Научная статья на тему 'Обеспечение информационной безопасности в образовательной среде'

Обеспечение информационной безопасности в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2010
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение информационной безопасности в образовательной среде»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

С. И. Осокина, преподаватель ГБОУ СПО «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А.», Н. Л. Лабунская, заместитель директора по учебно-методической работе

В современном техникуме информация, информационная инфраструктура — одни из главных компонентов учебного процесса. Использование дистанционных технологий, электронного обучения декларировано действующим образовательным законодательством. К наиболее важным ресурсам образовательного учреждения, обеспечивающим его успешное функционирование и развитие, с точки зрения менеджмента относятся, наряду с финансовыми и человеческими, и информационные ресурсы. Поэтому сегодня особо значимо оснащение учебных классов компьютерной техникой и ее качественное бесперебойное функционирование, внедрение в практику работы всех структурных подразделений образовательного учреждения информационно-коммуникационных технологий. Это обеспечивает успешность педагогов в подготовке к урокам и повышении ими своей профессиональной компетенции, способствует росту качества полученных знаний и формированию профессиональных компетенций обучающихся. В таких условиях весьма важно обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и информационных ресурсов [1].

Количество угроз растет с каждым днем, изменяется нормативно-правовая база, соответственно должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

В своей работе мы учитываем, что компонентами информационной безопасности являются компьютерная безопасность и защита пользователей [2]. В организациях среднего профессионального образования последний компонент имеет широкое применение. Это связано с защитой персональных данных абитуриентов, обучающихся и сотрудников техникума, включая их личную, финансовую, учебно-профессиональную и др. информацию. Таким образом, обеспечение информационной безопасности связано с работой всех структурных подразделений образовательной организации,

С. И. Осокина

Н. Л. Лабунская

начиная с работы приемной комиссии, учебной части и заканчивая кадровой, экономической службой техникума. Поэтому сегодня для повышения уровня безопасности в ОУ необходимо сформулировать и сформировать единую политику информационной безопасности.

Для обеспечения компьютерной безопасности необходимо следующее:

1. Защитить компьютеры от внешних несанкционированных воздействий (компьютерных вирусов, атак хакеров и т. д.). Решение этой проблемы, возможно только при условии исключения доступа к сети Интернет из локальных сетей техникума.

2. Иметь серверы-дублеры. Наличие хороших серверов позволит протоколировать любые значимые действия работников образовательного учреждения и пользователей в локальной сети.

3. Установить контроль за электронной почтой, обеспечив мониторинг всех обменов с внешней средой.

Обеспечение информационной безопасности осуществляется по основным направлениям:

• правовая защита — это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе;

• организационная защита — это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающая или ослабляющая нанесение какого-либо ущерба;

• инженерная и программно-техническая защита — это использование различных алгоритмических, программных и аппаратных средств, препятствующих нанесению ущерба [3].

Условия развития информационной безопасности:

• содержательное условие, включающее темы и проблемы, раскрывающие смысл информационной безопасности, угрозы, исходящей от информации из различных источников, и их специфику, потенциальную уязвимость средств защиты информации;

• технологическое условие развития информационной безопасности обучающегося, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий с направленностью на формирование умений выявлять информационную угрозу и адекватно реагировать на нее;

• психолого-педагогические условия, в том числе организация взаимодействия педагога и обучающихся на основе принципов педагогики сотрудничества, готовности преподавателя понять и принять позицию обучающегося, проявления уважения к самостоятельности его личности;

• важным дополнительным условием развития информационной безопасности является системная и целенаправленная работа с родителями [1].

Требования обеспечения информационной безопасности должны быть отражены в уставе (учредительном договоре) образовательной организации в виде следующих положений:

• образовательная организация имеет право определять состав, объем и порядок защиты сведений конфиденциального характера, персональных данных обучающихся, работников учреждения, требовать от своих сотрудников обеспечения сохранности и защиты этих сведений от внешних и внутренних угроз;

• образовательная организация обязана обеспечить сохранность конфиденциальной информации [2].

Такие требования дают право администрации:

• назначить ответственного за обеспечение информационной безопасности;

• издавать нормативные и распорядительные документы, определяющие порядок выделения сведений конфиденциального характера и механизмы их защиты;

• включать требования по обеспечению информационной безопасности в коллективный договор;

• включать требования по защите информации в договоры по всем видам деятельности;

• разрабатывать перечень сведений конфиденциального характера;

• требовать защиты интересов образовательной организации со стороны государственных и судебных инстанций.

Реализация мер по обеспечению информационной безопасности регламентируется организационными и функциональными документами:

• приказом руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;

• должностными обязанностями ответственного за обеспечение информационной безопасности;

• перечнем защищаемых информационных ресурсов и баз данных;

• инструкцией, определяющей порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников учреждения [3].

Данный перечень документов не является исчерпывающим. В зависимости от особенностей, специфики и характера деятельности техникума он может быть дополнен.

Кроме того, должен быть определен порядок допуска сотрудников учреждения к информации. Такой допуск предусматривает:

• принятие работником обязательств о неразглашении доверенных ему сведений конфиденциального характера;

• ознакомление работника с нормами законодательства РФ и образовательной организации об информационной безопасности и ответственности за разглашение информации конфиденциального характера;

• инструктаж работника специалистом по информационной безопасности;

• контроль работника ответственным за информационную безопасность при работе с информацией конфиденциального характера.

Затруднения и недостатки системы организации обеспечения информационной безопасности в организациях среднего профессионального образования:

• отсутствие перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию;

• отсутствие должностных обязанностей ответственного за информационную безопасность;

• несоблюдение порядка учета носителей информации конфиденциального характера;

• нарушение порядка делопроизводства.

Но самым серьезным недостатком в организации информационной безопасности являет-

ся отсутствие взаимопонимания между теми, кто обеспечивает информационную безопасность, и теми, кто пользуется данной информацией. Важно сформировать условия развития информационной компетентности как у обучающихся, так и у преподавателей, ведь нередко пользователи нарушают порядок обращения к информации и не соблюдают требования нормативно-правовых документов, регламентирующих информационную безопасность. Решение данной проблемы возможно только при соблюдении принципов информационной безопасности, постоянном контроле за соблюдением конфиденциальности со стороны руководителя.

С учетом этих недостатков для обеспечения информационной безопасности в нашем техникуме спланировано проведение следующих первоочередных мероприятий:

• защита интеллектуальной собственности техникума;

• защита компьютеров, локальных сетей и сети подключения к системе Интернета в классе информатики;

• организация защиты конфиденциальной информации, в т. ч. персональных данных работников и обучающихся;

• учет всех носителей конфиденциальной информации.

Реализация данного комплекса мер, включая и разъяснительную работу со всеми субъектами образовательного процесса, вносит кардинальные изменения в организацию работы с информационными ресурсами и технологиями, а также делопроизводства, в том числе и по вопросам безопасности.

Мы считаем, что современное обеспечение информационной безопасности образовательного учреждения становится одним из основных видов его деятельности. Здесь важен поиск и использование новых подходов, современных форм и способов обеспечения безопасности.

1. Куприянов А. И. Основы защиты информации / А. И. Куприянов, А. В. Сахаров, В. А. Шевцов. — М.: Академия, 2006. — 256 с.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165971.

3. Партыка Т. Л. Информационная безопасность / Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. — 368 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Н. В. Рындина, преподаватель ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж»

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества — информатизация образования. Формирование информационной компетентности относится к числу основных целей образования, сформулированных в нормативных документах. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы,

реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Наиболее остро стоит вопрос формирования информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся педагогических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.