Обеспечение энергетической безопасности Чешской Республики: Состояние и риск реализации угроз*
ведение
Ситуация в международных отношениях претерпела качественные изменения. Энергетика еще более, чем когда-либо, становится политическим инструментом стран -производителей энергетического сырья. Многие страны, которые традиционно были производителями и экспортерами энергоресурсов, вследствие своего экономического роста перестали экспортировать сырье и, более того, стали его импортерами (например, Китай). Эта тенденция побуждает к действиям.
В настоящее время Россия является для Чехии важнейшим поставщиком энергоресурсов (газ - 74% годового потребления; нефть - 71% годового потребления; топливо для атомных электростанций - с 2010 г. 100%). Однако даже российские эксперты подвергают сомнению перспективу бесперебойных поставок газа и нефти в связи с незначительным прогрессом в деле освоения новых месторождений. Более того, осенью 2005 г. Россия определила энергетику как инструмент для возрождения своего положения сверхдержавы в глобальном масштабе. ЧР должна принимать во внимание эту действительность и направлять свои усилия на диверсификацию источников сырья.
* Краткий перевод Доклада рабочей группы Комитета по координации внешней политики и безопасности Государственного совета по безопасности ЧР, выполненный Ю.А. Щербаковой, канд. ист. наук, старшим научным сотрудником ИНИОН РАН.
Не менее важной категорией для ЧР являются транзитные страны. Для нее стратегически значимо, чтобы эти страны (прежде всего Украина и Словакия) были в состоянии поддерживать и расширять свои транспортные мощности. Опыт показывает, что в интересах ЧР поддерживать развитие альтернативных путей транспортировки сырья.
Необходимо констатировать, что ЕС ни сейчас, ни в среднесрочной перспективе не способен гарантировать своим членам энергетическую безопасность. Энергетическая политика и далее остается объектом усилий национальных государств.
Сектор энергетики и минерального сырья имеет значительную инерционность развития, что предполагает заблаговременное принятие решений в этой области, результаты которых могут проявиться через 10-15 лет.
ЧР, зарубежные производители сырья и роль транзитных стран
Нефть
На протяжении длительного времени Россия поставляет на чешский рынок 2/3 ежегодно потребляемой нефти. При этом, по оценкам специалистов, РФ располагает только 6% разведанных мировых нефтяных запасов. После 2015 г. возможно снижение ее добычи в РФ и как следствие сокращение ее экспорта в Европу. С точки зрения Европы (ЕС) необходимо учитывать следующие два момента. Во-первых, Россия в настоящее время не располагает возможностями для освоения новых нефтяных месторождений, с тем чтобы постепенно заменять выработанные. Это обстоятельство обусловлено отсутствием инвестиций в геологические изыскания и неэффективными и непродуманными действиями российского правительства и нефтедобывающих компаний. Во-вторых, новые российские месторождения расположены в Восточной Сибири, и Россия рассчитывает направлять свои экспортные нефтяные потоки в азиатские страны, и прежде всего в Японию. Эти намерения вполне соответствуют российской концепции диверсификации импортеров, ставящей целью уменьшение зависимости российского нефтяного экспорта от Европы и достижение большей свободы в своей ценовой политике. 208
В российской энергетической концепции в качестве резервного источника энергетического сырья рассматривается Казахстан. Россия в состоянии контролировать практически весь его экспортный потенциал. Часть добываемой в Казахстане «легкой» нефти транспортируется по нефтепроводу Среднеазиатского консорциума (Тенгиз - Новороссийск). Однако, несмотря на планируемое увеличение его мощности, объемы транспортируемой по нему нефти возрастут незначительно. Остальная казахская нефть будет доставляться потребителям по российскими нефтепроводам, принадлежащим акционерному обществу «Транснефть». Это две ветки нефтепровода «Дружба» (северная: Белоруссия, Польша, Германия; южная: Украина, Словакия, Чешская Республика). Таким образом, Россия в соответствии с внешнеполитической стратегией, составной частью которой является контроль над поставками сырья и ценами на него как инструмент внешней политики, и далее сохранит влияние в регионе. Ключевым моментом является также монополия АО «Транснефть», контролируемого государством, над нефтепроводами, по которым осуществляется экспорт российской нефти.
