ЗУЕВА Ольга Николаевна
Доктор экономических наук, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-22 E-mail: [email protected]
^ ДОНСКОВА Людмила Александровна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-22 E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров в условиях логистической интеграции. На основе анализа материала, представленного в открытом доступе, установлено, что данные вопросы являются особенно актуальными и для мирового сообщества в целом, и для нашей страны в особенности. Снижение качества пищевых продуктов рассматривается как наиболее значимая группа рисков и в обеспечении продовольственной безопасности Уральского федерального округа. Рассматриваемые вопросы представляют собой проблему, решение которой должно основываться на комплексном подходе и базироваться на имеющихся достижениях в этой области, в том числе с учетом опыта международной практики. Теоретические и собственные практические исследования позволили выработать основные направления достижения единства участников логистической интеграции в обеспечении качества и безопасности продовольственных товаров, нашедшие отражение в данной статье.
Обеспечение качества и безопасности товаров в условиях современной логистической интеграции
Ключевые слова
КАЧЕСТВО БЕЗОПАСНОСТЬ ЛОГИСТИКА ИНТЕГРАЦИЯ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТИЗА
JEL classification
L15
Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает объемом и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Поэтому причинами существования внешнеторговых отношений и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе методики, согласованной государствами-участниками, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Очевидно, что образование Евразийского экономического союза, а также членство России в ВТО способствуют значительному росту перевозок и увеличению товаропотоков, что обусловлено снижением пошлин, уменьшением объемов внутреннего промышленного производства, снижением стоимости транспортных услуг, а также многими другими факторами.
Проведенный анализ данных Уральского таможенного управления свидетельствует о достаточно активной внешнеэкономической деятельности Уральского федерального округа. По
данным таможенной статистики внешней торговли в 2014 г. 4369 юридических лиц осуществляли внешнеэкономические операции. Внешнеторговый оборот УрФО в 2014 г. составил 41,45 млрд дол. США, грузооборот - 41358,2 тыс. т. На страны дальнего зарубежья пришлось 92,4%, а на страны СНГ - 7,6% общего объема грузооборота. По сравнению с 2013 г. товарооборот уменьшился на 37,8%, а грузооборот на 42,1%, сократилось и количество участников ВЭД на 5,1%. И связано это прежде всего с событиями лета 2014 г., когда Россия ввела продовольственное эмбарго в ответ на принятые западными странами экономические санкции. По данным Федеральной таможенной службы импорт продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья в РФ в январе 2015 г. упал на 41,9% (до 1,474 млрд дол.) по сравнению с январем прошлого года. Прежде всего, обвалился импорт мяса и субпродуктов (на 75,6%): ввоз свинины упал на 91%, говядины - на 66,4%, птицы - на 33,1%. Импорт рыбы в январе снизился на 58,2%, молочных продуктов - на 78,4%, овощей
- на 40,6%, алкогольных и безалкогольных напитков - на 48,9%. Вырос только импорт табака (на 26,3%) [4; 6].
Импорт Уральского федерального округа в 2014 г. составил 6846,4 млн дол. США [4]. По сравнению с 2013 г. стоимостной объем импорта сократился на 12,9% за счет уменьшения поставок из стран дальнего зарубежья на 10,5% и из стран СНГ на 44,9%. На страны дальнего зарубежья пришлось 95,7% стоимостного объема импорта, а на страны СНГ
- 4,3%. Основные импортные поставки в 2014 г. были осуществлены из Китая
- 24,4% общего объема импорта, Германии - 15,3%, США - 13,5%, Италии - 6,8%, Украины - 3,5%, Австрии - 3,0%, Нидерландов - 2,7%, Польши - 2,7%. Анализ структуры импортируемых товаров показал, что 62,6% общего объема импорта в 2014 г. составили машины, оборудование и транспортные средства (товары групп 84-90 ТН ВЭД ТС); 13,7% - металлы и изделия из них (товары групп 72-83 ТН
Quality Assurance and Safety of Goods in the Modern Logistics Integration
■o
я
ВЭД ТС); 10,8% - продукция химической промышленности, каучук (товары групп 28-40 ТН ВЭД ТС). В структуре импорта доля продовольственных товаров и сырья для их производства составила 4,0% (товары групп 01-24 ТН ВЭД ТС). Причем именно по продовольственным товарам наблюдается значительное уменьшение по сравнению с 2013 г.: стоимостных объемов - на 19,5%, весовых объемов - на 2,6% [4].
