultural university [email protected]
Обеспечение национального экономического суверенитета России и интеграция ее АПК в глобальное хозяйство
Providing the national economic sovereignty of Russia and integration of its agrarian and industrial complex into the global economy
Аннотация. В настоящей статье проводится анализ современных тенденций развития АПК России на мировом рынке, рассматривается актуальный экономико-политический контекст мирохозяйственных отношений, приводится комплекс мер, необходимых для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного комплекса России.
Ключевые слова: экономика, АПК, сельское хозяйство, санкции, стимулирование, поддержка, эмбарго, импортозамещение.
Abstract. In this paper the authors make an analysis of current trends in the Russian agricultural sector development in the global market, consider acual
economic and political context of global economic relations, give a set of measures needed to enhance the competitiveness of the agricultural sector of our country.
Keywords: economy, agriculture, farming, sanctions, incentives, support, embargo, import substitution.
Проблема интеграции АПК России в мирохозяйственные отношения носит двойственный характер. С одной стороны, новые условия либерализации международных экономических отношений России, которые связаны со вступлением страны в ВТО, перспективным присоединением к ОЭСР, формированием Евразийского Экономического Союза, приводят к ужесточению конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции России. При этом отечественные аграрии, как правило, проигрывают в конкурентной борьбе.
С другой стороны, обострение политической ситуации в Украине и ответные меры России на расширение санкций Запада делают все более острой проблему обеспечения национальной продовольственной безопасности. Сегодня ее решение становится ключевой составляющей достижения экономического суверенитета России.
Геополитическая обстановка традиционно является одним из определяющих факторов внешнеэкономического курса страны. Уже более полугода украинский политический кризис создает «погоду» на глобальной арене. Локальный конфликт является инструментом удержания господства мировыми экономическими лидерами ЕС и США и борьбы с их конкурентом Россией.
6 августа Указом Президента РФ введен запрет на импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из государств, поддерживающих санкции против России [1]. Ограничения затронули ЕС, США, Канаду, Норвегию, Австралию. Конкретный список запрещенных к ввозу продуктов был утвержден постановлением Правительства РФ [2]. В перечень вошли мясо, рыба, молочные продукты, овощи, фрукты, орехи. Общий объем запрещенных к ввозу товаров оценивается в 9,1 млрд. долл. США
[3]. Это порядка 21% от общего объема импорта продовольствия и сырья в Россию (в 2013 г. импорт продовольственных товаров и сырья составил 43,1 млрд. долл. США, это 13,6% от общего объема импортных поставок в страну
[4]).
Так, наибольшие потери понесут Литва, Норвегия, Польша, Германия, Нидерланды. Велики потери и США, с которыми традиционно налажены обширные торгово-экономические связи. Сильнее всего пострадают производители фруктов, овощей, сыра и мяса - именно на Российский рынок были в значительной степени ориентированы производители данных продуктов.
Таблица 1 - Потенциальные потери стран от введения продовольственных санкций России
Страна % от общего экспорта млн. долл.
Литва 3,74 1221
Норвегия 0,73 1117,6
Польша 0,56 1111,9
Германия 0,05 789,8
Нидерланды 0,1 656,4
США 0,04 639,5
Дания 0,45 501,5
Испания 0,14 449,5
Бельгия 0,08 405
Эстония 0,56 102
Латвия 0,54 71,1
Великобритания 0,01 56,5
Португалия 0,03 19,7
Швеция 0,01 17,8
Источник: Московский центр международной торговли
Дефицита товаров на отечественных прилавках не прогнозируется. Готовность экспортировать в Россию недостающие продукты уже выразили ряд азиатских, африканских и латиноамериканских партнеров. Переориентация на новое партнерство необходимо не только для поставок продовольствия, но и для сдерживания потребительских цен на аграрном рынке.
Сербия, Таджикистан, Египет намерены в разы увеличить поставки овощей и фруктов, Белоруссия будет экспортировать молочные продукты и мясо, также недостаток мяса будет компенсирован за счет его импорта из Аргентины и Бразилии. Мексика, Уругвай, Китай, Индия и ряд других государств также выразили заинтересованность в сотрудничестве с российским потребительским рынком.
