УДК 378; ББК 74
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-1-151-154
© Родин В.Ф., Хомутов А.М. 2021
ENSURING THE PERSONAL SAFETY OF POLICE OFFICERS DURING THE PROMPT ARREST OF OFFENDERS
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОИ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ОПЕРАТИВНОМ ЗАДЕРЖАНИИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Vladimir F. Rodin,
Academic of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of the Department of Legal Psychology, UNK PSD of the Moscow University of the MIA of Russian named after V. Ya. Kikot', doctor of pedagogical sciences, professor 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: [email protected]
Alexander M. Khomutov,
Lecturer of the Department of Special Tactics Educational Complex of Special Training of the Moscow University of the MIA of Russian named after V. Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: [email protected]
Владимир Федорович Родин,
академик РАЕН, профессор кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук,
профессор
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 Е-mail: [email protected]
Александр Михайлович Хомутов,
преподаватель кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 E-mail: [email protected]
Для цитирования: Родин В.Ф., Хомутов А.М. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при оперативном задержании правонарушителей. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 151-154. Научная специальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
Abstract. This article analyzes the problems associated with the personal safety of employees of the internal affairs bodies during the performance of their professional duties, official tasks, as well as in other circumstances associated with their activities in extreme conditions. A number of actions are considered to ensure the personal safety of police officers in the process of arresting and delivering persons who have committed an offense or suspected of committing a crime. Recommendations were given to police officers for the successful implementation of the detention of offenders.
Keywords: detention of the offender; extreme conditions; delivery of the offender; critical situation; employee actions; personal security of the employee.
Аннотация. В данной статье проведен анализ проблем, связанных с личной безопасностью сотрудников органов внутренних дел во время исполнения ими своих профессиональных обязанностей, служебных задач, а также в иных обстоятельствах, сопряженных с их деятельностью в экстремальных условиях. Рассмотрен ряд действий, обеспечивающих личную безопасность сотрудников полиции в процессе задержания и доставления лиц, совершивших правонарушение или подозреваемых в совершении преступления. Даны рекомендации сотрудникам полиции для успешного осуществления задержания правонарушителей.
Ключевые слова: задержание правонарушителя; экстремальные условия; доставление правонарушителя; критическая обстановка; действия сотрудников; личная безопасность сотрудника.
В настоящее время проблемы связанные с осуществлением личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД приобретают все большую актуальность. Сотрудники органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей зачастую попадают в экстремальные ситуации, которые ведут к риску для жизни или здоровья.
Как показывает практика действия сотрудников полиции в экстремальных ситуациях сопряжены с применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, тем самым необходимо уметь принимать ответственные решения.
Именно поэтому необходимо понимать роль и значение личной профессиональной безопасно-
сти сотрудников органов внутренних дел, которая, в свою очередь, является комплексом психологических, правовых и тактических мер, которые позволяют сохранить здоровье и жизнь сотрудника в возникающих экстремальных ситуациях связанных с исполнением своих служебных обязанностей при условии поддержания эффективности его деятельности.
Сотрудник ОВД при возникновении экстремальной ситуации обязан аккумулировать накопленные в ходе службы знания, иметь четкое представление алгоритма действий при возникновении данных ситуаций, быть морально и психологически подготовленным к нейтрализации правонарушителей. Опыт показывает, что алгоритм действий сотрудника в критической обстановке моделируется заранее. Данные модели поведения помогают овладеть необходимыми навыками, наработать психологическую подготовленность и заблаговременно распознать угрозу для жизни и здоровья. Вследствие этого сотрудники органов внутренних дел смогут предупреждать и минимизировать случаи неожиданных нападений, защитить себя и других лиц от преступных посягательств [1].
В действующем законодательстве понятие «экстремальные условия» не определено. Можно согласиться, что экстремальные условия в деятельности сотрудника ОВД - это условия, возникающие при выполнении сотрудником своих служебных обязанностей, явно выходящие за привычный алгоритм его действий, связанные со значительными психологическими трудностями (в виде перегрузки, проломе защитного адаптационного барьера психики) и обязывающие сотрудника к сосредоточению сил и личных возможностей для реализации в созданных условиях возложенных на полицию обязанностей [2].
