Научная статья на тему 'Обеспечение качества электролитического цинкования деталей электровозов постоянного и переменного тока'

Обеспечение качества электролитического цинкования деталей электровозов постоянного и переменного тока Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
689
732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДШИПНИК / ТЕХНОЛОГИЯ ЦИНКОВАНИЯ / ПАРАМЕТРЫ ЦИНКОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Муравьев Д. В., Максимова В. В.

Рассмотрены основные способы цинкования колец подшипников электровозов, показаны их преимущества и недостатки, приведен расчет количества металла, осаждаемого на поверхности кольца и площадь оцинкованной поверхности. Выполнена проверка и уточнение силы тока экспериментальным путем. Для обеспечения эффективного восстановления колец подшипников электровозов в работе предложена установка и описан принцип ее работы. Спроектированная установка обеспечивает равномерный подогрев и перемешивание электролита, что позволяет за одну смену обработать 48 колец, достаточное количество для оснащения 6 тележек электровозов ВЛ80т и ВЛ80р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Муравьев Д. В., Максимова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality assurance for electric galvanizing the parts of electric locomotive of direct and alternative current

The article covers the problem of galvanizing the bearing rings of the electric locomotives. The research described the main techniques of galvanizing, its strength and weakness, the calculation of the quantity of the metal, plated on the ring surface and area of galvanized surface, etc. Inspection and detailing of the current strength were made by the experiments. To provide effective repair of electric locomotive bearing rings the article suggests the unit and has a description of the operational principle. Designed unit provides uniform heating and mixing of electrolyte, that allows to process 48 rings within the shift, that can be used for 6 bogies of electric locomotives VL80t and VL80r.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества электролитического цинкования деталей электровозов постоянного и переменного тока»

УДК 621.313

Д. В. Муравьев, В. В. Максимова

Омский государственный университет путей сообщения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ЦИНКОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Рассмотрены основные способы цинкования колец подшипников электровозов, показаны их преимущества и недостатки, приведен расчет количества металла, осаждаемого на поверхности кольца и площадь оцинкованной поверхности. Выполнена проверка и уточнение силы тока экспериментальным путем. Для обеспечения эффективного восстановления колец подшипников электровозов в работе предложена установка и описан принцип ее работы. Спроектированная установка обеспечивает равномерный подогрев и перемешивание электролита, что позволяет за одну смену обработать 48 колец, достаточное количество для оснащения 6 тележек электровозов ВЛ80т и ВЛ80р.

подшипник, технология цинкования, параметры цинкования

Введение

Ревизия второго объема подшипниковых узлов букс электровозов серии ВЛ предусматривает полную разборку роликовых подшипников со снятием внутренних и лабиринтных колец с шейки оси колесной пары. При последующем монтаже внутренних колец буксовых подшипников по горячей посадке для обеспечения требуемого натяга допускается производить цинкование внутренней посадочной поверхности кольца с толщиной покрытия не более 0,2 мм [1]. Кроме обеспечения натяга, при посадке пластичное цинковое покрытие служит для защиты металла подшипникового кольца от коррозии. Наносимое цинковое покрытие должно быть плотным, однородным, устойчивым и с мелкозернистой структурой.

1 Выбор типа электролита и расчет режимов цинкования

В технологических документах ремонтных локомотивных депо не указываются ни рекомендуемый вид цинкования, ни режимы нанесения цинкового покрытия, в результате чего самостоятельное назначение рабочими режимов цинкования не всегда бывает рациональным и обоснованным, приводит

182

к получению неустойчивого, некачественного покрытия и, как следствие, к ослаблению посадки кольца на оси и разрушению подшипника. Таким образом, исследования в данной работе направлены на обоснованный выбор способа электролитического цинкования колец, расчет режимов обработки и конструирование оборудования для цинкования с целью получения долговечного покрытия, повышения качества ремонта и продление срока служба подшипников качения.

