УДК 574:553.98(571.5)(571.56)
В.А. Павленко, А.Р. Ткачева СГГ А, Новосибирск
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОСВОЕНИЮ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ
В статье рассмотрены правовые и нормативно-методические основы регламентации и осуществления деятельности по освоению месторождений нефти и газа территорий нового освоения в РФ.
V.A. Pavlenko, A.R. Tkatchova SSGA, Novosibirsk
ECONOMIC AND ECOLOGICAL SECURITY ENSURANCE FOR THE INVESTIGATION AND DEVELOPMENT OF OIL-AND-GAS FIELDS
The paper presents legal and methodical foundations for the regulation of activities on the development of oil-and-gas fields on the unexplored territories of the R.F.
Для минимизации последствий неблагоприятного техногенного воздействия вся предстоящая хозяйственная деятельность, связанная с освоением месторождений нефти и газа и строительством магистрального нефтепровода, должна быть регламентирована с учетом действующих законодательных и нормативных актов федерального и территориального уровня. Прежде всего, это следующие Законы Российской федерации:
- Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г;
- Закон «О недрах» № 2395-1 в редакции от 10 февраля 1999 г;
- Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха» 1986 г;
- Закон «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-Ф3 от
14 марта, 1995 г
- «Водный кодекс российской федерации» № 74-ФЗ от 3 июня 2006 г.
А также ведомственные документы:
- Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на суше на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих. РД 51-1-96 (Минтопэнерго РФ и Минприроды РФ 25 января и 10 августа 1996 г);
- Составление проектных технологических документов на разработку нефтяных и газовых месторождений. РД 153-39-007-96. М., 1996;
- «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности ПБ 08-624-03». СПб.: ПИООБТ, 2003;
- «Отраслевое руководство по анализу и управлению риском, связанным с техногенным воздействием на человека и окружающую природную среду при сооружении и эксплуатации объектов добычи,
транспорта, хранения и переработки углеводородного сырья с целью повышения их надежности и безопасности». РАО «Газпром», 1996;
- «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах». АК «Транснефть», 1999.
Все проекты на проведение геологоразведочных работ подлежат обязательной экологической экспертизе, как документы, обосновывающие хозяйственную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на охрану и использование природных ресурсов, что регламентировано следующими документами:
- «Об экологической экспертизе» Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995;
- «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Приказ Госкомэкологии России № 372 от 16.05.2000 г.;
- «Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». Постановление Правительства РФ № 293 от 12.05.2005 г.
Действующая нормативная база, регламентирующая безопасное недропользование, учитывает все факторы и риски негативного воздействия на окружающую среду. Каждый рабочий проект содержит программу природоохранных мероприятий, направленных на исключение экологических нарушений и аварий. Тем не менее, опыт разведки нефтегазовых месторождений и эксплуатации НГК показывает, что невозможно полностью исключить аварии, особенно в сложных климатических условиях Сибири. Кроме того, экологические риски техногенного воздействия прямо зависят от масштабов охвата обширных территорий предстоящего освоения. К примеру, только общая длина будущих нефтепроводов в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) составит тысячи километров. Если принять, что частота аварий на этих нефтепроводах будет сопоставима с аварийностью на нефтепроводах в Западной Сибири (0,168 случая на 1 км трубопровода в год), то в течение года на нефтепроводах Восточной Сибири аварии возможны ежедневно, причем до 10 % из них достаточно крупные. Такое положение недопустимо и при проектировании необходимо предусмотреть самые надежные технологии прокладки и эксплуатации трубопроводов.
Как показывает опыт ведения геологоразведочных работ на месторождениях и экологического сопровождения строительства объектов магистральных нефте- и газопроводов, неблагоприятные экологические последствия техногенного вмешательства и высокая аварийность на объектах НГК предопределены следующими факторами:
- Неразвитостью или отсутствием систем экологического контроля состояния геологической среды па площадях бурения, промплощадках промыслов и прилегающих территориях;
- Недостаточной четкостью и оперативностью мероприятий по выявлению, оконтуриванию и ликвидации очагов загрязнений и последствий аварий;
- Неудовлетворительным методическим обеспечением оценки состояния трубопроводов, резервуаров и других сооружений.
Исходя из вышесказанного, следует при строительстве нефтепроводов и разработке месторождений предусмотреть следующие виды экологического мониторинга:
- Геологический мониторинг;
- Мониторинг подземных вод;
- Мониторинг поверхностных вод;
- Мониторинг почвенного покрова;
- Мониторинг растительного покрова;
- Мониторинг животного мира.
Также Программа освоения должна содержать следующие конкурентные технические решения в области природоохранных мероприятий и избегания большого количества экологических рисков:
- Совершенствование существующей системы передачи и обработки данных сейсмостанций, которая имеет ключевое значение при обеспечении экологической безопасности;
- Размещение постов сейсмического мониторинга должно охватывать не только линейную часть но и все основные объекты, в частности НПС, в зоне высокой сейсмичности;
- Контроль возможных негативных процессов с высокой скоростью протекания, в частности наиболее активных оползней, который должен производится с высокой частотой, не обеспечиваемой измерениями в режиме посещения;
- Определение пунктов контроля для ряда опасных геологических процессов (оползни, лавины, сели, карст), наблюдение геофизических полей на оползнях;
- Контроль криогенных процессов;
- Мониторинг медленных тектонических движений в зонах активных разломов;
- На этапе эксплуатации мониторинг почвенного покрова, развития процессов заболачивания и подтопления, за счет утечек нефтепродуктов на НПС и на участках задвижек;
- Мониторинг растительного покрова (редкие виды), общий контроль растительных сообществ;
- Учет сильного потепления климата, которое скажется на развитии криогенных процессов и должно быть учтено при проектировании системы мониторинга.