Такие условия, на наш взгляд, могут возникнуть при задержании правонарушителя. Следует понимать, что контингент, которому противодействуют сотрудники полиции, зачастую имеет явные негативное отношение к правоохранительным органам, а в некоторых случаях правонарушители имеют психические и медицинские патологии. Они могут принимать алкоголь, наркотические вещества, или же на момент совершения правонарушения находится под их воздействием. Эти обстоятельства порождают в их поведении ряд негативных факторов таких как - агрессивность, импульсивность, неадекватность поведения, нарушение мыслительных процессов, неуравновешенность. Исходя из этого, вначале необходимо минимизировать их агрессивное поведение. Чело-
век, находящиеся под пагубным влиянием наркотиков, зачастую имеет слабую волю, а превалирующая уверенность сотрудника полиции будет той противодействующей силой, которая минимизирует и подчинит его противоправное поведение, что позволит сотруднику задержать и доставить правонарушителя. Для этого зачастую достаточно произнесения упредительного окрика и твердой, уверенной речи [3].
Рассматривая вопрос задержания и доставления правонарушителей необходимо учитывать ряд рекомендаций для осуществления данных мер:
1. Анализируя обстановку, при которой проводятся данные действия, необходимо выявить возможные осложнения, возникающие как со стороны правонарушителей, так и лиц оказывающих им содействие.
2. Важной мерой будет обнаружение у нарушителя посредством наружного осмотра огнестрельного или холодного оружия, так как от этого может зависеть жизнь сотрудника.
3. Целесообразно задерживать правонарушителя в расчете минимум 2 сотрудника на одного задерживаемого. Так же в соответствии с действующим федеральным законодательством сотрудник обязан при обращении к гражданину разъяснить подвергнутому задержанию лицу его права. При произведении осмотра одним сотрудником, второй с приведенным в боевую готовность огнестрельным оружием, если для этого есть основания перечисленные в норме закона, должен находится на определенном расстоянии от первого сотрудника и следить за обстановкой и задерживаемым лицом [4]. При расположении ассистирующего сотрудника следует учитывать, чтобы проверяемый не находился вне его поля зрения и сотрудник мог оказать помощь в случае возникновения экстремальных ситуаций.
4. По возможности стоит создать бесконфликтную ситуацию, что позволяет избежать оказания сопротивления, а как следствие применения к задерживаемому каких-либо мер воздействия.
5. В случаях оказания попытки сопротивления следует свалить правонарушителя боевым приемом борьбы на землю, прижать его своим коленом, обездвижить и осмотреть на наличие оружия и других запрещенных предметов.
6. При доставлении лица в отделении ОВД нельзя использовать общественный транспорт. Если доставление осуществляется на автомобиле, принадлежащем гражданам и организациям, а не в специальном полицейском транспорте, необходимо осмотреть салон, при выявлении предметов, которые можно использовать для осуществле-
ния попытки побега или сопротивления удалить эти предметы из автомобиля.
7. Следует знать особенности подготовки правонарушителей к преступлению. Они за частую используют тихие улицы и пустыри, парки, нежилые сооружения, подземные переходы, подъезды домов, лифтовые кабины [5].
8. Обращать внимание на движение рук правонарушителя, не стоит его недооценивать, лучшим решением в создавшейся ситуации будет применения средств ограничения подвижности, если имеются основания указанные в действующем законодательстве.
9. Применять при планировании задержания средства индивидуальной защиты по типу бронежилетов.
10. На время проведения задержания необходимо поддерживать связь с дежурной частью территориальных органов внутренних дел, с периодичностью сообщать о своем местоположении и изменении обстановки на местности.
Подготовка сотрудника должна затрагивать подготовку к оперативному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а его внешний вид должен вселять уверенность в своих силах, которая проявляется в выражении лица, уверенном тоне, прямом взгляде, умеренном движении рук и его устойчивой позе.
