УДК 351, 811, 12:174.61
В.В. Нагорный, Н.П. Пармухин
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОДОРОГАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ВЕДУЩИХ К г. СОЧИ
Предложены основные направления безопасности дорожного движения на автодорогах Краснодарском крае, ведущих к г. Сочи.
Улично-дорожная сеть, полоса движения, совершенствование дорожных условий, горная местность, геопатогенные зоны
V.V. Nagorny, N.A. Parmuhin
PROVISION OF AIR PASSENGER AND FREIGHT TRANSPORT AND MEASURES TO IMPROVE THE ROAD CONDITIONS ON THE FEDERAL HIGHWAY KRASNODAR REGION
LEADING TO THE CITY SOCHI
The main directions of traffic safety on the roads of Krasnodar Region leading to the city.
Sochi.
The street-road network, lane, improvement of road conditions, mountainous terrain, ge-opathogenic zones
Существующие геометрические параметры автомобильных дорог края, ведущих к Черноморскому побережью, при имеющейся интенсивности транспортных потоков не позволяют в полной мере обеспечить требуемый уровень безопасности и бесперебойности движения.
Проводимые в настоящее время работы по реконструкции магистрали «ДОН» от границы с Ростовской областью до города Горячий Ключ позволят ослабить дорожно-транспортную напряженность на данном участке автодороги.
Вместе с тем, наиболее актуально проблема обеспечения безопасных и бесперебойных грузопассажирских перевозок стоит для федеральных автодорог М-4 «ДОН» на участке от г. Краснодара до п. Джубга и «Джубга - Сочи».
Общая протяженность участка магистрали «ДОН» от г. Краснодара до п. Джубга составляет 102 км, из них 22 км проходит в административных границах республики Адыгеи. Из 80 км протяженности по территории Краснодарского края - 18% проходится на населенные пункты. 14% протяженности участка автодороги имеет две полосы движения, 75% - три полосы движения и только 11% - четыре полосы. Фактически три четверти данного участка проходит в горной и пересеченной местности, где имеется два перевала (Молдовановский и Дефановский), составляющих 10% от общей протяженности.
Совокупность высокой интенсивности транспортных потоков и сложных дорожных условий, обусловленных горным ландшафтом, приводит к высокой аварийной опасности участка автодороги. В среднем на каждые 100 километров протяженности данного участка приходилось 104 дорожно-транспортных происшествий, при среднем показателе по магистрали «ДОН» по территории края 81 ДТП на 100 км. Шесть из десяти автоаварий, регистрируемых в течение года на данном участке автодороги, происходят в течение трех месяцев курортного сезона (июнь - август).
В зоне примыкания автодороги «Джубга - Сочи» к магистрали «ДОН» (в зоне КПМ «Джубга) пиковая интенсивность в летний период возрастает до 55 тыс. автомобилей в сутки, что свидетельствует о крайней необходимости строительства развязки в разных уровнях.
Аналогичная ситуация складывается и на федеральной прочей автомобильной дороге «Джубга - Сочи», фактически являющейся единственной автотранспортной артерией, по которой осуществляются грузопассажирские перевозки в направлении города Сочи.
Из 214 километров данной дороги только 10% имеют четыре полосы движения, 29% - три и 61% - две полосы. Пиковая интенсивность на данной автодороге превышает 30 тысяч единиц в сутки.
На каждый километр автодороги в год в среднем приходится по два дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали люди. Каждые четыре из десяти ДТП, зарегистрированных на данной автодороги в течение года, происходят в течение трех летних месяцев. Среди множества факторов дорожных условий, определяющих состояние аварийности на автомобильном транспорте, особенно выделяются природные, так называемые геопатогенные зоны (ГПЗ), где действуют активные электромагнитные поля. Они соответствуют разломам земной коры, и их влияние на психофизиологию водителей особенно активно.
Так, сопоставление сведений о прохождении разломов земной коры по территории Краснодарского края и статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) на участках автомобильных дорог, проложенных в соответствующих геопатогенных зонах, показало наличие явных аномалий. Число ДТП на этих участках намного превышает средний уровень аварийности.
