Научная статья на тему 'Обеспечение электроэнергетической отрасли квалифицированными кадрами как важнейшая проблема энергетической безопасности России'

Обеспечение электроэнергетической отрасли квалифицированными кадрами как важнейшая проблема энергетической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / НАДЕЖНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ELECTRIC POWER INDUSTRY / RELIABILITY / SECURITY / SKILLED STAFF / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалёв Геннадий Фёдорович, Крупенёв Дмитрий Сергеевич, Лебедева Людмила Михайловна

В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения электроэнергетической отрасли России квалифицированными и опытными кадрами. Излагается история появления проблемы и причины ее возникновения. Дается характеристика современного состояния отрасли, приведены рекомендации по решению краткосрочных и долгосрочных кадровых задач, непосредственно влияющих на надежность и безопасность функционирования электроэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалёв Геннадий Фёдорович, Крупенёв Дмитрий Сергеевич, Лебедева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of skilled staff for electric power industry as a major problem of Russian energy security

The article examines the urgent problem of providing the Russian electric power industry with skilled and experienced staff. It describes the problem background and root causes. The current state of the industry is characterized and recommendations are given to solve short-term and long-term staff problems that have a direct effect on the reliability and security of the electric power industry.

Текст научной работы на тему «Обеспечение электроэнергетической отрасли квалифицированными кадрами как важнейшая проблема энергетической безопасности России»

УДК 621.311.1 (470+571)

Г.Ф. Ковалёв, Д.С. Крупенёв, Л.М. Лебедева1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения электроэнергетической отрасли России квалифицированными и опытными кадрами. Излагается история появления проблемы и причины ее возникновения. Дается характеристика современного состояния отрасли, приведены рекомендации по решению краткосрочных и долгосрочных кадровых задач, непосредственно влияющих на надежность и безопасность функционирования электроэнергетики.

Ключевые слова: электроэнергетика, надежность, безопасность, квалифицированные кадры, образование.

«Кадры решают все» - этот девиз всегда актуален как в любой хозяйственной отрасли, так и в любой сфере жизнедеятельности человека. Не исключением является и основная жизнеобеспечивающая отрасль - электроэнергетика. Как отмечалось в [1, 2], хотя разница в годах написания этих работ - 9 лет, к основным факторам, определяющим надежность и безопасность электроэнергетических систем (ЭЭС) и систем электроснабжения конкретных потребителей, относится, в том числе, высокая профессиональная квалификация и опытность персонала, обслуживающего отрасль, его дисциплинированность, ответственность, материальная и моральная заинтересованность в результатах труда, что характеризует так называемый «человеческий фактор».

Существенный ущерб российской электроэнергетике ошибочной кадровой политикой был нанесен начиная с 90-х годов прошлого века. Это и игнорирование технологического персонала, особенно на уровне общего управления (менеджмента), увеличение в управленческом штате энергетических компаний и организаций руководителей, не имеющих специального технического образования, снижение требований к профессиональной подготовке кадров, ослабление связей между энергетическими компаниями и вузами, готовящими специалистов для отрасли, большой объем недостоверной информации, подаваемый электроэнергетиче-

скими организациями в виде статистических данных и т.д. В магистратуру энергетических факультетов вузов принимают (а обучение всего два года) юристов, медиков, экономистов разных профилей и т.п. Дефицит квалифицированных кадров по энерготехническим специальностям в компаниях продолжает нарастать. И к тому же очень печальный факт - и в этой отрасли имеется криминальный оттенок. Самый последний известный факт, датированный декабрем 2016 г.: «В настоящее время Евгений Дод (бывший глава «РусГидро») добровольно в полном объеме возместил «РусГидро» причиненный ущерб», - приводит «РИА Новости» слова представителя Следственного комитета России (СКР). Также он уточнил, что ущерб составляет 198 млн рублей.

В действующем совете директоров ПАО «ФСК ЕЭС» ни одного энергетика по образованию, зато 6 - экономистов, один литератор, один юрист, трое имеют техническое образование, но не энергетическое.