Использование усовершенствованной технологической схемы МНП позволит выполнять следующие операции:
- Перекачку нефти по схеме «из насоса в насос»;
- Переход на перекачку нефти по магистральному нефтепроводу мимо станции в случае ее остановки;
- Регулирование числа оборотов насосного агрегата с помощью частотно-регулируемого привода для плавного пуска магистрального насоса и для поддержания заданного давления на входе НПС;
- Сброс нефти от системы предохранительных клапанов в резервуары;
- Возможность кратковременной работы с пониженной подачей в режиме с подключенной емкостью при откачке нефти из резервуаров РВС 3000 в приемный коллектор работающей магистральной насосной.
Таким образом, поскольку нефтегазовый комплекс неизбежно увеличивает техногенную нагрузку на природные экосистемы, ключевым пунктом стратегии создания и развития нефтегазодобывающей промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) должна стать экологизация всех технологических процессов (запрет технологий без очистных сооружений, минимизация загрязнения природных сред и т. д.).
Прежде всего, исходя из долгосрочной перспективы работ по созданию и наращиванию новой для России базы нефтегазодобычи на обширной малоосвоенной территории в границах сразу трех субъектов федерации, представляется целесообразным разработать общую территориально адаптированную программу геоэкологического мониторинга на всех стадиях подготовки и освоения ресурсов нефти и газа.
Эту программу необходимо подготовить до начала масштабного разворота работ.
Структуру и направленность мероприятий программы должны определять следующие принципиальные позиции.
1. Программа должна быть территориально адаптированной: на основе имеющейся геолого-геофизической, геофлюидодинамической, ландшафтногеохимической и других видов информации следует выполнить экологогеологическое районирование территории предстоящего освоения и обосновать оптимальный комплекс параметров для адекватного описания состояния окружающей среды, контроля загрязнений и развития опасных геодинамических процессов.
2. На крупных базовых месторождениях - узлах перспективной нефтегазодобычи с ожидаемыми большими объемами извлечения углеводородов и перемещения сопутствующих флюидов - следует предусмотреть заложение локальных сетей геомониторинга состояния недр для наблюдения за состоянием криолитозопы, режимами геофлюидодинамических систем разреза, качеством подземных промышленных рассолов (гидроминеральное сырье) и подземных вод хозяйственно-питьевого значения.
3. Для правового обеспечения эффективной реализации экологического сопровождения подготовки месторождений и освоения ресурсов нефти и газа необходимо разработать и принять территориальные законы «Об экологической безопасности при создании и развитии нефтегазового комплекса (на территории субъекта федерации)».
4. В рамках этих законов следует в лицензионных соглашениях об условиях пользования участком недр четко сформулировать и закрепить обязательства владельца лицензии в отношении рационального использования недр и защиты окружающей среды. В этой части лицензионного соглашения рекомендуется перечислить основные требования рационального недропользования при геологическом изучении и разработке месторождения, в том числе - обязательства по предварительной геоэкологической оценке фонового состояния окружающей среды, а также по ведению производственного экологического мониторинга состояния недр и окружающей среды.
5. Нефтегазодобывающие компании для реализации мероприятий по снижению отрицательного воздействия производственных процессов на окружающую среду и минимизации вероятности получения исков за нарушения, допущенные в пределах своей зоны ответственности, организуют на каждом предприятии службы охраны окружающей среды. При этом возникает необходимость разработки единого отраслевого подхода к организации управления природоохранной деятельностью на всех этапах строительства, эксплуатации или реконструкции объектов НГК. Таким образом, формируется корпоративная система управления природопользованием, налаживается обратная связь между недропользователем и государством, между заказчиком строительства и подрядчиком.
Кроме того, корпоративная система внутреннего учета и контроля может служить падежным источником пополнения государственных банков данных о состоянии окружающей среды.
Производственный экологический контроль - основная задача экологических наблюдений и основной инструмент, обеспечивающий выполнение мероприятий по охране окружающей среды и восстановлению природных ресурсов на участках геологоразведочных работ региональной и поисково-оценочной стадий. На месторождениях и лицензионных участках с хорошими перспективами нефтегазодобычи необходимо выполнить более широкий комплекс геоэкологических исследований для определения естественного природного фона (уровня загрязнения окружающей среды в ненарушенном состоянии). Для производственного экологического контроля на стадии разведки и опытной эксплуатации целесообразно организовать систему стационарных наблюдательных пунктов с перспективой осуществления объектного геоэкологического мониторинга на эксплуатационных этапах освоения месторождений и строительства трубопроводов. Это позволит собрать реперные данные для оценки реального воздействия хозяйственной деятельности на объекты окружающей среды.
Перечисленные мероприятия производственного экологического контроля и геоэкологического мониторинга обязательны для исполнения при проведении геологоразведочных работ, независимо от принадлежности объектов к федеральному или распределенному фонду недр.
В результате системной научно обоснованной и экономически рациональной стратегии должна быть создана регионально-адаптированная система экологического мониторинга, оптимизированная в отношении эффективности контроля состояния окружающей среды и минимизации ущербов на региональном уровне.
© В.А. Павленко, А.Р. Ткачева, 2010