Реконструктивные мероприятия по совершенствованию дорожных условий, повышению безопасности дорожного движения и пропускной способности данной автодороги на протяжении ряда лет не проводятся, за исключением строительства транспортного обхода города Сочи, и то по проекту, разработанному в 80-х годах с геометрическими параметрами, соответствующими автодорогам III технической категории.
Принимая во внимание, что наибольшее влияние на пропускную способность автодорог, не отвечающих по своим геометрическим параметрам интенсивности транспортных потоков, оказывает большегрузный транспорт, для кардинального решения проблемы обеспечения бесперебойности движения необходимо введение временных (с 1200 часов пятницы до 2400 часов воскресенья в период с 20 июня по 10 сентября) ограничений в движение данной категории транспортных средств на участке г. Горячий Ключ - Джубга автомагистрали «Дон» и автодороге «Джубга - Сочи».
Учитывая, что в соответствии со ст. 14 Федерального Закона №196 ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности движения» временные ограничения в движение на дорогах могут вводиться как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции. ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю» необходимо инициировать перед Федеральным дорожным агентством «Роставтодор» как уполномоченным органом исполнительной власти, подготовку соответствующего распорядительного документа о введении временных ограничений.
В период проведения спортивных мероприятий, даже с учетом возможных введений ограничений в движении, существенно обострится проблема обеспечения безопасности движения. Геометрические параметры и эксплуатационное состояние автодороги «Джубга - Сочи» не позволят обеспечить требуемый грузооборот. Кроме этого, проведение капитального ремонта и реконструкции данной автодороги неизбежно снизит ее пропускную способность в период проведения мероприятий.
В целях перераспределения транспортных потоков, предупреждения срывов сроков перевозки грузов и пассажиров необходимо провести логистические изыскания с целью определения возможности использования железнодорожного и морского транспорта.
Целесообразно рассмотреть вариант доставки грузов автомобильным транспортом до железнодорожной станции г. Горячий Ключ с дальнейшей погрузкой грузов, либо непосредственно транспортных средств с грузами, на железнодорожные платформы.
Необходимо строительство в дальнейшем от г. Горячий Ключ до Сочи и Новороссийска автодороги не менее чем с шестью полосами для движения автотранспорта.
Требуется постоянный мониторинг дорожных условий и гибкий подход к повышению качества организации движения в пиковый период эксплуатации автомобильных дорог.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нагорный В.В. Организация перевозочного процесса автомобильным транспортном на примере Краснодарского края с учётом оценки безопасности движения в геоаномальных зонах / В.В.Нагорный, А.Е. Кравченко // ТРАНСПОРТ: наука, техника, управление: ежемесячный научный информационный сборник. 2011. № 11. С. 72-74.
2. Нагорный В.В. Обеспечение безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве / В.В. Нагорный, Е.А. Кравченко // Грузовое и пассажирское автохозяйство Отраслевой научно-производственный журнал для работников автотранспорта. 2012. № 11. С. 61-66.
3. Нагорный В.В. Влияние геопатогенных зон на безопасность дорожного движения / Владимир Нагорный // Проблемы и достижения автотранспортного комплекса: материалы У11 Всерос. науч.-техн. конф. / Уральский государственный технический университет - УПИ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина. Екатеринбург, 2009. С. 134-135.
4. Нагорный, В.В. Учёт геопатогенных зон при эксплуатации и реконструкции дорожной сети / В.В. Нагорный; КубГТУ. М., 2010. 9 с. 92-В2010. Деп. в ВИНИТИ РАН по техническим наукам 18.02.10, № 1021-5214/6а39.
5. Нагорный В.В. Безопасность движения автомобилей на автодорогах Краснодарского края с учётом влияния геопатогенных зон / В.В. Нагорный, Е.А.Кравченко // Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России: организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения: материалы У11 Междунар. заоч. науч.-техн. конф. 24.10.2012 г. Пенза, 2012. Т. 1. С 195-201.
Нагорный Владимир Васильевич -
кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета
Пармухин Николай Петрович -
доцент кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета
Vladimir V. Nagorny -
Ph.D., associate Professor the Department «Organization of transportation and road» Kuban state technological University
Nikolai P. Parmuhin -
associate Professor of the Department «Organization of transport and road traffic» Kuban state technological University
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13
315