Поставки нефти в ЧР осуществляются по двум нефтепроводам - «Дружба» из РФ (2/3 годовых потребностей) и Ингольштадт -Кралупы - Литвинов (был введен в эксплуатацию в 1995 г., годовая мощность составляет 10 млн. т нефти). По второму нефтепроводу в ЧР поступает так называемая «легкая» нефть с низким содержанием серы, например из Азербайджана. В ближайшей перспективе не представляется возможным увеличить его пропускную способность, так как его мощность в настоящее время лимитирована мощностью международного нефтепровода TAL, с которым он связан и который начинается в порту Терст. В долгосрочной перспективе возможное увеличение транспортируемой по нему нефти не будет иметь иных препятствий, кроме мощностей нефтеперерабатывающего завода в Кралупах.
Одной из угроз будущего может стать не только проблема все возрастающей сырьевой зависимости от России, но и зависимость от стран, по территории которых проходят трубопроводы. Это прежде всего Россия, Украина и Словакия. Речь идет о возможных политических осложнениях в российско-украинских отношениях и их негативном влиянии на транспортировку российской нефти по украинской территории. А также о постоянно ухудшающемся со-
стоянии украинских транзитных нефтепроводов, из которых 80% уже выработали свой ресурс или очень близки к этому. Украинская сторона фактически не располагает финансовыми средствами на ремонт трубопроводов. Также обращают на себя внимание возобновившиеся в последнее время российские попытки покупки украинских транзитных нефтепроводов.
Определенные проблемы могут осложнить и транзит нефти через территорию Словакии. В настоящее время он обеспечивается АО «Транспетрол». 49% его акций и управление находятся в руках «Юкос финанса», и можно предположить, что планировавшаяся передача этого пакета государству не состоится. В апреле 2007 г. истек пятилетний период, в течение которого словацкое правительство обладало правом запрета на продажу акций. Российское руководство прилагает значительные усилия для того, чтобы эта доля стала собственностью одной из лояльных по отношению к Кремлю компаний.
Природный газ
По оценкам специалистов, Россия располагает 27% разведанных мировых запасов газа. В соответствии с принятым решением использовать энергетику как ключевой политико-экономический инструмент для достижения (возрождения) положения сверхдержавы Россия ведет себя весьма активно в отношениях с государствами среднеазиатского региона, в котором сосредоточены богатейшие месторождения природного газа. В настоящее время она контролирует весь транзит природного газа и до 40% его мировых запасов, сосредоточенных в Туркмении, Узбекистане и Казахстане. Нельзя исключить, что после 2010 г. собственные экспортные возможности России резко сократятся. В соответствии с прогнозами, сделанными с учетом российских экспортных обязательств и роста внутреннего потребления, в ближайшие несколько лет она может столкнуться с дефицитом природного газа, достигающим 45% необходимого объема. Наряду с устареванием газопроводов и компрессорных станций имеет значение то, что значительные объемы газа используются для производства электроэнергии. Рост потребления электроэнергии привел зимой 2005-2006 гг. к дефициту в трех из 89 российских регионов. В следующем десятилетии россий-
ский монополист РАО ЕЭС прогнозирует дефицит электроэнергии в 16 регионах.
В соответствии с российской энергетической стратегией резервным источником газа должна стать Туркмения. Большая часть растущего объема экспорта туркменского газа будет направляться на внутренний российский рынок, за его счет также предполагается частично компенсировать снижение объемов российского экспорта и прогнозируемое увеличение спроса на природный газ в Европе. Ожидаемый дефицит Россия предполагает возместить за счет строительства новых АЭС. В Европу дополнительные объемы газа будут поступать как традиционными путями по газопроводам «Союз» (через Украину и Словакию) и «Ямал» (через Белоруссию и Польшу), так и по новым альтернативным газопроводам «Голубой поток» (через Турцию) и Североевропейскому/Балтийскому. Поставки российского природного газа из вновь открытых месторождений (Штокмановское в Баренцевом море и Бованенковское на полуострове Ямал) на европейский рынок следует ожидать не раньше, чем после 2012 г. Более того, огромный интерес к этим месторождениям проявляют США. По всей вероятности, Россия не только сохранит, но и усилит контроль над среднеазиатским регионом. Необходимо также упомянуть о монопольном праве «Газпрома» на экспорт российского газа и на его транспортировку по России. О слиянии «Газпрома» с государством (главным образом с элитой государства) и о его роли в качестве инструмента российской внешней политики в России говорят открыто.
В случае если ЧР не снизит объем поставок газа из России, ее могут ждать проблемы, связанные с зависимостью от его транспортировки по российской территории, а также по территориям Украины и Словакии. Возможные проблемы, как и в случае с доставкой нефти, могут возникнуть из-за политических осложнений в отношениях между Россией и Украиной и из-за неудовлетворительного технического состояния украинских газопроводов. В настоящее время наблюдается возобновление интенсивных попыток российской стороны приобрести украинские газопроводы. 74% объема импортируемого газа доставляется в ЧР по газопроводу «Союз», который одновременно служит транспортной артерией для поставок газа в Южную Германию, Францию, а также Силезию,
откуда в ЧР поступает оставшаяся часть (26%) ввозимого природного газа из Норвегии.
