Научная статья на тему 'Качество, безопасность и конкурентоспособность мяса и мясных продуктов в аспекте присоединения России к вто: нетарифные проблемы'

Качество, безопасность и конкурентоспособность мяса и мясных продуктов в аспекте присоединения России к вто: нетарифные проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / РЫНОК / КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ / ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / RUSSIA’S ACCESSION TO THE WTO / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / QUALITY AND SAFETY OF GOODS / ADULTERATION / TRACEABILITY SYSTEM / CUSTOMS UNION / TECHNICAL REGULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донскова Людмила Александровна

Рассмотрены проблемы рынка мясных продуктов в аспекте присоединения России к ВТО: качество продукции на внутреннем рынке, несовершенство системы контроля, ситуация на рынке «высококачественной» говядины. Предложены направления деятельности, которые будут способствовать повышению качества и конкурентоспособности мяса и мясных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality, Safety and Competitiveness of Meat and Meat pProducts in Tterms of Russia’s Accession to the WTO: Non-Tariff Issues

The problems of the meat products market in terms of Russia’s accession to the WTO are considered: product quality in the domestic market, imperfection of the control system, situation in the market of high-quality beef. The author suggests measures to increase the quality and competitiveness of meat and meat products.

Текст научной работы на тему «Качество, безопасность и конкурентоспособность мяса и мясных продуктов в аспекте присоединения России к вто: нетарифные проблемы»

УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013

18 Тема номера

ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

^ ДонсковА людмила Александровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-22 E-mail: cafedra@list.ru

Качество, безопасность и конкурентоспособность мяса и мясных продуктов в аспекте присоединения России к ВТО: нетарифные проблемы

Ключевые слова

всемирная торговля организация (вто) рынок

качество и безопасность продукции фальсификация система прослеживаемости вступление россии в вто таможенный союз технический регламент

Аннотация

Рассмотрены проблемы рынка мясных продуктов в аспекте присоединения России к ВТО: качество продукции на внутреннем рынке, несовершенство системы контроля, ситуация на рынке «высококачественной» говядины. Предложены направления деятельности, которые будут способствовать повышению качества и конкурентоспособности мяса и мясных продуктов.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) -один из центральных вопросов экономической политики, освещаемых в средствах массовой информации. В настоящее время широко обсуждаются основные направления повышения качества и безопасности пищевых продуктов в аспекте вступления России в ВТО, так как пищевая индустрия - отрасль, где эти вопросы особенно значимы.

Наиболее чувствительными товарами, отечественное производство которых может больше всего пострадать от либерализации торговых правил при вступлении в ВТО, являются мясо и мясопродукты. До присоединения к ВТО они были лучше всего защищены тарифно-таможенным регулированием. Так, например, довольно высокий уровень защиты производителей мяса позволил преодолеть спад внутреннего производства, наблюдавшийся с момента развала Советского Союза и пиком которого были кризисные 1998-1999 гг. К настоящему времени производство мяса и мясопродуктов в России превысило уровень начала 1990-х годов и составило 7,5 млн т в 2011 г. Импорт в этом же году составил 2,7 млн т. Сегодня рынок переработанного мяса составляет 15-18 млрд дол. в розничных ценах 2011 г. Это редкий пример, когда отечественные производители, вытеснив импорт, контролируют более 97% рынка [1].

Последствия вступления в ВТО для производителей мяса и мясопродуктов весьма неоднозначны. Отмечается, что в ходе переговоров удалось отстоять сохранение в прежнем объеме квоты на ввоз говядины и птицы после вступления в ВТО, причем Россия будет контролировать импорт говядины и птицы бессрочно, а свинины - только до 2020 г.

Общей тенденцией, ожидаемой в переходный период, будет снижение уровня таможенно-тарифной защиты, в частности, на импорт: конечных мясопродуктов - до 0,25 евро/кг (вместо 0,40 евро/кг, причем без адвалорной составляющей, которая ранее составля-

ла 40%); живых свиней - с 40 до 5% адвалорной составляющей от стоимости. После 2020 г. по свинине установится плоская пошлина в 25%. Следует отметить, что для производителей птицы внутренний рынок относительно надежно защищен от импорта, доля которого может составить не более 10%, и на рынке птицы складывается весьма благоприятная ситуация. Отрасль гармонично успела развиться, на рынке птицы России достаточно высока конкуренция и компетентность производителей, что обеспечивает стабильность цен, и эти обстоятельства соответствуют равновесию интересов потребителей, производителей и государства [1].