Участие России в логистической интеграции должно способствовать «прозрачности» и предсказуемости действий для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Создание более благоприятных условий для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок сопровождается открытием своего внутреннего рынка. В связи с этим чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. И если после вступления во Всемирную торговую организацию отмечалось, что доля отечественных товаров в магазинах снизилась на 20%, то в условиях продовольственного эмбарго наблюдается заметное увеличение количества товаров отечественных производителей.
Однако участие Российской Федерации в процессах международной логистической интеграции вызывало и продолжает вызывать опасение у экспертов вследствие возможного поступления на территорию Российской Федерации некачественной, фальсифицированной и опасной пищевой продукции. В 2011 г. в странах Евросоюза из-за некачественных продуктов более 3 тыс. чел. заболели кишечной палочкой. Статистика заболеваемости в России из-за пищевых продуктов также далека от совершенства.
В настоящее время на потребительском рынке наблюдается значительная доля недоброкачественной продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка; фальсификация продукции и значительное количество товаров в «теневом» обращении. В результате
бюджет страны недополучает миллиарды рублей. Результаты социологических исследований состояния рынка показывают, что многие респонденты считают, что приходится сталкиваться с некачественными товарами. В 2013 г. снято с реализации 78 409 партий продовольственного сырья и готовых продуктов объемом около 1506 т, в том числе импортных 5629 партий весом около 166 т, или 11% от общего объема. В целях недопущения оборота на потребительском рынке недоброкачественной продукции специалистами управлений Роспотреб-надзора по субъектам Российской Федерации в 2012 г. вынесены постановления о запрещении реализации 14255 партий мяса и мясной продукции объемом 113,9 т, в том числе импортных 399 партий объемом около 37,2 т. По данным Роспотребнадзора по Свердловской области в 2014 г. удельный вес неудовлетворительных проб завозимой продукции выше, чем удельный вес неудовлетворительных проб продукции, выработанной на территории Свердловской области, в 1,2-1,8 раза для различных групп продовольственных товаров [5]. Подобные факты приводят к нарушению интересов потребителей, гарантированных законодательством страны. Снижение качества пищевых продуктов рассматривается как наиболее значимая группа рисков в обеспечении продовольственной безопасности Уральского федерального округа [7]. Масштабы этой проблемы сказываются и на инвестиционном климате страны в целом.
Проблема качества - комплексная, ее можно решить только при проведении одновременно соответствующей политики в сферах законодательства, экономики, техники, образования и воспитания, а также на основе скоординированной работы производителей, потребителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных органов управления. Представление о качестве объекта возникает в большинстве случаев раньше количества. Рынок и качество - понятия, тесно связанные. Рынок стано-
^ Olga N. ZUEVA
Dr. Sc. (Econ.), Head of Commodity Science and Examination Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-17-22 E-mail: [email protected]
^ Lyudmila A. DONSKOVA
Cand. Sc. (Agriculture), Associate Prof. of Commodity Science and Examination Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-17-22 E-mail: [email protected]
Keywords
QUALITY
SAFETY
LOGISTICS
INTEGRATION
FOOD PRODUCTS
TECHNICAL REGULATION
EXAMINATION
Abstract
In the article the issues of quality assurance and safety of food products in conditions of logistic integration are explored. Based on the open source information it was found that these issues are of special interest for international community as a whole and for Russia in particular. Reduced quality of food products is regarded as the most significant group of risks in ensuring food security of the Ural federal district. Resolving the mentioned problems should be based on an integrated approach and existing achievements in this area including international experience and practice. Theoretical and practical studies allowed the authors to work out the main directions for achieving the unity between the participants of logistic integration in the sphere of quality assurance and safety of food products.