Ситуация в отрасли есть прямое следствие ситуации с профессиональной подготовкой в России в целом. Одним из основных показателей национального благополучия является индекс ООН «развитие человеческого интеллектуального потенциала». Бывший СССР по этому показателю, главным параметром которого является уровень образования, занимал одно из первых мест в

1 Геннадий Фёдорович Ковалёв - ведущий научный сотрудник Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН, д.т.н., профессор, e-mail: kovalev@isem.irk.ru;

Дмитрий Сергеевич Крупенёв - старший научный сотрудник ИСЭМ СО РАН, к.т.н., e-mail: krupe-nev@isem.irk.ru; Людмила Михайловна Лебедева - старший научный сотрудник ИСЭМ СО РАН, к.т.н., доцент, e-mail: lebedeva@isem.irk.ru

Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в рамках реализации государственных программ Российской Федерации в 2014-2016 годах, млрд руб.

мире, в 2010 г. Россия находилась на 67-м месте, в 2012 - на 55-м, в 2014 на 57-м месте. В 2015 г. Россия вместе с Белоруссией поднялась на 50-е место. Это конечно, успех, но 50-е место для России - это все-таки очень далеко! В определяющей мере это остается обусловленным низкой долей расходов бюджета страны на образование. В развитых странах этот показатель превышает 12-15%. Продолжается падение расходов на развитие образования (см. рисунок - данные Министерства образования и науки РФ [3]).

Обратимся еще к одному исследованию [4] - «Важнейший параметр социальности государства - доля ВВП, приходящаяся на здравоохранение, образование, науку и культуру - на то, что называется социальными расходами государства для развития человека (СРРЧ). В Европе, Канаде и США эта доля составляет 20-25%, а в России - 10%».

Положение в электроэнергетике усугубляется еще и тем, что в производственной деятельности утрачен приоритет безопасности и надежности, принижен статус инженерных служб. Имевшие место в последнее время недостатки и аварии в Единой электроэнергетической системе (ЕЭС) России не имеют логического объяснения, кроме безграмотности и потери ответственности у руководящего персонала электроэнергетической отрасли. В уставах частных энергокомпаний основной целью их функционирования является получение максимальной прибыли. Ответственность владельцев, советов директоров и испол-

нительных органов компаний за ненадежность электроснабжения потребителей отсутствует.

Еще одну проблему в обеспечении кадрами можно назвать существенной - это территориальная проблема. В советское время действовало немало отраслей, которым требовались выпускники учебных заведений энергетического профиля. И поскольку в масштабах государства вопрос подготовки кадров был сбалансирован, у производственников всегда имелась уверенность, что на рынке труда специалисты, необходимые для формирования должной профессиональной среды, будут найдены (интервью советника генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» М. Грайвера от 29.01.2014). Сейчас ситуация другая. Молодые люди после окончания вузов и техникумов стремятся работать в более комфортных условиях и не желают ехать на периферию, под которой можно понимать все: из Москвы в Иваново, из Иркутска в Братск и т.д. в более дальние территориальные образования. То есть мы дожили до того, что потребности в квалифицированных кадрах практически полностью должны обеспечиваться за счет местных учебных заведений.

В электроэнергетике, как и в других отраслях, произошел провал в надежном профессиональном управлении отраслью. Огромные потери понесла и отраслевая наука, в связи с чем отсутствует анализ опыта, оценка затрат в надежность и ущербов от недостаточной надежности и не решаются многие другие вопросы функционирования и развития российской электроэнергетики.

Подготовка профессиональных кадров, и особенно рабочих, сократилась в несколько раз. К тому же небольшое количество профтехучилищ, работавших в РСФСР, предлагают вовсе закрыть, обосновывая отсутствием квалифицированных преподавательских кадров. Что же будет?

В 1991 г. в отрасли трудились 720 тыс. человек и выработка на одного работника составляла 1,5 млн кВтч. В 2005 г. работало уже 913 тыс. человек, а выработка упала на треть и составила только 1 млн кВт-ч. Штатный коэффициент вырос более чем на 25%, причем за счет роста управленческого персонала. При этом персонал технологического профиля уменьшился, что и приводит к снижению качества эксплуатации оборудования.

Для примера можно привести состав и структуру персонала ФСК. Так, в 2009 г. [5, с. 106, п. 6.6] численный состав работников на 31.12.2009 г. составил всего 11933 человека, в том числе административно-управленческий персонал 4640 (почти 40%), то есть на одного производственника приходилось почти один управленец. А среднесписочная численность персонала ПАО «ФСК ЕЭС» за 2015 г. [6] составила 23358 человек, что меньше предыдущего года (2014) на 4,1%, а по отношению к 2009 г. увеличилась почти вдвое.

