МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Е.В. ГАМЕРМАН
Обеспечение
энергетической безопасности в Северо-Восточной Азии: потенциальные возможности и угрозы
Существует огромное количество определений понятия «энергетическая безопасность». Разные страны трактуют его по-своему, исходя из своих потребностей и национальных интересов. Страны-экспортеры главный акцент делают на поддержание стабильного спроса. Государства, являющиеся импортерами энергоресурсов, во главу угла ставят повышение цен. Свою задачу Россия видит в том, чтобы восстановить государственный контроль над ресурсами, трубопроводами, а также каналами сбыта. Китай рассматривает энергобезопасность как способность приспосабливаться к новой зависимости от мировых рынков, что явно не соответствует свойственному ранее КНР стремлению к самодостаточности. Попытки дать определение на глобальном уровне начались после энергетического кризиса 1973 г. Так, Международное энергетическое агентство определяет энергетическую безопасность как «доступ к достаточной (по объему), надежной и доступной (по цене) энергии»1. Однако здесь тоже присутствует некая ограниченность, так как данная организация представляет интересы стран-импортеров. На наш взгяд, наиболее приемлемо определение, которое дает руководитель центра мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Т.А. Ми-трова в информационно-аналитическом докладе: «Энергетическая безопасность - это надежное обеспечение мировой экономики различными видами энергии по ценам, отражающим основные экономические принципы, с минимальным ущербом для окружающей среды»2.
На протяжении последних двух десятилетий потребление энергоресурсов во всем мире имеет тенденцию к устойчивому росту. Это связано
1 Митрова Т.А. Проблемы глобальной энергетической безопасности: информационно-аналитический материал. М., 2006. С. 5.
2 Там же. С. 8.
ГАМЕРМАН Евгений Вячеславович - доцент кафедры Всемирной истории и междуна-
родных отношений Амурского государственного университета, Благовещенск.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
35
с экономическим развитием прежде всего развивающихся стран; увеличением численности населения в глобальном масштабе, а также усилением зависимости человечества от различных видов энергии.
Спрос на энергию растет во всех регионах, однако наиболее динамичными по своему развитию являются энергетические рынки Азии, потребление нефти на которых ежегодно растет на 3-4 %, газа - на 4-6 %. Китай и Индия на протяжение уже ряда лет являются крупнейшими потребителями энергоресурсов, при этом потребление нефти в Индии составляет всего около 40 % от потребления в Китае.
Пекину еще в 1993 г. хватало собственной нефти. С тех пор ВВП Китая вырос в 3 раза, соответственно возросла и потребность в нефти. Сегодня Китай импортирует 3 млн. баррелей в день, т. е. около 8 % мирового потребления. За последние 6 лет мировая потребность в нефти выросла на 7 млн. баррелей, из них 2 млн. баррелей пришлось на долю КНР (30 % роста спроса)3.
Одной из основных особенностей последних лет, связанной с увеличением спроса, стал многократный рост цен на энергоресурсы, прежде всего на нефть и природный газ. Связано это не только с увеличением спроса, но и с нехваткой перерабатывающих мощностей в глобальном масштабе. Рост цен на нефть обусловлен и сугубо политическими факторами: известными событиями в Венесуэле в 2002-2003 гг., а также войной в Ираке, что привело к значительному сокращению добычи и, соответственно, экспорта нефтепродуктов4. Нефтяные месторождения России, напротив, в последние несколько лет имели решающее значение для роста мирового предложения. Особо актуальными проблемы энергобезопасности видятся именно в регионе Северо-Восточной Азии (СВА) при наличии здесь крупнейшего импортера энергоресурсов - Китая, а также одного из ведущих экспортеров -России. Именно от политики этих двух стран, от их взаимодействия в энергетической сфере будет во многом зависеть энергетическая, экономическая, а также экологическая как безопасность региона СВА, так и безопасность в общепланетарном масштабе.
Руководство Российской Федерации уделяет этой проблеме пристальное внимание на заседаниях «Группы восьми», на решение энергетических проблем направлены всевозможные совместные планы действий и стратегии. Данная проблематика фигурирует во всевозможных диалоговых механизмах РФ и КНР, в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на двусторонних переговорах.
