Научная статья на тему 'Обеспечение и методические положения реструктуризации жилищной сферы региона'

Обеспечение и методические положения реструктуризации жилищной сферы региона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилищная сфера / реструктуризация / региональная жилищная политика / экономика жилищной сферы / housing / restructuring / regional housing policy / economy of housing sector

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Березин Алексей Осипович, Кияткина Екатерина Петровна

Охарактеризованы общие подходы к реструктуризации жилищной сферы региона предложен механизм реструктуризации региональной жилищной сферы, а также схематично показано его воздействие на подсистемы жилищной сферы. Приведена система показателей, характеризующих готовность жилищной сферы к реструктуризации и процесс реструктуризации. Кроме этого, отдельно рассмотрены некоторые принципы и условия проведения реструктуризации жилищной сферы на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents common approaches to restructuring of the region"s housing sector it suggests a restructuring mechanism of the regional housing sector and shows schematically its impact on the housing subsystems. The authors present a system of the indicators that characterize the preparedness of a housing sector to be restructured and restructuring process. In addition, some principles and conditions of the housing sector restructuring at the regional level are studied.

Текст научной работы на тему «Обеспечение и методические положения реструктуризации жилищной сферы региона»

УДК 332.83 А.О. БЕРЕЗИН

ББК 65.31 кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского

государственного инженерно-экономического университета

e-mail: berezinnn@yandex.ru

Е.П. КИЯТКИНА

кандидат экономических наук, доцент Самарского государственного архитектурно-строительного университета

e-mail: berezinnn@yandex.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

Охарактеризованы общие подходы к реструктуризации жилищной сферы региона; предложен механизм реструктуризации региональной жилищной сферы, а также схематично показано его воздействие на подсистемы жилищной сферы. Приведена система показателей, характеризующих готовность жилищной сферы к реструктуризации и процесс реструктуризации. Кроме этого, отдельно рассмотрены некоторые принципы и условия проведения реструктуризации жилищной сферы на региональном уровне.

Ключевые слова: жилищная сфера, реструктуризация, региональная жилищная политика, экономика жилищной сферы.

A.O. BEREZIN

PhD in Economics, Associate Professor, Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics

e-mail: berezinnn@yandex.ru

E.P. KIATKINA

PhD in Economics, Associate Professor, Samara State University of Architecture and Civil Engineering

e-mail: berezinnn@yandex.ru

PROVISION AND METHODICAL ASPECTS OF REGION’S HOUSING SECTOR RESTRUCTURING

The article presents common approaches to restructuring of the region's housing sector; it suggests a restructuring mechanism of the regional housing sector and shows schematically its impact on the housing subsystems. The authors present a system of the indicators that characterize the preparedness of a housing sector to be restructured and restructuring process. In addition, some principles and conditions of the housing sector restructuring at the regional level are studied.

Keywords: housing, restructuring, regional housing policy, economy of housing sector.

С целью организации процесса реструктуризации жилищной сферы региона и обеспечения его эффективности должны быть разработаны методические положения

о кадровом и информационном обеспечении реструктуризации, а также методические положения, касающиеся организационного, экономического, социально-психологическо-

го и нормативно-правового механизмов реструктуризации жилищной сферы региона.

Основой для проведения реструктуризации жилищной сферы региона является хорошее знание ее организационного построения, понимание внутренних взаимозависимостей и взаимодействий между субъектами инвестиционно-строительного комплекса. Под орга-

низационным построением в данном случае понимается система таких элементов, как:

- структура управления жилищной сферой, принципы ее построения;

- внутриорганизационные взаимосвязи и каналы коммуникации, формализованность взаимоотношений;

- властные полномочия субъектов жилищной сферы и распределение между ними ответственности.

Одна из задач исследования — определить классификационные признаки организационного построения жилищной сферы региона (с целью выявления и анализа факторов, влияющих на реструктуризацию), выбрать оптимальное построение жилищной сферы региона.

Состав мероприятий, проводимых в рамках процесса реструктуризации, зависит от особенностей каждого конкретного региона и процессов, происходящих в нем. В то же время на основе анализа российской и зарубежной практики преобразований были

выделены следующие общие принципы осуществления реструктуризации:

- соответствие управленческого воздействия сложности проблемной ситуации;

- учет побочного эффекта от реструкту-ризационных изменений;

- своевременность устранения неконтролируемых процессов;

- использование внутренней динамики и синергии проблемной ситуации;

- поддержание баланса между сохранением старого и изменениями;

- способствование автономии малых организационных единиц;

- увеличение потенциала опыта и знаний, самообучение и развитие субъектов системы в ходе реструктуризации.