В 2007-м предкризисном году ввод новых энергомощностей составил 2,3 млн кВт, что соответствовало уровню 1959 г., износ основных фондов соответствовал 1947 г., потери электроэнергии в сетях выросли до 14%, что соответствовало 1946 году. Доля отечественного оборудования в новых проектах - 35%, что соответствовало 1940 году.

В 2016 г. по потреблению мощности и электроэнергии Россия находится почти на уровне 1991 г.: 1991 г. - 153,5 тыс. МВт и 1017,6 млрд кВт-ч; 2016 г. - 151,1 тыс. МВт и 1026,9 млрд кВт-ч [7].

Все это результат, в том числе, и ошибочной кадровой политики. Проблеме обеспечения отрасли кадрами посвящалось и сейчас посвящается большое количество публикаций. Большинство авторов, специалистов в области электроэнергетики (Ю.Н. Кучеров, С.И. Магид,

Б.В. Папков, А.И. Таджибаев, В.И. Эдельман и др. [8-10]), отмечают, что прошедшие годы характеризуются недостаточно серьезным отношением к профессиональной политике, сохранению и поддержке высокопрофессиональных ведущих кадров и коллективов. Так, обращается внимание на то, что:

- предельно ослаблен институт главных инженеров. В отрасли имеет место снижение уровня квалификации руководящих кадров. Во многих крупнейших энергетических компаниях структура исполнительного аппарата сформирована без главного инженера, с распределенными техническими функциями. Технические специалисты с опытом работы и специальным инженерным образованием представляют в составе практически всех правлений ОАО абсолютное меньшинство;

- ряд ключевых организаций отрасли утратили не только свой статус ведущих/ головных организаций по различным функциональным направлениям (проектирование, энерготехнологии, головные образцы оборудования и др.), но и во многом утратили свой потенциал по разработке научно-технической документации (НТД), в частности ОРГРЭС, ВНИ-ПИ «Энергопром», ВНИИЭ, НИИЭС, РОСЭП, «Энергосетьпроект», «Гидропроект», «Теплопроект» и др. Фактически шло уничтожение советского кадрового наследия.

С реформированием проектных институтов отрасли утрачена (ликвидирована) их важнейшая функция - статус генеральной проектной организации, которая должна была сопровождать запроектированный объект на всем протяжении его жизненного цикла. Наглядный тому пример - отсутствие научно-технического надзора за работой уникальных гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС со стороны специалистов «Гидропроекта» и заводов-изготовителей оборудования. Утрачен ряд важнейших систем, поддерживавших выработку и обновление технических норм и правил, таких как оценка технического состояния оборудования, база данных аварийности, технико-экономиче-

ские характеристики оборудования, изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта. Разрушена система отраслевой научно-технической экспертизы. Небольшое количество оставшихся специалистов данного профиля уменьшается на глазах и уже не в состоянии удерживать в отрасли высокий научно-технический потенциал и технологии мирового уровня.

Глубокая дифференциация доходов населения привела к тому, что рабочие и инженеры электроэнергетической отрасли, оплата труда которых в СССР была одной из самых высоких, снизилась настолько, что перестала быть престижной в обществе. Особенно в сравнении с банковскими служащими, юристами и менеджерами в области общего администрирования, также членами управлений и советов директоров самих энергетических предприятий. К тому же очень прискорбно, прямо как у Салтыкова-Щедрина, появление «праздных генералов», которые занимают места в управленческих структурах нескольких компаний, не исключая организации совсем не по профилю (энергетические), а например, театральные, а ведь это не бесплатно. Это очень существенный момент, учитывая, что зарплата квалифицированного электрослесаря 5-6 разряда не превышает 9-11 тысяч рублей [11]. Но это несколько устаревшие данные. А вот свежие: средняя зарплата электрика в России составляет от 20 тыс. руб., а средняя зарплата - это когда один человек получает 2 000 000, а 100 человек 8000 руб., то в среднем они получат по 27 тыс. рублей. То есть в подобных случаях приводимые средние данные - это не показатели. А это работа в тяжелейших условиях труда: пыль, высокие температуры, электромагнитные поля, вибрации, повышенная влажность и другие вредные факторы. На объектах электроэнергетики имеет место дефицит таких кадров. Вот еще несколько цифр из обсуждения в Интернете зарплаты электромонтера: 24 августа 2016 г.: Алтайский край, 5 дней в неделю с 8 до 17 часов -10000 руб. в месяц 3-й разряд 4-я группа; 18 октября 2016 г.: Ставрополь, зарплата 17000 руб. в месяц - 5-й разряд 4-я группа; 30 декабря 2016 г.: Белгород - 18000 руб., 5-й разряд, 3-я группа.