Нами были изложены практические рекомендации, направленные на недопущение угрозы жизни и здоровью сотрудника при исполнении своих служебных обязанностей, но так же необходимо указать ряд действий, которые недопустимо использовать при задержании правонарушителя:
1. Показывать свою неуверенность, давать команды на пониженных тонах, опускать взгляд от задержанного - это может сказать правонарушителю о том, что сотрудник не контролирует ситуацию и тем самым только спровоцирует его к агрессии;
2. Угрожать задержанному, либо обращаться с ним уничижительно;
3. Без особой на то причины извлекать огнестрельное оружие, специальные средства, активно размахивать руками, кулаком;
Таким образом, формирование умений у сотрудников полиции моделирования мер возможного поведения в сложившихся экстремальных условиях порождают способность к обеспечению личной профессиональной безопасности. Данное умение основывается на:
1. Уровне профессиональной подготовки полицейского;
2. Владение им навыками прицельной стрельбы;
3. Эффективном использовании оружия в случаях, предусмотренных законодательством;
4. Подготовке и освоении боевых приемов борьбы и рукопашного боя;
5. Развитии интуитивного понимания возникающих ситуаций;
6. Сформированной психологической установкой, его психологических качеств, позволяющих адекватно оценивать оперативную обстановку;
7. Развитой системой саморегуляции, позволяющей принимать реакционные решения, не теряя при этом самообладания.
Однако весь комплекс формировании умений сотрудника действовать в той или иной сложившейся обстановке сам по себе не сможет помочь при осуществлении профессиональной деятельности. Только в случаях личной заинтересованности и приложенных усилий по формированию в себе определенных психологических установок, профессиональных умений и навыков, они помогут сотруднику полиции в обеспечении личной профессиональной безопасности в сложившихся экстремальных условиях.
Библиографический список
1. Хажироков В.А., Карданов А.К., Вопросы морально-волевой подготовки полицейского: методический подход // Современное общество и власть. 2017. № 3(13). С. 111-115.
2. Жикривецкая Ю.В. Психологический анализ личностных качеств сотрудников ОВД при стрессовых ситуациях // Новый университет. 2013. № 4 (25). С. 29-30.
3. Афов А.Х., Тактико-физические действия сотрудников МВД в экстремальных ситуациях // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 3. С. 75-77.
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
5. Желтобрюх А.В., Сошин А.А. Подготовка сотрудников полиции к действиям, связанным с осмотром мест вероятного нахождения правонарушителей // XX всероссийская научно-методическая конференция «Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии». Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015. С. 196.
6. Труфанов, Н. И. К вопросу совершенствования методики проведения практических занятий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцатой все-
российской научно-методической конференции. Иркутск : ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. С.323-326.
References
1. Khazhirokov V. A., Kardanov A. K., Voprosy moralno-volevoy podgotovki politsei: metodicheskiy podkhod [Questions of moral and volitional training of a police officer: a methodological approach]. 2017. No. 3 (13). pp. 111-115.
2. Zhikrivetskaya Yu. V. Psychological analysis of personal qualities of police officers in stressful situations. 2013. No. 4 (25). pp. 29-30.
3. Afov A. Kh., Tactical and physical actions of employees of the Ministry of Internal Affairs in extreme situations / / Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2016. Vol. 1. No. 3. pp. 75-77.
4. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On the Police".
5. Zheltobryukh A.V., Soshin A. A. Preparation of police officers for actions related to the inspection of places of probable location of lawbreakers // XX All-Russian scientific and methodological conference "Training of personnel for power structures: modern trends and educational technologies". Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. p. 196.
6. Trufanov, N. I. On the issue of improving the methodology of conducting practical classes on the discipline "Personal safety of police officers" / / Training of personnel for power structures: modern trends and educational technologies. Materials of the twentieth All-Russian scientific and Methodological conference. Irkutsk : FGKOU V VSI MVD of Russia, 2016. pp. 323-326.
Управление творческой деятельностью в учебном процессе : монография / И. П. Калошина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 303 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Предлагается деятельностный подход к творческим способностям, которые понимаются как система определенных, формируемых извне действий. Рассматривается проблема обучения планомерной творческой деятельности - управляемое решение творческих задач, которое осуществляется с помощью методологических знаний о структуре деятельности.
В качестве учебных творческих задач предлагается теоретический материал, взятый из разных областей знаний и разных учебных дисциплин в них, который некогда был результатом изобретений и открытий в этих областях знаний и теперь подлежит изучению. Такой материал дан в учебниках обычно без аргументации его происхождения, т.е. с пропусками "логических" звеньев, что обусловливает трудности в его усвоении и последующем применении к решению предметных задач.
Решение учебных творческих задач на воссоздание указанного материала снимает трудности в его усвоении.
Предназначена для специалистов в разных областях знаний, преподавателей высших учебных заведений, а также аспирантов, студентов и учащихся разных уровней подготовки.