В чем же заключаются особенности региона Северо-Восточная Азия в рамках обеспечения энергетической безопасности?
1. Промышленное и технологическое развитие стран региона, в совокупности с большой концентрацией населения, предопределяет многократное
3 Ергин Д. Гарантировать энергетическую безопасность. [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5299/html C. 2.
4 Там же. С. 3.
36
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(39)/2007
увеличение потребления энергоресурсов в будущем. Уже сейчас Китай является крупнейшим импортером. По прогнозам, потребление стран региона за ближайшие 20 лет вырастет в 2 раза и составит более 1,5 млрд. тонн в год.
2. Институциональные рычаги влияния на ситуацию в энергетической сфере в регионе отсутствуют: СВА не имеет таких соглашений и союзов, как «Евроэлектрик», Электроэнергетический совет стран СНГ. Ни одна из стран СВА не ратифицировала Энергетическую хартию, реализуя абсолютно разные подходы к Киотскому протоколу.
3. Политические разногласия между странами (Китай - Япония, Корейская проблема, Тайваньский вопрос) могут негативно отразиться в том числе и на ситуации в энергетической сфере.
4. Современная ситуация на российском Дальнем Востоке, социальноэкономическая слабость его для интеграции в экономику стран АТР предопределяют большие опасения по поводу возможности обеспечения энергобезопасности региона со стороны РФ.
Какова же роль российского Дальнего Востока в обеспечении энергетической безопасности СВА? С точки зрения наличия ресурсов восточные районы РФ располагают очень значительными запасами топливно-энергетических ресурсов (хотя и слабо разведанными и не всегда благоприятными по своему месторасположению). Для развития энергетического сотрудничества немаловажную роль играет сугубо географический фактор - близость к странам СВА (сравнительно с Ближним Востоком, США и Австралией), большая протяженность границ5.
В последние годы Россия приступила к реализации конкретных проектов, направленных на стабилизацию ситуации в энергетической сфере региона:
1) нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина (Сахалин-1, Сахалин-2, Сахалин-3);
2) проекты создания трубопроводной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с выходом на рынки СВА6. В частности, начато строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), мощностью в 30 млн. тонн7. Общая протяженность нефтепровода составит около 2 800 километров и пройдет по 7 субъектам РФ - Иркутской области до Приморского края. Нефтепровод предназначен для экспорта нефти Китай, Японию, Южную Корею, а также Индию, Индонезию и Австралию. В конце 2006 г. произведены первые сварочные работы на участках Тайшет - Усть-Кут в Иркутской области и Тында - Сковородино в Амурской области (около
5 Калашников В.Д. Структурные и институциональные перспективы энергетической кооперации Дальнего Востока и стран СВА. Доступно из URL: http://www.adm.khv.ru/ invest2.nsf/pages/ru/news/invforum_kalaschnikow.htm С. 1.
6 Там же. С. 2.
7 Позиция и роль России. Доступно из URL: http://g8russia.ru/agenda/nrgsafety/russianrole/ index-print/html С. 1. (Официальный сайт Председательства Российской Федерации в «Группе восьми» в 2006 г.).
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
37
530 километров трубопровода сварено в нитку)8. Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что данный проект не останется на бумаге, как это неоднократно случалось в условиях российской действительности, а будет доведен до логического завершения - ввода в эксплуатацию в 2009-2010 гг.;
3) проекты электроэнергетических мостов «Восточная Сибирь -Китай», «Сахалин - Япония». По первому объем экспорта с действующих ГЭС Восточной Сибири в Китай и Монголию может составить 15-18 млрд. кВт/ч. Второй проект базируется на строительстве на Сахалине тепловой электростанции с использованием в качестве топлива природного газа с шельфа Сахалина и передачей в Японию до 25,5 млрд. кВт/ч в год9;
4) проекты развития приграничной торговли электроэнергией с Китаем, КНДР, Монголией. Ведутся строительные работы по возведению высоковольтной ЛЭП на юге Приморья направлением на КНДР. Подобные же проекты расширения экспорта электроэнергии в КНР существуют и в Амурской области (Благовещенск - Хэйхэ), планируется увеличить его до 1,5 млрд. кВт/ч. Окончание сооружения Бурейской ГЭС дает дополнительно около 7 млрд. кВт/ч; помимо этого, планируется ввести в эксплуатацию новые блоки на Хабаровской ТЭЦ-3, Благовещенской ТЭЦ, Сахалинской и Нерюнгринской ГРЭС10.