При таких зарплатах ни о каком притоке молодых специалистов не может быть и речи.

Средний возраст работников электростанций превышает 50 лет. В то время как жалованье руководства компаний превышает зарплату работников в десятки раз, а годовые вознаграждения - в несколько десятков раз [6]. Ситуация, когда месячный доход члена правления компании равняется заработку электрослесаря за 50-100 лет его работы, не может способствовать представлениям о справедливом вознаграждении труда в коллективе. При этом штат аппарата управленцев живет своей финансовой жизнью, оторванной от технических забот энергообъектов.

Общеизвестно, что после начала эксплуатации оборудования его надежность и безопасность можно обеспечить только качественным техническим обслуживанием. Однако ремонтные службы были выведены за штат компаний и приватизированы, потеряли квалификацию и численность. В данном случае проявилось недопонимание важности обслуживания оборудования со стороны управленческих структур энергокомпаний, представители которых, как уже отмечалось, часто не имеют специального технического образования. Известно, что для выполнения ремонтных работ необходим квалифицированный, особым образом подготовленный и опытный персонал. Конечно, в настоящее время ремонтный персонал кое-где возвращается на объекты. Ремонт и обслуживание оборудования по его состоянию мало где внедрено из-за недостаточных затрат на диагностику.

А.Н. Шишкин - ныне вице-президент по энергетике и локализации ОАО «НК «Роснефть» еще 2 июня 2010 г., будучи в должности заместителя министра, выступая на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Повышение надежности и эффективности эксплуатации электрических станций и энергетических систем» ЭНЕРГ0-2010, посвященной выработке рекомендаций по актуальным проблемам эксплуатации оборудования, кадровому и информационному обеспечению энергетической отрасли, так и назвал свой доклад: «Для повышения надежности в отрасли нам нужны кадры и технологии».

Серьезность кадрового кризиса не только в электроэнергетике, но и в других отраслях экономики стала причиной многих специальных заседаний, где главная тема - развитие в России

профессионального образования. Президент страны правильно сказал: «Престиж рабочих профессий крайне низкий, нужна работа по созданию современных ПТУ». Но кроме переименования ПТУ в лицеи ничего не предпринималось и этот вопрос до сих пор стоит на повестке дня.

В Концепциях обеспечения надежности в электроэнергетике (2004, 2013 гг.) [1, 2], с точки зрения обеспечения надежности профессиональной деятельности (гл. 7.3 в [1]), были поставлены задачи:

• разработки и внедрения эффективной методики подбора и подготовки кадров;

• создания субъектами собственных систем профессиональной подготовки, переподготовки, поддержания и повышения квалификации персонала;

• разработки методического и правового обеспечения системы подготовки и аттестации персонала;

• совершенствования и внедрения программных средств обучения и тестирования знаний и др.;

• разработки и внедрения единых аттестационных требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативным управлением;

• пересмотра действующего состава правил, инструкций, методических указаний по безопасной организации управления, эксплуатации, обслуживания, ремонта, строительства, монтажа и наладки энергооборудования и энергообъектов;

• разработки и реализации действий по обеспечению привлекательности электроэнергетических профессий.

Также предлагались такие инструменты, как:

• психофизическая тренировка;

• полномасштабные тренажеры, воспроизводящие характеристики объекта управления и штатный оперативный человеко-машинный интерфейс;

• совместные противоаварийные тренировки оперативного персонала разных субъектов;

• в соответствии с регламентацией на ответственных объектах (крупные электростанции и подстанции) должна быть предусмотрена система управления производственной безопасностью, включающая систему внутреннего контроля и систему управления надежностью профессиональной деятельности.