В настоящее время наибольшее распространение получили кислые, цианистые, аммиакатные и цинкатные электролиты цинкования, однако в качестве электролита для цинкования подшипниковых колец буксовых узлов электровозов серии ВЛ рациональнее использовать кислые сульфатные электролиты по следующим причинам:

- 97-процентный выход по току способствует высокой производительности процесса в результате того, что основная часть электрического заряда расходуется на восстановление цинка на катоде-заготовке, а не на восстановление других электроположительных металлов или водорода, по этой же причине снижается наводороживание оцинковываемой поверхности и насыщение ее нежелательными примесями;

- катодный выход по току увеличивается с 86 до 97 % - прямо пропорционально катодной плотности тока, что свидетельствует о повышении производительности процесса электроосаждения цинка с увеличением плотности тока с 0,5 до 5 А/дм2;

- невысокая рассеивающая способность электролитов не влияет на качество покрытия, поскольку покрываемая поверхность обладает простой цилиндрической формой без угловых сопряжений и сложных фасонных поверхностей, в результате чего равномерность покрытия стабильна по всей внутренней поверхности подшипникового кольца;

- дешевизна и доступность основных компонентов и добавок, простота приготовления раствора электролита, более высокая экологичность по сравнению с цианистыми и аммиакатными электролитами.

Сульфатный электролит для цинкования подшипниковых колец состоит из 300-400 г/л сульфата цинка, 100 г/л сульфата натрия и 8-10 г/л серной кислоты [2]. Сущность электролитического цинкования заключается в электроосаждении катионов цинка Zn2+ [3].

В процессе эксплуатации установки для электролитического цинкования колец используются цинковые аноды, изготавливаемые из цинка марок Ц0 и Ц1, с суммарным содержанием примесей железа, кадмия и свинца не более 0,1 % [4]. Аноды применяются прямоугольной формы с маркировкой ГПРХХ 6x75x450 (Ц0, Ц1) ГОСТ 1180-91 [5].

Количество металла, осаждаемого на внутренней поверхности подшипникового кольца при заданной толщине цинкового покрытия, рассчитывается по формулам [6]:

183

m = 0,01 • S Sy;

(1)

m =

IП • tM

Fz

(2)

Использование формул (1), (2) расчета массы осаждаемого на электроде металла по закону электролиза Фарадея позволило получить тождество (3) для определения силы постоянного тока I в анодно-катодной цепи, обеспечивающей получение цинкового покрытия толщиной 5 в течение времени цинкования t:

m = 0,01 • SSy = In 'tM , Fz

откуда

I

П

0,01 • S Sy Fz Mt

(3)

(4)

где S - площадь покрываемой цинком поверхности подшипникового кольца, м2; 5 - толщина слоя покрытия, необходимая для обеспечения требуемого натяга при посадке кольца на шейку оси колесной пары, м; у - плотность цинка, кг/м3 (yZn = 7133 кг/м3); 1п - величина силы постоянного тока при электролизе, А; M - молярная масса вещества (MZn = 0,06539 кг/моль); F = 96485,3383 -постоянная Фарадея, Кл/моль; z - валентное число ионов вещества (zZn = 2); t - продолжительность процесса цинкования, с.

Площадь оцинковываемой поверхности рассчитывается как сумма площадей боковой цилиндрической поверхности и поверхностей двух внутренних фасок кольца по выражению:

S = SB + 2Sф, (5)

где SB = 2'кгк (h - ширина покрываемой поверхности кольца, r - внутренний радиус покрываемой поверхности кольца); Sф = n(2r + Гф)l (Гф - ширина фаски, l - длина гипотенузы фаски, при этом l = Гфл/2, тогда Sф = %Гф V2(2r + Гф)). Таким образом, формула примет вид:

S = 2n(rh + Гф V2 (2r + гф )). (6)

Продолжительность электроосаждения цинка определяется по следующей формуле:

184

(7)

_ 1000у605

DK сц

где Dk - катодная плотность тока, А/дм2; с - электрохимический эквивалент цинка 1,22 г/А-ч; п - выход по току, %, и влияет на производительность процесса цинкования.

Расход цинковых анодов определяется по выражению:

На _ 0,018 -10"3 • tSDKсц. (8)

Анализ построенной по формуле (7) зависимости длительности процесса цинкования от плотности тока на катоде (рис. 1) показал, что при интервале варьирования катодной плотности тока 15-40 А/дм2, учитывая простоту поверхности кольца, рекомендуется использовать плотность тока не менее 25 А/дм 2 для повышения производительности процесса и не более 35 А/дм 2 для обеспечения равномерного рассеивания цинка по обрабатываемой поверхности.