Однако и в прессе, и среди профессионалов обсуждение последствий присоединения страны к ВТО фокусируется на достаточно узком круге вопросов, связанных прежде всего с определением тарифов и субсидий. Вступление в ВТО, на наш взгляд, необходимо обсуждать в более широком контексте, чем изменения тарифов для отрасли.

Хотелось бы отметить следующие проблемные моменты. В связи с тем что в настоящее время во всем мире больше внимания стало уделяться вопросам здорового образа жизни, со всей актуальностью обозначается проблема качества и безопасности продуктов питания. По материалам маркетинговых и социологических исследований, проведенных в ряде зарубежных стран и в России, уже более 80% покупателей предпочитают высококачественную и безопасную продукцию. В условиях присоединения Российской Федерации к ВТО вопросы качества, безопасности и конкурентоспособности продукции для отечественных предприятий приобретают первостепенное значение.

О неблагополучной ситуации на рынке мяса и мясных продуктов с позиции качества и безопасности свидетельствуют результаты проверки Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Согласно документу, официально опубликованному на сайте региональ-

Quality, Safety and Competitiveness of Meat and Meat Products in Terms of Russia’s Accession to the WTO: Non-Tariff Issues

ного управления Роспотребнадзора, в I полугодии 2012 г. всего было проинспектировано 31,7 т мясной продукции и 20,3% всего объема исследованной продукции было забраковано. К проблемам несоответствия продукции требованиям нормативных документов добавилась еще одна острая, специфическая проблема, которая неразрывно связана с понятием качества, - фальсификация мясных продуктов. В 2011 г. доля фальсифицированной продукции составляла всего 1,3% исследованного мяса и мясных продуктов, а в 2012 г. она составила уже 4,9%. Рост фальсифицированных продуктов вызывает серьезные опасения. Причем в рамках проведенных проверок установлено, что удельный вес неудовлетворительных проб завозимой продукции в 1,6 раза больше, чем изготовленной на территории Свердловской области. 56,6% всех неудовлетворительных проб приходится на колбасные изделия и консервы мясные. Эти изделия подвергаются подделке чаще всего. Удельный вес колбасных изделий, не соответствующих требованиям нормативных документов по критериям фальсификации, завозимых из других регионов, в 1,3 раза больше, чем изготовленных на территории Свердловской области. Таким образом, ситуация на потребительском рынке Свердловской области по мясной продукции в

I полугодии 2012 г. ухудшилась по сравнению с I полугодием 2011 г.: удельный вес забракованной мясной продукции увеличился в 1,6 раза и составил 20,3% [2]. В настоящее время в стране пользуются спросом мясо и мясные продукты российских производителей. При этом ни для кого не секрет, что их качество не всегда в полной мере удовлетворяет как контролирующие органы, так и покупателей. В условиях присоединения страны к ВТО малейшее нарушение в соотношении «цена - качество» в пользу товаров известных зарубежных фирм, а именно это и прогнозируется на продовольственном рынке, приведет к потере сегодняшних потребителей

для российского товаропроизводителя. Решение этой проблемы обусловливает необходимость усиления внимания товаропроизводителей к организации производства продукции в соответствии с возросшими требованиями широкого круга потребителей.

Еще один аспект рассматриваемой проблемы - система контроля качества пищевых продуктов.

Так, по данным специалистов Роспотребнадзора, по критериям фальсификации бракуется всего 4,4% мясной продукции, а это свидетельствует лишь о том, что не вся продукция подвергается лабораторному исследованию. Отсюда вытекает необходимость усиления контроля за качеством продуктов. Учитывая, что за последние несколько лет в стране произошли принципиальные изменения в оценке соответствия пищевых продуктов, отменена обязательность оформления удостоверения о качестве и безопасности пищевых продуктов и др., все же для отдельных групп пищевых продуктов, в том числе мяса и мясной продукции, контроль должен оставаться достаточно жестким. На сегодняшний день существующая надзорная система уже несовершенна. Оставление же данной функции исключительно Министерству здравоохранения будет и в дальнейшем способствовать ослабеванию контроля, тем самым создавая благоприятную почву для роста фальсифицированной продукции. Уделяя большее внимание вопросу упрощения процедуры подтверждения соответствия установленным нормам и стандартам, необходимо способствовать закреплению ответственности производителя за качество поставляемой продукции, причем на уровне стран, которые уже прошли свой путь к ВТО. При разработке концепции системы контроля качества и безопасности необходимо найти разумный баланс между увеличением рисков для потребителя и снижением нагрузки на производителя. Развивать национальную систему контроля качества продуктов питания нужно с