Вызывает сожаление, но за прошедшие шесть лет в практическом плане не сделано фактически ничего. Более того, проблема продолжает усугубляться, несмотря на документы, принимаемые компаниями по поводу работы с персоналом, программ обучения (тренинга) кадров, мониторинга профессиональной деятельности и т.п. Объявлена даже «война за таланты», включающая в себя принципы приема на работу сотрудников, их обучение, планирование служебного роста, материальные и нематериальные подходы в отношении сохранности и удержания сотрудников. Но на практике эта «война» носит формальный характер, решает частные задачи и не затрагивает главные причины.

Привлечение в отрасль квалифицированного персонала - комплексная проблема: экономическая, нормативно-правовая, организационная, образовательная и политическая. Хорошие и добросовестные специалисты на дороге не валяются - подготовка такого персонала требует многоплановых усилий.

Проблема кадров в электроэнергетике, и не только в ней, приобретает черты системного кризиса в стране. Это отмечается многими специалистами. Выделяются следующие направления, ведущие к снижению эффективности решения кадровой проблемы:

- искусственная и поспешная замена в компаниях технического руководства всех уровней специалистами по общему управлению с полным отсутствием технических знаний;

- «кадровая яма» относительно технических специалистов высокой квалификации с опытом работы: научных работников академических и отраслевых институтов, проектировщиков, производственников, преподавателей. Резкое снижение численности докторов и кандидатов наук энергетического профиля.

Уход большинства из них в коммерцию, предпринимательство, отъезд за границу. Дефицит специалистов редких профессий (специалистов по особым режимам систем и оборудования, диагностики, испытаниям и т.п.);

- существенное снижение численности студентов вузов и колледжей для электроэнергетической отрасли и нежелание подготовленных специалистов работать в отрасли из-за снижения престижа и низкой оплаты труда, уход в предпринимательство (коммерцию);

- значительно снизившийся уровень физико-химической и математической подготовки выпускников школы, не позволяющий им успешно усваивать учебные дисциплины в технических вузах, что приводит к необходимости большого отчисления студентов с первых трех курсов. Как следствие, в вузах распространена обусловленная рядом причин порочная практика по доведению до выпуска из учебного заведения откровенно неуспевающих студентов. Снижение общеобразовательной подготовки является следствием разрушения школьной системы страны. Массовое закрытие школ, особенно сельских; катастрофическое сокращение численности учителей; их тяжелое материальное положение; крайние диспропорции в оплате труда педагогических работников. Право человека на образование, которое во многом определяется статусом педагога и оплатой его труда, не может и не должно зависеть от того, в бедном или богатом регионе страны ему довелось родиться. Кстати, в США зарплата учителя (педагога) по отношению к зарплате в отраслях производства составляет 129%, в России - 64%. В соответствии с установленным нынешним российским государством минимальным стандартом для семьи из 4-х человек (двое детей) на проживание необходимо как минимум -35000 рублей;

- снижение уровня корпоративного обучения технического персонала, проверки знаний, проведения тренировок персо-

нала на специальных тренажерах и т.п. Нежелание энергокомпаний организовывать производственную практику, руководство дипломным проектированием студентов энергетических специальностей, стажировку учащихся ПТУ на рабочих местах;

- отсутствие деятельности (по стране в целом), направленной на повышение качества подготовки специалистов электротехнического профиля на базе современных средств преподавания, новых информационных технологий, достижений научно-технического прогресса в области энергетики, расширения мировоззренческого кругозора посредством передачи знаний в области финансов, права и основ управления. Для освоения мирового опыта целесообразно более широкое приглашение для чтения лекций выдающихся отечественных и иностранных специалистов.

В новой «Концепции обеспечения надежности в электроэнергетике» [2], разработанной специально созданной комиссией Минэнерго РФ, рекомендации по улучшению ситуации с персоналом отрасли разделены на безотлагательные и стратегические.

К безотлагательным (экстренным) отнесены:

1. Немедленная смена кадровой политики. Смена подготовки менеджмента (базовое образование - электротехническое, дополнительное образование - экономическое и/или юридическое). Уменьшение численности чистого менеджмента. Увеличение инженерно-технического персонала. Уменьшение разрыва в заработной плате и вознаграждениях за счет роста оплаты рабочих, техников и инженеров.

2. Возрождение профессиональной подготовки рабочих, техников и инженеров. Резкое повышение качества специальной подготовки в области электроэнергетики студентов высших и учащихся средних учебных заведений. В настоящее время продолжает наблюдаться сокращение подготовки отраслевых специалистов всех уровней от профтехучилищ до вузов.