Эмбарго на поставку продовольствия должно дать «толчок» отечественному АПК для ускоренного развития. Год - небольшой срок для реализации масштабных программ. Однако одним из главных препятствий развития сельского хозяйства России является высокая конкуренция с зарубежными товарами: рынки заполнены иностранными продуктами. Кратковременное устранение товаров из США, ЕС, Канады и Норвегии должно дать стимул отечественным фермерам и крупным агропроизводителям.
По оценкам экспертов, глобальные продовольственные потоки изменятся не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Поиск новых каналов сбыта, к которому вынуждает продовольственное эмбарго, - очень затратный процесс, и восстановить прерванные связи через год едва ли будет возможно. Российский продовольственный рынок переориентируется на
3
партнерство с Азией и Латинской Америкой, и западным продуктам будет непросто вернуться на отечественные прилавки.
В России с эмбарго связаны не только позитивные ожидания. Опасение вызывают инфляционные прогнозы - общий рост цен, по экспертным оценкам, на 30% зависит от развития продовольственного рынка. Согласно расчетам Росстата, по итогам августа 2014 г. потребительские цены возросли до 7,6% в годовом выражении (в июле 7,5%). По оценкам «Инг Банк (Евразия)», к середине 2015 г. инфляция достигнет 9%, по данным «Альфа Банка», - 10%.
Курс на импотрозамещение был обозначен еще до введения эмбарго. О необходимости снижения зависимости страны от поставок продовольствия из-за рубежа ученые, производители и политики стали говорить задолго до геополитического кризиса. Россия обладает благоприятными для сельского хозяйства природно-климатическими ресурсами, которые не используются в полной мере. В стране есть около 40 млн. га неосвоенных сельскохозяйственных земель.
В 2010 г. Правительством РФ была принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Согласно документу, продовольственная безопасность РФ считается достигнутой в том случае, если страна обеспечивает себя зерном не менее чем на 95%, сахаром - не менее 80%, растительным маслом - не менее 80%, мясом и мясопродуктами (в пересчете на мясо) - не менее 85%, молоком и молокопродуктами (в пересчете на молоко) - не менее 90%, рыбной продукцией - не менее 80%, картофелем - не менее 95%, пищевой солью - не менее 85% [5].
По нескольким категориям продуктов Россия уже вышла на достаточный уровень самообеспечения. Так, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2013 г. Россия в необходимом объеме производит зерно, сахар, растительное масло и картофель, тогда как уровень производства мяса, молочных продуктов, молока и соли недостаточен.
Таблица 2 - Уровень продовольственной безопасности России в 2013 г.
Продукт Критерий 2013 г. Отклонение
Зерно не <95% 98,40% 3,40%
Сахар не <80% 92,90% 12,90%
масло растительное не <80% 81,10% 1,10%
Картофель не <95% 97,50% 2,50%
Мясо и мясопродукты не <85% 77,50% -7,50%
Молоко и молочные продукты не <90% 76,60% -13,40%
Рыбная продукция не <80% 78,20% -1,80%
Соль пищевая не <85% 58,90% -26,10%
Источник: составлено авторами на основе данных Министерства сельского хозяйства
Для максимально эффективной адаптации агропромышленного комплекса России к современным условиям мирового рынка необходимо решение множества внутренних проблем развития. Конкуренция с зарубежными товаропроизводителями - только одна из них. Действие санкций не будет долгосрочным, а продовольственное эмбарго только даст возможность аграриям «выиграть время».
Комплексная политика, направленная на снижение зависимости России от импорта продовольствия, проводится с 2006 г., когда был реализован национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса». Он преобразован в государственную программу развития сельского хозяйства на период 2008-2012 гг. В настоящий момент действует «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Также, с 2012 г. реализуется «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года».
Государственная поддержка традиционно имеет большое значение для интенсификации и стимулирования сельскохозяйственного производства. Сегодня ее роль как никогда значима. Российскому потребителю необходим не только количественный рост, но и качественное улучшение продукции. В настоящее время Правительство РФ разрабатывает дополнительные меры поддержки сельского хозяйства, актуальные для условий продовольственного эмбарго. Итоговый пакет предложений будет рассмотрен ориентировочно в конце сентября 2014 г.
