Научная статья на тему 'Обеспечение комплексной безопасности при освоении ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации'

Обеспечение комплексной безопасности при освоении ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
366
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНАЯ БАЗА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ОСВОЕНИЕ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕХНОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Грязнов Сергей Николаевич, Малышев Владлен Платонович

В настоящей статье рассмотрена ресурсная база Арктической зоны Российской Федерации. В ней сосредоточены основные валютные полезные ископаемые. Здесь создана крупная сырьевая база газовой промышленности. Через Арктику проходит кроссполярный авиамост (кратчайший путь между Северной Америкой и Азией). Решение экономических задач выдвигает новые требования к обеспечению безопасности населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В статье рассмотрены задачи, состав и особенности формирования системы комплексной безопасности в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Грязнов Сергей Николаевич, Малышев Владлен Платонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение комплексной безопасности при освоении ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации»

УДК 614.8

С.Н. Грязнов, В.П. Малышев

Обеспечение комплексной безопасности при освоении ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации

Аннотация

В настоящей статье рассмотрена ресурсная база Арктической зоны Российской Федерации. В ней сосредоточены основные валютные полезные ископаемые. Здесь создана крупная сырьевая база газовой промышленности. Через Арктику проходит кроссполярный авиамост (кратчайший путь между Северной Америкой и Азией). Решение экономических задач выдвигает новые требования к обеспечению безопасности населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В статье рассмотрены задачи, состав и особенности формирования системы комплексной безопасности в Арктике.

Ключевые слова: ресурсная база; инвестиционные проекты; освоение арктического шельфа; транспортные коридоры; комплексная безопасность; техногенные источники чрезвычайных ситуаций; силы и средства постоянной готовности.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации

2. Вопросы обеспечения комплексной безопасности при освоении ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации

Заключение

Литература

Введение

Арктика традиционно была и остаётся в сфере особых интересов Российской Федерации. В этом регионе сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности современной и будущей России: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный. В апреле 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности» определил, что одним из шести крупных направлений работы по развитию Арктической зоны является «комплексное обеспечение безопасности российской Арктической зоны».

1. Общая характеристика ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации

Арктический регион России занимает более одной трети территории страны и отличается экстремальными природно-климатическими условиями. Экономические интересы России в Арктике определяются тем, что здесь сосредоточены месторождения важнейших полезных ископаемых, которые

определяют развитие экономики всей страны на длительную перспективу. Так, эксперты оценивают общие запасы топливно-энергетических ресурсов данного региона более чем в 1,6 триллиона тонн, а запасы углеводородного сырья континентального шельфа составляют около четверти мировых шельфовых запасов этого вида сырья.

Арктическая зона выступает в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны и её регионов. Первое место в структуре хозяйства Арктической зоны занимает газовый комплекс (здесь добывается более 80 процентов российского газа); второе — горнопромышленный. В его составе преобладают предприятия цветной металлургии (медно-никелевая промышленность Норильского промышленного узла и золотодобыча). В макрорегионе добывается значительная часть российских алмазов, 100 процентов сурьмы, апатитов, редких металлов, свыше 95 процентов металлов платиновой группы, более

90 процентов никеля и кобальта, 60 процентов меди. Третье место в хозяйственной структуре Арктической зоны занимает промышленное рыболовство. Здесь добывается более трети рыбы и морепродуктов России, производится около 20 процентов рыбных консервов.

В настоящее время здесь производится продукция, составляющая 11 процентов национального дохода России (при доле населения, равной одному проценту) и 22 процента российского экспорта. В Арктической зоне сосредоточены основные запасы валютных полезных ископаемых: 90 % извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской Федерации (из них 70 % — на шельфе Баренцева и Карского морей); в Арктической зоне сконцентрирована добыча

91 % природного газа и 80 % общероссийских разведанных запасов газа промышленных категорий; прогнозируемые запасы углеводородов в глубоководной части Северного Ледовитого океана составляют 15 — 20 млрд тонн условного топлива; общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арктики достигает 1,5—2 триллионов долларов.

На севере Сибири сконцентрированы уникальные Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское, Заполярное, Харасавейское, Южно-Тамбейское месторождения газа и крупнейшие Русское, Новопор-товское, Суторминское, Северо-Комсомольское, Тарасовское, Харампурское месторождения нефти. Ямальские месторождения способны удовлетворить перспективный прирост потребности в газе как внутренних, так и экспортных потребителей. Месторождения Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, которые находятся в Ненецком автономном округе, обладают значительными ресурсами нефти и газа. Здесь создана крупная сырьевая база газовой промышленности. Все разведанные запасы газа сконцентрированы в пяти месторождениях (крупнейшее — Лаявожское). Тимано-Печор-ская провинция вместе с шельфом Баренцева моря территориально образуют нефтегазовую мегапровинцию. В арктических морях Баренцевом, Печорском и Карском (включая заливы и губы) открыто 27 месторождений нефти и газа. К наиболее значимым из них относятся уникальные Штокмановское, Ленинградское, Русановское газоконденсатные, Юрхаровское нефтегазоконденсатное, Камен-номысское-море газовое месторождение, крупные Долгинское и Приразломное нефтяные месторождения.