Транзит природного газа через Словакию также не обходится без проблем. Его обеспечивает компания «Словацкая газовая промышленность» (СГП) и «RWE Transgas». 51% акций СГП контролируется словацким государством, остальная часть является собственностью «ЭОЫ Ruhrgas» и «Gas de France». В настоящее время между RWE и «Газпромом» ведутся переговоры о заключении договора о поставках и транспортировке природного газа на период до 2020 г. Известно, что в случае точно таких же переговоров с немецкой ЭОЫ и «Газпромом» контракт на доступ к новым российским газовым месторождениям был заключен при условии передачи российской стороне газовых активов ЭОЫ в Венгрии. Можно ожидать, что «Газпром» проявит такой же интерес и к активам RWE в центральноевропейском регионе, а именно в ЧР.
В настоящее время на начальной стадии находится реализация проекта немецких фирм и «Газпрома» по строительству Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. После его завершения ЧР получит возможность получать газ из РФ альтернативным путем, минуя территории Украины и Словакии. Парадокс состоит в том, что эта ситуация способна создать угрозу чешским интересам в другой области - возможное снижение объемов поставок газа через Украину (так как для двух действующих газопроводов, очевидно, не будет хватать газа) негативно скажется на отечественных потребителях. Расходы по эксплуатации нефтепровода останутся на прежнем уровне, а доходы его владельцев снизятся, и эту разницу должен будет возместить чешский потребитель. Кроме того, снижение объемов транспортируемого транзитом через территорию ЧР газа привело бы к снижению доходов государства, взимаемых в качестве платы за транзит.
Выводы по нефти и газу
Идеальной диверсификацией энергетики страны является ограничение ее зависимости от одного внешнего сырьевого источника и одного пути транспортировки сырья 30%. В условиях Чехии, принимая во внимание размещение источников сырья и путей его транспортировки, обеспечение данного требования (как и в
случае с нефтью) представляется проблематичным. Учитывая степень зависимости ЧР от России как поставщика и Украины как ключевой транзитной страны, величину разведанных российских запасов газа, политико-экономический подход России к проблеме энергетического сырья, для Чешской Республики является настоятельным и непреложным требование проведения в долгосрочной перспективе политики целенаправленного снижения доли поставок газа этим источником. Ситуацию осложняет еще и то, что в настоящее время в руках частных предпринимателей находятся не только региональные распределительные сети, но и сеть транзитных газопроводов бывшей государственной компании «Трансгаз». Кроме этого, практически все новые продавцы, появляющиеся на отечественном либерализованном рынке газа, тем или иным способом связаны с «Газпромом».
Атомная энергетика и уран
С 2010 г. топливо для атомных электростанций в ЧР будет поставляться исключительно российской компанией ТУБЬ. Эти поставки, несмотря на высокое качество сырья и приемлемую цену, могут в будущем послужить источником проблем для чешской энергетики. Уже теперь Россия проецирует свои внешнеполитические интересы на вопросы поставок энергетического сырья (пока только в отношениях со странами СНГ). Под российским давлением Казахстан и Киргизия заключили весьма спорный с точки зрения выгодности договор о совместном использовании находящихся на их территории урановых месторождений, обогащении уранового сырья и поставках из России топлива для АЭС. Сходному давлению с целью обеспечения свободного доступа к урановым месторождениям противостоит в настоящее время Украина.
Еще один круг проблем связан с амбициозным российским проектом строительства в ближайшие 30 лет 40 новых блоков для АЭС. В основе данного проекта лежат прогнозы роста потребления природного газа и возникновения его дефицита для производства электричества. Мы до настоящего времени не имеем никакой информации об увеличении производства топлива для АЭС. Отсюда, учитывая вышеизложенное, можно ожидать снижение его поставок в страны СНГ и связанный с этим возможный дефицит. (Россия по-
ставляет в страны СНГ топливо по более низкой цене, чем в страны «дальнего зарубежья», например в ЧР.) Данная ситуация повлияет на экспортную цену топлива в сторону ее повышения и может быть использована Россией для достижения своих внутриполитических целей. Одновременно российское руководство укрепляет позиции государства в сфере атомной энергетики путем создания крупного холдинга, контролируемого государством. Угроза подорожания топлива для чешской энергетики в долгосрочной перспективе представляется реальной.