Последние корректировки в Программу были внесены в апреле 2014 г. Согласно документу, в 2015 г. общий объем финансирования АПК за счет средств федерального бюджета составит 165,7 млрд. рублей. Министерство сельского хозяйство РФ вносит предложение на рассмотрение Правительства увеличить сумму в полтора раза, до 252, 7 млрд. рублей. В соответствии с Программой, до конца ее реализации государство выделит 1,526 триллиона рублей на поддержку и развитие АПК. Согласно новому (еще не принятому) предложению Минсельхоза, сумма составит 1,797 трлн. руб. Итоговое заключение по расширению финансирования программы будет принято после утверждения Министерством финансов РФ параметров бюджета на 2015 г.
Еще одно важное изменение Программы: Министерство сельского хозяйства внесло предложение выделить дополнительное финансирование на развитие оптово-распределительных центров. В 2015 г. поддержка может составить 3,7 млрд. рублей, до 2020 г. общий объем субсидий составит 82,8 млрд. рублей.
На развитие растениеводства Министерство сельского хозяйства предлагает в 2015 г. дополнительно выделить 28,8 млрд. рублей, на развитие животноводства - 8,5 млрд. руб. Более 30% дополнительных средств,
выделяемых на развитие животноводства, предлагается использовать для субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам. Мясное скотоводство в 2015 г. должно получить на 2,2 млрд. рублей больше, чем было запланировано в рамках Программы. Из них 1,6 млрд. предлагается направить на поддержку строительства животноводческих комплексов.
Для развития молочного животноводства, одной из наиболее уязвимых отраслей, Министерство сельского хозяйства предлагает в 2015 г. выделить дополнительно 12 млрд. рублей. Общий объем субсидий в таком случае увеличится в 1,5 раза и составит 34,5 млрд. руб. По оценке Национального союза производителей молока «Союзмолоко», этих средств недостаточно для реализации даже исходных целей Программы (увеличить производство молока до 38,2 млн. тонн [6]) в связи с низкой эффективностью применяемых инструментов поддержки молочной отрасли.
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России считает критически необходимым использование инструментов господдержки, которые будут стимулировать техническую модернизацию оборудования, используемого фермерами. Для этого в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» предлагается субсидировать 35% затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.
Таким образом, введение эмбарго создает дополнительный стимул для осуществления программ по импортозамещению продовольствия. Интенсификация развития АПК России непосредственно зависит от специализированных мер поддержки, которые разработает государство, и эффективности их реализации.
Для стимулирования производства АПК и повышения его инвестиционной привлекательности необходимо совершенствование Программы в следующих направлениях: поддержка модернизации птице- и животноводческих комплексов, расширение применения несвязанных инструментов поддержки растениеводства и животноводства, укрепление материально-технической базы АПК, использование механизма гарантированных минимальных цен на отдельные виды продовольствия, развитие системы страхования рисков сельскохозяйственных производителей и др. Использование этих мер позволит России достичь уровня продовольственной независимости и сократить сальдо внешнеторговых операций в сфере АПК.
Литература:
1. Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», 6 августа 2014 года. Официальный сайт Президента России http://kremlin.ru/
2. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/
3. Расчеты ИТАР-ТАСС http://itar-tass.com/ekonomika/1367515. Данные на сентябрь 2014 г.
4. Данные Федеральной таможенной службы. Официальный сайт www.customs.ru. Данные на сентябрь 2014 г.
5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, 1 февраля 2010 г. Официальный сайт Президента РФ http://www.kremlin.ru/
6. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, по состоянию на сентябрь 2014 г.
References:
1. Decree «On the application of certain special economic measures to ensure the security of the Russian Federation», August 6, 2014. Official site of the President of Russia http://kremlin.ru/
2. On measures for implementation of the Decree of the President of the Russian Federation dated August 6, 2014 № 560 «On the application of certain special economic measures to ensure the security of the Russian Federation». Official site of the Government of the Russian Federation http://government.ru/
3. Calculations by ITAR-TASS http://itar-tass.com/ekonomika/1367515. Data on September 2014.
4. Data of the Federal Customs Service. The official website www.customs.ru. Data on September 2014.
6. Food Security Doctrine of the Russian Federation, February 1, 2010, the official website of the President of the Russian Federation http://www.kremlin.ru/.
7. State Program for Development of Agriculture and Regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013 - 2020, as of September 2014.