^ Lyudmila A. DoNSKovA

Cand. Sc. (Agriculture),

Assistant-Prof. of Commodity Science and Examination Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/narodnoy voli, 62/45

Phone: (343) 221-17-22

E-mail: cafedra@list.ru

Key words

THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) MARKET

QUALITY AND SAFETY OF GOODS ADuLTERATION TRACEABILITY SYSTEM RUSSIA'S ACCESSION TO THE WTO cuSTOMS uNION TECHNICAL REGULATIONS

Summary

The problems of the meat products market in terms of Russia's accession to the WTO are considered: product quality in the domestic market, imperfection of the control system, situation in the market of high-quality beef. The author suggests measures to increase the quality and competitiveness of meat and meat products.

References

1. Mamikonyan M.L. «Road map» for Russia's adaptation to the WTO // Ptitsa i ptitse-produkty. 2012. No. 4.

2. The official website of Federal Service on Customers' Rights Protection and Human Well-being Surveillance. URL: www.66. rospotrebnadzor.ru.

3. Guschin V.V. Quality and safety of products as a ticket to production efficiency // Ptitsa i ptitseprodukty. 2012. No. 4.

4. State program for development of agriculture and regulation of agricultural, raw materials and foodstuffs markets for the period 2013-2020: approved by resolution of the RF Government on July 14, 2012 No. 717.

5. Panayedova G.I., Magomedov A-N. D., Voroshilova I.V. Meat market in Russia and problems of food security // Natsionalnye in-teresy: prioritety i bezopasnost. 2010. No. 8.

6. Pozhidaeva Ye.S. Trends in development of the world meat market // State University of Management. 2011. No. 2.

UPRAVLENETS № 2/42/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013

20 Тема номера

государство в системе жизнеобеспечения

учетом опыта зарубежных коллег. Так, в большинстве европейских стран продовольственная цепочка включает все этапы «от поля до прилавка». Для реализации такой схемы в России нужно в корне менять подходы к регулированию продовольственного рынка. Причем требуется и принципиальное изменение подходов к проведению испытаний. Диагностический потенциал страны еще более не соответствует международной системе стандартов: испытательные лаборатории спроектированы и оснащены для проведения тестов в соответствии со стандартами ГОСТ. Для содействия торговле с зарубежными странами лабораторная инфраструктура, оборудование и методы должны быть адаптированы к новым требованиям. Тем более что технологии и оборудование, необходимое для проведения анализов в системе ВТО, отличаются от имеющегося оснащения; потребуется переоснащение и переподготовка кадров по новым методологиям.

Несмотря на то что отечественные предприятия конкурируют между собой на российском рынке, есть общая задача - повышение качества и безопасности продукции по отношению к глобальному конкуренту - импортной продукции.

Проблемы технического регулирования, стандартизации, качества и безопасности пищевых продуктов непосредственно связаны с задачей создания и внедрения в отрасли системы просле-живаемости. В мировой практике применение системы прослеживаемости в законодательном порядке отражено в нескольких документах (Регламент ЕС № 178/2002, Стандарт ISO 22005:2007, Codex Alimentarius CAC/GL 60-2006) и трактуется как способность отследить на всех стадиях производства, переработки и сбыта пищевых продуктов все сырье, включая кормовые средства и животных, служащих для их получения, а также ингредиенты, которые использованы в продукте или кормовом средстве. В Российской Федерации обязательного статуса организация системы прослеживаемости на законодательном уровне пока не получила. На данный момент действует стандарт ГОСТ Р ИСО 22005-2009 «Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов», применение которого носит добровольный характер. Также необходимость обеспечения прослежи-ваемости сырья и готовой продукции установлена в утвержденном Техниче-

ском регламенте «О безопасности пищевой продукции», где дана точная формулировка термина «прослеживаемость продукции», а также приведены требования относительно необходимости ее разработки и поддержания. Однако четко сформулированных принципов системы, механизмов ее организации, функционирования, взаимосвязей и ответственности участников на сегодняшний день на законодательном уровне не установлено, а существующие стандарты предлагают только общие подходы, не адаптированные для различных отраслей промышленности [3].