3. Привлечение к планированию развития и в эксплуатацию ЭЭС квалифицированного персонала. Срочность решения этой задачи вызвана

имевшей место массовой заменой специалистов электроэнергетиков на управленческий персонал общего профиля без специального энергетического образования. Нынешний состав руководящих кадров, работающих в отрасли, не способен предвидеть последствия принимаемых организационных и технических решений. Тем более он не сможет решать общегосударственную задачу модернизации отрасли.

4. Повышение индивидуальной ответственности персонала за результаты работы.

5. Система мониторинга в отрасли, которая должна, кроме всего прочего, включать в обязательном порядке мониторинг профессиональной деятельности по объектам, субъектам и конкретным их функциям.

Стратегические рекомендации связаны с процессами, которые имеют место в мире и в России - в частности. В настоящее время исследуются и формируются новые концептуальные положения развития электроэнергетики, соответствующие новым целям и тенденциям ее функционирования, с использованием современных методов и средств управления, новых информационных и коммуникационных технологий.

Новая концепция управления, получившая название «интеллектуальная система», является логическим следствием эволюционного технологического развития в формирующемся информационном и в будущем универсальном типе общественного производства.

Стратегическая цель создания «интеллектуальных систем» состоит в возможности ведения наиболее надежного, безопасного и экономически эффективного режима работы электроэнергетики в любой реальный момент времени при любых меняющихся внешних и внутренних условиях ее функционирования.

Управление интеллектуальными энергосистемами требует высочайшей квалификации персонала и строжайшего соблюдения технологической дисциплины. Таким образом, проблема обеспечения квалифицированными кадрами электроэнергетической отрасли в России в перспективе будет еще больше возрастать. Роль труда человека при переходе к информационному типу экономики будет существенно меняться. Интеллектуальный труд станет решающим фактором прогресса и развития, осно-

ванном на использовании новых идей, знаний и компетенции людей, воплощаемых в интеллектуальные технические инновации. Именно поэтому необходимым условием постоянного процесса совершенствования технологической базы отечественной электроэнергетики являются приоритетное развитие науки и образования (начального, среднего и высшего), квалифицированное и заинтересованное использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, генерируемых национальной инновационной системой. Поэтому к стратегическим следует отнести:

1. Необходимость ведения работы с кадрами на опережение, так как запас специалистов всех уровней должен быть создан раньше, чем наступит кризисная потребность в его использовании.

2. Модернизацию системы среднего и высшего образования по электроэнергетическим и электротехническим специальностям, предполагающую анализ и формирование системы подготовки кадров и повышения их квалификации. Цель такой модернизации - получение как углубленных современных теоретических и технических знаний, так и расширенного кругозора в области экономических знаний, особенностей работы рынков, правовых отношений и общего администрирования.

3. Оснащение учебного процесса новыми информационными технологиями, включая электронные учебники, дистанционное обучение и т.п.

4. Регламенты о надежности ЕЭС имеют системное значение. Одним из основных предметов регулирования, в том числе, должны быть единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативным управлением, проведением ремонтов, планированием режимов.

5. В современных условиях российской энергетике необходимо сформировать «запас надежности» на 20-30 лет, что предусмотрено Энергетической стратегией до 2030 года. А для достижения этой цели отрасли необходимо выстроить правильный заказ промышленности, научно-исследовательским и образовательным учреждениям.

6. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Отрасли требуется подготовка менеджеров, способных реализовать инновационные проекты в компаниях ТЭК, решать системные задачи, в том числе надежности и безопасности энергетических объектов. Для этого как минимум менеджер должен иметь основное энергетическое образование и дополнительное как управленец общего профиля.

7. Одной из системных проблем обучения руководящих работников и специалистов является отсутствие единых требований к их профессиональным компетенциям. Эти требования должны быть трансформированы в профессиональные и образовательные стандарты, совершенствование нормативной и законодательной базы обеспечения подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов, в том числе в электроэнергетике.

8. Углубленная «электрификация» населения в части безопасности, энергосбережения, пользования электроприборами, рационального их применения в быту и на производстве, привлекательности электроэнергетических профессий. Рекомендуется начинать обучение с детского сада и школьной скамьи. Не оставлять без внимания и взрослое население (реклама, познавательные радио- и телепередачи, брошюры).