На основе анализа существующих организационных теорий можно выделить четыре классификационных признака организационного построения:

- степень централизованности (централизованное и децентрализованное);

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ

• Взаимосвязи внутри подсистем

• Воздействия в ходе реструктуризации

Механизм реструктуризации жилищной сферы региона и воздействие данного механизма на ее подсистемы

- стабильность (статическое и динамическое);

- характер движущей силы (адаптирующееся в соответствии с изменениями внешней среды и саморазвивающееся);

- основа организационного построения (персоно- и функционально ориентированное).

Данная классификация позволяет определить фактическое положение региональной жилищной сферы как подлежащее изменению, выявить и провести анализ факторов, влияющих на реструктуризацию жилищной сферы региона, с учетом различных региональных особенностей, выработать принципы и теоретические подходы к формированию проекта будущего организационно-управленческого построения.

С учетом вышесказанного на рисунке приведен механизм реструктуризации жилищной сферы региона и показано воздействие данного механизма на ее подсистемы. На этой схеме представлена следующая цепочка: целевые функции ^ звенья механизма ^ нормативная подсистема ^ стратегическая подсистема ^ оперативная подсистема.

Анализируя параметры жилищной сферы с учетом выделенных признаков, можно построить организационно-управленческий профиль, что позволит определить тенденции развития жилищного строительства как системы, функция которой подлежит изменению, а также особенности организационно-управленческого построения при реструктуризации жилищной сферы, принципы и теоретические подходы к формированию проекта будущего построения и развитию региональной жилищной сферы.

Принципы проведения оценки процесса реструктуризации жилищной сферы должны обеспечивать ее объективность, практичность и способность к решению поставленных задач. На основе анализа работ в области оценки эффективности процессов и специфики реструктуризации различного рода систем сформулированы следующие общие принципы проведения оценки процесса реструктуризации:

- учет всего комплекса целей реструктуризации;

- приоритетность решаемых задач и последовательность процесса реструктуризации;

- комплексность и полнота информации;

- соответствие изменений динамике процесса реструктуризации;

- принцип вероятности;

- быстрота проведения реструктуризации;

- прозрачность информации и открытость процесса реструктуризации;

- оценка существующего состояния объекта реструктуризации с учетом будущих перспектив.

Для объективной оценки процесса реструктуризации любой системы необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей. При ее определении целесообразно предварительно классифицировать показатели.

С учетом специфики процесса реструктуризации жилищной сферы, принципов его оценки, а также на основе анализа научных работ в области оценки процессов и их эффективности были предложены следующие три группы показателей:

1. Показатели, характеризующие готовность жилищной сферы к реструктуризации. Такими показателями являются совместимость целей реструктуризации с текущими целями и стратегией развития жилищной сферы, ее кадровым и научно-техническим потенциалом, готовность администрации региона и субъектов жилищной сферы к изменениям, потребность во внешнем консультировании и т.д. Ряд показателей приведен ниже:

црестр

Цт

1р.р =

( ррестр

I=1

ынов + ыув

=

ытек

-РестР

I = -______

'НТП -тек '

Спх =£к, ■ В,'

1рестр

I = -----------------

фин Iтек

где 1ц — коэффициент совместимости целей реструктуризации с текущими целями развития жилищной сферы (показатель определя-

ется экспертным путем и может изменяться от 0 до 1); Црестр, Ц^ек — показатели, характеризующие цели реструктуризации и стратегические цели жилищной сферы региона; 1р.р — показатель распределения ресурсов в ходе реструктуризации (может быть использован в качестве характеристики изменения стратегии жилищной сферы); к; — весовой коэффициент, присваиваемый субъекту жилищной сферы; Fрестр, F¡ек — затраты субъекта жилищной сферы до и после реструктуризации; 1кп — готовность кадрового потенциала жилищной сферы к реструктуризации; ^нов — количество новых или переведенных на новые должности с предварительным переобучением сотрудников; Ыув — количество уволенных сотрудников; Ытек — количество сотрудников до начала преобразований; 1НТП — показатель готовности системы к изменениям с точки зрения научно-технического потенциала (НТП); 5рестр, 5гек — количественное выражение оценки НТП до и после реструктуризации; 1СПХ — показатель соответствия социально-психологических характеристик (СПХ) субъекта жилищной сферы изменениям; В; — значение оценки СПХ, определяемое с помощью опросных листов, данных, полученных от консультантов, анализа и т.п.; фин — показатель потребности субъектов жилищной сферы в дополнительных ресурсах; 1рестр, 1тек — потребность субъектов жилищной сферы в ресурсах в ходе реструктуризационных изменений и текущие затраты.

Помимо этого могут быть также использованы показатели, характеризующие готовность различных подсистем жилищной сферы к реструктуризации.