Рис. 1. Зависимость длительности процесса цинкования от катодной плотности тока

При этом длительность процесса цинкования составит 21-29 мин, а необходимая сила постоянного тока в цепи электролита, рассчитанная по формуле (4), /п= 1,624...1,176 А.

185

Однако автором статьи поставлена задача проверки и уточнения полученного расчетного значения силы тока экспериментальным путем. Расход цинка при нанесении на одно кольцо покрытия максимальной толщиной 0,2 мм составит 71,443 грамма, а расход цинковых анодов при этом составит 75,578 граммов, что свидетельствует о низких потерях материала анода и высоком КПД процесса. Масса цинкового анода составляет 1443,825 граммов, таким образом, шесть анодов, расположенных равномерно по окружности внутри кольца, при указанном расходе позволят нанести покрытие на 114 деталей.

2 Применяемое оборудование и этапы технологического процесса цинкования

После выбора типа электролита и расчета режимов цинкования важной задачей является составление алгоритма технологического процесса цинкования подшипниковых колец, который включает в себя такие операции, как подготовка поверхности основы перед нанесением покрытия, непосредственно гальванический процесс цинкования и контроль оцинкованной поверхности на наличие дефектов. Согласно разработанному алгоритму, подготовка основы к нанесению покрытия включает этапы очистки, мойки, протирки, обезжиривания, травления и электрохимического полирования.

Основной технологический процесс цинкования подшипниковых колец составляют следующие операции: изоляция наружных поверхностей подшипникового кольца, не подлежащих нанесению покрытия, установка деталей на подвесах, заполнение электролитом гальванической ванны, подогрев и перемешивание электролита, проработка электролита под током, цинкование, удаление анодного шлама из раствора, пассивирование, промасливание, промывка, сушка, неразрушающий контроль цинкового покрытия [7].

Изоляция осуществляется нанесением на внешние поверхности подшипниковых колец пленочных материалов по ГОСТ 16214-86 из поливинилхлорида, который не растворяется и обладает химической стойкостью к воздействию компонентов электролита [8]. Изоляционная пленка наносится вручную, а после цинкования удаляется.

На рисунке 2 представлена схема предлагаемой установки для цинкования подшипниковых колец, которая состоит из гальванической ванны 1, заполняемой раствором электролита 2, приспособления 3 для подвешивания деталей, механизма вращения 4 гальванической ванны 1 в процессе цинкования для перемешивания электролита 2, приспособления 5 для крепления цинковых анодов 6 с фильтрами для защиты раствора от анодного шлама, источника постоянного тока 7 и высоковольтных проводов 8 для подключения к нему электродов. Конструкция установки модульная и может использовать-

186

Рис. 2. Установка для электролитического цинкования колец буксовых подшипников электровозов серии ВЛ

ся для цинкования деталей различной формы при установке соответствующих узлов и приспособлений для базирования.

После заполнения электролитом 2 ванны 1, которая представляет собой цилиндрическую емкость, сваренную из листовой стали толщиной 5 мм с футеровкой внутренних стенок винипластом для предотвращения электрического пробоя тока на корпус и осаждения цинка на стенках ванны при электролизе, подшипниковые кольца 9 укладываются на подвеску 3. Кроме того, двухслойный корпус ванны 1 снабжен системой змеевиков 10 из освинцованной стали для подогрева электролита 2 и поддержания заданной температуры в процессе цинкования. Подвеска 3 спроектирована таким образом, что позволяет размещать за один цикл цинкования четыре кольца 9 с одной колесной пары электровоза, в результате чего после цинкования обеспечивается равномерный натяг колец на одной оси и снижаетсявеличина перекоса колец и деталей подшипника при сборке. Каждое кольцо 9 последовательно устанавливается на горизонтальные извлекаемые штифты 11 внутри цилиндрического корпуса подвески 3, который вставляется совместно с резиновой прокладкой 12 в отверстие консоли поворотного кронштейна 13, подведенного к ванне 1, и закрепляется при помощи винтов 14.