Учитывая рост цен на уран на мировых рынках, ЧР необходимо стремиться к достижению максимальной самодостаточности и диверсификации поставщиков ядерного топлива. Страны, обладающие собственными запасами уранового сырья (а ЧР относится именно к их числу) и нуждающиеся только в его переработке, несомненно, будут находиться в более выгодном положении, чем другие государства. Дальнейшие выгоды ЧР сможет получить от участия в совместном проекте европейских стран по строительству центра по обогащению урана, разрабатываемого под патронажем МАГАТЭ.
Выводы по атомной энергетике и урану
В случае строительства дополнительных мощностей необходимо принимать во внимание, что ныне действующие АЭС снабжены реакторами, работающими по советской технологии. Новые АЭС следует проектировать с учетом западных технологий. Тем самым будет достигнута столь желанная в сфере поставщиков ядерного сырья диверсификация. Окончание строительства АЭС «Темелин» с использованием технологий одной из стран - членов ЕС поможет уменьшить недовольство австрийского правительства и австрийских неправительственных организаций. Необходимо еще раз вернуться к обсуждению вопроса о продолжении добычи в Чехии урана с учетом требований охраны окружающей среды. Следует рассмотреть вопрос не только о продолжении разработки уранового месторождения Рожна, но и о геологической разведке новых месторождений, например в местечке Ханр.
Состояние и перспективы энергетической политики ЕС
Политика в сфере энергетики и выбор структуры энергетического сырья в настоящее время составляют компетенцию государств - членов ЕС, которые настаивают и на дальнейшем сохранении своего суверенитета в этих вопросах.
Газовый кризис в Украине в январе 2006 г. активизировал в ЕС дискуссию об энергетической безопасности и необходимости общей европейской стратегии в сфере энергетики. Была поставлена задача разработать специальный документ «An external security policy to serve Europe's energy interests». В марте и июне 2006 г. Европейский совет на своих заседаниях обсудил вопрос о выработке концепции европейской энергетической политике (Energy Policy for Europe). В начале 2007 г. ЕС принял пакет документов по энергетической политике, составной частью которого должны стать так называемый План действий (Action Plan) и Стратегическое энергетическое обозрение (Strategic Energy Review), в котором сформулированы основные задачи европейской энергетической политики на длительную перспективу. Этот документ планируется периодически обновлять (раз в два года).
В документах ЕС, посвященных энергетической политике, нашли свое отражение новые подходы. А именно энергетическая политика рассматривается в них как часть общей внешней политики и политики безопасности ЕС. В этой связи особое внимание уделяется диверсификации отношений со странами - производителями энергетического сырья и транзитными странами. Это, например, означает, что в области газа планируется развивать отношения не только с Россией (как это было до сих пор), но и с другими производителями (Алжир и т.д.). Однако выводы Европейского совета не совсем конкретны, в них отражаются противоречивость подхода к проблемам энергетической политики, что является следствием столкновения двух различных принципов, лежащих в основе деятельности ЕС, - наднационального и национально-государственного.
Энергетическая безопасность является для ЕС принципиально новым аспектом энергетической политики. До последнего времени основными ее направлениями в ЕС были экономия энергетических ресурсов, введение новых технологий, увеличение объемов использования возобновляемых источников, повышение конкурен-
тоспособности, либерализация рынка. Свою энергетическую политику ЕС разрабатывает с учетом глобального потепления.
Хотя в ЕС и обсуждается проблема рисков, связанных с зависимостью от единственного поставщика углеводородного сырья, однако до сих пор не были предложены конкретные пути для решения данной проблемы.
ЕС готовится к подписанию с РФ нового договора взамен существующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Частью нового договора должен стать раздел, посвященный энергетическим проблемам. Предполагается, что в итоге будет подписан двусторонний договор ЕС - РФ о сотрудничестве в сфере энергетики. Россия не хочет ни ратифицировать Энергетическую хартию, ни соблюдать основные принципы, которые в ней записаны. Российская концепция энергетического сотрудничества с ЕС основывается на принципах «обмена активами» и заключения долгосрочных контрактов в области газа и нефти. Россия также не приемлет предложения о продаже нефти/газа на границе ЕС. Она настаивает на продолжении политики подписания контрактов с отдельными национальными/наднациональными фирмами и странами -членами ЕС. Мандат Европейской комиссии на переговоры с РФ о новом соглашении позволяет ей настаивать на включение в это соглашение основополагающих принципов, содержащихся в Энергетической хартии. Поэтому можно предположить, что переговоры РФ-ЕС будут трудными и продолжительными.