В России существуют лишь элементы прослеживаемости происхождения продукции, в том числе в мясоперерабатывающих отраслях. Тем не менее нет единой системы, не разработаны необходимые методологические инструкции с учетом специфики отечественных предприятий и требований законодательства. В странах ЕС и странах-членах ВТО требование прослеживаемости для пищевых продуктов стало обязательным. Возможность документально установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства) пищевой продукции и (или) продовольственного сырья является сильным аргументом гарантии безопасности продукции для конечных потребителей. Прослеживаемость в этих странах обеспечивается на государственном уровне, в виде национальных программ, частично финансируемых из государственных бюджетов.

В России проблема прослеживаемости актуальна пока для отдельных компаний, ориентированных на работу с транснациональными сетевыми операторами или планирующих экспорт своей продукции. Общегосударственная система прослеживаемости только начинает разрабатываться и складываться.

Еще один аспект, освещаемый в данной статье, связан с развитием конкурентоспособного мясного рынка говядины.

Определяющее место в мясном балансе России исторически принадлежит говядине, заменить которую другими видами мяса невозможно, так как каждый из них имеет специфические вкусовые качества и пищевую ценность. Резкий спад объемов производства мясной продукции скотоводства привел к значительному сокращению потребле-

ния говядины и телятины населением на фоне уменьшения предложения отечественного мяса и значительного роста импортных поставок, большая часть которых приходится на страны дальнего зарубежья. Вот некоторые данные, ха-растеризующие потребление говядины. В 1991 г. потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в России достигало 75 кг и обеспечивалось за счет внутреннего производства скота и птицы на убой. В структуре потребления мяса преобладала говядина - 43%, на втором месте свинина - 35, на третьем мясо птицы - 18%. В структуре потребления в настоящее время на долю мяса птицы приходится 36,3% (25,5 кг), свинины - 31,2 (21,9 кг), говядины - 23% (16,2 кг). Потребление мяса относительно рациональной нормы (75 кг) составляет 93,7% [4].

По итогам 2011 г. в России наблюдался рост потребления мяса и мясопродуктов, по разным оценкам он составил до 4%, причем по большей части за счет «белого» мяса. Тем не менее российский мясной рынок еще далек от насыщения. По прогнозам специалистов, только к 2015 г. потребление мяса на душу населения достигнет уровня, который был в СССР - 71,9 кг; к 2020 г. потребление вырастет до 76 кг, но это все равно будет ниже уровня потребления мяса в европейских странах (81,7 кг) и США (117,3 кг) [4]. Производство говядины в Российской Федерации в основном базируется на использовании сверхре-монтного молодняка и выбракованного взрослого скота молочных и комбинированных пород. Только 5% мяса получают от скота специализированных мясных пород и их помесей. В настоящее время в стране производится говядины около 13,5 кг в год на 1 человека, или 37,8% внутренней потребности [5].

За последний год набирала и продолжает набирать обороты тема производства «высококачественной» мраморной говядины.

«Мраморной» она называется потому, что на срезе очень напоминает своим видом испещренный прожилками камень, фрагмент «мраморного» мяса представлен на рисунке.

Этот эффект достигается благодаря наличию тонких прослоек жира в мышечной ткани, которые и делают вкус мяса удивительно сочным, легким и нежным. Для производства мраморной говядины используется особая технология содержания и откорма животного. Источником высококачественной мра-

Образцы«мраморного» мяса

морнои говядины является только мясо молодых бычков. Это позволяет добиться низкого содержания соединительной ткани, что придает говядине большую нежность. «Высококачественной» может быть признана говядина, полученная от крупного рогатого скота возрастом не более 30 месяцев, выкормленного сбалансированными кормами, содержащими не менее 70% зерна, или откармливаемого исключительно на травяных пастбищах. Для производства знаменитых мраморных премиальных стейков используется лишь около 9%, а для обычных стейков до 15% всего объема разделки туши.

Спрос на мраморное мясо в России растет, развивается и культура потребления стейков.