Стратегия развития Арктической зоны России на ближайшее десятилетие предполагает реализацию нескольких крупных инвестиционных проектов. Среди них можно выделить группу проектов, которые интегрируют Арктику с освоенными районами страны, и другую группу, проекты которой целиком приурочены к Арктической зоне.

К первой относится создание новых транспортных коридоров. Транзитная функция Северного морского пути будет укрепляться постепенно. Сначала в несколько раз увеличатся объемы перевозок в западном секторе из Белого, Баренцева и Печорского морей за счет реализации проекта освоения арктического шельфа. Затем, по мере снижения институциональных рисков и формирования эф-

фективной системы спутникового сопровождения, отвечающей всем нормам международного морского права по безопасности мореплавания, будет реализована транзитная перевозка грузов и контейнеров из Европы в Азию. Уже в 2013 году по Северному морскому пути было перевезено свыше полутора миллионов тонн грузов, хотя еще несколько лет назад этот показатель составлял немногим более полмиллиона тонн.

Через Арктику проходит кроссполярный авиамост (кратчайший путь между Северной Америкой и Азией). Кроссполярные трассы, открытые в феврале 2001 года, проходят через Северный полюс, океанические секторы центров организации воздушного движения (ОВД) Мурманска и Магадана и далее в районах центров ОВД Хатанги, Красноярска, Якутска, Благовещенска. Потенциал северных маршрутов с экономической точки зрения использован пока далеко не полностью, но его можно увеличить, повышая интенсивность полетов. В то же время авиационная деятельность в Арктике сопряжена с возможностью внезапного возникновения нештатных и чрезвычайных ситуаций на различных этапах полета, которые могут повлечь за собой прекращение полета, выполнение экстренной посадки, возможно и вне аэродрома. Нередки случаи, когда в критической ситуации экипаж покидает борт, используя аварийные парашютно-спасательные системы.

Вторая группа арктических проектов включает освоение крупной Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и месторождений углеводородов на шельфе Баренцева и Печорского морей.

Решение поставленных задач выдвигает новые требования к обеспечению безопасности населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Арктическая зона Российской Федерации характеризуется экстремальными гидрометеорологическими условиями, к которым относятся явления, которые по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения могут представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также наносить значительный материальный ущерб.

К основным климатическим и природным источникам чрезвычайных ситуаций в Арктике относятся: деградация вечной мерзлоты (таяние), обвалы, оползни; снежные лавины; наводнения (весна, осень), ледяные заторы, подвижка льдов; ландшафтные пожары (тундра, мелколесье); снежные бури, штормы; сильные ветры (ураганы) и гололедица.

Ежегодно почти во всех частях Арктического региона существует опасность возникновения ландшафтных пожаров, возросшая в последние десятилетия вследствие участившихся аварий на нефтепроводах, газопроводах и на предприятиях по добыче, переработке и хранению газа, нефти и нефтепродуктов.

Большой ущерб населению и экономике Арктической зоны Российской Федерации наносят весенне-летние половодья, сопровождаемые ледовыми заторами на реках Арктического региона.

Серьезную потенциальную угрозу для природных систем и безопасности людей в Арктике представляет глобальное потепление, которое в полярных районах проявляется почти в 10 раз сильнее, чем в среднем на планете.

По данным ученых, в Арктике происходят самые сильные климатические изменения — в ближайшие 100 лет здесь климат может стать теплее на 3—7 градусов. Ежегодный прирост явлений, связанных с изменением климата на территории Российской Федерации, составляет порядка 6 %, что существенно увеличивает вероятность экстремальных, в том числе опасных гидрометеорологических явлений.

2. Вопросы обеспечения комплексной безопасности при освоении ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации

К потенциальным техногенным источникам чрезвычайных ситуаций в Арктике относятся: АЭС и реакторы судов атомного флота; разрывы на нефте- и газопроводах; разливы и возгорание нефтепродуктов и газа; аварии на предприятиях по добыче и переработке углеводородов, металлов, объектах энергетики и ЖКХ; кораблекрушения, аварии на железнодорожном, автомобильном, воздушном транспорте.

Потенциальные опасности радиационного загрязнения в Арктической зоне могут возникнуть в связи с затоплением в 50 — 60 годах прошлого столетия в Баренцевом и Карском морях радиоактивных отходов, испытанием ядерного оружия на Новой Земле, функционированием Кольской и Билибин-ской АЭС, а также наличием аварийных радиоизо-топных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), используемых для электропитания автономных навигационных систем.

В среднем на территории Арктической зоны России происходит в год до 100 чрезвычайных ситуаций техногенного и природно-техногенного характера и примерно такое же количество нештатных ситуаций, связанных с поиском и оказанием помощи людям, попавшим в бедствие.