Ряд государств - членов ЕС во главе с ФРГ не готов отказаться от национальных компетенций в сфере энергетики. Из трех наиболее значительных членов Евросоюза - ФРГ, Франции и Великобритании - только последняя готова формулировать свою энергетическую политику как часть общеевропейской. Одновременно эти страны, и прежде всего ФРГ, благодаря своим тесным отношениям с РФ эффективно влияют на ход и содержание переговоров ЕС-РФ. Внутри ЕС существует столкновение интересов как между большими и малыми странами, так и внутри группы больших стран. Более того, столкновение интересов существует и между ЕС и РФ. При этом некоторые члены ЕС занимают сходные с российскими позиции относительно содержания отношений между Евросоюзом и Россией.
Общие выводы
В конкретных климатических, географических и геологических условиях ЧР энергетическую безопасность следует обеспечивать и укреплять на следующих направлениях.
Качественное усиление роли атомной энергетики, для которого необходимо: 1) сохранять существующий уровень производства электроэнергии на основе ядерного топлива, продлевая первоначально запроектированный жизненный ресурс АЭС «Ду-кованы» и АЭС «Темелин»; 2) создавать на государственном уровне условия для дальнейшего качественного и количественного развития атомной энергетики; 3) повышать объемы производства электроэнергии за счет строящихся АЭС; завершить строительство АЭС «Темелин» и «Благутовице». Учитывая настоятельную необходимость в диверсификации поставщиков сырья для АЭС и принимая во внимание интересы соседних государств, на вновь строящихся электростанциях следует использовать технологию, разработанную в странах ЕС (Франции, ФРГ). В свете прогнозируемого недостатка ядерного топлива имеет смысл пересмотреть первоначальные планы по прекращению разработки чешских урановых месторождений. Специфика атомной энергетики позволяет создавать значительные запасы топлива.
Предпочтительное использование отечественного сырья. Целесообразно направить свои усилия на сохранение достигнутого уровня производства электроэнергии на базе отечественных углей, увеличить добычу бурого угля в ЧР, рассматривать имеющиеся запасы природного угля как стратегические резервы.
Экономия электроэнергии ( в этой области существуют значительные резервы).
Развитие возобновляемых источников энергетического сырья в той мере, в какой это позволяют объективные условия. Географическое положение ЧР не дает возможность делать ставку на исключительное использование ветра и воды для производства электроэнергии. Электростанции, работающие от силы ветра, создают проблемы, связанные с перепадами напряжения в электросетях. Все это отодвигает возобновляемые источники на второй план в достижении энергетической безопасности. Тем не менее ВЭИ играют свою незаменимую роль в диверсификации энергетических
источников. Экономически оправданным является повышение доли ВЭИ в структуре энергетического баланса до 6%.
Укрепление единого подхода стран - членов ЕС в области энергетической политики. На сегодняшний день ЕС не способен гарантировать энергетическую безопасность своих членов. Усилению безопасности могло бы способствовать проведение всеми членами ЕС общей энергетической стратегии: это не позволило бы России противопоставлять одно государство другому.
Поддержание выгодных двусторонних отношений со странами, откуда ЧР импортирует стратегическое минеральное сырье.
Из вышеперечисленного логически следует, что энергетическую безопасность укрепит:
- снижение объема ежегодных поставок нефти и газа из одного источника до 65%, а в долгосрочной перспективе за счет введения строгой экономии снижение потребления нефти и газа в целом (еще более актуальной данную стратегию делает отсутствие у России соответствующих возможностей для разведки и разработки новых нефтяных и газовых месторождений, а также ее намерения использовать энергетику в качестве политико-экономического инструмента для достижения глобального превосходства);
- создание стратегических запасов энергетического сырья;
- создание на государственном уровне или на уровне частных компаний стратегических запасов природного газа; принятие решения об обязательных запасах природного газа нуждается в техническом обосновании, для ЧР оптимальный объем стратегических газовых запасов должен составлять 0,5 млрд. куб. м;
- изыскание возможностей для импорта сжиженного газа;
- поиск альтернативных путей доставки нефти/газа;
- увеличение мощностей энергосетей, привлечение к этой проблеме внимания общественности с целью минимизации риска блокаутов;
- создание эффективных инструментов для достижения полной либерализации и более функционального развития рынка в ЧР с использованием антимонопольного контроля и регулирования.
Использованная литература
1. Доклад рабочей группы Комитета по координации внешней политики и безопасности Государственного совета по безопасности ЧР. - Прага, 2006, октябрь. - Режим доступа: www.izurlal.cz