JEL classification
L15
Источники
1. Гущин В.В. Прослеживаемость при производстве: зачем это нужно // Птица и птицепродукты. 2013. № 3. С. 12-15.
2. Кодекс Алиментариус САС/GL 60-2006 «Принципы прослеживаемости/отслежи-вания продукции, как механизма, применяемого в системе контроля и сертификации пищевых продуктов».
3. Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: www.wto.ru.
4. Официальный сайт Уральского таможенного управления. URL: www.utu. customs.ru.
5. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: www.rospotrebnadzor.ru.
6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. URL: www.customs.ru.
7. Продовольственный рынок регионов России в системе глобальных рисков / под общ. ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 2012.
вится рынком покупателя, когда ликвидирован товарный дефицит и с помощью государства установлена конкуренция. Такой путь предлагается сейчас России.
Сегодня торговля - одна из главных сфер занятости трудового населения в России, темпы научно-технического прогресса в торговле - одни из самых высоких. В целом, на смену глобальному и тотальному дефициту, государственному регулированию пришло формирование условий рыночной конкуренции, узкий ассортимент сменился широким, полным и глубоким ассортиментом, и если раньше не было проблем сбыта, то сейчас наблюдаются реальные проблемы продвижения товаров. В условиях развивающейся конкуренции началась борьба за потребителя, который становится основной ценностью, вся деятельность торгового предприятия ориентируется на максимальное удовлетворение его запросов.
Если раньше качество товаров основывалось на трех «китах»: стандартизация, сертификация, метрология, то в настоящее время фундамент качества образуют четыре составляющие: техническое регулирование, стандартизация, подтверждение соответствия, метрология.
В России в 2003 г. вступил в силу закон «О техническом регулировании». Он ввел новые документы - технические регламенты, основными целями которых являются: защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения1.
Создание Таможенного союза также сопровождалось изменениями в законодательстве. В 2010 г. подписано Соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», по которому вводятся технические регламенты Таможенного союза.
В связи с вступлением России в ВТО в 2011 г. подписан Договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Основная цель ВТО - устанавливать правила международной торговли, бо-
1 О техническом регулировании: Федер. закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ.
роться с дискриминацией, обеспечивать максимальную свободу и здоровую конкуренцию в международной торговле. В настоящее время ВТО - центральное звено регулирования международной торговли. Объективная потребность в создании учреждения для многостороннего регулирования международной торговли резко возросла, так как участниками торговли стали более 200 стран [3]. Особенность ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том, что здесь переговоры касаются миллиардных сумм, поскольку устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг. Появились проблемы, которые могли быть урегулирования только на многосторонней основе. Например, Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает разработку, принятие и применение технических регламентов; стандартов; процедур оценки соответствия [3]. При этом основными принципами являются: недискриминация; транспарентность; устранение (невведение) излишних препятствий в торговле; гармонизация; взаимное признание результатов оценки соответствия.
Необходимость ориентации на международные стандарты ИСО и гармонизации национальных стандартов ГОСТ Р направлена на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на отечественных и международных рынках, так как продукция, стандартизованная по международным стандартам, соответствует необходимым уровням качества, надежности и безопасности2.
Наибольшее количество проблем у членов ВТО возникает по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, подтверждения соответствия, применения санитарных и фитоса-нитарных мер, валютного регулирования и валютного контроля. В связи с возрастанием товаропотоков требуется усиление роли государства в обеспечении качества и безопасности товаров и предотвращения проникновения на рынок недоброкачественных и фальсифицированных товаров, уменьшения рисков появления изделий, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей.
Назрела необходимость создания целостной гармонизированной системы обеспечения качества и безопасности,
2 Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 216р.
особенно пищевых продуктов по всем звеньям продовольственной цепи до момента потребления пищевой продукции потребителем.