2. Показатели, характеризующие процесс реструктуризации. Эти показатели характеризуют непосредственно сам процесс реструктуризации. Такими показателями, к примеру, могут являться: финансовые затраты на реструктуризацию, необходимые для осуществления преобразований внешние и внутренние ресурсы, временные характеристики процесса, глубина (уровень) реструктуризации и т.д. Ряд показателей приведен ниже:

П

Р = ^ рфин

Рфин Р ,

I

рестр

црестр

Ктек

где Рфин — показатель потребности субъектов жилищной сферы в финансовых ресурсах для проведения реструктуризации; рфин — сумма по статье затрат; Трестр — общая продолжительность процесса реструктуризации; п — количество фаз процесса; f¡ — длительность ¡-й фазы процесса; 1рестр — показатель, характеризующий охват той или иной подсистемы жилищного строительства мероприятиями; Крестр, Ктек — показатели, отражающие вовлеченность определенного вида ресурса в процесс реструктуризации.

3. Показатели, характеризующие результаты реструктуризации. Показатели этой группы оценивают степень достижения целей реструктуризации, характеризуют производственно-хозяйственную, организационную, финансовую, социальную и другие стороны деятельности субъектов жилищной сферы после преобразований и функционирование жилищной сферы в целом. Основой для разработки данной группы служат общеэкономические и специальные показатели деятельности жилищной сферы в целом, показатели ее функциональных подсистем и структурных подразделений. К экономическим показателям, характеризующим эффективность реструктуризации, можно отнести чистый дисконтированный совокупный доход субъектов жилищной сферы и индекс доходности.

Для определения результативности мероприятий в какой-либо сфере можно рекомендовать следующий метод оценки:

^рестр

П — .

изм

Пт

I = 1

где Rизм — показатель эффективности функционирования подсистемы; Rрестр, Rтек — показатели, характеризующие состояние подсистем до и после реструктуризации.

Говоря о методических основах проведения реструктуризации на уровне региональной жилищной системы, необходимо определить, что мы будем понимать под организационным механизмом реструктуризации региональной жилищной сферы; также нужно понять сущность и очередность процессов, происходящих при реструктуризации региональной жилищной сферы. Следует сказать, что в рамках организационного механизма реструктуризации осуществляется изменение

Т

организационного построения региональной жилищной системы. Кроме того, в рамках данного механизма решаются вопросы:

- соответствия структуры управления жилищной сферой и стратегии развития регионального инвестиционно-строительного комплекса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- улучшения взаимодействия субъектов жилищной сферы с внешней средой;

- повышения гибкости и управляемости субъектов жилищной сферы;

- создания благоприятных организационных условий для развития региона и достижения планируемых целей.

Говоря о реструктуризации региональной жилищной сферы, необходимо сказать несколько слов об управлении персоналом, поскольку именно конкретные люди будут заниматься реструктуризацией и реорганизацией жилищной сферы. На основе анализа состояния сферы управления персоналом был сделан вывод о том, что кадровое обеспечение процесса реструктуризации любой структуры следует развивать в трех направлениях:

- системном (заключается в создании концепции работы с кадрами в каждом субъекте жилищной сферы, в разработке кадровой политики и т.д.);

- структурном (включает развитие кадровых служб субъектов жилищной сферы);

- функциональном (предполагает создание подсистемы повышения квалификации персонала в рамках системы управления каждого субъекта в отдельности и жилищной сферы в целом).

На основе анализа практики проведения реструктуризации в разного рода структурах нами сделан вывод, что успешность процесса реструктуризации во многом тесно связана с выполнением следующих условий:

- ясное видение всеми участниками целей и задач реструктуризации;

- реальная заинтересованность каждого участника в конечных результатах;

- наличие у субъектов сопричастности к результатам деятельности жилищной сферы в целом и у каждого субъекта — стратегической ориентации на эффективную работу.

В конечном итоге результаты реструктуризации даже такой крупной системы, как жилищная сфера, зависят от степени подготовленности данного процесса на всех уровнях управления.

При проведении оценки процесса реструктуризации должны учитываться экономические, технологические и конкурентные показатели деятельности субъектов жилищной сферы не только за текущий период, но и за прошлые периоды, а также их прогноз. Кроме этого, очень важно оценивать эффективность функционирования отдельных субъектов жилищной сферы, участвующих в производственном процессе. Соответственно критерии оценки будут различаться в зависимости от принадлежности субъекта (бизнес-единицы) к определенному стратегическому классу: инвестирование в развитие; реинвестирование; деинвестирование.

Для определения результатов оценки реструктуризации жилищной сферы нами предлагается следующий ряд показателей: темпы роста объемов продаж; норма прибыли на капитал; доля рынка; уровень развития технологий, применяемых в строительном производстве (технологичность); чистый доход.

Для данных показателей необходимо определить диапазон изменения и рекомендуемый весовой коэффициент по каждому стратегическому классу, а также численное значение критерия приемлемости результатов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.