После погружения подшипниковых колец 9 в электролит 2 к ванне 1 подводится поворотный кронштейн 15 с консолью, на которой устанавливает-

187

ся и фиксируется корпус приспособления 5 с закрепленными и соединенными последовательно в электрическую цепь цинковыми анодами 6 для обеспечения одинаковой силы и плотности тока на всех шести анодах. Приспособление 5 занимает такое положение, при котором, аноды 6 перекрывают по ширине все кольца 9. Перемешивание электролита может производиться постоянно в процессе цинкования или с перерывами в зависимости от качества получаемого покрытия и необходимо для равномерного растворения компонентов электролита по объему ванны, увеличения рабочих плотностей тока за счет уменьшения толщины диффузионного слоя и повышения производительности.

Механизм перемешивания 4 электролита 2 состоит из электродвигателя 16, тихоходного червячного редуктора 17 и зубчатой передачи 18, одна из зубчатых шестерен которой жестко закреплена при помощи шпоночного соединения на вале поворотного стола 19, на котором закреплена гальваническая ванна 1. Вращение с вала электродвигателя 16 передается через редуктор 17 на шестерню 18 поворотного стола 19, который вращает гальваническую ванну 1. При этом приспособление 3 для базирования колец 9 располагается с эксцентриситетом в половину радиуса ванны 1 относительно оси ее вращения, что способствует перемешиванию электролита 2, а опорами вала вращающегося стола 19 и вала редуктора 17 являются опорные подшипники качения 20. Цинкование подшипниковых колец в соответствии с выбранными режимами и заданной продолжительностью процесса производится при подаче постоянного тока силой 1,15-1,675 А от источника питания на последовательно соединенные в цепи аноды и заготовки после погружения колец в электролит.

Особенностями цинкования подшипниковых колец на данной установке являются:

- подача перед цинкованием тока силой 2,25-3,15 А в течение 0,51 мин для образования на оцинковываемой поверхности кольца мелких кристаллов, сцепленных с подложкой и между собой, что способствует улучшению сцепления и структуры цинкового покрытия;

- реверсирование тока в процессе цинкования продолжительностью 1-2 мин с периодичностью 5-6 мин для улучшения структуры и уменьшения шероховатости покрытия вследствие периодического анодного растворения микронеровностей катодного покрытия подшипникового кольца при изменении полярности постоянного тока от источника питания.

Заключение

Проведенный анализ и исследования позволили получить следующие результаты.

Обоснованы рациональные режимы цинкования (значение плотности тока, продолжительность, расход анодов, температура электролита), которые

188

позволили повысить производительность процесса цинкования в 1,66-2,29 раза.

Рассчитано оптимальное значение силы постоянного тока в 1,1761,624 А при электролизе, которое позволяет получить покрытие максимальной толщины 0,2 мм за 20-30 мин.

Спроектирована установка для цинкования колец буксовых подшипников , которая обеспечивает равномерный подогрев и перемешивание электролита, что позволяет за одну смену обработать 48 колец - достаточное коли -чество для оснащения шести тележек электровозов ВЛ 80т и ВЛ80р.

Библиографический список

1. ЦТ-330. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава. - 1995. - 72 с.

2. Гальванические покрытия: справочник по применению / Ю. Д. Гамбург. - Москва : Техносфера, 2006. - 216 с.

3. Технология нанесения гальванических покрытий : учеб. пособие / А. И. Коро-тин. - М. : Высшая школа, 1984. - 200 с.

4. ГОСТ 3640-94. Цинк. Технические условия. - Минск : Изд-во стандартов, 1994. - 8 с.

5. ГОСТ 1180-91. Аноды цинковые. Технические требования. - Москва : Изд-во стандартов, 1991. - 11 с.

6. Спутник гальваника / Л. Г. Зальцман, С. М. Черная. - Киев : Техника, 1989. -

191 с.

7. Цинкование, кадмирование, оловянирование и свинцевание / В. А. Ильин. -Ленинград : Машиностроение, 1983. - 87 с.

8. Гальванические покрытия в машиностроении : справочник. В 2-х томах / отв. ред. М. А. Шлугера, Л. Д. Тока. - Москва : Машиностроение, 1985. - Т. 2. 1985. - 248 с.

© Муравьев Д. В., Максимова В. В., 2014

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.