Одним из элементов этой системы должна стать система идентификации и прослеживаемости продукции на всем ее пути к потребителю [2]. Это позволит при возникновении проблем, связанных с безопасностью для потребителя пищевых продуктов, снизить риск опасности, быстро реагировать на неординарные ситуации; идентифицировать все потенциально опасные продукты, упростить отзыв и изъятие их на любой стадии жизненного цикла; значительно быстрее проследить в обратном направлении постадийное движение продукта до источника потенциально опасных веществ, приведших к негативным последствиям; усилить контроль на выявленных участках повышенного риска для предотвращения подобных проблем в будущем [1].
Система также должна обеспечивать принцип ответственности предпринимателя. Ответственность производителей перед потребителями товаров остается одной из приоритетных тем. А компании, работающие в сфере пищевой промышленности, несут особую ответственность перед потребителями.
Современное состояние производства требует новых методологических подходов к рассмотрению и поиску решений вопросов безопасности пищевых продуктов. Относительно новым направлением в данной сфере является комплексный подход на основе анализа рисков1, который также требует разработки методологической основы. Необходимо формирование целостной системы управления рисками при производстве пищевых продуктов, основанной на идентификации всех опасностей, которые могут возникнуть. Этим требованиям отвечает внедрение на предприятиях системы ХАССП, основополагающим принципом которой также является проведение анализа опасностей путем процесса оценки значимости рисков, уровня опасности на всех этапах жизненного цикла продукции.
Существующий риск ввоза товара низкого качества вызывает необходимость внедрения в работу таможенных органов современных технологий, в том числе совершенствования методов осуществления контроля, важнейшей составной частью которого является иден-
1 Технический регламент Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
тификация. Повышение объективности идентификации относится к числу важных задач для многих групп товаров. Это трудоемкий и сложный процесс, требующий специальных знаний, опыта, оборудования, основное назначение которого предотвращение случаев недостоверного декларирования и ввоза фальсифицированной продукции. Это обусловливает необходимость применения специалистами экспертно-криминалистических подразделений Федеральной таможенной службы объективных экспериментальных методов.
Среди количественных методов оценки качества продукции важное место занимают экспертные методы, основанные на обработке и анализе мнений специалистов. Такая практика существует во многих странах. В настоящее время объемы экспертных услуг в Российской Федерации растут быстрыми темпами. Институт независимых товароведных экспертиз только формируется, в судах нет реестра экспертов, а в государственных судебно-экспертных учреждениях не хватает квалифицированных товароведов-экспертов, специализирующихся на отдельных группах товаров.
Таким образом, к основным направлениям обеспечения качества товаров в условиях логистической интеграции относятся: исследования в области идентификации и обнаружения фальсифицированных товаров; участие в разработке и обсуждении проектов Технических регламентов Таможенного союза; правильная интерпретация кодов ТН ВЭД ТС; проведение экспертиз по вопросам идентификации товаров в рамках проблем интеллектуальной собственности; разработка методик по проведению товароведных экспертиз различных групп товаров; обмен опытом по внедрению стандартов ИСО 9000 на производственных предприятиях и в организациях торговли; подготовка и повышение квалификации специалистов торговли, таможенных служб, экспертных организаций и многие другие. Внедрение данных предложений, на наш взгляд, позволит предотвратить возникновение преград на пути свободного перемещения товаров через государственные границы и постепенно устранить технические барьеры в международной торговле.
References
1. Guschin V.V. Proslezhivaemost' pri proiz-vodstve: zachem eto nuzhno [Traceability in the production: why is it necessary]. Ptitsa i ptitseprodukty - Poultry and Poultry Products, 2013, no. 3, pp. 12-15.
2. Alimentarius Codex CAC/GL 60-2006 "Principles of traceability/product tracing as a mechanism used in the inspection and certification of food products".
3. The WTO Official website. Available at: www.wto.ru.
4. Ural Customs Administration Official website. Available at: www.utu.customs.ru.
5. Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare Official website. Available at: www.rospotreb-nadzor.ru.
6. Federal Customs Service Official website. Available at: www.customs.ru.
7. Tatarkin A.I. (ed.). Prodovol'stvennyy ry-nok regionov Rossii v sisteme global'nykh riskov [Food market of Russia's regions in the global risks system]. Yekaterinburg, Ural Branch of RAS, 2012.
■о я