В целом отмечается устойчивый рост количества ЧС техногенного характера, среди которых в разные годы доминировали:

транспортные аварии — 25—32 %; взрывы и пожары технологического оборудования — 18—39 %;

обрушения и пожары жилых и административных зданий — 21—39 %;

аварии с выбросом токсичных веществ — 8 — 12 %;

аварии на коммунальных сетях и системах жизнеобеспечения — 7—15 %;

аварии на трубопроводах — 4—8 %.

Использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы нашей страны вызывает необходимость создания особых условий для обеспечения безопасности населения на территории Арктики. В связи с этим с учетом приоритетов социально-экономического развития этого региона особую важность приобретает задача создания системы комплексной безопасности территорий на основе развертывания десяти арктических аварийно-спасательных центров МЧС России, а также группировок сил и средств других ФОИВ, имеющих функциональные подсистемы РСЧС.

При формировании системы комплексной безопасности в Арктике необходимо учитывать следующие особенности:

экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в Арктических морях;

очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкую плотность населения;

удаленность от основных промышленных центров, высокую ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

низкую устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий.

Основной целью создания системы комплексной безопасности является повышение уровня защищенности населения и территорий Арктики за счет создания эффективной системы мониторинга, повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Система предназначена для:

предотвращения или смягчения последствий кризисных ситуаций в Арктической зоне путем проведения мониторинга текущей обстановки и представления информации для действий всех должностных лиц органов исполнительной власти, обеспечивающих своевременность принятия управленческих решений;

повышения безопасности судоходства в районах интенсивного движения судов за счет реализации комплекса мер по гидрометеорологическому и навигационному обеспечению в Арктической зоне;

совершенствования системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил РСЧС за счет принятия совместных управленческих решений и координации мероприятий применения сил и средств федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

оказание всесторонней помощи судам и людям, терпящим бедствие в Арктической зоне;

своевременного обеспечения аналитической, методической и управленческой информацией в рамках решения задач по противодействию угрозам природного, техногенного и иного характера.

Основными задачами формирования системы комплексной безопасности являются:

создание эффективной системы мониторинга чрезвычайных ситуаций на основе широкого использования современных информационных технологий;

наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил РСЧС;

техническое перевооружение сил пожарно-спасательной техникой, аэромобильными средствами спасения, современными приборами и оборудованием, пригодным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тяжелых климатических и природных условиях Арктики;

оборудование учебной и полигонной базы для подготовки личного состава к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в тяжелых климатических и природных условиях Арктики;

создание благоприятных экономических и социальных условий для размещения группировок сил РСЧС на территории Арктической зоны России.

В состав системы комплексной безопасности входят:

арктические аварийно-спасательные центры МЧС России;

группировки сил и средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;

группировки сил и средств территориальных подсистем РСЧС.

Арктические аварийно-спасательные центры МЧС России размещаются в населенных пунктах, обладающих транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой и значительными людскими ресурсами, с учетом рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Численность арктических аварийно-спасательных центров МЧС России для решения задач по защите территорий и населения Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется в зависимости от:

объема задач и зон ответственности Центров; наличия спасательных сил и средств, находящихся в зонах ответственности Центров;

возможностей людского ресурса в местах расположения Центров;

места расположения Центров и длительности навигационного периода.

Каждый Центр должен выполнять следующие задачи:

ведение радиационной и химической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций.

В целях создания системы комплексной безопасности населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации представляется целесообразным:

разработать и согласовать порядок дальнейшего взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями по созданию системы комплексной безопасности населения и территорий;

определить состав сил и средств постоянной готовности, которые могут выделяться (привлекаться) для совместного оперативного реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации;

уточнить потребность в бюджетных ассигнованиях для оснащения техническими средствами и оборудованием арктических аварийно-спасательных центров и их ежегодного содержания с подготовкой предложений о перераспределении имеющихся бюджетных ассигнований с других направлений деятельности МЧС России, а также включить в планы закупок на период до 2015 года поставку технических средств и оборудования;

подготовить проекты организационных и нормативных документов о поэтапном выделении требуемой численности спасателей для их укомплектования;

предусмотреть выполнение НИОКР по созданию технических средств, пригодных для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тяжелых климатических и природных условиях Арктики.

Заключение

В завершении необходимо отметить, что все вопросы обеспечения комплексной безопасности при освоении ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации целесообразно детально отработать в рамках межведомственных учений и тренировок. Они должны проводиться на регулярной основе с участием сил и средств МЧС России, Минобороны России, морской составляющей пограничной группировки ФСБ России, а также сил и

средств других органов исполнительной власти и организаций, входящих в функциональные и территориальные подсистемы РСЧС.

Литература:

Владимиров, В.А., Черных, Г.С. Анализ опасностей и угроз природного характера на современномэтапе. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. №1. С. 24 — 38.

29.04.2014

Сведения об авторах:

Грязнов Сергей Николаевич: канд.соц.н., доцент; Малышев Владлен Платонович: д-р хим.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ.

ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: csi430@yan-dex.ru; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.