Заключение

С целью обеспечения эффективности, надежности и безопасности профессиональной деятельности необходимы: разработка и внедрение

эффективной методики подбора и подготовки кадров, создание субъектами наряду с общегосударственными собственных систем профессиональной подготовки, переподготовки, поддержания и повышения квалификации персонала, разработка методического и правового обеспечения системы подготовки и аттестации персонала, совершенствование и внедрение программных средств обучения и тестирования знаний.

Важным аспектом подготовки оперативного персонала является психофизическая тренировка, а современным инструментом - полномасштабные тренажеры. В новых условиях необходимо разработать и внедрить единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность.

Предстоит пересмотр действующих правил, инструкций, методических указаний по обеспечению безопасности и надежности при организации управления, эксплуатации, обслуживания, ремонта, строительства, монтажа и наладки энергооборудования и энергообъектов.

Актуально также разработать и реализовать действия по обеспечению привлекательности электроэнергетических профессий. В свою очередь, система подготовки специалистов должна способствовать расширению кругозора, знаний и практических навыков (опытности) инженеров-электриков (техников, рабочих) в области экономики, особенностей работы рынков, правовых отношений, общего администрирования (менеджмента); формирование творческого и добросовестного отношения к работе, самостоятельного и критического мышления, умения принимать решения в сложных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция обеспечения надежности в электроэнергетике. М.: ЕЭС России, 2004, 48 с.

2. Концепция обеспечения надежности в электроэнергетике / Воропай Н.И., Ковалёв Г.Ф., Кучеров Ю.Н. и др. М: Энергия, 2013, 304 с.

3. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q =&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwiFk-LPt7nSAh UBL C wKHTXS CkEQFggiMA A&url=h

ttp %3A %2F%2Ffin. edu.ru%2FInfoPanel%2Fmin_ obr1.html&usg=AFQjCNEBYnLyneyIRqTPbB3-8uJMTOdb9Q&bvm=bv. 148747831,d. bGg

4. Нигматулин H.B. Где находится место встречи Академии наук и государства // Независимая газета. 22.02.2017.

5. Годовой отчет ОАО «ФСК ЕЭС» за 2009 год. 151 с. URL: http://www.fsk-ees.ru/media/File/ stockholders/otchet/years/2009.pdf

6. Годовой отчет ОАО «ФСК ЕЭС» за 2015 год. 285 с.

URL: http://www.fsk-ees. ru/upload/docs/2015 _ GO_smartversion_FSK_EES_i_prilozheniya.pdf

7. Отчет СО ЕЭС о функционировании ЕЭС в 2016 году. Официальный сайт АО ««СО ЕЭС».

8. Кучеров Ю.Н. О развитии системы обеспечения надежности в электроэнергетике страны // Электро. Электротехника, электро-

энергетика, электротехническая промышленность, 2009, № 6. С. 2-14.

9. Надежность и безопасность энергетики. № 1(8), 2010. С. 70-71; № 2(29), 2015. С. 28-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Энергобезопасность и человеческий фактор / Сб. статей под ред. С.И. Магида. М.: ТЕСТ, 2006, 115 с.

11. Григорьева Н. Своя фирма роднее //Правда, № 29, 2010, 16-18 марта.

Поступила в редакцию 03.03.2017 г.

G.F. Kovalev, D.S. Krupenev, L.M. Lebedeva2

PROVISION OF SKILLED STAFF FOR ELECTRIC POWER INDUSTRY AS A MAJOR PROBLEM OF RUSSIAN ENERGY SECURITY

The article examines the urgent problem of providing the Russian electric power industry with skilled and experienced staff. It describes the problem background and root causes. The current state of the industry is characterized and recommendations are given to solve short-term and long-term staff problems that have a direct effect on the reliability and security of the electric power industry.

Key words: electric power industry, reliability, security, skilled staff, education.

2 Gennady F. Kovalev - Leading Researcher at the Melentiev Energy Systems Institute, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Engineering, Full Professor, e-mail: kovalev@isem.irk.ru;

Dmitry S. Krupenev - Senior Researcher at the Melentiev Energy Systems Institute, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, PhD in Engineering, e-mail: krupenev@isem.irk.ru;

Lyudmila M. Lebedeva - Senior Researcher at the Melentiev Energy Systems Institute, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, PhD in Engineering, Associate Professor, e-mail: lebedeva@isem.irk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.