К категории «высококачественная мраморная» говядина будет относиться, например, мясо, получившее обозначение «choice» или «prime» от Департамента сельского хозяйства США или «Canada А», «Canada АА», «Canada ААА» или «Canada Prime» от соответствующих сертификационных органов Канады.

Доступ на российский рынок так называемой «высококачественной» (мраморной) говядины может обернуться серьезными негативными последствиями. Раньше «высококачественная» говядина ввозилась сверх квот, но при этом облагалась 15%-ной внутриквотной пошлиной. Теперь «высококачественная» говядина не подпадает под режим тарифных квот и ввозится по ставке ввозной пошлины 15%. Несколько лет назад минимальную цену на такую говядину подняли с 3 до 8 евро/кг, что стало большой победой отраслевого бизнеса. Теперь же не разрешено применять эту меру для говядины из США, Канады и Аргентины [6]. Можно прогнозировать, что это решение распространится и на другие страны. Недобросовестные экспортеры будут иметь возможность ввозить в Россию под видом «высококачественной» говядины сверх квоты обычные говяжьи отруба и даже тримминг по

демпинговым ценам. В соответствии с принятыми соглашениями по так называемой «высококачественной» говядине, объем поставок невелик, но цена для потребителей достигает 70 дол. за 1 кг. К тому же в России отсутствует ГОСТ на «высококачественную» говядину, и страна должна выработать свои стандарты и определения в течение 18 месяцев после присоединения к ВТО, т.е. ориентировочно к 2014 г. За основу будет взята международная классификация, например, разработанные сельскохозяйственным департаментом США стандарты choice и prime или канадские СanadaA, СanadaAA, Сanadaprime. В качестве отправной точки Россия, скорее всего, будет использовать австралийский стандарт. Выбор именно Австралии не случаен. Из 2 тыс. т высококачественной говядины, поставляемых в Россию ежегодно, большая часть приходится именно на этот континент.

В соответствии с обсуждаемой темой не можем согласиться с существующим утверждением, что в России говядина, отвечающая стандартам «высококачественной», не производилась и не производится. Многими учеными в различное время проводились исследования, посвященные поиску резервов увеличения и улучшения качества говядины и продуктов из нее, и в целях обеспечения населения продуктами переработки высокой пищевой ценности предлагался дифференцированный подход в зависимости от породы при промпереработке мяса. Именно породная принадлежность, в частности мясные породы животных, является определяющим фактором в формировании высококачественной говядины. К сожалению, эти предложения не нашли практического применения. На протяжении десятков лет доля мясных пород в общем национальном производстве говядины составляла всего 2%. Основную массу говядины в нашей стране, в том числе и на Урале, получали от животных молочных и комбинирован-

ных пород. В настоящее время специализированный мясной скот в производстве говядины составляет уже 8%. Лидирует, несомненно, Башкирия, здесь производится 216,5 тыс. т - более 7,5% национального объема, но этого крайне недостаточно для обеспечения населения данным продуктом [4].

Таким образом, важным резервом увеличения производства мяса является развитие специализированной отрасли животноводства - мясного скотоводства. И для того чтобы мясное скотоводство развивалось стабильно, следует выделить его в специализированную отрасль, создав систему экономических рычагов, стимулирующих его развитие, как это принято в зарубежных странах. Мясное скотоводство включено в новую госпрограмму развития сельского хозяйства нашей страны до 2020 г.

Помощь отечественному мясному скотоводству, которое в нашей стране только-только создается практически с нуля, вполне объяснима и оправдана. Несмотря на риск, развитие мясного скотоводства имеет значительный потенциал, и при его реализации можно будет всерьез говорить об импортоза-мещении говядины из США, Австралии, Аргентины или Уругвая.

Источники

1. Мамиконян М.Л. «Дорожная карта» для адаптации России в ВТО // Птица и пти-цепродукты. 2012. № 4.

2. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. www.66.rospotrebnadzor.ru

3. Гущин В.В. Качество и безопасность продукции - залог эффективности производства // Птица и птицепродукты. 2012. № 4.

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствии на 2013-2020 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.

5. Панаедова Г.И., Магомедов А-Н. Д., Ворошилова И.В. Российский рынок мяса и проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 8.

6. Пожидаева Е.С. Тенденции развития мирового рынка мяса // Государственный университет управления. 2011. № 2.

UPRAVLENETS № 2/42/ 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.