В целях экспорта электроэнергии в Китай на территории Амурской области планируется также строительство Нижнезейского каскада. В рамках последнего в 2008 г. начнется строительство Граматухинской ГЭС в районе с. Новокиевский Увал Мазановского района - мощностью 300 МВт. А в 20102012 гг. в районе пос. Поляковский Зейского района должно начаться сооружение Инжанской ГЭС мощностью 100 МВт.
Помимо данных проектов по экспорту сырья, существуют проекты и по нефтепереработке. В частности, на Харбинской международной ярмарке в 2006 г. был подписан контракт между китайской компанией «Сириус» (г. Хэйхэ) и ООО «Ланта-Петролеум» (г. Москва) о строительстве нефтеперерабатывающего завода на территории Амурской области. Для этих целей создано совместное предприятие «Амурская энергетическая компания» (65 % - доля китайского предприятия, 35 % - российского). Завод планируют разместить в районе с. Березовка (Ивановский район), проектируемая мощность переработки - 5 млн. тонн сырой нефти в год. Данное предприятие будет специализироваться на выпуске керосина, дизельного топлива и мазута. Первоначально сырье будет поступать цистернами по железной дороге, а в долгосрочной пер-
8 http://www.tatar-inform/news/economy/?id
9 Попов В.А. Энергетическая безопасность в СВА. Доступно из URL: http://www.adm.khv.ru/ invest2.nsf/AllNewsRus С. 7.
10 Ишаев В.И. Дальневосточные энергетические проекты: проблемы межрегиональной
и международной кооперации. Доступно из URL: http://www.adm.khv.ru/invest2.nsf/
AllNewsRus/
38
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(39)/2007
спективе планируется подключение к нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (от ст. Сковородино)11.
Если говорить об экономической составляющей безопасности, то реализация проектов в энергетической сфере, касающихся прежде всего переработки на территории Дальнего Востока РФ, может способствовать экономической интеграции азиатской части России в регион СВА и в АТР целом, притоку иностранных инвестиций, развитию промышленной инфраструктуры, а в комплексе - экономическому развитию и процветанию Дальневосточного федерального округа.
Положительные стороны от реализации есть и в социальном аспекте: снижение уровня безработицы за счет привлечения местных трудовых ресурсов к строительству, а в дальнейшем и к работе на проектируемых предприятиях. Возможно решение и демографических проблем благодаря повышению привлекательности региона для русского населения стран ближнего зарубежья и насаления отдельных регионов России.
Наряду с положительными последствиями от реализации энергетических проектов на Дальнем Востоке России существует и ряд потенциальных угроз национальной безопасности РФ. Прежде всего, наращивание производства первичной энергии (нефти и газа) превратит Дальний Восток в энергоизбыточный регион. К 2010 г. уровень производства здесь будет в 2 раза превосходить уровень внутреннего потребления, даже при условии многократного роста последнего. В перспективе это может привести к зависимости от рынков сбыта, от импортеров энергоресурсов. При плохом сценарии развития событий - к диктовке последними цен на сырье и снижению таковых до уровня, который не будет соответствовать национальным интересам России.
В числе угроз необходимо назвать и экологические проблемы, которые возникают уже сейчас, на стадии начала реализации проектов. Так, в августе 2006 г. губернатором Амурской области Леонидом Коротковым было подписано постановление о переводе части лесных земель в Сковородинском и Тындинском районах в нелесные в целях создания благоприятных условий для строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан». Последствия для экологической ситуации в области, и в целом на Дальнем Востоке, пока предсказать сложно. Но то, что при расчетах экономической целесообразности того или иного проекта экологические последствия, как имеющие пролонгированность в плане наступающих последствий, не учитываются разработчиками, настораживает.
При планировании и реализации тех или иных энергетических проектов необходим сбалансированный подход, учитывающий не только сиюминутную выгоду, но и весь комплекс социально-экономических, экологических и других аспектов национальной и региональной безопасности.
11 http://www.amurobl.ru (Официальный сайт администрации Амурской области).